Протестанская этика как фактор развития капитал..

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономический факультет


Доклад на тему:
«Протестантская этика как фактор развития капитализма»
по дисциплине: «История и методология экономической науки»
выполнила студентка 1 курса магистратуры специальность «Экономика фирмы – управление инновациями» Зубарева Александра Алексеевна
Санкт-Петербург 2012
Прежде, чем приступить к анализу взаимосвязи протестанской этики и развития капитализма, стоит кратко определить Реформацию в Европе как процесс, положивший начало протестантизму как ветви христианства.
Реформация как понятие исторической науки определяет время, в период которого Европе происходит широкое движение народных масс. Термин «реформация» же выражает «ту существенную сторону движения, центром которой является революционная критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества».
Среди личностей, оказавших наибольшее значение на ход реформации и развитие протестантизма, Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531), Жан Кальвин (1509-1564) и другие личности.
Одним из главных исследователей вопроса о взаимосвязи протестанской этики и развития капитализма считается Макс Вебер (1864-1920). По выражению Й. Шумпетера, «нельзя называть Вебера экономистом. Его скорее следовало называть социологом. Его исследования и предподавательская деятельность были связаны с возникновением экономической социологии как анализа экономических институтов». Во многом это мнение можно подтвердить при обсуждении одной из его центральных работ – «Протестанская этика и дух капитализма», опубликованной в 1905 году.
Ученый определил цель своего исследования следующим образом: «Мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто «капиталистический дух» мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. <...> Вопрос в том, «существует ли определенное «избирательное сродство» между известными формами религиозного верования и профессиональной этикой», и если оно существует, то «в какой мере содержание современной культуры в его историческом развитии следует сводить к религиозным мотивам и в какой мере к мотивам другого рода».
Следуя логике труда Вебера, стоит, прежде всего, понять, что такое капитализм и дух капитализма в понимании Вебера. В первой главе «Протестантской этики..» исследователь отмечает несколько важных моментов:
«cтремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира»;
«безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу»;
«капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности».
Таким образом, ученый приходит к следующему выводу: «Капиталистическим» необходимо называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства».
Также важно понять в чем состоит «дух капитализма», что подразумевает под данным понятием Вебер. В соответствующей главе работы ученого содержится документ, по словам автора, пропитанный этим духом. Это своеобразная проповедь Бенджамина Франклина. Приведем выдержки из него: «Помни, что время деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен если он расходует на себя всего только шесть пенсов учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов. <> Помни, что кредит деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им. <...> Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны».
Почему этот документ пропитан именно духом капитализма? Под духом капитализма стоит понимать «тот строй мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии». В словах же Франклина присутствует призыв поступать именно таким образом в области кредита.
Теперь стоит обратиться ко второй части данной проблематики, а именно к протестантизму. Уделив внимание статистике любой страны, по словам Вебера, мы можем заметить несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий.
«Если даже большее число протестантов среди владельцев капитала и ведущих деятелей современной промышленности отчасти можно объяснить их исторически сложившимся сравнительно благоприятным имущественным положением, то ряд других явлений свидетельствует о том, что причинная связь в некоторых случаях, несомненно, носит иной характер». Так, например, Вебер указывает на статистические данные по Бадену за 1895-1891 гг.:
среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа. и т.п.), значительно ниже, чем среди протестантов католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий;
занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, то есть относительно большее их число становится мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий.
Все эти факты Вебер объясняет следующим образом: «своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности».
Протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении.
Обратимся к основам учения Лютера и его последователей. Стоит определить место труда (трудовой деятельности) в религиозных основах протестантизма. Во-первых, стоит понимать, что «дух трудовой деятельности», «прогресса» и пр., пробуждение которого обычно приписывают протестантизму, не следует понимать как «материалистическую радость жизни». Вебер отмечает, что аскетизм и подчиненность жизненного уклада религиозным интересам характерен, например, для кальвинизма даже больше, чем для католицизма: неприятие мира, аскеза и церковная набожность и участие в капиталистическом предпринимательстве стоит рассматривать не как противоположные, а как связанные внутренним родством явления. Таким образом, определенную связь между определенным проявлением старопротестанского духа и современной капиталистической культуры следует искать исключительно в чисто религиозных чертах протестантизма.
В одной из глав своего труда Вебер проводит морфологический разбор слова «призвание» (Beruf, Calling) в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в переводах Библии и далее обрело значение во всех светских языках народов, где большинство исповедовало протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека, в отличие от католицизма с его пренебрежением мирской нравственностью с высот монашеской аскезы. Таким образом, одной из центральных идей протестантизма становится определение мирских обязанностей каждого человека его местом в жизни – эти обязанности и носят название «призвание» в своем начальном значении.
Профессия каждого человека у Лютера – непосредственное выражение божественной воли, поэтому человек должен оставаться в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом. – «профессиональное призвание человека – веление Господне, с чем он должен «мириться». При этом, Лютер осуждает любое ростовщичество и взимание процентов.
Однако, Вебер при рассмотрении религиозных основ мирского аскетизма обращается не к лютеранству, а к кальвинизму, методизму, пиетизму и баптистским сектам как к тем, в которых наиболее четко прослеживается связь между жизненной практикой и религиозной основой.
Итак, определим основные догматы кальвинизма, изложенные в Вестминстерском исповедании 1647 г., интересующие нас в целях исследования:
Человек изначально грешен («природный человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе»);
Бог предопределил одних людей к вечной жизни, других – к вечной смерти (идея провидения);
Избранные люди предназначены для совершения благих дел;
Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии;
Монашенская аскеза отрицается, основной долг человека (его «призвание») – предопределенная мирская проффесиональная деятельность;
Человек должен мириться со своим местом в мире (идея покорности);
Таким образом, у Кальвина «не Бог существует для людей, а люди для Бога; все деяния человека имеют смысл лишь как средство самоутверждения божественного величия».
В рамках идеи об избранности к спасению в кальвинизме как наилучшее средство для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается «неутомимая деятельность в рамках своей профессии». В этом и главное (с позиции целей исследовании) отличие взглядов реформаторской церкви (кальвинизм и другие вышеперечисленные учения) от лютеранства, где уверенность в собственном спасении достигается через оправдание верой. «Виртуоз религиозной веры может убедиться в своей избранности, ощущая себя либо сосудом божественной власти, либо ее орудием». Первый способ близок к учению Лютера, второй – к кальвинизму (понятие «аскетической деятельности»).
Для того, чтобы подытожить одну из главных для целей исследований особенностей кальвинизма как учения, приведем цитату из анализируемого нами труда: «Бог помогает тому, кто сам себе помогает, что кальвинист, таким образом, сам «создает» свое спасение, уверенность в спасении. Спасение, однако, не может быть обретено, как того требует католицизм, постепенным накоплением отдельных достойных деяний, а является следствием систематического самоконтроля, который постоянно ставит верующего перед альтернативой: избран или отвергнут». Таким образом, этот аскетический стиль жизни сводился к ориентированному на божественную волю рациональому преобразованию существования.
Существуют определенные отличия между кальвинизмом и возникшими на его основе деноминациями и сектами, тем не менее, понимание кальвинистской аскезы является достаточным для выявления связи между протестанской этикой и развитием капитализма.
Наконец, после определения понятий капитализма, духа капитализма, изучения основ мирского аскетизма, возможно перейти к центральному вопросу в исследовании Макса Вебера – в какой мере и с помощью какого механизма протестанский аскетизм повлиял на развитие капитализма.
Вебер рассматривает идею профессионального призвания на основе учения Ричарда Бакстера (представителя английского пуританизма, который, в свою очередь, вырос на почве кальвинизма) как автора работ, наиболее последовательно обосновавшего идею профессионального призвания.
Приведем основные догматы его учения:
«Главным грехом является бесполезная трата времени» - разрешался сон не более 6-8 часов, не допускалось растрачивание времени на пустую болтовню и средств на роскошь;
«Лишь деятельность служит приумножению славы Господней», при этом отнюдь не любая деятельность является угодной Богу. Только определенная профессия (методичная профессиональная аскеза) является наивысшим благом – всякая случайная работа приравнивается к безделью. При этом «перемену профессии не считается достойной порицания, если только это не совершается легкомысленно и проистекает из желания заняться более угодной Богу».
«Специализация ведет, способствуя выучке (skills) рабочего, к количественному повышению производительности труда и тем самым служит общему благу, которое тождественно благу наибольшего числа людей» - данное утверждение служит идеализации профессиональной специализации,
Полезность профессии определеяется с помощью трех критериев: 1) нравственная сторона вопроса; 2) степень важности, которую имеют блага, производимые в рамках данной деятельности; 3) доходность. Вопросу доходности стоит уделить особое внимание: «Не для утех плоти и грешных радостей следует вам трудиться и богатеть», а для Бога. – таким образом в учении идеализировался деловой человек;
«Инстиктивное стремление к наслаждению жизнью, отвлекавшее и от профессиональной деятельности, и от религиозного долга, враждебно рациональной аскезе» - это касалось всех праздников, а также различных излишеств. Культура должна быть бесплатной - человек не может потратит что-либо «не во славу Божию».
Объективным результатом аскетической бережливости становится накопление капитала. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства должны к его производительному использованию в качестве инвестируемого капитала.
Так например, приводит пример Вебер, одной из причин преуспевания голандских капиталистов, по мнению английских меркантилистов семнадцатого века, являлся тот факт, что голландцы-владельцы крупных капиталов не стремились воспринять аристократический образ жизни и превратить свою собственность в феодальное владение.
Таким образом устанавливался буржуазный рациональный с экономической точки зрения образ жизни - очень схожий с поведением «экономического человека».
У. Петти писал, что «экономическая мощь Голландии XVII века объясняется наличием там многочисленных людей, которые видят «в труде и интенсивном предпринимательстве свой долг перед Богом».
Для того, чтобы наиболее наглядно показать взаимосвязь между протестанской этикой и так называемым духом капитализма, стоит вновь обратиться к цитируемому нами выражению Франклина. Соотнесем с ним рассмотренные нами основы протестанской этики.
Франклин:
Протестанская этика

«Помни, что время деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен если он расходует на себя всего только шесть пенсов учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов. <> Помни, что кредит деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им. <...> Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны»




«Каждый потерянный час отнят у Бога»
Отрицание праздников
Лень как неугодное Богу поведение








Методичная рациональная профессиональная деятельность








Со временем яркая религиозная окраска такой профессиональной деятельности исчезла, основы же учения о профессиональном долге как оставшаяся часть, при этом, прослеживались в поведении буржуа. Таким образом, протестанская трудовая этика еще долгое время оказывала воздействие на развитие капитализма.
В заключение хочется отметить, что теория Вебера является предметом споров ученых уже долгое количество времени, а некоторые из них выдвигают другие причины развития капитализма в преимущественно протестанских районах, странах. Так, ученые из Мюнхенского Универститета Саша Беккер и Людгер Восманн в своем исследовании находят взаимосвязь между протестантизмом и развитием капитализма, но в другом ключе. По их мнению, основным фактором развития капитализма, вызванным Реформацией, стали не этические основы протестантизма, а тот факт, что Лютер хотел сделать Библию более доступной: он первый перевел ее с латинского на немецкий, а в своих учениях призывал (требовал) верующих читать молитвы самостоятельно. Этот призыв стал причиной все большего увеличения грамотных людей среди протестантов, что, безусловно, оказало влияние и на их экономическую деятельность. Протестантизм, по мнению ученых, способствовал созданию человеческого капитала. Проведенный ими анализ выявил отсутствие связи между развитием протестантизма и капитализма на основе статистических данных по Пруссии (ее граждане в большинстве могли выбирать веру самостоятельно, поэтому по данным можно заметить отличия по различным признакам между представителями той или иной веры; кроме того, при изучении данных по одной стране нет необходимости учитывать другие факторы различия экономического положения тех или иных регионов), но в то же время показал взаимосвязь между грамотностью населения и экономическим развитием региона. Список использованной литературы:

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012.
Чехословацкая А. Н. История философии. [Электронный ресурс] (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st061.shtml). Проверено 28.11.2012.
Шумпетер И А. История экономического анализа: в 3-х т./ Пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 3.
Becker S., Wossmann L. Was Weber wrong? A Human Capital Theory of Protestant Economic History [Электронный ресурс] (http://epub.ub.uni-muenchen.de/1366/1/weberLMU.pdf). Проверено 28.11.2012.

















 Чехословацкая А. Н. История философии. [Электронный ресурс] (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st061.shtml). Проверено 28.11.2012. – с. 61
 Шумпетер И А. История экономического анализа: в 3-х т./ Пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 3.
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – с. 50

 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012.
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – с. 20
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – с. 88
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – c. 95
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – c. 96
 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс] (http://cs4367.userapi.com/u51193223/docs/16efa3d92943/Protestantskaya_Etika_I_Dukh_Kapitalizma.pdf). Проверено 28.11.2012. – c. 97
 Becker S., Wossmann L. Was Weber wrong? A Human Capital Theory of Protestant Economic History [Электронный ресурс] (http://epub.ub.uni-muenchen.de/1366/1/weberLMU.pdf). Проверено 28.11.2012

13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы

  • doc 15327354
    Размер файла: 83 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий