voprosy_dlya_1_kursa


Занятия семинарского типа
№ Наименование раздела Тематика практических занятий
(семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Введение. Возникновение древнерусской литературы. Литература древнерусского государства ХI – начала ХII века
Цели и задачи изучения древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы. Специфика изучения древнерусской литературы.
Основные темы и жанры.
Летописные списки и своды. «Повесть временных лет» как итог развития русского летописания за ХI век.
Основные гипотезы происхождения «ПВЛ». Основные идеи «ПВЛ»: защита единства русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц.
Основные жанры в «ПВЛ» и художественные особенности.
. Фронтальный опрос
2. Литература древнерусского государства ХI – начала ХII века
«Поучение Владимира Мономаха» как предсмертное завещание князя. Переплетение дидактических, автобиографических, духовных и мирских элементов в памятнике.
- Особенности ораторской прозы ХI-ХII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона – основные идеи произведения.
- Хождение как литературный жанр. «Хождение» игумена Даниила в «святую землю» - идейно-художественное и жанровое своеобразие.
- Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского» и «Сказание о Борисе и Глебе»- художественные особенности и основные идеи.
- Переводная литература. Апокриф как распространенный жанр древнерусской литературы. Ветхозаветные, новозаветные и эсхатологические апокрифы. «Хождение Богородицы по мукам» как средство воспитания и пропаганды новой христианской морали. Фронтальный опрос
3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть ХII – первая половина ХIV вв.) Слово как жанр древнерусской литературы. Время написания памятника и история его опубликования.
- «Слово о полку Игореве» - идейное содержание и образная система памятника: образ русской земли – центральный в «Слове»; образ Ярославны – один из первых женских образов древней русской литературы; изображение князей (Святослава, Игоря, Всеволода) и дружины; образ Бояна.
- Жанровое и композиционное своеобразие памятника.
- Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
- Проблема авторства «Слова»
- Антибоярские и антирелигиозные мотивы в «Молении» Даниила Заточника.
- Повесть о битве на реке Калке 1223 года» - летописный характер произведения, его особенности.
- Идейно-тематическое содержание произведений о монголо-татарском нашествии. Историческая основа «Повести о разорении Рязани Батыем»
- «Слово о погибели русской земли» как вдохновенный гимн родине. Особенности стиля и жанра.
- Эволюционный характер жанра жития в «Житии Александра Невского» 4. Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства (конец ХIV – начало ХVI вв.)
Тема централизованного государства как основная на данном этапе русской литературы. Общая характеристика произведений Куликовского цикла («Летописная повесть 1380 г.», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского»)
- «Задонщина» и ее политическое значение. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Сходство и различие обоих памятников.
- Отражение теории «Москва – третий Рим» в проиведенияхлитературы. Политическое значение «Сказания о князьях Владимирских» и «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера.
- Общерусский характер «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра, языка и стиля автора. Фронтальный опрос
5. Литература периода становления русского централизованного государства. ХVI век.
Публицистический характер литературы данного периода. Иван Пересветов как выдающийся публицист. «Сказание о царе Константине и Магмете-Салтане» как программа государственных преобразований.
- Отражение могущества и величия Московского государства в «Истории о Казанском царстве».
- Отражение враждебных идеологических позиций в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Общая характеристика произведений литературы «смутного времени»: «Повесть о Михаиле Скопине-Шуйском», «Сказание Авраамия Палицына», «Летописная книга» Катырева-Ростовского.
Фронтальный опрос
6. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (первая половина ХVII века.)
Эволюция жанра исторической повести. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» как агитационно-пропагандистское произведение.
- Обобщающие произведения: «Великие Четьи-Минеи», «Степенная книга», «Стоглав», «Домострой» и их политическое и религиозное значение.
- Трансформация жанра жития. Особенности изображения человеческого характера в «Житии ЮлианииЛазаревской» и «Житии протопопа Аввакуума». Фронтальный опрос
7. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (вторая половина ХVII века.)
- Процесс демократизации литературы второй половины XVII века и формирование жанра бытовой повести.
- Столкновение старых домостроевских традиций и новой морали, обусловленное историческими особенностями русской жизни переходного периода в «Повести о Горе-Злочастии». Использование образной системы фольклора и поэтических форм былинного стиха.
- Сочетание традиционных книжных приемов и новаторских принципов изображения человеческого характера в «Повести о Савве Грудцыне». Идейно-художественная функция образа беса в произведении.
- Общественные отношения в «Повести о Фроле Скобееве». Полный разрыв с традиционными воззрениями на брак и семью. Место и роль сатиры и юмора в «Повести». Фронтальный опрос
8. Литература периода укрепления русского централизованного государства. (вторая половина ХVII века.)
Появление жанра сатирической повести во второй половине ХVII века. Общественно-политический характер сатиры в «Азбуке о голом и небогатом человеке» и «Повести о Ерше Ершовиче».
- Изображение несправедливости судей в повести «Шемякин суд» и ее близость к сатирической сказке.
Сатирическое изображение духовенства и монашества в антиклерикальных произведениях второй половины ХУП века («Повесть о Петухе и Лисице», «Калязинская челобитная», «Повесть и Карпе Сутулове»). Близость их к народному творчеству и роль в развитии реалистического стиля в русской литературе.
- Развитие стихотворства в литературе. Творчество Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина.
Фронтальный опрос
Контрольные вопросы для итоговой формы контроля (экзамен)
Общая характеристика древнерусской литературы, ее хронологические рамки и специфические особенности.
Образовательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы и ее место в перспективе дальнейшего историко-литературного развития.
Тема национального величия, единства русской земли и ее защиты от врагов в древнерусской литературе XI- XII вв.
Летописание как один из первых видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Отражение в летописи общенародных интересов.
«Повесть временных лет». Редакции и источники. Идея единства и патриотизма. Роль фольклора в произведении. Художественные достоинства «Повести».
Ораторская проза XI-XII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Отражение в нем культурного расцвета и политического значения древнерусского государства первой половины XI в. Композиция и стиль произведения.
«Хождение» как литературный жанр. «Хождение» игумена Даниила в «святую землю». Патриотические чувства автора «Хождения». Идея единства русской земли. Язык памятника.
«Поучение» Владимира Мономаха. Положительный образ патриота, государственного деятеля, воина и человека в «Поучении» Художественные достоинства произведения.
Переводная литература, ее жанры. Житие как популярный жанр литературы XI-XII вв. . «Житие Феодосия Печерского».
Апокрифы и хроники как жанры переводной церковно-исторической литературы. «Хождение богородицы по мукам», «Хроника» Георгия Амартола.
«Слово о полку Игореве» как гениальный памятник древней русской литературы. История его открытия и опубликования. Жанровое своеобразие и художественные особенности. Значение памятника в русской и мировой литературе.
Идейный смысл «Слова о полку Игореве» . Образная система памятника (образ русской земли, изображение князей и дружины, образ Ярославны). Проблема авторства.
«Моление» Даниила Заточника. Обличительный пафос произведения, его антибоярская направленность, обличение монашества. Идея сильной княжеской власти.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Патриотическая направленность произведения. Образная система (князья и дружина, образ Евпатия Коловрата). Художественные достоинства повести.
«Слово о погибели русской земли». Гражданский и патриотический пафос «Слова» и поэтические формы его выражения. Образ русской земли в «Слове».
«Житие Александра Невского» как выдающийся литературный памятник освободительной борьбе русского народа. Особенности жанра произведения и его образной системы.
Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. И ее изображение в литературе. Летописная повесть о Куликовской битве, «Сказание о мамаевом побоище» - их идейное своеобразие.
«Задонщина». Ее политические тенденции и идейный смысл. Художественные достоинства «Задонщины». Влияние «Слова о полку Игореве» на создание «Задонщины». Сходство и различие памятников.
«Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Особенности жанра и композиции памятника, его идейное своеобразие.
Исторические предпосылки возникновения политической теории «Москва – третий Рим» и ее отражение в памятниках письменности второй половины XV в. «Повесть о взятии Царьграда» (1453) Нестора Искандера. Основные идеи повести и художественные средства их выражения.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Общерусский характер произведения, патриотизм автора. Особенности языка и стиля «Хождения».
«Повесть о Петре и Февронии». Антибоярская направленность произведения. Житийные элементы в повести и его связь с устным народным творчеством.
Иван Пересветов как выдающийся публицист XVI века. Его «Сказание о царе Константине и Магмет-Салтане». Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления центральной власти Художественные достоинства «Сказания».
Идейный смысл переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. Различия стилистической манеры писем Грозного и Курбского. Политический характер «Посланий» Ивана Грозного.
Обобщающие литературные памятники XVI века, отразившие политику государственного централизма. Идейное и литературное значение памятников.
«Сказание о Казанском царстве». Его историко-публицистическая концепция, своеобразие, связь с фольклором.
«Повесть о Михаиле Скопине-Шуйском», ее близость к исторической народной песне о Михаиле Скопине.
«Сказание» Авраамия Палицына как выдающееся произведение «смутного времени». Черты народного героизма и религиозно-дидактические рассуждения в памятнике. Особенности композиции.
«Летописная книга» Катырева-Ростовского. Новые принципы в изображении характеров исторических деятелей. Использование элементов силлабики.
Эволюция жанра исторической повести в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». Патриотическая направленность произведения. Образная система и особенности композиции. Наиболее известные варианты повести.
«Житие Юлиании Лазаревской» Изображение жизни и быта дворян конца XVI – начала XVII вв. Особенности стиля, эволюция жанра жития.
«Житие протопопа Аввакума». Отражение в нем социальных противоречий эпохи. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.
«Повесть о Горе-Злочастии». Особенности сатирической повести. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения в «Повести».
«Повесть о Савве Грудцыне». Новаторство в изображении обычного человеческого характера. Идейно-художественная функция образа беса в повести. Произведение как начальный этап в становлении жанра романа.
«Повесть о Фроле Скобееве». Начальный этап развития жанра плутовской новеллы. Новые качества характера героя бытовой повести. Разрыв с традиционными нормами морали. Образ Фрола Скобеева в последующей русской литературе и искусстве.
«Повесть о Карпе Сутулове» - соотношение жанра бытовой повести и сатирической плутовской новеллы. Черты политической сатиры в изображении духовенства. Художественные особенности повести.
Демократическая сатира второй половины XVII века. Исторические причины возникновения сатирических жанров в русской литературе. Обличение социального неравенства и протест общественной несправедливости в «Азбуке о голом и небогатом человеке».
Осуждение несправедливости и взяточничества судей и судебной практики в повестях «О Шемякином суде» и «О Ерше-Ершовиче сыне Щетинникове».
Антиклерикальный пафос «Калязинской челобитной» и «Сказания о Куре и Лисице» как свидетельство возникновения духа критицизма в общественном сознании.
Становление стихотворства в русской литературе второй половины XVII в. Воплощение черт русского барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого.
Занятия семинарского типа
№ Наименование раздела Тематика практических занятий
(семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Введение. Теория литературы в системе гуманитарных наук. Теория литературы в качестве базовой части литературоведения. Три цикла вопросов, изучаемых теорией литературы. Цели и задачи теории литературы, ее предмет и объект.
Теория литературы в ряду филологических дисциплин. Функции вспомогательных литературоведческих дисциплин (библиографии, палеографии, текстологии, источниковедения, археографии).
Интердисциплинарные связи теории литературы с семиотикой, герменевтикой, философией, психологией.
Семиотика как ядро структурализма. Основные аспекты знаковых систем. Классификация знаков.
Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания. Основные понятия герменевтики: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность.
Литература и наука.
Основные этапы развития науки о литературе.
Основные методы современного литературоведения (системно-типологический, историко-функиональный, принцип историзма, биографический метод, культурно-исторический, сравнительно-исторический, эволюционный) Фронтальный опрос
2. Художественная литература как вид искусства. Значение художественного образа в искусстве. Художественный вымысел. Искусство в системе культуры, дискуссионный характер его определения. Происхождение искусства.
Классификация видов искусства.
Литература как искусство слова.
Известные концепции искусства.
а) теория подражания;
б) теория символизации;
в) другие концепции.
Важнейшие аспекты художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный:
а) эстетическое, прекрасное, возвышенное, дионисийское;
б) место и роль эстетического в жизни человека и общества;
в) эстетическое и эстетизм;
г) эстетическое и художественное;
д) героическое, трагическое, комическое;
з) художественная ценность, катарсис.
6. Художественный образ – понятие, определение. Виды образов. Общие свойства образа в разных видах искусств.
а) специфика и основные характеристики художественного образа;
б) соотношение основных параметров образа: предметности, смысловой обобщенности, структуры.
7. Роль вымысла в искусстве. Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности. Способы проявления вторичной условности. Фронтальный опрос
3. Художественная речь. Поэзия и проза. Тропы Поэтический язык как неотъемлемая часть языка национального. Особенности поэтического языка произведения, определение и назначение.
Отличия речи разговорной от художественной, и стихотворной от прозаической. Художественная речь в качестве способа описания мира.
Специфика свойств художественной речи. Характеристика образности, выразительности художественной речи, какими средствами языка они создаются?
Основные стилистические фигуры и их определения. Художественные приемы поэтической фонетики.
Тропы; виды тропов; классификация тропов.
Виды литературных реминисценций 4. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Сюжет, фабула, композиция. Время и пространство. Типология литературного субъекта. Дефиниция литературного произведения. Онтологический и аксиологический подходы к изучению целостности литературного произведения.
Художественное содержание и художественная форма как нерасторжимое диалектическое единство.
Категории художественного содержания, их характеристики и назначение, тесная взаимосвязь.
Категории художественной формы:
а) сюжет и фабула, их отличие друг от друга. Компоненты сюжета, эпизоды сюжета эпического произведения;
б) типы сюжетов, функция сюжета в произведении;
в) композиция и ее разновидности;
г) конфликт, коллизия, перипетия. Типы конфликтов;
д) значение внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды;
е) художественная деталь и пейзаж как важные содержательные элементы художественного произведения.
Способы художественной типизации. Характеристика понятий «литературный тип», «характер», «герой», «персонаж», «прототип», «портрет».
Время и пространство и их представление в произведении. Специфика художественного времени и пространства.
Концепция хронотопа М.М. Бахтина. Категории времени и пространства в различных жанровых формах. Фронтальный опрос
5. Основные категории стиховедения. Стиховедение как раздел теории литературы, составные части стиховедения; их назначение.
Основные системы стихосложения: досиллабическая, тоническая, силлабическая, интонационно-тоническая.
Принципы организации силлабо-тонического стихосложения:
а) стихотворный размер, метр;
б) вспомогательные стопы силлабо-тоники.
4. Разновидности стиховых форм: вирши, белые стихи, верлибры, вольные ямбы.
5. Назначение рифмы; ее виды.
Строфа. Строфическое членение стихотворного произведения. Основные виды строф.
Элементы звуковой организации стиха (эвфония).
Анализ одного стихотворения (по выбору) в органической взаимосвязи строфики, ритмики, рифмовки и содержания. Фронтальный опрос
6. Родовидовые особенности литературы. Происхождение литературных родов.
Роды литературы как три видения мира. Разные концепции литературных родов. Трансисторический характер родовой классификации.
Особенности эпоса, лирики и драмы.
Межродовые и внеродовые формы.
Проза и поэзия. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения.
Жанры литературные и их классификация. Жанр как код текста.
Эпические жанры.
Жанры драмы. Трансформация жанра трагедии, разновидности комедии и драмы.
Лирические жанры.
Фронтальный опрос
7. Литературный процесс и его категории. Литературные иерархии. Культурная традиция. 1. Литературный процесс как составная часть социокультурного процесса.
2. Стадии развития литературного процесса, периодизация.
3. Художественный метод, проблема классификации методов.
4. Литературное направление как совокупность эстетических принципов; основные направления.
5. Характеристика литературных течений.
6. Основные литературные школы и группировки, специфика их функционирования.
Фронтальный опрос
8. Типы творчества. Литературоведение и журналистика Особенности трех типов творчества.
2.«Высокая литература», массовая литература и элитная литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи. Привести примеры произведений.
3. Литературные репутации
4. Национальное своеобразие литературы. Истоки концепции идеи народности в Европе (Ж.Ж.Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тэн).
5. Теория народности в России (Н. Добролюбов, А. Пыпин, русские писатели). Идея народности в славянофильстве. Проблема народности в России в конце Х1Х и в ХХ столетии. Понятие культурной традиции
6. Понятие культурной традиции. Культурная традиция в ее значимости для литературы.
7. Литература и издательское дело: точки взаимодействия.
8. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
Фронтальный опрос
Контрольные вопросы для итоговой формы контроля (экзамен)
Место теории литературы в системе гуманитарных наук.
Литературоведение как наука. Предмет и задачи теории литературы.
Главные и вспомогательные дисциплины литературоведения. Цели и задачи истории литературы и литературной критики.
Происхождение искусства и его специфика; основные концепции искусства.
Классификация видов искусств. Литература как вид искусства.
Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества.
Понятие о литературном произведении: форма и содержание, их категории.
Литературное произведение: художественное время и художественное пространство. Концепция хронотопа М.М. Бахтина.
Литературное произведение: фабула и сюжет; основные составляющие сюжета (эпизоды) и стадии развития.
Конфликт в литературном произведении, типы конфликтов. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды.
Литературное произведение: композиция, ее виды.
Типология литературного субъекта.
Язык художественной литературы. Художественная речь.
Тропы как средство предметной изобразительности.
Стилистические фигуры и приемы фонетической поэтики. Виды литературных реминисценций.
Соотношение жизнеподобия и условности. Виды художественной условности.
Стиховедение как раздел теории литературы. Основные категории стиховедения.
Силлабо-тоническое стихосложение: принципы организации.
Понятие рифмы и строфы и их разновидности.
Роды литературы как три видения мира. Литературные жанры, их классификация.
Поэзия и проза. Типы эмоционально-смыслового звучания произведения.
Эпос и лирика, их жанровое своеобразие.
Драма и драматические жанры. Межродовые и внеродовые формы.
Литературный процесс, его основные составляющие.
Литературное направление как совокупность эстетических принципов, основные направления, их характеристика.
Литературное течение, школа, группировка. Характеристика литературных течений, основных литературных школ и группировок.
Художественный метод, проблема классификации методов.
Понятие культурной традиции.
Массовая литература, высокая литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи.
Литература и СМИ.

Приложенные файлы

  • docx 18189320
    Размер файла: 39 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий