Tema_07_-_Osvoboditelnoe_dvizhenie_i_obshestven…


Основные этапы развития народничества: демократическое 60-х годов, революционное 70-х годов, либеральное 80 - 90-х годов.
На рубеже 50–60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Тогда же заметно оживилось общественное движение, подталкивающее власть к осуществлению реформ. В 60–70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право, проведены земская, городская, судебная, военная реформы. Изменения коснулись финансовой системы, образования. Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот. Быстро росла численность рабочих. Но реформа 1861 г. не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания. Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах. Широкими кругами русской разночинной интеллигенции, особенно университетской молодежи, овладели идеи революционно-социалистического народничества и дух нигилизма.
В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.
Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.
В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.
Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине — "зародыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими "критически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.
Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.
На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллигенции, "критически мыслящих" личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, "необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство" и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.
     Идеологом второго направления в народничестве — пропагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в "Исторических письмах", опубликованных в 1868 — 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных "критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Большое внимание уделял Лавров нравственному облику революционера, считая, что члены партии должны быть преданы идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для партии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайного общества "Народная расправа", автором "Катехизиса революционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
В нечаевщине проявилось влияние люмпенского элемента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернационалом и отвергнута русскими революционерами.
Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.
Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.
В 1876 г. была создана народническая подпольная организация "Земля и воля"*, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма. Народовольцы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. "Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.
В 80-90-е гг. XIX века в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.
Правое его крыло — В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. — признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.
Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс — продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.
Начало революционной деятельности В.И. Ленина.
Образование российской социал-демократии.
Ленин – первый практик-теоретик марксизма. Главная его цель – подготовить и создать партию.
В 1893 году он приезжает в Петербург и поступает в ВУЗ, учиться экстерном и заканчивает его за 2 года. Начинает борьбу против народников, ему помогает Петр Струве («легальный марксист»). Доступ революционных марксистов в легальные журналы полностью оправдал временный союз с «легальными марксистами». «Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение идей марксизма. Завершив разгром народничества, Ленин подверг критике буржуазный объективизм «легальных марксистов», открыто защищавших капитализм, отстоял и развил принцип партийности марксистской философии. В ряде статей он показал эволюцию «легального марксизма»: начав как временные попутчики социал-демократов, «легальные марксисты» в период напряжённой борьбы революционных марксистов с «экономистами» окончательно перешли на позиции буржуазного либерализма. Критика Лениным «легального марксизма» явилась началом целой исторической полосы в борьбе революционных марксистов против международного ревизионизма. К декабрю 1900 «легальный марксизм» как идейное течение перестал существовать.
В 1895 году Ленин объединил в Петербурге все марксистские рабочие кружки в один "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Этим он подготовил создание революционной марксистской рабочей партии. Ленин ставил перед "Союзом борьбы" задачу связаться теснее с массовым рабочим движением и политически руководить им. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. Этот поворот в сторону массовой агитации имел серьезное значение для дальнейшего развития рабочего движения в России.
В 90-х годах промышленность переживала период подъема. Росло количество рабочих. Усилилось рабочее движение. С 1895 по 1899 год бастовало, по неполным данным, не менее 221 тысячи рабочих. Рабочее движение превращалось в серьезную силу политической жизни страны. Самой жизнью подтверждались взгляды марксистов, которые они защищали в борьбе с народниками, насчет передовой роли рабочего класса в революционном движении. Под руководством Ленина "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" связывал борьбу рабочих за экономические требования - за улучшение условий труда, за сокращение рабочего дня, за повышение заработной платы - с политической борьбой против царизма. "Союз борьбы" воспитывал рабочих политически. Под руководством Ленина петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" впервые в России стал осуществлять соединение социализма с рабочим движением. Когда возникала стачка на какой-нибудь фабрике, "Союз борьбы", хорошо знавший через участников своих кружков положение на предприятиях, немедленно откликался выпуском листовок, выпуском социалистических прокламаций. В этих листовках обличались притеснения рабочих фабрикантами, разъяснялось, как надо бороться рабочим за свои интересы, помещались требования рабочих.
В декабре 1895 года Ленин был арестован царским правительством. Но и в тюрьме Ленин не прекращал революционной борьбы. Он помогал "Союзу борьбы" своими советами и указаниями, пересылая из тюрьмы брошюры и листовки. В тюрьме Лениным были написаны брошюра "О стачках" и листовка "Царскому правительству", в которой разоблачался дикий произвол царского правительства. В тюрьме же Ленин написал проект программы партии. Петербургский "Союз борьбы" дал могучий толчок к объединению рабочих кружков в такие же союзы и в других городах и областях России.
1 марта 1898 года в Минске собрался первый учредительный съезд РСДРП, который должен был объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию. В нём участвовали 9 делегатов. Съездом был принят «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии», написанный Петром Струве. Однако вскоре практически все делегаты съезда во главе с избранным Центральным Комитетом были арестованы полицией и он не смог реально объединить разрозненные группы в партию.
В 1900 году Ленин освобождается от ссылки. В этом же году создается газета «Искра», в которой была напечатана программа и устав РСДРП. В 1903 году Ленин и его редакция собирают второй съезд, чтобы создать реальную партию. При обсуждении проекта программы на съезде разгорелась острая борьба. «Экономисты» во главе с Мартыновым выступили против включения в программу пункта о диктатуре пролетариата, ссылаясь на то, что в программах западноевропейских социал-демократических партий этот пункт отсутствует. Ленин резко выступил против попытки «экономистов» Мартынова и Акимова протащить ряд «поправок» к программе в духе «теории стихийности» и отрицания важности внесения социалистического сознания в рабочее движение и руководящей роли революционной партии в нём.
«Экономисты» - Оппортунистическое течение в российской социал-демократии (конец XIX — начало XX вв.). Сторонники экономизма, возглавляемые Карлом Каутским стремились подчинить тактику и организацию социал-демократии стихийному ходу рабочего движения. «Экономисты» считали, что рабочие не должны выступать с собственной политической программой в грядущей революции. Их задачей, по мнению сторонников экономизма, должна была стать экономическая борьба и поддержка политической программы либералов в их борьбе против царизма.
Съезд утвердил искровскую программу, состоящую из двух частей — программы максимум и программы минимум.
Программа революции (буржуазно-демократический и социалистический этапы):
Программа минимум – свержение царизма, установление демократической республики.
Программа максимум – социалистическая революция, установление диктатуры пролетариата.
Аграрная программа:
Программа минимум – конфискация помещичьего землевладения, возвращение отрезков.
Программа максимум – национализация земли.
Национальный вопрос:
Право нации на самоопределение.
Равноправие нации.
Областная и территориальная автономия.
Интернационал – принцип пролетарских организаций.
При обсуждении проекта устава партии, особенно первого параграфа — о членстве в партии, борьба на съезде стала особенно острой. Ленин предлагал следующую формулировку: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Согласно формулировке Мартова, членом партии мог считаться «всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». В результате голосования съезд большинством голосов принял первый параграф по формулировке Мартова. Все остальные параграфы устава были приняты съездом в формулировке Ленина.
Была создана нелегальная партия нового типа. Основные принципы: железная дисциплина; строжайшая конспирация; строгий отбор в партию; интернационализм.
Плеханов и его группа «Освобождение труда». Марксистские кружки в России.
Группа Плеханова - первая российская марксистская организация; создана в 1883 в Женеве по инициативе бывших активных народников-чернопередельцев. Была малочисленна; не было организационных структур и программных документов; ставились простейшие задачи: распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений Маркса и написаний собственных марксистских трудов; литературным путем критика народнических взглядов.
Плеханов – первый марксист-теоретик. Он ничего не писал о диктатуре пролетариата, роль лидера в политической борьбе отдавал буржуазии и интеллигенции. Группа Плеханова теоретически нанесла удар по народничеству; теоретически основала социал-демократию.
Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.
Важное значение имели работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В его работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) дана развёрнутая критика теории и тактики народничества, обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигается задача создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым. Первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству. После обсуждения его в кружках социал-демократов Плеханов написал второй — «Проект программы русских социал-демократов» (1885). Теоретическая его часть содержала основные элементы программы марксистской партии. Практическая — состояла из требований:
общедемократические преобразования;
меры в интересах рабочих;
меры в интересах крестьян.
Наряду с группой “Освобождение труда” марксистские кружки и группы создавались и в самой России. Главным содержанием их деятельности также являлось распространение марксизма и 'привлечение на свою сторону авангарда пролетариата. Они сыграли важную роль в подготовке условий для создания марксистской партии. Это были социал-демократические (марксистские) кружки Д. Благоева .(Партия русских социал-демократов, 1884 г.), П. Точисского (Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых, 1885 г.), группа М. Бруснева, возникшая в 1889 году из остатков разгромленного жандармами кружков Благоева и Точисского.
Кроме Петербурга и Москвы, марксистские кружки и группы были созданы в Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Харькове, Киеве, Екатеринославле (Днепропетровск) и других городах, а также в Грузии, Польше, Литве, Латвии, Белоруссии. В 1888 году в работе одного из казанских кружков Н. Е. Федосеева принимал участие молодой Владимир Ульянов. К середине 90-х годов в 24 губерниях действовало более 50 марксистских организаций и 10 групп переходного характера2.
С появлением первых марксистских организаций российская социал-демократия стала органической частью международного социалистического рабочего движения. Более десяти лет занял период (1884-1894 гг.) становления российской социал-демократии как самостоятельной политической партии. Это было время, когда социал-демократия существовала еще как идейное течение, не была связана с рабочим движением и делала только первые шаги.
Благодаря студенческим марксистским кружкам в конце 19-го – начале 20-го вв. марксизм стал самым популярным учением в России.

Приложенные файлы

  • docx 18224632
    Размер файла: 32 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий