Ekaterininskiy_park_putevoditel


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ы АЛЕКСАНДРОВСК Й ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд АЛЕКСАНДРОВСК Й ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Е КАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК Немногие парки и сады в окрестностях Санкт - Петербурга обладают такой же притягательной силой, как великолепный Екатерининский парк города Пушкина. Он прекрасен в любоё время года, но особенно хорош «золотой» осенью. Екатерининский парк – великолепное произведение садово - паркового искусства XVIII – XIX веков, в котором красота северной природы удачно сочетается с архитектурными шедеврами. В планировке парка нашли отражение различные стили паркостроения. Воспетые поэтами тенистые аллеи парка в туристический сезон весьма многолюдны , а в выходные летние дни у касс выстраиваются немалые очереди. Для осмотра парка в представленном путеводителе предлагается удобный маршрут, который поможет ознакомиться с регул ярной и пейзажной частями парка и не пропустить интересные памятники архитектуры и воинской славы. Режим работы и стоимость посещения Екатерининского парка В «высокий сезон» с апреля по конец октябр я вход в Екатерининский парк с 9ǣ00 до 1 9 :00 – платный, с 19:00 до 2 3 :00 - вход свободный. Стоимость входного билета для взрослых - 120 рублей, для учащихся (с 12 лет) и курсантов - 20 рублей, дети до 12 лет – бесплатно. В «низкий сезон» посещения парка с 9ǣ00 до 21 :00 бесплатное . Режим работы и стоимость посещения дворца и парка переодически меняются, поэтому уточняйте а ктуальную цену на билеты и график работы на сайте музея . Вх одные б илеты в Екатерининский парк можно купить в кассах расположеных у Лицея (у фонтана «Лебедь»), в Эрмитажной кухне , на Треугольной площади и у Орловских ворот. Самая маленькая очередь в кассы тра диционно на Треугольной площади и совсем не бывает очередей в кассе у Орловских ворот. Билеты в Екатерининский дворец можно купить только в кассах у Лицея и в Эрмитажной кухне. Приятной и познавательной прогулки по паркам Царско го Сел а ! ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 1. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ ольшой Екатерининский дворец с окружающими его парками, как и век назад служит устойчивым брендом, формирующим современный образ города Пушкина (ранее Царское Село). Название дворца неразрывно связано с именем первой владелицы Царского Села - Екатериной I, о чём до сих пор напоминает вензель и картуш с короной на главном фронтоне дворца. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка , противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк . Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка. Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из са мых крупных исторических зданий Санкт - Петербурга. Строительство дворца началось не на пустом месте. На месте арки, соединяющей нынешний церковный флигель с лицеем, в начале 18 века стоял ветхий господский дом, принадлежащий неизвестному шведскому феодалу. Екатерина I, которой Пётр I подарил Царское Село (тогда ещё Сарская мыза), не раз принимала гостей в этом доме, подновлённом и меблированном. Первоначально, в 1717 - 1723 гг., для Екатерины I архитектором И. Браунштейном была возведена средняя часть дворца. Скромное двухэтажное строение с шестнадцатью светлицами тогда называли «каменными палатами». Сейчас на его месте находится Парадная лестница и ближайшие к ней покои дворца. Одновременно со дворцом, на его оси, заложили регулярный Новый сад, занимавший тогда площадь от дворца до уступа близ Верхней ванны . В 1720 году отделка палат в любимом Петром I голландском стиле была закончена и 9 августа 1720 года весь двор «изрядно пировал здесь несколько дней» . По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству. Расширение дворца началось по проекту архитектора М. Земцова, но было приостановлено в связи с его кончиной. Заменившие его архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский, с 1700 по 1712 гг., расширили «каменные палаты» и возвели новые флигели. Между собой их соединили галереями с висячими садами. На флангах здания находились ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд дворцовая церковь и оранжерейный флигель с парадной лестницей с западной стороны. Перед главным фасадом был устроен обширный Парадный двор с ограждающими его служебными флигелями - Циркумференциями (одноэтажными зданиями правого и левого полуциркулей). C 1712 по 1712 гг. почти завершённое здание начали перестраивать по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, назначенного обер - архитектором. Именно ему принадлежит авторство богатого убранства дворца в стиле пышного елизаветинского барокко с обилием позолочен ных деталей. Дворец стал трёхэтажным, раскинувшись на всю ширину регулярного сада. Растрелли частично перестроил и циркумференции, соединив между собой и с дворцом кованной оградой с тремя парами ворот. Главные ворота, из за обилия позолоты названные «Зол отыми», украшало изображение двуглавого орла и вензель императрицы (Елизаветы Петровны). Верхний плодовый садик и светлые золочёные галереи просуществовали до 1773 года, после чего были перестроены Нееловым в парадные комнаты. Современники были буквально о слеплены роскошью отделки дворца, а в народе рассказывали, будто у дворца даже крыша золотая (на самом деле белая, лужёного железа). Так, когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить импер атрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещиǣ «футляра на сию драгоценность» . Дворец пер естраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатери на II говорила в своих записках : «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопыǣ завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежд е, чем доведён был до состояния, в каком находится теперьǥ» . Сама Екатерина II тоже внесла немалую лепту в формирование внешнего облика дворца. При ней были надстроены два боковых флигеля, дворец и полуциркули лишились украшений на крышах, парадная лестни ца была перенесена в центр дворца, добавлены подъезды, изменены формы церковных куполов и уничтожен купол с многоконечной звездой над юго - западным крылом дворца, исчезла кричащая позолота и белая блестящая крышаǥ Все пропорции изменились, но несмотря на эт о, особенно при ярком солнечном свете - Большой дворец завораживает и восхищает. В последующем времени интерьеры дворца уже кардинально не менялись. В первой четверти XIX века, в честь победы в Отечественной войне 1812 года во дворце появились новые личны е аппартаменты Александра I , выполненные архитектором В.П. Стасовым в стиле ампир и позднего классицизма. Последней большой работой во двор це стала перестройка в мраморе Парадной лестницы , которая была выполнена в стиле рококко по проекту И. А. Монигетти в 1820 - 1823 гг. После национализ ации императорской собственности в 1918 году, на основе Екатерининского дворцово - паркового ансамбля организовали музей, ныне - ГМЗ «Царское Село». ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Во время Великой Отечественно войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовле нный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов. Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату , однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце, как оказалось - ошибочное. После занятия города немцами, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дво рцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт. Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дв орец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать, а приспособить под базу отдыха. Первую очередь реставрации дворца осуществили в 1917 - 1980 гг. Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великол епия императорской резиденции, а к 300 - летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната. Увы, но пока для обзора открыты ещё не все интерьеры дворца , реставрация - процесс неторопливый и займёт ещё много лет. Режим работы и стоимость посещения Екатерининского дворца В ход в музей ⠀ ул. Садовая, д. 7 ⤀ открыт с 10 до 18 часовǢ кассы работают до 12 - 40. Выходные дниǣ вторник (в течение всего года) и последний понедельник месяца (за исключением п ериода с мая по сентябрь). Актуальное расписание работы Екатерининского дворца и выставок музея, можно узнать на сайте «ГМЗ Царское Село» . Стоимость билетов в Екатерининский дворец для жителей РФ (с экскурсионным обслуживанием) в настоящее время (осень 2011 г.) составляет 000 рублей . Стоимость посещения Екатерининского дворца для учащихся, студентов и пенсионеров – 200 руб , для посетителей младше 12 л ет – бесплатно! Нелишне будет отметить, что Янтарная комната - это один из залов Екатерининского дворца и пройти мимо неё не получится при всём желании. При этом есть один нюанс - фотографировать в Янтар ной комнате по невнятным и явно надуманным причинам ЗАПРЕЩЕНО. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 2 . ВЕРХНЯЯ ВАННА (МЫЛЬНЯ ИХ ВЫСОЧЕСТВ) а третьем от дворца уступе Старого сада, на берегу Зеркального пруда, находится павильон «Верхняя ванна». Павильон, решённый в стиле раннего классицизма, был построен в 1778 году по проекту архитектора И.Неелова, вернувшегося из Рима после обучения и полного свежих идей. При Екатерине II этот павильон поначалу назывался «Новая баня» , в отличие от старой, находившейся до 1777 года в церковном флигеле дворца. Затем, после постройки стоящей неподалёку «Кавалерской мыльни», новая баня стала называться «Мыльня Их Высочеств». По легенде, в этой бане, замаскированной под «вольный трактир», с парковым садовником Г.Бушем в роли трактирщика, останавливался в 1780 году король Германии, импе ратор Римский - Иосиф II, путешествовавший по России инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Согласно легенде, император останавливался исключительно в трактирах, чем и вызван этот исторический курьёз. Для лиц Императорской семьи, пребывавших в Екатерини нском дворце, мыльня служила по своему прямому назначению практически до конца 19 века. Павильон представлял собой шесть комнат,служивших кабинетом, залом, бассейном, парильней, котельной и сенями. Во время войны павильон был сильно разрушен, но стены уцел ели, а главный зал сохранил всю роспись. Реставрация проводилась в 1912 - 13 годах по проекту архитектора С. М. Новопольцева. Художники - реставраторы под руководством А. В. Трескина восстановили декоративную живопись, от которой после пожара сохранились лишь фрагменты. Уже в 1913 году в павильоне были открыты библиотека и читальный зал, на скамейках около входа в павильон посетители парка читали книги и журналы, а за столиками играли в шахматы. Последняя реставрация «Верхней ванны» была проведена в 2001 - 2006 годах. В настоящее время павильон используется музеем для проведения временных тематических выставок. Павильон «Верхняя ванна» открыт с 8 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 час ов), выходной день - среда. Стоимость билетов уточняйте на офици альном сайте «музея» . 3. НИЖНЯЯ ВАННА (КАВАЛЕРСКАЯ МЫЛЬНЯ ⤀ едалеко от Мыльни Их Высочеств находится павильон Нижняя ванна. Изначально он использовался как баня для императорской свиты и носил название «Кавалерская мыльня» . Так же как и Верхняя ванна, павильон построен по проекту И. Неелова, но на год позже, в 1779 году . Павильон смёщён от оси аллей Старого сада, его оригинальные формы скрыты от дворца деревьями и кустарниками. Здание не имеет главного фасада, фасад обращенный в сторону Большого дворца и противоположный - абсолютно идентичны. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Внутри павильона нах одилось 2 круглых комнат для отдыха и переодевания, 2 квадратных парных и центральный зал с большой лужёной медной ванной ограждённой балюстрадой. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы с улицы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами. По своему назначению Нижняя ванна была аналогична Верхней, но отличалась более простым интерьером и меньшими размерами помещений, а также разделением на мужскую и женскую половины. Во время Великой Отечественной войны Нижняя ванна по лучила незначительные повреждения и уже в 1900 - 1901 г.г. пострадавшие фасады были восстановлены , а в павильо не открылся молочный буфет для отдыхающих. В современное нам время, павильон долгое время простоял в законсервированном виде , и после кропотливой реставрации открылся для посетителей только в 2011 году. Первоначальная внутренняя отделка Нижней ванны практичес ки не сохранилась, реставраторы в своей работе ориентировались в основном на архивные документы. Видимо поэтому, открытая в павильоне экспозиция, является фактически фантазией на тему «Какими могли бы быть помещения Ванны и что могло бы их наполнять». Пос етителям предлагается взглянуть на «непарадную» сторону жизни императорской резиденцииǣ в павил ьоне для антуража представлены нижнее белье и банные принадлежности, платья и обувь ушедшей эпохиǥ Павильон «Нижняя ванна» открыт с 1 июня по 30 сентября с 11 д о 19 часов (касса до 18 часов), выходной день - четверг. Актуальная стоимость билетов - на сайте «музея» . 4 . ПАВИЛЬОН ЭРМИТАЖ царствование Елизаветы Петровны Дикая роща за Рыбным каналом была превращена в Эрмитажную рощу с регулярной лучевой планировкой и «хижиной отшельника» - павильоном Эрмитаж - в центре. Скрытый в зелени павильон с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744 - 1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне. Завершил оформление и придал павильону законченный облик в 1709 - 1754 г.г. архитектор Ф. - Б. Растрелли . Вот как в 1703 году Елизавета сформулировала «техническое задание» на строительство нового павильонаǣ «Про тив средних палат на средине перспективы в конце сада за городьбой построить каменный дом, называемый армитаж и углам оного флигеля в два апартаментаǥ а внутри этого дома сделать подъемный стул вместо входа вверх також и стол подъемный» . Изысканная архитек тура Эрмитажа, купол которого изначально венчала скульптурная группа «Похищение Прозерпины», снаружи богато украшенного позолоченной скульптурой, а внутри - живописью, была характерна для увеселительных затей в садах барокко. Декоративное оформление Эрмит ажа близко по своему характеру к убранству Большого зала Екатерининского дворца. Ярко окрашенный фасад с белыми колоннами (20 колонны по окружности здания) украшен лепными украшениями в виде гирлянд, масок, раковин. Кровлю здания украшала каменная балюст рада с деревянными резными золочеными фигурами, ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд которые стояли так же и на перилах, отделяющих площадку Эрмитажа, отделанную черными и белыми мраморными плитами, от канала. Все статуи были утрачены во время войны. Второй этаж Эрмитажа занимает большой «ст оловый» зал с четырьмя галереями по углам, ведущими в небольшие кабинеты. Нижний этаж отводился для служебных помещений и механизмов. Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его историческая планировка дошла до нашего времени почти без изменений. Чудеса ожидали посетителя и в интерьерах павильона, где подъемные столы со специальными сервировочными механизмами позволяли невидимо делать из столовой танцевальный зал и обходиться без прислуги наверху. Вместо обычных лестниц , для подъёма в главный зал, были устроены подъемные канапе (диванчики) – предтечи современных лифтов. В Эрмитаже устраивали обеды знатным иностранцам, торжества для при дворных и детские праздники для внуков императрицы. В годы войны в павильоне располагались немецкие зенитчики. По сравнению с Екатерининским дворцом, павильон пострадал незн ачительно, но на восстановление утраченных интерьеров и росписи ушло несколько дес ятилетий, сменились поколения реставраторов. Только к празднованию 300 - летия Царского Села состоялось торжественное открытие залов Эрмитажа для широкой публики. Режим работы и стоимость посещения павильона Эрмитаж Павильон «Эрмитаж» открыт в летний сезо н с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день - понедельник. Экскурсии с подъёмом столов начинаются в 12ǣ00, 12ǣ30, 11ǣ00 и 11ǣ30. В дождливую погоду павильон закрыт. Стоимость билетов в павильон «Эрмитаж» с демонстрацией/ без демонстрации подъёмно го столаǣ для взрослых – 310 руб./300 руб.Ǣ для пенсионеров и студентов – 180 руб. /110 руб.Ǣ для посетителей младше 12 лет – 100 руб. (за экскурсионное обслуживание). 5 . ЭРМИТАЖНАЯ КУХНЯ рудно представить, но при Елизавете Петровне Старый сад, вдоль нынешней Садовой улицы, был ограждён от существовавшей здесь слободы сначала палисадом, а с 1710 года высокой каменной стеной. Стена просуществовала до 1770 года, когда новая хозяйка Царского Села – Екатерина II повелела сломать стену, а парк окружить кан алом с плотинами и мостом. Тогда же был проложен тротуар с железной решёткой на гранитных столбах. Нынешнее здание Эрмитажной кухни, или как его ещё называли - придворная булочная , ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд построено на месте прежней «безобразной» кухни, существовавшей здесь еще до 1710 года. Здание построено на границе парка у канала по проекту архитектора В.И. Неелова в стиле английской готики. В центре одноэтажного кирпичного здания сделан проезд в парк, ведущий от Садовой улицы к Эрмитажу, отсюда появилось ещё одно название кух ни – Красные ворота . Эрмитажная кухня и сейчас служит одним из входов в парк. Сохранилась преемственность и в кулинарном смыслеǣ в правой части павильона открылся ресторан , а в левой - небольшая кофейня. 6 . ВОРОТА «ЛЮБЕЗНЫМ МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ» азвание величественного и сурового трех - пролетного портика в стиле русского ампира «Большие чугунные ворота» - более знакомо публике по словам посвящения в аттике «ЛЮБ ЕЗНЫМ МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ» , принадлежащих императору Александру I. Надпись продублирована с парковой стороны на французском языке - «A MES CHERS COMPAGNONS D´ARMES». Ворота были задуманы как мемориальный памятник в честь соратников императора и посвящены победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Они так же являются свидетельством несравненного искусства русских мастеров художественного чугунного литья. Ворота в Царском Селе были первыми в череде подобных триумфальных сооружений, изготовленных из чугуна позднее по проектам В.П. Стасова, К.И. Росси и других зодчих, среди которых наиболее известны Московские и Нарвские триумфальные ворота в Санкт - Петербурге, Николаевские ворота в Павловске. Ворота «Любезным моим сослуживцам» соорудили в 1817 г. по пр оекту архитектора В.П. Стасова. Процесс отливки колоссальных по величине, сложных и трудоемких деталей, с применением новейших для того времени технологий, возглавлял видный петербургский инженер М. Кларк. Мощные каннелированные колонны (их высота около 2 м) отливались мастерами Александровского чугунолитейного завода в Петрозаводске и доставлялись Петербург по воде, где на другом казенном заводе изготавливали массивный антаблемент и аттик. 7 . МОРЕЙСКАЯ КОЛОННА орейская (Малая Ростральная колонна) – пе рвый памятник в честь побед русской армии и флота в Екатерининском парке. Морейская колонна, установленная в 1771 году в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море, считается произведением А. Ринальди. Семиметровую колонну завершает небольшой к онусообразный обелиск украшенный стилизованными носами кораблей — рострами, напоминающими о том, что победа была одержана при участии русского флота. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Надпись на бронзовой доске, установленной на пьедестале колонны, гласитǣ «1770 года февраля 17 дня граф Федор Орлов с двумя российскими военными кораблями приплыл к полуострову Морее в Средиземном море у порта Витуло, сухопутные войска высадил на берег и пришел сам к Модону по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со спартанским восточным легион ом взял Пассаву, Бердони и СпартуǢ капитан же князь Долгорукий со спартанским западным легионом покорил Каламату, Леонтари и АркадиюǢ крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу, войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многоч ислен ли неприятель? Но - где он? В плен турков взято шесть тысяч». Упоминаемый в этой надписи бригадир Ганнибал, приходится двоюродным дедом А. С. Пушкина. Ему принадлежат заслуги по взятии штурмом крепости Наварин в южной Греции 30 марта 1770 года и других турецких бастионов на полуострове. 8 . ГРОТ (УТРЕННЯЯ ЗАЛА) северно - восточной стороны Большого пруда находится павильон Грот, построенный в 1755 - 1712 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны. Работы по строительству и внутреннему убранству павильона выполнялись итальянцем, надворным советником Росси, по проекту обер - архитектора Б. Растрелли. Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павил ьона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту. В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.В 1770 - 71гг. уже по указанию Екатерины II и при участии архитекторов В. Неелова и А. Ринальди павильон был перестроен. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение. В нём разместили коллекцию произведений античного искусстваǣ статуи , слепки, древние надписи и пр., поэтому павильон нередко называли залой «антиков». Уже в 1780 - х годах павильон стали называть Утренним залом . Связано это название с тем, что Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову». В царствование Павла, сокровища из Грота были вывезен ы в Гатчинский дворец и частично в Петербург. В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник К рещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд При освобож дении Пушкина, внутри Грота был обнаружен часовой механизм подрыва, соединённый с двумя 210 - килограммовыми бомбами, провода которого тянулись дальше, к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Есть доля чуда в том, как оперативно наши саперы перерезали провода к взрывателям и уничтожили подрывников, в прот ивном случае не существовало бы такого понятия как Екатерининский дворец, а в парке вероятно были бы построены санатории и базы отдыха. В Великую Отечественную войну сам павильон Грот пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери , на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните. Сейчас павильон использует ся для размещения временных выставок. 9 . АДМИРАЛТЕЙСТВО ивописный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» органично вписан в панораму Большого пруда. Комплекс был построен в память присоединения к России Таврического ханства (Крыма). Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, в котором хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В. Неелов возвел каменные з дания с фасадами, решенными в готических формах, стилизованных с помощью стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом. Средний павильон служил Шлюпочным сараем, в котором хранились лодки Царскосельской флотилии, состоявшей из разнообразных яликов, трешкоутов. На озере стояли бот и яхта, подаренная великой княгиней Екатериной Павловной брату императору Александру I. Силуэты судов , украшавшихся разноцветными флагами, в торжественные дни празднично иллюминованные, являлись составной частью пейзажа. Внутри Адмиралтейства находилась модель 71 - пушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Второй этаж занимал большой зал, украшенный раскрашенными английскими гравюрами и рисунками из коллекции, привезенной В. Неёловым из Европы. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд В 1901 году здесь поместили знаменитый Готторпский глобус , подаренный в 1713 го ду императору Петру I герцогом Голштинским Карлом Фридрихом в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус (диаметром 3,1 м) был изготовлен в 1211 - 1220 гг. в герцогстве Шлезвиг - Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария. Внутри его размещался с тол со скамьями на 12 человек. Во время войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, после возвращен и теперь находится в коллекции Кунсткамеры . Одинаковые боковые павильоны Адмирал тейства – « Птичные домики » - использовались для содержания птиц - лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноруч но кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Теперь на озере можно встретить только диких городских уток. В 1770 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом на берегу Большого пруда возле Адмиралтейства был устро ен крытый причал (эллинг) для прогулочных лодок. Во время войны комплекс Адмиралтейства пострадал незначительно, но коллекция лодок была утеряна, а Готторпск ий глобус распилен и вывезен. Чтобы демонтировать глобус, немцы разобрали пол шлюпочного сарая и вытащили его по частям. Уже к 1910 году фасад Адмиралтейства был восстановлен, но по прямому назначению комплекс уже не использовался. В настоящее время, центральный корпус приспособлен для размещения временн ых выставок, в бывших птичниках работают ресторан и кафе , а в левом крыле павил ьона «Адмиралтейство» действует Информационный центр музея. 10 . КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ амеронова галерея с изящной колоннадой и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью сложного ансамбля Терм Камерона . Общепризнанный мировой шедевр архитектуры строгого классицизма возведен в 1780 - 1787 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Термы выходят к Большому пруду и Рамповой аллее и являются важнейшей композиционной доминантой, связывающей регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка. Ансамбль Терм состоит из двух корпусов и Висячего сада, на уровне второго этажа связанного между собой Зеркальной площадкой перед апарта ментами Екатерины II в Екатерининском дворце. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, над ними - Агатовые комнаты, под Колоннадой - жилые помещения для фрейлин. Галерея и Висячий сад предназначалась дл я прогулок - отсюда открывались самые замечательные виды на парк. По замыслу Камерона н а Колоннаде были поставлены три ко лоссальные бронзовые изваяния. Геркулес Фарнезский и Флора Фарнезская работы скульптора Ф.Г . Гордеева и литейного мастера В.Б. Можалова украсили пилоны лестницы, а в гроте под лестницей находилось бронзовое изваяние спящей Ариадны . Императрица, воплощая в жизнь свою программу пейзажного сада, решила собрать в Колоннаде коллекцию бюстов, предста вляя ее как переднюю, ведущую из парка в царские апартаменты. Бюсты подбирались соответственно вкусам Екатерины II, стремившейся окружить себя изображениями героев античного мира и римских императоров для возвышенного интеллектуально - философического времяп ровождения на отдыхе и часто показывавшей свою портретную галерею гостям. Первые бюсты начали появляться через четыре года после завершения строительства галереи. Постепенно, по мере изготовления, бюсты размещали на высоких гранитных постаментах по осям ко лонн галереи. Колоннада постепенно превращалась в пантеон античных героев и галерею обр азцов классической скульптуры. Из современников в галерее были установлены бюсты русского учёного Михаила Ломоносова и главы оппозиционной партии Англии – Ч. Фокса. С площадки Висячего сада в парк на Рамповую аллею можно спуститься пологим пандусом, также являющимся частью архитектурного ансамбля Терм. Пандус возведен Камероном позднее основного ансамбля. В 1792 году Екатерина II повелела устроить дополнительный спуск от Висячего сада в Екатерининский парк, по которому она могла бы спускать ся вниз на специальном кресле. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск, и его предложение было принято. Перед строитель ством Пандуса, необходимо было разобрать подходивший прямо к дворцу скат Катальной горы, но разборка затянулась, поэтому строительство пандуса к неудовольствию императрицы долго откладывалось. В 1793 году Императрица уже могла спускаться по Пандусу прямо с зеркальной площадки в свой великолепный сад, хотя отделка ещё продолжалась. Первоначально, ось Пандуса не совпадала с направлением Рамповой аллеи и в 1811 году, одновременно со строительством Гранитной террасы, его перенесли на нынешнее место. По сторон ам Пандус украшают сохранившиеся вазы - треножники, установленные В.П. Стасовым в 1822 г. Украшавшие въезд на Пандус гигантские бронзовые вазы были утрачены во время войны. Посещение Камероновой галереи, как и других выставок в ГМЗ "Царское Село" - платное , а зимой галерея закрыта для посещения. 11 . ХОЛОДНАЯ БАНЯ (АГАТОВЫЕ КОМНАТЫ) ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд дея создания «Античного дома» появилась у Екатерины II ещё в 1773 году. Дом должен был стать главным украшением Английского парка, а по убранству и оформлению походить на дворцы римских императоров. Однако после неудачных переговоров с Европейской академией живописи и поиском исполнителя, способного предложить достойный проект, императрица на время отказалась от своих планов. В 1779 году выполнение проекта было предложено Ч. Камерону, предложившему несколько вариантов и уже весной 1780 года началось строительство ансамбля царскосельских терм. Это был первый проект Камерона в России , его реализация заняла целых восемь лет (1780 — 1787). В проекте Холодной бани архитектор попытался воспроизвести планировку и функциональное назначение римских терм. В первом этаже были расп оложены собственно термыǣ купальный зал, холодная баня, парильня и русская баня с паром. Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название - Агатовые комнаты. Во время войны, в сравнении с оста льным сооружениями компл екс терм практически не пострадал, в нём сохранились подлинные интерьеры екатерининского времени. Долгое время в помещениях Агатовых комнат велись реставрационные работы, которые были частично завершены лишь в сентябре 2013 года. В на стоящее время Агатовые комнаты опять закрыты для посещения , продолжается реставрация . 12 . СОБСТВЕННЫЙ САДИК асть Екатерининского парка между Рамповой аллеей (продолжение пандуса Камероновой галереи), Волхонским шоссе и Подкапризовой дорогой раньше называлась Английским садом и была разбита в первые годы царствования Екатерины II. В сад выходит южный фасад Екатерининс кого дворцаǣ окна личных комнат Екатерины II и Александра II. В 1812 году из этой части Английского сада был выделен «Собственный садик», отделённый от парка невысокой чугунной решёткой с тремя воротами и бронзовыми золочёными украшениями по рисункам архит ектора Монигетти. В 1822 г. садик был расширен, а в 1822 году архитектором Видовым, по указанию Александра II, в садике был ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд устроен цветник и фонтан . Тогда же была построена веранда в итальянском стиле – пергола , закрывшая вид на луг из окон дворца. Доступ в собственный садик разрешался посетителям только в исключительных случаях. Среди клумб и кустов сирени часто играли царские дети, а в белые ночи в Собственном садике устраивались «сельские» балы на открытом воздухе. 13 . КАГУЛЬСКИЙ ОБЕЛИСК, ПАМЯТНИК ЛАНСКОМУ а перголой находится Кагульский обелиск, ус тановленный в 1771 году в честь победы над турками при реке Кагуле. На бронзовой доске обелиска лаконичная над пись : «В память победы при реке Кагуле в Молдавии. Июля 21 дня 1770 года под предводительством генерала графа Румянцева российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галиль - бея с силою полторастатысячную » . На лугу садика, недалеко от Кагульского обелиска, находится памятник в виде невысокого мраморного пьедестала с урной и каменным факелом наверху. Это памятник фавориту Екатерины II – А. Д. Ланскому, скончавшемуся в расцвете сил. Екатерина, тяжело переживая раннюю смерть Ланского, увековечила память о нём в это м памятнике, авторство которого приписывается архитектору А. Ринальди. Примечательно, что пьедестал памятника был установлен в 1773 году, задолго до смерти Ланского. В архивных документах он описывался как аллегория «добродетелей и заслуг» и только в 17 80 году на нём была сделана посвятительная надпись в память о Ланском, а подлинная дата сооружения постепенно забылась. При Николае I доска с надписью, посвящённая фавориту, была снята как компрометирующая императорскую фамилию и впоследствии утеряна. Доск а с гербом фаворита императрицы нашлась в 1900 - х годах и была возвращена на пьедестал. Во время Ве ликой Отечественной войны доска исчезла безвозвратно и только недавно была воссозданна заново. 1 4 . ВЕЧЕРНИЙ ЗАЛ авильон Вечерний зал находится у границы Екатерининского парка, рядом с Подкапризовой дорогой. Здание было построено в 1790 - 1800 г г. по проекту П. Неелова. Первоначально, фасад был оформлен оригинальными колоннами с капителями в виде « пальм со стволами, сделанными из бревен, обитых жестью, с кронами » . Современный фасад в стиле кла ссицизма появился в 1810 — 1811 гг. после перестройки по проекту архитектора Л. Руска. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Внутренняя планировка Вечернего зала представляет собой прямоугольный Большой зал и два небольших кабинета, расположенных по его сторонам. Стены Большого зала были облицованы искусственным мрамором, утраченным в годы Великой Отечеств енной войны. В начале XX века павильон использовался как концертный зал, а после революции здесь размещался танцевальный клуб и кафе. Во время войны павильон получил серьёзные повреждения, Большой зал был превращён немцами в конюшню. От всего внутреннего у бранства сохранился только плафон центрального зала, реставрированный после войны. В послевоенное время в зале попеременно размещалисьǣ лыжная база, реставрационные мастерские, лекционный зал . В настоящее время павильон используется как выставочный и конц ертный зал. 15 . ГРАНИТНАЯ ТЕРРАСА (ТЕРРАСА РУСКА) ранитная терраса (терраса Руска) построена в 1810 г. на месте находившейся здесь ранее Катальной горы елизаветинского времени. Катальная гора располагалась между нынешней Рамповой аллеей и берегом Большого пруда и была уникальным инженерным сооружением для своего времени. В середине горы по модели Ф. - Б. Растрелли был устроен двухэтажный каменный пави льон, от которого в две стороны располагались скаты. Скаты были устроены по верху протяжённого естественного холма, общая длина катальной горы составляла почти 300 метров. Вместо привычных саней, с горы скатывались в одноместных и двухместных колясках, дв ижущихся по металлическим рельсам. Под скатами помещались механизмы для подъёма тележек наверх, которые приводились в движение лошадьми. Центральный павильон строился в 1710 – 1717 г г . , а в 1721 году по проекту В. И. Неелова к горе был пристроен третий ска т, ведущий по сваям на остров Большого пруда. В промежутке между скатами располагались карусели, качели и прочие приспособления для отдыха на воздухе. По образцу царскосельской горы, впоследствии была устроена Катальная гора в Ораниенбауме, от которой сохр анился нарядный павильон А. Ринальди. В наше время, принцип катальных гор русских парков возродился в современном аттракционе «американские горки». В 1791 году Катальная гора была разобрана по причине ветхости, а на её месте начата постройка ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд галереи из пу досткого камня, но не была завершена по причине смерти Екатерины II. Новый император Павел I, не желая тратиться на продолжение строительства в нелюбимом Царском Селе, приказал разобрать начатую галерею, а все материалы употребить для строительства Михайл овского замка. Уже при Александре I на месте разобранных Катальной горы и галереи, в 1810 году по проекту архитектора Л. Руска была построена терраса (изначально облицованная известняком), а на берегу Большого пруда была устроена гранитная пристань. В кон це XIX века по проекту архитектора С. Данини терраса была реконструирована и получила гранитную облицовку. С Гранитной террасы открывается великолепная панорама Большого пруда и ближайших окрестностей парка. На парапетном ограждении с двух сторон террас ы установлены статуи, представляющие собой копии с античных оригиналов. Все они выполнены из меди методом гальванопластики в мастерской И. Гамбургера и установлены здесь в 1810 - е гг. - один из ранних образцов применения подобной техники исполнения. Для по лучения копии снятую с оригинала гипсовую форму покрывали токопроводящим слоем графита и опускали в ванну с раствором. Первой, мастерской И. Гамбургера в 1808 году была изготовлена скульптура Дискобола, установленная на пристани. 16 . КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ авильон Концертный зал, построенный в 1782 году по проекту Д. Кваренги, ра сположен на островке и соединён с «большой землёй» чугунными мостами. На момент строительства, до разбивки Собственного садика на Большом лугу, остров с павильоном был хорошо виден с окон Большого дворца. Автор называл его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере» , что отразилось и в отделке интерьеров, однако у Екатерины II было другое мнениеǣ «Слово «храм» в огороде терпеть не могу - таково й залы нет в Царском Селе, а есть концертная» - написала она на одном из счетов на произведенные работы - с тех пор павильон называют Концертным или Музыкальным залом. Концертный зал строился по правилам акустики. Небольшой, но монументальный павильон отли чается лаконичностью и завершённостью архитектурных форм. Зал строгой кубической формы с изысканными пропорциями украшен двумя портиками, примыкающими к фасадам с противоположных сторон. Стены Музыкального (Большого) зала отделаны искусственным мрамором и декорированы пилястрами коринфского ордера. Вместо паркета в зале и кабинетах использованы подлинные античные мозаики конца II - начала III века н. э., доставленные в 1780 году в Царское Село из Остии (близ Рима). По замыслу Кваренги в большом зале на пь едесталах ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд были установлены двадцать восемь мраморных бюстов, копий с античных оригиналов - все они утрачены во время войны. Кроме Большого зала, в павильоне имеется два кабинета, различные по характеру внутреннего оформления. В конце XVIII века павильон использовался для проведения концертов и различных игр. П осле революции Концертный зал использовался как хранилище разнообразной парковой скульптуры. В начале войны скульптуры частично эвакуировали, а большую и до сих пор не найденную часть коллекции «за хоронили» вблизи павильона, ценные полы закрыли рубероидом. Концертный зал пострадал во время войны, но не был разрушен и сохранил свою историческую внутреннюю отделку, за исключением десюдепортов римских художников. Вскоре после войны павильон отремонтир овали и открыли для посещений, а в начале 1910 - х годов была начата, но затем на долгие годы приостановлена его реставрация. Последний виток реставрационных работ пришёлся на 300 - летие Царского Села и теперь полностью обновлённый павильон открыт для посетит елей. Павильон Концертный зал считается одним из лучших произведениям Кваренги, включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Режим работы павильона Концертный зал Павильон « Концертный зал » открыт в летний сезон с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходн ые д ни – понедельник и вторник . В дождливую погоду павильон закрыт. 17 . КУХНЯ - РУИНА ухня - руина расположена поблизости от Концертного зала . Она представляет собой маленькую круглую беседку, сложенн ую из частей античных мраморов, вывезенных для Екатерины II из Греции. Павильон изначально построен в виде руины, убеждающей своей подлинностьюǣ выветрившаяся кирпичная кладка местами обнажена, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами... Кухня построе на Кваренги одновременно с Концертным залом. В ней хранились коллекции древних мраморов, доставляемых императрице из Рима. В настоящее время в павильоне размещается пост охраны парка. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 18 . СКРИПУЧАЯ БЕСЕДКА влеченность Екатерины II культурой Китая отразилась в архитектуре целого ансамбля парковых построек, одной из которых является Китайская Скрипучая беседка. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли. Последний тип и послужил прообразом уединённой беседки на берегу лабиринта Верхних прудов. Три флюгера, установленные на ней, при порывах ветра скрипели (скрипят и сейчас) - поэтому беседку стали называть Скрипучей. Беседка была построена в 1778 - 1782 гг. по проекту архитектора Ю. Фельтена. Замысел отличался многообразностью и сложностью приёмовǣ туфовый цоколь, фигурные оконные и дверные проёмы, причудливые капителиǥ От широкого крыльца - террасы главного входа к воде была устроена сужающаяся к низу каменна я лестница. На верху павильона, на разной высоте над центром и по бокам, были расположены три лёгкие беседки, увенчанные жестяными флюгерами в виде китайских знамён. Яркие фасады раскрашены и расписаны под искусственный мрамор, в отделке использованы поз олоченные детали в виде драконов, крыша загнута краями вверх. Внутренние интерьеры тоже были декорированы искусственным мрамором, а к беседкам наверху вели три лесенки. Скрипучая беседка сильно пострадала во время войны, но была полн остью восстановлена к 1912 году . Реставраторы выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, сделаны фигурки драконов по углам и водометы в виде драконьих голов. Произвольный набор иероглифов на входных дверях заменили китайской надписью «Добро пожаловать». 19 . ОРЛОВСКИЕ (ГАТЧИНСКИЕ) ВОРОТА а перекрёстке Красносельского (ранее Гатч инского) шоссе и Парковой улицы, у входа в Екатерининский парк , расположены величественные мраморные Орловские (или Гатчинские) ворота , выполненные в виде триумфальной арки. Они были сооружены в 1777 - 178 2 гг. по проекту архитектора А. Ринальди на месте временной деревянной триумфальной арки, оформляющей выезд из дворцового парка на дорогу, ведущую в Гатчинское имение, принадлежащее тогда фавориту и соратнику Екатерины II - Григорию Орлову. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд Императрица поч тила своего фаворита прижизненным монументом в честь его заслуг по организации борьбы с эпидемией чумы, свирепствующей в Москве в 1771 году. Сияющая золотом надпись на аттике ворот со стороны Гатчинской дороги гласитǣ «Орловым от беды избавлена Москва» . С парковой стороны приводится более подробное описаниеǣ «Когда в 1771 году на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал - фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получив повеление туда поехал, установил порядок и послушание, сир ым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями». Авторство второй надписи, возможно, принадлежит самой Екатерине II. В 1781 году арка была превращена в ворота, а спустя шесть лет на Сестрорецких оружейных заводах по проекту архитектора Д. Кваренги для них были отлиты железные створы. До самой революции у ворот всегда стоял часовой Лейб - гвардии Е го Величества гусарского полка. По легенде, некогда Екатерина, недовольная тем, что по ночам с розового поля крали розы, поставила часовых у особо редких сортов. Минуло много лет, Екатерины не стало, розы давно одичали, а пост всё стоялǥ Император Николай I узнав о происхождении этого поста, велел в честь своей Великой Бабки перевести его к Орловским ворота м с тем, чтобы часовые назначались только из этого гусарского полка. Во время строительства Таицкого водовода, под Орловскими воротами проложили подземную трубу , по кот орой вода Таицких ключей питала пруды парков и всё Царское Село. Теперь Таицкий водовод практически выведен из строя и парковые пруды наполняются в основном дождевой и талой водой. Непродуманное жилищное строительство вокруг жемчужины России - Царского Се ла, грозит полностью перекрыть естественный приток воды в пруды парков, которые теперь летом уже больше напоминают болото. 20 . БАШНЯ - РУИНА ашня - руина, построенная по проекту архитектор а Ю. Фельтена в 1771 - 1773 годах - памятник русско - турецкой войне, увенчавшейся подписанием в 1728 году Кучук - Кайнарджийского мира. Монументальная руина высотой 21 метр воспроизводит ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну, завершённую квадратной площадкой, увенчанную кр углым павильоном со стенами, прорезанными стрельчатыми арками и зубчатым верхом. Башня напоминает развалины ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд старинного крепостного сооружения. Арка у башни служит входом в узкий коридор, где начинается винтообразный пандус, приводящий на верхнюю обзорную площадку. На венчающий арку камне высечена надписьǣ «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году» . На вершине башни устроена смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на пейзажную часть парка. К башне при мыкают каменные стены, частично скрытые в толще насыпной горы, начинающейся от Готических ворот и плавно поднимающейся ко второму ярусу Башни. Башня - руина ассоциировалась у современников с руинами античной Греции - колыбели европейской культуры, на котору ю «уселась» Турция, символически представленная незначительной в сравнении с башней беседкой наверху. Во время войны беседка наверху башни была наполовину разрушена, а внутри устроен пороховой погреб. Реставрация Башни продвигалась медленно и только в 200 9 году Башня - руина открылась для посетителей. Теперь, как и в XVIII веке, можно подняться на смотровую площадку и оглядеть Екатерининский парк с необычного ракурса. 21 . ТУРЕЦКАЯ БАНЯ авильон Турецкая баня завершил екатерининскую традицию сооружения памятников военной славы в Екатерининском парке. Павильон задумывался как мемориал Русско - турецкой войны 1828 – 1829 го дов, по времени постройки это позднейшее сооружение на территории Екатерининского парка. Минарет с полумесяцем и главный купол, вход в виде ниши - михраба придают павильону черты мечети. Купол украшен рельефным орнаментом из позолоченной меди, обрамляющим кр углые разноцветные окна. В отделке интерьера были использованы подлинные детали мраморной отделки бани турецкой султанши, привезенные императору в качестве трофеев из Адрианополя. Украшением бани стали мраморные доски с турецкими надписями вязью, размещен ные по стенам журчащие «фонтаны слез» , разноцветные инкрустации из натурального и искусственного мрамора с позолотой, мраморный бассейн фонтана в центре зала и др. Павильон был возведен по воле императора Николая I в 1810 - 1812 гг. по проекту И. Монигетти итальянским архитектором Камуцци. В качестве бани здание никогда не использовалось и изначально строилось без отопления, павильон служил только местом для отды ха и украшением парка. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд После революции павильон был законсервирован, и только в 1901 году открыт в качестве музея, но ненадолго... Во время войны 1901 - 1901 годов павильон получил тяжелые повреждения. Прямым попаданием снаряда была вырвана наружная стена в помещение Дивана, в полу зияла большая дыра в подвал, в которую провалился разбитый на куски олонецкий мраморный фонтан - ниша... Лучше сохранился Главный зал, уцелели на местах подлинные Константинопольские фонтаны. Сохранился и минарет, лишившись венчающе го его полумесяца. В 1913 году фасады павильона были восстановлены. В бане долгое время размещалась лодочная станция, а зимой в ней хранились лодки. Окончательная реставрация павильона проводилась с 2001 по 2008 года, теперь в нём экспонируются предметы и з собрания ГМЗ «Царское Село». Режим работы и стоимость посещения павильона Турецкая баня Павильон «Турецкая баня» открыт с 11 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день - среда. Cтоимость посещения павильона «Турецкая баня» для взрослых – 200 руб, для учащихся, студентов и пенсионеров - 100 рублей, для посетителей младше 12 лет посещение павильона – бесплатно! 22 . ГОТИЧЕСКИЕ ВОРОТА отические чугунные ворота установлены в начале плавного подъёма, ведущего к верхней площадке Башни - руины. В просветах опор ворот, вверху и внизу установлены четыре чугунные женские фигуры. Сами по себе эти ворота являются одним из уникальных шедевров, которыми славится Екатерининский парк. В своё время они демонстрировали высочайший уров ень отечественной чугунолитейной промышленности, когда литье столь колоссальных размеров (арка имеет высоту 12 метров, ширину - почти 7 метров, вес - 30 тонн) казалось невозможным. Англичане даже долгое время считали царскосельские Готические ворота деревя нными, поскольку сами начали изготовлять подобные изделия только в первой трети XIX века. Ажурная арка Готических ворот отличается легкостью и изяществом решения. Изделие было отлито из чугуна в 1778 г. на уральском Каменском заводе по проекту и деревянно й модели Ю. Фельтена. Летом 1780 г. детали ворот, доставленные с Урала в ящиках, собрали и установили на место под руководством И.В. Неелова. С доставкой ворот была связана курьёзная история - одна из женских ф игур еще по пути в Царское Село была отбита б унтовщиками – пугачевцами и увезена на лодке в неизвестном направлении. Похитителей ввел в заблуждение кожух, в котором она перевозилась, схожий формой на упаковку пушки. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 23 . МРАМОРНЫЙ (ПАЛЛАДИЕВ) МОСТ дним из лучших произведений архитектора В. Неело ва является Палладиев (он же Мраморный, он же Сибирский) мост, гармонично включенный в пейзажи Большого и Верхних прудов. К изготовлению блоков мраморного моста по модели и проекту В.И. Неелова приступили в 1770 г. на гранильном заводе в Екатеринбурге, а в 1770 году мост был собран из готовых деталей в Царском Селе. Сама галерея моста с колоннами, лестницами и балюстрадой целиком сооружена из уральского мрамора разных цветов , чем и объясняется его второе название – Мраморная галерея. Композиция восходит к известному проекту А. Палладио, впервые примененному в разных парках Англии. Мост Неелова отличается от палладианских мостиков простотой, отсутствием лишних деталей, а такж е необычайной легкостью и воздушностью. Мраморный мостик открывал целую систему прудов, созданных Нееловым в этой части парка, но после строительства других пешеходных мостиков с плотинами утратил это значение. В последн е е десятилетие мост находится в пла чевном аварийном состоянии, ограждён забором и проход для публики через него закрыт. Правда в 2011 году на Мраморном мосту проводились съёмки клипа Ф. Киркорова на песню «Немного жаль» , но видимо зв ёздам можно позволить многое... В 2011 году наконец начался очередной этап по реставрации Мраморного мостика, окончание работ планируется в 2012 году. Будет ли после этого открыт проход через мост - неизвестно. 24 . ПИРАМИДА уть в стороне от Мраморного моста дорожка приводит к беседке в виде гранитной пирамиды . Она построена при Екатерине II по проекту архитектора В. Неелова в 1771 году. По углам пирамиды были установлены четыре мраморные колонны уральского мрамора на пьедесталах, а позади находились захоронения любимых собачек Императрицы, отмеч енные тремя гранитными плитами с эпитафиями. Через десять лет после постройки пирамида обветшала и была перестроена заново по проекту Ч. Камерона на том же месте и из тех же материалов. Новая пирамида, лучших пропорций и с новым интерьером, была сложена и з кирпича и облицована большими гранитными блоками, точно подогнанными и укрепленными железными скобами и свинцом. Вместо прямоугольного зала появился круглый зал больших размеров со сферическим куполом. Освещался зал через второй, малый купол с окнами. В стенах круглого зала были сделаны прямоугольные и полукруглые ниши, в которых размещалась коллекция античных ваз и урн, специально привезённых из Рима. В настоящее время от колонн и собачьих надгробий у пирамиды не осталось и следа, а круглый зал периодиче ски превращается в свалку мусора, хотя вход в пирамиду и закрыт решёткой. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 25 . ФОНТАН «ДЕВУШКА С КУВШИНОМ» коло двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином» и з которого струится ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Этот водный источник или ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя. Люди в этой местн ости селились задолго до основания предтечи Царского Села - шведской усадьбы Sarisinoisio («мыза на возвышенном месте») и не в последнюю очередь благодаря наличию источника с чистой и обильной водой. Первая владелица Царского Села - Екатерина I, уделяла ро днику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах. В 1810 г., через сто лет после основания Царского Села, по указанию Александр а I, известный инженер - механик и гидравлик А.А. Бетанкур (потомок короля Канарских островов) устроил на неиссякающем источнике фонтан . Скульптор П. Соколов в 1 816 - 1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином. Официально считалось, что мотивом скульптурной композиции послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» о юной французской крестьянке, откуда и пошло название фонтана – «Молочница». С другой стороны, девушка на камне удивительно напоминала лицом и фигурой жену Александра I – Елизавету Алексеевну , но то ли для публики это осталось незамеченным, то ли было принято этого не заме чать в виду сложных отношений царя с женой. Фонтан сразу же приобрёл огромную популярность у посетителей Екатерининского парка, и стал своеобразным символом города. Его воде приписывались целебные свойства, хотя согласно проведённым в 1910 году исследован иям, родниковая вода и уступала по качеству воде из городского водопровода, питавшегос я от Орловских и Таицких ключей . Во время Великой Отечественной войны фигуру «Девушки с кувшином» на время закопали в парке, где она успешно пережила военные годы и была возвращена на место. Теперь на месте «Молочницы» установлена её точная копия, терпеливо переносящая «ласки» многочисленных туристов, а подлинная бронзовая отливка хранится в запасниках музея. Фонтан по прежнему утоляет жажду посетителей парка, служит исто чником вдохновения и романтического настроения. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 26 . КРАСНЫЙ (ТУРЕЦКИЙ) КАСКАД ля предотвращения высыхания Верхних прудов и для поддержания постоянного уровня воды, в пейзажной части Екатерининского парка в начале 1770 - х годов по проектам инженера И.К. Герарда была создана система плотин. Красный (Турецкий) каскад - один из реализованных проектов Герарда, представляет собой плотину, украшенную двумя сужающимися кверху кирпичными башенками. Щели - бойницы в нишах башенок и зубчатый парапет придают каскаду образ крепостного сооружения. 27 . ЧЕСМЕНСКАЯ КОЛОННА ольшая Ростральная колонна - памятник в честь морских побед и могущества России на море. Колонну называют также Чесменской или Орловской. Древняя традиция использования ростр (лат. rostrum) в виде архитектурного декора была возобновлена в эпоху классицизма. Большая (в отличие от ма лой - Морейской ) Ростральная колонна - важная архитектурно - художественная доминанта композиции Большого пруда, возведена по проекту А. Ринальди, разработанному в 1771 году. В барельефах и над писях на гранитном пьедестале колонны отражена морская тематика - запечатлены победы русского флота 1770 и 1772 годов - Чесменское и Хиосское сражения, взятие острова Митилины в Средиземном и Эгейском морях. Сооружение Чесменской колонны затянулось в связи с работами по преобразованию береговой линии тогда ещё 2 - угольного Большого пруда и превращение его в пейзажное озеро, в центре которого было выбрано место для колонны. Считается, что береговая линия озера напоминает контуры Эгейского моря, а островки сим волизируют архипелаг, где были одержаны победы. Строительные работы велись в 1770 - 1772 гг. под руководством архитектора А.Ф. Виста и каменных дел мастера И. Пинкетти. Барельефы, ростры и венчающий колонну орел отлиты по моделям скульптора И. Шварца. Колон ну разместили на гранитном основании в виде усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из воды. В центральной части пьедестала была устроена арка, за которой скрыта от глаз каменная лестница, ведущая наверх к площадке с колонной. В период оккупации г. Пушкина в 1901 - 1900 гг. скульптура и бронзовые барельефы Чесменской колонны были утрачены, сохранились лишь отдельные фрагменты. Один из найденных на дне пруда барельефов сейчас лежит на берегу пруда. Колонну с рострами и орлом реставрировали в ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд 1952 - 1913 гг., а в 1992 г. были воссозданы барельефы по проекту архитектора А.А. Кедринского (скульптор В.Г. Козенюк). Пройти к колонне летом можно только переплыв пруд на пароме (не бесплатно), а зимой никто не мешает дойти до неё по крепкому льду. Жаль, но подняться к пье десталу колонны, чтобы прочитать надписи на барельефах - обычно нельзя, лестница закрыта решёткой. Паромная переправа от павильона «Адмиралтейство» летом работает ежедневно, а от пристани у фонтана «Девушка с кувшином» по пятницам, субботам и воскресеньям . Обе паромные переправы работают с 12 до 20 часов (касса открыта до 19 часов). 28 . ЗАЛ НА ОСТРОВУ первых дней существования Екатерининского парка, на островке, лежащем на середине Большого пруда, была устроена деревянная зала с галереями. Около 1710 года на её месте по проекту С.И. Чевакинского был выстроен новый, «роскошно отделанный павильон». От взглядов с «материка» его скрывали высокие, выше крыши берёзы. В 1790 года остров был увеличен до современных размеров, а здание перестроено архитектором Д.Кваренги в классическом стиле. Павильон, названный – «Зал на острову» , стал выше за счет парапета, фасады и интерьеры лишились пышного декора в стиле барокко. Рядом с зало м была построена небольшая каменная кухня для разогревания еды. С берега на остров можно было попасть небольшой лодке (верейке) передвигаемой по канату, позже заменённой пустодонным плотиком. В екатерининское время павильон служил для музыкальных и танцев альных вечеров во время пышных и торжественных празднеств, в другое время на острове часто играл военный оркестр, военные марши, в исполнении которого любила слушать Екатерина II, сидя с книгой в Гроте. Позднее, павильон неоднократно перестраивался и ремо нтировался, менялись интерьеры, паркеты, живопись Кваренги была закрашена. С 1870 года существенных переделок в нём уже не проводилось, в таком виде павильон сохранился до войны. Во время войны «Зал на острову» сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, а в последствии и от разминирования Большого пруда сапёрами. После войны здание без внутренней отделки было восстановлено, в нём хранились лодки. Реставрация по проекту архитектора Кедринского была начата только в 1989 году, тогда же была воссоздана и па ромная переправа. Теперь ореставрированный павильон используется в летнее время как концертный зал на 230 человек. Попасть на остров можно на пароме с пристаней находящихся у Адмиралтейства и возле фонтана «Молочница» . ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПУШ КИНА ВАРИАНТ 1. НА ЭЛЕКТР ИЧКЕ . Самый быстрый и простой способ доехать до Пушкина , безусловно, на электричке. Через город Пушкин ( станция Царское Село ) проходят ВСЕ электрички , отправляющиеся с Витебского вокзала (метро Пушкинская ⤀ Санкт - Петербурга. Расписание движения элект ропоездов можно узнать например на сайте tutu.ru . Время в пути на электричке от Витебского вокзала до Царского Села – 30 минут , стоимость проезда – 03 рубля . Интервал движения в выходные дни – около 15 - 20 минут . Как вариант, можно доехать на метро до станции метро Купчино (конечная станция 2 - й линии метро ) и сесть на электричку уже здесь (до Царского Села идут ВСЕ электрички) . В этом случае поездка до Пушкина займёт 11 минут , а стоимость проезда составит 38 рублей . В Пушкине н а выходе с платформы электропоездов установлены турникеты, так что старайтесь не выбрасывать билеты до конца поездки. От станции Царское Село до парков можно добраться пешком ( ~2 км ) или доехать на автобусах или марш рутках от Привокзальной площади. До Александровского парка и Дачи - музея А.С. Пушкина от вокзала удобнее до ехать на автобусе 371 (остановка ул. Пушкинская). До Екатерининского парка и музея - Лицея идёт гораздо больше общественного транспортаǣ автобусы № № 188, 373, 378, 372, 380, 380Э, 381, 382 и маршрутки № К372, К 377 , К119 (остановка ул. Садовая ). Стоимость проезда в городском автобусе – 28 рублей , в маршрутке - 30 рублей . На электричке до Пушкина можно доехать также с Балтийского вокзала и станции Ленинский проспект (метро Ленинский проспект). В этом случае выходить нужно на станции Александровская (окраина Пушкина). Через Александровскую следуют электрички направлением на Гатчину - Варшавскую, Сиверскую, Мшинскую, Строганово или Лугу . Смотрите внимательнее на направление м электрички, в противном случае можно уехать не туда. Время в пути на электричке от Балтийского вокзала - 30 минут, от метро Ленинский проспект - 18 минут. От станции Александровская до Пушкина можно доехать на автобус е № 378 или маршрутк е № К378 . Первая остановка рядом с Екатерининским парком - Орловские ворота (институт им. Турнера) . Здесь находится самый дальний от центра Пушкина вход в Екатерининский пар к. Можно проехать чуть дальше и выйти на углу Садовой и Конюшенной улиц, ближе к Екатерининскому дворцу. Схема пригородного сообщения с Цалтийского вокзала Схема пригородного сообщения с Читебского вокзала ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ВАРИАНТ 2. НА МАРШРУ ТКЕ ИЛИ АВТОБУСЕ. От метро Московская до Пушкина можно добраться на маршрутках №№ К287, К302, К307а, К101 или автобусе №187. Кольцо маршруток находится за «поющими фонтанами», со стороны спины памятника Ленину на ул. Демонстрационный проезд. Остановка автобуса №187 находится на Московском проспекте , со стороны противоположной фонтанам (возле МакДональдса), там же ос танавливаются и все маршрутки отправляющиеся с кольца. На всех маршрутках табличкиǣ дворцы, парки, Пушкин (Царское Село), Янтарная комната... ошибиться невозможно. Время в пути без пробок – 30 - 00 минут, но в «час пик» может доходить и до часа. Маршрутки №№ К287, К307а, К101 довезут прямо до Екатерининского парка (выходить на углу Оранжерейной и Садой улиц). Маршрутка К302 проходит со стороны Лицейского садика и Певческого переулка (выходить на ул. Средней). На авто бусе №187 удобнее добираться до Александровского парка, Белой башни, Ратной палаты, Дачи - музея А.С. Пушкина, Фёдоровского собора и Фёдоровского городкаǥ В этом случае лучше выйти на остановке Египетские ворота или на остановке ул. Школьная и немного пройтись до парков пешком ( см. карту прохода ). От метро Купчино до Пушкина можно добраться на маршрутках №№ К282, К307, К101а. Остановка (кольцо) маршруток №№ К282, К101а находится на Витебском проспекте со сторон ы метро. Остановка маршрутки № К307 (идёт с кольца от метро Московская) находится на Витебском проспекте, с противоположной от метро Купчино стороне (необходимо пере йти Витебский проспект по подземному переходу), там же останавливаются маршрутки отправляющиеся с кольца. На всех маршрутных такси те же таблички - дворцы, парки, Царское Село, Пушкин... Время в пути без пробок от Купично до Пушкина – 20 - 30 минут. Маршрутк и №№ К282, К307, К101а довезут прямо до Екатерининского парка, остановка - Садовая улица . Коль"о маршр~ток ~ метро Московская Остановки ~ метро К~пчино ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ В ПУШ КИНЕ С весны по осень Пушкин превращается в туристический центр, который посещяют сотни тысяч , если не миллионы туристов. Спрос рождает предложение, поэтому выбор мест, где в Пушкине можно удовлетворить свои гастрономические вкусы - очень великǣ в городе есть как очень дорогие и статусные рестораны, так и вполне демократичные пиццерии и кафе. Полный сп исок рест о ранов и кафе Пушкина можно найти на сайте А - Парк.РФ , а ниже приводится список основных мест, где можно перекусить вблизи самого проходного места в городе – Соборной площади . Приятного аппетита! 1. Киоск «МОРОЖЕНОЕ» у л. Московская, у дома № 16/19 . Кафе - мороженого в чистом виде в Пушкине уже давно нет, зато есть секретный киоск, в котором можно купить почти 20 различных сортов мороженого! Удивительно, но мороженое в этом киоске продаётся практически без наценки, что в сравнении с ценами лоточников, торгующ их возле парков - просто чудо. Найти киоск совсем просто, он находится возл е Гостиного дво ра, на углу улиц Оранжерейной и Московской. 2. Кафе - кондитерская «Лакомка» ул. Московская, д.12/ ул.Оранжерейная д.19. Миниатюрная кофейня находится внутри хлебного магазина. Специализация - оригинальный итальянский кофе. Отлич ное место, чтобы перекусить чем - нибудь сладким на скорую руку . 3. Пекарня - кондитерская «БУШЕ» ул. Московская, д.21 (пекарня находится на территории Гостиного двора - вход с центрального входа напротив Екатерининского собора). Очень популярное место у жителей Пушкина. В «Буше» всегда свежий хлеб, пышная сдоба и нежные пирожные , оригинальные десерты, коктейли и кофе, а так же большая очередь ! 4. « Лаваш » у л. Оранжерейная, д. 21. Хычины , самса и лаваш продаются из окошка в цокольном этаже здания. Очень вкусно и калорийно. 6. «Мегабургер» у л. Оранжерейная, 13/12 и в здании вокзала на Привокзальной площади. Единственный фастфуд в «чистом» виде в Пушкине. Выгодное расположение рядом с парком, для туристов - простой и необременительный способ перекусить. Шде перек~сить рядом с Со борной площадью в П~шкине ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ В П УШКИНЕ Пушкин очень красивый и уютный город. Если Вам вдруг захочется продлить своё знакомство с городом или задержат дела, здесь найдётся достаточно мест, где можно остановиться с разной степень ю комфорта и удалённости от центра. Ниже приводится перечень некоторых гостиниц и хостелов Пушкина с адресами и телефонами , больше информации можно узнать на сайте А - Парк.РФ . Гостиница - Хостел «Царскосельский кампус» г. Пушкин, Петербургское шоссе д.10Ǣ Тел.ǣ (812) 011 - 90 - 28. Стоимость проживанияǣ от 100 до 2100 рублей за сутки. «Царскосельский кампус» отлично подойдёт для тех, кто не хочет переплачивать за дорогую гостиницу, но хочет провести несколько дней поближе к ц арскосельским паркам. Хостел расположен в здании университета ЛГУ им. А. С. Пушкина , возле Буферного парка . До Екатерининского и Александровского парков – 11 минут ходьбы. В гостинице есть две кухни для са мостоятельного приготовления пищи, а на территории кампуса - столовая и кафе, где можно бюджетно поесть. К услугам клиентов бесплатные услугиǣ охраняемая парковка, WI - FI, утюг, фен, в каждом номере - сейф. Из несомненных плюсов кампуса - молодой и приветли вый персонал, а из минусов – отсутствие банковского терминала, оплата только за наличные. Конгресс - комплекс и гостиница «Дача Кочубея» г. Пушкин, ул. Радищева, д. 0Ǣ Тел.ǣ ⠀812) 449 - 54 - 38. Стоимость проживанияǣ от 2100 до 2000 рублей в сутки за номер (в низкий сезон). Конгресс - комплекс и гостиница «Дача Кочубея» расположены в историческом районе Пушкина, рядом с знаменитым Екатерининским парком в историческом особняке , построенном в 1911 - 1910 г.г. для князя Кочубея . В здании до нашего времени сохранились оригинальные парадные интерьеры. В настоящее время особняк приспособлен под гостиницу и когресс - комплекс. К услугам гостей комфортабельные уютные одно и двухместные номера различной комфор тности, оформленные в классическом стиле, охраняемая территория, Wi - FI, спутниковое телевидение, банкетные залы и ресторан. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ГДЕ «ПОМЫТЬ РУКИ» В ПУШКИНЕ ПРОКАТ ВЕЛОСИПЕДОВ В ПУШКИНЕ . ВЕЛОПРОКАТ №1 ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК G ПУТЕВОДИТЕЛЬG ©Чсе права на п~теводите ль принадлежат сайт~ Х - Парк. Рд ГДЕ «ПОМЫТЬ РУКИ» В ПУШКИНЕ

Приложенные файлы

  • pdf 18468270
    Размер файла: 7 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий