Florovsky_monastyr


Свято-Вознесенский Флоровский монастырь
http://www.kievin.ruСвятыни.
Вознесенском соборе: Иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница. В алтаре - ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских. Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.
На территории монастыря: Могила подвижницы благочестивой инокини Елены (Бахтеевой,†1834).
Монастырь существовал еще до набега на Киев и опустошения его ханом Менгли-Гиреем в 1482 г. Первое документальное свидетельство о монастыре — грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней закрепляется за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существующий монастырь при церкви Святых Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону. Монастырь был мужским.
В 1711 г. в монастырь реорганизовали. Император Петр I ко Флоровскому монастырю присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.) и находившийся напротив Святых врат Лавры. Причина реорганизации была политической. Игуменьей этого монастыря была Мария Магдалине - мать гетмана И. Мазепы. После ее смерти флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игуменьи Марии Магдалине. После реорганизации монастырь стал женским
До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Вознесенский собор, Трапезный 2-этажный каменный храм - в нижнем этаже тёплый храм во имя свт. Николая и холодный верхний храм в честь Тихвинской иконы Богородицы, Воскресенский храм, Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова, Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы.
В 1929 г. монастырь был закрыт.
В 1934 г. был разрушен кладбищенский храм Св. Троицы.
В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался.
В 1960 г. были отобраны Казанский, Воскресенский и трапезный храмы. В Казанском храме открыли пошивочный цех, Воскресенский, трапезный храмы и много келейных корпусов отдали подмастерские по реставрации икон объединению «Укрреставрация» .Сегодня все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю.
Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

1. Колокольня
Четырёхярусная колокольня черезвычайно изящна. Купол колокольни ранее был вызолоченым, а шпиль над ним покрашен зелёной краской. Зелёный шпиль был покрыт золотыми звёздами, а венчал колокольню золочёный крест на шаре, кроме того, на вершине креста, находился вызолоченный голубь. В нижнем ярусе колокольни располагались две кельи, а в одноэтажном домике пристроенном к колокольне пекли и продавали просфиры.Всего на колокольне 9-ть колоколов. Самый большой из них, весил более 158 пудов был отлит в 1851 г.
2-8, 11, 15 Кельи
До 1811 г. все строения Флоровского монастыря, за исключением церкви Вознесения Господня были деревянными и погибли 9 июля 1811 г. вовремя великого пожара уничтожившего почти весь низовой город - Подол. Остался целым только каменный Вознесенский храм. Во время пожара монахини переносили в него свое имущество, пытаясь спасти хоть что-то, при этом сорок инокинь задохнулись от дыма.
Высочайшим повелением, на восстановление монастыря в 1812 г. было отпущено 133 013 руб. ассигнациями, на эти деньги и было построенно большинство жилых и хозяйственных корпусов монастыря, но постройки эти были в большинстве своем так же деревянные и до нашего времени не сохранились.
Каменные копуса начали возводить значительно позже, так в 1824 г., при игумении Смарагде, напротив церкви Казанской Богоматери, на деньги графини Анны Чернышевой каменный 2-х этажный дом, существующий и сегодня.
В 1840 г. стараниями капитанши Амосовой, с Южной стороны монастыря, на отлогости горы был построен каменный одноэтажный дом со сторожкою. В том же году, при северных воротах монастыря ведущих к Житнему рынку так же была построена каменная сторожка.
После пожара 1850 г. на Подоле с 1855 по 1857 гг. был построен вблизи Вознесенского храма жилой 2-х этажный каменный корпус.
С 1867 г. монастырь неуклонно расширяется скупая соседствующие с ним усадьбы. Так, игуменией Парфенией в этом же году была куплена за 35 000 руб. соседняя усадьба мерою 632 кв. саж. с одноэтажным каменным домом и мезонином по Притиско-Никольской ул. В 1869 г. игумения Парфения купила за 7 000 руб. купила усадьбу мерою 313 кв. саж. находящуюся с левой стороны от колокольни. При этом монастырь продолжает интенсивно застраиваться.
Кроме того с 1881 г. до 1893 г., на отлогости горы.обращённой к востоку, инокинями, пожелавшими иметь собственные и отдельные помещения, на собственные средства, построено 18 домов на 80-т келий. Таким образом, к 1894 г. территория монастыря оказалась совершенно застроена. Вся ровная площадь монастыря застроена каменными строениями, а так же вся отлогость горы, в тех местах, где только было возможность устроить жилое помещение без явного повреждения горы и опасности для строения была застроена деревянными строениями: так что, смотря на отлогость горы от Днепра, видилась огромная устроенная из составленных один к другому домов и домиков белая лестница.Территория Флоровского монастыря, в настоящее время, значительно сократилась. Погибли многие жилые и хозяйственные корпуса и нет больше белой лестницы из домов на Замковую (совершенно запущенную) гору, но и сегодня ещё сохранилось достаточно жилых корпусов под сенью Флоровских церквей и посетитель монастыря удивляется множеству построек и прихотливому узору проулочков меж ними.
9. Воскресенский Собор

Церковь воимя Воскресенья Господня была сооружена на отлогости Замковой горы (Киселёвской) на пожертвование графини А. Р. Чернышёвой, на месте старой деревянной церкви сгоревшей в 1811 г.
Храм воскресения освятили 6-го июня 1824 г. Церковь эта имеет только один купол поднимающийся над круглой в плане церкви.
Иконостас церкви Воскресения одноярусный, деревянный. Жертвенник находился в углублении стены.
При церкви по обеим сторонам, нераздельно, по обеим ее сторонам, две кельи, а под церковью погреб.
10. Могила инокини Елены

Возле входа в Воскресенский собор, под застеклённым балдахином находится могила инокини Елены (Бехтиевой).
Официально инокиня не канонизирована, но в монастыре считается, что многие получают помощь по молитвам у ее могилы.
В миру инокиню Елену звали Екатериной, она родилась в 1756 г. в Задонске, в знатной семье. На восемнадцатом году жизни втайне от родителей девушка ушла в один из воронежских монастырей.
В 1783 г. скончался великий подвижник - святитель Тихон Задонский, и инокиня Елена неожиданно оказалась владелицей гроба, который святой готовил для себя.
Этот гроб, очень скромный, обитый черным сукном, святитель давно хранил у себя, молился и плакал возле него и, подобно многим святым, даже спал в нем. В этом гробу он просил и похоронить себя. Так и хотели сделать, но когда усопшего святителя одели в архиерейское облачение, оказалось, что гроб для него тесен. Архиереея-подвижника, и святого торжественно похоронили в другом гробу.
При раздаче имущества усопшего, его старый гроб достался инокине.
По преданию, праведная жизнь инокини и уважение, которым она пользовалась в миру и монастыре вызвали зависть. Игумения монастыря невзлюбила монахиню и сделала всё, что бы удалить ее из обители.
После долгих скитаний монахиня обрела покой во Флоровском монастыре.
Скончалась подвижница в старости, в марте 1834 года. Похоронена инокиня Елена была в гробе святителя Тихона, который она хранила столько лет и носила с собой во время всех своих скитаний.
12. Райский сад

Райский сад Свято-Вознесенского Флоровского монастыря - это маленький кусочек земли между монашескими кельями, Свято-Вознесенским и Свято-Воскресенским соборами.
Монастырский Райский сад словно отражение того, Небесного сада. Он вызываем восторженный вздох... Он прекрасен.
13. Церковь св. Николая Мирликийского и Трапезный Тихвинский Собор

В этом двухярусном здании церкви находятся сразу два храма. На первом этаже, находится теплая церковь, во имя св. Николая, а во втором ярусе - холодная церковь в честь явления Тихвинской иконы Богоматери.
По преданию, на этом месте, ранее стояла деревянная приходская церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. Когда и кем построена на месте ее настоящая церковь, неизвестно. Известно только, что в 1818 г. бывшею игумению Флоровского монастыря Смарагдою Андреевною Набоковою надстроена над Флоровскою церковь в честь явления Тихвинской иконы Богоматери.
В 1843 г. престол во имя св. мучеников Флора и Лавра перенесли в южный предел новопостроенной Казанской церкви, а на месте упраздненного престоля освятили в 1857 г. престол во имя св. Николая.
Предполагается, что церковь эта является древнейшей церковью Флоровского монастыря. Трапезный храм, как и Вознесенский собор, хотя и получил серьезные повреждения, но уцелел в пожаре 1811 г. уничтожившего весь Подол и часть Флоровского монастыря.
Внутри обе церкви устроены в виде узкой, продолговатой палаты. Алтари отделены иконостасом в обоих церквях одночастные. У алтарной стены, с южной стороны, при церкви св. Николая небольшой притвор, на притворе которого изображено Воскресение Господня, а на одной из стен храма большая роспись: "Преподобный Серафим молится у камня в лесу". Фреска эта - память о замечательной монахине Матушке Александре, подвязавшейся во Флоровском монастыре в середине 18-го века.

В миру, матушка Александра, Агафия Семеновна Мельгунова, происходила из старинного дворянского рода, была вдовой полковника и богатой помещицей, занималась благотворительностью много странствовала по святым местам. В 1760-х годах, когда матушка подвизалась во Флоровском монастыре, во сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на север России, где ей будет показано место для основания великой обители.
Так и случилось, направляясь из Мурома в Саровскую пустынь, матушка остановилась отдохнуть в местечке Дивеево, где по преданию, она снова сподобилась увидеть Матерь Божию, сказавшей ей: "Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе".
Матушка Александра продала свои имения, отпустила на волю около семисот крестьян, а большую часть капитала пожертвовала на строительство церквей. Известно около двенадцати храмов, построенных с помощью этих денег. Матушка собственноручно помогала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где ей явилась Богородица.
Преподобная Александра скончалась в 1789 г. Известно, что святой старец Серафим чрезвычайно чтил память монахини Александры. Памятуя об этом, современные насельницы Флоровского монастыря почитают преподобный Серафима как своего небесного покровителя.
Стены обеих церквей росписаны иконописными изображениями. Список с чудотворной иконы Тихвинской Богоматери находилась в холодном Тихвинском храме с правой стороны от царских врат.

14. Церковь Вознесения Господня

Церковь во имя Вознесения Господня была построена в 1732 г., в царствование императрицы Аны Иоановны. В храме, кроме главного престола во имя Вознесения Господня, с правой стороны придельный престол во имя собора Пресвятой Богородицы и два придела на хорах: один в честь явления Ахтырской иконы Богоматери, а другой во имя всех святых, устроенный в 1818 г. на средства монахини Афанасии.
Имя строителя Вознесенского собора неизвестен.
Церковь построена разносторонним крестом.
Внутри Вознесенский собор устроен в виде квадратной палаты.
Из икон, находившихся до революции в этом храме примечательны были две иконы Рудненской Богоматери. Одна из них, в серебрянной вызолоченной ризе, с усыпанной мелкими брилиантами и другими камнями короне, в деревянном с резьбой киоте находилась в западной части церкви, под хорами, на южной стороне у арки; в том же киоте находится и вторая икона Рудненской Богоматери, вся шитая жемчугом и бисером и украшенная каменьями. Иконы находились в храме до 20-х г.

Полагают, что чудотворный образ украли прельстившись драгоценным окладом. Сейчас в Воскресенской церкви находится список с этой чудотворной иконы.
В 1960-е г. Воскресенский собор был закрыт и вместе с Трапезным храмом передан предприятию "Укррестоврация", под мастерские по рестоврации икон.
В настоящее время в соборе хранятсянесколько почитаемых икон. Одна из них - местнический образ Казанской Божьей матери. Есть иконы с частицами мощей святого Иова Почаевского, великомучеников Георгия Победоносца и Варвары. Кроме того, в алтаре храма хранится ковчежек с частицами мощей Печерских преподобных.
Сегодня Воскресенский собор Свято-Вознесенского Флоровского монастыря полностью востановлен В нём ведутся службы и всякий желающий может посетить этот святой храм.
16. Дом игуменьи

Дом игумени был построен в 1820-м году. Это небольшой, огороженный деревянной изгородью и окружённый разросшимися деревьями дом с мезанином.
Скромный дом игумены когда-то деревянный, сегодня отложен кирпичем и выглядит уютным и уединенным.
17. Святой источник


Артистическая беседка над святым источником Свято-Вознесенского Флоровского монастыря давно разрушена.
Святой источник сегодня - грубый камень и торчащий из него блестящий латунный кран.
Местные жители считают эту воду целебной, предпочитают воду из монастырского источника, водопроводной воде. Туристы, посещающие Флоровский монастырь хотя в это и верят, но пить опасаются.
18. Могила игуменьи Евпраксии
Могила одной из настоятельниц Свято-Вознесенского Флоровского монастыря рядом с Вознесенской церковью.
Игумения Евпраксия управляла монастырём с 1898 г. по 1919 г.
19. Могила Епископа Федора

Могила епископа Феодора руколоположенного в годы гонения на церковь и похороненого возле Трапезного храма в 1924 г.
20. Церковь во имя явления иконы Казанской Божьей Матери

Церковь во имя явления иконы Казанской Божьей Матери была каменной, трехпрестольной с двумя пределами. Южный, во имя св. мучеников Флора и Лавра, а северный во евангелиста имя Иоана Богослова. Церковь находится недалеко от церкви Вознесения Господня. Постройка была начата в 1841 г., а окончена и освящена в 8-го июля 1844 г.
Построена она была по образцу древних русских церквей. В 1869 г. стены и своды внутри церкви росписаны иконописанием, а арки и карнизы вызолочены. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Главный престол кипарисный. Вверху царских врат круглое сияние, в коем подобие Казанской иконы Божией Матери в серебрянной вызолоченной ризе; на ней серебрянный небольшой крест, в коем часть древа животворящего креста Господня.
Когда во время второй мировой войны, Киев был захвачен немцами, флоровские насельницы прятали на чердаке и подвале церкви раненых красноармейцев. Тайный лазарет фашисты обнаружили и там, возле собора расстреляли монахинь и солдат красной армии. Монахини и солдаты похоронены были тут же под стенами Казанского храма в братской могиле.
Кладбище существовала до 1960 г., когда церковь во имя явления иконы Казанской Божьей Матери была закрыта, а участок земли на вокруг храма был передан под протезный завод. Надгробия над погребениями сняли, могилы закатали под асфальт, а в помещении Казанской церкви устроили пошивочный цех.
В 1990-м году городская администрация приняла решение о передачи территории завода и помещения Казанской церкви Свято-Вознесенскомы Флоровскому монастырю. Но, протезному заводу переезжать некуда и он так и остался на территории монастыря.
Замковая гора, Руины Свято-Троицкого храма и кладбища


"Замковая гора (Киселёвка)" - местность эта называется так, потому что на ее вершине в 14 в. стоял литовский замок построенный князем Витовтом. Замок был главным городским укреплением.в котором сосредоточивалось и всё управление городом, военное и гражданское. К местности замка принадлежали и смежные с Замковой горой возвышенности Кудрявца и гора Щекавица.
В замке было три православные церкви и один католический костел Укрепления замка были так крепки, что хан Эдигей в 1416 г., хотя и разграбил Киев и Киево-Печерскую Лавру, но замок как, как ни осаждал, взять не смог.
В 1605 г. замок сгорел от удара молнии.
В XIX в. Замковая гора уже называлась Киселевской. Предполагают, что это название происходит от имени Адама Киселя - последнего киевского воеводы умершего в 1653 г.
В 1834 г. вершина Киселёвской горы была приобретена Флоровским монастырём, примерно в это же время на горе разбивается кладбище.
В 1854 г. при монастырском кладбище на вершине Киселевской горы была задожена и освящена в 1857 г. церковь во имя Пресвятой Животворящей Троицы. Каменная, крестообразная о двух вызолоченных куполах, церковь была построена в стиле Московских церквей XVII в. В ней было два престола: главный - во имя Святой Троицы и еще один, во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. Над притвором церкви каменная колокольня с шестью колоколами была построена в 1855 г.
Церковь была разрушена 1930-е гг. Кладбище закрыли, а на его месте в 1935 г. планировалось открыть парк культуры и отдыха.
Сегодня вершина горы пребывает в запустении. От церкви сохранилась лишь груда желтого кирпича. Могилы и склепы осквернены. Дорожка ведущая к вершине Замковой горы построенная в монахинями в XIX в. местами развалилась. Современные насельницы Флоровского монастыря подниматься на вершину горы опасаются, объясняя это тем, что там собираются сатанисты.

Приложенные файлы

  • docx 18357020
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий