diagnostika_tvorcheskogo_razvitija_lichnosti (2)

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра воспитания и дополнительного образования


















Диагностика творческого развития личности

Методическое пособие
























Новосибирск 2003




УДК 152. 27 (075.23) + 370. 12 (075.23)
ББК 74. 200. 502 р 30














Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.












Рецензенты:
Н.П.Аникеева, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии ИФ НГПУ; Н.Н.Малахова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе по предметам художественно-эстетического цикла школы № 156 г. Новосибирска


















Хромова И.В., Коган М.С., 2003
Кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО

Содержание

Предисловие ...
4

Часть 1. Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности
5

Часть 2. Методы диагностики творческого развития личности .
7




Наблюдение ..
8

Классификация творческих способностей по А.И.Луку
10

Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду
12

Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу ..
12

Уровни творческого поведения по Л.Кохену ..
13

Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н.Дроздиковой
13

Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К.Тэкэксу .
14

Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу .
14

Социальные проблемы творчески одаренных детей по Холлингуорт и Уитмору ..
15




Создание экспериментальных ситуаций
16

Творческие задания
17

Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз ..
20

Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников) ...
21




Тесты .
21

Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?
21

Диагностика дивергентного мышления. (Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой) ..
23

Опросник Г. Дэвиса ...
25

Изучение развития логических операций
27

Карта оценки и самооценки креативных свойств ...
29

Тест “Обобщение понятий” ..
32

Игровой тест «Три слова» .
34

Как развита фантазия у вашего ребенка .
35


Предисловие

Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.
При подготовке пособия авторы ориентировались именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в художественных школах, клубах, детских оздоровительных центрах, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания.
Авторы уверены, что сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее:
Что такое творческое развитие;
По каким параметрам оно измеряется;
С помощью какой шкалы измеряется каждый параметр;
Какую качественую характеристику данного феномена обозначают полученные значения.
Другими словами, эффективная диагностика невозможно без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности.
С этой целью прежде, чем познакомить педагога с методами и конкретными методиками измерения уровня творческого развития личности, в пособии сообщаются необходимые исходные сведения о понимании креативности как свойства личности, различных, существующих сегодня подходах к ее изучению.
В пособии рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел выделены тесты, хотя такая форма организации сбора и обработки данных применяется и для обобщения данных, полученных с помощью наблюдения, и как экспериментальная ситуация. Пусть читатель не сочтет последний раздел эклектичным, мы намеренно старались показать разнообразие методик, пригодных для изучения творческого развития ребенка.


Часть 1
Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.
Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон).
Исследователи творческого развития личности обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению. Что касается типологических особенностей мышления, то при прочих равных большим творческим потенциалом обладает правополушарный тип. Большинство авторов выделяет высокую продуктивность как критерий оценки креативность, в связи с этим есть смысл соотносить ее с сильным типом высшей нервной деятельности.
Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода
Мы не будем здесь останавливаться на описании разнообразных подходов в понимании природы и методах изучения творческого развития человека, так как эти подходы даны в главе, посвященной наблюдению. Здесь же остановимся на ряде понятий, без которых не обойтись при проведении диагностики.
Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к эмоциональной сфере.
Дивергентное мышление (от лат. divergens – расходящийся в разные стороны) – способность видеть одновременно несколько, порой противоречащих друг другу, решений или способов решения задачи.
Когнитивный ( от лат. сognitio – знание, познание) – относящийся к познанию.
Креативный (от англ. сreative - творческий) – творческий.
Критерий (от гр. kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то, мерило.
Мотив – побуждающая сила и одновременно начальный импульс к действию.
Параметр – величина, характеризующая какое-то свойство устройства, процесса, вещества; то же, что показатель.
Признак – видимая особенность поведения и деятельности испытуемого, которая однозначно связана с определенным свойством личности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере).
Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом. Тесты удобны для обработки и получения статистической информации.

Часть 2
Методы диагностики творческого развития личности

Разговор о диагностике творческого развития ребенка уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания. Ошибаются те, кто считает, что самыми надежными являются тесты, которые представляют собой стандартизированые методики, с помощью которых можно в балах измерить уровень проявления того или иного свойства - показателя творческого развития.
Если решение теста креативности (выполнение соответствующих заданий) и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Малая прогностичность существующих тестов обусловлена возрастной изменчивостью креативности, ее подверженности внешним влияниям
Тестовые методики, несомненно, нужно применять, с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка, однако, мы твердо придерживаемся убеждения, что начинать нужно не с тестов.
Мы предлагаем следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности:
наблюдение,
создание экспериментальных ситуаций,
тесты.

Наблюдение

Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.
Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Этапу собственно диагностики предшествует семинар, который психологи либо педагоги - руководители проблемных групп проводят с педагогами. На нем рассматриваются методологические, теоретические и методические вопросы, с тем, чтобы педагоги осознанно участвовали в процессе диагностики. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения.
Например:
Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года;
Количество фиксаций: три раза;
Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.
Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.
Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.
Например:
Часто – иногда – никогда.
Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
(Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки).
Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.

Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом

Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)
. .

Признак
Степень выраженности


часто
иногда
никогда




































Дата наблюдения Время .. Педагог.


Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.

Классификация творческих способностей по А.И.Луку.

Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.

Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду

Параметры творческого интеллекта
Показатели
Основные качества дивергентного мышления

Операция (типы)
Познание
Память
Конвергентное мышление
Дивергентное мышление
Оценивание



Быстрота
Гибкость
Оригинальность
Точность

Содержание (виды)
Образное
Символическое
Семантическое
Поведенческое


Конечный мыслительный продукт (виды)
Элементы
Классы
Отношения
Системы
Преобразования
Выводы



Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу

Когнитивные особенности
Аффективные особенности

1. Беглость (количество) выдвижения ряда подходящих идей
1. Рискованность (смелость), устойчивость к неопределенности, высказывание и отстаивание идей

2. Гибкость, разнообразие классов, идей, подходов

2.Комплексность – привлечение различных тем, поиск, организация альтернативных действий

3. Оригинальность (новизна), необычные решения, реакции

3. Любознательность

4.Совершенствование (разработка, добавление), детализирование, развитие основной концепции
4. Воображение, фантазия


Уровни творческого поведения по Л. Кохену

Научение чему-то новому;
Открытие нового для себя;
Проявление талантов;
Развитие умения решать проблемные ситуации;
Открытие нового в области интересов и знаний;
Творчество через расширение области деятельности;
Творчество через полное переструктурирование области деятельности.

Критериальная характеристика
творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой

Компоненты творческой самореализации
Критерии

Положительная мотивация к творческой деятельности
Осознанность цели деятельности
Интерес к процессу творческой деятельности
Стремление к успеху при решении творческих задач
Стремление к лидерству в творческой деятельности
Познавательные потребности
Стремление к самосовершенствованию

Самоорганизация в творческой деятельности
Умение выделять основные цели и приоритеты
Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции
Умение преодолевать трудности в учении

Творческие способности, их использование в творческой деятельности
Гибкость мышления
Оригинальность мышления
Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность
Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию
Умение видеть альтернативу решения творческих задач
Видение новой функции знакомого объекта
Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы
Создание оригинальных способов решения при известности других

Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.

Признаки высокого творческого потенциала у детей
в раннем детстве по К. Тэкэксу

Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
Любопытство.
Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
Отличная память.
Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
Высокая избирательная концентрация внимания.
Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Высокая креативность (творчество)
у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает.

Социальные проблемы творчески одаренных детей
по Холлингуорт и Уитмору

Неприязнь к школе. Таким детям учебная программа скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям.
Сложные игровые интересы. Неинтересны игры, которые нравятся сверстникам средних способностей. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уйти в себя.
Несклонность к конформизму. Часто отвергают стандартные требования, особенно если они идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Такие дети гораздо в большей степени задумываются над такими проблемами как смерть, религиозные и философские доктрины.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Чаще предпочитают играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.
Стремление к совершенству (перфекционизм). Очень рано начинает проявляться внутренняя потребность совершенства, стремятся достигнуть высшего уровня.
Ощущение неудовлетворенности. Часто, стремясь к совершенству, не удовлетворены своими достижениями, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистические цели вследствие высокого уровня притязаний.
Сверхчувствительность. Они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а потому склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они нередко считаются и отвлекающимися, так как постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. Высокая любознательность монополизирует внимание взрослых. Это порождает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в творческом развитии.

Создание экспериментальных ситуаций

Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.
Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.
Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.
Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь».

Творческие задания

Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо с школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом).
Чем младше дети, тем меньше нужно ориентироваться на вербальные (словесные) задания и больше – на графические (рисование). Таких заданий великое множество, их можно придумывать и самим, мы даем примерные образцы.
Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет.
Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.
Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников.
Задание 4. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?
Задание 5. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь.
Задание 6. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе.
Задание 7. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи.
Задание 8. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.
Задание 9. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.

Охотник до сказок
Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней.
Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать.
Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь.
Солдат согласился.
Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть.
Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика:
А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит?
Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат.
Ан нет, не солдат, а волк.
Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит:
Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь.
Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем
К.Д.Ушинский
Царь и рубашка
Один царь был болен и сказал:
Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:
Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются.
Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит:
Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?
Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но
Л.Н.Толстой

Задание 10. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце.
Задание 11. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка.
Задание 12. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми?
Задание 13. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?
Задание 14. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым.
Задание 15. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву. На что она похожа?
Задание 16. Что может произойти в городе, в котором сильной бурей будут перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город.
Задание 17. Соедини рассыпанные точки, чтобы получился какой-то узор или какой-предмет.
Задание 18.Придумай как можно больше слов на одну букву.
Задание 19. Перед тобой пары слов. Найти для каждой пары третье слово, которое могло бы их объединить. Например: хлеб – белый – заяц. Пары слов: иголка – сковорода; мяч – арбуз; стекло – шелк.
Задание 20. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни -

Определение уровня развития мыслительных процессов
с помощью ключевых слов и фраз

В обычном учебном процессе контрольная работа может быть организована таким образом, что педагог определит и уровень развития способностей, в большой степени определяющих творческое развитие личности ребенка. Для этого Блум предлагает формулировать контрольные вопросы и задания, используя определенный набор слов, что обеспечивает включение определенных мыслительных процессов. Любая, вплоть до традиционной пятибалльной, оценочная шкала позволяет соотносить показатели детей не только по знаниям, но и по уровню мыслительных процессов.

Уровень
Ключевые слова и фразы

Познание
Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите.

Понимание
Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно..; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл.

Применение
Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить

Анализ
Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему.

Синтез
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если..; придумайте другой вариант; есть ли другая причина.

Оценка
Установите нормы; отберите и выберите; взвесьте возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о...


Оценка дивергентного мышления в процессе изучения
различных предметов (для дошкольников)

Предмет
Задания

Наука
Расскажите о всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.

Язык
Дайте описание внешнего вида наиболее фантастического космического пришельца, которого вы можете себе представить.

Математика
Расскажите о возможных вариантах классификации и категоризации данного набора предметов (по форме, цвету, размеру, съедобности и т.п.).Попытайтесь назвать предметы, которые существуют парами.

Музыка
Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента

Художественное творчество
Изготовьте один и тот же предмет в различных условиях. Постройте дом для воображаемого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из имеющихся остатков различных материалов.

Социальная сфера
Назовите всех тех людей, которые помогают нам совершать путешествия, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т.д. Назовите возможные пути использования пустых коробок, бумажных пакетов, кусочков цветных мелков, стружки от карандашей и т.п.


Тесты

Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?

Ответьте на следующие вопросы:
По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
Он любит рисовать?
Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане?
У него некрасивый почерк?
Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
Он чертит геометрические фигуры?
Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
Он любит продолжительные прогулки?
Ему нравиться одиночество?
Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
Музыку он слушает лишь ради развлечения?
В его памяти остаются красивые пейзажи?
Он находит, что морские камешки красивы?
Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
Он любит ходит в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
В его комнате всегда порядок?
Пробовал ли он сочинять детские песенки?

За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл.
Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.
«-» - 2,6,10,14,15,18.
Более 16 очков
У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.
8-16 очков
Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.
Менее 4 очков
Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.




Диагностика дивергентного мышления.
(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)

Тест 1. “Заглавие для производителя” – тест дивергентной продуктивности семантических преобразований.
Задача: придумать название.
Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и.т.д)
Показатели: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность.
Тест 2. “Варианты окончаний”
Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и.т.д
Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная экспрессивность.
Тест 3. “Контекст”
Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях-контекстах.
Тест 4. “Использование предметов” (варианты употребления) -вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта.
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления.
Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?
Показатели: беглость – суммарное число ответов. За каждый ответ – 1 балл. Все баллы суммируются. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Тест 5. «Заключения».
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция: “Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.”
Показатели: беглость воспроизведения идей – общее число приведенных следствий. 1 ответ (следствие) – 1 балл. Баллы суммируются. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Оригинальный ответ – 5 баллов (один на выборку).
Тест 6. «Выражение»
Задача: придумать предложение из 4-х слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.
Инструкция: придумайте предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (испытуемому предъявляются напечатанные на листе буквы). В М С К
Пример. Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай свои предложения.
Показатели: беглость, число приведенных предложений. Одно предложение – 1 балл. Гибкость – число слов, используемых один раз, в каждом последующем предложении учитывается только то слово, которое не употреблялось испытуемым раннее или не приведено в примере. Число слов, используемых один раз, 1 слово – 0,1 балла. Осмысленность предложений, их законченность, правильность грамматического построения предложения (точность). Оригинальность - для упрощения подсчета данных приводиться объединенный показатель, одно оригинальное, правильное предложение – 5 баллов.
Тест 7. «Составление изображений».
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать -назвать.
Показатели: беглость – гибкость: n1 – число изображенных элементов, 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n2, n3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла. Оригинальность - M1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.


Опросник Г. Дэвиса

Я думаю, что я аккуратен(тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
Я иногда поступаю по–детски.
Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 - независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Изучение развития логических операций

Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, разработанный Э.Ф Замбацявичене (1984). Этот тест составлен по принципу, использованному Р. Амтхауэром, и включает 4 субтеста по 10 проб в каждом.
Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналоги.
По данным Л.И Переслени и Л.Ф Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.
Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа.

Инструкция к блоку заданий №1 «Осведомленность». Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы.

Инструкция к блоку заданий №2 «Исключение понятий». Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырем словам”.

Инструкция к блоку заданий №3 «Обобщение». Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов. Переходи к следующим двум словам.

Инструкция к блоку заданий №4 «Аналогии». Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое-либо слово (глагол, предлог). НАПРИМЕР: Огурец - это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика, так же, как слово овощ к слову огурец.
Например: Гвоздика это подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию”.
Левый столбик: Огород – морковь ( на огороде растет морковь).
Правый столбик: В саду растет Выбери нужное слово и подчеркни его. Дальше выполняй задания самостоятельно.

Оценка результатов. По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов – 10. Суммируя количество баллов всех четырех блоках, получаем общий показатель развития логических операций ребенка. Средний суммарный балл для выборки детей 8 лет в нашем исследовании составил 29 баллов. Средний суммарный балл для выборки детей 9 лет составил 34 балла. Оценка может производиться по следующим таблицам:

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТЕЙ 8 ЛЕТ

Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных операций:

36-40
Высокий уровень

32-35
Выше среднего

26-31
Средний уровень

20-25
Уровень ниже среднего

19 и менее
Низкий уровень


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

Количество баллов
Уровень развития интеллектуальных
операций:

------
Высокий уровень

36-40
Выше среднего

32-36
Средний уровень.

27-31
Уровень ниже среднего.

26 баллов и ниже
Низкий уровень


Карта оценки и самооценки креативных свойств.

Карта оценки и самооценки художественно-творческих способностей разработана на основе модели творческой личности и предоставляет возможность самопознания, самооценки своих возможностей в сфере художественной деятельности и творчества в широком смысле этого слова – творчества в сфере своей жизни.
Карту заполняют, опираясь на метод независимых характеристик (“Я” + эксперт). Этот метод позволяет получить более объективные оценки креативных свойств. Обобщающая оценка может служить критерием для дальнейшего развития. Она является наиболее вероятной оценкой актуального (уже достигнутого) уровня развития соответствующего качества.
Креативность – понятие комплексное, оно охватывает некоторую совокупность личностных свойств, позволяющих человеку продуктивно и полноценно жить. Оценка производителя по 5-бальной шкале (5-ый – высший уровень) на основе результатов самотестирования с использованием комплекса методик и самооценки. Обработка результатов проводиться по каждому блоку (показателю) или по всей совокупности.
1.Качества мировоззрения
Биполярность картины мира
Экстенсиональность (открытость новому опыту, проницаемость границ понятий, убеждений, идей, гипотез, установок)
Позиция творца (креативное отношение к миру и к себе)
2. Мотивация
2.1 Потребность в творческой деятельности
2.2 Поглощенность делом, как призванием
2.3 Стремление к результатам, творческим достижениям
2.4 Инициативность, стремление к “выходу за пределы заданного”
3. Сенсорно-перцептивные свойства
3.1 Синестезия (соощущения)
3.2 Дифференцированность информационных каналов
3.3 Концентрация внимания
3.4 Сензитивность (восприимчивость) к информационным сигналам, к духовным характеристикам явлений, к субсенсорной информации
3.5 Нонконстантность (свобода от фиксированной установки)
3.6 Творчество на уровне восприятия (внесение возможных трансформаций в процессе восприятия)
3.7 Способность видеть уникальные, непроявленные, потенциальные свойства явлений мира
3.8 Выбор неопределенных, сложных, неструктурированных объектов
4. Эмоционально- креативные свойства
4.1Импрессивная эмоциональность (эмоциональная отзывчивость)
4.2 Экспрессивная эмоциональность (способность выражать эмоциональное содержание)
4.3 Лабильность (подвижность), инверсивность эмоциональной сферы
4.4 Экстрасенсорное восприятие эмоциональной
4.5 Чувство юмора
4.6 Эмпатия
4.7 Способность к трансцендентному переживанию
4.8 Разнообразие эмоционального опыта
5. Интеллектуально-логические способности
5.1 Мобильность операционной системы интеллекта
5.2 Внутренний план комбинаторных умственных действий
6. Интеллектуально-эвристические способности
6.1 Способность к ассоциированию
6.2 Метафоричность, парадоксальность мышления
6.3 Способность к преобразованиям (вариативность, гибкость, инверсивность мышления)
6.4 Оригинальность, нестандартность
6.5 Многоплановость, полифоничность мышления
6.6 Свобода кодирования информации
6.7 Способность к прогнозированию
6.8 Самостоятельность в постановке проблем, видение противоречий, гипотетичность.
7. Творческое воображение
7.1 Способность к продуцированию образов
7.2 Образная гибкость, интеграция элементов в единую систему-образ
7.3 Динамичность образов, развитие
7.4 Оперирование духовными содержаниями
7.5Способность к символизации, зрительно-образное представление идей
8.Бесознательные компоненты творчества
8.1 Интуиция, способность находить доступ к подсознательным содержаниям
8.2 Способность к сублимации энергии
8.3 Способность к актуализации архетипических образов
9. Индивидуально-личностные качества
9.1 Ярко выраженная индивидуальность, “стиль”
9.2 Нонконформизм, независимость
9.3Чувство внутренней свободы, защищенность от манипуляции и зомбирования
9.4 “Комплекс детскости”
9.5 Внутренний локус оценивания (ориентация на личностные ценности)
9.6 Адекватная самооценка (уверенность в своих силах, защита своего “Я”)
9.7 Работоспособность
9.8 Способность к рефлексии
10. Эстетические свойства
10.1 Чувство гармонии, простоты, красоты, чувство стиля, стремление и способность достигать гармонии, простоты, красоты в процессе и результате творческой деятельности
10.2 Эстетическая позиция в мире
10.3 Способность к импровизации
10.4Способность и стремление к исследованию-игре, экспериментированию с различными элементами
10.5 Способность к восприятию и созданию необыкновенных сочетаний
11. Коммуникативно-творческие способности
11.1 способность к сотрудничеству в творческой деятельности.
11.2 Способность к мотивированию творческой деятельности других.
11.3 Способность отстаивать свою точку зрения.
11.4 Способность аккумулировать опыт творческой деятельности других

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.
В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».
Материал для работы.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Шкала для оценки полученных ответов:
- Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.
- Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.
- Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.
- Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.
- Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.
Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.
Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.
Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:
1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.
Картиночный вариант:
1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Игровой тест «Три слова»

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.
Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.
Слова для работы:
ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН
РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК
ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ
Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.
Ключ:
5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.
4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.
3 балла – банальная фраза.
2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.
1 балл – бессмысленное сочетание слов.
Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла.
“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.
“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.
Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.

Как развита фантазия у вашего ребенка.

Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)
Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)
Часто ли он грустит? (1, 2)
Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)
Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)
Размашистый ли у него почерк? (1, 0)
Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)
Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)
Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)
Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)
Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)
Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)
Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:
14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.
9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.
5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

Литература

Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.
Одаренные дети. – М., 1991.
Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.









13PAGE 15


13PAGE 143215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815

Приложенные файлы

  • doc 18241974
    Размер файла: 207 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий