Lektsia_1_ETIKA_MORAL__NRAVSTVENNOST

Лекция 1. ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ:
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Этика – большая и важнейшая часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности.
Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того чтобы отвечать этим требованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень. Знание нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда на первый план выдвигаются гарантии прав и свобод человека. А в юридических профессиях объектом деятельности является именно человека. Юридическая деятельность касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека. В силу такого характера своей профессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокими юридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой. Профессии юриста присущи общие черты, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы, к ним относятся, в частности, гуманизм, справедливость, самостоятельность и независимость в принятии решений.
Предмет этики
Этика, возникшая более двух с половиной тысяч лет назад, относится к философским дисциплинам, поскольку изучает не только отношения между людьми, но и отношение человека к миру.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»), которое сначала означало общее жилье, дом, звериное логово т.п., позднее – обычай, нрав, правило, характер.
Взяв за основу слово «ethos» в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) образовал прилагательное «ethikos» («этический») для обозначения добродетелей человеческого характера, душевных качеств. Он отличал их от интеллектуальных качеств, а также от чувств (аффектов) и врожденных способностей. Аффектами Аристотель считал гнев, страх, радость; свойствами ума – память; этическими (моральными) добродетелями – умеренность, мужество и т.д. Науку, изучающую этические добродетели, он назвал этикой. Аристотель употреблял понятие «этика» как обозначение особой области исследования – «практической» философии, поскольку, по его мнению, этика пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными нравственно правильные поступки.
Пытаясь точно перевести термин «ethos», древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ввел термин «moral’s» (моральный). Греческое слово «ethos» было переведено Цицероном латинским словом «mores», на его основе и образовано прилагательное «moral’s» (моральный). Цицерон говорил о нравственной философии, имея в виду сферу знания, которую Аристотель назвал этикой.
«ethos»(греческий - характер) - «ethikos»(этический – обозначение душевных качеств)- «mores» (перевод на латынь -нравы) - «moral’s» (нравственный, моральный)
Позднее, в IV в. н. э, от прилагательного моральный было образовано существительное «мораль» (moralities), которое является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».
Таким образом, термин «мораль» – и по содержанию и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». В русском языке есть самобытный термин «нравственность», который является эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Термины «этика», «мораль» и «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения, в повседневном словоупотреблении употребляются как синонимы – люди часто не делают различия между этими понятиями.
Синонимы в науке, как правило, дезориентируют, поэтому каждый научный термин должен быть закреплен за соответствующим понятием. В философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Рассмотрим, в чем заключается это различие.
Подходы различны. Ряд авторов утверждают, что понятие морали шире, чем нравственность и под нравственностью понимают совокупность норм, принципов, предписаний и оценок, регулирующих различные сферы жизнедеятельности  людей. Некоторые авторы полагают, что нравственность более широкое понятие, которое вмещает в себя деформации, отклонения и искажения морали, то есть норматива.
Мы полагаем, что этика – это теоретическое знание, а нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, регуляторы общественных отношений. Мораль – это то, что изучает этика, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей. Познаваемое (в данном случае – мораль) принципиально отличается от знания о нем (этики) по способу существования. Познаваемое существует объективно, а знания о нем – субъективно, т.е. в сознании. Следует иметь в виду, что самые совершенные знания морали, постижение глубин этической науки не могут заменить человеку саму мораль.
Термин «мораль» употребляется также для характеристики:
-тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными и неправильными;
-правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;
-ценностей, которые существуют в сознании и могут реализовываться в определенных формах поведения.
Соотношение понятий «мораль» и «нравственность» сводится к тому, что, если мораль – это должное, что должно быть, то нравственность – это реализованная мораль, мораль в действии. Нравственным называют поступок или форму поведения, в которых реализуются моральные нормы, принципы. Мораль – это потенциал, а нравственность – это фактор, движущая сила, определяющая наши поступки в моральном отношении.
Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании социальной действительности. Именно поэтому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том, или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику вслед за Аристотелем часто называют «практической философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире.
Этика – теория морали, которая устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми разрабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Следует иметь в виду, что этика не вырабатывает конкретные рекомендации, как поступить в том или ином случае, а лишь формулирует общие принципы, на основании которых могут быть даны конкретные оценки и рекомендации относительно поступков человека в той или иной ситуации.
Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная.
Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам.
Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании, что есть истинное благо и найти свой путь к его достижению.
Таким образом, этика – это философская наука, объектом изучения которой являются мораль и нравственность.
Мораль, ее структура и функции
Мораль является:
-одним из способов нормативного регулирования поведения человека;
- особой формой общественного сознания;
- видом общественных отношений.
Соответственно, существует ряд определений понятия «мораль», в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
Поскольку нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны – поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения.
Другими словами, в структуре морали выделяются:
-нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
-нравственная практика;
-нравственные отношения.
Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное – не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности – важная характеристика нравственного сознания.
Нравственная практика является результатом морального сознания, а базовый элемент практики – поступок. Структура нравственной практики имеет следующие составляющие:
замысел (намерение или постановка цели);
мотивация (обоснование замысла);
выбор цели, средств;
принятие решений;
действия, в которых реализуются нравственные установки личности, линия поведения человека.
Нравственные отношения – совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые проявляются в понимании своего долга, ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом.
Таким образом, выделенная нами структура «нравственное сознание – нравственное действие – нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимосвязаны и взаимно регулируются.
Для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Принято выделять пять функций морали: оценочную, познавательную, регулятивную, воспитательную и ценностно-ориентирующую.
Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Моральная оценка опирается на моральные убеждения человека и авторитет общественного мнения (взгляды, убеждения и представления, которые разделяются большинством населения).
Познавательная функция направлена на постижение культурного опыта, накопленного человечеством. В познавательной функции морали большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия связей и отношений между людьми.
Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали, которая корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т.е. все формы общественного сознания. Но только мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь, например, о праве, эстетическом сознании или политике. Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.
Регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Воспитательная функция морали участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам других людей, их достоинству.
Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным, что позволяет корректировать свое поведение, определять направление своего духовного развития. Эту функцию еще называют мотивационной, так как нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать
Функции морали тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные категории этики
Многие науки для своего языка используют такие термины, которые свойственны только для узкой отрасли знаний и почти не встречаются в повседневном общении. В отличие от них этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро и зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т.д.).
Категории этики в этической теории подразделяются в соответствии с уже известной нам структурой морали и нравственности следующим образом:
-категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.);
-категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.);
-категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.).
Категории этики используются для оценки самых различных поступков, поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «благо», «счастье», «долг», «совесть», «ответственность», «смысл жизни», «честь», «справедливость», «порядочность», «человеческое достоинство» не претерпевают существенных изменений с течением времени.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.   "Добро" и "зло" - центральные понятия нравственного сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях.
Добро является наиболее общим понятием морали, оно выступает:
- как идеал;
- как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка;
- как качества человека (добродетель).
Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

     Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено
Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое некоторые религиозные мыслители рассматривают как недостаток добра. Во всяком случае идея Добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Добро представляется в виде светлого, успокаивающего, облагораживающего образа. Но нет и «чистых» носителей добра. В каждом человеке имеются не только достоинства, но и недостатки.
Скептики античности утверждали, что можно выявить конкретные проявления добра, но невозможно дать определение добра вообще.
Хотя человек не может дать четкого определения добра и зла, он все же интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки как бы самоочевидны.
Наиболее категорично говорят о природе добра и зла религиозные мыслители. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник. Только вера в абсолютное добро позволяет нам творить добро.
Религиозная трактовка добра и зла достаточно проста, опирается на догматы, имеющие многовековую историю. Однако возникают вопрос, насколько такое понимание добра и зла имеет объективные критерии. Можно лишь безошибочно утверждать, что одни действия соответствуют воле Бога, а другие – нет. Конечно, имеются заповеди, изложенные в Библии (считается, что это воля Бога). Ссылки на Священное писание, на высказывания отцов церкви не всегда дают выход из трудностей, ибо в них немало противоречий. Сам же факт существования зла создает для церкви немалые трудности

Реальные проявления добра настолько многогранны, сложны, что дать четкое определение добра, как я уже говорила, сложно.
Тем не менее, Добро – категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничением нравственного от безнравственного, противостоящее злу. С древних времен добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.   Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии.
Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Справедливость – добродетель правильного отношения к другим людям. Справедливость проявляется в отношении к другой личности, в уважении к ней, невторжении в сферу ее свободы. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим.
Идея справедливости, требование справедливости пронизывает законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия. Недаром богиню правосудие с давних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, оказывается несправедливым.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, к другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг – это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, осознает их и реализует в своей деятельности. Долг может быть социальным (патриотический долг судьи, долг следователя) или личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский). Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! – долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, требует претворения ее в жизнь. Быть человеком долга – значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Категория долга – одна из важнейших среди категорий профессиональной этики юриста. В глазах общества юрист должен выглядеть как непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справедливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы. Долг юриста быть беспристрастным и справедливым, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Честь – категория этики, означающая моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).
Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному Ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести – высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распространено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».
Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распутства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опрометчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не меньшей степени необходимы в системе правоохранительной деятельности.
Например, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД, принятый в 24.12.2008 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его репутации.
Таким образом, этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Уточним, что этика учит морали, сообщая не абстрактное, а практическое знание, побуждающее действовать.
Говорят, что научить морали нельзя, но научиться можно. Верно ли это? Несомненно, поскольку поучений никто не любит, никому не нравится, когда ему «читают мораль». Согласитесь, что уговорить человека поступать по совести весьма затруднительно. Нравственную позицию можно выбрать только самостоятельно, и это ваше дело, на что вы будете опираться - изучать суждения мудрецов, или слова и поступки людей, равняться на лучшее нравственное поведение с этой точки зрения. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства самосовершенствования.
Кроме этого, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно, например, выяснить причины существования несправедливости? Или выяснить причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Добрые поступки объяснить еще сложнее, поскольку добро обычно делают не «почему-то», не по тому, что мне растолковали, что есть добро, а потому, что я не могу по-другому. Есть нравственные очевидности, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Еще Ф. М. Достоевский на примере Раскольникова показал, что рационально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Именно поэтому в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логично доказанный и экспериментально проверенный. От тезиса к тезису, от одной точки зрения к другой – только таким путем дается общая сложная картина морали в истинном свете.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 18357016
    Размер файла: 81 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий