grishina_e_s_slovar_osnovnyh_filosofskih_katego..

Словарь основных
философских категорий

Абсолютное – совершенное, завершенное, ничем не обусловленное, ни с чем не сравнимое
Абсолютность истины – исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в будущем.
Абстрагирование – метод научного познания – отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков.
Агностицизм – философская позиция, отстаивающая принципиальную невозможность истинного познания мира. (Противоположное – гностицизм)
Адаптация – приспособление.
Альтруизм – направление поиска смысла жизни в служении обществу.
Аксиология – учение о ценностях.
Анализ – метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части (сравни: синтез).
Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.
Антиномия – противоречие двух одинаково обоснованных суждений.
Антропосоциогенез – зарождение и последующее совместное развитие человека и общества.
Антропология философская – философия человека.
Антропоцентризм – философская позиция, согласно которой, человек является центром мироздания.
Апологетика – защита через философское или идеологическое обоснование.
Архетип – фундаментальная структура человеческой психики, коллективное бессознательное как прообраз поведения и мышления, объединяющий поколения внутри одной общности.
Атрибут – существенное, неотъемлемое, свойство вещей, явлений. То, без чего нечто не может существовать в отличие от случайных свойств - акциденций.
Антагонизм – непримиримое противоречие.
Антагонист – непримиримый противник.
Антагонистический – непримиримо враждебный, настроенный на уничтожение противника.
Бессознательное – природное, автономное, безличное начало человеческой психики, влияющее на поступки человека вне рационального осознания.
Биосоциальные законы – выражают взаимовлияние биологического и социального в развитии человека и общества.
Биосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью.
Биологизм – применение понятий и законов биологии для понимания явлений социальной жизни.
Бытие – наиболее общая философская категория, отражающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данностей в сознании.
Биологическая смерть – завершение жизни организма человека.
Власть – отношения между людьми по поводу подчинения и подчиненности.
«Вещь в себе» – понятие, введенное И. Кантом для обозначения сущности вещей, которая, по мнению философа, принципиально не познаваема, закрыта от человека.
Возможность – философская категория, отражающая объективную тенденцию, способную при определенных условиях перейти в новое явление – в действительность
Война – продолжение политики государства иными, вооруженными методами.
Воля – элемент сознания – способность человека управлять своим поведением, направлять усилия на достижение цели.
Внимание – элемент сознания, способность направлять психическую деятельность на объект или действие.
Восприятие – вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет.
Гедонизм – усмотрение смысла жизни в наслаждении, жизнь ради процесса.
Географическая среда – земной ландшафт, как сфера обитания человека.
Географический детерминизм – признание того, что климат, почва, географическое положение страны имеют определяющее влияние на психику и характер людей, политические отношения, культуру в целом.
Герменевтика – учение о понимании через вживание, сопереживание, интерпретацию.
Гилозоизм – одушевление всех элементов природы.
Гносеология – философская теория познания.
Государство – центральное звено политической системы, механизм осуществления власти ради управления страной.
Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком – изменение положения тела в пространстве.
Действительность – философская категория, отражающая объективную реальность, возникшую в итоге реализации некоторой возможности.
Дедукция – метод научного познания, ход мысли от общего к частному. (Противоположное – индукция).
Деизм – признание за Богом роли творца мира, устранившегося от его непосредственного повседневного развития.
Детерминизм – обусловленность.
Диалектика – философское учение о всеобщих связях, движении и развитии.
Догматизм – признание своей идеи истинной, завершенной, не требующей развития.
Диалектический материализм – философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.
Долг – осознанные и лично принятые на себя человеком обязанности и ответственность, нравственно аргументированное самопринуждение к поступкам.
Дуализм – философское учение, признающее равноправие двух первоначал: материи и сознания в процессе происхождения и развития мироздания (Платон, Декарт).
Духовная сфера жизни общества – отношения людей по поводу производства и потребления духовных ценностей.
Духовная смерть – следствие потери духовных ценностей, смысла жизни. Мысль о себе по формуле: «Мне ничего не нужно».
Единичное – категория диалектики, отражающая отдельный предмет или явление в их неповторимой индивидуальности (сравни: общее).
«Естественное право» – признание новоевропейской философией права на свободу, уважение, собственность изначальным, природным, врожденным свойством человека (Дж. Локк, Б.Спиноза).
Ересь – особое религиозное вероучение, отступающее от официально признанного в ту или иную эпоху.
Заблуждение – непреднамеренное искажение истины (сравни: ложь).
Закон – объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная, необходимая связь явлений и предметов.
Идеализм – философское учение, признающее первичность идеи (сознания) и вторичность материи в процессе происхождения и развития мира.
Идеалистическая диалектика – философский принцип, соединяющий в себе идеалистическую и диалектическую методологии (Ф.Гегель).
Идеал – задача, принципиально не реализуемая.
Идеология – теоретическая система взглядов на социально-политичес-кие отношения в обществе и отражающая интересы какой-то общественной группы, класса, партии, государства и пр.
Индивидуализм – понятие, обозначающее признание приоритета интересов отдельного человека над коллективными.
Индивид – человек как единичный представитель рода людей, природное начало (сравни: индивидуальность, Личность).
Индивидуальность – духовное начало, отличающее каждого отдельного человека от всех остальных.
Индукция – метод познания, ход мысли от частного к общему (сравни: дедукция).
Интенция – направленность сознания к цели, намерение, предшествующее поступку.
Интерес – значимая потребность, склонность к чему-нибудь.
Интуиция – метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики.
Иррационализм – философский метод, отрицающий ведущую роль разума в познании и в жизни, усматривающий путь к истине в иррациональных способах постижения бытия: воля, чувство, интуиция (Кьеркегор, Шопенгауэр, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер).
Истина – знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает.
Категория философская – наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства однородных предметов и явлений.
Качество – философская категория, отражающая внутреннюю определенность вещи, явления.
Количество – философская категория отражающие внешнюю определенность вещи, явления.
Коллективизм – способность общности людей к совместному делу и общей ответственности на основе единых потребностей и интересов, целей.
Космизм – широкое общественно-философское направление в России на рубеже XIX – XX веков, активно обсуждавшее проблему отношения человека и природы, отстаивающее ведущую и ответственную роль человека в развитии мироздания.
Космоцентризм – принцип отношения к миру, согласно которому мироздание есть единый, самодостаточный космический организм без деления на лидеров, без внутренних приоритетов (Античность).
Культура – все, что создано человеком. Это взаимопроникающие процессы познания и творчества, результаты этих процессов как база для будущего познания и творчества.
Личность – совокупность общественных отношений; человек, способный к социально значимой роли в обществе (К. Маркс).
Логика формальная – наука о законах и формах мышления.
Ложь – преднамеренное искажение истины (сравни: заблуждение).
Любовь – единение людей при сохранении свободы и индивидуальности каждого, главное условие самореализации.
Материализм – философское учение, признающее первичность материи и вторичность Идеи (сознания) в процессе происхождения и развития мира.
Материалистическое понимание истории – признание первичности бытия как условий материальной жизни и вторичности сознания людей в процессе развития общества.
Материя – философская категория, отражающая объективную реальность, существующую независимо от человека и данную ему в ощущения. (В.И. Ленин)
Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общности, социально-психологические установки сознания, способы восприятия, единая манера чувствовать и думать. Введено как поправка отождествления сознания с разумом.
Мера – граница, за которой количественные накопления переходят в качественные измерения.
Метафизика – учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия.
Мечта – желание, для выполнения которого не предпринимается реальных усилий, отложенная задача (сравни: цель).
Мировоззрение – наиболее общая система взглядов на мир и себя в нем.
Мифологическое мировоззрение – конкретно-образное, чувственное восприятия мира, без вопросов и сомнений.
Моделирование – метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных.
Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало: или духовную или материальную субстанцию (идеалистический или материалистический монизм). (Сравни: дуализм)
Мораль – исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением.
Мотивация – совокупность факторов как источник, побуждающий человека к активности.
Мышление – элемент сознания – процесс познавательной деятельности.
Мышление предметное – способность решать задачи в предложенной ситуации, свойственная высшим животным, низшая ступень познавательной возможности человека.
Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека.
Насилие – воздействие одного субъекта отношений на другого против желания последнего.
Натурфилософия – философия, объектом которой является природа. (Античность – природа как космос, Возрождение – природа как среда, окружающая человека, Новое время – природа как мастерская, в которой работает человек).
Наука – а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство.
Нравственность – часто употребляется как синоним категории «мораль». (Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности.
Необходимость – философская категория, отражающая закономерные связи явлений мира (сравнить: случайность).
Обобщение – метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть.
Общее – философская категория, отражающая совокупность одинаковых признаков явлений и выражающая однородность последних (сравнить: единичное).
Общественная психология – форма обыденного массового сознания – эмоциональное и интеллектуальное единство устойчивых групп людей.
Общественная идеология – форма теоретического общественного сознания – система взглядов устойчивых групп людей, теоретически отражающая социально-политический строй, структуру, потребности и интересы общества.
Общественное бытие – материальные условия жизни устойчивых групп людей.
Общественное сознание – устойчивая совокупность экономических, политических, этических, эстетических, религиозных взглядов и теорий, отражающих общественное бытие.
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – одна из пяти исторических стадий социально-экономического развития общества (К. Маркс).
Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, формирующийся в процессе каждодневной житейской практики при опоре на чувственное восприятие реальности.
Объект – то, на что направлено познание или действие, пассивное начало, то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (Не путать с предметом познания или деятельности – совокупностью некоторых свойств объекта, выделенных для познания или действия в конкретных условиях).
Объективно – то, что не зависит от воли и желания человека – субъекта действия (сравни: субъективно).
Онтология – философское учение о бытии.
Особенное – категория диалектики, выражающая общее в его реальном единичном воплощении, единичное – через его единство с общим.
Ощущение – первая ступень чувственного познания – способность органов чувств выделять отдельные свойства окружающих предметов.
Панбиологизм – принцип абсолютизации биологического фактора в развитии человека и игнорирование социального.
Память – элемент сознания – способность удерживать информацию.
Пантеизм – направление натурфилософии Возрождения, отождествляющее Бога и природу (Н. Кузанский, Б. Спиноза).
Парадигма – изначальная установочная система взглядов, на основе которой развиваются все формы общественного и индивидуального сознания.
Парадигма научная – установочная модель решения проблемы для конкретного научного сообщества.
Персонализм – философское направление, признающее Личность первичной творческой реальностью, высшей духовной ценностью, полагающее, что обществом управляет «Высшая Божественная Личность» (Н.Бердяев).
Плюрализм – признание равноправного множества оснований развития того или иного объекта, как и путей его развития.
Позитивизм – рационалистическое, ориентированное на науку направление в философии, возникшее в 40-е годы XIX века. Отказывало прошлой философии в необходимости развиваться далее, и призывало мыслителей заняться позитивным (полезным) научным знанием (О. Конт).
Познание человека – процесс отражения элементов мира в сознании в виде идеальных образов.
Политеизм – многобожие.
Политика – отношения между людьми по поводу завоевания, удержания и осуществления государственной власти.
Понятие – первая ступень логического познания (мышления) – мысль, выделяющая общие свойства однородных предметов и явлений.
Правда – этически окрашенная истина – понятие, отражающие личную заинтересованность говорящего субъекта в содержании истины.
Прагматизм – усмотрение смысла жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства.
Практика – целесообразная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности.
Представление – третья ступень чувственного познания – выделение предмета по памяти, т.е. без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Преемственность – удержание элементов прошлого в настоящем.
Противоречие диалектическое – единство двух противоположных сторон целого.
Противоположность диалектическая – сторона диалектического противоречия.
Причина – это явление, вызывающее к существованию другое явление – следствие.
Рационализм – философский метод, признающий ведущую роль разума в познании (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, Конт, Маркс и др.). (Сравни: – эмпиризм).
Разум – способность человека к абстрактному мышлению, теоретическому решению задачи, к целеполаганию; человекообразующий признак как компенсация за природную неспециализированность.
Рассудок – способность к чувственному эмпирическому познанию, к решению задачи в предложенных обстоятельствах – к «мышлению предметному».
Редукция –возвращение к истоком: методологический принцип сведения высшей формы развития объекта к низшей, сложного к более простому, нескольких факторов к одному,
Религия – система взглядов на мир, принятая человеком на веру (без доказательств) и ведущая ег
·о по жизни.
Релятивизм – методологический принцип, отрицающий принципиальную возможность познания мира в силу его постоянной изменчивости.
Рефлексия – направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, не и знать, что ты чувствуешь.
Садизм – стремление превратить другого в беспомощный объект собственной воли, т.е. страстное, переходящее в потребность желание подчинить себе чужую волю.
Свобода – наличие осознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него.
Секуляризация – освобождение всех сфер жизни от влияния религии и церкви.
Сенсуализм – философское направление признающее первичность чувств в познании.
Синтез – метод научного познания – процедура мысленного объединения изучаемых объектов как частей в целое (сравни: анализ).
Скептицизм – выражение сомнения в чем-либо.
Случайность – философская категория, отражающая внешние, необязательные, эпизодические связи предметов и явлений. Любая случайность, чья-то необходимость.
Смерть – естественный конец функционирования живого организма. Смотри:
духовная смерть;
социальная смерть;
физическая смерть.
Следствие – философская категория, отражающая явление, возникшее в результате причины. У каждого явления есть причина, которую не следует путать с временной последовательностью или с основанием для умозаключения.
Социальная смерть – следствие потери (реальной или мнимой) своего места в обществе, жизнь по принципу: «Я никому не нужен, Я ничего не могу».
Смех – эмоциональная реакция на несоответствие ситуации нормам при отсутствии опасных последствий.
Смысл жизни – принципиально незавершаемая задача, способная длительный период собирать вокруг себя цели человека.
Содержание – философская категория, отражающая совокупность всех внутренних элементов и свойств явлений и предметов.
Совесть – способность к нравственной самооценке.
Сознание – высший, свойственный человеку уровень развития психики, способность отражать мир в духовных образах.
Социальная философия – философия общественного развития.
Социальное – общественное.
Социология – наука об обществе.
Сравнение – метод научного познания – сопоставление однородных объектов познания.
Стыд – отрицательная эмоциональная реакция человека на несоответствие поступка своим нормам.
Сублимация – замена.
Субстанция – основа, основание, носитель свойств, субстрат.
Субъект – тот, кто совершает действие, активное начало (сравни: объект).
Субъективный идеализм – философское направление, признающее первичность Идеи (Разума), независящей ни от материи, ни от человека и всего человечества.
Суждение – вторая ступень логического познания (мышления) – мысль, которая через связь нескольких понятий что-то утверждает или отрицает.
Сущность – совокупность атрибутов (неотъемлемых свойств) вещи, явления.
Схоластика – официальная философия позднего средневековья (XI–XIV вв.), решающая вопросы о соотношении значения в жизни человека религии и науки, веры и разума в пользу религии и веры.
Танатология – раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр.
Теоретическое сознание – осмысление реальности через поиск сущности, внутренних связей посредством логического мышления.
Теоцентризм – принцип отношения к миру, который усматривает центр и высшую цель мира в Боге.
Теософия – божественная мудрость, знания о Боге, которое достигается непосредственным созерцанием.
Ум – способность человека к мышлению.
Умозаключение – третья ступень логического познания (мышления), в результате которой через связь нескольких суждений появляется новое суждение.
Утопия – нереальные цели и планы, стремление реализовать идеал здесь и сейчас.
Фанатизм – крайняя форма догматизма, при которой идея представляется важнее жизни и своей, и чужой.
Фатализм – вера в судьбу, рок как внешнюю предопределенность.
Феномйн – единичное явление, вещь, человек и пр., неповторимо отличающийся от окружающих.
Фенумен – нематериализованная реальность, которая не поддается научному описанию. Реальность, не имеющая материальной субстанции.
Цель – реально выполнимая задача, для реализации которой предпринимаются усилия.
Ценность – социально или лично детерминированная значимость для человека элементов действительности.
Чувство – элемент сознания - продолжительное во времени, устойчивое отношение человека к элементам мира в форме переживания.
Эвтаназия – область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть.
Эвдемонизм – совокупность идей, признающих смысл жизни человека в поиске путей достижения счастья, в стремлении к счастью.
Эгоизм – усмотрение смысла жизни в служении другим (противоположное – альтруизм).
Экзистенциализм – философия человеческого существования, отвечающая на вопросы: «Что такое человек?», «Что надо сделать, чтобы стать человеком» (XIX в. – Кьёркегор; нач. XX в. – Шестов, Бердяев; середина
XX в. – Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Сартр).
Экзистенция – существование человека в форме открытости миру при способности к общению и пониманию – к экзистированию.
Экология – наука о противоречиях природы и общества.
Эксперимент – метод научного познания – наблюдение за объектом познания в искусственных условиях.
Эманация – происхождение, выход из единого (религиозное: мир есть эманация Божества) (сравни: эволюция).
Эмоция – элемент сознания, кратковременная реакция человека на объект в форме переживаний.
Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее ведущую роль чувств в познании (Ф. Бэкон, Локк – XVI–XVII вв.) (сравни: рационализм).
Эсхатология – в христианской догматике – учение о последних вещах; о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о загробной жизни, о цели Космоса, о конце Света.
Эстетика – учение о том, что вызывает чувственную реакцию человека (прекрасное – безобразное; возвышенное – низменное; смешное – трагическое и пр.).
Этика – учение о морали.
Этика долга – утверждение того, что исполнение долга есть смысл жизни.
Явление – философская категория, отражающая внешние свойства явлений, предметов; внешнее обнаружение сущности (противоположное – сущность).



Приложение
Таблица 1.
Философская Антропология
Антропологический поиск предельных оснований человека активизируется в ХХ веке и сводится к ответу на вопрос: с чего начать познание человека?

Предельное основание
человеческого бытия
Направление в философии

Собственное «Я»
Антропология: М. Шелер (1874 – 1928)

Сознание человека
Феноменология: Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Бессознательное
Психоанализ: З. Фрейд (1856 – 1939), К.Г. Юнг (1857 – 1961), Райх (1897 – 1957), П. Рикёр (род.1913).

Воля
Волюнтаризм: А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 –1900).

Понимание
Герменевтика: Ф. Шлейермахер (1766 – 1834), В. Дильтей (1833 – 1911), Г.Х. Гадамер (1900 – 2002).

Язык
Философия языка: аналитическая «критика языка» – Л. Витгенштейн (1889 – 1951); типология – Ч. Пирс (1839 – 1914); онтология – М. Хайдеггер (1889 – 1976).

Разум
Рационализм: Р. Декарт (1596 – 1650), Ф. Гегель (1770 – 1831). Критический рационализм: К. Поппер (1902 – 1994), И. Лакатос (1922 – 1974), П. Фейерабенд (1924 – 1994).

Чувство
Иррационализм: Ницше (1844 – 1900).

Долг
Этика: И. Кант (1724 – 1804).

Вера
Неотомизм: П. Тейяр-де-Шарден (1881 – 1955), А. Швейцер (1875 – 1965), П. Маритен (1882 – 1973). Экзистенциализм:
К. Ясперс (1883 – 1969), Г. Марсель (1889 – 1973), Н. Бердяев (1874 – 1948), Л. Шестов (1866 – 1938), М. Бубер (1878 – 1965).

Власть
Волюнтаризм: функционализм Парсонс (1902 – 1979).
Политическая семиология: Барт (1890 – 1965).


Биологические недостатки
Гелен (1904 – 1976), Плеснер (1892 – 1985), Шелер (1874 – 1928).

Насилие
Психоанализ: Фрейд (1856 – 1939). Фромм (1900 – 1980).

Любовь как возможность
обшения
М. Бубер (1878 – 1965), Э. Фромм (1900 – 1980).

Человек как творец культурной среды
«Культурология»: М. Ландман (р. 1913), Э. Ротхакер (1888 – 1905).

«Жизнь» как поток творчества
«Философия жизни»: Г. Зиммель (1858 – 1918), Бергсон (1859 –1941), Ф. Ницше (1844 – 1900), О. Шпенглер (1880 – 1936).

Жизнь как игра
Теория игровой культуры: Й. Хейзинга (1872 – 1945), Э. Финк (1905 – 1975).

Жизнь как творение
смыслов
«Философия символических форм»: Э. Кассирер (1874 – 1945).

Практика
К. Маркс (1918 – 1883)

Опыт
Прагматизм: Ч. Пирс (1839 – 1914), У. Джеймс (1842 – 1910),
Дж. Дьюи (1859 – 1952).

Предельное основание
человеческого бытия
Направление в философии

Экзистенция
Экзистенциализм: К. Ясперс (1883 – 1969), М. Хайдеггер (1889 – 1976), А. Камю (1913 – 1960), Ж.П. Сартр (1905 – 1980), С. Де Бо- вуар (1908 – 1986), Н. Бердяев (1874 – 1948), Г. Марсель (1889 – 1973), Л. Шестов (1866 – 1938), М. Бубер (1878 – 1965).


Личность как целое
Персонализм: Н. Бердяев (1874 – 1948), Л. Шестов (1866 – 1938), Н. Лосский (1870 – 1965).

Бытие как материальные
условия жизни
Марксизм

Бытие как мир возможностей
Онтология М. Хайдеггера (1889-1976).

Открытость, безосновность, «ничто»
Постмодернизм: Ж. Бодрийар (р.1929). Гройс, Р. Барт (1915 –1980), Р. Рорти (р. 1931). В.В. Бычков (р. 1942). В.А. Подорога (р.1946), Ю. Хабермас (р.1929). Постструктурализм: Ж. Деррида (1930 – 2004). Психоанализ: Ж. Локан (1901 – 1981), Ж. Делёз (1925 – 1995), Ф. Гваттари. (1930 – 1992).

ВЫВОД: человеку ничего невозможно предписать априорно, его изначальная природа – есть «ничто» плюс «свобода». Постепенно вопрос «Что значит быть человеком?» заменяется вопросом «Что надо сделать, чтобы стать человеком?». Предельное основание ускользает.



Таблица 2.
История философии

Направления, школы, направленность философствования
Примерная
хронология
Представители

Домифологическая стадия (до VII в. До н.э.)

Мифология – Гомер, Гесиод (VII – VI вв. до н.э.)

Античность (VII в. до н.э. – III в. н.э.)

досократики
До IV в. до н.э.

Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протаргол и др.


Ранний эллинизм (IV в. до н.э.)

кинизм
IV – III вв. до н.э.
Антисфен (ок. 450 – ок. 360 до н.э.),
Диоген (ок. 400 – 325 до н.э.)

Гедонизм
(эпикуреизм)
III – II вв. до н.э.
Эпикур (341 – 270 до н.э.)

скептпцизм
III – II вв. до н.э.
Пиррон (360 – 270 до н.э.)

стоицизм
III в. до н.э. –
III в. н.э.
Зенон Китионской (333 – 262 до н.э.),
Посидоний (ок. 135 – 51 до н.э.),
Цицерон (106 – 43 до н.э.),


Направления, школы, направленность философствования
Примерная
хронология
Представители

стоицизм
III в. до н.э. –
III в. н.э.

Сенека (5 до н.э. – 65 н.э.),
Эпиктет (50 – 140),
Марк Аврелий (121 – 180).


Поздний эллинизм (I – III вв. н.э.)


неоплатонизм
II – III вв. н.э.
Плотин (ок. 205 – ок. 270),
Порфирий (ок. 233 – ок. 304).

Средневековье (IV – XIII вв.)

Патристика
I – VIII вв.


Ориген (185 – 254),
Августин Блаженный (354 – 430),
Василий Великий (ок. 330 – 379),
Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394),
Тертуллиан (ок. 160 – после 220),
Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753),
Максим Исповедник (ок. 580 – 662),
Петр Ивер и др.



Ближневосточная философия
XI – XII вв.

Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980 – 1037),
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198),
Маймонид (1135 – 1204).



схоластика
IX – XV вв.

Эриугена (ок. 810 – ок. 887),
Бонавентура (1221 – 1274),
Альберт Великий (1193 – 280),
И. Росцеллин (1050 – 1125),
П. Абеляр (1079 – 1142),
Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109).



Томизм
XII – XV вв.
Фома Аквинский (1225(6) – 1274)

Реализм
IX – XIII вв.
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – 887),
Фома Аквинский (1225(6) – 1274),
Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109).


Номинализм
XI – XII вв.
И. Росцеллин (1050 – 1125),
П. Абеляр (1079 – 1142).



мистицизм
XIII – XIV вв.
Мейстер Экхарт (1260 – 1327)

Возрожление (ренессанс) (XIV – XVII вв.)

гуманизм


Дж. Савонарола (1452 – 1498),
Леонардо да Винчи (1452 – 1519),
Микеланджело (1475 – 1564),
Эразм Роттердамский (1469 – 1536),
Н. Макиавелли (1469 – 1527),
Т. Мор (1478 – 1535),
М. Монтень (1533 – 1592),
Николай Кузанский (1401 – 1464),


Направления, школы, направленность философствования
Примерная
хронология
Представители

гуманизм

Пико делла Мирандола (1463 – 1494)
Я. Беме (1575 – 1624) и др.


Философия нового времени (XVI – XVIII вв.)

Эмпиризм
(сенсуализм)
XVI – XVII вв.
Ф. Бэкон (1561 – 1626),
Т. Гоббс (1588 – 1679),
Дж. Локк (1632 – 1704),
Б. Паскаль (1623 – 1662)


рационализм
XVI – XVIII вв.
Р. Декарт (1596 – 1650),
Т. Лейбниц (1646 – 1716),
Б. Спиноза (1632 – 1677)

Субъективный
идеализм
XVII – XVIII вв.
Дж. Беркли (1685 – 1753)

агностицизм
XVIII в.
Д. Юм (1711 – 1776)

просвещение (XVIII в.)

Культ разума

Вольтер (1694 – 1778),
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778),
Д. Дидро (1713 – 1784),
П. Гольбах (1723 – 1789),
Ш. Монтескье (1689 – 1755) и др.

романтизм (XVIII – XIX вв.)

Культ чувства

Ф. Шлегель (1772 – 1829),
Ф. Шлейермахер (1768 – 1834),
Ф. Шиллер (1759 – 1809).

Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.)

Объективный идеализм

К. Кант (1724 – 1804),
Г.В. Ф. Гегель (1770 – 1831),
И.Г. Фихте (1775 – 1854),
Ф.В.Й. Шеллинг (1775 – 1805).

Постклассическая философия

материализм
Сер. XIX в.
К. Маркс (1818 – 1883),
Ф. Энгельс (1820 – 1895)

антропология
XIX в.
Л. Фейербах (1804 – 1872)

Иррационализм
XIX в.
А. Шопенгауэр (1788 – 1860)

позитивизм
XIX в.
О. Конт (1798 – 1857)

Философия жизни
XIX в.
Ф. Ницше (1844 – 1900)

прагматизм
XX в.
Ф. Пирс (1839 – 1914),
У. Джемс (1842 – 1910),
Дж. Дьюи (1859 – 1957).

философия XX в.

неокантианство

Э. Кассирер (1874 – 1945),
Г. Коген (1842 – 1918)

герменевтика

Ф. Шлейермахер (1768 – 1834),
В. Дильтей (1833 – 1911),
Г.Х. Гадамер (1900 – 2002)

Направления, школы, направленность философствования
Примерная
хронология
Представители

Философская
антропология

М. Шелер (1874 – 1928),
П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955).

Аналитическая
философия

Б. Рассел (1872 – 1970),
Л. Витгенштейн (1889 – 1951),
О. Нейрат (1882 – 1945),
Р. Карнап (1891 – 1970),
Дж. Мур (1873 – 1958).

Психоанализ
(фрейдизм)

З. Фрейд (1856 – 1939)

неофрейдизм

К.Г. Юнг (1857 – 1961),
Э. Фромм (1900 – 1980),
Ж.П. Сартр (1905 – 1980),
П. Рикер (р. 1913),
Ю. Хабермас (р. 1929).

Философия жизни

А. Бергсон (1859 – 1941),
В. Дильтей (1833 – 1911),
О. Шпеглер (1880 – 1936),
Х. Ортега-и-Гассет (1883 – 1955).

феноменология

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

экзистенциализм

К. Ясперс (1883 – 1969),
М. Хайдеггер (1889 – 1976),
А. Камю (1913 – 1960),
Ж.П. Сартр (1905 – 1980),
С. Де Бовуар (1908 – 1986),
Н. Бердяев (1874 – 1948),
Г. Марсель (1889 – 1973),
Л. Шестов (1866 – 1938),
М. Бубер (1878 – 1965).

Персонализм

Н. Бердяев (1874 – 1948),
Л. Шестов (1866 – 1938),
Н. Лосский (1870 – 1965).

Христианская философия

Неотомизм

П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955),
А. Швейцер (1875 – 1965),
Э.А. Жильсон (1884 – 1978),
П. Маритен (1882 – 1973)

Религиозный
персонализм

Н. Бердяев (1874 – 1948),
Ж. Лакруа (р.1900),
Э. Мунье (1905 – 1950),
Дж. Ройс (1855 – 1916)

Протестантизм


К. Барт (1886 – 1968),
Р. Нибур (1892 – 1971),
Р. Бультман (1884 – 1976),
П. Тиллих (1886 – 1965).


Направления, школы, направленность философствования
Примерная
хронология
Представители

Религиозный
экзистенциализм

К. Ясперс (1883 – 1969),
Г. Марсель (1889 – 1973),
Н. Бердяев (1874 – 1948),
Л. Шестов (1866 – 1938),
М. Бубер (1878 – 1965).

Критический
рационализм

К. Поппер (1902 – 1994),
Карнап (1891 – 1970),
И. Лакатос (1922 – 1974),
П. Фейерабенд (1924 – 1994).

структурализм

К. Леви-Строс (р. 1908),
Ж. Лакан (1901 – 1981),
Р. Барт (1915 – 1980),
М. Фуко (1926 – 1984)

постмодернизм

Ж. Деррида (1930 – 2004),
Ж. Делез (1925 – 1995),
Р. Ротри (р. 1931),
Ж.-Ф. Лиотар (р. 1924),
Ф. Гваттари (1930 – 1992).





























Елена Сергеевна Гришина


Философия

Учебно-методическое пособие



Корректор


Подписано к печати
Ф-т бумаги 60х90/16. Усл. печ. л. ; уч.-изд. л.
Изд. № Бесплатно Зак.








13PAGE 15


13PAGE 142015






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 18395341
    Размер файла: 197 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий