ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ


Философия как метод и методология
Важно различать МЕТОД, МЕТОДИКУ И МЕТОДОЛОГИЮ.
Каждая наука имеет свой метод. Однако в отличие от методов частных наук, философский метод носит всеобщий, универсальный характер. Поэтому философия выступает в качестве методологии по отношению к любой частной науке (физике, химии, биологии и т.д.).

МЕТОД – это способ, путь исследования и получения нового знания.
Совокупность методов, которые используются при исследовании какого-либо объекта, называется МЕТОДИКОЙ.
МЕТОДОЛОГИЯ – это:
предписание норм и правил научного исследования;
официально признанный путь познания и способ объяснения научных фактов;
стратегия, парадигма исследования и объяснения мира, принятая в данной стране или исторической эпохе.
СТРАТЕГИЯ – это совокупность действий по достижению значимой цели, которая требует многоэтапного планирования, в противовес тактике, которая ориентирована на реализацию ближайшего этапа (действия).
СТРАТЕГИЯ НАУЧНОГО ПОИСКА, или СТРАТЕГИЯ НАУЧНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ – это определенный способ рассмотрения предмета, принятый в данной стране или исторической эпохе, это главная линия развития науки.
ПАРАДИГМА (греч, paradeigma - пример, модель, образец) – это, согласно Томасу Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Из этой модели возникает конкретная традиция научного исследования. Парадигма – это ведущий способ получения новых знаний.
ЛЮБАЯ ФИЛОСОФИЯ – ЭТО МЕТОДОЛОГИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ, так как определяет характер, цель и способ познания (Как и зачем мы познаем мир).
В этом смысле МЕТОДОЛОГИЯ близка к ИДЕОЛОГИИ, представляющей собой целостную систему политических, правовых, нравственных, эстетических и философских взглядов.
Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и др.
В ФИЛОСОФИИ СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ.
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) — основным источником достоверных знаний о мире является опыт, эксперимент. Истинным считается только то знание, которое можно подтвердить и проверить опытным, экспериментальным путем.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — за основу познания принимаются чувства (ощущения). Этот метод стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.). Игнорируется как экспериментальное доказательство, так и роль разума в получении знания.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основным источником познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.). В философии этот метод считается идеалистическим, поскольку не признаёт ни эксперимент, ни роль ощущений в процессе познания. Знания в форме «врождённых идей» уже содержатся в нашем разуме, нужно только усилие, чтобы их «вспомнить».
Иррационализм — (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) —ограничивает или отрицает, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Ведущая роль в познании отводится инстинкту, интуиции, вере и чувству (имеются в виду эмоции, например, любовь). Разум играет вторичную, служебную роль, упорядочивая полученные знания и увязывая их с тем, что уже известно (Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).
Шеллинг, например, называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее, вечно остаётся в основе (то, что невозможно познать с помощью разума, а только – с помощью чувства, то есть веры и любви).
Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.
Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
Расположим наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания диалектическими, — противоположными по смыслу, — парами.
МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ как способы познания. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие способы рассмотрения, исследования бытия и познания (как, зачем и в какой степени возможны наши знания о мире?). Материализм общий процесс познания рассматривает как отражение в сознании объективной действительности, идеализм — как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующей в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).
Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берётся за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В зависимости от мировоззрения учёного, он выбирает и путь, подход к объяснению природных явлений. Другими словами, представление о бытии определяет характер и цель познания: онтология во многом определяет гносеологию.
Так, например, если учёный, получивший научный факт, является материалистом, то он и этот факт будет пытаться объяснить со своих мировоззренческих позиций, вписать его в материалистическую картину мира, и наоборот, - учёный-идеалист тот же факт попытается объяснить совсем иначе.
Следующие два диаметрально противоположные методологические принципы философии — ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА.
Диалектика — это учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.
Диалектика рассматривает все вещи, их свойства и отношения во взаимной связи и развитии.
Следовательно, основными принципами диалектики, составляющими её стержень, являются:
принцип всеобщего развития (предполагает рассмотрение всей действительности как развивающейся: мир постоянно движется, меняется и делится на части);
принцип всеобщей взаимосвязи (каждая вещь — есть «эхо всей Вселенной», то есть, связана с любой другой вещью в мире).
Зарождение диалектики связано с периодом античности. Однако надо отметить, что уже тогда было разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть в первую очередь на «диалектику вещей», «диалектику природы» — на объективную диалектику.
Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», — о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) — Г.В.Ф. Гегель создал систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) К. Маркс и Ф. Энгельс придали ей целостный характер, распространив её принципы не только на мышление, но и на природу и общество.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.
Понятие «метафизика» имеет и другое, «Аристотелевское» значение: философское учение о предельных принципах и началах бытия, то есть учение о первоначалах, лежащих в основе мира. В этом, не затрагиваемом сейчас нами смысле метафизика – синоним философии.
В противоположность диалектике, метафизика рассматривает все вещи, их свойства и отношения как отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные, следовательно, вне их взаимосвязи и развития.
Её особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира и стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению отдельных фрагментов бытия, то есть вне их взаимосвязи, взаимовлияния и развития.
При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаше наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть сведены к низшим, простейшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию, упрощенчество). Редукционизм имеет различные виды: механистический — сведение высших форм движения материи к механической; биологический — сведение социальной формы движения материи к биологической; психологический — объяснение законов развития общества только психологическими факторами).Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который в свою очередь является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое имеет полное право на существование. Если за покоем не забывать движения, за статикой — динамику, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, при этом он выступает как момент диалектического познания.
Например, метод абстрагирования вполне научен и используется различными дисциплинами. Чтобы исследовать структуру объекта, важно отвлечься, абстрагироваться от происходящих в нём изменений, на время проигнорировать и не замечать их.
Методологическая ошибка возникает тогда, когда момент покоя или какая-либо одна характеристика объекта вырывается из всеобщей взаимосвязи и возводится в абсолют.
Следует также сказать, что опасность для познания представляет не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то, и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму.
Догматизм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами и опирающийся на них. Догма в философии — неизменная вечная  истина, и не подвергающаяся сомнению и критике. То, что истинно, — истинно на все времена (Диалектика же считает истину конкретной — зависящей от времени, места и обстоятельств: то, что истинно здесь и сейчас, может оказаться ложным там и тогда).
Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, заключающийся в абсолютизации постоянной изменчивости реальности и отрицании её даже относительной устойчивости, признающий относительность и субъективность познания и истины.
Так, например, если Гераклит, — отец объективной диалектики, — провозгласил: всё течёт, ничто не становится, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то вслед за ним представитель древнегреческого релятивизма Кратил заявил, что нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку. Однако в этом случае возникает закономерный вопрос — а есть ли сама река? Иными словами, в потоке изменений исчезает и сам объект!
Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя. Поэтому мы условно можем назвать метафизику методом крайностей (происходит абсолютизация либо покоя и устойчивости, либо движения и изменчивости), а диалектику — «серединным» методом (диалектика признаёт покой, но считает его относительным: покой как частный случай, момент движения и изменения вещи).
Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
Для лучшего понимания можно представить метафизический принцип философии в виде схемы:
МЕТАФИЗИКА
как метод крайностей
3348990222250015449552222500
ДОГМАТИЗМ РЕЛЯТИВИЗМ
584390529210007454907112000
ЭКЛЕКТИКА СОФИСТИКА
Эклектика, как метафизический метод и частный случай догматизма, — это соединение различных, часто противоположных и несоединимых взглядов, идей, принципов и теорий. Она выстраивает теоретические истины на основе произвольного смешения, соединения разрозненных фактов, создавая искусственные интеллектуальные конструкции, ничего общего не имеющие с реальным положением дел. Стремясь к разностороннему рассмотрению объекта, но не выясняя подлинной его взаимосвязи с другими объектами, эклектика искажает и фальсифицирует действительность. Однако часто это неосознанное, непреднамеренное заблуждение учёного как необходимый этап в изучении объективной реальности.
Софистика — преднамеренный обман, сознательное использование для обоснования и доказательства таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными.
Таким образом, догматизм в онтологии — статичная, застывшая картина мира: мир такой, каким мы его видим, таким был всегда, таким и останется. Догматизм в гносеологии — опора в познании мира на догмы — неизменные вечные истины.
Релятивизм в онтологии — абсолютизация изменчивости мира, что не позволяет получить о нём сколько-нибудь чёткое представление. Релятивизм в гносеологии — отказ от существования объективной, единой, общей для всех истины: истин много, у каждого человека своя истина, каждый по-своему прав (софисты).
Здесь необходимо отметить, что к оценке метафизики также необходим конкретно-исторический подход. Она имела свое историческое оправдание в тот период, когда наука по крупицам собирала материал для последующих обобщений.
Но в целом вся история познания, особенно современного, убедительно доказывает, что адекватным философским методом, соответствующим действительному состоянию мира, является диалектика, поскольку объективно существующий мир — это мир сложных взаимосвязей и противоречий, бесконечно развивающийся.

Приложенные файлы

  • docx 14836484
    Размер файла: 43 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий