IZO

Игровые приемы обучения на занятиях по изобразительной деятельности детей с диагнозом ОНР.
Структура дидактической игры:
Дидактическая задача
Дидактическое содержание
Игровые действия
Игровые правила.
Последние три пункта подчиняются дидактической задаче.
Чтобы педагогу самостоятельно разработать игровые приемы для использования их на занятии по ИЗО Д необходимо:
учитывать особенности развития детей и их патологии;
учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни;
учитывать игровой опыт ребенка;
игра должна быть настоящей;
воспитатель должен поддерживать интерес к игровому замыслу на протяжении всего игрового замысла. Чтобы поддержать интерес детей необходимо сочетать введение новых персонажей со знакомыми, т.к. знакомые персонажи близки детям по опыту эмоционального переживания;
игровые действия и упражнения должны быть доступны детям, что помогает развивать у детей воображение и творчество;
в зависимости от темы занятия можно использовать разнообразные материальные объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы;
воспитатель должен продумать логику игровых действий, соответствующую реальной жизненной ситуации;
воспитатель должен побуждать детей к творческому воображению игровыми импровизациями в процессе рисования.
Начало занятия (орг. момент):
Цель – учить детей создавать художественный образ .
Воспитатель предлагает проблемную ситуацию для детей (Например: помочь кукле Маше перевезти мебель из магазина в дом («рисовать грузовик»)) – социальный мотив.
Воспитатель предлагает помочь котенку – раскатились шарики, надо помочь их собрать.
Воспитатель предлагает помочь снеговику обрести друзей – его друзей замела метелица, а его не замела.
Приемы для формирования замысла: 16 стр. Григорьева (средняя группа, конспекты).
Вторая часть занятия (основная часть): используются прямые словесные рекомендации:
- технические навыки
- изобразительные навыки
Третья часть занятия (заключительная часть): анализ работы.
Приемы обыгрывания законченного изображения: подчеркивается художественность образа.

Методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
Методика обучения ребенка включает основные компоненты:
цель
задачи
методы и приемы реализации задач
деятельность детей по освоению задач
требования к личности воспитателя
Цель: ознакомить детей с ИЗО искусством, приобщить к миру ИЗО искусства, развить все стороны художественной деятельности.
Задачи: направлены на формирование трех видов художественной деятельности:
формирование не искусствоведческих знаний:
- знаний о видах ИЗО искусства
- знаний о жанрах ИЗО искусства (портрет, пейзаж, натюрморт)
- знаний о средствах выразительности
- знаний об отдельных произведениях, их авторов и понимание произведений детьми
Литература:
Зуборева Н.М. «Дети и изобразительное искусство» М, Просвещение, 1960г.
Чумичова Р.М. «Дошкольник о живописи», Просвещение, 1980г.
Вершинина Н.А. «Программа искусствоведческих знаний для детей дошкольного возраста»
сформировать у детей фазы художественного восприятия:
- целостное восприятие художественного произведения – первый контакт между зрителем и произведением – эмоциональный этап, когда появляются первые эмоции (положительные и отрицательные), время этого контакта различно в зависимости от того на сколько произведение поразило зрителя (заранее репродукция не показывается).
- аналитическое восприятие художественного произведения – про что, зритель узнает предметы, устанавливает связи между ними, это помогает понять сюжет, т.е. как это сделал художник. Этот этап восприятия «рациональный», он «убивает» эмоции. Зритель начинает понимать и объяснять почему именно такие средства выразительности используются художником.
- целостное обогащенное восприятие художественного произведения – когда зритель понимает идею художественного произведения, зачем оно создано.
Ошибки практической работы воспитателя:
не понимает содержание картины
дети не должны составлять рассказ по картинке на таком занятии
не выдерживает пауз после вопросов
многословие давит инициативу детей
один вопрос воспитателя, 3 ответа ребенка
не учит всматриваться в картину, она является поводом для закрепления знаний детей о чем-либо
чрезмерный дидактизм
воспитатель сам не понимает идеи произведения, не эмоционален и не умеет любоваться им.
Виды занятий:
формирование у детей знаний о видах искусства:
Воспитатель вывешивает в 2 ряда живописные и графические репродукции, предлагает сравнить и ответить на вопросы (чем отличается картины в верхнем ряду от картин в нижнем ряду), дается пауза для рассматривания. Выявляются главные особенности:
- живопись – все как живое, большое количество оттенков, фона не видно, поэтому называется «живое письмо»
- графика – черно-белый фон и видно задний фон (2-3 цвета). Пример: детские книги
1.2. Упражнения в применении знаний:
- хлопки в ладоши, если «Я покажу живописные репродукции»
- спрячь руки – графическое (берется 1 произведение с ярко выраженными особенностями)
1.3. Создать проблемную ситуации – докажи персонажу, что это живопись, а не графика.
по ознакомлению с жанрами живописи:
Вывешиваются все живописные репродукции по 3 портрета и 1 пейзаж. «Найди непохожую картину. Как ты догадался?» Далее педагог убирает пейзаж – «чем похожи оставшиеся картины?» (детские портреты). Вводим термин портрет.
Упражнения и дидактические игры: «встать в пару, найти себе пару портрета» и т.д. «Откроем выставку» – один ребенок отбирает детские портреты, другой – пейзажи, а остальные – оценивают.
Проблемная ситуация: дается этот жанр в графике и в декоративно прикладном искусстве – преднамеренные ошибки.
Итог: что мы называем портретом или пейзажем и др. вопросы.
Предлагается полюбоваться, восхищаться работами, выразить свои эмоции.
знакомство с цветом
знакомство с композицией
методы и приемы формирования восприятия художественных произведений: все методы и приемы направлены на то, чтобы научить ребенка воспринимать картину по трем этапам:
про что картина
как написано
зачем ее создал художник
I.
1. Эффект неожиданности: воспитатель задает вопросы относительно какого-либо явления или процесса; дети его описывают, затем рассматривают это явление в новом неожиданном виде.
2. Кратковременная демонстрация картины: детям показывается картина на расстоянии 5-7м до 5 сек (детям с патологией можно повторить несколько раз), задается вопрос: «догадайтесь какую картину по настроению мы будем рассматривать». «Как догадались, что картина радостная или грустная». Затем картина выставляется и рассматривается, чтобы детям показать роль цвета в живописи.
3. Демонстрация картины на вертушке: помещается картина на мольберт или вертушку и постепенно ее поворачивают – «догадайтесь какую по настроению картину мы будем рассматривать».
4. Вопросы по содержанию картины с целью установления причинно-следственных связей: вопросы используются только по содержанию картины.
5. Вхождение в картину: анализируется предметный состав картины. Он сопровождается вопросами, направленными на точное восприятии предмета и воображение детей:
«Грачи прилетели»: как мы оденемся, чтобы пройти к этой церквушке. Легко ли вам ступать по снегу. Проваливаетесь, значит как снег под ногами. Почему тут уже вода. Что еще слышите (ручейки слышите). Давайте встанем рядом с березкой, потрогаем, что можно ощутить. Давайте вдохнем воздух. Расскажите про березы. Поднимите вверх голову и расскажите про грачей.
Учить детей вглядываться и фантазировать:
Почему именно сюда прилетели грачи.
В сюжетно-тематической картине можно предложить детям прислушаться к разговору героев. Главный тот, кто отвечает, т.е. его лицо больше повернуто на нас.
6. Заслушивание художественного произведения – слушание музыки, стихов, загадок, которые подбираются с целью усилить восприятие настроения картины, а не ее содержание. Можно использовать в первой части занятия.
II. Используются методы и приемы, соответствующие аналитической фазе: выделяются средства выразительности и через них понять глубину содержания. ведется по беседе и вопросам.
Типы вопросов:
- репродуктивного характера, т.е. анализируются факты, выявляется какой-либо признак: кто главный герой на картине; какая линия горизонта; какое настроение передается на картине. На эти вопросы дети отвечают односложно.
- проблемного характера: помогают анализировать установленный факт (как вы догадались, что он главный герой; какие краски подобрал художник, чтобы изобразить разное настроение; как узнали, что герой плачет). Вопросы идут параллельно.
2. Проблемные вопросы с мысленным изменение колорита картины или ее композиции:
- как бы выглядела картина, если изменить ее цвет
- о чем бы нам рассказал художник, если бы расставил героев по-другому.
3. Сравнение картин между собой:
- по настроению – показать функцию цвета («Золотая осень» Левитана; «Осень» Сокольника)
- на 1 тему написать разных авторов («Золотая осень» Левитана, Остроухов; Куинжи и Левитан «Березовая роща»)
- в цветном и черно-белом исполнении (один сюжет живописный и графический)
- картины разные по элементам показа (по линии горизонта: «Рожь» Шишкина и «Золотая осень» Левитана).
4. Закрывается часть картины листом бумаги, чтобы показать важность всех деталей.
5. Игровые:
- воспроизвести позу героя, настроение, мимику
- оживи картину
6. Дидактические игры:
- цветные тюбики (выбери краски, которые есть в картине)
- подбери палитру и картину
- найди чужой цвет в картине
7. Приемы на понимание композиции:
- найти эскиз к картине
- подвижная линия горизонта (фланелеграф – выкладываются предметы при низкой линии горизонта, средней и высокой)
- посади деревья, расположи дома
- моделирование – наглядные модели – способы выделения главных героев
- просматривание детских работ: главное выделяется размером, цветом. Взгляды остальных направлены на главного; остальные фигуры изолированы от главного.
III. Закрепление знаний – помощь в понимание идеи произведения:
включение музыки, стихов, близких идеи произведения
рассказ воспитателя о художнике
рассказ воспитателя и своих впечатлениях о картине
как бы ты назвал картину.









15

Приложенные файлы

  • doc 18279811
    Размер файла: 58 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий