Metodichka_po_Istorii_IZO


















13PAGE 15


13PAGE 14815



Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»

Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства




Утверждаю________________
Проректор по учебной работе
Шумакова А.В






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
на кафедре изобразительного искусства




Специальность 50602.65 Рассмотрены на заседании Изобразительное искусство кафедры изобразительного Специализация искусства протокол
Компьютерная графика №______________ 2010 г.
Зав.кафедрой __________







Ставрополь, 2010



Методические рекомендации печатаются по решению
Ученого Совета ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт



Авторы составители:
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства
Коломыцева К.С.
доцент кафедры изобразительного искусства Петрова Л.Е.



Рецензенты: к. п. н., старший научный сотрудник лаборатории педагогики и психологии, доцент кафедры педагогики и психологии Ставропольского Государственного Аграрного Университета
Таранова Е.В.




























СОДЕРЖАНИЕ

Требования к структуре и содержанию курсовой работы..4-5
Выбор темы исследования..5-6
Структура курсовой работы.6-13
Приложение..13-14
Руководство курсовыми работами...14-15






























Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Методические рекомендации составлены на основе общих положений ГОУ ВПО СГПИ по оформлению курсовой работы.
Курсовая работа является формой учебной работы, которая обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Работа над курсовой работой способствует овладению студентами основами не только исследовательской культуры, но и формирует готовность студента к реализации личностно-ориентированного образования. Курсовая работа носит теоретический характер, теоретическая часть включает историю вопроса, глубокий анализ уровня разработанности проблемы в теории и практике.
Курсовая работа по дисциплине «История изобразительного искусства» – это научное исследование, которое впоследствии возможно станет основой для дальнейшей научной деятельности. Курсовая работа должна обучить студента методике исследования художественных процессов и произведений, владению научным инструментарием. В процессе выполнения работы вырабатываются первичные навыки научного подхода к работе с искусствоведческим материалом.
В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические, искусствоведческие и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической, исторической и специальной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом для 2 курса и обязательно для каждого студента. Своей главной задачей в системе обучения в ГОУ ВПО СГПИ курсовая работа по данной дисциплине предусматривает – воспитание профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства, способного ярко, образно на основе научной базы вести уроки по «Истории изобразительного искусства» и «Мировой художественной культуре».
В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к применению на практике научного теоретического инструментария и владение основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо:
научиться пользоваться библиографическими указателями по всеобщей истории изобразительного искусства, искусствоведению, мировой художественной культуре, философии;
грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе;
собрать, проанализировать, обобщить передовой искусствоведческий опыт, раскрывающийся в различных библиографических источниках;
выполнить работу учебно-исследовательского характера, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Выбор темы исследования.

Темы курсовых работ определяются и утверждаются на заседании кафедры изобразительного искусства и доводятся до сведения студентов. Если преподаватель кафедры ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем. Тематика курсовых работ распределяется по следующим направлениям:
библиографического характера, раскрывающего творческие этапы жизни художника, оставившего след в истории изобразительного искусства, в том числе и современного искусства;
общей характеристики стиля или жанра изобразительного искусства, позволяющего уточнить возникновение стилевого направления, его представителей в разных европейских странах, анализировать памятники культуры;
сравнительной характеристики эпох, стилей, творчества художников, раскрывающей в курсовой работе цели творческого поиска мастеров.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать задачам подготовки специалистов;
учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований вуза;
приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели кафедры изобразительного искусства в рамках данной дисциплины;
тема курсовой работы должна быть разработана таким образом, чтобы возможно было осуществить ее дальнейшую разработку на 5-м курсе при написании дипломной работы.
После того, как тема выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Структура курсовой работы.

Титульный лист.
Оформляется с учетом следующих требований. Вверху – полное название учебного заведения, факультета и кафедры, указывается вид работы. Ниже - наименование темы курсовой работы. Ниже, справа пишется фамилия и инициалы студента с указанием курса, группы, формы обучения; далее должность, ученая степень, фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы.
Содержание.
В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.



Министерство образования Ставропольского края
Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства



КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ОБРАЗ СВЯТОГО СЕБОСТЬЯНА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»



Студентки 2 курса группы И2И
отделения изобразительного искусства
Ивановой Марии Александровны

Научный руководитель: доцент
кафедры изобразительного искусства
Петрова Людмила Евгеньевна



Работа допущена к защите Дата защиты «___________» 2010 г.
«___» _______2010 г. Оценка «_______________»
Зав. кафедрой ____________


Ставрополь 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ СООТВЕТСТВЕННО ТЕМЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
1.1. Параграф, посвященный истории становления вида, жанра, стиля изобразительного искусства, творчества мастера, изучаемого в курсовой работе.
1.2. Параграф, анализирующий труды ученых, художников, педагогов, искусствоведов, внесших вклад в развитие изучаемого вопроса.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
2.1. Параграф, отражающий сравнительный искусствоведческий анализ проблемы исследования с современным состоянием развития изобразительного искусства.
2.2. Параграф, посвященный изучаемому вопросу в рамках преподавания истории изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ (репродукции, фотографии произведений, диаграммы, схемы, синхронистические таблицы).

Например:

ВВЕДЕНИЕ2-3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ СВЯТОГО СЕБОСТЬЯНА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1.1. Общая характеристика изобразительного искусства эпохи итальянского Возрождения..........................................................4-8
1.2. Интерпретация образа Святого Себостьяна в творчестве художников итальянского Возрождения, отраженная в трудах исследователей изобразительного искусства 10-14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СВЯТОГО СЕБОСТЬЯНА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
2.1.Проблема трактовки образа Святого Себостьяна современными художниками (XIX-XX вв.).
2.2. Организация педагогической работы по проведению беседы со школьниками на тему «Образы святых в изобразительном искусстве»......20-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......24
ЛИТЕРАТУРА25

Введение.

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, методологический аппарат, библиографические источники.
Актуальность определяется кругом нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов.
Проблема - что надо изучить из того, что ранее не было изучено.
Необходимость научного рассмотрения проблемы обусловлена рядом противоречий.
Цель - какой результат исследователь предполагается получить.
Объект исследования - что рассматривается.
Предмет исследования - как рассматривается объект, какие новые отношения, аспекты, функции раскрывает данное исследование.
Гипотеза - что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, что не было изучено до настоящего времени.
Задачи - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к искусствоведческому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза или противоречия). Формулировка этих положений будет зависеть от специфики темы исследования и других обстоятельств.
Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2 – 3 страниц компьютерного текста. Основания для работы по той или иной теме могут следующие:
* недостаточная разработанность ее в искусствоведении, устарелость оценок, диктующая необходимость переоценки, наличие нескольких противоречивых точек зрения на ее решение;
* общественная значимость темы;
* педагогическая необходимость ее разработки.

Например:
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью многообразных трактовок иконографического изображения Святого Себастьяна в изобразительном искусстве Средних веков и Ренессанса, а также необходимостью включения в систему обучения общеобразовательной школы тем, вязанных с изучением трактовки образов святых художниками, формируя тем самым эстетический и художественный вкус учащихся.
Проблема - изучение художественной интерпретации образа Святого Себостьяна художниками итальянского Возрождения.
Цель: анализ художественных приемов, сюжетов, трактовок в изображении образа Святого Себастьяна художниками итальянского Возрождения и современными мастерами.
Объект исследования - образ Святого Себастьяна.
Предмет исследования – изучение творчества художников итальянского Возрождения, создававших образы Святого Себостьяна, авторскую трактовку библейского персонажа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что изучение образ Святого Себостьяна в творчестве художников итальянского возрождения будет эффективным, при условии постепенного ознакомления учащихся с традициями, законами, формами классического и современного изобразительного искусства.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в научной и публицистической литературе.
Провести анализ художественных приемов, сюжетов, трактовок в изображении образа Святого Себастьяна художниками итальянского Возрождения и современными мастерами, написать выводы.
Выполнить теоретическую часть и презентацию к курсовой работе.

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора исследования, излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного исследования.
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Найденные определения фиксируются в тезаурусе и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. Указываются наиболее ранние библиографический источники, имеющих отношение к проблеме.
Далее следует описание работы. Результаты исследовательской работы могут быть представлены в графиках, диаграммах, схемах, таблицах и т.д. Все иллюстрации должны быть представлены на электронном носителе.
Текст курсовой работы по объему составляет 20-25 напечатанных на компьютере страниц. Текст печатается на компьютере 14 шрифтом на одной стороне стандартного листа бумаги (210х297мм) через полтора интервала. Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху –2,5 см, снизу – 2 см. Номера страниц ставятся сверху в середине листа. Текст печатается с абзацами. Название глав печатается заглавными буквами. Подчеркивание не разрешается.
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю». Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что.», «на основе выполненного анализа можно утверждать.», «проведенные исследования подтвердили.».
При выполнении курсовой работы необходимо обращаться к следующим источникам информации: самим художественным произведениям; архивным документам (первоизданиям, если это возможно); периодике; труду, посвященному избранной проблеме.
По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут соответствовать им.
К первичным материалам относятся выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы - записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащиеся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заключение.

В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение курсовой работы должно давать ответ на следующие вопросы.
Зачем предпринято студентом данное исследование?
Что сделано?
К каким выводам пришел автор?
Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).
В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников. В списке применяется общая нумерация литературных источников.

Приложение.

Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Приложения представляют собой тот материал, который освоен в процессе разработки темы. Возможно использование текстового и иллюстративного приложения.
Текстовые приложения:
* библиографическая справка о творчестве художника;
* словарь терминов по теме;
* выписки из архивных материалов, книг, рукописей и статей;
* записи бесед с мастерами искусства, работниками культуры.
Иллюстративные приложения:
* репродукции должны быть поданы в папке скоросшивателя с файлами, удобной для хранения, снабжены четкими надписями (автор, название, год создания, место хранения) и приспособлены для экспонирования;
*набор слайдов по теме, выполненных в программе Microsoft Office Power Point и распечатанных на формате А-4 с соответствующими надписями;

* диаграммы, схемы, планы, синхронистические и прочие таблицы – вспомогательный материал, позволяющий выявить и проследить глубинные связи между явлениями культуры, доказать закономерность самых необычных и непривычных сопоставлений в изобразительном искусстве.

Руководство курсовыми работами.

Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры изобразительного искусства, имеющие педагогический стаж, занимающиеся научным исследованием. Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей и работы в целом. Руководитель курсовой работы:
помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы;
консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру изобразительного искусства;
проверяет и рецензирует курсовую работу.
Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на традиционную студенческую конференцию. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает состояние проблемы, выводы и предложения.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в отзыве. Отзыв на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку студента.




8

7

6

5

4

3

2

1

15

14

13

12

11

10

9




16




Приложенные файлы

  • doc 18279861
    Размер файла: 101 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий