uroki_izo_-5_klass

Муниципальное образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Седельниковского муниципального района Омской области
___________________________________________________________________ 646480
Омская область,
село Седельниково,
ул. Кропотова, 33, кВ 17


Использование технологии модерации в преподавании изобразительного искусства как средства повышения познавательной активности на уроках изобразительного искусства.
Разработка уроков изобразительного искусства в 5 классе,
1 четверть «Древние корни народного искусства»

Программа
основного общего образования
по изобразительному искусству
Программы общеобразовательных учреждений
« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского,
М.: «Просвещение», 2008
Учебник
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Н. А.Горяева, О.В. Островская.
Под редакцией Б.М. Неменского, М.: «Просвещение» 2006


Исаченко Наталья Валентиновна, учитель изобразительного искусства МОУ «Седельниковская СОШ №1»
Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения учебного материала? Как сделать так, чтобы каждый ученик почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь детей в обсуждение и не допустить конфликта?         Существует специальный инструмент – активные методы обучения (АМО: к непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа), в том числе - технология модерации. Её цель:  обобщить групповой опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника в обсуждение и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной
5 класс «Древние корни народного искусства»
1 четверть. Древние образы в народном искусстве.
Урок 1.
Тема: Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.
Идея: Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.
Цель: познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.
Задачи: формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.
Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, уметь понимать и изображать солярные знаки
Понятия: символы, солнечные диски, дерево жизни.
Оборудование для учителя: таблицы с символами солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке; таблицы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, с образцами вышивки на полотенцах; варианты изображения коня, птицы, дерева. Картины «Снегурочка» А.Н. Островского; картины В.М.Васнецова. Эскизы для декорации театральных постановок. Иллюстрации к русским народным сказкам Билибина И.Я. г. Нижний Новгород - музей под открытым небом «Русский изб мельниц», Карелия – Кижи слайды. Иллюстративный материал учебника стр. 8-17
Структура урока:
Фаза 1. Инициация. Игра «Созвездия».
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Рассказ о видах работ и предположение результатов.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Рассказ учителя, но не обо всём, нерешенные ответы на вопросы остаются в карточках.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Групповая работа обучающихся по заполнению таблицы.
Фаза 6. Подведение итогов. Игра «Аукцион знаний».
Ход урока:
Фаза 1. Инициация (начало урока). В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два), создайте созвездия из трех, четырех звезд (в зависимости от того, сколько детей и сколько необходимо групп).
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика в изученииданной темы.
После вводного знакомства с учебником, дети читают тему урока.
-Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?
Дети с учителем формулируют вопрос-проблему на который нужно ответить в конце урока: Какие тайны скрывают изделия наших предков?
-Ответом на этот вопрос послужит созданный нами в течение четверти проект «Деревня -деревянный мир». Каждая группа будет выполнять задания, изучать учебный материал, выполнять практические работы, чтобы в итоге мы смогли посетить предложенные вами варианты деревень.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию  работы. На этой фазе урока ученик предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, ставит планируемую отметку в оценочном листе, по итогам изучения материала и работы, учитель выставляет оценку ученику и сравнивает с его предположениями. Если оценка завышена, то проводится работа над ошибками и ученику дается возможность улучшить оценку, если оценка занижена, то ему после аргументации ставится лучшая оценка;
Виды работ, которые будут выполняться на уроке:
- заполнение таблиц в группах, для ответа на главный вопрос урока;
- зарисовка древних знаков с расшифровкой;
- отчет о работе группы;
-заполнение оценочного листа;
Фаза 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам различная - это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников - это проблемно-поисковая форма, т.е.  самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта;
Рассказ учителя: Посмотрите на страницы учебника и скажите: кто и когда мог придумать эти образы? Что они означали, мы узнаем сегодня. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Учитель рассказывая, рисует силуэт дерева на доске.
Деревня – деревянный мир, с дерева все начинается, им строится, обогревается, дышит.В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - с небом (Правь), землей (Явь), "нижним миром" (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий - обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.
Окончательно освоенной "освященной", полностью "прирученной" и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, "и стены помогают".
Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Как же представляли себе свой дом языческие славяне? Об этом вы узнаете, когда будете работать с таблицей, ответ можно найти в карточках, которые у вас на партах.
Карточка.
Славяне делили дом на три части: верхний мир - ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир - ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье. Были и чужие мертвые - «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Но есть у человека надежная защита - его мир, его дом. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
Рассказ учителя:
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
О том, из каких частей состоит изба и чем украшена мы узнаем на следующем уроке. Кому интересна эта тема, можете дома самостоятельно подобрать материал.
Заполняя таблицу, вам необходимо будет описать образы народного искусства, найти ответ на этот вопрос можно в учебнике и в карточке.
Карточка.
Прежде всего, наши предки смотрели на природу: красивые оперения птиц, причудливые формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц, ягод. Очень часто изображали коня; ведь он главный помощник крестьянина. На конях ездили и пахали, боронили и перевозили тяжести.
В народе всегда любили сказки: появляются могучий лев, птица «сирин» - вещая птица, которая в сказках предсказывает людям будущее.
Рассказ учителя:
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.
Фаза 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).  При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Учащимся предложены таблицы, каждый член группы ищет ответ на отдельный вопрос, а затем сообща дети записывают ответ в нужную колонку. Ответы можно найти в учебнике и карточках.
Какие тайны скрывают изделия наших предков?


Что значит:
«Мой дом - моя крепость»?
Как Вселенная (макрокосм) отразилась в жилище (микрокосм) славян?

Выпишите, пользуясь карточками и материалами учебника на стр. 10-16 наиболее яркие названия образов народного искусства
Чем можно объяснить, что в прошлом жители стремились к украшению своих жилищ, например наличниками, карнизами и другими декоративными изделиями выполненными из дерева?

Определите, что обозначают знаки на стр. 12 учебника. Зарисуйте их и подпишите.









Фаза 6. Подведение итогов .Итог подводится в виде игры «Аукцион знаний». На вопросы из таблицы дети дают ответы по очереди, определяется группа, собравшая больше других информации. Члены группы-победители получает бонусную пятерку в оценочный лист.
После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом, заполняют оценочные листы:
1 четверть. Древние корни народного искусства



Моя планируемая оценка
Моя оценка в конце урока
Оценка группы
Оценка учителя
Бонусная оценка
Что мне было непонятно, какие вопросы у меня остались после окончания урока.

1 урок







2 урок







3 урок







4 урок







5 урок







6 урок







7 урок







8 урок







9 урок







Итоговая отметка







Фаза 7. (может проводится в любой момент урока, на усмотрение учителя и детей)  Эмоциональная разрядка (разминка).
Все движения разминки повторяем без запинки! 
Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Домашнее задание: постараться найти древние образы у себя дома.




Урок 2.
Тема: Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.
Идея: Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов. (Учебник, стр. 18)
Цель: Ознакомление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы, развивать умение работать в группе.
Понятия: фронтон, наличники, причелина, лобовая доска, растительный и зооморфный, геометрический виды орнаментов, типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, образец избушки из бумажных трубочек, презентация «Русская изба», иллюстративный материал учебника стр. 18-27
Структура урока:
Фаза 1. Инициация. Работа с эпиграфом.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Решение проблемного вопроса.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Планируемый результат.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Информация с показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».
Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Заполнение таблиц. Игра «Исследователь-эксперт».
Фаза 6. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа урока.
Ход урока.
Фаза 1. Инициация.
Чтение идеи-эпиграфа на доске:
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов. (Учебник, стр. 18)
- Подумайте, почему мы взяли такой эпиграф, ответ на этот вопрос мы постараемся получить к концу урока.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему
-Рассмотрите иллюстрации учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Правильно. Вы сами сегодня будете выступать в роли народных мастеров. Посмотрите на мой макет, как вы думаете, как можно изготовить этот дом. (Дети должны увидеть, что изба сделана из трубочек, склеенных между собой). А как и чем можно украсить избу вы узнаете, работая самостоятельно в группах.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников
- Как вы думаете, у вас получиться справиться с задачами урока? Какую оценку вы планируете получить в конце урока?
Фаза 4. Интерактивная лекция.
Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!
- Найдите изображения наличников на страницах учебника, попробуйте расшифровать символы- образы.
Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах.Игра «Исследователь-эксперт».
Самостоятельно прочитайте информацию в карточке. Сейчас вы исследователи. Выпишите новые слова и подумайте, все ли вам понятно. Если есть вопросы, запишите их.
Новые понятия
Вопросы, на которые хочу получить ответ











Карточка. Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад - причелина.
Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце - полуденное солнце в зените.
«Конек» так называется верхняя часть крыши, у них резной, а на крыше сидит веселый петушок, вырезанный из дерева, или возвышается голова коня. Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах.
-Поменяйтесь карточками с соседней группой. Теперь вы эксперты. Проведите экспертизу полученных материалов, помогите ответить на вопросы своим товарищам.
Снова поменяйтесь карточками. Отчет групп о своей работе.
Практическая работа. Каждая группа делает свою избу. Как ее украсить учитель показывает во время практической работы, спрашивая, какими элементами будем украшать. Ответы дети находят в своих таблицах
Фаза 6. Подведение итогов. Итогом служит обсуждение эпиграфа урока.
-Скажите, как вы понимаете слова В. Федотова? Что значит: и каждый со своим лицом. А ваши дома имеют свое лицо? Что для этого необходимо сделать? Должно ли сочетаться украшение дома с его строением? Главное – подвести детей к понятию: единство конструкции и декора в народном жилище.
Заполнение оценочных листов.
-Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи.
Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Домашнее задание: Рассмотрите декоративное убранство домов по дороге домой. Обсудите с родителями убранство вашего дома (в основном дети класса живут в частных сельских домах.
Урок 3-4.
Тема: Интерьер крестьянского дома. Экскурсия в Музей Истории Седельниковского района.
Идея: Догадлив крестьянин, на печи избу поставил.
Русская народная пословица.
Цель: знакомство учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой, предметами быта и труда.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки работы в конкретном материале (пластилин, бумага), умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта, развивать умение работать в группе, умение использовать дополнительный материал карточек.
Понятия: ковш-скопкарь, ковш-черпак, ендова, братина, лавка скамья, солоница, образа,
Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», иллюстративный материал учебника стр. 28-33.
Структура урока 3:
Экскурсия в музей. Знакомство с макетом русской избы в натуральной величине. Слушание докладов старшеклассников «Богат народными умельцами наш край», беседа об услышанном, на вопросы пятиклассников отвечает не учитель, старшие ребята.
АМО: учащимся дано задание: по ходу рассказа экскурсовода учащимся необходимо записывать новые слова, затем дома составить кроссворд (6-8 слов) для одноклассников, также слова можно брать со страниц учебника 28-40.
Структура урока 4:
Фаза 1. Инициация. Работа в парах.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Задание: вспомнить пословицы и поговорки.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Лекцию заменяет работа по проверке кроссвордов. Выставление оценки товарищу по парте.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Практическая работа в группах с карточками-подсказками.
Фаза 6. Подведение итогов. Игра «Сольнце и туча».

Ход урока:
Фаза 1. Инициация. Начнем урок с работы в парах. Дома вы составили кроссворды. Поменяйтесь с соседом по парте и разгадайте кроссворд товарища. Если вы затрудняетесь, можете поискать ответы в учебнике на страницах 28-40. Экспертиза работы над кроссвордом, выставление оценки товарищу в оценочный лист.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Вспомните, сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. А что это за очаг в доме? (Печь)
- Вспомните пословицы и поговорки о печи. Печь краса-в доме чудеса. Печь матушка всех греет и кормит. Догадлив крестьянин, на печи избу поставил. Вот от печи мы сегодня и будем «плясать». У нас есть стены (три стороны коробки) и печь. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (наполнять избу содержанием)
АМО: пока будете выполнять свои работы, придумайте сказку про тех, кто живет в этой избе.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Ребята, скажите, сможете ли вы справиться с заданием урока и какую оценку, по вашему мнению, можете получить?
Фаза 4. Интерактивная лекция. Лекцию заменяет работа по проверке кроссвордов. Выставление оценки товарищу по парте.
Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Дети сами выбирают, какая группа чем будет заниматься, а затем в своей группе распределяют обязанности и решают, как и с каким материалом они будут работать.
1 группа: изготовление мебели (лавка, скамья, стол, полки, сундук, люлька)
2 и 3 группы: изготовление предметов быта и труда
4 группа: украшение для стола, занавески, коврики, скатерть.
Отчет о работе групп: расстановка предметов в избе с озвучиванием названий предметов (в помощь- карточки-подсказки), рассказ и слушание сказок.
Карточки – подсказки для решения кроссвордов и для описания предметов: 1. Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой, - могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение "начать от печки", то есть с самого начала.
2. Красный угол (он же "большой", "святой", "Божий") - располагался в южной и юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. "Краше ясного солнца, яснее ясного месяца - красный угол".
3.Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали - на лавку или на скамью.
4. Стол - это ладонь бога, протянутая человеку. Хлеб и соль ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: "Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол доска". Перед едой молились, во время трапезы сидели чинно, о пустяках не разговаривали.На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша - одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их резьбой и росписью.
5. Центральное место на праздничном застолье занимали ковши, вырезанные в форме ладьи или плывущей птицы. В них подавали мед, пиво, квас. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам. Такими же древними, как ковши, по происхождению были братины.
6. Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и переходила по наследству от матери к дочери.
Фаза 6. Подведение итогов. Заполнение оценочных листов. Бонусные оценки дети получают за оригинальные идеи. Рефлексия: на партах детей тучка и солнышко. Если все понятно и настроение отличное - покажите солнышко, если есть какие-то нерешенные вопросы и проблемы – тучка может закрыть солнце полностью или частично.







Урок 5. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка.
Идея: В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха У окна сидит. В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Горит лучина перед ней...
Цель: знакомство учащихся с прялкой и декоративно-тематической композицией в ее украшении
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении модели прялки, умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта, развивать умение работать в группе, умение использовать материал учебника и карточек.
Понятия: прялка, кудель, типы прялок.
Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением прялок различных типов, иллюстративный материал учебника стр. 38-41.
Структура урока:
Фаза 1. Инициация.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников
Фаза 4. Интерактивная лекция.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах.
Фаза 6. Подведение итогов.

Ход урока:
Фаза 1. Инициация . Постройся по росту. Эта игра занимает очень мало времени, но настраивает ребят на активность в работе, также раскрепощает и создает дружественную атмосферу урока.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.
Учитель прост детей закрыть глаза и под тихую спокойную музыку читает стихотворение.
В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха У окна сидит. В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Горит лучина перед ней...
- Что вы представляли себе, когда слушали эти строки? Вспомните, в какой сказке Пушкина можно встретить стихи об этом же? "Три девицы под окном Пряли поздно вечерком..." писал А.С. Пушкин
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. А вы умеете прясть? Реально ли научиться этому ремеслу? Конечно, мы с вами прясть не будем, но Начнем играть!
Фаза 4. Интерактивная лекция. Игра АМО «Инфо-угадайка». Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Группы: все участники. Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: Учитель называет тему своего сообщения : «Русская прялка». На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения: Процесс прядения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопаске, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали уже с 6-8 лет.
Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы: Типы прялок (рассказ по слайдам презентации)
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои приемы украшения.
а) Резные прялки русского Севера как бы отразили в себе покой и величественность северной природы. Сказались на их строении и характерные черты зодчества этого края, края потомственных плотников, где возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие нас гармонией пропорций. Северная прялка вся, вместе с донцем, вырублена из целого дерева с корнем. Отсюда ее название - копыльная. Вся поверхность прялки украшена резьбой и росписью. В узоре круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии и другие символы солнца, звезд, земли и водной стихии.
б) В селах Пермогорье, Нижняя Тойма, Палащелье, разбросанных по берегам северных рек - Северной Двины и Мезени, прялки украшались уже не резьбой, а графическими росписями, т.е. Очерчивали контур изображения, а затем его раскрашивали. Северодвинская прялка по форме близка резным северным прялкам, но в украшениях поверхности резьбу сменило многоцветье росписи. Лопаску и ножку с обеих сторон покрывает растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. В причудливом узорочье как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А над всеми героями сценок парит легендарная птица счастья - Сирин.
в) Мезенские росписи прялок считаются наиболее архаичными среди остальных. Росписи Мезени кажутся строгими и сдержанно-суровыми. На золотисто-желтом фоне разворачиваются ряды одинаково нарисованных ритмично бегущих животных. Сама фигура обозначена красно - коричневой краской. Как бы небрежно разбросанные вокруг мелкие спиральки, черточки, звездочки, кружочки усиливают впечатление движения. Жители Мезени занимались птицеловством, разведением оленей и выращиванием лошадей. Поэтому неудивительно, что изображения коней, оленей, птиц наиболее популярны у мезенских мастеров.
г) В прялках Верхнего и Среднего Поволжья нас покоряет легкость и стройность силуэта, ювелирная изысканность украшений. Известны два вида прялок: прялки-"башенки", прялки-"терема". Волжане издавна слыли великими резчиками. Традиции домовой деревянной резьбы, черты архитектуры колоколен и шатровых храмов этого края - все это отразилось в волжских прялках.
д) В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Украшали поверхность сиденья - донце. Такие донца - картины, крестьянки по окончании работы вешали на стену наравне с лубками
Третий сектор: Слушание песни, изображение движений-имитация ручного труда. «Уж, ты, прялица».
1. Уж, ты прялица, ты, прялица моя,
Ты красавица, красавица моя.
Ты расписана листочками,
Разукрашена цветочками.
2. Ой ты, прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
3.Я ткачем те нитки шелковые отдам,
Нитки шелковые отдам да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
4. Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Четвертый сектор. Как изобразить прялку?
-Как вы думаете, что будет в этом секторе?
Запись задания в секторе:Выполнить эскиз прялки, используя те знания, что вы получили. Форму прялки (лопаску) можно вырезать, свернув лист пополам. В работе можно использовать различную технику (гуашь, акварель, восковые мелки и т. д.).
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Выполнение практической работы.
Практическая работа выполняется по заданию учебника стр.40.
Во время практической работы звучит народная музыка.

Фаза 6. Подведение итогов. Лучшие прялки помещаются в макет избы.
Фаза №7. Релаксация. АМО «Земля, воздух, огонь и вода» Цель–повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 8-10 минут Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.   В завершении учитель резюмирует итоги урока. Заполняется оценочный лист.
Домашнее задание: ответить на вопрос №2 учебника стр. 41.
Урок 6.
Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Идея: Крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов.
Цель: знакомство учащихся вышивкой на полотенце в традициях народных мастеров
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении полотенец, умение передавать единство пользы и красоты тканых вещей, развивать умение работать в группе, умение самостоятельно находить необходимый материал для решения проблемного вопроса.
Понятия: прялка, кудель, типы прялок в традициях народных мастеров.
Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, примеры интерьеров крестьянского жилища, схемы- таблицы с изображением прялок различных типов, иллюстративный материал учебника стр. 38-41. (фломастеры, бумага в клеточку)

Структура урока:
Фаза 1. Инициация. АМО Игра «Поздороваемся»
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Объяснение правил игры «Инфо-карусель» .
Фаза 4. Интерактивная лекция. Самостоятельное добывание информации.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель».
Фаза 6. Подведение итогов .Рефлексия «Смайлики».
Ход урока:
Фаза 1. Инициация . Дети стоят в кругу. Поздоровайтесь друг с другом, сначала с соседом налево, улыбнитесь, затем направо, улыбнитесь.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей урока.
-Как вы понимаете выражение: Крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Сегодня у нас самостоятельная работа. Играем в игру «Инфо-карусель». Задание на листе ватмана, каждая группа отвечает на вопрос и передает лист следующей группе, вторая группа читает материал и дописывает свои суждения по данному вопросу, пока лист не вернется на место. – Кто такие эксперты, вы уже знаете. Ваша задача – провести экспертизу получных атериалов и предоставить отчет о проделанной работе. В группе распределите роли: секретарь, эксперты, выступающий. Предположите, сможете ли вы справиться с заданием и какую оценку планируете получить на уроке.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Лекция заменена на самостоятельную работу учащихся по группам. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и используя материалы учебника стр.42 -47 найдите ответы на вопросы:
1 задание на листе ватмана : В чем секрет красоты народной вышивки?
2 задание: почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?
3 задание: Вспомните и опишите знаки- символы, которые использовались в русском народном искусстве (можно пользоваться таблицей, которую заполняли на предыдущих уроках и найти ответы на страницах учебника)
4 задание: какую роль играл цвет в народных вышивках?
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель» Отчет групп о проделанной работе.
Практическая работа. Выполнение задания на стр. 47 учебника. Фаза 6. Подведение итогов. Размещение работ в макете русской избы. Заполнение оценочных листов. Р ефлексия. У каждого ученика на столе смайлик без ротика. Необходимо дорисовать улыбку, если все у ученика получилось, грусть- если остались вопросы и что-то на уроке не устраивало.
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.

Урок 7,8.
Тема: Народный праздничный костюм.
Идея: Какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка?
Цель: знакомство учащихся с особенностями праздничного костюма, целостностью художественного образа.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний о народном костюме, умение передавать образное единство костюма, развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать окружающих.
Понятия: душегрея, епанечка, понева, кокошник,сарафан, рубаха-косоворотка, порты, лапти, зипун
Оборудование для учителя: Иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстративный материал учебника стр. 48-57, презентация «Русский народный костюм – вещь и образ - уникальное явление русской традиционной культуры»
Структура урока:
Фаза 1. Инициация.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа с эпиграфом.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников
Фаза 4. Интерактивная лекция.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах.
Фаза 6. Подведение итогов.

Ход урока:
Фаза 1. Инициация. Задание: закройте глаза и опишите своего соседа по парте, во что он одет? После ответов детей отметить, что наши предки придавали большое внимание тому, как и во что одет человек.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Вы можете сказать, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка? Сегодня мы это узнаем.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Сегодня с новым материалом вас познакомят ученицы 9 класса, которые провели исследовательскую работу по нашей теме. Они – для вас консультанты, вы можете задавать им вопросы, советоваться. Запланируйте, сможете ли вы справиться с заданием, поставьте себе планируемую отметку.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Ее проводят две ученицы 9 класса. Представляют свою исследовательскую работу «Русский народный костюм - вещь и образ – уникальное явление русской традиционной культуры» . Учащимся дается задание: придумать во время слушания и просмотра презентации по вопросу, затем в группе обсудить свои вопросы и задать те, которые не удалось решить самостоятельно в группе.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Рассматривание иллюстраций учебника. Мальчики выполняют мужчину в народном костюме, девочки- женщину.
Домашнее задание: подготовить в группе рассказ о своей днревне, распределить роли: кто будет рассказывать о строениях, кто о внутреннем убранстве, кто о людях и их одежде.
Работа по изготовлению людей продолжается на следующем уроке.
Фаза 6. Подведение итогов. Каждая группа оформляет свою деревню, придумывает ей название. Итогом всей работы становиться рассказ-экскурсия групп по своей деревне.
Домашнее задание: напишите письмо другу о том, что вы увидели на экскурсии, поделитесь с другом своими впечатлениями.






















































 Образовательного портала Мой университет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



Исаченко Наталья Валентиновна



15

Приложенные файлы

  • doc 18279852
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий