Riabov OV Fold of Motherland


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
В статье анализируются дискурсивные и недискурсивные спо собы легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации. Первая часть статьи посвящена тому, как в официальной риторике ис пользовались апелляции к праву и справедливости («правде»). Вторая часть сфокусирована на способах привлечения российскими СМИ об присоединение Крыма к Российской Федера ции, символ «Родина-мать», украинский кризис 2014 г., право, спра ведливость, внешнеполитическая пропаганда, политическая легити «Родина-мать открыла вам свои широкие объятия и приняла в свой дом как родных дочерей и сыновей», — об ращаясь к крымчанам, сказал президент России 9 мая 2014 г. в Севастополе, во время своего визита в Крым — первого после присоединения полуострова к РФ . Эти слова В. Путина пре следовали цель, очевидно, во-первых, легитимировать поли тику России в отношении Крыма, объясняя её материнской заботой и долгом защиты своих «детей», и, во-вторых, оправ дать действия власти, которая тем самым репрезентировалась в качестве выразительницы интересов и желаний Родины-ма тери. Какое место привлечение материнского символа Роди ны занимает среди аргументации, используемой российской стороной в легитимации присоединения Крыма? Проблема легитимации присоединени я Крыма уже получила освеще Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 15-03-00010 «Символ «Родины-матери» в символической политике со На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопределение. [Электронный ре сурс]: URL: http://www.newsru.com/russia/09may2014/putinsevast. ние в ряде работ . Напомню, что согласно П. Бергеру и Т. Лук ману, легитимация как способ «объяснения» и «оправдания» представляет собой многоуровневый процесс, включающий в себя апелляцию к символическому универсуму — системе теоретической традиции, впитавшей различные области зна чений и включающей институциональный порядок во всей его символической целостности . Иными словами, обращение к мифу, к символу, к сакральному является весьма эффектив Роль символов и метафор в риторике на международ ной арене — тема, которая вызывает активный интерес у ис следователей на протяжении двух последних десятилетий затрагивают её и в работах, посвящённых проблеме легитим ности в международных отношениях . Очев идно, в дискурсе Мать и мачеха: материнский символ России в легити мации присоединения Крыма к Российской Федерации // Женщина в российском обществе. 2014. № 4. С. 40–50; Крым на веки с Россией: Историко-правовое обоснование воссоединения ре спублики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией. М., Suslov M. “Crimea Is Ours!” Russian Popular Geopolitics in the New Media Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55. № 6. P. 588–609 . Russia as a “Divided Nation”, from Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol. 62, № 2. P. 88–97; Putin’s Crimea Speech, 18 March 2014: Russia’s Changing Public Po litical Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Ukraine. P. 13–36; . Vladimir Putin’s Last Stand: the Sources of Russia's Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. [Электронный ресурс]: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction/ См., напр.: Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. Princeton, 1993; Security Metaphors: Cold War Discourse from Containment to Common House. N. Y., 1996; The Prison as Metaphor: Re-imagining International Relations. N. Y., 2004; Steuter E., Wills D . At War with Metaphor: Media Propaganda and Racism in the International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers’ Handbook народных отношений существуют различные режимы легитимности; в силу известной специфики данной сферы, аргументы правового характера не всегда оказываются реша ющими, и не менее важную роль играет аргументация этиче ского характера — прежде всего, апелляция к справедливости. Цель данной статьи, построенной на анализе выступле ний Путина — прежде всего, его «Крымской» (март 2014 г.) и «Валдайской» (октябрь 2014 г.) речей, публикаций в россий ских печатных и интернет-изданиях, а также материалов бло гов и интернет-форумов за период с октября 2013 г. по ноябрь 2014 г., заключается в анализе способов легитимации полити ки РФ в отношении Крыма. В первой части статьи речь пойдёт об использовании российской стороной аргументов правово го и этического характера; во второй внимание будет уделено Анализируя место, которое занимала в легитимации присоединения Крыма апелляция к праву, необходимо при нимать во внимание, что на протяжении 2000-х и 2010-х гг. декларация приверженности нормам международного права (в первую очередь, уважение государственного суверенитета) была краеугольным камнем внешнеполитической риторики РФ. В случае с Крымом можно встретить четыре основных ар Во-первых, это ссылка на право наций на самоопределе ние, зафиксированное в Уставе ООН. Приводя в «Крымской» речи этот аргумент, Путин подчеркнул, что, назначая рефе рендум о независимости, Верховный совет Крыма исходил из той же ООН, на которую ссылалась в 1991 г. при само Во-вторых, это указание на демократичность референ дума. Президент заявил, что референдум прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и междуна родно-правовыми нормами, что абсолютно легитимный орган власти Крыма — парламент, избранный по украинскому зако ну — принял решение о проведении референдума, Деклара Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ В-третьих, это ссылка на юридический прецедент, напо минающая, что в аналогичной ситуации международное со В-четвёртых, это указание на то, что при передаче Кры ма и Севастополя в состав УССР в 1954 г. была нарушена нор ма советского законодательства, согласно которой для того, чтобы одну территорию союзной республики передать дру гой, нужно было согласие Верховного Совета одного и второго . Тем самым решение о передаче Крыма фактиче Помимо легитимации собственных действий, осущест Прежде всего, следует отметить принципиальную пози цию российской стороны, согласно которой в феврале 2014 г. в Киеве произошёл антигосударственный переворот. В «Крым ской» речи Путин заявил, что Украина в результате путча ли шилась легитимной исполнительной власти, многие государ ственные органы оказались «узурпированы самозванцами» и Кроме того, отказ Германии, Франции и Польши вы полнять обязательства гарантов, подписавших соглашение от 21 февраля 2014 г., также рассматривался как нарушение правовых норм западными державами, которое в значитель ной степени предопределило ответные действия России. В силу специфики международных отношений, в условиях на рушения права одними акторами мировой политики другие для защиты своих интересов также получают основания для Наконец, не менее значимыми были обвинения США в том, что те постоянно, на протяжении всего времени после окончания «холодной войны», игнорируют нормы междуна родного права, подменяя его правом сильного . В «Валдай Такая оценка в выступлениях Путина не встречается, однако в 2015 г. её дала Генпрокуратура России Генпрокуратура РФ: пере дача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/2075741 Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. ской» речи Путин говорит о необходимости уйти от прак тики двойных стандартов, обращая внимание на наиболее уязвимое с моральной точки зрения следствие их использо вания: фактически, подобная практика отрицает равенство людей и ставит под сомнение, что те обладают одинаковыми Между тем апелляция к морали играла особую роль в легитимации позиции России по крымскому вопросу. Уже позднее, в ноябре 2014 г., Путин в одном из интервью подчер кнул, что в основе международного права должны лежать та кие моральные принципы, как справедливость, равноправие, . Действительно, эти понятия использовались актив но; так, например, термин «справедливость» в «Крымской» речи встречается четыре раза, в Валдайской — пять; присое динение Крыма рассматривалось как восстановление справед . В «Крымской» речи Путин подчеркнул: «В сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемле мой частью России. Эта убеждённость, основанная на справедливости, была непоколебимой, передавалась из коления в поколение, перед ней были бессильны и Особое внимание хотелось бы обратить на привлече ние президентом ещё одного концепта — концепта «правда». «Правда» понимается в отечественной культуре как синтез права и справедливости, права и морали . Использование данного термина в контексте исследуемой темы представляет интерес потому, что в истории отечественной философской мысли он нередко служит для обозначения национальной Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/president/ О справедливости воссоединения Крыма с Россией Путин рас суждает и в интервью немецкому изданию, данном уже в 2016 г. Путин В. В. Интервью немецкому изданию Bild. Ч. 1. 11.01.2016. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/president/ г. Правда/Истина // Идеи в Рос сии. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski: специфики России; при этом важную роль играет противо поставление права как ограниченного выражения справед ливости, свойственного западной цивилизации, и «правды» как высшего выражения справедливости, характерного для российской цивилизации. В таком контексте пресловутый правовой нигилизм русских, антилегализм их ментальности, отмечаемый и в отечественных, и в зарубежных описаниях русского национального характера, превращается в досто инство. Вот как концепт «правда» включается в легитимацию присоединения Крыма в ноябрьском интервью: Путин гово рит о том, что Россия сильнее своих оппонентов потому, что «сила — в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим <...>. Вот если бы мы ощущали, что где-то, из вините, нагадили, поступили несправедливо, тогда у нас всё висело бы на волоске. <...> В данном случае у меня сомнений Рассмотрим, как при помощи данных концептов обо сновывается моральная правота «своих» и неправота «чужих». Справедливость анализируемого события демонстрировалась за счёт обращения к истории; в связи с этим вспоминают кре щение Руси князем Владимиром, присоединение Крыма в 1783 г., а также военные подвиги, совершённые в ходе Крым ской и Великой Отечественной войн . При этом, помимо по пулярного в территориальных спорах указания на древность обладания той или иной территорией, мы видим использо вание такого легитимационного ресурса, как напоминание о пролитой за Севастополь крови, которое призвано продемон Другой аргумент был связан с вопросами национальной безопасности страны. Контроль над Севастополем — это не обходимое условие безопасности России, между тем как новые власти в Киеве заявили о намерении добиваться скорейшего Путин В. В. Интервью информационному агентству ТАСС. 24.11.2014. [Электронный ресурс]: URL. http://kremlin.ru/events/ Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 В выступлении 9 мая 2014 г. на военно-морском параде в Севастополе президент использовал такой термин, как «верность исторической правде» ( Выступление на военно-морском параде 9 2014 года. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ вступления Украины в НАТО, что привело бы к появлению натовского флота в Крыму и возникновению угрозы для всего юга России . И с этой точки зрения действия России предла гается рассматривать как справедливую акцию, поскольку она в значительной степени носила оборонительный характер — в соответствии с принятым в теории международных отноше ний пониманием справедливой войны . Для демонстрации реального характера угрозы для страны, связанной с прибли жением западного военного блока к границам России, вновь используется исторический дискурс; в «Крымской» речи рас ширение НАТО маркируется в качестве продолжения «пре словутой политики сдерживания России, которая проводи В обоснование справедливости присоединения Кры ма Путин повторил свою известную оценку распада СССР как катастрофы, данную в послании Федеральному Собра нию 2005 г.; в частности, он сказал: «Миллионы русских лег ли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одно часье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым на родом в мире» . Президент подчеркнул при этом, что населе ние сегодняшнего Крыма в значительной степени состоит из Ещё один аргумент этического характера связан с тези сом об опасности, грозящей населению Крыма и Севастополя со стороны украинских национал-радикалов; тем самым дей ствия России, которая просто не могла не откликнуться на их призыв защитить их права и жизни, представлены как беско г. . Эволюция концепции справедливой войны в работах М. Уолцера // Вестник Адыгейского государственного уни верситета. Сер. 1. Регионоведение, философия, история, социология, Там же. Дискуссии о роли интерпретации русских как разделён ного народа в легитимации присоединения Крыма и месте этниче ского национализма в целом во внешней политике России анализи Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 Наконец, Путин предложил вспомнить исторические со бытия, респектабельность которых сегодня не ставится под со мнение (хотя они и не соответствовали существующему на тот момент законодательству), связанные с борьбой за независи мость и стремлением объединить разделённый народ: прежде всего, американскую Декларацию независимости и воссоеди Что касается приёмов делегитимации оппонента, связан ных с аргументами этического характера, то, прежде всего, не справедливостью называется само нахождение Крыма в соста ве независимой Украины. Решение о передаче его УССР было не только незаконным, но и несправедливым; обратим внима ние на едва ли случайное использование термина «тоталитар ный» для характеристики советской власти, направленное, по всей вероятности, на делегитимацию её политики в области Кроме того, утверждается, что власти Украины на про тяжении всех лет независимости относились к Крыму неспра ведливо и потому утратили моральное право на дальнейшее управление им. Это касается и неэффективности украинской государственности, сотрясаемой перманентными кризисами, и ассимиляционной политикой в отношении русских. Это ста ло особенно очевидным после «очередного государственного переворота», в результате которого к власти в Киеве пришли «националисты, неонацисты, русофобы и антисемиты» , по ставившие цель построить этнически чистое украинское го сударство, о чём свидетельствует появление законопроекта о Очевидным вызовом «правде» стало и то, что власть за хватили «идейные наследники Бандеры — приспешника Гит лера во время Второй мировой войны» . Память о Великой Отечественной войне является краеугольным камнем совре менной российской идентичности, и стремление «бандеров цев» поставить под сомнение подвиг советского народа деле Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 Там же. Там же. присоединения Таким образом, Россия возвращает своё, то, что ей принадлежит и по праву, и по «правде». Как отмеченные аргументы коррелировали с привлечением материнского Прежде всего, отметим, что мифологические представле ния о своей земле как порождающем начале распространены у многих народов. Особенно популярным материнский образ страны становится в эпоху Модерности, что было связано с идеологии национализма; метафора семьи игра ет исключительно важную роль в легитимации нации, в по стулировании «натуральности» национального сообщества По этой причине в XVIII–XIX вв. — в эпоху зарождения на ционализма — во многих странах получают распространение женские аллегории национальных сообществ, среди которых отметим «Британию», «Германию», «Мать Свею» в Швеции, «Гельвецию» в Швейцарии, «Ибернию» в Ирландии, «Мари анну» во Франции, «Колумбию» в Америке, «Мать-Латвию» и Вместе с тем необходимо принимать во внимание и фак тор, который обусловил особенную популярность в России представлений страны в материнском облике. В российской идентичности важную роль играет подчёркивание отличий России от Запада. В результате одним из символов такого про тивопоставления становится Россия-женщина, Россия-мать как воплощение смирения, бескорыстия, р елигиозности, ир . Gendering World Politics: Issues and Approaches in the Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Form. N.Y., 1985 The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity. N. Y., 1985. P. 23, 64 . Draw ing Conclusions: a Cartoon History of AngloIrish Relations, 1798–1998. Belfast, 1998. P. 67, 135 Visualizing the Nation: Gender, Rep resentation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca, 2001; Hunt T. L. De�ning John Bull: Political Caricature and National Identity in Late Georgian England. Burlington, 2003. P. 67; Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском кон тексте // Пол. Гендер. Культура: немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 2003. Вып. 3. C. 135–162; “Mother Latvia” in Constructing Self and Other: a Case of Latvian Carica ture, XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. Kristóf, K. Baraniec рациональности, соборности — т. е. ценностей, альтернатив «Родина-мать» — один из важнейших символов отече ственной культуры на протяжении столетий; он популярен и . Этот символ используется в разных типах дискурса: национальном, этническом, военном, гендерном, имперском, внешне- и внутриполитическом. Подчеркну, что его исполь зование во внешнеполитическом дискурсе, в репрезентациях отношений с соседями (особенно славянскими народами) по зволяет представить российскую политику в отношении этих народов как основанную на бескорыстной заботе и милосер дии, что накладывает на Россию-матушку особые обязатель ства и даёт ей особые права — тем самым являясь важной со ставляющей «мягкой силы» страны. Аналогичным образом в имперском дискурсе образ России как матери всех народов, проживающих на территории страны, способствует легити В обоснование особого характера отношений России и Крыма материнский символ использовался на протяжении всей постсоветской истории — о чём может свидетельство вать, например, привлечение на многих политических акци ях лозунга «Русские Крыма никогда не отрекутся от матери- . Этот символ приобретает особую популярность в Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры Рос сии // Вестник Тверского государственного университета. Серия Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры Рос «Родина-мать» как культурно-семи отический ресурс современного российского антиамериканизма // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. 4. С. К вопросу о ресемиотизации как форме символической политики: «Родина-мать» в политических практиках современной России // Лабиринт. Журнал социально-гуманитар Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры Рос «Дочки-матери»: женские аллегории этнорегио нов России в постсоветской монументальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 82–95; Мутаев У. К . Символ Родины-матери глазами жителей Дагестана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитар ноябре 2013 — феврале 2014 гг., во время событий Евромайда на, которые воспринимались как несущие угрозу русскоязыч ному населению Украины. Свержение В. Януковича и при ход к власти сторонников Евромайдана значительно усилили чувство опасности «бандеровского террора», и на митинге в Севастополе, состоявшемся через несколько дней после пере ворота, появляется плакат с уже другим мотивом — мотивом долга России-матери перед русскими жителями Крыма: «Рос сия! Мы брошенные дети твои» . К идее материнского долга я ещё вернусь, а пока подчеркну, что маркировка радикалов Евромайдана как неонацистов заняла исключительно важное место в риторике российской прессы с декабря 2013 г. Не уди вительно, что в период февраля — марта 2014 г. в связи с не обходимостью политической мобилизации жителей Крыма были широко задействованы образы Родины времён Великой Отечественной войны и связанных с ней практик коммемо рации, в том числе образ с плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Так, он появляется на агитационных материалах, под По мере того, как идея вхождения полуострова в состав РФ обретала всё большую поддержку, интенсифицировалось использование материнского символа. Так, в марте 2014 г., ког да в регионах РФ были организованы митинги в поддержку крымского референдума, по всему Омску правительством об ласти были установлены билборды «Своих не бросаем!», на которых Россия изображена в виде матери, а Крым — в виде . Этот факт позволяет предположить, что материн ский символ России вполне целенаправленно привлекался в символическую политику, направленную на легитимацию Результаты референдума были восприняты в России как закономерные, и их естественность также обосновывается при помощи символа Родины. Так, в телерепортажах российских Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial Times. 25.02.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ft.com/intl/ cms/s/0/d3fe0b06-9e 43-11e3-b429-00144feab7de.html#slide0 (дата об В Омской области проходит акция «Своих не бро саем!» в поддержку Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http:// каналов о празднествах по случаю успеха референдума при водились мнения жителей Крыма, среди которых звучали и такие: «Здравствуй, мама! Здравствуй, Родина!»; «16-го числа мы постучались родной матери в дверь, и она нам её открыла. ; «...Меня моя родная мама Россия отдала мачехе, ма чеха вначале нас гладила по головке, потом она давала под затыльники, и каждый раз всё больнее и больней. В конце концов, когда она уже просто захотела нас убить, мы начали кричать: «Мама, спаси нас». И тогда мама говорит: действи тельно, надо спасти. И вот сейчас состояние, что нас мама за Необходимо упомянуть, что символ России-матери ис пользовался и в событиях на Юго-востоке Украины. На первом этапе этих событий — до начала активных боевых действий в апреле 2014 г. — риторика была во многом сходной. Жители этих регионов — этнические русские — были представлены как блудные дети, стремящиеся вернуться домой, к России-ма тушке. Приведём в качестве примера текст, получивший ши рокое распространение в интернете: «Ну, здравствуй, Россия! // Ты нас узнала? // Это мы, Крым и Донбасс. // Ты же пом нишь нас, Родина Мама! // Помоги своим детям сейчас!!!» Мы вновь видим использование образа с плаката Тоидзе в ви зуальном дискурсе, на митингах и плакатах, призывающих принять участие в акциях протеста в Харькове и Донецке, Лу ганске и Николаеве . Он сопровождается антифашистскими призывами — например, на митинге в Николаеве: «Не пре дайте память своих дедов, которые сражались с фашисткой нечистью. <...> Родина мать зовёт. Да здравствует свободная Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную гавань». [Электронный ресурс]: URL: В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в цен тре города. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1tv.ru/news/ Здравствуй Россия, ты нас узнала? Это мы, Крым и Донбасс… [Электронный ресурс]: URL: http://news2.ru/story/401166/ (дата об нaпр.: [Электронный ресурс]: URL: 08.09.2014); [Электронный ресурс]: URL: . Исследуемый образ привлекали и российские . Особый резонанс получило включение данного об раза в дискурс протестных акций в Донецке; 7 апреля, когда протестующие захватили здание ОГА, один из активистов в прямом эфире сказал: «Мать Россия, помоги детям своим Донбассу!»; затем плакат с таким текстом вывесили на стену здания администрации . На следующий день российский по литик Э. Лимонов поместил в своём блоге текст под названием «Мать не должна бросать своих детей без помощи!», в котором говорилось: «Россия должна придти на помощь Народным Республикам Востока Украины. Ведь Россия — мать, мать не должна бросать своих детей без помощи» . Любопытно, что сторонники киевской власти ответили тем, что разместили на улицах Донецка билборды со слоганом «Мать-Украина! Бере ги Донбасс, как сына!» . Со временем использование образа России как матери этнических русских Юго-востока Украины в российских СМИ становится гораздо менее заметным; одна ко на Донбассе он продолжает пользоваться популярностью и сегодня; так, в интервью, данном в апреле 2016 г., глава Донец кой народной республики А. Захарченко сказал: «Если я до живу до того момента, когда у нас с матушкой Россией будет одно знамя и гимн, я смогу сказать, что сделал то, ради чего На «антимайданный» митинг в Николаеве собралось более ты сячи человек. [Электронный ресурс]: URL: http://archive.is/mzKhA См., напр.: Донбасс мечтает о матушке-России. И готовит вилы — встречать бандеровцев // Комсомольская прав да. 17.03.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/ Дончане обращаются к Матери-России: «Мать, не оставь нас в беде! Заступись и помоги!» / [Электронный ресурс]: URL: http:// Лимонов Э. Мать не должна бросать своих детей без помощи! [Электронный ресурс]: URL: http://limonov-eduard.livejournal. Фотофакт. В Донецке появились билборды «Мать-Украина! Бе 2014. [Электрон ный ресурс]: Глава ДНР Александр Захарченко: За на Легитимации политики России способствовало и при влечение такой модификации материнского символа, как образ России-медведицы, заботливо опекающей своего мед вежонка — Крым. В ряде исследований показано, что символ «русский медведь» — это западное изобретение, появившее ся около пятисот лет назад и используемое для поддержания идентичности Запада и обоснования негативного отношения к России . Лишь в постсоветский период отношение к «рус скому медведю» меняется и в России, и он приобретает по пулярность — не в последнюю очередь благодаря брендингу «партии власти», на логотипе которой изображён медведь. Однако в риторике на международной арене он использовал ся редко; официальные лица старались дистанцироваться от него, указывая на русофобский, расистский характер его при . Специфика же нынешней ситуации заключается в том, что теперь данный символ используется для самоиден тификации; одним из наиболее заметных проявлений этого стало его включение в выступление президента на сочинской встрече Валдайского клуба (ноябрь 2014 г.), когда он привле кается для иллюстрации тезиса о равноправии как основе справедливого миропорядка. Путин, говоря о вопросах за щиты интересов России, вспомнил выражение «что позволе но Юпитеру, не позволено быку» и заявил, что «медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет» и «своей тайги никому не отдаст» . В декабре 2 014 г., отвечая на вопрос о причинах ших павших друзей спросим обязательно // Комсомольская правда. апреля 2016. [Электронный ресурс]: «Русский медведь» как сим волический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской Академии наук. 2011. № 6. С. 114–123 Хрусталёв Д. Г. Россия как Медведь: истоки визуализации (XVI–XVIII) // Границы: альманах Центра этнических и национальных исследо ваний Ивановского государственного университета. Иваново, 2008. Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the “Five-Day War” // Russian Politics and Путин о политике РФ: русский медведь в другие земли не хочет. [Электронный ресурс]: URL: http://ria.ru/politics/20141024/1029951137. html (дата обращения: 10.02.2016). Заметим, что до этого Путин лишь однажды обращался к «медвежьему» символу: в интервью немецкой обострения отношений с Западом, президент вновь сравнил Россию с медведем, который не должен расслабляться, чтобы не потерять зубы и когти и не стать охотничьим трофеем в виде чучела . Об изменениях в отношении общества к этому символу говорят и данные социсследований. Так, в ходе все российского репрезентативного опроса (N 1500), проведён ного в сентябре 2015 г., в ответ на вопрос «С какими образами Вы ассоциируете Россию?» 12 % респондентов назвали образ медведя (во время аналогичного опроса 2003 г. таковых было Возвращаясь к вопросу об информационной политике, связанной с присоединением Крыма, отмечу появление мно гочисленных карикатур и демотиваторов, наделяющих «рус скую медведицу» не только силой, но и заботой. На них она проявляет материнское участие (и материнскую властность) по отношению не только к Крыму, но и к другим «медвежа там», в число которых авторы изображений помещают и Бело руссию, и Казахстан, и даже Сербию . Показательно, что сна чала в облике медвежонка изображалась и Украина, и вопрос о том, как менялись границы между «своими» и «чужими» в дискурсе легитимации, тесно связан с материнским символом. На первом — «докрымском» — этапе конфликта, в но ябре 2013 — феврале 2014 гг., Украина была представлена в российском интернет-пространстве как жертва заговора за падных держав, ударной силой которого выступили «банде ровцы». По регионам России проходили митинги в поддержку “Handelsblatt” (сентябрь 2009 г.) он высмеял попытки предста вителей стран ЕС создать образ России как «медведя, который хочет всех поглотить» (Путин: Россия не медведь, который хочет всех по глотить. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gazeta.ru/news/ Владимир Путин: как только русский медведь расслабится, из него сделают чучело // Вести.Ru. 18.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id 2209651 (дата обращения: Образ Родины — в натуре // РОМИР. 29.09.2015. [Электронный ресурс]: URL: http://romir.ru/studies/709_1442955600/ (дата обраще Об особенностях образа материнской любви в отечественной культурной традиции см., напр.: Материнская и отцов ская любовь в русской средневековой традиции // Женщина в рос «братского украинского народа». Эти настроения отразились и в визуальном дискурсе; так, на рисунке, призывающем «Все на защиту Украины!», помещён образ «Родины-матери» с Ма маева кургана . Однако затем, после того как было объявлено о проведении крымского референдума, и между двумя госу дарствами усиливается напряжённость, Украина переходит в число «чужих», и её чуждость Крыму репрезентируется при помощи метафоры мачехи. Противопоставление России-ма тери и Украины-мачехи в их отношении к Крыму становится востребованным риторическим приёмом . Популярный текст содержал такие слова «Крыма», обращённые к «Украине»: «Не плачь по мне, Украина. 23 года ты была мне мачехой. Ты хоте ла обнести меня колючкой и извести моих детей только за то, что они разговаривают по-русски. Ты пыталась навязать мне твою придуманную историю, твой язык и твоих «героев». Ты превратила Севастополь в город барыг и торгашей, развалив все предприятия и заводы стратегического значения. Теперь я иду домой, туда, где моя семья. Я возвращаюсь к матери! До мой, в Россию! Не плачь по мне, Украина! Никогда не бывший Подводя итоги, отметим, что на практике были задей ствованы различные режимы легитимации российской по литики: как дискурсивные, предполагающие апелляции к аргументам правового и этического характера, так и не дис курсивные, связанные с апелляцией к мифам и символам. Ма теринский символ Родины широко использовался в ритори ке, посвящённой присоединению Крыма к РФ, и подкреплял аргументацию этического характера, показывая, что полити Напр.: Крым — трагедия пасынка у Украины-мачехи. [Элек тронный ресурс]: URL: http://ruskline.ru/special_opinion/krym_ my_s_toboj/ (дата обращения: 08.09.2014); Крым — это ребёнок, ко торого забрали у матери, и его воспитывала мачеха. [Электронный ресурс]: URL: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id 55458 (дата об ращения: 08.09.2014); Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украи ны и Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http://okara.org/2014/04/ Россию. [Электронный ресурс]: URL: ка России соответствует если не международному праву, то Во-первых, его использование было призвано иллюстри ровать идею о том, что право собственности на Крым при надлежит России: мать обладает особыми правами на своего ребёнка, которого она родила и вскормила. Россия и Крым связаны родственными, т. е. естественными узами, которые носят органический характер — в отличие от искусственных, договорных отношений, которые только и могут связывать Украину с ЕС. Эти органические связи сильнее правовых, до говорных, — формальная принадлежность не может заменить Во-вторых, тем самым вмешательство России в ситуацию на полуострове представлено как не только её право, но и обя занность: в силу тех обязательств, которые каждая мать имеет В-третьих, репрезентации страны как матери позволяют моментально мобилизовать те значения, которые закреплены за материнским символом в истории человеческой культуры: Россия — это добрая, миролюбивая, бескорыстная страна, по литика которой продиктована заботой о мире и сохранении жизни. Заметим, что репрезентации собственной страны при помощи образов женщин — обычный приём военной пропа ганды, призванный убедить в чистоте намерений своей дер В-четвёртых, использовался огромный мобилизацион ный потенциал символа «Родины-матери», накопленный за многовековую историю его существования. В ситуации про тивостояния с киевскими властями особенно эффективным При этом подчёркивалась непреходящая ценность материн ского начала и традиционной семьи, что было принципиальным в контексте дискуссий о происходящих в западных странах изменени ях гендерных норм ( Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Pu tin // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61. № 2. P. 23–35; abova T., “Gayromaidan”: Gendered Aspects of the Hegemonic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and было обращение к образам Великой Отечественной войны и практик коммеморации послевоенного периода. Это позволя ло представить ситуацию как связанную с реальной опасно стью для страны, необходимостью защиты жизненно важных В-пятых, этот образ помогал установить связь нынешних событий с периодом Великой Отечественной войны и пред ставить политику в отношении новых властей Украины как Наконец, в-шестых, образ Украины-мачехи иллюстриро вал несправедливое отношение Киева к Крыму на протяже нии всех лет независимости страны и тем самым способство Донбасс мечтает о матушке — России. И готовит вилы — встречать бандеровцев // Комсомольская правда. 17.03.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/ В Севастополе тысячи людей слушали речь В. Путина в цен тре города. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1tv. Владимир Путин: как только русский медведь расслабится, из него сделают чучело // Вести.Ru. 18.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id 2209651 Генпрокуратура РФ: передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. [Электронный ре сурс]: URL: http://tass.ru/politika/2075741 (дата обраще Дончане обращаются к Матери-России: «Мать, не оставь нас в беде! Заступись и помоги!». [Электронный ресурс]: URL: http://marina-yudenich.livejournal.com/feed (дата обраще Жители Крыма искренне рады возвращению «в родную га вань». [Электронный ресурс]: URL: http://www.ntv.ru/ Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ Здравствуй Россия, ты нас узнала? Это мы, Крым и Донбасс… [Электронный ресурс]: URL: http://news2.ru/story/401166/ Глава ДНР Александр Захарченко: За на ших павших друзей спросим обязательно // Комсомоль ская правдa. 21.04.2016. [Электронный ресурс]: www.kp.ru/daily/26517.4/3536279/?broadcast.number 1 Крым идёт в Россию. [Электронный ресурс]: URL: http:// Крым — трагедия пасынка у Украины-мачехи. [Электронный ресурс]: URL: http://ruskline.ru/special_opinion/krym_ Крым — это ребёнок, которого забрали у матери, и его мачеха. [Электронный ресурс]: vecherka.su/katalogizdaniy?id 55458 (дата обращения: Мать-или-мачеха? Семейная переписка Украины и Крыма. [Электронный ресурс]: URL: http://okara.org/2014/04/ На «антимайданный» митинг в Николаеве собралось бо лее тысячи человек. [Электронный ресурс]: URL: http:// archive.is/mzKhA (дата обращения: 10.03.2014). На военном параде в Севастополе Путин потребовал от других стран уважать право россиян на самоопредeлeниe. [Электронный http://www.newsru.com/russia/09may2014/ Образ Родины — в натуре // РОМИР. 29.09.2015. [Электрон ный ресурс]: URL: http://romir.ru/studies/709_1442955600/ Плакaт. [Электронный ресурс]: URL: v608022785/3bd5/0EK5xTcPw0w.jpg (дата обращения: [Электронный ресурс]: URL: new/�lestore/dnepropetrovsk3003.jpg (дата обращения: Путин: Интервью информационному агентству ТАСС. 24.11.2014. [Электронный ресурс]: Путин. Интервью немецкому изданию Bild. Ч. 1. 11.01.2016. [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/events/ Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/ Путин В. Выступление на военно-морском параде 9 мая года. [Электронный ресурс]: URL: ru/events/president/transcripts/20992 (дата обращения: Путин о политике РФ: русский медведь в другие зем ли не хочет. [Электронный ресурс]: URL http://ria.ru/ politics/20141024/1029951137.html (дата обращения: Путин: Россия не медведь, который хочет всех поглотить. [Электронный ресурс]: URL. http://www.gazeta.ru/news/ В Омской области проходит акция «Своих не Крыма. [Электронный ресурс]: http://omskregion.info/item.asp?id 19248 (дата обра Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial 25.02.2014. [Электронный ресурс]: URL: ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06-9e 43-11e3-b429-00144feab7de. Лимонов Э. Мать не должна бросать своих детей без помо щи! [Электронный ресурс]: URL: http://limonov-eduard. Фотофакт. В Донецке появились билборды «Мать-Украина! Береги Донбасс, как сына!» // Сегодня.ua. 11 апреля 2014. [Электронный ресурс]: URL: 512079.html (дата обращения: 10.02.2016). Крым навеки с Россией: Историко-правовое обо снование воссоединения республики Крым и города Сева Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. [Электронный ре сурс]: URL: http://www.i Правда/Истина // Идеи в России. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-pol sko-angielski: W 4 t. / Pod red. A. De Lazari. Łódź, 2001. T. 4. «Дочки-матери»: женские аллегории этнорегио нов России в постсоветской монументальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследова . Эволюция концепции справедливой войны в работах М. Уолцера // Вестник Адыгейского государ ственного университета. Сер. 1. Регионоведение, филосо фия, история, социология, юриспруденция, политология, Мутаев У. К . Символ Родины-матери глазами жителей Даге стана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал со циально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 126–135. Россия как Медведь: истоки визуализации (XVI–XVIII) // Границы: альманах Центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета. Иваново, 2008. Вып. 2: Ви «Русский медведь» как сим волический пограничник // Труды Карельского научного Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного универси Рябов О. В . Мать и мачеха: материнский символ России в леги тимации присоединения Крыма к Российской Федерации Материнская и отцовская любовь в русской сред невековой традиции //Женщина в российском обществе. «Родина-мать» как культурно-семи отический ресурс современного российского антиамери канизма // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных К вопросу о ресемиотизации как форме симво лической политики: («Родина-мать» в политических прак тиках современной России) // Лабиринт. Журнал соци Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культу ра: немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Putin’s Crimea Speech, 18 March 2014: Russia’s Changing Public Political Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Rus Security Metaphors: Cold War Discourse from Con Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. . Drawing Conclusions: a Cartoon “Mother Latvia” in Constructing Self and Other: a Case of Latvian Caricature. XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. Kristóf, K. Baraniecka-Olszewska. Buda De�ning John Bull: Political Caricature and National Visualizing the Nation: Gender, Representation, and . Russia as a “Divided Nation”. From Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // Problems of Post-Communism. 2015. Vol. The Prison as Metaphor: Re-imagining International The Image of Man: the Creation of Modern Masculin Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers’ Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Russia in Representations of the “Five-Day War” // Russian Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Putin “Gayromaidan”: Gendered Aspects of the Hegemonic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War in Steuter E., Wills D . At War with Metaphor: Media Propaganda and “Crimea Is Ours!” Russian Popular Geopolitics in the New Media Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Gendering World Politics: Issues and Approaches in . Vladimir Putin’s Last Stand: the Sources of Russia’s Ukraine Policy // Post-Soviet Affairs. 2015. Vol. 31. № Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Рябов Олег Вячеславович The paper deals with analysis of the discursive and non-discursive ways of legitimation of Crimea joining the Russian Federation. The �rst part of the paper focuses on Russian of�cials’ calls to law and justice (“pravda”). The second part is devoted to the Russian media’s employing the image of Russia as a mother which was aimed to support the calls to Crimea joining the Russian Federation, symbol of the Motherland, Ukrainian crisis of 2014, law and justice, international Oleg Riabov Philosophical Donbass mechtaet o matushke — Rossii. I gotovit vily — vstrechat’ banderovtsev V Sevastopole tysyachi lyudey slushali rech’ V. Putina v tsentre goroda. URL: http://www.1tv.ru/news/social/254433 Vladimir Putin: kak tol’ko russkiy medved’ rasslabitsya, iz nego sdelayut Genprokuratura RF: peredacha Kryma Ukraine v 1954 godu ne sootvetst vovala Konstitutsii SSSR. URL: http://tass.ru/politika/2075741 (data Donchane obrashchayutsya k Materi-Rossii: «Mat’, ne ostav’ nas v bede! Zastupis’ i pomogi!». URL: http://marina-yudenich.livejournal.com/ Zhiteli Kryma iskrenne rady vozvrashcheniyu «v rodnuyu gavan’». URL: http://www.ntv.ru/novosti/862620 (data obrashcheniya: 08.09.2014). Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valday». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46860 (data obrashche Zdravstvuy Rossiya, ty nas uznala? Eto my, Krym i Donbass… URL: Glava DNR Aleksandr Zakharchenko: Za nashikh pavshikh druzey sprosim obyazatel’no // Komsomol’skaya pravda. Krym idyet v Rossiyu. URL: http://galina-lyakhova.blogspot. com/2014/03/normal-0-false-false-false-ru-x-none-x.html (data obra- - Krym — eto rebyenok, kotorogo zabrali u materi, i ego vocpity-vala ma chekha. URL: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id 55458 (data Mat’-ili-machekha? Semeynaya perepiska Ukrainy i Kryma. URL: http:// Na «antimaydannyy» miting v Nikolaeve sobralos’ bolee tysyachi chelo vek. URL: http://archive.is/mzKhA (data obrashcheniya: 10.03.2014). Na voennom parade v Sevastopole Putin po-treboval ot drugikh stran uvazhat’ pravo rossiyan newsru.com/russia/09may2014/putinsevast.html (data obrashche Obraz Rodiny — v natur e // ROMIR. 29.09.2015. URL: http://romir.ru/ Plakat. URL: http://maloros.ru/new/�lestore/dnepropetrovsk3003.jpg Interv’yu informatsionnomu agentstvu TASS. 24.11.2014. URL: Interv’yu nemetskomu izdaniyu Bild. Ch. 1. 11.01.2016. URL: Obrashchenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. 18 marta 2014 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (data obra- Vystuplenie na voenno-morskom parade 9 maya 2014 goda URL: Putin o politike RF: russkiy medved’ v drugie zemli ne khochet. URL Putin: Rossiya ne medved’, kotoryy khochet vsekh poglotit’, URL. http:// V Omskoy oblasti prokhodit aktsiya «Svoikh ne brosaem!» v Sevastopol Yearns for Mother Russia // Financial Times. 25.02.2014. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/d3fe0b06- 9e 43-11e3-b429-00144feab7de.html#slide0 (data obrashcheniya: Mat’ ne dolzhna brosat’ svoikh detey bez pomoshchi! URL: Fotofakt. V Donetske poyavilis’ bilbordy «Mat’-Ukraina! Beregi Don bass, kak syna!» // Segodnya.ua. 11 aprelya 2014. URL: http://www. segodnya.ua/politics/society/v donecke poyavilis bilbordy mat ukraina beregi donbass kak syna 512079.html (data obrashcheniya: Krym naveki s Rossiey: Istoriko-pravovoe obosnovanie vos soedineniya respubliki Krym i goroda Sevastopol’ s Rossiyskoy Fede Sotsial’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sot siologii znaniya. u.ru/biblio/archive/ berger_reality_social_construction/default.aspx (data obrashcheniya: Pravda/Istina // Idei v Rossii. Ideas in Russia. Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski: W 4 t. / Pod «Dochki-materi»: zhenskie allegorii etnoregionov Rossii v postsovetskoy monumental’noy ritorike //Labirint. Zhurnal sotsia Evolyutsiya kontseptsii spravedlivoy voyny v rabotakh M. Uoltsera // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Regionovedenie, �loso�ya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudent Simvol Rodiny-materi glazami zhiteley Dagestana (na ma teriale interv’yu) // Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issle Rossiya kak Medved’: istoki vizuali zatsii (XVI–XVIII) // Granitsy: al’manakh Tsentra etnicheskikh i na tsional’nykh issledovaniy Ivanovskogo gosudarstvennogo universite «Russkiy medved’» kak simvolicheskiy pogranichnik // Trudy Karel’skogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy «Rodina-Mat’» v istorii vizual’noy kul’tury Rossii // Vest nik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya». 2014. Mat’ i machekha: materinskiy simvol Rossii v legi-timatsii prisoedineniya Kryma k Rossiyskoy Federatsii // Zhenshchina v ros Materinskaya i ottsovskaya lyubov’ v russkoy srednevekovoy traditsii //Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. 1996. № 1. S. «Rodina-mat’» kak kul’turno-semiotiche skiy resurs sovremennogo rossiyskogo antiamerikanizma // Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniy. 2015. № 4. S. 136–149. K voprosu o resemiotizatsii kak forme simvolicheskoy po litiki: («Rodina-mat’» v politicheskikh praktikakh sovremennoy Ros sii) // Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniy. 2015. Gender, mif i natsiya v Evrope: obraz matushki Rossii v evropeyskom kontekste // Pol. Gender. Kul’tura: nemetskie i rus skie issledovaniya / Pod red. E. Shore, K. Khaydera. M., 2003. Vyp 3. Putin’s Crimea Speech, 18 March 2014: Russia’s Changing Public Political Narrative // Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special Issue on Russia Media & the War Security Metaphors: Cold War Discourse from Containment Wars, Wimps, a nd Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / Ed. by M. Cooke, A. Woollacott. Princeton, Drawing Conclusions: a Cartoon History of “Mother Latvia” in Constructing Self and Other: a Case of Lat vian Caricature. XIX c. 1940 // Competing Eyes: Visual Encounters with Alterity in Central and Eastern Europe / Ed. by D. Demski, I. Sz. De�ning John Bull: Political Caricature and National Iden-tity Visualizing the Nation: Gender, Representation, and Revolu Russia as a “Divided Nation”. From Compatriots to Crimea: A Contribution to the Discussion on Nationalism and Foreign Policy // The Prison as Metaphor: Re-imagining International Rela The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity. N. Nationalism and Sexuality: Middle-Class Morality and Sexual International Law: The Legitimation of Power in World Affairs // Ed. by P. Ireland, P. Laleng. The Critical Lawyers’ Handbook 2. L., Misha and the Bear: the Bear Metaphor for Rus sia in Representations of the “Five-Day War” // Russian Politics and Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism, and the Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of “Gayromaidan”: Gendered Aspects of the Hegemon ic Russian Media Discourse on the Ukrainian Crisis // Journal of So viet and Post-Soviet Politics and Society. 2015. № 1. Inaugural Special At War with Metaphor: Media Propaganda and Racism “Crimea Is Ours!” Russian Popular Geopolitics in the New Me dia Age // Eurasian Geography and Economics. 2014. Vol. 55. № Gendering World Politics: Issues and Approaches in the Post- Vladimir Putin’s Last Stand: the Sources of Russia’s Ukraine Monuments and Maidens: the Allegory of the Female Form.

Приложенные файлы

  • pdf 15337998
    Размер файла: 261 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий