16_Moralno-prakticheskaya_filosofia_Kanta

№16. Мор ально-практическая философия И.Канта. «Категорический императив». Соот ношение морали и религии. Социально-философские идеи Канта. Проблемы этик и (должного человеческого поведения) и существования Бога анализируютс я Кантом прежде всего в работе «Критика практического разума». Учение о «чистом разуме» оказыва ется при этом теоретическим фундаментом, необх одимым для постро ения и обоснования «практического разума». К центральным проблемам этики Канта ( как и всей этики эпохи Просвещения) относятся проблемы свободы и необход имости. Чело век, с одной стороны, есть всего лишь одно из «явлений» («веще й для нас») в мире природы и, как и любое явление, подчинен необходимости, г осподствующей в мире явлений. Но, с другой стороны, человек при надлежит к числу умопостигаемых «вещей самих по себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выс тупает как необходимая с ущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь самих по себе») — в другом. Следуя Руссо, Кант утверждает, что каж дый человек, каждая лич ность является самоцелью, поэтому личность не может быть с ред ством при решении любых задач, даже задач по дост ижению всеобще го блага. Отсюда следует кантовский категорический императив, имеющий две формулировки: • «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; • «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лиц е, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от носился бы к нем у только как к средству». Но даже следуя категорическому импер ативу в своем поведении, человек может это делать по двум причинам: а) во-первых, в силу эмпирической склонности вести себя нрав ственно (напр имер, вы сидите в автобусе, увидели вошедшую старушку, пожалели ее и уступ или ей место); б) во-вторых, в силу осознания нравственного долга (например, вы уступаете старушке место не из желания помочь, а потому, что, даже не желая вставать, вы осознаете необходимость вести себя именно так: ведь правила вашего ли чного поведения должны быть такими, чтобы могли стать законом для всех). Поступки первого типа Кант квалифици рует всего лишь как ле гальные, и только поступки второго типа — как моральные. Но, как показывает нам опыт, межд у моральным или аморальным по ведением и, со ответственно, счастьем или несчастьем в этой жизни пря мой связи нет. Нап ротив, мы часто видим, как большого успеха добива ются совершенно порочн ые, беспринципные и аморальные личности. Тогда как люди, следующие нравс твенному долгу, часто страдают из-за своей порядочности, живут в бедност и, не получают признания и т.д. Эта ситуация противоречит нашему нравстве нному сознанию, которое тре бует справедливого соответствия. Но так как этого соответствия нет в мире явлений, остается допустить, что оно имеет место в мире умопости гаемом. И гарантом справедливости может быть толь ко Бог.

Приложенные файлы

  • rtf 18356982
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий