Копия Pervyy_punkt

Содержание
Введение
Анализ задачи
Назначение и область применения программы
Информационная база задачи
Постановка задачи
Проектирование задачи
Описание среды и средств разработки
Описание алгоритма решения
Проектирование интерфейса
Реализация задачи
Логическая структура
Физическая структура
Используемые технические средства
Тестирование
Применение
Назначение программы
Руководство пользователя
Заключение
Список использованных источников

Диаграмма вариантов использования
Диаграмма сущность-связь

















Введение

Типология Майерс-Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Типология Майерс-Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы «Психологические типы» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс-Бриггс Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии в 1944 году.
В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI. Широкую популярность тест MBTI и типология Майерс-Бриггс стали приобретать после того, как права на его продажу (в 1975 году) получила Consulting Psychologists Press, занявшаяся его продвижением. В том же (1975) году под эгидой CAPT была проведена первая конференция, посвящённая типологии Майерс-Бриггс, которая и теперь проводится каждые 2 года. В 1979 году была учреждена Association of Psychological Type (APT), представляющая интересы MBTI, а также занимающаяся подготовкой непсихологов для работы с этим тестом. В немалой степени популярности типологии Майерс-Бриггс среди широких масс способствовала публикация в 1984 году популярной книги D. Keirsey и M. Bates. Значительная часть исследований по типологии Майерс-Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type.
Цель: разработать программное средство, обеспечивающее централизованное наблюдение за успеваемостью студентов в учебном заведении.
Задачи: создать программу для отображения успеваемости учащихся. В программе должны быть предусмотрена возможность просмотра отметок студентов из файла, создание нового учащегося, получения результата в виде двумерных каскадных таблиц, с отображением отметок обучаемых, а также возможностью записи домашних заданий и лабораторных работ.











1 Анализ задачи

1.1 Назначение и область применения программы

Электронный обучающий журнал – это инструмент, предназначенный для отображения информационной активности жизни определенной группы в период учебного года. Всеобщая информатизация современного общества приводит к тому, что все большую популярность приобретают именно информационно-деловые программные таблицы. Куратор (преподаватель) имеет право заниматься успеваемостью учащихся на своем персональном компьютере. Нет необходимости использовать бумажные варианты учебных журналов.
Назначение данной программы – помочь преподавателю в преуспевании в общественной жизни группы в колледже, а также в отслеживании успеваемости учащихся, записи в электронный журнал о проведении лабораторных работ и сроках их сдачи, отображения домашних и контрольных работ.
Данное программное средство ориентировано на студентов и преподавателей. Продукт найдет свое применение в обучении (многие колледжи и институты часто пользуются данным видом электронных учебных журналов).

1.2 Информационная база задачи

Входные данные программного средства данные, которые пользователь вводит с клавиатуры, различные внешние данные. Входными данными данного программного продукта являются данные об учащихся, которые преподаватель будет вводить с клавиатуры. Все входные данные будут сохраняться в документ BD.mdb, который автоматически создается в папке с программой. Данные о пользователе включают в себя:
- Отделение/специальность/группа/предмет(е редактируемое поле (edit)); - ФИО (фамилия, имя и отчество будут вводиться в отдельные редактируемые поля (edit).
В данные поля могут вводиться только буквенные сочетания все посторонние символы и цифры игнорируются);
- Образование.(выпадающий фиксированный список, который содержит следующие данные: «Незаконченное среднее», «Среднее», «Среднее специальное», «Незаконченное высшее», «Высшее»).
Выходные данные программного средства данные, которые программа выдаст пользователю. Выходными данными данного программного продукта является результат психологического теста, который будет выводиться в документ BD.mdb, который уже содержит данные о пользователе и хранится в папке с программой.

1.3 Постановка задачи
Необходимо разработать программное средство для ведения и учета успеваемости учащихся определенной группы. Иными словами – необходимо создать электронный учебный журнал, с возможностью контроля системы знаний студентов, записью домашних заданийи отчетом о проведении лабораторных работ. Система должна позволять ученикам просматривать свои отметки по успеваемости и домашние задания, но запрещать самостоятельное редактирование базы данных. Также необходимо создать режим преподавателя и суперпользователя; в первом случае – возможность проставления отметок и новых дней обучения, заполнение колонок с домашним заданием и лабораторными работами; во втором – тотальная возможность редактирования базы данных с возможностью добавления или удаления колонок, строк и записей в БД.
Все изменения и дополнения в базе данных должны производиться через sql-транзакции и сохраняться в формате Microsoft Office Access *.mdb.



3 Проектирование задачи

3.1 Описание среды и средств разработки

Для разработки данного программного средства используется среда программирования Microsoft Visual Studio 2010. Язык разработки – С#. Microsoft Visual Studio 2010 программный продукт, инструмент быстрой разработки приложений (RAD), интегрированная среда программирования (IDE), система, используемая программистами для разработки программного обеспечения на языке программирования C#.
Изначально разрабатывался компанией Borland Software, а затем её подразделением CodeGear, ныне принадлежащем компании Embarcadero Technologies.
Microsoft Visual Studio 2010 объединяет в себе комплекс объектных библиотек (STL, VCL, CLX, MFC и др.), компилятор, отладчик, редактор кода и многие другие компоненты. Цикл разработки аналогичен Delphi. Большинство компонентов, разработанных в Delphi, можно использовать и в Microsoft Visual Studio 2010 без модификации, но обратное утверждение не верно.
Microsoft Visual Studio 2010 содержит инструменты, которые при помощи drag-and-drop действительно делают разработку визуальной, упрощает программирование благодаря встроенному WYSIWYG редактору интерфейса и пр.
Microsoft Visual Studio 2010 компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения. Поддерживает такие парадигмы программирования как процедурное программирование, модульность, раздельная компиляция, обработка исключений, абстракция данных, типы (объекты), виртуальные функции, объектно-ориентированное программирование, обобщенное программирование, контейнеры и алгоритмы, сочетает свойства как высокоуровневых, так и низкоуровневых языков. В сравнении с его предшественником языком C, наибольшее внимание уделено поддержке объектно-ориентированного и обобщённого программирования. Название «C#» происходит от названия языка C, в котором унарный оператор # обозначает инкремент переменной.
Являясь одним из самых популярных языков программирования, C# широко используется для разработки программного обеспечения. Область его применения включает создание операционных систем, разнообразных прикладных программ, драйверов устройств, приложений для встраиваемых систем, высокопроизводительных серверов, а также развлекательных приложений (например, видеоигры). Существует несколько реализаций языка C# как бесплатных, так и коммерческих. Наиболее популярны проект GNU, Intel и Microsoft Visual Studio C# оказал огромное влияние на другие языки программирования, в первую очередь на Java и C++.
При создании C# Бьёрн Страуструп стремился сохранить совместимость с языком C++. Множество программ, которые могут одинаково успешно транслироваться как компиляторами C++, так и компиляторами C#, довольно велико отчасти благодаря тому, что синтаксис C# был основан на синтаксисе C++.

3.2 Описание алгоритма решения

Для решения поставленной задачи необходимо было хорошо продумать основные этапы работы программы: механизм доступа к базе данных, вывод данных на экран из БД-файла, отображение лабораторных и домашних заданий, вывод входных данных и результата теста в документ.
Все входные данные автоматически сохраняются в распространённом текстовом редакторе Microsoft Office Access 2003. Документ с данными хранится в папке с программой. Для вывода данных использовались компоненты Edit и ComboBox. При реализации отображения компонентов БД использовались такие компоненты, как: Datagrid (для вывода содержимого базы данных), Combobox (для выбора необходимой специальности и пр.) и Splitter (для разделения домашних заданий и лабораторных работ). После прохождения теста пользователь может просмотреть дополнительную информация, которая выводится в компонент Memo. Данные берутся из файла Microsoft Access вместе с выходными данными.




4 Реализация задачи

4.1 Логическая структура

В состав С# входит библиотека VCL (Visual Component Library), содержащая компоненты для построения интерфейса приложения, а также структуры для хранения и обработки данных.
C# характеризуется разветвленной структурой типов данных. В языке предусмотрен механизм создания новых типов, благодаря чему общее количество используемых в программе типов может быть сколь угодно большим.
Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет также и формат внутреннего представления данных в памяти ПК.
К простым типам относятся порядковые и вещественные типы, а также тип дата-время.
Любой из структурированных типов характеризуется множественностью образующих этот тип элементов. Каждый элемент, в свою очередь, может принадлежать структурированному типу.
В предшественнице C# – системе программирования С++ – объектами называются типы, имеющие много общего с классами C#. Однако существенные усовершенствования, внесенные в объектную модель C#, заставили разработчиков языка ввести для обозначения объектов специальный термин – класс.
Класс является сложной структурой данных, объединяющей переменные, функции и процедуры в одном типе данных. Переменные, входящие в состав класса, называются полями. Процедуры и функции класса обычно называются методами. Свойства класса представляют собой поля, обращение к которым производится через специальные методы. Использование свойств позволяет реализовать важный принцип объектно-ориентированного программирования, называемый скрытием данных. В основе классов лежит три фундаментальных принципа, которые называются инкапсуляция, наследование и полиморфизм.
Объединение полей, методов и свойств в единое целое называется инкапсуляцией. Инкапсуляция позволяет во многом изолировать класс от остальных частей программы, сделать его «самодостаточным» для решения конкретной задачи. В результате класс всегда несет в себе некоторую функциональность.
Любой класс может быть порожден от другого класса. Порожденный класс автоматически наследует поля, методы и свойства своего родителя и может добавлять новые. Таким образом, принцип наследования обеспечивает поэтапное создание сложных классов разработку собственной библиотеки классов.
Принцип наследования приводит к созданию ветвящегося дерева классов, постепенно разрастающегося при перемещении от класса-предка к его потомкам. Каждый потомок дополняет возможности своего родителя новыми и передает их к своим потомкам. Дочерний класс не может удалить какую-либо сущность родительского класса.
Полиморфизм – это свойство классов решать схожие по смыслу проблемы разными способами. В рамках С# поведенческие свойства класса определяются набором входящих в него методов. В С# полиморфизм достигается не только описанным выше механизмом наследования и перекрытия методов родителя, но и их виртуализацией, позволяющей родительским методам обращаться к методам своих потомков.
Любой компонент С# (кроме форм и модулей данных) является собственностью другого компонента и, в свою очередь, может быть владельцем одного или нескольких компонентов. Такая зависимость компонентов друг от друга позволяет существенно упростить процесс управления над ними.

4.2 Физическая структура

В психологическом тесте по типологии Майерс-Бриггс были использованы следующие компоненты среды С++ Builder:
SpeedButton – Кнопка. имеет возможность отображения пиктограмм и может использоваться как обычная управляющая кнопка или как кнопка с фиксацией нажатого состояния
ComboBox – "Выпадающий" список выбора. Представляет собой комбинацию компонентов Edit и ListBox;
Edit – Строка ввода. Предназначена для ввода пользователем текстовой информации в виде одной строки. Имеет возможности по управлению вводимой информацией, например, переопределению символов до их появления в поле ввода, что используется в формах для ввода пароля;
Image – Рисунок. Компонент для отображения изображений, в том числе пиктограмм и метафайлов;
Label – Метка. Используется для размещения не очень длинных сообщений в виде статического текста;
Panel – Панель. Этот компонент служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создавать эффекты "вдавленности" и "выпуклости";
Datagrid – Представляет элемент управления, отображающий данные в настраиваемой сетке.
Memo – Многострочное редактируемое поле. Обычно используется для отображения текста.

4.3 Используемые технические средства

Для корректной работы программного средства необходимо соблюдать следующие требования к аппаратному и программному обеспечению:
1) процессор: Pentium II и выше;
2) объем оперативной памяти: 64 Мбайт и выше;
3) операционная система: Windows XP, Vista, 7;
4) свободное место на жестком диске: до 6 Мбайт;
5) наличие монитора VGA с разрешением не менее 800x600 точек;
6) наличие “мыши”;
7) установленный Microsoft Dot.Net Framework версии 4.0 и выше.



5 Тестирование

Тестирование программного обеспечения – процесс исследования программного обеспечения (ПО) с целью получения информации о качестве продукта.
Существующие на сегодняшний день методы тестирования ПО не позволяют однозначно и полностью выявить все дефекты и установить корректность функционирования анализируемой программы. То есть, нет никакой возможности точно установить или гарантировать отсутствие дефектов в программном продукте с учётом человеческого фактора, присутствующего на всех этапах жизненного цикла ПО.
Качество ПО проверяется по следующим параметрам:
Надёжность;
Практичность;
Эффективность;
Функциональность.
Функциональные требования включают:
Функциональную пригодность;
Точность;
Способность к взаимодействию;
Соответствие стандартам и правилам;
Защищённость.
В процессе тестирования выделяются несколько уровней:
Модульное тестирование (юнит-тестирование) тестируется минимально возможный для тестирования компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО;
Интеграционное тестирование тестируются интерфейсы между компонентами, подсистемами. При наличии резерва времени на данной стадии тестирование ведётся итерационно, с постепенным подключением последующих подсистем;
Системное тестирование тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям.
Данная программа была тщательно протестирована на предмет различного рода ошибок. Приложение использовалось на нескольких различных ЭВМ различными пользователями. В результате было выявлено и исправлено большое количество различного рода ошибок.





6 Применение

6.1 Назначение программы

Программа психологического тестирования разработана в основном для студентов и учащихся самых различных учебных заведений, но может быть использована любым пользователем ПК. Она создана для определения психологического портрета пользователя. Для удобства пользования был создан максимально удобный и интуитивно понятный интерфейс.
Программа не предназначена для коммерческого использования. Все её копии легальны и бесплатны.

6.2 Руководство пользователя
Для того, чтобы запустить рабочую версию программы, необходимо выполнить следующие действия: “Пуск” - > “Выполнить” - > Указать путь к файлу PTest.bat, который находится в папке с программой (рисунок 1).


Рисунок 1 – Путь к файлу

После выполнения этих действий откроется главное окно программы (рисунок 2). Главное окно программы содержит следующие компоненты: «Справка», «О программе», клавиша «Начать тест».


Рисунок 2 – Главное меню

После нажатия клавиши «Начать тест» открывается форма «Авторизация» (рисунок 3). Данная форма также содержит «Справка», «О программе», а также 4 однострочных поля и один выпадающий список.


Рисунок 3 - Авторизация

Все поля должны быть заполнены, иначе программа выдаст предупреждение (Рисунок 4).


Рисунок 4 - Предупреждение

Заполнив все поля, необходимо нажать клавишу «Вперед». Открывается следующая форма «Тестирование» (рисунок 5). Данная форма содержит следующие элементы: «Справка», «О программе», краткое описание теста и клавишу «ok», после нажатия на которую открывается первый вопрос теста.


Рисунок 5 - Тест

Всего тест содержит 20 вопросов, проиллюстрированных картинками и содержащих два варианта ответа (рисунок 6). Для того, чтобы перейти к следующему вопросу, необходимо выбрать вариант ответа и нажать клавишу «ok».


Рисунок 6 - Вопрос

Получив ответы на все вопросы, программа выдаст результат тестирования: количество набранных баллов и психологический портрет пользователя (рисунок 7) Узнать подробнее о результате можно нажав клавишу «Узнать подробнее». После завершения всех операций необходимо нажать клавишу «ok».


Рисунок 7 - Результат

После нажатия на данную клавишу программа закроется и автоматически сохранит все данные о пользователе, а также результат в документе User.doc, который содержится в папке с программой.
Заключение

В результате выполнения курсовой работы были получены навыки составления алгоритма для поставленной задачи и воплощения этого алгоритма в текст программы, написанной на языке С++.
В результате проделанной работы были достигнуты все задачи, поставленные перед началом курсовой работы:
1) Создано удобное средство управления предоставляемой информацией;
2) Создан удобный, интуитивно понятный интерфейс;
3) Создан стильный дизайн.
Программа была разработана с учётом многих достоинств языка и среды разработки. Большое внимание было уделено созданию и настройке форм, объединению их в одно цельное большое приложение, созданию графического интерфейса, однако главная часть приложения, то для чего она предназначалась, ничуть от этого не пострадала. Программа не требовательна к ресурсам ПК, к установленному программному обеспечению, пониманию сути происходящих внутри неё процессов.
Созданная программа демонстрирует потенциальные возможности языка С++ в области разработки прикладных задач. Использование компонентов среды С++ Builder в значительной мере упростило процесс написания программы. Программа не претендует на место серьёзного программного продукта, однако является хорошим примером при изучении данного языка.



















Список использованных источников

Александреску А. - Современное проектирование на C++, Обобщённое программирова
Дэвис СР. - C++ для чайников (четвертое)
Ермолаев В. Сорока Т. - C++ Builder Книга рецептов
Липпман СБ. - C++ для открывающих (третье)
Марченко АЛ. - C++, Бархатный путь,
Рейсдорф К. Хендерсон К. - Borland C++Builder. Освой самостоятельно.
Саттер Г. - Новые сложные задачи на C++
Сик Дж. Ли Л. Ламсдэйн Э. - C++ Boost Graph Library
Франка П. - C++ - учебный курс.
Холингвэрт Дж. Баттерфилд Д. Свор Б, - C++ Builder 5. Руководство разработчика. Том 1. Основы
Холингвэрт Дж. Баттерфилд Д. Свор Б. - C++ Builder 5. Руководство разработчика. Том 2. Сложные вопросы программирования
Шилдт Г, - C++, Руководство для открывающих
Элджер Д. - Библиотека программиста C++




















Приложение A
(Обязательное)
Диаграмма вариантов использования



















Главное окно программы

Авторизация

Тестирование

Результаты теста

Справка



15

Приложенные файлы

  • doc 18467889
    Размер файла: 420 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий