opyt_raboty_arutjunjan


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕ
Д
СТВОМ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

п
едагогический опыт работы

Арутюнян Анелии Рудольфовны

воспитателя первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»


Актуальность и це
лесообразность опыта
:
д
ошкольное детство


это особый период ра
з-
вития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности.
Умение общаться с другими людьми, действовать совм
е
стно с ними, познавать новое, по
-

своему видеть и поним
ать жизнь


это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детс
т-
во.

Развитая речь
-

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа во
с-
питания и обучения дете
й. Л.С.

Выготский писал: « Есть все факт
и
ческие и теоретические
основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формиров
а-
ние его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной з
а
висимости
от речи».

Работая с д
етьми, я столкнулась с тем, что у многих ребят
слабо

развита связная монол
о-
гическая

речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не
могут пересказать
короткие литературные произведения.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяе
т компьютер и телев
и
дение, и
эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество д
е-
тей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более а
к-
туальной проблемой в нашем обществе.
Именно

по
этому я
р
ешила уделить особое вним
а-
ние в

своей деятельности

проблеме

развити
я

речи д
е
тей.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и
разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приор
и-
тетного и
спользуется деятельностный подход к личности ребенка.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и вс
е-
стороннего развития детей является театрализованная

деятел
ь
ность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театра
лизованная деятел
ь
ность это один
из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко
проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого
-
педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что
театрализованн
ая игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимул
и-
рует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляцио
н-
ный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. И
с-
пользуя выразите
льные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их п
о-
ступков, старается г
о
ворить четко, чтобы его все поняли.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том,
что каждому ребенку свойственно стремление к а
ктерству. А мы знаем, что знакомство с
театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, п
о-
этому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы о
б
щаемся

с
детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому м
о
жем научиться сами и
научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до
сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не пот
о
му, что мы дети, но само детс
тво
нам дано для того, чтобы мы и
г
рали».

Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта
работы
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятел
ь
ности», а так
же определило главную

цель

моего
исследования:

ра
зработать

и

экспериментально

пров
е-
рить

модель

развития

речи

детей

посредством

театральной

де
я
тельности
.

В соответствии с целью можно определить
гипотезу исследования
: развитие речи детей в
дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

-
опр
еделены критерии, показатели и уровень сформированности речи д
е
тей;

-
разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

-
при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и с
е
мьи.

Практическая значимость.

Комплекс сценариев, д
осугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же по
д
борка
разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовател
ь-
ного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта работы
: развитие речи детей дошкольного возраста
посредс
твом театральной деятельности. Воспитательные возможности теа
т
рализованной
деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетв
о
рить любые интересы
и желания ребенка. Речь детей становится более выразител
ь
ной, грамотной, они начинают
использова
ть новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситу
а-
циях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоци
о-
нальный заряд от показа спектакля, приобрете
н
ная вера в свои силы повышают самооценку
детей. Многие из ни
х справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализир
о-
вать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к
другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоци
о-
нальную нас
ы
щенно
сть.

Педагогические з
адачи:



р
азвить устойчивый интерес к театрально
-
игровой деятельности;



о
богащать словарь детей, активизировать его;



с
овершенствовать диал
огическую и монологическую речь;



в
оспитывать положительное отношение к театральным играм, желание иг
рать с т
е-
атральными куклами, эмоционально
-
положительное отношение к сверстникам,
воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традиц
и
ям и культуре народа;



с
пособствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с перс
о
нажами
игрушками.

Ожидаемые

результаты
:

Дети.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические
навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (слове
с-
ное творчество) речи, использовать средства художественной выраз
и
тельности я
зыка и его
грамматических средств.

Р
одители.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере во
з-
можности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и опред
е-
лять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать и
сполнить понр
а
вившуюся роль в
домашних условиях, помогать разыгрывать полюби
в
шиеся сказки, стихотворения и пр.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством теа
т
ральной
деятельности» реализовывался в
ст
аршей группе

(2011
-
2012г)
и подготов
и
тельной группе
(2012
-
2013г)

по двум направлениям: совместная деятельность с дет
ь
ми, взаимодействие с
родител
я
ми.

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально


эмоциона
льного развития детей.

4. Коррекционно


развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры


превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упр
ажнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

10.Упражнения на развитие выразительной мимики.

11.Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

1
2
. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её д
раматизации


жестом, м
и-
микой, движением, костюмом, декорациями.

Критерии для диагностики уровня развития театрализованной деятельн
о
сти
:

-

устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

-

умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализо
ванной деятельн
о
сти;

-

владение выразительностью речи;

-
способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно в
ы
ражать
своё;

-
способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действу
ю-
щих лиц;

-

умение вживат
ься в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразител
ь-
ные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала
:

-

высокий уровень


творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива,
быстрое

осмысление задания, точное выразительное его выполнение без пом
о
щи взрослых,
ярко выраженная эмоциональность;

-

средний уровень


эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрал
и-
зованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении

задания. Тр
е
буется помощь
взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

-

низкий уровень


мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса о
т-
носится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельн
о
сти.

Если дети проявл
яют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выр
а-
зительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние друг
о
го человека и
выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты,
движения.

В процессе

проектирования предметно


пространственной среды, обеспечивающей театр
а-
лизованную деятельность детей я учитывала:

-

индивидуальные социально


психологические особенности ребёнка;

-

особенности его эмоционально


личностного развития;

-

и
нтересы, склонности, предпочтения и потребности;

-

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

-

возрастные и полоролевые особенности.

В группе я оборудовала театральный уголок, где ребёнок может побыть один и прорепет
и-
ровать каку
ю
-
нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализ
а
ции.

Поскольку предметно
-
развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора к
а-
ждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной де
я-
тельности я разместила разные вид
ы кукольного театра:

пальчиковый,
би
-
ба
-
бо,

настол
ь-
ный,

рукавичковый
.

А так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла матер
и-
ал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированн
о-
го общения с каж
дым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на созд
а-
нии спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне теа
т-
рализованной деятельности я разместила разный природный и бр
о
совый материа
л, ткани,
костюмы для ряженая, настольные и напольные ширмы, подиум, гримерную.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были
размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и дев
о-
чек.

Заняти
я с использованием т
еатрализованны
х игр

выполняют одновременно познавател
ь-
ную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и м
е-
тоды я стремилась к до
с
тижению трёх основных целей:

-

развитию речи и навыков театрально


исполните
льской деятельности;

-

созданию атмосферы творчества;

-

социально


эмоциональному развитию детей.

В с
одержание занятий
включалось
не только знакомство с текстом какого
-
либо литерату
р-
ного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюм
ами. Ва
ж-
нейшим методическим принципом являл
о
сь практическое действие кажд
о
го ребёнка.

При чтении или рассказывании чего
-
либо я пыталась выразить искренность и неподдел
ь-
ность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем сл
у
чае не пыталась
нав
язывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность выск
а-
заться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, пр
е-
вратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы
ребё
нок б
о
ялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать»
что
-
либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельн
о
сти, дети
должны приобрести много на
выков и умений.

Упражнения для снятия мышечного напряжения:

«Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товар
и-
ща», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

Пальчиковый игротренинг
:

«Утречко», «Ма
льчик


пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы


маст
е-
ра», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» пом
о
гает развивать
ме
л
кую моторику.

Средства речевой выразительности:

-
Артикуляционная гимнастика

«Мама шинкует капусту»,

«Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки»,
«Заводим мотоцикл».

-
Произношение привычных слов с разной интонацией

«возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требов
а-
тельно).

-
Изменение смысла фразы путем пер
естановки логического ударения (каждый раз на другое
слово):

«Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания


упра
ж-
нения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, к
о
гда…».

Для развития дикции

я использовала скороговор
ки, чистоговорки, игры «Подскажи слове
ч-
ко».

Для развития воображения, мышления, памяти

предлагала детям закончить «Короткие и
с-
тории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя
н
о
вость» Какая новость мож
ет быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо
-
тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Задания для овладения выразительной пластикой и мимикой:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица люб
ого персонажа (сказки, рассказа, муль
т-
фильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, во
л
ку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и дейс
т
вовали
по
-
разному.

При выполнении
этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали
различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

Сол
ё
ный чай,
Ем лимон
, Сердитый дедуш
ка, Лампочка потухла, зажглась,
Грязная бума
ж
ка
,
Показать, как
кошка выпрашивает колбас
у.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения,

я старалась так орган
и-
зовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможност
ь
проявить себя в какой
-
то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

выбор
детьми роли по желанию;

назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распр
е-
деление ролей по карточкам; проигрывание ролей в п
а
рах.

Дети всегда готовы играть ска
зки. Это их способ познания мира. В творческой атм
о
сфере
ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, п
о
лучает роль одного из её
героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и сто
й-
кость в будущей жизни.

Теа
трализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков повед
е-
ния, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок
познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои
стан
о
вятся

образцами для подражания.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоци
о
нально


чувственного опыта


длительная работа, потребовалось участие родит
е
лей.

Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновля
ла материал в
уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содерж
а
нию игры,
задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно и
с
пользовать дома.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие мот
о
рики, разв
итие
речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Родители прин
и-
мали активное участие в изготовление костюмов, масок, декораций.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкал
ь-
ных занятиях, в самос
тоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развл
е-
чениях.

П
одводя итоги п
роведенно
го

мною
исследовани
я

можно с уверенностью гов
о
рить о важном

значе
нии

театрализованной игры как формы обучения, способствующей усвоению, закре
п-
лению и систематиз
ации знаний и возможностей использование её в речевом развитии д
е-
тей дошкольного возраста.

Это доказывает и диагностическая работа (92% моих выпускн
и-
ков 2012г с высоким и средним уровнем развития речи), и результаты досуговой деятельн
о-
сти в ДОУ (за 2 года
нами было поставлено 4 сказки: «Под грибом», «Путешествие по ска
з-
кам Пушкина», «Снежный колобок», «Дю
й
мовочка» не считая драматизации, постановки и
проигрывание театрализованных игр в образовательной деятельности). Положительным р
е-
зультатом стало участие м
оих воспитанников в районном конкурсе «Театрализация сказки»
(3
-
е м
е
сто).

В настоящее время я продолжаю успешно использовать театрализованную деятел
ь
ность с
о


своими
воспитанниками
. Нами было поставлено несколько сказок «Путешествие пиро
ж-
ков»
-

драматиза
ция сказки «Колобок» на новый лад, «Репка», «Теремок». Сказка «Путеш
е-
ствие пирожков» была показана родителям как итоговое зан
я
тие по теме «Откуда пришел
хлеб», после чего вместе с родителями

было организ
о
ванно чаепитие, на котором родителям
было предложено

так же выступить с небольшой инсценировкой «Приходите в гости к
нам».





































Литература


1.

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского
сада. М.: Просвящение, 1990.

2.

Арушанова А.О. Организация
диалогического общения дошкольников со сверстник
а-
ми // Дошкольное воспитание.


2001.

3.

Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над разв
и-
тием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике ра
з-
вития речи

детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева.


М., Ак
а
демия, 1999.

4.

Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Л
и-
синой


М.: «Педагогика», 1974.

5.

Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспита
ние ,
2006.
-

N4.

6.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника.


М.: Изд
-
во института психотер
а
пии, 2001.


Приложенные файлы

  • pdf 18383767
    Размер файла: 192 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий