Dinamika_kultury


Динамика культуры - экзамен
Усовская Э. А.
Литература:
Белик А. «Культурология: антропологические теории культуры»
Шендрик А. «Теория культуры»
Лотман Ю. «Типология культуры. Взаимное воздействие культуры»
Ницше «Опыт власть; Опыт переоценки власти»
«Рождение трагедии или эллинство и пессимизм»
Сорокин «Социальная и культурная динамика»
Тайлор «Первобытная культура»
Моль А. «Социокультурная динамика»
Шацкий Е. «Традиция»
Данилевский, Шпенглер, Тойнби – повтор
Понятие и сущность КД
Источники КД
Культурная динамика – изменения внутри культуры и во взаимоотношениях разных культур,
Источники воздействия на КД (культурные начала):
Ницше – философия жизни – (условно) дионисийское и аполлонистическое. Рациональное и иррациональное в культуре, механизм их чередования – источник КД.
Тойнби – давление внешнее, социальное ущемление – стимулы.
Т. Парсонс – процесс обмена информацией и энергией между социокультурными системами. В таком случае источником КД может быть избыток либо недостаток, или информации, или энергии при обмене между системами действия.
В синергетике источником является принципиальная неустойчивость, которая свойственна и для стационарных структур и в большей степени для диссипативных, т.е. пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур.
Сорокин – принцип неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц структуры: между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира. Также еще один источник - изменение системы ценностей.
XX век - А. Моль – трансформация информации. Сама информация ко второй половине XX века приобретает совсем иной облик и характер. Всеобщая информатизация формирует иной тип культуры, базирующейся на создании новой реальности. Это значит, что происходит переход от культуры гуманитарного типа к культуре мозаичной.
Марксистская модель – в качестве источника изменения общества и культуры – социально-классовые отношения (частная собственность – экономический базис является определяющим по отношению к другим формам и сферам общества и культуры). Переход от одной общественно-экономической формации (определенный этап в развитии обществ, строй) к другой осуществляется согласно следующего закона: характер и уровень развития социальных отношений и групп перестает соответствовать характеру и уровню развития общественных отношений (например, старые феодальные не соответствуют рождающимся новым капиталистическим).
Инновации – важнейший источник КД (смена традиций и новаций).
Заимствование, которое связано с процессами культурной диффузии.
Понятие заимствования и культурной диффузии.
Культурное заимствование – это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах.
Культурные заимствования переходят от одной культуре к другой через прямой путь взаимодействия, т.е. прямой контакт между представителями различных культур, а также через косвенный способ, т.е. через СМИ, потребляемые товары, через образовательные учреждения.
Заимствования могут иметь добровольный и насильственный характер. Если культура добровольно заимствует какие-либо изобретения или ценности, то они приживутся полностью только тогда, когда будут соответствовать содержанию и характеру культуры реципиента.
Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяются в основном следующими факторами:
интенсивность контактов;
условие межкультурных контактов;
степень дифференциации общества, т.е. наличие социокультурных групп, которые готовы принять нововведения;
восприимчивость к чужой культуре.
Культурные заимствования осуществляются на основе культурной диффузии.
В целом, под культурной диффузией понимается взаимное проникновение отдельных явлений, элементов культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.
Диффузия может приводить к различным последствиям, как позитивным, так и негативным. Она может обогатить одну культуру заимствованиями из другой, а может привести к деградации и ассимиляции.
Каналами культурной диффузии являются: миграция, война, торговля, туризм, деятельность миссионеров, различные научные конференции, обмен специалистами и т.д.Виды диффузии.
Диффузия распространяется в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами.
Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее часто называют стратификационной диффузией.
Проблемы диффузии изучаются в рамках целого направления – диффузионизма.
Традиции и новации в культуре.
В общем, традиция отвечает за устойчивость культуры, инновация или новация – за изменение в культуре.
Традиция неравнозначна культурному наследию, не приравнивается ко всей культуре.
В понимании традиции существует множество подходов. Польский ученый Е. Шацкий выделяет как минимум 3 из них:
функциональное определение - традиция осуществляет функцию передачи из поколения в поколение тех или иных, в основном духовных, ценностей.
объектное определение – оно акцентирует внимание на том, как ценности передаются, каковы эти ценности и что именно подлежит передаче.
субъектное определение – традиция не является ни функцией, ни объектом, а представляет собой отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование или протест против этой традиции.
Культурная традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится путем пространственно-временной передачи.
Структура традиции.
1224915-4445329565-4445131064087630К. традиция уклад жизни
131064081915 ценностный комплекс
131064078105 ментальные стереотипы
Уклад жизни – наиболее динамичный компонент традиции – т.к. обеспечивает связь данной культуры с внешней средой. Это и орудия труда, одежда, бытовые принадлежности.
Ценностный или нравственный комплекс:
1 тип – личностные ценности (жизнь, любовь, надежда);
2 тип – ценности социального сообщества – имеют социально-значимый характер
(суверенность, правопорядок, социальная справедливость);
3 тип – общечеловеческие ценности (жизнь, мир, равноправие и др.).
В основе каждой из культур могут лежать ценностные установки, отличающие их от других культур.
Содержание ценностей может меняться, как и ранжирование самих групп ценностей, в то же время сами ценности редко подвергаются радикальному изменению.
Ментальные стереотипы – наименее динамичны в силу их обусловленности до логическими структурами человеческой психики и этнопсихологическим вкладом в целом.
По типу к. традиции можно разделить на локальные и общечеловеческие.
Локальные представляют собой специфический жизненный опыт, фиксирующий индивидуальность исторической судьбы и условий существования определенных этнокультурных образований.
Общечеловеческие традиции выражают уровень опыта, универсального для всего человечества или отдельных этапов его исторического развития.
Инновация\новация – это культурное новшество, существующее в единстве двух начал:
деятельностного (новая программа деятельности, новая программа взаимодействия со средой) и знакового.
К источникам инноваций относятся:
- иная социокультурная система – инновация будет являться инородной по отношению к культурной среде, в которую она попала.
- инновация может быть результатом саморазвития культурной традиции.
- интерпретация эталона – обрастание эталона шаблонами и на основе отклонения от эталона, его творческой интерпретации могут возникать изменения самого эталона, а значит и инновации.
Традиция и инновация вступают во взаимодействие:
1 вариант – к. традиция препятствует инновации
2 вариант – инновация поглощает традицию
3 вариант – инновация и традиция дополняют друг друга
Мощным источником инновации является творчество как на уровни личности, так и на уровне всей культуры.
А. Моль: «Творчество – это повседневное явление. Мы присутствуем при почти непрерывном творении элементов культуры, начиная с пришедшей кому-то в голову мысли пришить молнию к юбке замком не вверх, а вниз и кончая идеями, связанными с созданием новой картины вселенной и с ее описанием в оригинальных математических формулах».
Существует и иная точка зрения, согласно которой – творчество – это индивидуализированный процесс, к осуществлению которого способны немногие. Именно гении, или пассионарии (Лев Гумилев) задают инновационные программы и меняют общество и культуру.
Особым типом инновационных эталонов являются утопические программы. Их роль состоит в введении в общественное сознание экспериментальных образцов и в активизации поиска реально-выполнимых программ культурного действия. Очевидно, что утопия при этом не должна перерастать в антиутопию.
Эволюционная модель динамических процессов в культуре. Концепция классического эволюционизма.
Об эволюции говорил еще Аристотель, который полагал, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который заложен в семени или герме.
В 17 в. в Англии использовалось понятие эволюционизм – как упорядоченная последовательность событий, причины которых содержатся в них самих. Подобную точку зрения разделяли Лейбниц, Кант, Гегель.
В 19 в. с 30-40-х гг. оформляется научная концепция эволюционизм.
На протяжении 19-20 ст. теория эволюции и сам принцип эволюции подвергались пересмотру и уточнению. Эволюция как систематическая схема необратимых культурных изменений стала снова рассматриваться как принцип саморазвития тех или иных процессов и явлений.
Выделяют несколько типов концепций эволюции:
1 – однолинейная эволюция
2 – универсальная
3 – многолинейная
Однолинейная эволюция – это классический эволюционизм. Основу ему заложили выводы и исследования Георга Спенсера и Чарльза Дарвина. Ведущими представителями являются: Тайлор, Морган, Фрезер.
Фрезер «Золотая ветвь»
Дарвин – естественный и половой отбор
Энгельс – труд, мышление, речь, творчество
Спенсер – общество – большой биологический механический организм.
Доказали, что человек – результат и порождение эволюции самой природы, а не божественного происхождения.
Представители классического эволюционизма обосновали:
возможность социальной науки (вслед за Спенсером) – это означало, что общество и культура являются объектом исследования в научных терминах.
культура и общество имеют свои собственные законы, которые порождены естественными причинами.
данные исследователи доказали необходимость применения сравнительного метода – т.е. положили начало кросс-культурным исследованиям.
объектом исследования в основном стала первобытная культура, поскольку на основе ее реконструкции можно было восстановить генезис человечества, определить основы человеческой культуры.
Общие положения классического эволюционизма:
психическое единство человечества. Тайлор, Морган и Фрезер полагали, что психика человека одинакова во все времена и повсюду, однако это не свидетельствует об имманентности (предзаданности) психических свойств человека. Эволюция рассматривалась как реакция человеческого сообщества на внешние условия существования. В этом плане задействовалась теория Дарвина, выступающая в качестве механизма объяснения изменений путем естественного отбора при взаимодействии организмов с окружением. Поэтому у Моргана и Тайлора можно найти объяснение сходства культурных черт в различных обществах подобием жизненных условий;
Движение сообществ, культур осуществляется от простоты к сложности. Культурное развитие является закономерным. Социальные и культурные институты последовательно сменяют друг друга у всех людей и по всему земному шару. Следовательно, существует единое мировое пространство исторического процесса, который непрерывен. Большинство исследователей полагало, что в общей истории не было разрывов и непоследовательности. Тайлор между тем разрабатывал теорию пережитков, т.е. обычаи, процессы, мнения, которые насильно, или по привычке перенесены в общество в его новое состояние.
Прогрессивность развития общества и человеческой культуры – человечество движется по пути прогресса по определенным этапам и это движение необратимо (однолинейность). В частности, Морган выделил этапы: дикость, варварство, цивилизация. Тайлор допускал, что некоторые культуры и общества могут пропускать стадии развития, однако все равно они будут двигаться по линии прогресса и достигнут того этапа, к которому движется все человеческое сообщество.
На рубеже 19-20 ст. классический эволюционизм практически себя исчерпал, идеи однолинейной эволюции стали корректироваться.
Концепция неоэволюционизма
После 2 мировой войны вновь возник интерес к теории эволюции в Европе и США. Однако классический эволюционизм претерпел изменения. На первый план выступают концепции универсальной и многолинейной эволюции.
Универсальная эволюция во многом соответствовала его идеям. Последовательность в развитии культуры выводится на уровни обобщения и отвлечения от разнообразия и различия условий и черт совместного существования людей. Вырабатываются общие закономерности или универсалии развития культуры.
Многолинейная концепция допускала много возможных примерно равноценных путей социокультурного развития. Допускается признание о наличии общих законов эволюции, однако не признаются автоматизм действия законов абсолютно для всех культур. Исследованию подвергаются отдельные регионы, моделируются эмпирические обобщения относительно наблюдаемых исторических повторов и параллелизма. Большое внимание уделяется исследованию связи человеческих популяций и отдельных сообществ с окружающим миром.
Основу неоэволюционизма составили идеи универсальной и многолинейной эволюции. Неоэволюционизм называют еще культурно-эволюционистским направлением. На основании идеи этой концепции возникли и самостоятельные направления, в частности, экологическая антропология – основоположником являлся Джулиан Стюард.
К неоэволюционизму следует отнести Уайта, Саллинс, Харрис, Стюард.
Реставрация эволюционных идей происходит в США и на протяжении 1950-60-х гг. Неоэволюционизм стремится занять должное место среди различных антропологических направлений.
Лесли Уайт
Именно ему принадлежит заслуга на восстановление эволюционного взгляда на историю и культуру. Происходит поворот от локальных исследований к проблеме общеисторического развития человеческой цивилизации, т.е. в поле зрения Уайта находится мировая культура.
«Наука о культуре» 1949 г. «Эволюция культуры» 1959 г., «Понятие культуры» 1973 г., «Концепция культурных систем» 1975 г.
Только в 80-90-е гг. 20 века наука осознала вклад Л. Уайта в развитие культурологии.
Сборник «Культурология XX век. Интерпретации культуры». прочитать статью!!!
Культура рассматривалась Лесли Уайтом как сложная система, которая включает 2 основных уровня или подсистемы:
1 – технологическая – материальные объекты, в т.ч. орудия труда и технологии их использования.
2 – символическая система – то, что относится к ценностно-мировоззренческой системе – символаты – знаки, символы, ценности и т.д. Закрепление результатов человеческой деятельности, опыта.
Уайт приходит впоследствии к несколько иной структуре культуры:
технологическая
социальная включает межличностные отношения, выраженные в индивидуальных и групповых моделях поведения
идеологическая – обычаи, знания, религия в целом, которые объективированы в языке или иных символических формах, а также философия, литература, мифология и т.д.
Доминантной подсистемой являлась технологическая.
Наверно поэтому теорию Лесли Уайта называют технологическим детерминизмом.
Лесли Уайт полагал, что развитие культуры, технология, существование самого человека зависит от той энергии, которую он умеет добывать и использовать. От мускульной – до силы и энергии атома.
В итоге он отмечал, что культурой называется определенный порядок или класс феноменов, а именно, предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому стремлению к символизации. Т. е. культура, прежде всего – экстрасоматическая система, т.е. выходящая за рамки физического.
Взгляды Л. Уайта свидетельствуют, что он в целом поддерживал позицию универсальной эволюции в культуре.
Какое место он отводил человеку?
Это не самая важная и актуальная проблема для Уайта. В динамических процессах культуры отводил человеку второстепенную роль. Однако он отмечал важность человеческого фактора в самом начале культуры, т.е. в момент ее генезиса.
«… люди необходимы для существования явлений культуры, но они не необходимы при объяснении их эволюции и вариации» Л. Уайт
Концепция Джулиана Стюарда
Последователь Уайта, он выработал самостоятельную теорию – теория многолинейной эволюции. Он основоположник экологической антропологии. Старался избегать термина эволюция, заменяя ее культурным изменением. Замечал общности и отличия в культурах: полагал, что они относительно самостоятельные, но и контактируют друг с другом. Важным для него был и характер географических условий. Стремился выявить сходство между культурами, выявив их типологию.
КУЛЬТУРНЫЙ ТИП: совокупность некоторых избранных функциональных взаимосвязанных черт, характерных для двух или более культур, но не обязательных для всех.
«Эволюция и процесс» 1953 «Теория культурных изменений»
Меняет ракурс видения культурного типа и определяет его как совокупность черт, образующих ядро культуры, возникающих как средство адаптации к среде и характеризующий одинаковый уровень интеграции.
Основная задача: выявить типы связей между культурами. Это дает возможность сравнивать между собой культуры и их классифицировать.
Откуда зарождается культурный тип?
Важнейший фактор для появления культуры – экологический фактор. Между экологией культурой существует непосредственная связь. Однако культурная экология не рассматривалась в аспекте приспособления человека к природе и не являлась географическим детерминизмом. Адаптация – не просто реакция, а изменение внешних условий, что приводит к изменению культуры. И культурная экология – это адаптация к среде через культуру.
Зависимость от природной среды является опосредованной, нежели прямой.
Стюард полагал, что чем проще географическая среда, тем сильнее ее прямое влияние на культуру. Кроме того адаптация каждой культуры к естественной среде предполагает взаимодействие двух элементов: естественной среды и определенных культурных изобретений.
Не только экологическая среда оказывает влияние на культуру, но и сама культура на экологическую среду.
Является ли развитие человеческой культуры вообще всеобщим??
Существует много форм системной адаптации человека к экологии, экологическим средам, что рождает феномен многолинейной эволюции. Они же имеют в своем основании общие положения. Т.о. теория многолинейной эволюции, связанная с допущением возможностей множества равноценных путей социокультурного развития. Теория направлена не столько на выявление всеобщих закономерностей в развитий культуры, сколько на определение механизмов повторов и параллелизмов в развитии культуры.
К концу 20 века в результате развития теории неоэволюционизма возникло много концептов неоэволюционизма: теория общего и частного развития культур, теория микро- и макро- процессов; теория культурной доминанты, теория потенциала развития.
Общее между теориями:
представление об истории человеческого общества и культуры как суммы многолинейно развивающихся относительно самостоятельных систем, как правило, данная многолинейность рассматривается в виде результата человека к различным экологическим средам
Основные идеи неоэволюционистского направления:
культура – результат адаптации общества к окружающей среде;
культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособлена к экологической среде таким образом, чтобы стать статичной; - влияние на экологическую среду приводит к изменениям в культуре, изменяя тип связи и отношений между людьми
основу любой культуры составляет ее ядро, которой определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация;
ядро любого культурного типа включает в себя социальное, политические, религиозные институты, тисно взаимодействующие с производством средств существования;
культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам, традициям

КОНЦЕПЦИЯ ДИФФУЗИАНИЗМА
От латинского diffusion - растекание, проникновение
Возникает как критика на концепцию эволюционизма. Явление диффузии многопланово. Термин заимствован из биологии и физики, популярен в к 19 века, когда и возникает теория. Развитие теории происходило до 20 гг 20 века. Теория имела влияние на последующие теории. Сформировался в Германии: Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер. В американской антропологии условно можно назвать имена Э. Сепира и М. Херсковица.
Основной источник развития и изменения в культуре – заимствование, перенос целых культурных комплексов или элементов.
Диффузионизм критиковал эволюционизм (классический) за идею прогресса и стадиальности общего механизма развития всех культур. Диффузионизм предлагал другой тезис: идея уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических условиях и последующего распространение их из центра зарождения.
Каждая культура, культурный комплекс возникает однажды и образует центр, затем происходит распространение этого комплекса, которое охватывает другие культуры. В результате образуются культурные круги или культурные ареалы. Тем самым можно проследить общность связей между культурами, их контакты. Однако попытки диффузионистов выявить изначально возникшие центры культур оказались в целом неудачными.
ТЕОРИЯ Ф. РАТЦЕЛЯ и его труд «Антропогеография» 1882г.
Главный источник функционирования культуры является географическое распространение предметов материальной культуры. Между культурами существует постоянное взаимодействие в форме переселения, завоевания, смешения рас, обмен, торговля. Это значит, что развитие культуры осуществляется за счет пространственного распространения. Полагал, что существуют определенные способы перемещения предметов культуры:
полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса; данное явление он назвал аккультурацией;
перемещение отдельных этнографических элементов от одного народа к другому
Полагал, что существуют принципы взаимодействия между культурами:
культуры влияют друг на друга;
культуры изменяются на основании заимствований
Центры возникновения культур, так или иначе, между собой связаны.
КОНЦЕПЦИЯ ЛЕО ФРОБЕНИУСА
Один из представителей теории культурных кругов. Культурные комплексы – живые организмы, которые починяются закономерностям естественной жизни. Изменение культуры происходит благодаря распространению не отдельных культурных элементов, а целых культурных комплексов.
Он мистифицировал культуру. Полагал, что человек не является источником возникновения культур и их развития. Человек – это, скорее всего, продукт культуры, а не ее творец. В принципе все культуры можно поделить на патриархальные и матриархальные. Выделял два типа культур:
теллурическая (патриархальная культура мистического типа) – все, что связано с патриархальным типом культуры работает по ее принципам, т.к. эта солнечная культура, поэтому солнечные дома, высокие, просторные, типы построек, отношения; культура, устремленная вверх, в основ мужское начала, культура закона, который зиждется на авторитете вождя; хтоническая (женская культура, в основе матриархальное начало) – культура магического типа, связана с магией и ритуалом, почитание матери как родоначальницы, выделял иррациональность данной культуры
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИФФУЗИОНИЗМА:
основным источником развития культуры является диффузия (распространение):
культуры возникают единожды, а затем происходит перенос целых культурных комплексов или элементов;
между культурами существуют постоянные контакты= можно установить типологическое сходство между ними, определить характер взаимосвязей между культурами;
представители диффузионизма практически отрицали внутреннее саморазвитие культуры;
творчество на личностном уровне не играло важную роль, человек как творец культуры практически не рассматривался, .т.е. индивидуализированный характер культуры в принципе не признавался, культура – самый главный объект исследования, а личность выходила за рамки изучения культуры
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛИ ЭТНОИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ШКОЛА ФРАНСА БОАСА)
К этой школе можно отнести Альфреда Кребера, Э, Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт
Возникает на рубеже 19 века, действует до 20-х годов 20 века.
Данная школа возникла на основе критики классического эволюционизма. Также Боас критиковал функционализм и диффузионизм. В тоже время в последних он видел определенные положительные моменты.
Ф. Боас – родился и учился в Германии, оказался под влияние идей Вильгельма Дильтея, а именно идея о самостоятельности каждой из культур, самоценности и позиция, согласно которой, культуру следует изучать исходя из ее самой.
Исследовать культуру из принципа «хуже» - «лучше» нельзя.
Труды: «Ум первобытного человека» 1911г.
«Раса, язык и культура» 1940г.
Переехал в США и всю жизнь работал в Колумбийском университете.
Он опроверг расовую теорию, определил ее полную несостоятельность. Боас пришел к выводу, что межкультурное своеобразие не определяется принадлежностью к расе. Полагал, что всякая попытка объяснить культурные формы чисто биологическими факторами обречены на неудачу. Доказал это на эмпирическом опыте!!!!!!!
Что влияет на культуру?
Критиковал принцип географического детерминизма, считал, что природная среда не может выступать в качестве самостоятельно творческой силы, хотя и стимулирует развитие уже существующих культурных навыков. Экономическая интерпретация культурного своеобразия также ставилась под сомнение. Экономический фактор, тем не менее, занимает более важное место, чем природный. Критиковал эволюционизм и его принципов, что привело его к выводу, что человеческое общество, социальные институты, культуры, не развиваются обязательно от низших форм к высшим. Старался избегать всего, что связано с принципами эволюционизма. Боас не ставил себе задачу проследить генезис и развитие культуры как процесса, который охватывает взаимосвязанные этапы. Считал, что нужно рассмотреть своеобразие каждого из этапов, а затем, на основе полевых исследование, прийти к определенным выводам. Поэтому, в привычном понимании, его метод был антиисторическим и выглядел как метод индуктивный.
Боас не отрицал наличие закономерностей в развитии культуры, однако выступал против экстраполяции закономерностей, свойственных одной или нескольким культурам на все культуры или на весь социально-культурный процесс.
Не принимал идеи диффузионизма, которая фактически не придавала значение личности как творцу культуры. При этом полагал, что переносы заимствования играют огромную роль в развитии культуры. Не поддерживал диффузионистскую точку зрения о фактическом отсутствии внутренних причин для развития культуры.
Он выработал релятивистское отношение в развитие культуры. Идеи Боаса были углублены, а параметры исследований расширены в концепции Альфреда Кребера и в рамках этно-психологической школы США.
АСПЕКТЫ ИДЕЙ АЛЬФРЕДА КРЕБЕРА
Кребер вместе с К. Клакхоном выступал как один из систематизаторов понятий культуры. Объектом его исследований стала культура как форма человеческого существования. Он перешел на уровень фундаментального исследования в культуре. «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций» - труд Кребера с КлакхономВыделили они более 200 определений культуры.
Основные идеи Кребера:
отрицал тезис о наличие генеральной линии развития культуры (отрицает тезис классического эволюционизма);
подчеркивал специфичность культуры как предмет исследования, по сравнению с объектами природы;
каждой культуре присущ свой стиль или этос, который рассматривался как система определенных ценностей и идеалов, лежащих в ее основе;
культура – это процесс, т.е. поток постоянных изменений, которым подвергается как культура в целом, так и ее части, элементы;
культура есть результат творчества людей, личностей (внимание феномену гений и гениальность);
динамика культуры обусловлена творчеством людей, а также внешними заимствованиями и изменениями патернов (некая культурная модель)
Что составляет специфику культуры?
Именно понимание Кребером этоса вошло в культурологию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Этно-психологическое, психологическая. Ее основа - школа культура и личность)Возникла в к 20 годов начале 30 годов 20 века, просуществовала до конца20 века. Продолжает существовать и сегодня в рамках независимым друг от друга школ. Основное содержание этого направления уже в 60 годы было сформулировано Ф. Хсю в работе «Психологическая антропология».
Условными основателями считаются А. Кардинер и Э. Сепир, также к ним относятся Р. Бенедикт и М. Мид. В фундаменте лежит учение Фрейда, учение Дильтея и его позиции в изучении культур, идеи Ф. Боаса, а также учение Шпенглера.
Проблемное поле исследований:
исследование самого понятия культура: определение культуры и культур;
определение сущности культуры, ее ядра и конфигурации;
проблема этоса культуры (у Кребера этос – это система идеалов, ценностей, норм, доминирующие в культуре и контролирующее поведение ее членов);
проблема национального характера или базового характера (Бенедикт полагала, что у каждого народа существует специфическая для него базовая структура характера, которая передается из поколения в поколение и определяет историю данного народа); национальный характер по Мид – особый способ определения и регулирования ценностей и моделей поведения, детерминированных, принятыми в ней способами детского воспитания
проблема детства и проблема воспитания (детство- период бессознательного усвоения опыта и знаний, с одной стороны ребенок становится носителем данного типа культуры, с другой – он приобретает свойственные личности качества, т.е. закладывается базовая структура его личности);
проблема паттернов и конфигураций культуры: Культурная конфигурация – особый способ соединения элементов культуры, создающих единое целое культуры. Культурная конфигурация – следствие уникального исторического процесса. Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру. В каждой культуре приветствуются только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этос культуры. Паттерн (заимствовано из биологии) – в 1934 году. Паттерн культуры – система оценок отношений, суждений, о мире, себе в обществе. Такое отношение кодируется в своеобразных ячейках, обусловливающих мышление и поведение культуры. Такая ячейка, возможно, и есть паттерн.
Этнопсихологическое направление. Особенно школа культура и личность сосредоточили внимание на сложной проблеме взаимодействий между личностью, ее психологией и культурой. Культура – это не некая абстракция, они рассматривали ее как некую психологическую реальность. Изучение осуществлялось от личности, т.к. именно она творец культуры. Сепир полагал, что своеобразие культуры проявляется через язык и именно он является репрезентатором отношения человека к реальности и себе. Одна из заслуг – это изучение личности как субъекта культуры. Ее изучение ментальных психологических структур.
Выделяли в качестве носителя культуры так называемую базовую личность (ввел понятие Кардинер). Базовая личность собирала в себе основные черты, которые характерны для культуры. Критиковали. .т.к переносили ее характеристики на всю культуру. Позже термин заменили на понятие модальная личность (наиболее часто повторяющийся тип личности в той или иной культуре)
Проблема аккультурации.
Вначале аккультурацию рассматривали как ассимиляция или насильственное давление на культуру. Позже понятие приблизилось к понятию межкультурной коммуникации. Сейчас аккультурация – это процесс долгого и длительного контакта одной группы индивида с другой, который приводит к изменению культурных парадигм обеих групп.
Британская школа, совместно с североамериканской школы вырабатывают меморандум об изучении аккультурации. Редфилд, Линтон, Херсковиц. Говорилось о влияние технологических изменений на традиционные культуры, а также рассматривалась проблема межкультурных контактов.
Была выработана типология межкультурных контактов: 1. Между глобальными популяциями и группами; 2. Между дружескими и враждебными обществами; 3. Между популяциями равными и неравными по статусу; 4. Между цивилизациями относительно однородными и разнородными.
Маргарет МидСамая главная проблема – межкультурная и межпоколенная преемственность и традиционных культурах и культурах индустриального типа.
«Взросление на Самоа»
Взрослым человек становится намного медленнее, чем в традиционных культурах. Дети на Самоя вовлечены в процесс трудовой и общественной жизни с самого раннего детства.
Приходит к выводу, что отношения между матерью и детьми иные. 3 типа культуры: постфигуративная, конфигуративная и префигарутивная.
Рут Бенедикт
«Хризантемы и меч», «Модели или паттерны культуры» , «Конфигурации культур Северной Америки». Метод дистанционного исследования. Пришла к выводу, что ценности и установки формируют определенный тип личности. Культура Японии – культура стыда.
Британская школа социальной антропологии (теория функционализма)
Направление возникло в Британии, приблизительно с 1920-х гг. В Англии ведущими представителями были Бронислав Малиновский и Альфред Рэдклифф-Браун, впоследствии Парсонс в Америке.
Бронислав Малиновский был поляком. Изначально изучал физику и математику, после сменил род деятельности, переезжает в Англию. Малиновский столкнулся с книгой Фрейзера «Золотая ветвь», исследует определенные сообщества, в частности австралийских аборигенов. Изучает сообщества Океании. Результатом его экспедиции была целая серия книг. Основной его труд «Научная теория культуры». Изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.
Генезис культуры, согласно Малиновскому происходит в результате удовлетворения, прежде всего, материальных производственных потребностей. Эти потребности он определяет как базовые или органические. На базе первичных возникают вторичные потребности, которые выступают в виде знаний, ценностных ориентаций и этики. Вторичные потребности связаны с так называемым культурным удовлетворением. Также на базе вторичных потребностей существуют нормы императивы, регулирующие поведение, появляется художественная культура и литература. Связано с исследованиями Георге Спенсера, который рассматривал культуру как организм биологического рода. При этом, Малиновский отказывался от идей эволюционизма и не поддерживал тезис о стадиальном развитие культуры. Полагал, что законы культурных процессов следует изучать осторожно, хотя наличие закономерностей не отрицал. Среди такой основной закономерности он выделял функциональную закономерность (выражение взаимосвязей и зависимостей между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной).
Малиновский рассматривал культуру как систему, определенную целостность, которая состоит из различных структур и элементов. Между ними существует взаимосвязь и зависимость.
Сумма частей культуры не сводима к культуре. (2+2 не рано 4!)
Положение стабильности. Полагал, что каждая структура является следствием реализации каких-либо потребностей, т.е. она возникла не случайно и выполняется определенную функцию.
Жесткая критика теории пережитков Тайлора и полагает, что «в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Он приводит пример с нарушением функционального равновесия: охота за головами. В обществе началась дезорганизации после запрете англичанами этого обычая. При запрете обычая не приводилась в движение вся церемония посвящения во взрослое состояние.
Альфред Рэдклифф-Браун – учился в Кембридже, путешествовал по Австралии, Африке, Китаю и т.д. Посетил ЮАР. Преподавал во многих местах.
«Метод этнологии и социальной антропологии», «Историческая и функциональная интерпретации культуры».
Полагал, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Поддерживал точку зрения Дюркгейма, что общество – это особая реальность, не сводимая к индивидам. Любая система определяется:
единицам или элементами ее составляющими
отношениями между ними
Единицами социальной системы являются «человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, а отношения между ними – это социальные отношения». Социальная система состоит:
социальная структура
общая совокупность социальных обычаев
специфические образы мысли, чувств, связанных с социальными обычаями
Полагал, что необходимо изучать примитивные культуры, поскольку они дают ключ к пониманию как из относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация. Его интересовали вопросы : Как организована социальная структура? На чем держится авторитет вождей? И т.д.
Предполагал, что наука о человеке предполагает различные знания о человеке. Создание науках о культурах. Которые можно делить на этнологию (конкретно историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними; основной метод – историческая реконструкция) и социальную или культурную антропологию (направлена на поиск общих закономерностей, социального и культурного функционирования и развития).
Считал, что историческое изучение культур необходимо для понимания их сущностей.
Общие выводы о функционализме и их сути, общие аксиомы функционализма (Малиновский):
культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, с помощью которого человек становится способен лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе взаимодействия со средой, с целью удовлетворения своих потребностей.
Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели.
Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы
Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники решения различных жизненно важных задач организованы в институты, такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества хозяйственной области, для политической, юридической и образовательной деятельности
С динамической точки зрения, т.е. с учетом типов деятельности, культура может быть разделена на ряд аспектов, таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верования и морали, а также виды творческого и художественного выражения.
Артефакты, организованные группой людей, и символика – это тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Малиновский подчеркивал, что люди не могу быть искуючены из этого процесса. В некотором роде они составляют его особенность.
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ
Мелвилл Херсковиц – основатель учения. Появление относится к рубежу 1940-50-х годов. Основная причина появления направления – критика этноцентризма, прежде всего европейского.
Это направление возникло на фоне уже имеющихся релятивистских идей, которые были выработаны Шпенглером, Боасом, Бенедикт, Кребером.
Культурный релятивизм – это идея, позиция, согласно которой традиции и убеждения культуры можно понять только исходя из ее контекста, а также положение об определяющей роли культуры в формировании способов поведения и психологических характеристик этноса. Он выступает в качестве и теории, и метода познания.
Основателем считается Херсковиц, который во многом продолжил идеи Боаса и А. Голденвейзера. Одним из его первых исследований было «Аккультурация» (1942), «Человек и его творения», «Культурная антропология» (1948). Невозможность принятия ряда позиций, а именно европоцентризм и расистское объяснение культуры, которые сводили культурное многообразие к телесной организации человека. Его не устраивал географический детерминизм, экономических детерминизм.
Культура, по Херсковицу, созданная человеком среда обитания. Такое объяснение культуры приходится на ее генезис и начальные стадии развития. Впоследствии Херсковиц полагал, что культура – это психологическая реальность, «представляет совокупность поведения и привычного способа мышления людей, образующих данное общество».
Полагал, что культура представляет собой уникальную модель, в основе которой лежит специфическая система ценностей, определяемая традицией и отличная от других культур.
Возможно, под влиянием Кребера Херсковиц выделял некий культурный фокус, т.е. существенную черту определенного народа и его культуры.
Херсковиц рассматривал культуры в неразрывной связи с человеком и полагал, что личность является творцом культуры. Кроме того определял социальные, поведенческие аспекты культуры, ценностно-смысловые структуры и считал, что сама личность относительно независимая единица.
Херсковиц полагал, что именно человек, личность является способом не только передачи культурной модели от поколения к поколению, но и источником обновления культуры. Эти вопросы Херсковиц рассматривал в рамках позиции инкультурации - вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение деятельностной, поведенческой ее сторон, способов мышления и действий.
Не отождествляет пониятия социализация и инкультурация. Социализация рассматривается им как овладение в детстве общечеловеческих способов деятельности. Социализация, на его взгляд, охватывает только раннюю стадию детства. А инкультурация продолжается и во взрослом состоянии, когда совершенствуются и развиваются сформированные навыки и знания.
Два уровня инкультурацииДетство или ранняя жизнь – индивид овладевает культурными нормами, этикетом религией и традицией; отмечает, что человек в детстве больше инструмент, нежели игрок, на этом этапе индивид фактически лишен выбора или оценки, при этом данный уровен обеспечивает стабильность культуры;
Зрелость – внесение индивидом личностных смыслов в культуру, может принимать или отвергать личностные смыслы в культуру, сложившиеся ценности и нормы, тем самым меняя и обновляя культуру.
В культуре происходит чередование единства стабильности и изменчивости.
Релятивистская установка обусловливала отношение толерантности и терпимости по отношению к другим культурам. Херсковиц полагал, что европейской цивилизации необходимо понять, что существует множество проявлений существования человека в современном мире.
Полагал, что европоцентрийская позиция в условиях современного мира невозможно, что необходимо развивать равноправное сотрудничество и диалог между странами, кроме того высказал идею о более внимательном отношении к организации жизни человека в культурах незападного типа и использования достижений различных народов в современном индустриальном обществе.
Одна из заслуг Херсковица – это выработка уважительного отношения к другим культурам. Резкая критика европо- и американоцентризма.
Как отмечают исследователи, куда же отнести каннибализм?
Уязвимым пунктом релятивизма является абсолютизация ценностей и уникальностей этнонациональных культур, которая может привести снова к этноцентризму и негативным его проявлениям.
Как полагают многие исследователи, Херсковиц говорил о культурном релятивизме, не подменяя его позицией морального релятивизма.
Он открыл новые перспективы для развития кросс-культурных исследований.
В культурном релятивизме Херсковиц выделял три аспекта:
Методологический (касался способа познания культур, на основе ценностей, принятых у данного народа, т.е. указывал на то, что описывает жизнедеятельность индивидов, необходимых терминов их собственной культуры; важнейшим аспектом этой стороны культурного релятивизма является стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования в свете представления об идеальном, желаемом, распространенном в мире);
Философский (признание множества путей культурного развития и плюрализм взглядов на историко-культурный процесс, он отрицает обязательную эволюционную смену в стадии культурного роста и доминирования одной тенденцией развития; согласно принципу культурного релятивизма, возможен отход и отказ от унифицированной линии развития цивилизации);
Практический (направлен на достижение диалоги и сотрудничества между различными культурами и связан со взаимодействием между различными духовными и иными ценностями, между разными культурами)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ККУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА:
Культура представляет собой самостоятельное образование. Каждая культура имеет право на самостоятельное существование, не зависимо от уровня развития;
Ценности каждой культуры относительны и репрезентируют себя только в рамках данной культуры ;Европейская культура представляет собой один из многочисленных вариантов культурного развития
Синергетическая парадигма и ее особенности
Теория, которая описывает разные состояния различных систем. Возникло в физике и химии.
Система развивается по собственным законам и роль каждого индивида очень велика. Каждая система в своем стержне имеет стремление выжить и сохранить себя. Аттрактор – точка, которая притягивает систему. Бифуркация - катастрофа. Веер возможностей – различные варианты развития.
ПО каким путям произойдет дальнейшее развитие?
103441517335525908002657475бифуркация
00бифуркация
Веер возможностей
843915878840853440631190853440259715-3238597790
® - аттрактор (цель)
Возникла на основании исследований в физике и других научных систем. Ее основателями считаются Пригожин, Хаккен, Стенгерс. В современной российской науке принцип синергетики разрабатывался Моисеевым. Последствия постмодернизма и синергетики рассматриваются беларуской Мажейко. Принципы разрабатывались между 50-60 годами. Принципы синергетики заимствуются и гуманитарными науками, прежде всего культурологией.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА:
Аттрактор – т.н. цель эволюции, к которой стремится система;
Бифрукационное состояние – состояние системы, которое характеризуется непредсказуемостью и неустойчивостью поведения системы в силу многовариантности путей ее развития;
Стохастичность – т.е. непредсказуемость и случайность;
Флуктуация – случайное отклонение величин, способное оказать существенное влияние на эволюцию системы;
Самоорганизация – процесс возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях.
Основная посылка теории синергетики:
. «все процессы, протекающие во вселенной, недетерминированные – мир по природе своей стохастичен. В нем существуют принципиальные неопределенности»; вместе с тем случайность и неопределенность проявляются не сама по себе, а контексте необходимости, законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм. (Моисеев) Случайность всегда определяется какое-то закономерность. Случайность – источник новых возможностей и обновления.
Меняется представления о временном пространстве; если классический тип науки и познания направлен на поиск чётких причинно-следственных оснований, а причинность цепей в следствии является линейным, то синергетический взгляд предполагает нелинейность времени и пространства;
Человек не противопоставляется природе, он является частью эволюционирующей системы. Изменение системы культуры, общества, оказывает воздействие на всю Вселенную и наоборот.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ:
Культура представляет собой сложноорганизованную, самоорганизующуюся систему; каждой системе не следует навязывать пути их развития, необходимо понять, что в основе культуры лежат собственные тенденции и направления развития и необходимо выводить систему на эти пути. Также возрастает необходимость не управляемого, а самоуправляемого развития системы.
Синергетический подход рассматривает позитивность такого явления как хаос, который может выступать в качестве конструктивного механизма развития. Хаос может дать начало новой организации, обеспечить обновление культуры. В определенные моменты развития культуры, микроструктуры могут приобретать статус макроструктур, поэтому в состоянии неустойчивости социально-культурной среды действия каждого человека могут влиять на судьбу всей культуры. Случайное воздействие на систему, т.е. флуктуация, приводят к образованию новой динамической системы. Она может появляться исходя из внутренних причин развития, а не из-за внешнего давления. В момент перехода из одного состояния в другое, появляются ветвления, так называемые точки бифуркации. Система может выбрать определенную линию развития, при этом случайности играют важную роль и может оказать существенное влияние на тип и форму нового культурного образования. Переход из одного состояния в другое необходимо осознать, что каждый человека ответственен за судьбу всей социальной культурной системы.
Для культуры как сложной системы существует несколько альтернативных путей развития. Настоящие системы определяются не только ее историей, базовыми паттернами, но и формируются из будущего, т.е. исходя их такого состояния, к которому стремится система, точка эволюции (аттрактор). Ментальные установки, интересы, желания и потребности людей условно программируют будущие системы.
Синергетический подход дает представление, о том, что культура, в основе которой лежит способ самоорганизации является частью или фрагментом единого мирового процесса самодвижения и самоорганизации материй. При этом культура и культуры как части общечеловеческой цивилизации взаимодействуют друг и другом, а системность не означает сумму частей ее составляющих.
Синергетика формирует знания о том, как надлежащим образом взаимодействовать со сложными системами и эффективно ими управлять.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСХОДЯ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ:
Принцип необратимости времени заменяется принципом нелинейности. Для культуры это означает, что она может испытывать состояние консервации и архаизма.
Признак самоорганизации.
Принцип случайности.
Принцип взаимосвязи.
Принцип нелинейности, т.е. множественность путей развития.
Межкультурная коммуникация
(сущность и формы)
Коммуникация – это в самом широком смысле взаимодействие с культурами. Она складывается
Межкультурная коммуникация – это система форм, способов общение между различными культурами. Само явление межкультурной коммуникации известно всегда, но предметом научного исследования стало не так давно. Особенно в нашей отечественной науке.
Межкультурная коммуникация рассматривалась в аспекте аккультурации. Определение было дано Херсковицем, Линтоном ..?
Сам термин межкультурная коммуникация не существовал долгое время, он не был атрибутирован. Большое значение в развитии проблемного поля межкультурной коммуникации сыграла североамериканская школа антропологии.
Ю. П. Тен, А. П. Садохин, В.Д. Попкова, Т. Г. Грушевицкая – отечественные современные исследователи в этом вопросе.
Мультикультурность и мультикультурализ как теория, которая объясняет межкультурное взаимодействие.
Подходы в изучении межкультурной коммуникации (МК):
Американской школы;
Аксиологический подход (Р. Когделл, К. Ситтарам) – рассматривают МК как коммуникации между представителями с различными идейно-ценностными культурными основаниями, для них МК является процессом постижения значения символов, т.е. реципиентом взаимодействия;
Э. Холл, а также идеи В. Гудинкуста;
Термин МК возник только в 1970-е годы в работе Портера и Самовара «Коммуникация между культурами».
Уильям Харт в докладе «Краткая история МК: парадигматический подход» отмечает, что наука (о МК) выросла как необходимость применить абстрактные антропологические понятия в практике международной службы.
Но огромное значение на развитие и генезис вопросов МК и МК как самостоятельной области знания приобрели работы Э. Холла.
В 50-е годы Э. Холл разработал основные положения теории МК, которые изложил в работе «Немой язык». В 60-70-е годы МК оформляется в качестве самостоятельной науки.
1980-е годы, благодаря исследованиям Гудинкуста и других ученых, была разработана теоретическая основа МК и проведена работа над дальнейшим развитием МК.
Два основных направления в теории и практике МК:
МК между культурами разных стран;
МК между культурами одной страны
МК осуществляется на различных уровнях:
– глобальный уровень; включает процесс и результат взаимодействия между наднациональными образованиями, метацивализациям (например, восток-запад, север-юг, христианская - исламская);
– коммуникация между национальными культурами и межэтническая коммуникация (беларуская взаимодействует с польской и т.д.);
– коммуникация между индивидами и социальными группами, которые отличаются по возрасту, полу, религии.
В меморандуме об аккультурации в 1936 году представителями американской и британской антропологических школ были выделены следующие виды коммуникации:
Между популяциями и группами;
Между дружественными и враждебными обществами;
Между популяциями приблизительно равными и неравными;
Цивилизациями относительно однородными и разнородными;
Коммуникация, различающая по месту осуществления
Структурные компоненты МК:
Создатель сообщения или коммуникатор;
Получатель сообщения или реципиент;
Предмет коммуникации и отображающие его сообщения;
Средства коммуникации – код, применяемый для передачи сообщения в знаково-символической форме и канал, по которому передается сообщение от коммуникатора к реципиенту;
Результата коммуникации, т.е. изменение в поведении или во внутреннем состоянии получателя, которое происходит вследствие приема сообщения;
Шум, т.е. искажения в процессе коммуникации, которое препятствует в достижение заданного результата
Теория шума, как и сами компоненты МК были разработаны К. Шенноном.
Одна из главных задач – избежать шума! Т.е. искажения информации. Появление межкультурной компетентности.
Характер МК:
Нейтральный – культуры сосуществуют, не мешая друг другу и не смешиваются;
Альтернативный или контркультурный – культуры активно теснят друг друга, т.к. каждая стремится занять доминирующие положение и навязать другой культуре в качестве образца свои представления, ценности и нормы.
Конкурентный или состязательный – в процессе борьбы за доминирующее положение ценностей и стандартов отношения между культурами переходят в сферу конфликтности и борьбы
Формы МК:
Аккультурация – процесс изменения элементов, комплексов, парадигм культур, вступающих во взаимодействие; сам термин предположительно происходит от двух слов: предлога ad – «к» и культура, возник термин в рамках американской школы культурной антропологии (Боас, Мид, Редфилд и др.), в Беларуси мало кто изучал этот вопрос; в России в работах Агеева, Солдатовой, Стефаненко. Аккультурация бывает разной и может иметь характер естественного процесса жизнедеятельности индивидов в многонациональном обществе, может стать результатом целенаправленной политики государства – государство предоставляет гражданство только тем лицам, которые пройдут натурализацию. Аккультурация бывает вынужденной и насильственной;
Модели аккультурации: а) принятие – полное замещение строго культурного паттерна новым; б) адаптация – частичное изменение традиционного паттерна под влиянием другой культуры; с) реакция – полное отторжение чужих культурных паттернов и стремление сохранить традиционных паттернов в неизменном состоянии.
Аккультурация может привести к маргинализации – потеря идентичности со своей культурой или отсутствие идентификации с культурой большинства. Сепарация (от лат «отделять» - отрицание индивидом или социальной группы чужой культуры , сохранение идентификации со своей культурой). Ряд ученых рассматриваю маргинализацию и сепарацию не просто как последствия аккультурации, но и как самостоятельные формы МК.
Интеграция – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп при сохранении ими своих этнокультурных черт. Появляются некие общие ценности, эти ценности в свою очередь разделяются и являются самыми главными (ЕС);
Ассимиляция – процесс межкультурного взаимодействия, результатом которого является фактически полная потеря своей идентичности той или иной культуры в результате воздействия на него другой или других культур.
ПОНЯТИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОСТИ
Мультикультуральность – это явление поликультурности и поликонфессиональности. Мультикультурализм – это теория, выявляющая генезис феномена мультикультуральности. Особенности протекания мультикультурных процессов и т.д.
Теория мультикультурализма возникла в рамках теоретического и прикладного осмысления этнонациональных процессов, которые происходили в Канаде, США и других странах. Впервые это применила Канада?
Исследовательский интерес возник еще в США (плавильный котел).
Пришла на смену теории плавильного котла. Теория мультикультурализма рассматривается в рамках 2 основных ракурсов:
Описательный - мультикультурализм определяется как общественный феномен сосуществования многих различных этнических культурных конфессиональных групп в одном и том же социальном пространстве. Мультикультурализм характеризуется как обычный факт истории развития государства, он становится результатом спонтанных исторических обстоятельств.
Нормативный – предполагает слабую или мягкую версию мультикультурализма и сильную или жесткий мультикультурализм. Мягкий мультикультурализм – это социальная теория и сооттветствующая ей государственная политика, основанная на признание права культивировать чью-либо особенность, различия любого типа вместе с включение их в общее пространство равных прав и обязанностей. Сильный или жесткий мультикультурализм – это социально-политическая теория и практика. Которая направлена не только на сохранение культурных различий и идентичностей, но также и на использование системы специальных мер по поддержанию многообразия любого вида. Мягкая интерпретации мультикультурализма лишь допускает существование разнообразие, в то время как сильный его вариант направлен на то, чтобы сделать все возможное для того, чтобы не позволить многообразию исчезнуть. Однако возникает вопрос, о сохранение наднациональной идентичности.
Основные представители теории: У. Кимлика, М. Парек, Дж. Бэрру, А. Янг, Ч. Кукатос.
Наиболее распространенной сегодня является несколько идеализированное понимание мультикультурализма как гармоничное взаимодействие различных культур, существующих в одном политическом пространстве.
По мнению российской исследовательницы С. Погорельской, политика мультикультурализма в Германии привела не к диалогу этнических общностей в рамках толерантной многокультурности, а к реальной конкуренции культур. Мультикультурализм, мультикульти обернулся тупиком для современных европейских общностей.
Харрис считает, что мультукультуральность изжила себя, т.к. в реальности существует монокультурность: «в нынешнем американском обществе женщина начинает играть роль рабы мужчинам, все подчинены общим законам жизнедеятельности, стираются расовые, религиозные и другие отличия».
Позиция мультикультурализма – результат белой расы. – есть такая теория.
На рубеже 20-21 столетий парадигма мультикультурализма испытывает кризис и все чаще фигурирует термин культурный плюрализм – это терпимость к представителям другой культуры, мирное сосуществование в рамках одного государства самых разных культур, не вызывающие межнациональной напряженности и этнических конфликтов. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной культуры воспринимают идеи, ценности, традиции иных культур, обогащая при этом свою собственную культуру.
КУЛЬТУРНЫЙ (МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ) КОНФЛИКТ
От латинского conflictus – «обострение»; это обострение между личностями, социальными группами, этнокультурными образованиями, обусловленное отличиями культурных паттернов, ценностно-смысловых, нормативных установок, ориентаций, суждений носителей групп, этносов, личности. Достаточно часто причиной КК выступает позиция и политика доминирующего этноса (нации) и его культуры в отношении не титульных этносов, их культуры или так называемых национальных меньшинств. Например, эта политика проявляется в формах дискриминации или ее крайних формах в виде геноцида, расизма.
Процессуально всякий конфликт динамичен и включает в себя стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разрывы переговоров, враждебных действий или демонстрации враждебного действия, завязывания новых контактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождение компромисса или консенсуса между сторонами.

Приложенные файлы

  • docx 18242050
    Размер файла: 103 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий