Prakticheskie_zanyatia_LsOLV_2012-1


Практическое занятие № 4
Анализ лирического произведения в единстве формы и содержания .
Задание для подготовки
Самостоятельная работа студента (обязательные формы):
1. Выполнить конспект работы: Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб: Азбука, 2001. – С.11 -16. (или в книге Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 2-х томах. Т.2. – М.: Языки русской культуры, 1997) - 2 балла.
2. Заполнить таблицу «Выразительные средства художественной речи»: раскройте, пользуясь словарями и справочниками, значение приведенных ниже терминов, приведите примеры их использования в поэтической речи. - 3 балла
Лексические средства Ритмико-фонетические средства Синтаксические средства (фигуры)
Собственно лексические Иносказательные лексические (тропы) Синонимы
Антонимы
Паронимы
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
Неологизмы и окказиональная лексика
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Эпитет
Сравнение
Аллитерация
Ассонанс
Синтаксический параллелизм
Неполные предложения
Односоставные предложения
Эллипсис
Бессоюзие и многосоюзие
Период
Перифраз
3.Определите , пользуясь словарями и справочниками, значение следующих терминов и понятий: лирическое переживание, лирический герой, лирический сюжет;ритм, метр, стопа, стих, рифма, строфа. – 1 балл
Аудиторная работа
(полный развернутый ответ на вопрос плана оценивается 2 баллами, отдельные реплики и добавления - 1 баллом)
Специфика лирики как рода литературы. Раскройте понятия: лирическое переживание, лирический герой, лирический сюжет.
Почему лирика тяготеет преимущественно к стихотворной форме речи? Какую роль играет ритмическая организация речи в лирике?Основные понятия стиховедения: ритм, метр, стопа, стих, рифма, строфа. (Выяснить по словарям и справочникам значение этих терминов).
Подумайте, отражает ли ритмический рисунок стихотворения его эмоциональное содержание. При ответе на этот вопрос проанализируйте стихотворения Ф.И. Тютчева. «Последняя любовь»;
Как подойти к анализу стихотворения? Какие пути предлагаются в литературоведческих пособиях?
Опираясь на работу М.Л. Гаспарова и используя предложенные им пути анализа произведения, проанализируйте предложенное произведение (работа в группах). Доложите результаты Вашей работы остальной аудитории.
Литература.
Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб: Азбука, 2001. – С.11 -16. (или в книге:Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 2-х томах. Т.2. – М.: Языки русской культуры, 1997)
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интеловак», 2001.
Литературоведческая терминология: Пособие для самост.работы студентов. / Сост. Д.А. Старостин, М.Е. Старостина. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003 .- 88 с.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М.: Дрофа, 1998. - 464 с.
Самостоятельная работа (формы по выбору студента)
Сделать письменный анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Всё, что было в душе…» (1936), используя приемы анализа, сформулированные в работе М.Л. Гаспарова (3 балла).
Уважаемые студенты! Если Вы пропустили занятие по болезни, то набрать необходимые баллы Вы сможете, выполнив самостоятельную работу (обязательные формы + формы по выбору студента). Вы можете предоставить результаты работы либо в письменном виде, либо по электронной почте: [email protected], но не позднее чем в НЕДЕЛЬНЫЙ СРОК после даты занятия. Своевременное выполнение работ убережет Вас от проблем с набором рейтинговых баллов в конце семестра! =)

Практическое занятие № 5
Анализ лиро-эпического произведения. Басня как лиро-эпический жанр.Мастерство И.А. Крылова-баснописца.
Задание для подготовки
Самостоятельная работа студента (обязательные формы):
Сгруппируйте басни Крылова (данные в списке ниже) по темам. Составьте список действующих лиц этих басен с их характеристиками. Например: Лев - олицетворение царственности, самоуверенный и гордый («Пестрые Овцы», «Лев», «Воспитание Льва»).- 2 балла
Выяснить по словарю литературоведческих терминов значение терминов «аллегория», «символ», «вольный стих». – 1 балл
Подготовить 2 басни И.А. Крылова для выразительного чтения наизусть. – по 1 баллу за каждую басню
Аудиторная работа
(полный развернутый ответ на вопрос плана оценивается 2 баллами, отдельные реплики и добавления - 1 баллом)
Жанр басни. Зарождение жанра и его задачи. Почему басня оперирует одними и теми же образами, сюжетами? Что нового вносит в традиционный жанр И.А. Крылов?Сочетание повествовательного и лирического начал в его басне.
Характерные особенности жанра:
аллегоричность;
морализм;
особый круг персонажей и закрепленность за ними каких-либо определенных качеств;
Краткие сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова.Тематика его басен, злободневность тем и сюжетов. Ориентация на разговорный язык, народную лексику и фразеологию. Рассказчик в баснях Крылова. Образ автора и его речевая характеристика.
Место жанра басни в детской литературе. Значение басни в воспитании детей.
Разбор басен И.А.Крылова:«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Демьянова уха», «Волк на псарне». Какие незнакомые слова и выражения вам встретились в тексах басен? Какими чертами характера наделены действующие лица, как характеры проявляются? Составление «чтецкой партитуры» басен.
Литература:
Крылов И.А. Басни: ("Червонец", "Водолазы", "Огородник и Философ", "Камень и Червяк", "Пруд и Река", "Две Бочки", "Листы и Корни", "Мор зверей", "Ларчик", "Повар и Кот", "Ворона и Курица", "Волк на псарне", "Разборчивая невеста", "Петух и Жемчужное Зерно", "Ворона и Лисица", "Свинья", "Свинья под дубом", "Стрекоза и Муравей", "Волки и Овцы", "Вельможа", "Щука", "Квартет", "Волк и Ягненок" и др.)
Архипов В.А. Поэзия народной мудрости.М.,1974.
Буранок О.М. И.А. Крылов // Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М.-Самара,1995.- С.326-349.
Гордин М.А. Жизнь И.А.Крылова.М.,1985.
Вайль П., Генис А. Евангелие от Ивана Крылова // Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. М.,1991.- С.30-37.
Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л.,1975.
Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. М.: Школа-Пресс,1996.
Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца.М.,1955.
Степанов Н.Л. И.А. Крылов. Жизнь и творчество.-М.,1958.
Степанов Н.Л. Крылов: Серия ЖЗЛ. - М.,1969.
Самостоятельная работа (формы по выбору студента)
Сделать письменный анализ басни И.А.Крылова «Листы и корни» (3 балла).
Уважаемые студенты! Если Вы пропустили занятие по болезни, то набрать необходимые баллы Вы сможете, выполнив самостоятельную работу (обязательные формы + формы по выбору студента). Вы можете предоставить результаты работы либо в письменном виде, либо по электронной почте: [email protected] , но не позднее чем в НЕДЕЛЬНЫЙ СРОК после даты занятия. Своевременное выполнение работ убережет Вас от проблем с набором рейтинговых баллов в конце семестра! =)

Практическое занятие № 6.
Анализ драматического произведения: проблема, конфликт, коллизия(на материале пьесы А.П. Чехова «Три сестры»)
Задание для подготовки
Самостоятельная работа студента (обязательные формы):
Выяснить по Словарю литературоведческих терминов (любое издание) значение терминов драма, конфликт, коллизия; драматическое, трагическое, комическое. – 1 балл.
Прочитать и сделать конспект работы И.Ф. Анненского «Драма настроения. «Три сестры». Как автор характеризует основных персонажей пьесы, в чем ему видится конфликт произведения? Согласны ли вы с автором? Приведите свои аргументы. – 2 балла.
Аудиторная работа
(полный развернутый ответ на вопрос плана оценивается 2 баллами, отдельные реплики и добавления - 1 баллом)
Драматический род литературы, его специфика и существенные признаки. Как организован текст такого произведения? Как в драме выражается авторская позиция?
Драматические жанры: трагедия, комедия и собственно драма. В чем их различие? Каков характер конфликта в каждом жанре? Понятие о конфликте и коллизии.
Основная проблематика, конфликт пьесы Чехова «Три сестры». Движущие силы конфликта.В чем драматизм героев пьесы? К какому из драматических жанров можно было бы отнести данное произведение (трагедия, комедия, драма) и почему?
«Композиционно-психологическая схема (структура)» (Г.А. Бялый) пьесы. Какие события, идеи стоят в центре каждого из четырех действий? Как настроение героев связано с происходящими в их доме и за его пределами событиями?
Система образов в пьесе:
а) судьба трех сестер: Ольги, Маши, Ирины. Каковы их стремления, идеалы, почему все так стремятся в этот дом?
б) Андрей Прозоров. Его настоящее и будущее. Можно ли утверждать, что женитьба на Наташе изменила его? Изменилось ли его миросозерцание?
в) барон Тузенбах. Идеалы, философия жизни барона. Закономерен ли финал жизни Тузенбаха, его гибель на дуэли? Вершинин. Мечты Вершинина. За что его полюбила Маша? Сравните образы Вершинина и Тузенбаха..
г) Второстепенные образы пьесы: Соленый. Почему он неприятен Ирине? Чебутыкин, его место в драматическом конфликте.
Литература:
Чехов А. П. «Три сестры».
Анненский И.Ф. Драма настроения. «Три сестры». // Пьесы начала ХХ века. - М.,1995. - С. 373-387.
История русской литературы Х!Х века (вторая половина). / Под ред. Н. Н. Скатова. - М.,1991 (см. статью о драматургии Чехова. -С. 476-486).
История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. - М.,1995.(Гл. о Чехове. -С. 48-73.).
Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова. - Саратов, 1959.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. - Л.,1982.
Самостоятельная работа (формы по выбору студента)
Напишите письменный ответ на вопрос в форме сочинения-рассуждения: «В чем заключается счастье героев пьесы Чехова, и что мешает им быть счастливыми»?.
Уважаемые студенты! Если Вы пропустили занятие по болезни, то набрать необходимые баллы Вы сможете, выполнив самостоятельную работу (обязательные формы + формы по выбору студента). Вы можете предоставить результаты работы либо в письменном виде, либо по электронной почте: [email protected] , но не позднее чем в НЕДЕЛЬНЫЙ СРОК после даты занятия. Своевременное выполнение работ убережет Вас от проблем с набором рейтинговых баллов в конце семестра! =)


Приложенные файлы

  • docx 18448946
    Размер файла: 27 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий