2_lektsii_po_kult

Лекция 1. Восток-запад: два типа культуры, два типа мышления.
Восток и запад – понятия, используемы в культурологии для описания культурных миров с большой периферией распространения. Понятия эти размыты географически. Тем не менее некоторые определения можно предложить.
Понятие запад относится к группе высокоразвитых обществ с культурой модернистского и постмодернистского типа и высокими технологиями. Для культур этого типа характерны индустриальные технологии в экономике, динамичные темпы развития, ориентация на новизну, идеал прогресса, развитый индивидуализм, рационализм. Географически к области западной культуры принадлежат западноевропейские страны, страны Северной Америки. Сюда тяготеет и Япония, хотя там сохраняется самобытность. На западный путь встали некоторые страны Юго-Восточной Азии, так называемые «четыре малых дракона»: Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур.
Понятие восток относится к группе обществ, воспроизводящих черты традиционных культур. Территориально восточный культурный мир распадается на несколько областей:
Дальневосточный или конфуцианский культурный мир, в его основе лежат две великие духовные традиции: конфуцианство и даосизм. Культурный центр этого региона – Китай.
Южно-азиатский культурный мир с центром в Индии. Ведущие духовные традиции – индуизм и буддизм.
Мусульманский культурный мир – обширная область, простирающаяся от севера Африки до юго-восточной Азии. Духовное основание культуры – религия ислама.
Район центральной Африки.
Регионы латинской Америки.
Таким образом, понятием восток охватываются большая часть азиатских государств, а также регионы Африки и Латинской Америки.
В первом приближении важнейшие характеристики восточных и западных культур открываются как полярно противоположные: деятельный Запад и созерцательный Восток;. направленный во вне, на освоение природы Запад и ориентированный на внутреннее духовное совершенствование Восток; рациональный Запад и духовный Восток, светский Запад и религиозный и мистический Восток.
Выделим основные черты восточной модели цивилизационного развития.
Здесь господствует государственная форма собственности. Восток знает, конечно же, корпоративное владение землей, водой; собственность на личное имущество, например, дом. Но все важнейшие средства производства на Востоке контролирует государство.
Восточное общество построено на принципах коллективизма. Община – важнейший элемент общественного устройства. В разных странах общины объединяются по разному принципу ( существовали семейная, территориальная, кастовая, корпоративная общины). Коллективистское начало проявляет себя в разных формах культуры. Пример: практика наименования на Западе и Востоке. Для Запада характерны краткие имена: они подобны автономной и самодостаточной сущности человека соответственно тому, как его понимает западная культура. По европейскому образцу мы называем наших политиков кратко: Борис Ельцин, Владимир Путин. На востоке можно найти примеры весьма пространных наименований, в которых упоминаются самые разнообразные социальные связи. Предположим, жил человек по имени АХМЕТ. У него родился САДЫК. Имя Ахмета будет звучать так:
абу Садык Ахмет.
Предположим, он долгое время жил в Термезе. В знак этого имя
приобретает дополнительную приставку
абу Садык Ахмет Термези.
Предположим, он совершил хадж в Мекку. Имя получит новую,
почетную приставку.
Хаджи абу Садык Ахмет Термези.
Видимо, это еще не самый продолжительный вариант наименования на
арабском востоке.
3. Восточное общество построено на вертикальном типе связей, замыкающихся на властных структурах ( государство и его подданные). Горизонтальные, независимые от власти связи ( экономические, политические, духовные) между общинами отсутствуют.
4. Колоссальная власть государства. Такие общества называются этатистскими. При ослаблении власти государства эти общества разваливаются. Доминирующий тип государства – деспотия: ничем не ограниченная бесконтрольная власть, нестесненная никакими формальными правилами или законами и опирающаяся непосредственно на силу. Абсолютное преобладание государства над обществом – один из характерных признаков восточного деспотизма. Государство – самодовлеющая сила, стоящая над человеком и регулирующая все многообразие отношений в обществе. Здесь страх перед властью сочетается с безграничной верой в ее носителей, обожествление их. Пример из истории нашего Отечества, тяготеющего к восточной модели развития: 21 декабря 1879 года родился Иосиф Сталин. Во времена культа личности люди, родившиеся 21 декабря, получали в метрике иную дату: 21 декабря никто не мог появиться на свет, это день уже был занят. В государстве восточного типа огромна роль бюрократии, управляющей от имени единоличного правителя. Отсюда неизбежный произвол чиновников, коррупция, злоупотребление властью.
5. Слабое развитие личностного начала на Востоке. В соответствии с восточными представлениями, человек – песчинка на берегу океана вечности. Один из устойчивых символов восточной культуры: человек в лодке без весел.
6.Замедленные типы развития и колоссальная роль традиций.. Несколько поколений на Востоке пользовались одним и тем же опытом, сохраняя устойчивые стереотипы сознания. Традиция здесь канонизировалась как высшая общественная ценность. Потому на Востоке, нет проблемы отцов и детей в той острой форме, как ее знает Запад; не наблюдается разрыва между поколениями.
7. При замедленном темпе развития на Востоке издавна существовала богатейшая духовная жизнь: высокоразвитая культура. Философия, тончайшее искусство. Не забудем, что все три мировые религии ( буддизм, христианство, ислам) родились на Востоке
Выделим основные черты западной модели развития:
Это высокоразвитые общества с современными технологиями
Здесь сформировалось гражданское общество, существующее независимо от государства. Гражданское общество образовано системой развитых, независимых от власти горизонтальных связей ( экономических, социальных, культурных, духовных), между индивидами и социальными группами.
Здесь сформировалось правовое демократическое государство, которое не является самодостаточной ценностью, как на Востоке, но выступает лишь ИНСТРУМЕНТОМ для разрешения социальных конфликтов.
На Западе утвердился безусловный приоритет личности, ее интересов, ярко выраженный индивидуализм.
Для западного сознания характерно линейное восприятие времени ( в отличие от восточного движения по кругу – циклизма, повторяющего ритм жизни природы); время для западной культуры устремлено из прошлого в будущее и необратимо. Здесь утвердилось убеждение в необходимости постоянного развития, ПРОГРЕССА. Западное общество пронизано страстью к обновлению.
Выделив основные черты восточной и западной модели культурного развития, продолжим сравнительный анализ культур, сравнивая два типа мышления. В научной литературе утвердился ряд понятий, выражающих специфику восточной и западной ментальности.
Для западного мышления характерен моноцентризм мышления. В картине мира западного человека утверждается идея единого центра. Любая теоретическая конструкция имеет некую центральную точку, организующую окружающее пространство; таковой может выступать человек( антропоцентризм) Земля или солнце ( гелиоцентризм – геоцентризм). Историческое мышление западной культуры характеризуется европоцентризмом ( история Европы – нормативный стандарт исторической жизни) и т.д. Графической моделью этого мышления может быть круг с точкой в центре.





В противоположность этому для Востока характерна немоноцентрическая модель мышления. Целое – это сложная субстанция, не конструирующаяся, не складывающаяся по частям. Здесь отсутствует философское понятие части: часть – это тоже целое, только меньшего размера. Тогда «одно во всем, а все в одном». Отдельная частица не только содержит в себе все другие, но и сама приближена к высшему началу. Графически этот строй сознания можно выразить с помощью круга, внутри которого множество точек: любая часть круга обладает такой же ценность, что и ее центр.







В качестве примера можно привести легенду из японской истории. В 16 веке в Японии жил мастер икебаны Сенно Рикю. Он славился так же тем, что в саду его росли цветы необыкновенной красоты. Однажды японский сёгун решил удостовериться: так ли это. Каково было его изумление, когда, войдя в сад, он обнаружил, что все цветы срезаны. Мастер пригласил его в дом, где комната была украшена цветочной композицией, состоящей из одного цветка, и сказал: «Много цветов рассеяли бы Ваше внимание, а одна призвана выразить красоту всего сада». Все в одном, а одно во всем.
Восток – культура традиций, а запад культура новаций. Эта особенность задана тем образом мира, который господствует в восточном и западном сознании. Для восточного человека мир изначала гармоничен. Отсюда установка на неактивизм, ненарушение естественного ритма природы. Все уже существует в мире, не нужно творить ничего нового. Нужно лишь не мешать выявиться невыявленному.. Неуместное творчество на Востоке воспринимается как нарушение Пути, Дао. Даже Конфуций не признавал за собой этого права: «Излагаю, но не творю». Это не значит, что нет вообще созидания, но на Востоке к нему относились как к священнодействию. Принцип недеяния в культуре Востока проявляется многообразно. В даосской эстетике он трансформируется в принцип пустоты, что проявляется в большой роли пауз в музыке, в незаполненности значительной части живописной поверхности у художника, в лексическом минимализме в поэтическом творчестве Это отчетливо проявляется в таких формах японской поэзии, как хокку (трехстишие) и танка (пятистишие), где малое количество слов пробуждает бесконечной глубины подтекст:
Не знаю отчего,
Я так мечтал
На поезде поехать.
Вот - с поезда сошел,
И некуда идти.
Такубоку
Для западного сознания характерна идея изначального несовершенства мира. Он хаотичен в своей основе, нуждается переделывании, участии из вне. Гармония творится при участии разума, извлекающего мир из хаоса. Так как мир нужно усовершенствовать, то естественна установка на творение, творчество, творческую силу человека. Человек призван преобразовать мир.
Для западного мышления характерно дуальное, бинарное, полярное восприятие мира. Эта особенность возникает как следствие моноцентризма западного сознания. Если в нем укоренена идея центра, лежащего в основе мира как самотождественной сущности, перводвигателя, то ему противостоит реальность противоположного свойства; тогда непрерывное противопоставляется прерывному, совершенное – несовершенному; активное, благое, разумное начало – пассивному, лишенному начала блага, иррациональному. Мир распадается на противоположные, взаимоисключающие начала. В такой логической схеме мыслил Аристотель: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле», третьего не дано, да или нет – так можно формализовать эту установку сознания.
В восточной картине мира при всем многообразии школ акцент делается на недвойственности сущего. В основе мира нет ни многого, ни единого. Это мир абсолютного тождества. Все различия относительны. Иллюстрацией этого свойства восточного мышления является пример из Чжуань Цзы. Одному мудрец приснилось, что он бабочка. Когда мудрец проснулся, он не может понять, кто он: бабочка, которой снится, что оно мудрец, или мудрец, которому снилось, что он бабочка. Тема яви и сновидения, перетекающих друг в друга, характерна и для ближневосточной литературы: вспомним о вещих снах в библейских текстах об Иосифе и его братьях.
Еще одна особенность западной культуры заключается в том, что в основе ее лежит идея бытия, видимой внешней реальности, утверждается приоритет внешнего мира, активное стремление его преобразовать. Для Востока характерна идея небытия, пустоты, значимость некоего сверхбытийственного аспекта сущего. Пустота, небытие – это условие существования всех вещей, то, откуда все появляется и куда все возвращается для нового возникновения. Вещный мир – это доминирующая интенция философской культуры Индии – не субстанциален. Вещь не реальна, не существует, в том смысле, что каждый миг она приближается к своему исчезновению. Вещь временна, процесс ее изменения постоянен, акцент, таким образом, делается не на том, что есть, а на том, чего нет, не на вещном, явленном, а на не явленном. Мир вещей иллюзорен, мир невидимый, небытие и есть подлинная реальность, источник всего сущего.
Западная культура – культура слова, утверждающая вербальное постижение мира, опирающаяся на дискретные (прерывные) формы жизни сознания. Цельная, непрерывная жизнь духа дробится и схематизируется в словесном и логическом ряду. Иное освоение мира в восточной культуре. Здесь традиционно доверие к внерациональным способам освоения мира. Восток – культура молчания: «Кто говорит, тот не знает, кто знает, тот не говорит».
Завершим характеристику двух типов культур сравнительным описание повседневных ценностей восточного и западного человека. Будем иметь ввиду, что все построения в этой области весьма приблизительны: так же как пестр мир Востока и индус отличается от мусульманина, также существуют культурные различия у европейцев и северных американцев. И тем не менее попытаемся выделить ряд ценностей восточного и западного человека в обыденной жизни.
Для западного сознания приоритетны такие ценности как
-индивидуальность: мое мнения, моя позиция, моя аргументация всегда важна, например, для лектора западного типа. В восточной аудитории лектор говорит о всем известных вещах, подтверждая свои идеи ссылками на тексты священных книг.
-первенство: быть первым важно, так как это связано с такими ценностями, как деньги, индивидуальность. Американцы очень гордятся тем, что первыми высадились на Луну, первыми сделали автомобиль.
-агрессивность: западные люди допускают нарушение некоторых моральных норм, если это препятствует достижению цели; детей учат не сдаваться перед трудностями. На Западе развиты такие агрессивные виды спорта, как хоккей и бокс.
-человеческое достоинство: богатый человек обычно стремится обслуживать себя сам, не нанимает для этого людей из свой культуры. Американец уважает право человека получить ответ на свой запрос, отвечает на письма незнакомых людей. В Японии если адресат неизвестен или низок по социальному статусу, ответа не будет.
-деньги: первичная ценность в западном мире. Судебные процессы по разделу имущества между членами семьи– обычная вещь в западном мире и невозможная на традиционном Востоке.
-пунктуальность: ритм жизни на основе техники делает точность обязательным элементом образа жизни западного человека, в то время на Востоке ритм задается жизнью природы. Кроме того, на Западе время – деньги.
-уважение к молодости: молодость – основа предпринимательства, требующего инициативы, скорости. На западе господствует молодежный стиль в одежде, популярно занятие спортом. Старики здесь обречены на одиночество: дома престарелых – изобретение западной цивилизации.
-эффективность, то есть наилучший способ выполнения работы. Пример элементов эффективности на Западе – широкое использование компьютерной техники для улучшения качества и точности работы.
-непосредственность в отношении с людьми и друг к другу. Американец не колеблясь критикует там, где японец предусмотрительно промолчит.
-равенство женщин.
Для восточного человека в повседневной жизни значимы следующие ценности:
-культ материнства: «рай под ногами матерей» сказал Мухаммад. В восточной семье положение матери, имеющей к тому же сыновей, несопоставимо с положением жены. Лучший способ затеять ссору с азиатом – это неуважительно высказаться о его матери.
-мир: жить с соседями в мире, даже если права ущемляются – принцип жизни азиата. Индус перед приемом пищи возносит молитву за мир.
-скромность: «издает звук лишь не полный сосуд, полный сосуд беззвучен» гласит восточная поговорка. На Востоке не принято хвалиться своими заслугами, тогда как западный человек спешить сообщить всем о своей благотворительности.
-коллективная ответственность: на Востоке сильно чувство ответственности перед группой, к которой человек принадлежит. Родители могут жить неважно, но сохранять семью ради ребенка.
-уважение к старшим: молодой азиат всегда очень вежлив в присутствии старших. Жить вместе одной семьей нескольким поколениям – норма жизни на Востоке. Человек, не заботящийся о своих родителей, имеет здесь совершенно ничтожную репутацию.
-гостеприимство: на Востоке гость – это Бог. Гостю предложат лучшую пищу, даже если собственные дети не доедают. Нарушающий законы гостеприимства порицается на Востоке.
-преданность: тому, кто помог в трудную минуту, азиат благодарен всю жизнь.
-авторитаризм, то есть приписыванию авторитета центральной власти. Подчиняться властному лицу – об этом говорит и Библия, и Коран, и Бхагаватгита.
-закон кармы, то есть воздаяния за предшествующие поступки. На Востоке не спешат помочь страждущему: почему ему нужно помогать и как ему можно помочь?
-святость окружающей среды.
Таковы основные ценности, существенные для людей западной и восточной культуры в опыте повседневной жизни.
В заключении стоило бы сказать несколько слов о перспективе культурного развития современного мира. Западная и восточная модели культурной жизни существенно различаются между собой. В современной литературе высказана точка зрения, что Запад должен измениться, чтобы вернуть часть традиционных ценностей. Востоку также предстоит модифицироваться, чтобы традиционная культура обогатилась современными приобретениями, но не была разрушена. В современном мире должен быть регион, где уже произошла встреча Востока и Запада. Географически он может быть назван евразийским. В современном мире это Россия, Турция, Латинская Америка. Нельзя утверждать, что здесь возникнет новый тип культуры, который будет укоренен и спасет человечество. И тем не менее реальны и перспективны тенденции в мире культуры, сближающие традиционные и модернистские типы развития.
Вопросы для повторения:
Выделите основные черты западной и восточной модели исторического развития.
В чем заключается специфика восточного и западного мышления?
Выделите повседневные ценности восточной и западной культуры.
Ваше отношение к словам Р.Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Аргументируйте Ваш ответ.

Лекция 2
Тема 7. Большие стили европейской культуры.
1.Определние понятия стиль.
2.Аполлоновское и дионисийское начала в культуре.
3.Большие стили европейской культуры.

Слово стиль пришло из греко-римского мира: stylos в исходном значении – это стержень, палочка для письма. В античности стилем называли инструмент для письма (писали здесь либо на деревянных дощечках с восковым покрытием острым стержнем, который для стирания имел тупой конец; либо на дощечках для чернил с помощью специально разрезанного и отточенного тростника, либо на глиняных черепках).
В современной культуре различают художественный стиль и стиль культуры. Первое понятие имеет отношение к теории искусства и обозначает творческий метод, художественное направление, школу, особенности художественного мышления (стиль Пушкина, стиль модерн)
Понятие стиль культуры означает определенный способ видения мира, символическое выражение мирочувствования, выделяющее людей одной культуры из общей человеческой среды.
Представим себе историю европейской культуры как последовательную смену типов сознания, больших стилей.
Назовем большие стили европейской культуры: стиль античности, готика, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм.
Выявим логику смены больших стилей. Исследователи давно обратили внимание на родственность некоторых стилей: античность близка по духу Возрождению и классицизму, романтики всегда тяготели к христианскому средневековью. В результате в научной литературе сложилось представление о своеобразной ритмической пульсации культурного сознания европейского человека. Стили сменяют друг друга ритмически. В основе этого ритма лежат два типа мирочувствования, два полюса духовного опыта, которые получили название аполлонизм и дионисизм. Остановимся на этих понятиях.
Эта пара понятий в культурном сознании европейцев утвердилась во многом благодаря Ф. Ницше. Немецкий философ, обращаясь к исследованию античной культуры, использовал их для характеристики этого культурного мира. Подробно развернуты эти понятия в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».
Аполлонизм – понятие происходит от имени греческого бога Аполлона. Это бог солнца, покровитель искусств, целитель, основатель городов, прорицатель. Эти функции божества помогают проникнуть в исходный смысл данного понятия. Аполлонизм – тип сознания, для которого характерны оптимизм («око Аполлона солнечно»), начало меры, опора на разум; аполлонизм подобен сновидению, грезе, ибо здесь открывается мир идеальной красоты. Это сознание соответствует детству человеческой истории, это порог, начало культуры: ребенок еще не знает трагических сторон жизни, мир открывается ему своими идеальными свойствами. Аполлонизм способствует утверждению границ индивидуальности.
Динисизм – это понятие происходит от имени другого Олимпийского божества – бога Диониса. Это бог плодородных сил земли, вина, веселья. Только, согласно греческой мифологии, это веселье сопряжено с трагическими переживаниями и темой безумия. Умирает в муках мать Диониса, Семела, не увидев сына. Погибают от безумного помрачения сознания, насланного ревнивой Герой, приемные родители Диониса. Гибнут страшной смертью (их тела разрывают на части пребывающие в экстазе менады) те из людей, кто отказывается воздать почести богу Дионису. Учитывая этот мифологический подтекст, можно обозначить важнейшие черты дионисийского типа сознания. Ему присуще нарушение меры, чрезмерность. Это пессимистическое сознание: когда царь Мидас пленил кентавра Хирона, то спросил его: «Что главное в жизни?» Долго молчал мудрый кентавр, а затем ответил с ужасающим хохотом: «Первое главное то, что ты скоро умрешь. А второе главное то, что лучше бы ты не родился». Это сознание уподобляется состоянию опьянения, это стадия зрелости культуры, здесь происходит растворение личности в стихии рода.
Понятия аполлонизм и дионисизм, предложенные Ницше для исследования античной культуры, оказались настолько содержательными, что последующие авторы использовали их для характеристики все европейской культуры в целом. Сами понятия вкючили в себя ряд дополнительных характеристик:
АПОЛЛОНИЗМ ДИОНИСИЗМ
рационализм иррационализм
упорядоченность хаотичность
аналитичность целостность
гармоничность противоречивость
объективность субъективность
приоритет общественного приоритет личного
аскетизм гедонизм
монументальность камерность
уравновешенность динамизм
оптимизм пессимизм
вера в прогресс идея абсурдности мира
ясность аллегоричность, метафоричность
тяготение к идеологизированности тяготение к аполитичности
искусство-средство познания, воспитания самоценность искусства, идея
синтеза искусств
Выделим теперь аполлоновские и дионисийские стили, отметив на графике ритм их смены:


АПОЛЛОНИЗМ ДИОНИСИЗМ

Античность

Готика


Возрождение


Барокко

Классицизм


Романтизм

Реализм

Модернизм

Постмодернизм

В данной схеме слева собраны аполлоновские стили со всеми вытекающими отсюда особенностями, справа – дионисийские. Таким образом, историческое развитие европейской культуры – это последовательная смена двух контрастных типов сознания с соответствующим стилистическим оформлением.
Дадим краткую характеристику каждого из больших стилей европейской культуры.
Античность: временные рамки – 2 тыс. до н.э – 5 в. н.э. Греко-римский мир. Основные черты – рациональность, гармония и мера, оптимизм, популярность искусства, ясность. Персоналии и памятники культуры названы в предыдущей лекции.
Готика: 10 веков европейской истории: примерно 5-15 века. Это время жизни средневековой Европы. Основные черты: выраженный вертикализм, вычурность, утонченность, декоративность, синтез архитектуры, скульптуры, живописи, вытеснение рационального расчета, свободный полет творческой мысли, интуиции. Родина – Франция. Важнейшие памятники культуры: Собор Парижской Богоматери (12-13 вв), собор св. Петра в Кёльне (13 в). Персоналии: Боэций (философ раннего средневековья, 8 в), Фома Аквинский, христианский философ и теолог 13 в. Франциск Ассизский – средневековый мистик, основатель католического ордена, поэт, проповедник 12-13 вв, Абеляр – философ, теолог и поэт 11-12 вв.
Возрождение: временные рамки – 14-16 вв. Родина – Италия. Основные черты – обращенность к античности, вера в разум, оптимизм, ясность, высокий статус искусства в обществе, вера в воспитательную силу искусства. Персоналии: Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.
Барокко: временные рамки – от Гамлета (пьеса Шекспира «Гамлет» была написана в 1601 г.) до смерти Баха (умер в 1750 г.), таким образом, 17 – 1-я пол. 18 вв. Родина – Италия. Основные черты: экспрессивность, пышность, динамизм, театральность, контрастность, тяга к метафорам, гиперболам, рождение оперы и балета как синтеза искусств, гедонизм. Персоналии: Рубенс и Рембрандт в живописи; Паскаль в философии; Бах, Вивальди в музыке.
Классицизм: временные рамки – 17-18 века. Родина – Франция. Основные черты – обращенность к античности как к образцу, рационализм, закрепленность форм, тенденция к типизации, культ порядка, системы; творчество – сознательно организованный процесс, дидактизм искусства. Персоналии: Пуссен в живописи, Декарт в философии («мыслю, следовательно, существую»); Мольер в литературе.
Романтизм: родился в Германии в конце 18, определял культуру Европы до сер 19 века. Основные черты: мотив одиночества, пессимизм, неверие в прогресс, эмоциональность, неприятие существующего мира, симпатии к революции («Революционный этюд» Шопена, «Свобода на баррикадах, ведущая народ» Делакруа), тема ухода в мир идеальных смыслов, мистику, фольклор, дальние экзотические страны, психологизация творчества, идея синтеза искусств. Персоналии: в музыке Шопен, Шуман, Шуберт, Штраус, Чайковский; в философии Шлегель, Шеллиннг; в литературе Байрон, Лермонтов; в живописи Делакруа, Жерико.
Реализм: общеевропейский стиль 2-ой пол. 19 века. Основные черты: объективность, типизация, вера в прогресс, рассмотрение действительности в развитии, увлечение наукой, искусство – средство познания, преобразования мира («Иди в огонь за честь Отчизны!», «Ты не поэт, а гражданин»Некрасов). Персоналии назовем из российской культуры 19 века. Товарищество художников-передвижников( образовано в 1870 г.): Крамской, Репин, Суриков, Перов, Шишкин Объединение композиторов «Могучая кучка» (1850-е – 1870-е гг.): Балакирев, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, критик Стасов.
Модернизм: определял жизнь европейской культуры в первые две трети 20 века. Основные черты: пессимизм, недоверие к разуму, идея абсурдности мира, приоритет личного над общественным, активный поиск новых форм в искусстве, связь между художественной и объективной реальностью минимальна, самоценность искусства, синтез искусств. В истории искусства модернизм – это важнейшие направления европейского искусства 20 века. К таковым следует отнести: кубизм ( Пикассо), сюрреализм (Дали, Мангритт, Бунюэль), абстракционизм (Кандинский, Малевич), экспрессионизм (Кафка, Вине), футуризм (Бурлюк, Маяковский).
Постмодернизм: стиль европейской культуры последней трети 20 века (будем иметь ввиду, что все характеристики здесь гипотетичны). Основные черты: рациональность, упорядоченность, принцип цитирования: создание новой, например, художественной реальности, посредством заимствования и сочетания уже найденных форм культуры (так возрождение и классицизм цитировали античность). Интонация иронии. Персоналии: в философии – Деррида, в литературе – Фаулз, Эко, Гринуэй.
Вопросы для повторения:
1.Раскройте понятия стиль культуры, аполлонизм, дионисизм.
2.Воспроизведите график смены больших стилей европейской культуры.
3.Назовите представителей, хронологические рамки, основные черты больших стилей европейской культуры.


15

Приложенные файлы

  • doc 18335659
    Размер файла: 93 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий