Temy_referatov_dlya_VA


Темы рефератов для В/А. 11 – 17 век.Древнерусская литература как общее начало литературы русского, украинского и белорусского народов (истоки, развитие, взаимосвязь).
Роль фольклорных и переводных источников в формировании древнерусской литературы (на материале ораторской прозы Киевской Руси, «Повести временных лет», ранней русской агиографии — по выбору студента).
«Житие Алексея, человека Божия» в древнерусской литературе и фольклоре.
Особенности средневековых представлений о мире и человеке (на материале естественнонаучных произведений Древней Руси — «Шестоднева», «Физиолога» и др.).
Образ «мудрой девы» в произведениях фольклора и древнерусской литературы.
Функции загадок, притч, пословиц в летописном повествовании.
Сюжеты «Повести временных лет» в творчестве русских писателей нового времени.
Сравнительный анализ «Сказания» и «Жития» о Борисе и Глебе. Особенности сюжетного повествования в русских летописях Х1-ХII вв.
Лирическое и эпическое начала в рассказах «Повести временных лет».
Значение «Хожения» игумена Даниила в развитии путевой литературы русского средневековья.
Конкретно-историческое и вечное в «Поучении» Владимира Мономаха.Характерные особенности областных литератур ДревнейРуси (на примере Новгородской, Псковской, Рязанской, Владимиро-Суздальской и др. — по выбору студента).
Языческий и христианский элементы в «Слове о полку Игореве».
Ритмическая организация «Слова о полку Игореве».
Символика цвета и света в «Слове о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» в музыке и живописи.
Лирическое и эпическое в «Слове о полку Игореве».
Ориентальные элементы в «Слове о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» в русской поэзии первой третиXIX в.
Анализ двух переводов или поэтических переложений «Слова о полку Игореве» (по выбору студента).
Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика.
Стилевое своеобразие «Моления» Даниила Заточника.
Сравнительный анализ «Повести о житии» Александра Невского и «Слова о житии» Дмитрия Донского.
Основные линии развития сюжетного повествования врусской агиографии XIII—XV вв.
Тема «войны и мира» в памятниках Куликовского цикла.
Агиографический стиль Епифания Премудрого.
Образ автора в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.
Ориентальные элементы и их функции в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.
Индийская тема в древнерусской литературе.
Константинополь в художественном восприятии русских паломников средневековья.
Теория «Москва — третий Рим» в русской литературе XVI—XVII вв.
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Фольклорное и книжное начала в «Повести о Петре и Февронии».
«Домострой» как памятник учительной литературы Древней Руси.
Роль кружка митрополита Макария в развитии русской литературы и культуры XVI в.
Стилевое своеобразие «Степенной книги».
Иоанн Грозный и протопоп Аввакум: личность писателя и ее отражение в стиле произведений.
Особенности публицистики «смутного времени».
Жанровые особенности «Жития Юлиании Лазаревской».
Женский литературный тип Древней Руси.
Сказки о «мудрой деве» и «Повесть о Карпе Сутулове».
Переводной рыцарский роман на Руси.
«Повесть о Ерше Ершовиче» как произведение русской демократической сатиры XVII в.
Историческое и вымышленное в повестях о начале Москвы.
Протопоп Аввакум как публицист и агиограф.
Значение творчества протопопа Аввакума в развитии русского литературного языка.
Автор и герой в «Житии» протопопа Аввакума.
Демократическая сатира XVII в. и сатирические вирши Симеона Полоцкого.Поэзия Кариона Истомина.
Проблема воспитания молодого человека в литературе Древней Руси и особенности ее художественного решения в произведениях XVII в.
Энциклопедическое начало творчества Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
Портрет в древнерусской литературе.
Пейзаж в древнерусской литературе.
Человек в житии и на иконе.
Пейзаж в литературе и живописи в Древней Руси.
Русская критика XIX в. о древнерусской литературе и ее значении в историко-литературном процессе.
Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII—XX вв. (А.Д. Кантемира, М.В.Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, М.Ф. Булгакова и др. — по выбору студента).
Темы реыератов для В/А – 18 век.
Проблема национального и заимствованного в русской литературе петровского времени.
Общественно-политические преобразования в России начала XVIII в. и их отражение в литературе.
Процесс обмирщения русской литературы и культуры.
Новаторский характер публицистики петровского времени.
Газета «Ведомости» и ее значение в истории русской журналистики.
Проблема нового отношения к женщине, любви и браку в литературе петровской эпохи.
Традиционное и новаторское в повестях петровского времени.
Проблема «отцов и детей» и особенности ее решения в бытовой повести XVII в. и «гисториях» начала XVIII столетия.
Художественные особенности лирики петровского времени.
Роль панегирической литературы петровского времени в формировании одической поэзии XVIII в.
Образ Петра I в произведениях русских писателей XVIII в.
Роль путевых записок петровского времени в становлении жанра литературного путешествия.
Формирование и развитие идеи внесословной ценности человека в русской литературе средневековья и XVIII в.
Трагическое и комическое в трагедии Феофана Прокоповича «Владимир».
Тема науки и просвещения в произведениях Кантемира и Ломоносова.
Проблема воспитания в русской литературе XVIII в.(А. Кантемир, А. Сумароков, Д. Фонвизин, А. Радищев).
Особенности литературно-теоретических взглядов В.К. Тредиаковского.
Эстетические взгляды М.В. Ломоносова.
Художественные особенности научно-философской лирики М.В. Ломоносова.
Национально-патриотическая тема в творчестве М.В. Ломоносова.
Тема «войны и мира» в поэзии Ломоносова и Державина.
Становление и развитие жанра оды в творчестве Ломоносова.
Тема Петра I в творчестве Ломоносова и Радищева.
Библейская тема в поэзии М.В. Ломоносова.
Значение творчества Ломоносова в развитии русского литературного языка.
А.П. Сумароков — создатель жанровой системы русской лирики.
Проблема историзма трагедий А.П. Сумарокова.
Своеобразие басенного творчества А.П. Сумарокова.
Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова.
Сравнительный анализ комедий Фонвизина «Бригадир» и Сумарокова «Рогоносец по воображению».
Философско-эстетические взгляды Сумарокова и их отражение в его работах по теории и истории русского классицизма.
Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Политический аспект творчества Екатерины II, историка и драматурга.
Творчество Ф.А. Эмина и история русского романа.
Национальное и заимствованное в сатирико-бытовых повестях М.Д. Чулкова из сборника «Пересмешник, или Славянские сказки».
Просветительский характер «Письмовника» Н.Г. Курганова.
Особенности урбанистического пейзажа в ирои-комической поэме В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх».
Традиции древнерусской литературы в эпических поэмах М.М. Хераскова.
Роль М.М.- Хераскова и поэтов его школы в формировании русского сентиментализма.
Быт и нравы поместного дворянства в изображении Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева.
Обличение дворянской галломании в русской литературеXVIII в. (А. Кантемир, А. Сумароков, Н. Новиков, Д. Фонвизин,Я. Княжнин, И. Крылов).
Традиционное и новаторское в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Эволюция жанра комедии в творчестве Дениса Фонвизина.
Философский и политический подтекст «Послания к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д.И. Фонвизина.
Прием саморазоблачения героев в комедиях Д.И. Фонвизина.
Сравнительный анализ образов Иванушки и Митрофанушки в комедиях Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».
Анакреонтическая лирика М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
Модификация поэтики классицизма в оде Державина «Фелица».
Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.
Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.
Автобиографический характер поэзии Г.Р. Державина.
Державинская традиция в творчестве А.С. Пушкина.
«Душенька» И.Ф. Богдановича и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
Сюжет басни «Ворона и Лисица» в обработке русских писателей XVIII в. (В. Тредиаковский, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Хвостов, И. Крылов).
Своеобразие поэтического творчества Н.А. Львова.
Значение поэтического творчества М.Н. Муравьева в развитии русской лирики XVIII—XIX вв.
Ода «Вольность» А.Н. Радищева и ода «Вольность» А.С. Пушкина.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина.
Сопоставительный анализ повести И.А. Крылова «Каиб» и главы «Спасская полесть» из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Тема древнего Новгорода в исторических и художественных произведениях Н.М. Карамзина.
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Традиции сатирических журналов Н.И. Новикова в творчестве И.А. Крылова.
И.И. Дмитриев—баснописец.
Поэзия Ивана Дмитриева и русский фольклор.
Мотивы «Слова о полку Игореве» в русской поэзии концаXVIII - начала XIX в.
«История о Казанском царстве» и русская литератураXVIII в.
Традиции агиографической литературы в творчестве писателей XVIII в.
Особенности становления автобиографизма творчества в русской литературе второй половины XVIII в.
Антикрепостническая тема в русской литературе XVIII в.
Русская литература XVIII в. в оценке А.С. Пушкина.
Русская литература XVIII в. в оценке В.Г. Белинского.

Приложенные файлы

  • docx 18153400
    Размер файла: 24 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий