Lektsia2_Filosofia_drevnego_mira


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Курс лекций по дисциплине:«Философия»Лекция 2. Философия древнего мира. Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Художественно-мифолого- религиозный мировоззренческий комплекс (воображение, фантазия, интуитивная целостность восприятия мира), с одной стороны, и реальные знания и умения (соображение), без которых невозможно все жизнеобеспечение, с другой, составили протофилософию Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Философия возникла как разрешение противоречия между ХМРМК и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода и племени. Разрешение этого противоречия состояло в том, что ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта - интеллектуальность. Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Таким образом, философия возникает тогда, когда начинается «железный» век, увеличивающий силу человека; когда деньги достигают монетной формы, что способствовало развитию абстрактного сознания,и когда появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое бы больше соответствовало новым формам жизни, чем мифологическое мировоззрение. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии. Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Будучи в основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили по-разному. В классической форме генезис философии имел место именно в Древней Греции. Философия возникает там как мировоззрение городского, незнатного, территориально организованного населения, демоса, борющегося с засилием родовой аристократии, евпатридами-землевладельцами. Реформа Солона в Афинах прямо перестроила общество с родового принципа на имущественный. Это случилось в начале 6 в. до Р.Х. Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке В Индии этот общественный процесс был менее четким. Там именно благородные, кшатрии, боролись против засилья жрецов-брахманов, а поскольку это засилие опиралось не на физическую силу, а на мифологическое мировоззрение, то эта борьба приняла форму мировоззренческой борьбы. Джайны и буддисты были антибрахманистами. Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке В Древнем Китае философия процветает в жестокий период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу. Новые слои населения выступили против родовой аристократии, требуя отмены наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от происхождения. Однако и в Индии, и Китае интеллект был слаб, связь философии с наукой была слабой. Поэтому в Китае в философии господствовал больше практический, чем теоретический разум, а в Индии неуёмное и болезненное воображение. Греческая же философия с самого начала стояла на плечах ближнневосточной преднауки. Философия Древней Индии Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Бpахманы высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип. Обpаз мирового космического человека - Пуpуша. Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpакpити (естественная пpичинно-следственная связь). Махабхарата Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) , периоды истории Др. Индии 1. Первобытно-общинный строй аборигенов дравиды и кушиты)2. Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (2-е тысячелетие до н.э.)3. Вторжение первобытных племен ариев (благородный) с севера-запада в долины Инда и Ганга и порабощение аборигенов (2-я половина 2-го тысячелетия до н.э.)4. Арийские раннеклассовые государства века бронзы ( 1-я половина 1-го тысячелетия до н.э.)5. Раннеклассовые государства Индии эпохи железа( 2-я половина 1-го тысячелетия до н.э.) Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Варна (санскр. м.р. – «покров», «оболочка», «цвет», «окраска») – замкнутая группа людей занимающая строго определенное место в обществе. Варны эндогамны: браки заключаются только внутри варны.Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.Члены варны имеют свою традиционную профессию Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Брахманы (благоговение, благочестивая жизнь, цвет- белый, профессия –жрецы).Кшатрии ( от глагола кши – владеть, иметь власть, править, убивать, цвет – красный; профессия – воинское поприще, светская власть).Вайшьи (преданность, зависимость, цвет – желтый, профессия – земледельческий, ремесленный, торговый труд).Шудры ( цвет – черный, профессия –низменный, рабский труд). Первые три варны –арийские. Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Веды (веда – ед ч., м.р. – знание) – древнейший литературный памятник мира (начал складываться в 3-ем тысячелетии, записывался на ведийском санскрите с 15 по 7 вв. до н.э.).Веды – самхиты (самхита – собрание)-т.е. сборники (гимнов в честь богов).2-й слой – «Брахманы» – мифологические , ритуальные, и иные разъяснения к самхитам – с Х века до н.э..3-й слой – «Араньяки», («лесные книги», правила поведения для отшельников).4-й слой – «Атхарваведа» (ее автор Атхарван – легендарный жрец)–содержит более 700 заклинаний и заговоров на все случаи жизни. Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) 1-я самхита – «Ригведа» (м.р. –сложился к 12 в.до н.э.) – веда гимнов (хвалебный стих, песнь), содержит 1028 гимнов разным богам, состоит из 10 разделов (мандал; мандала – цикл). Риши (мудрые поэты) не творцы, а слушатели богов, посредники между богами и людьми, поэтому «веды» называют «шрути» (услышанным). 2-я самхита – «Самаведа», «Веда мелодий» (саман – стих ).3-я самхита «Яджурведа», «Веда жертвенных изречений» (яджус – жертвенная формула изречений, приношений).4-я самхита – «Упанишады» - возникли около тысячи лет до н.э.. Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Для ведического ХМРМК характерен политеизм. В Ригведе названы имена более 3 тыс. богов. Боги не творцы, а организаторы мира ( Бог – дева, Богиня – деви).Притхиви- Земля – мать. Дьяус – дневное небо, день, Небо-отец.Варуна –правитель ночи; Митра – правитель дня.Бхага - бог счастья, любви (отсюда наше – Бог).Сома – бог луны и напиток; Ваю- бог ветра; Яма – бог смерти и правосудия; Индра – бог грозы; Агни – бог огня; Сурья – бог солнца; Ушас – богиня утренней зари; ракшасы – враги богов; асуры – враги людей. Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Сансара –поток жизни, перевоплощение.Дхарма – закон образа жизни для каждой варны.Мокша – освобождение ( возможно только при соблюдении дхармы высшей варны)Суть : рождение в низшей варне – наказание , в высшей залог посмертного рождения в более высоком положении вплоть до мокши. Философия Древней Индии(социально-экономические и духовные предпосылки) Мироздание (джагат) – трилока (троемирие) : небо; земля; подземелье.« Гимн Пуруше»Пуруша – «человек – вселенная», принесен в жертву богами. От него возникли лошади и гимны, коровы и напевы, небо и земля, и даже боги Индра и Агни.Брахманы из уст, кшатрии из его рук, вайшьи – из бедер, шудры из ступней. Периоды развития индийской философии: ведийский (XV –VII вв. до н.э.) Эпический (VI – II вв. до н.э.) период сутров (от III в. до н.э.) Ступень А.Школы, отрицающие авторитет вед (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) VI в.до н.э. Ступень Б.Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты(часть 6-й кн. Махабхараты) и поздние Упанишады –V-IV вв. до н.э. Ступень В.Школы, признающие авторитет вед т. е. настика (санкхья, веданта, ньяя, йога, миманса, вайшешика) – III – II вв. до н.э. Джайнизм Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни. Буддизм Будда (просветленный) – принц Сиддхартха Гаутама. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, и путь самоистязания. При соблюдении этого, человек в конце концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью. Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни и, во-втоpых, для каждого. Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений. Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные. Индуизм НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА. Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно в 4 в.до н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему. Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия. Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию поступков человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Это течение провозгласило параману – невидимую субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты. Индуизм ЙОГА. Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали(живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге. Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Индуизм Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов:1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.3. Статические упражнения (позы-асаны).4. Овладение гармоничным дыханием.5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.6. Сосредоточение внимания на объекте.7. Созерцание объекта.8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания). Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога. Индуизм ВЕДАНТА Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему:Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и не это); только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные характеристики; соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий. Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей. Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений. Индуизм Философия Древней Индии(особеннсти) Неполная отчлененность от протофилософии.Застойное сосуществование школ, их крайняя умозрительность.Слабая связь с зачатками науки, традиционализм, преобладание идеалистического видения мира.Воинствующий антирационализм: путь к освобождению лежит через освобождение от ума. Нет места индивидуальности и личности. Спасение понимается как растворение личного в безличном. Исторические предпосылки философии Древнего Китая История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:1. Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);2. Чжоу - Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);3. Чжоу - Восточное Чжоу - Лего (т.е. «отдельные государства»);4. Чжоу - Восточное Чжоу - Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);5. Империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);6. Хань (конец III в. до н.э. - II в. н.э.). Духовные истоки философии Древнего Китая Пятикнижие (У цзин):«Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «И цзин» (Книга перемен)«Ли цзын» (Книга обрядов), летопись «У цзин». Книги испытали сильное влияние конфуцианства. Особенности протофилософии Древнего Китая(этапы возникновения мира и человека) великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцозарождение в Яйце – Хаосе в течении 18000 лет; Первопредка всего сущего – гиганта Пань-Гу;выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху(Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля).18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны – из глаз, грома – из голоса, ветра – из выдоха, рек – из крови, дорог – из жил, камней и полезных ископаемых – из костей, зубов и т.д.возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы – людей-драконов. Особенности протофилософии Древнего Китая(этапы возникновения мира и человека) Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие – от цзин – энергии зарождения). Подразделяется на вещественную и духовную ци;Шень – неистребимая духовная энергия (душа, которая не исчезает после смерти человека в отличие от ци);Ян, инь – мужская и женская сексуальная энергия, имеющая космологический смысл;Тай-цзи – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Особенности протофилософии Древнего Китая(особенности понимания человека) Дается не понятие, а образ человека;Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;Человек остается в системе человеческих отношений даже после смерти, наравне с живыми людьми (нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан в зависимости от поведения потомков);Духовный центр человека не голова (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;Человек не господин над природой. Индивидуализм, противопоставление отдельной личности другим членам общества не принимается;Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность. Главные условия долголетия Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци (освобождение от переживаний, вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение мебели в жилище, избегание общения с людьми, обладающими грязной, нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци);Работа над своим телом и душой – «син чун» - окультуривание себя;Работа над судьбой, принесение пользы обществу – «мин чун»;Соблюдение общественных порядков;Употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;Проживание в Китае, подпитка духовной энергией Китая. Особенности протофилософии Древнего Китая В Китае процесс зарождения философии называется «эпохой борющихся царств» Понимание отдельных событий истории в цикле. Восприятие человека, природы, космоса как единого целого. Консерватизм. Рассмотрение личности в коллективе. Преклонение перед государством как организационной силой. Конформизм во взаимоотношениях. Предпочтение земной жизни загробной. Стремление максимально продолжить жизнь. Восприятие потусторонних сил. Уважение старших, предков. Основные идеи: Философия Древнего Китая(основные философские школы VI – III вв. до н.э.) Жу цзя (конфуцианство)Мо цзя (моизм)Фа цзя (школа закона, по европейски – легизм)Даодэ цзя (даосизм) Иньян цзя (натурфилософы)Мин цзя (школа имен) Даосизм В центре внимания стоят природа, космос и человек. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. Ориентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Необходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Конфуцианство Античная философия Возникла на рубеже VIII-VII в до н.э. в г. Милете Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Яркие представители:АнаксимандрФалесАнаксименГераклит Гераклит Анаксимен Анаксимандр Философия Фалеса Фалес считал, что все сущее происходит из воды. Океан - кольцевая река, окружающая землю, Земля плавает на воде. Все рождено из влажного семени. “У влажных вещей началом их природы является вода”. Все происходит из воды и возвращается в нее. Фалес - монист, так как принимал за основу всего сущего одно начало. Его требование - все знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости. Душу считал материальной, она является движущимся началом всех явлений природы. ”Боги”=души, которые являются источником движения вещей. 1-й сформулированный вопрос “Что есть всё” - что является первоосновой. Философия Анаксимандра Оригинальная философская концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первичная, вневременная субстанция “апейрон” – вещественное начало, лишенное границ, то есть без качественных характеристик и количественно неограниченная. Апейрон превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), они переходят друг в друга. Все события происходят в определенной борьбе тепла и холода, например смена времени года. Природа, мир существуют объективно. Живые существа возникли в процессе выпаривания солнцем влаги, живое родилось из ила под воздействием солнечных лучей, человек произошел от рыб.

Приложенные файлы

  • ppt 18089165
    Размер файла: 665 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий