rabochaya_programma_6_kl_IZO



РАССМОТРЕНО
Руководитель МО

«___» ___________20__г.
Протокол № ___
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УР МБОУ
«___» _________ 20__г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ
__________
Приказ №___
от «___» _________ 20__г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

6 класс


2015/2016 учебный год

Учитель:

















Год разработки 2015
Рабочая программа по изобразительному искусству (6 класс) разработана на основе и в соответствии:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;
- Закона РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письма Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся");
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (с внесёнными изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- Примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б. М.Неменского, 2009 г.
Количество часов: в неделю – 1 час (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 35 часов (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).
Образовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
УМК: Линия учебно-методических комплексов под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы
Учебник: Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека 6 класс [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Цели курса
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Цель программы: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству, приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи реализации данного курса:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
-способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы было разработано на основе примерной программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Формы контроля

Письменные виды промежуточной аттестации:
практическая работа
итоговый тест
Устные виды промежуточной аттестации:
устный опрос
фронтальный опрос

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.


План-график



Тема
Сроки


Входной контроль
19.09-29.09

1
Тест по блоку «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
16.11-21.11

2
Тест по блоку «Мир наших вещей. Натюрморт»
14.12-19.12

3
Тест по блоку «Вглядываясь в человека. Портрет»
07.03-12.03

4
Тест по блоку «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
23.05-28.05

5
Итоговый тест
23.05-28.05



Содержание курса


Тема раздела
Количество часов

1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
8

2
Мир наших вещей. Натюрморт
8

3
Вглядываясь в человека. Портрет
10

4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
9


Тема раздела: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок- основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Виды пластических   искусств. Виды   изобразительного   искусства:   живопись,  графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве Виды   графики. Рисунок как самостоятельное графическое     произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности. Рисунок-основа изобразительного искусства. Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии. Условность и образность  линейного   изображения. Ритм линий, ритмическая организация  листа.   Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса,  П. Пикассо,  В. Серова. Пятно как средство выражения. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов. Цвет в произведениях живописи. Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность  и т. Д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря». Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова. Основы языка изображения. Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Тема раздела: «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения Изображение предметного мира -натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории    искусства.    Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А.Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна.


Тема раздела: «Вглядываясь в человека. Портрет» (9 часов)
Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы).
Образ человека- главная тема искусства. Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова. Портрет в скульптуре. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении.Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.. Портрет в живописи.Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля. Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура. Великие портретисты.Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения».

Тема раздела: «Человека и пространство в изобразительном искусстве» (10 часов)
Жанры в изобразительном искусстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Изображение пространства. Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Жанры в изобразительном искусстве. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Изображение пространства.Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Правила линейной и воздушной перспективы. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день». Пейзаж – большой мир. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем». Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона. Природа и художник. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Выразительные возможности изобразительного искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
общие правила построения изображения головы человека;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки:
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи.
Календарно-тематическое планирование

6 класс



Тема урока
Тип урока
Элементы обязательного
минимума образования
Требование к уровню подготовки обучающихся
Дополнительный материал
Практические работы

Формы контроля
Домашнее задание
дата










план
факт

1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Урок изучения новых знаний.
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.
Знать
- виды изобразительного искусства;
- художественные материалы и их разительные возможности.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобрази-тельного искусства: живопись, графика, скульптура.
Устный опрос. Практическая работа.
Подобрать зрительный материал с видами искусства.



2
«Рисунок – основа изобразительного искусства»

Урок формирования новых умений.
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.
Знать
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами.
Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.
Зарисовка с на-туры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Наброски с натуры комнатных растений.



3
Линия и ее выразительные возможности

Урок формирования новых умений.
Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения.
Знать
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши.
Штриховка. Виды штриховки.
Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
Наблюдение за тем, где встречаются линии в природе.



4
Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Комбинированный урок.
Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно.
Знать понятие силуэт, тон, ритм.
Уметь - пользоваться графически-ми материалами;
- видеть и передавать характер освещения.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Зарисовки



5
Цвет. Основы цветоведения

Комбинированный урок.
Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Знать
- основные и составные цвета;
- теплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши.
Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.
Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
Наблюдение за цветом предметов, которые окружают нас в быту.



6
Цвет в произведениях живописи

Урок изучение новых знаний.
Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства.
Художники импрессионисты.
Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д.
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет»
Подобрать материал с объемными изображениями.



7
Объемные изображения в скульптуре


Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приемами лепки.
Художники анималисты.
Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Найти иллюстрации с мелкой пластикой.



8
Основы языка изображения

Урок обобщения и систематизации изученного.
Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения».
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.
Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
Наблюдение за окружающим миром.



9
Реальность и фантазия в творчестве художника

Комбинированный урок.
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?
Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками.
Подобрать иллюстрации натюрмортов.



10
Изображение предметного мира - натюрморт

Комбинированный урок.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.
Знать
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающих-ся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подобрать иллюстрации с натюрмортами.



11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Комбинированный урок.
Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.
Знать
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Наброски с натуры простых по форме предметов быта.



12
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

Комбинированный урок.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Знать
- правила объемного изображения геометрических тел.
- понятие ракурса.
Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Наблюдение за одним и тем же предметом при разном освещении.



13
«Освещение. Свет и тень»

Урок формирования новых умений.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.
Знать понятия: свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.



14
«Натюрморт в графике»

Урок изучения новых знаний.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.
Знать понятие гравюра и ее свойства.
Уметь работать графическими материалами.

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля ит.п.)



15
«Цвет в натюрморте»

Урок изучения новых умений.
Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подготовить свои работы к итоговой выставке.



16
«Выразительные возможности натюрморта » (обобщение те-мы)
Урок обобщения и систематизации изученного.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.




17
«Образ человека – главная тема искусства»

Урок формирования новых знаний.
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать
Выступление с анализом произведений художников.
Подобрать зрительный ряд с изображением человека.



18
«Конструкция головы человека и ее пропорции»

Урок изучения новых знаний.
Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс).
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.)
Творческое обсуждении работ.
Подобрать зрительный ряд с изображением.



19
«Изображение головы человека в пространстве»

Комбинированный урок.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.
Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
Академический рисунок.
Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Принести фотографию друга или любимого актера.



20
«Графический портретный ри-сунок и вырази-тельный образ человека»
Комбинированный урок.
Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Уметь
- передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами.

Рисунок (наб-росок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.



21-22
«Портрет в скульптуре»

Комбинированный урок.
Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.
Знать
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной)
Жизнь и творчество
О. Родена
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подобрать комические изображения человека.



23
«Сатирические образы человека»

Урок изучения новых знаний.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.
Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности.
Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различие.
Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Присмотреться к лицам родных и близких людей Подобрать репродукции портретов.



24
«Образные возможности освещения в портрете»

Комбинированный урок.
Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении.
Знать
- приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.

Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.



25
«Портрет в живописи»

Урок изучения новых знаний.
Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
Знать
- типы портретов; парадный, конный и т.д.;
- имена художников и их выдающиеся произведения.
Портрет на фоне пейзажа
«Мона Лиза» (Джоконда)
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.



26
«Роль цвета в живописи»

Комбинированный урок.
Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.
Биография и творчество Рембрандта.
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.)
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Подобрать репродукции портретов и картин известных художников.



27
«Великие портретисты» (обобщение темы)

Урок обобщения и систематизации изученного.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов.
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства.
Художники портретисты нашего города.
Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
Подобрать репродукции портретов и картин с изображением пейзажей.



28
«Жанры в изобразительном искусстве»

Урок изучения новых знаний
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.
Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др.
Творчество художников родного края.
Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина.
Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах
Зарисовки с натуры.



29
«Изображение пространства»

Урок формирования новых умений.
Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения.
Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века»
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.



30
«Правила линей-ной и воздушной перспективы»

Урок практического применения знаний, умений.
Перспектива –учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.



31
«Пейзаж. Организация изображаемого пространства» Пейзаж
Урок практического применения знаний, знаний.
Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.



32
«Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Урок практического применения знаний, знаний.
Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружащего мира. Освещение в природе. Колорит.
Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении.
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.
Биография и творчество художника – мариниста И. Айвазовского.
Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.



33
Промежуточная аттестация










34
«Городской пейзаж»

Урок практического применения знаний, знаний.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.


Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
Подобрать иллюстративный материал по теме урока.



35
«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

Урок обобщение и систематизации изученного.
Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства.
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры

Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.
Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.
Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию)














7ђ Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 18279885
    Размер файла: 234 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий