Monografii_6_10


Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеч. взаимоотношений) Люди, которые играют в игры.
Круг освещаемых проблем:
В книге освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей, особенно при разрешении конфликтов, возникающих в процессе общения. Необходимо сделать несколько замечаний о стиле изложения материала. Из соображений компактности игры описываются в основном от лица мужчины, если, конечно, они не являются чисто женскими. Поэтому главный игрок в книге обычно обозначается словом «он». Терминология и точка зрения автора в основном ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и психиатрией.
Основные психологические понятия (их определение).
У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связан с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:
Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;
Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;
Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.
Общение родитель-родитель: обмен сплетнями;
Общение взрослый-взрослый: решение реальной проблемы;
Общение ребенок-ребенок: игра вместе.
Трансакционный (трансакция – единица общения) анализ – его цель – выяснение, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакц. стимул). При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.
Правила коммуникации: Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать неопределенно долго;
Процесс коммуникации прерывается, если происходят пересекающиеся трансакции (общение взрослый-взрослый, его прерывает трансакция ребенок-родитель или родитель-ребенок);
Дополнительные трансакции – поверхностные взаимоотношения, легко нарушаются простыми пересекающимися трансакциями. Помимо этого, существуют и скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я – эта категория служит основой для игр. На внешнем уровне общение может происходит между взрослыми, а на психологическом – между ребенком и ребенком (пример- сексуальные взаимоотношения, заигрывание).
Требования адаптации: пока не будет опробована социальная ситуация, ребенок находится под защитой взрослого и родителя, планирование, исходящее от ребенка, чаще встречается в ситуациях, предполагающих наличие близости и конфиденциальности. Процедура – серия простых дополнительных взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью. Статистический аспект – все возможные сочетания и расположения вещества во Вселенной. Динамический аспект – потенциальные возможности взаимодействия всех энергетических систем во Вселенной. Планирование процедуры определяется конкретным материалом на основе оценок, произведенных Взрослым. Процедура: целесообразная – субъект деятельности (агент) наилучшим образом использует имеющиеся у него данный и накопленный опыт, и загрязненная – во время переработки информации Взрослым в процесс вмешиваются Родитель или Ребенок. Целесообразность – психологический критерий, эффективность – материальный.
Психотерапия – процедура, но до тех пор, пока ситуацию контролирует Взрослый терапевта. Игры на приеме у психотерапевта. В зависимости от роли водящего:
Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи – “Я всего лишь пытаюсь помочь Вам” и “Психиатрия”;
Игры, в которые играют люди с медицинским образованием, входящие в качестве пациентов в состав психотерапевтических групп, например – “Оранжерея”;
Игры, в которые играют пациенты и клиенты: “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и “Калека”.
Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.
“Я всего лишь пытаюсь помочь Вам” - игра имеет скрытый мотив, оказывающий большее значение на ее исход, чем профессиональные умения. Это – жизненная позиция, состоящая в том, что люди неблагодарны и общение с ними не приносит ничего, кроме разочарования. Перспектива успеха тревожит Родителя, побуждает его к саботажу, поскольку успех угрожает его жизненной позиции. Игрок уверен – как бы усердно он ни предлагал помощь, она не будет принята; в более мягком варианте – психотерапевт не видит ничего плохого, если клиент принял все-таки помощь, но все же после большого промежутка времени. Тезис – “никто никогда не слушает моих советов”, цель – избавление от чувства вины, роли – помощник и клиент, социальная парадигма – Родитель (“Делай вот что”) – Ребенок (“Что мне теперь делать?”).
“Психиатрия” - здесь жизненная позиция – “Я – целитель, потому что в дипломе это написано” (вариант “поскольку я – целитель, то, если Вы не выздоровеете, это Ваша вина” - игра “ЯППВ”; вариант “поскольку Вы – целитель, я выздоровею благодаря Вам” - игра “Крестьянка”). В эту игру играю чаще всего пациенты, лечение которых ранее велось не слишком эффективно: Взрослый – “Я пришел к Вам чтобы вылечиться”, Ребенок – “Вам никогда не удастся вылечить меня, но Вы научите меня быть более умелым невротиком” (то есть более умело играть в “Психиатрию”). Другой вариант игры – “Скажите-ка мне вот что” - задаются вопросы до тех пор, пока пациент не сможет ответить на один и них, после чего психиатр говорит, что если бы тот ответил, то он смог бы ему помочь, а так он свое дело сделал.
“Оранжерея” – вариант “Психиатрии” эта игра позволяет избежать близости, особым образом обставляя ситуацию, в которой можно выразить свои чувства, и накладывая ограничения на реакцию присутствующих. Специально обставляется момент раскрытия своих чувств игроком и когда обсуждение прерывается психотерапевтом в виде неуместного в такой ситуации вопроса, это вызывает негодование.
“Неимущий” - дополнение к ЯППВ в той форме, в которой в нее играют консультанты служб помощи, зарабатывающие себе этим на жизнь; также – клиенты, для которых это тоже способ заработать себе на жизнь. Антитезис – отказ от предоставления игрокам материальных благ.
“Крестьянка” - в случае искренней игры следует позволить пациенту играть до тех пор, пока его Взрослый не окрепнет на столько, что можно будет пойти на риск и принять контрмеры. Ели это – лицемерный вариант, контрмеры принимаются после тог, как пациент будет в состоянии понять, что происходит: терапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а на протесты дает понять, что она имеет дело с тщательно продуманной стратегией. Скоро отказ от дачи советов приведет пациента в бешенство – если он лишится душевного покоя, то следует применить соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию; прежде всего нужно отделить Взрослого от лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.
“Дурачок” - “Я смеюсь вместе с Вами над моей глупостью и неуклюжестью”, угрюмый вариант – “Да, я глуп, но такой уж я есть, так что сделайте со мной что-нибудь”. Игра ведется с депрессивной позиции людьми с маниакально-депрессивным типом личности. Если терапевт в мягком варианте игры откажется играть, то приобретет в лице клиента друга. В угрюмом варианте игрок пытается не вызвать насмешку над собой, а вывести партнера из себя, вызвать у него чувство беспомощности.
“Калека” - “Что Вы отите от такого неуравновешенного человека, как я?”. Если терапевт легко различает своих Родителя и Взрослого, разрешить эту игру не составляет проблем. Если же терапевт выступает с позиции Родителя, то в качестве “доброго Родителя” - принимает оправдания пациента, в качестве “сурового” - отвергает. Игрок хорошо знаком с обеими этими альтернативами и извлекает из них максимальную выгоду. С позиции Взрослого терапевт должен отвергнуть оба варианта – “Я ничего не хочу, проблема в том, чего Вы сами от себя хотите?”. Единственная уступка – дать время пациенту ответить на этот вопрос (от 6 недель до 6 месяцев – в зависимости от взаимоотношений и степени подготовленности пациента).
Хорошие игры – позитивный вклад в социальную жизнь перевешивает неоднозначность мотивов, особенно, если игрок примерился с ними без легкомыслия и цинизма. “Трудовой отпуск” - работа является вторичной по отношению к какому-то скрытому мотиву, и игрок берется за нее только для вида, чтобы достичь другой цели. Игра сохраняет свой положительный характер и заслуживает одобрения, как пример конструктивной деятельности. “Кавалер” - мужчина пользуется возможностью и подчеркивает превосходные качества женщины, никогда не нарушая границ приличия, соответ-х ее положению в обществе, конкретным обстоятельствам и требованиям хорошего вкуса. Но внутри этих границ он дает себе свободу. Изощряясь в изобретательности и оригинальности в выражении своего восторга. Его цель – не соблазнить женщину, а продемонстрировать собственную виртуозность в искусстве комплимента. “Вознаграждение” - удовольствие, доставляемое женщине; внутреннее психологическое – творчество и подтверждение привлекательности, внешнее психологическое – избегает отказа в ответ на сексуальные авансы, внешнее социальное – от этого вознаграждения можно отказаться, внутренне социальное - “Кавалер”, биологическое – взаимные “поглаживания”, экзистенциональное – “Я умею жить красиво”. “Рад помочь вам” - способ использования людей, потребители с радостью принимают в ней участие, так как это одна из наиболее приятных коммерческих игр. Более худший вариант – в семье, когда родители изо всех силы пытаются достичь расположения своего ребенка, работая только на себя. “Местный мудрец” - сценарий с элементами игры - человек ни на что не претендующий, но всегда готовый вас выслушать; лучше всего эта игра удается людям, которые перед исполнением своей роли обратились к психотерапевту, чтобы для себя выяснить свои мотивы и узнать, каких ошибок им следует избегать. “Они будут счастливы, что знали меня” - человек хочет показать, что дружелюбие и уважение его друзей по отношению к нему оправданы. Игра – когда человека больше интересует не сам успех, а впечатление, произведенное им на его врагов и друзей.
Структурирование времени. Длинные ряды трансакций, возникающие на протяжении жизни человека, можно так классифицировать, что в результате появляется возможность кратко и долгосрочного прогнозирования его социального поведения. Виды влечения или потребностей:
Стимулирование или жажда ощущений – многие люди утверждают, что они стремятся избегать возбуждающих ощущений, а на самом деле большинство из них ищут их;
Жажда признания – стремление к особого рода ощущениям, которые может дать другой человек;
Жажда структурированности – люди, умеющие структурировать свое время, - самые дефицитные и высокооплачиваемые специалисты в любом обществе.
Формы структурирования времени:
Один полюс – замкнутость – явная коммуникация между людьми отсутствует:
Ритуал – крайне стилизованные формы взаимодействия, могут иметь неформальный характер, могут носит официальный характер (трансакции абсолютно предсказуемы, не несут информации), ритуалы программируются обычаями и традициями;
Активность – работа, трансакции диктуются материалом, трансакции обычно направлены от Взрослого к Взрослому и соотнесены с внешней реальностью, то есть с предметной деятельностью;
Времяпровождение – обладает некоторой повторяемостью – многовариантное взаимодействие, имеющее законченный характер (фраза или предложение) – например вечеринка с угощением;
Игра – времяпровождение, когда проскальзывают индивидуальные нотки; игры предполагают приманку, срабатывающую в случае слабости на которую они рассчитаны, после окончания игры все получают свои “выигрыши” или “вознаграждения”. Формула игры: П+С=Рк-Р-Н-В, П+С – приманка схвачена, игрок тянет за рычаг (Р), потом момент смущения или недоумения (Н), затем – оба получают выигрыши (В).
Второй пограничный случай, замыкающий игру – близость – искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение выгод.
Влияние предков (истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей семьи):
Гордость за предков – если человек гордится своей благородной семьей, но при этом произносит это торжественно и церемонно, скорее всего он неудачник, который использует информацию о своих предках для оправдания собственного существования, поскольку ему самому не дано отличиться; если же при этом он смеется или иронизирует – за этим всегда скрывается некоторое неблагополучие;
Идеализация – человек хочет повторить судьбу своих предков и исходит из этого в своем жизненном сценарии – романтический тип; парадоксальный – признание достоинств предков, которые все же с возрастом исчезли, но, тем не менее, желание повторить жизненный путь предков;
Соперничество – “Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку” - невротическая реакция, выражение желания Ребенка быть сильнее своих родителей;
Личный опыт – возможно, что от одного из прародителей будет исходит вдохновение на подвиги, а возможно – плохое влияние.
Также в ходе изучения жизненного сценария нельзя упускать момент, связанный с очередностью рождения, где большой значение имеет сценарий родителей – какой пол ребенка ожидался, в какое время и т.д. также, если семья большая – одному ребенку отводится роль героя, другому – неудачника, кому-то из детей с рождения может предназначаться роль сиделки возле родителей. Также эта информация ценна по причине того, что дети в своих семьях часто воспроизводят сценарии отношений своих родителей. В этом контексте можно упомянуть и о родовом сценарии, то есть о травмах, возникающих в момент рождения, но с уверенностью говорить об этом не приходиться, так как нет подтверждающих эту теорию фактов. Имена и фамилии:
Целенаправленно – специализированные, или имя одного из родителей – накладываются определенные обязательства, ребенок чувствует себя значительно увереннее среди сверстников;
По несчастью – красиво звучащее имя – необходимо выработать стойкую позицию по отношению к имени в случае переезда в новое место;
Из-за небрежности или легкомыслия – ласковые прозвища – могут “прилипнуть” на всю жизнь;
Из-за неизбежности – фамилии – некоторые фамилии одного языка на другом звучат не совсем прилично.
Развитие в детском возрасте.
Влияние в раннем возрасте – у ребенка постепенно формируются представления о себе и об окружающих его людях, формируются позиции Я-Ты (++ успех, +- превосходство, - + депрессивность и - - безнадежность), добавляются также к этим основным позициям Они + “Мы всех любим”, Они- “Кому они нужны”, + - + “Здесь вы ребята не так хороши, как они там”, + - - “все должны склоняться передо мной и быть похожими на меня, конечно, настолько, насколько могут эти ничтожные люди”, - + + “Я ничтожнейший человек в мире”, - + - “Я унижаюсь и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей”, - - + “они нас ненавидят потому что мы не такие хорошие как они”, - - - “хороших людей уже нет” ребенок уже знает, как стать победителем или неудачником, приобретает убеждения и выбирает позиции, выбирает сюжет для сценария;
Пластичные годы с 6 лет – план на будущее составляется по семейным инструкциям. Родительское программирование определяет, когда и как проявляются влечения, когда и как они ограничиваются, как результат – новые качества как компромисс между влечениями и ограничениями. Ребенок действует так, как ожидают от него родители – из каждого указания пытается извлечь императивное ядро – “марсианскую” сердцевину. Направляющие механизмы сценария (провокация, предписание, проклятие) программируются до 6 лет родителями. Также большое значение имеют родительские образцы. Задача сценарного аналитика – помочь стать обратившемуся человеку стать свободным в осуществлении своих стремлений. Есть люди, руководимые сценарием и одержимые сценарием, есть также бунтующие против своего сценария. Неудачник – предписания, провокации и проклятия. До 10 лет формируется преобладающая эмоция. Психологические “купоны” используются как “валюта” трансакционного рэкета. Иллюзии – на них люди порой строят свое существование “если только” и “когда ни будь”.
Юность – “репетиция перед отъездом на гастроли” сформированного жизненного сценария, возникают новые чувства, герои, физические реакции, человек метается от сценария к антисценарию. Эффект “футболки с надписью” - подача себя в жизни.
Зрелость и старость. Когда человек попадает во взрослый мир, реализуются заложенные сценарии и типы поведения в соответствии с той средой, в которую он попадает.
Анатомия сценария. Сценарий – программа поступательного развития, выработанная в раннем возрасте под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Программа – план или расписание, которому следуют, схема действий. Сценарии: поступательный – постоянно движущийся вперед; влияние родителей – влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени; определяющий – человек свободен в ситуациях, к которым существующие указания не относятся. Важнейшие аспекты – брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Формула сценария: РРВ-ПР-СЛ-ВП-Итог, РРВ – раннее родительское влияние, ПР – программа, СЛ – склонность следовать программе, ВП – важнейшие поступки. Все, что укладывается в эту схему – элемент сценария.
Вывод по книге:
Книга знакомит с основными концепциями психоанализа и основными понятиями психиатрии. В основу книги легли две фундаментальные идеи – теория игр и теория сценариев. В своей работе Эрик Берн объясняет природу человеческих взаимоотношений, предлагает способы разрешения конфликтов человека с самим собой и с окружающими. Несмотря на то, что судьба человека определена уже в раннем детстве и запрограммирована его родителями, в зрелом возрасте он все-таки способен изменить ее в соответствии со своими истинными желаниями и стремлениями.
10.Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции.

Представлена авторская концепция психологических механизмов волевой регуляции.
Представлен весь процесс детерминации действия, дан широкий и глубокий обзор зарубежных и отечественных концепций воли и волевой регуляции с авторских позиций.
Основная задача книги заключается в вычленении реальности (или реальностей), которая описывалась понятием воли или для объяснения которой понятие воли предполагалось. Главными при этом были вопросы:
Что же явилось причиной постановки проблемы воли?
В связи с чем вводилось понятие воли?
Как менялось его содержание в зависимости от объясняемой реальности?
В этой книге, естественно, не ставится задача анализа всех работ по выделенной проблематике, и поэтому кратко излагаются результаты исследований авторов, внесших свой вклад в понимание реальности и механизмов воли или предложивших новые аргументы в пользу определенной концепции воли.
Основные психологические понятия (их определение).
Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает, прежде всего, побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, который условно можно обозначить как подход «свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.
Третий подход к исследованию воли сформировался в связи с анализом регуляции исполнительной части действия и различных психических процессов. Этот подход, который условно можно обозначить как регуляционный, представлен в психологии как проблема саморегуляции.
Отождествление К. Левином побудительной функции воли с формированием квазипотребности как механизма побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению воли и мотивации.
Воля при этом рассматривается как часть мотивационного процесса при порождении действия. X. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия:
мотивация до принятия решения о действии;
- воля;
- осуществление действия;
- оценка последствий действия.
Й. Бекман выделяет особый тип процессов (метапроцессы), которые регулируют основные психические процессы.
К мотивационным теориям воли относится теория воли, разработанная Д. Н. Узнадзе и его последователями. Этот ученый связывает формирование воли с трудовой деятельностью человека, которая совершается «без актуальной потребности» и направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей.
Развитые формы воли С. Л. Рубинштейн также связывает с мотивацией. «Воля на высших своих ступенях это не просто совокупность желаний, а известная организация их».
Оригинальное понимание воли было предложено А. Шопенгауэром. Под волей он понимал общую способность к активности, присущую всем телам мира (живым и неживым). Поэтому как акт воли он рассматривает любое действие человека.
Воля и действие это «не два объективно познанные различные состояния, объединенные связью причинности, а одно и то же, но данное нам двумя разными способами... Действие тела не что иное, как объективированный, т. е. вступивший в поле воззрения, акт воли».
Как особую активность субъективного духа, а именно духа практического, связанного с целями и интересами человека и с их воплощением в практических результатах, рассматривал волю Гегель.
По мнению Г. И. Челпанова, душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял три элемента: стремление, желание и усиление.
Д. Локк наряду с мотивацией выделяет особую способность осуществлять действие, которую он и называет волей.
Н. Ах выделяет две стороны волевого акта: феноменологическую и динамическую.
В феноменологической стороне волевого акта он различает четыре момента:
- образный момент (ощущение напряжения);
- предметный момент (представление цели и ее отношений со средствами);
- актуальный момент (внутреннее действование);
- момент состояния (психическое переживание трудности, усилие).
Динамическая сторона волевого акта заключается в эффекте его реализации, т. е. в воплощении действия, успех которого зависит от силы детерминации, обусловленной актуальным моментом волевого акта, и от других факторов (трудности препятствия, содержания действия).
В работах Л. С. Выготского впервые формируется представление о произвольной форме мотивации наряду с другими процессами. Сущность воли он видит в овладении собой, своими психическими процессами, в том числе и мотивацией.

Стремление к осмыслению действий Л. С. Выготский рассматривает как необходимое условие его выполнения: «Интересна обнаружившаяся в выполнении бессмысленных поручений тенденция к осмыслению их, во что бы то ни стало, путем создания новой ситуации, изменения в психологическом поле».
Л. И. Божович сущность волевого поведения видела в том, что человек оказывается способным подчинить свое поведение сознательно поставленным целям (принятым намерениям) даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных, но социально ценных целей. Иными словами, главную функцию воли она видит в инициации действий, не отрицая при этом и способности к преодолению препятствий.
П. В. Симонов определяет волю как реакцию на преграду, проявляющуюся в рефлексе свободы, как активность, обусловленную «потребностью преодоления препятствий потребностью, относительно самостоятельной и дополнительной к мотиву, первично инициировавшему поведение», или даже как саму «потребность преодоления препятствий»
Для П. А. Гольбахом воля это особое предрасположение мозга как телесного органа, определенное состояние («модификация») которого и вызывает действие человека. «Воля это модификация мозга, которая предрасполагает его к действию или подготавливает к приведению в движение соответствующих органов»
Н. Н. Ланге определял волю как «способность производить сознательно целесообразные действия» и пытался найти физиологические механизмы волевых действий.
В. Виндельбандт определяет волю как видовое понятие, объединяющее все отдельные хотения или страсти как первичные элементы воли
Представление о воле как способности, связанной с побуждением действий, проявилось и в работах Т. Рибо
Термин «волюнтаризм» предложил Паульсен для обозначения позиции, когда воля признается самостоятельной силой или способностью, лежащей и основе любой активности.
В. И. Селиванов рассматривает волю как самостоятельный психический процесс или одну из сфер психики наряду с познавательными процессами и эмоциями.
П. Рикер рассматривает волевой выбор как особый подход к исследованию воли.
Под волей Б. Спиноза понимал такое стремление души, «когда оно относится к одной только душе...».
У. Джемс признавал волю как самостоятельную силу души, обладающей способностью к решению о действии.
Согласие на действие Э. Мейман рассматривает как «единственный во всех формах воли повторяющийся элемент и, вследствие этого, феноменологически, или, лучше сказать, эмпирической психологией устанавливаемую сущность воли»
Ф. Лерш рассматривает волю как выбор одного из побуждений к действию.
По мнению М. Я. Басова, регулятивная функция воли всегда проявляется во внимании, которое есть «акт регуляции». Волевое усилие М. Я. Басов рассматривает как «субъективное выражение регулятивной волевой функции», или внимание, поскольку это «одно и то же явление, лишь обозначаемое различными терминами»
Волю Л. С. Выготский рассматривает как высшую психическую функцию, как «продукт исторического развития».
Как особую форму регуляции поведения понимает волю Л. М. Веккер.
По Л. С. Выготскому «Волевая регуляция» это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирования этой активности в нужном направлении, т. е. целенаправленное создание такой организации психических функций, которая обеспечивала бы наибольшую эффективность действий»
В. И. Селиванов определял волю как «способность человека сознательно регулировать свое поведение».
Как сознательную регуляцию деятельности и психических процессов и состояний понимает волю М. Брихцин.
Н. Ах предложил метод систематического экспериментального самонаблюдения.
Суть этого метода сводилась к тому, что «переживание, вызванное с помощью внешних экспериментальных средств, всякий раз подвергалось полному описанию и анализу в промежутке времени, непосредственно следующем за опытом».
X. Рорахер ввел так называемую методику максимальной эффективности, один вариант которой заключался в том, что испытуемый должен был предельно длительно удерживать максимальное по силе натяжение на эргографе, а второй вариант сводился к максимальному по длительности удержанию вытянутой руки (со стимуляцией электротоком или без стимуляции).
Как волевое поведение рассматривает К. Левин разрешение конфликтов. Он выделяет три типа конфликтов.
Первый тип возникает при выборе одной из двух равно-привлекательных, но несовместимых целей (например, пойти в кино иди в консерваторию на концерт). Обычно при разрешении этого конфликта быстро привлекаются другие основания, и нерешительность длится недолго.
Второй тип конфликта наблюдается при выборе из двух отрицательных целей или действий. Это конфликт стабильный, длится долго и часто решается таким образом, что субъект стремится избавиться от этой ситуации.
Третий тип конфликта возникает при совмещении в одном объекте или действии привлекательных и отрицательных свойств. К. Левин приводит здесь пример поведения мальчика, желающего съесть печенье, но знающего, что будет за это наказан матерью.
Идея знаковой опосредствованности произвольной формы психических процессов человека нашла свое выражение в экспериментальных исследованиях восприятия, памяти, внимания и других процессов, в результате которых был сформулирован закон развития внешнего и внутреннего опосредствования психических функций (закон параллелограмма А. Н. Леонтьева). Суть этого закона заключается в том, что в ранние годы своего развития дети не обладают способностью использовать для повышения эффективности своих действий ни внешние, ни внутренние средства (знаки)
Воспитание воли это формирование не только способности побеждать привлекательные, но малоценные мотивы, но и «волевой организации» личности (Л. И. Божович), про которую словами В. Л. Крутецкого можно сказать: «Истинно волевой человек тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями».
А. И. Высоцкий выделил четыре формы самостимуляции, которая по природе есть усвоенная внешняя стимуляция:
прямая форма стимуляции через самоприказы, самоободрение, самовнушение, т. е. реальные звуки, слова, фразы;
косвенная форма самостимуляции через образы, представления последствий;
абстрактная форма самостимуляции через различные мысли и форма,
комбинированная из трех предыдущих.
В советской психологии в рамках мотивационного подхода сформировалось представление о воле как о способности сознательно преодолевать препятствия, и это представление стало преобладающим.
Первой реальностью, требующей какого-то объяснительного понятия, было поведение человека вопреки своим стремлениям или в соответствии с сознательным решением, лишенным побудительности.
Второй реальностью, с которой оказалось связанным понятие воли, были факты намеренного выбора человеком целей и мотивов поведения.
Наиболее мощно в советской психологии разработано понимание воли как способности преодолевать препятствия (П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, В. И. Селиванов).
В. Виндельбандт видел основной признак волевых действий в их подчиненности устойчивым, постоянным мотивам, побеждающим все случайные преходящие желания человека.
Волевая регуляция - намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению.
Волевое действие - действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека, т. е. действие осознанное и намеренное, осуществляемое человеком по собственному решению на основе внешней или внутренней необходимости (социально заданное действие или принятое по собственным мотивам), осуществляемое через дополнительно созданное побуждение к нему.
Основные выводы
В книге рассмотрены различные подходы к исследованию воли в истории психологии, проанализированы ситуации, для объяснения которых вводилось понятие воли, и предложен смысловой механизм волевой регуляции. Волевая регуляция понимается как личностный уровень произвольной регуляции, а воля - как высшая психическая функция, обеспечивающая намеренное изменение побуждений к действиям, выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив и регуляцию психических процессов и исполнительных действий человека.













15

Приложенные файлы

  • doc 18356983
    Размер файла: 105 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий