Temy_i_argumenty


Война
Безусловно, нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Подтверждение справедливости такой оценки можно найти в русской литературе. Так, в повести Б. Васильева «…А зори здесь тихие» отражена трагедия Великой Отечественной войны. История пяти девушек-зенитчиц стала обобщающим портретом русского народа, выстоявшего в то нелегкое для страны время. По моему мнению, эта повесть даже спустя десятилетия не может оставить читателя равнодушным. Б. Васильеву удалось заставить задуматься каждого из нас над последствиями противостояния добра и зла, ведь мы не должны «жить без оглядки». Именно память о жертвах войны помогает людям избежать «беспрецедентного по масштабам и цинизму терроризма».
В этой связи вспоминаю слова известного государственного деятеля Германии Отто фон Бисмарка: «Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов». И с ним невозможно не согласиться. Противостоять этому злу – задача молодого поколения, которое должно не забывать о событиях прошлых лет, о подвиге наших предков. Так, в последние годы в стране проходит патриотическая акция «Георгиевская лента». Накануне 9 мая мои сверстники считают своим долгом надеть оранжево-чёрную ленточку в знак почтения к подвигу наших бабушек и дедушек.
ПРОБЛЕМА РОЛИ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1. Возможные формулировки проблем
– Проблема назначения книги
– Проблема значимости литературы для духовного развития человека
– Проблема роли чтения в формировании положительных нравственных качеств человека
– Проблема выбора книг для чтения
– Проблема приобщения детей и молодежи к художественной литературе
– Проблема преемственности поколений в отношении к литературному искусству
– Проблема отношения к книге у современной молодежи
– Проблема вытеснения бумажных книг электронными аналогами
– Проблема влияния современной массовой литературы на личность.
Цитаты
1) Книги – дети разума (Джонатан Свифт).
2) У литературы есть свой суд – это будущее. Счастлив тот, кто сможет предстать перед ним! (О. Бальзак)
3) Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество (В. Гюго).
4) Сначала читай лучшие книги, иначе потом ты не сможешь прочесть их вообще (Г. Торо).
5) Живое слово делает чудеса (Н.Бурденко).
6) Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И.Герцен).
7) Слово – один из величайших орудий человека (А.Ф.Кони, русский юрист).
8) Слово – полководец человечьей силы (В.Маяковский).
9) Слово есть поступок (Л.Н.Толстой).
10) Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым (Д.С.Лихачев).
4. Аргументы
1) Чтение книг способствует развитию личности, формированию глубины ее внутреннего мира. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть эпизод, который помогает лучше понять образы главных героев. Вспомним, как после трагической дуэли и отъезда Онегина Татьяна Ларина приходит в его усадьбу, посещает личную библиотеку хозяина и замечает, что многие книги были прочитаны и осмыслены им. Свидетельство тому – пометки на полях, сделанные Онегиным. Это дает возможность Татьяне узнать его натуру: она понимает, что свою любовь она отдала не пустому светскому франту, а человеку думающему, способному к самоанализу и оценке общества и при этом глубоко страдающему.
2) Влияние литературы на формирование личности трудно переоценить. Об этом писал М. Горький: «Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». Лучшие книги, прочитанные им в детстве и юности, сформировали мировоззрение и характер писателя, дали основные знания о мире и человеке, заложили нравственную платформу для будущей творческой и общественной деятельности. Именно чтение писатель назвал одним из своих жизненных «университетов». Алеша Пешков, герой повести «Детство», благодаря книгам смог преодолеть многие жизненные невзгоды, они пробудили в нем любопытство, раздвинули границы мира далеко за пределы дома и семьи.
3) В современном обществе, где приоритет отдается утилитарным целям, всё чаще звучит мысль о том, что чтение, изучение литературы в школе остается невостребованным, заменяется развлекательным чтивом, телевидением или компьютерными новинками. В погоне за материальными благами, научно-технической информацией мы забываем о духовном развитии. Еще в ХХ веке Т. Рузвельт заметил: «Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества». Так неужели современные люди не прислушаются к такому предостережению? Ведь литература формирует душу человека, закладывает основы нравственности. Всем известны слова о том, что человек без души подобен животному. Разве мы хотим жить в «обществе зверей»?
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЯЗЫКА И ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
1. Возможные формулировки проблем
– Проблема сохранения русского языка как национального культурного достояния
– Проблема обесценивания русского Слова
– Проблема исторического предназначения русского Слова (русского языка)
– Проблема экологии русского языка. (Проблема сохранения чистоты русского языка)
– Проблема отношения к заимствованиям
– Проблема сохранения памятников культуры
– Проблема сохранения культурного наследия страны
3. Цитаты
1) Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово (А.Ахматова)
2) Язык есть вековой труд целого поколения (В.И.Даль)
3) Архитектура – выразительница нравов (О. Бальзак).
4) Искусство – это одежда нации (О. Бальзак).
4. Аргументы
1) Слово «язык» первоначально употреблялось в значении «народ», т.е. язык – это то, что делает людей общностью, объединенной главным средством общения, сохранения и передачи культуры, знаний и человеческого опыта из прошлого в настоящее и будущее. Не случайно А.С.Пушкин в своем стихотворении «Памятник» пишет:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Таким образом, искажение языка приводит к утрате народом национальной идентичности, его традиций и культуры.
2) Вспомним слова создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля: «Язык есть вековой труд целого поколения». Разрушая русскую речь чрезмерным количеством заимствований, жаргонными словами, ненормативной лексикой, мы тем самым проявляем неуважение к наследию наших предков и демонстрируем собственное бескультурье. Поэтому пропаганда бережного отношения к родному языку должна стать не только личностной задачей каждого неравнодушного человека, но и делом государственной важности.
3) В стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенева отражено отношение автора к родной речи. Он убежден в том, что «могучий и свободный» язык помогает человеку преодолеть все невзгоды. Действительно, сила русского народа с давних пор определяется во многом его бережным отношением к родному языку.
4) Не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.
5) «Проникновение в язык слов, связанных с политикой и экономикой вызвано прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью современного общества для международных контактов. Ориентация на запад и новую систему ценностей послужила важным стимулом, обусловившим активизацию употребления иноязычной лексики. Не стоит на месте и развитие науки: новые реалии требуют новых обозначений, которые мы заимствуем вместе с продуктами новейших технологий», - считает доктор филологических наук В.Д.Черняк.
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРОГРЕССА; ПРОБЛЕМЫ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1. Возможные формулировки проблем
– Проблема сущности науки как вида человеческой деятельности
– Проблема взаимоотношений науки и нравственности в современном обществе. (Должно ли развитие науки контролироваться нравственными нормами?)
– Проблема допустимости / недопустимости \в естественный ход вещей
– Проблема научного прогресса и судьба человечества
– Проблема познания мира
– Проблема значения образования для становления личности человека
Цитаты
1) Ключом ко всякой науке является вопросительный знак (О. Бальзак).
2) Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса (В.Г. Белинский).
3) Ничто так не освобождает человека, как знание (И.С. Тургенев).
4) Невежество – рабство, знание – свобода (П. Беранже).
5) Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью учёного (Л.Фейербах).
6) Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).
7) У кого есть наука… тот не нуждается в религии (И.В.Гете).
Аргументы
1) «В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению. Кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках» (А.Эйнштейн).
2) «Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. В частности, по характеру своему она – внеморальна. И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке» (А.Мень).
3) В первой половине ХХ века М. Булгаков обращается к проблеме границ научного познания в произведении «Собачье сердце». В центре повествования - образ ученого-новатора, который проводит операции по пересадке органов. Результатом одного из крупных его экспериментов становится Шариков – человек с собачьим сердцем. Профессор Преображенский признает крах данного опыта, возвращая псу Шарику прежний облик и прежнюю жизнь. Однако это не значит, что его поиски оказались бесполезными для науки: он доказал, что возможности физиологии не могут гарантировать совершенство сознания и внутреннего мира человека.
4) Подтверждение своей мысли нахожу в наследии О.Бальзака, который сказал: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Писатель справедливо заметил, что научное познание неотделимо от жизни отдельного человека, который методом «проб и ошибок» способствует движению вперед всего общества.

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Возможные формулировки проблем
– Проблема взаимопонимания. (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
– Проблема отношения к пожилым людям
– Проблема доброты и жестокости
– Проблема дружбы и предательства. (Что такое настоящая дружба? В чем ценность дружбы? Как сохранить дружбу? Что такое предательство?)
– Проблема любви (В чем смысл истинной любви? Что дает человеку любовь? Как сохранить любовь?)
– Проблема ревности (Чем отличается ревность от любви?)
– Проблема эгоизма и гуманизма
– Проблема хамства и подлости
– Проблема милосердия и сострадания. (Нужны ли человеку чувства милосердия и сострадания?)
– Проблема способности к сочувствию и состраданию
– Проблема воспитания милосердия
– Проблема взаимоотношений в семье
– Проблема отцов и детей / Проблема конфликта поколений (Что разрушает связь между родителями и детьми?)
– Проблема материнской любви (В чем смысл материнской любви? Насколько сильна бывает материнская любовь?)
– Проблема отношения к матери (Как следует относиться к матери?)
– Проблема отношения к родителям
Доброта и жестокость; милосердие, сострадание, служение людям. Эгоизм и гуманизм
Цитата
1) Зло порождает зло (М.Ю.Лермонтов).
2) Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (А. Швейцер).
3) Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Спиноза).
4) Понимание – начало согласия (Спиноза).
5) Непонимание делает из людей врагов (Л.Фейхтвангер).
6) У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит ( П-О. Бомарше).
7) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л. Н. Толстой).
8) Всего прекраснее человек бывает тогда, когда просит прощения или прощает сам. (Жан Поль).
9) Сильнее всех побед – прощение (И. Шиллер).
10) Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования (Ф.М. Достоевский).
11) Доброта – качество, излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
12) Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам (Г.У.Бичер).
13) Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение (Г.У.Бичер).
14) Доброта лучше красоты (Г.Гейне).
15) Добро – не наука, оно действие (Р.Роллан).
16) Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания (Д.Герберт)
17) Всякое добро несет награду в самом себе (А.Дюма-отец)
18) Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой (Марк Твен).
19) Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными (А.Шопенгауэр).
20) Сердечность – такой же дар, как красота и ум (В.И.Качалов).
21) Сеешь зло – жди кровавой жатвы (Жан Расин).
22) Из воспоминания Т.Г.Шевченко: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут…
С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решит измерить на мне предел человеческой жестокости…»
Аргументы
1) Великий русский гуманист Л.Н.Толстой писал: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Я считаю, что именно это высказывание наиболее точно отражает проблематику текста. Помогая другим, человек, действительно, строит и свое будущее, основанное на взаимопонимании, милосердии, вере в добро. Хочется верить, что наш мир не превратится в социум бездушных машин.
2) Говоря о милосердии и сострадании, необходимо помнить, что эти понятия должны стать не просто красивыми словами, а принципом жизни, призывом к действию Ф.М.Достоевский говорил: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Именно милосердие делает героиню его романа «Преступление и наказание» Соню Мармеладову идеалом нравственности. Ее способность сочувствовать, ее любовь и вера в человека смогли возродить к жизни Родиона Раскольникова.
3) Мы сами можем творить чудеса, для этого нужно всего лишь подарить частичку своей доброты окружающим. А. Грин однажды заметил: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками». Помочь нуждающемуся, улыбнуться прохожему, сказать доброе слово огорченному, похвалить человека – все это так легко сделать. И как это необходимо тем, кто вокруг нас! Нужно не скупиться на добро, ведь, по словам Д.Голсуорси, «доброта – качество, излишек которого не вредит».
4) Цельность личности в русской литературе зачастую определяется именно умением сопереживать другому человеку. Так, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» главная героиня проявляет настоящее милосердие. Она искренне просит Воланда перестать напоминать Фриде о её грехе, так как видит перед собой раскаивающегося человека. Поэтому можно сделать вывод о том, что доброта Маргариты по отношению к несчастной женщине «возвышает» героиню над многими другими персонажами произведения, ведь, говоря словами Л. Н. Толстого, «добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
Проблемы дружбы и предательства
1) Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А.И.Герцен).
2) Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое (А. Шопенгауэр).
3) Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья (Г.Х.Андерсен).
4) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Н.Толстой).
5) Можно забыть того, с кем смеялся, но никогда не забыть того, с кем вместе плакал (Д.Джебран).
6) Настоящий друг с тобой, когда ты неправ. Когда ты прав, всякий будет с тобой (М.Твен).
7) Люди, у которых своё горе, умеют утешать других (М.Твен).
Проблемы любви и ревности
Цитаты
1) Любовь – это желание передать дальше то, что не можешь удержать (Э.М.Ремарк).
2) Любовь не знает гордости (Э.М.Ремарк).
3) Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе (Л.Бёрне).
4) Уничтожьте любовь – и наша земля превратится в могилу (Браунинг, англ.поэт)
5) Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А.И.Герцен).
6) Ревность – это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим (А.Дюма-сын).
7) Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Ф.М.Достоевский).
8) Ревность часто не что иное, как беспокойное устремление к тирании, перенесённое в сферу любви (М.Пруст).
Аргументы
1) В произведениях русской литературы нравственная состоятельность героя определяется через его способность любить и созидать. Испытание любовью проходят Евгений Онегин и Татьяна Ларина – персонажи романа А.С.Пушкина. Искренность, доброта и любовь Татьяны дарят окружающим ощущение значимости и счастья. Именно ее любовь «пробивает» ледяную маску безразличия к жизни, скуки Евгения Онегина, воскрешает в нем «и жизнь, и слезы, и любовь».
2) Наталья Коршунова, героиня романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Она даже отпустила Григория к другой, хотя при каждой встрече с ним продолжала испытывать «взволнованную радость». Именно это свидетельствует об искренней любви Натальи к мужу, готовности «переступить через себя» ради его счастья.
3) Известный немецкий писатель Л. Бёрне однажды сказал: «Для любящего человека вся вселенная слилась любимом существе». И с ним невозможно не согласиться: действительно, любовь немыслима без желания подарить другому человеку лучшие моменты жизни. Именно поэтому это чувство не приемлет какого-либо эгоизма.
Проблемы взаимоотношений в семье; проблема «отцов и детей»
Цитаты
1) Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение (О. Бальзак).
2) Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей (В. Ключевский).
3) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери (В.Г.Белинский).
4) Нет слов таких, чтоб выразить сполна,
Что значит мать и что для нас она (Ш.Пётёфи, венгер.поэт)
Аргументы
1) Дети не всегда могут в полной мере оценить и понять силу любви родителей. Как часто бывает, что мы обижаемся и злимся на своих отцов и матерей, когда они пытаются предостеречь нас от ошибок. Кажется, что их взгляды на жизнь устарели, что сейчас уже иное время и иные герои. Однако, к сожалению, мы не понимаем, что таким отношением причиняем им боль, а они не говорят нам об этом. Лишь с возрастом, наверное, лучше станем осознавать всю великую жертвенность такой любви. Однажды О.Бальзак сказал: «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение». Перед нами взгляд человека, за плечами которого жизненный опыт – «сын ошибок трудных».
2) В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» есть эпизод, когда Евгений Базаров приезжает вместе с другом Аркадием Кирсановым к родителям. Он испытывает неловкость от чрезмерной суетливости отца и матери, из-за этого он с ними холоден и резок. Однако родители все прощают ему, стремятся «не досаждать» своей любовью и опекой. Ничто не способно поколебать это чувство в их сердце. Особым трагизмом наполнены строки романа, которые изображают двух старичков Базаровых, оплакивающих своего сына. И кажется, что нет более великой и самоотверженной силы, чем любовь родителей.
3) Для Катерины Петровны, героини рассказа К. Паустовского «Телеграмма», очень важно было внимание со стороны её дочери, но Настю больше волновали проблемы на работе. Надежда на встречу с девушкой давала пожилой женщине энергию, но с каждым днём сил оставалось всё меньше и меньше. Вскоре Катерина Петровна умерла, так и не увидев Настю. Я думаю, что смерть женщины, по мысли К. Паустовского, должна послужить уроком как недавно приехавшей в деревню учительнице, так и читателям данного рассказа, которым необходимо всегда помнить о своих близких.
4) Иными представлены взаимоотношения в доме Болконских, героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Для княжны Марьи отец – непререкаемый авторитет, любовь к которому не знает границ. Она окружает его заботой и вниманием, терпит все его насмешки. Такое отношение княжны к отцу не может не вызвать уважения читателя. Её пример заставляет нас задуматься о взаимоотношениях в своей семье.
Проблема хамства и подлости. Проблемы лицемерия и ханжества. Проблема отношения к хулиганам.
Цитаты
1) Хамство создает иллюзию силы и превосходства только у тех, кто хамит (Р. Шакир – Алиева).
2) Уважение к людям есть уважение к самому себе (Д.Голсуорси).
3) Когда бьют по одному честному лицу – все честные лица должны испытывать и боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства (Л.Андреев).
4) Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (И.Гёте).
5) Человек отражается в своих поступках ( И. Шиллер).
6) Наш страх – это источник храбрости для наших врагов (Томас Манн).
7) Ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих всё наружу (О.Бальзак).
8) Чистая совесть – самая лучшая подушка (Г.Ибсен).
9) Все победы начинаются с побед над самим собой (Л.Леонов).
10) В каждом из нас заключено два человека, из которых один порицает то, что делает другой (Г.Сенкевич).
11) Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства (В.А.Сухомлинский).
12) Лицемер – всегда раб (Р.Роллан).
13) Отсутствие вкуса – один из тех изъянов, которые неотделимы от ханжества (О.Бальзак).
14) Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое (А. Шопенгауэр).
15) Унижает человека именно ложь (О. Бальзак).
Аргументы
1) В доме Простаковых, героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», царила недружелюбная атмосфера, наполненная грубостью и хамством. Именно таким нравственным устоям следовал Митрофанушка, о котором можно сказать: «Вот злонравия достойные плоды!» Д. И. Фонвизин подчеркивает, что общество, в котором хамство является манерой общения, непременно воспитает невежественное поколение.
2) На мой взгляд, основная мысль текста может быть проиллюстрирована словами известного публициста Р. Шакир – Алиева: «Хамство создает иллюзию силы и превосходства только у тех, кто хамит». С этим невозможно не согласиться. Действительно, нахамив кому-то, человек никогда не заслужит одобрения окружающих. Невежественное, вызывающее поведение недопустимо в цивилизованном обществе.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ (СТАНОВЛЕНИЯ) ЛИЧНОСТИ; ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
1. Возможные формулировки проблем
– Проблемы формирования характера человека. (Что влияет на формирование характера человека?)
– Проблема формирования духовной личности
– Проблема формирования духовной зрелости и нравственной прочности человека
– Проблема роли детства в становлении личности
– Проблема роли книги в становлении личности ребенка
– Проблема роли чтения в формировании положительных качеств личности
– Проблема всесторонне развитой личности. (Что такое всесторонне развитая личность? Как она формируется? Каждый ли может стать всесторонне развитой личностью?)
– Проблема роли семьи в становлении личности
– Проблема влияния современных средств массовой информации на формирование личности
– Проблема воспитания подрастающего поколения. (Чему надо учить детей? Проблемы выбора нравственных ценностей в воспитании)
– Проблема воспитания доброты (милосердия, духовной стойкости)
– Проблема личности учителя (Каким должен быть настоящий учитель?)
– Проблема влияния личности учителя на судьбу подростков и выбор ими жизненных ориентиров
– Проблема преподавания литературы
– Проблема влияния художественной литературы на мировоззрение человека
– Проблема воспитания вкуса к настоящей литературе
– Проблема роли взрослых в жизни детей
– Проблема роли игрушки в воспитании детей (Является ли игрушка только забавой? Влияет ли игрушка на душу ребенка, на формирование его духовных качеств? Чему могут учить современные игрушки?)
– Проблема влияния телевидения (Интернета, средств массовой информации, массовой литературы, моды), на воспитание молодого поколения.
– Проблема готовности к жизни современной молодежи.
Цитаты
1) Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества (Теодор Рузвельт).
2) Что посеешь в юности, то пожнёшь в старости (Г.Ибсен).
3) Воспитание – великое дело: им решается участь человека (В.Г.Белинский).
4) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (В.И.Даль)
5) Без детей нельзя было бы так любить человечество (Ф.М.Достоевский).
6) Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь(В.О.Ключевский).
7) Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно (А.С.Макаренко).
8) Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми (О.Уайльд).
11) Все человеческие умения не что иное, как смесь терпения и времени (О. Бальзак).
12) Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом все для человека, это и значит для него сделаться самим собой. (В.Г. Белинский)
13) Нет счастья в бездействии (Ф.М. Достоевский).
Аргументы
1) Я считаю, что именно поддержка близких людей часто спасает подростка, помогает найти верную дорогу в жизни, что особенно важно в наше трудное, полное потрясений время. Подтверждением этой мысли могут послужить слова В.Г.Белинского: «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это и значит для него сделаться самим собой». Герою статьи удалось «сделаться самим собой», несмотря на все трудности, которые послала ему судьба.
2) Сложные жизненные перипетии возникают у Петра Гринева, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На пути к счастью ему приходится испытывать себя на прочность, взрослеть, принимая судьбоносные решения. Наставления мудрого отца: верно служить отечеству, не запятнать своей чести – направляют его действия, помогают не отступать от нравственного кодекса под давлениям обстоятельств.
3) Я согласен с точкой зрения публициста и тоже считаю, что наше поколение – это поколение «прагматичных мечтателей». Мы многого хотим, но зачастую не готовы трудиться для достижения своих целей. По-моему, и цели наши слишком приземленные: мы мечтаем о комфорте, материальном благополучии, быстром успехе и т.д. Однако нам нужно помнить, что от наших желаний и поступков зависит будущее страны. Русский критик В.Г.Белинский заметил: «Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса».
4) Мне бы не хотелось, чтобы о нашем поколении сказали так, как о своих современниках говорил М.Ю.Лермонтов:
Печально я гляжу на наше поколенье:
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
5) В произведении Распутина «Уроки французского» мы знакомимся с историей, произошедшей в послевоенные годы. Лидия Михайловна бескорыстно помогала мальчику, обучая его тем самым не только французскому языку, но и основам нравственности. Писатель надеется, что эта история не оставит равнодушным как маленького, так и взрослого читателя, ведь никому нельзя забывать об учителях – людях, которые, по словам Ф. А. Абрамова, «держат в своих руках будущее планеты».
6) Об удивительном влиянии преподавателей на становление жизненных ценностей детей писал и Б.Васильев. В произведении «Завтра была война» лейтмотивом звучит мысль о том, что именно в школьные годы происходит взросление ребенка. Так, необычная система воспитания, которую ввел Н.Ромахин, «не сковывала» духовного поиска детей, а, наоборот, провоцировала становление их мировоззрения. Именно поэтому новый директор легко добился расположения ребят.
7) Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова впитала в себя все лучшие качества русской души: открытость, добросердечие, отзывчивость, лиричность, любовь и заботу. Толстой не случайно подчеркивает истоки ее характера – они в той народной культуре, которая вросла в неё с молоком матери, с песнями, обрядами и танцами русских праздников, с национальными традициями русских забав. Именно такой крепкий этический духовный фундамент не позволил пасть духом в минуты тяжелейших испытаний и потерь, и даже в момент отступления вместе с русскими войсками из Москвы Наташа Ростова без колебания сбрасывает семейное богатство с подвод и отдает их для спасения раненых.
8) С героиней романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташей Ростовой мы знакомимся на первых страницах произведения. Она предстаёт перед читателями совсем юной девушкой, окруженной заботой и вниманием со стороны графини. Эти детские впечатления сопровождают Наташу в течение всей её жизни, и именно они помогают девушке избежать «духовного надлома» личности. Поэтому в финале произведения мы видим любимую героиню Л.Н.Толстого счастливой матерью. Таким образом, на примере Наташи Ростовой известный писатель ещё раз доказывает нам, что роль детских впечатлений в процессе становления личность очень велика.
9) На мой взгляд, основная мысль текста подтверждается пословицей: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Она очень точно и емко отражает значение тех жизненных впечатлений, которые ребенок получает в раннем детстве в отношениях с окружающими, для его последующего мировосприятия. В этот период очень важно окружить дитя заботой и лаской, чтобы даже спустя десятилетия эта пора ассоциировалась с «яркими красками». Именно тогда человек сможет сохранить ясность взгляда на мир и радоваться каждому дню.
НРАВСТВЕННЫЕ (МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ) ПРОБЛЕМЫ
(проблемы духовной жизни человека и взаимоотношений людей)
1. Возможные формулировки проблем
– Проблема нравственных ценностей. (Проблема понимания истинных ценностей)
– Проблема духовности
– Проблема нравственного выбора
– Проблема нравственных возможностей человека
– Проблема влияния времени на характер нравственных ценностей
– Проблема влияния эпохи (времени, общества) на характер нравственных ориентиров молодого поколения.
– Проблема нравственной прочности человека и ответственности перед самим собой. (Можно ли поступаться нравственными ценностями?)
– Проблемы духовной силы (духовной стойкости) человека. (Что может дать человеку духовные силы?)
– Проблема верности долгу. (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?)
– Проблема значимости труда в жизни человека
– Проблема преданности своему делу (профессии).
– Проблема выбора жизненного пути. (Какими морально-нравственными ценностями следует руководствоваться при выборе жизненного пути и почему?)
– Проблема свободы личности и свободы выбора жизненного пути. (Свободен ли человек в своем выборе? Нужно ли слепо подчиняться моде или какому-либо внешнему влиянию?)
– Проблема истинного человеческого счастья и пути к нему. (В чем состоит истинное счастье и как его можно достичь?)
– Проблема духовности и бездуховности. (Что такое духовность? Как она соотносится с образованностью?)
– Проблема чести и бесчестия. (Проблема истинной и ложной чести).
– Проблема совести.
– Проблема поведения человека в экстремальной ситуации
– Проблема интеллигентности. (Что такое истинная интеллигентность? Кого можно считать истинным интеллигентом?)
– Проблема внутренней и внешней красоты человека.
Аргументы
1) Для Петра Гринева, героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», бесчестие оказывается хуже смерти. Молодой человек присягал на верность императрице, поэтому он не может поступить на службу к Пугачеву даже ради спасения жизни. Наказ отца: «Береги честь смолоду»,- является своего рода талисманом для героя, помогающим ему преодолевать суровые жизненные испытания.
2) Согласно словарю С.И.Ожегова, честь- это «достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». Я думаю, что важнейшими из этих качеств являются именно чувство собственного достоинства и совесть. Не случайно А. Шопенгауэр отметил «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». По моему мнению, именно эти свойства личности делают человека человеком.
3) В повести Б. Васильева «Завтра была война» отражено воздействие эпохи на формирование мировоззрения молодого поколения. История юношей и девушек, воспитанных под влиянием коммунистической идеологии, не может оставить читателя равнодушным. Например, образ Искры является собирательным: в характере девочки воплотились те черты, которые были присущи многим ребятам, родившимся и воспитанным в первые десятилетия существования Советского государства.
4) Проблема поиска жизненного пути, реализации намеченной цели нашла отражение в романе В.Каверина «Два капитана». Саня Григорьев, главный герой произведения, в качестве девиза для себя выбрал слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Выбор профессии военного летчика был подчинен одной цели – найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова. Саня Григорьев преодолевает много испытаний на своем пути, но всегда остаётся честным, благородным, неспособным на подлость человеком. В этом образе отразились лучшие черты предвоенного поколения, которое не мыслило свою жизнь без служения общему делу.
6) Действительно, для каждого из нас важно найти правильную дорогу. Если твое дело тебе нравится, ты будешь уверенно себя чувствовать, с удовольствием работать, а это так важно для всех – и для самого человека, и для всех, с кем он общается. Безусловно, прав был русский критик В.Г.Белинский, утверждавший: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это и значит для него сделаться самим собой».
7) Проблема зависимости становления личности от среды остро обозначилась в творчестве писателей-реалистов. В художественной литературе появляется социально-психологический тип «лишнего человека», в котором нашел отражение главный тезис реализма: общество и время формируют человека. В образе Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С.Пушкина, нашли отражение типичные черты «лишнего человека»: это дворянин, получивший характерное для того времени воспитание и образование, но не нашедший места в своей среде. Он одинок, разочарован в жизни, ощущает своей интеллектуальное и нравственное превосходство над обществом, потому что смог увидеть бессмысленность светской жизни. Однако именно этот образ жизни сформировал основные черты его характера: пассивность, неспособность изменить что-то в собственной судьбе и жизни окружающих, неумение трудиться, скептицизм и эгоизм.
8) На мой взгляд, феномен зеркала общества в судьбе человека наиболее ярко представлен в романе И.А.Гончарова «Обломов». Обломов – это не просто герой, а тип, имя которого стало нарицательным. О том, как формируется такой тип, лучше всего говорит «сон Обломова». В нем создается мир Обломовки – той России, которая воспитывает Обломовых – в праздности, в оторванности от настоящей жизни, хотя в словах писателя чувствуется ностальгия по уходящему миру, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, как у Ильи Ильича, до конца дней остающегося беспомощным ребенком. Однако приговор такой среде беспощаден и произносится он самим же Обломовым: «Жизнь моя началась с угасания».
9) Самооценку героев рассказа «Старуха Изергиль» М.Горький характеризует словом «гордый». Однако данное понятие получает разное смысловое наполнение в легенде о Ларре и легенде о Данко. Гордость Ларры основана на эгоизме, т.е. стремлении любой ценой удовлетворить свои желания, когда человек думает, что весь мир сконцентрирован вокруг него. Но этот путь, по мнению писателя, - дорога в пустоту и одиночество, символом которого становится неприкаянная тень Ларры. Данко же, напротив, олицетворяет гордый путь самоотречения, альтруизма, служения людям. Это его миссия, которая никогда не будет оценена теми, ради кого была отдана жизнь.
10) Следует заметить, что путь самоотречения может иметь крайнюю степень проявления, когда личность самоуничтожается, терзаемая только оценками других и собственным несовершенством. Таков образ «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» человеческая суть подменяется социальным статусом, чувство собственного достоинства – степенью подобострастия перед власть имущими. Так вместо человека появляется и существует чиновник Червяков с говорящей фамилией.
11) В произведении М. Булгакова «Собачье сердце» профессор останавливает знаменитый эксперимент с Шариком. Он проявляет себя как истинный ученый, ведь, несмотря на то, что удачно проведенный опыт принёс бы ему признание общества и богатство, герой отказался от данной идеи. Профессор сумел вовремя осознать собственное заблуждение и расценить его как важную ступень на пути к истине.
12) Несколько лет назад вся Россия была покорена поступком скромного «смотрителя» одного из заброшенных аэродромов, который, казалось, всего лишь поддерживал вроде бы уже никому не нужную взлетную полосу в рабочем состоянии: убирал мусор, вырубал молодую поросль, пробивающуюся сквозь бетонные плиты… Но именно эта полоса стала спасательным кругом для более ста пассажиров, которые оказались на высоте десяти тысяч метров в терпящем крушение над тайгой самолете: пилоты увидели что-то похожее на место возможной посадки и смогли приземлиться, сохранив жизнь людям, находившимся на борту. На мой взгляд, вот пример истинного героизма, который не нуждается в зрителях и дарит счастье тысячам людей, дождавшимся своих родных, близких, друзей, партнеров…
13) Конфликт общественного и личного может быть разрешен только с позиции духовно развитой личности. Человек отличается от животного тем, что способен свои биологические инстинкты, например чувство самосохранения, подчинять разумной необходимости ради блага других. Индикатором такого выбора является совесть. Истинный образец подобного самопожертвования находим в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Заглавный герой произведения собственной рукой убивает сына-предателя, не устоявшего перед любовным соблазном. Сколько же мужества и душевной стойкости потребовалось Тарасу Бульбе, когда он видел смерть и старшего сына Остапа за свой народ! Нравственная цельность Тараса не позволила ему отцовским чувствам взять верх над долгом перед страной.
14) Зачастую выбор между личным и общественным приходится делать не только в бою. Практически все любимые герои Л.Н.Толстого не могут довольствоваться своими успехами и тихим счастьем, если они не приносят пользы людям. Таковы Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, Константин Левин… В образах этих героев нашла отражение идея писателя о духовном служении народу.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
– Проблема смысла жизни. (В чем состоит смыл жизни?)
– Проблема добра и зла. (Проблема противоборства добра и зла)
– Проблема счастья. (В чем состоит счастье? Что такое истинное счастье? Какого человека можно назвать счастливым?)
– Проблема свободы и ответственности человека
– Проблема таланта. (Что такое талант?)
– Проблема роли личности в истории. (Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким может быть человек, способный повлиять на ход истории? Каким может быть человек, способный повлиять на ход истории?)
– Проблема отношения человека и мира. (Может ли человек изменить мир?)
– Проблема физических и духовных возможностей человека. (Безграничны ли эти возможности?)
– Проблема сущности науки как вида человеческой деятельности
Цитаты
1) Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я» (Г.Гегель).
2) Человек таков, каково его представление о счастье (В.А.Сухомлинский).
3) Счастье – в предчувствии счастья (А.Вампилов).
4) Человек создан для счастья, как птица для полёта (В.Г.Короленко).
5) Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней (К.Г.Паустовский).
6) Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (Грузинская пословица).
7) Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении (А.Н.Толстой).
8) Сеешь зло – жди кровавой жатвы (Жан Расин).
9) Зло порождает зло (М.Ю.Лермонтов)
10) Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (А.Швейцер)
11) Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Спиноза).
12) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе ( Л. Н.Толстой)
13) Добро – не наука, оно действие (Р.Роллан).
14) Доброта лучше красоты (Г.Гейне).
15) Каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза (Г. Гейне).
16) Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать (И.С.Тургенев).
17) Жалость к палачам становится жестокостью по отношению к жертвам (Р.Роллан).
18) Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения (А.Эйнштейн).
19) Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившегося (Амирэджеби).
Аргументы
1) Поиск смысла жизни – ключевая проблема романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Главный герой произведения Пьер Безухов проходит трудный путь духовных исканий: пытается жить светской жизнью, ищет истину в учении масонов, принимает личное участие в Бородинском сражении. При этом ощущение полноты бытия приходит к нему после знакомства с Платоном Каратаевым – простым русским крестьянином. В основе мировоззрения Каратаева лежит любовь к человеку и принятие его, умение даже в самых сложных жизненных ситуациях видеть светлое начало. Именно такое мудрое отношение к миру позволило Пьеру понять, что смысл жизни заключается в самой жизни, если она наполнена любовью к людям и служением им.
2) Умение жить в соответствии со своими нравственными убеждениями, способность ценить жизнь, понять другого человека и принять его со всеми достоинствами и недостатками присущи Матрене – героине рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Это мудрая женщина, смысл жизни которой – бескорыстное служение людям. По мнению самого писателя, именно в образе Матрены воплощен идеал русского праведника.
3) Способность найти прекрасное в повседневном – одна из важнейших особенностей поэзии И. А. Бунина. Подтверждение этой мысли находим в стихотворении «Вечер»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
С поэтом нельзя не согласиться, ведь, по словам Б. Шоу, «способность видеть чудесное в обыкновенном – неизменный признак мудрости». Поэтому воспитание в себе умения радоваться каждому моменту бытия – задача каждого из нас.
4) Помочь нуждающемуся, улыбнуться прохожему, сказать доброе слово огорченному, похвалить человека – все это так легко сделать. Нужно не скупиться на добро, ведь, по словам Д.Голсуорси, «доброта – качество, излишек которого не вредит». И чем больше мы отпускаем в мир добрых дел, тем светлее и радостнее он становится, тем меньше места остается для дурного.
5) В произведениях русской литературы нравственная состоятельность героя определяется его душевными качествами. В произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» злонравие является «достойным» плодом зла. Это худшие качества, присущие человеческой душе: невежество, жестокость и самодурство, которые ярко воплощаются в мире Простаковых и Скотининых, стремящихся подчинить всю жизнь своей воле. Однако этому злу противостоит сила добра, главными представителями которой являются Стародум, Софья и Правдин. Д.И.Фонвизин утверждает в пьесе победу добра над злом: Простакова наказана и порядок восстановлен в ее имении.
6) Французский писатель О.Бальзак сказал: «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры». Я думаю, что такие люди не способны оставить заметный след в жизни, повлиять на судьбу эпохи. Личность, вошедшая в историю, – это человек, думающий не о сиюминутной славе, а тот, кто смотрит вперед через время. Его не могут сломить трудности, клевета недоброжелателей и недовольство соратников. К великим людям могут быть отнесены слова А.С.Пушкина: «…хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».
Социальные проблемы (проблемы устройства и жизни общества).
– Проблема социальной справедливости /несправедливости, социального неравенства
– Проблема соблюдения прав человека в обществе.
– Проблема создания правового государства
– Проблема НТР и развития общества
– Проблема влияния современных средств массовой коммуникации (телевидения, Интернета и др.) на развитие современного общества (Какую роль играют телевидение и Интернет в жизни современного общества и современного человека?)
– Проблема отношения к человеческому труду (Всякая ли работа хороша?)
– Проблема отношения общества к знаменитостям
– Проблема отношения общества к его выдающимся представителям
– Проблема взаимоотношений науки и нравственности в современном обществе (Должно ли развитие науки контролироваться нравственными нормами?)
– Проблема допустимости/недопустимости вмешательства в естественный ход вещей.
Политические проблемы (проблемы, связанные с деятельностью государственной власти)
– Проблема власти и личности
– Проблема построения гражданского общества
– Проблема бюрократизма и чинопочитания
– Проблема национализма (шовинизма, интернационализма)
– Проблема международных конфликтов и бессмысленности военного противостояния
В. Цитаты
1) Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать (И.С.Тургенев).
2) Жалость к палачам становится жестокостью по отношению к жертвам (Р.Роллан).
3) Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившегося (Амирэджеби).
4) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин).
5) Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое (А. Шопенгауэр).
6) Кто впёрся в чин лисой,
Тот в чине будет волком (В.А.Жуковский).
7) У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте (М.Е.Салтыков-Щедрин).
8) Созидается общество началами нравственными (Ф.М. Достоевский).
9) Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (А.Эйнштейн).
10) Будь то общественная личность или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств (Цицерон).
Аргументы
1) В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов подвергает резкой критике «пресмыкательство» низших чинов перед высшими. Примечательно то, что дальнейшая судьба собаки зависит именно от социального статуса её хозяина. Мы понимаем, что полицейский надзиратель Очумелов, которого «бросает то в жар, то в холод» от одной мысли о том, что может стать с его карьерой, прими он неправильное решение, словно «очумевший», будет менять свой приговор каждый раз, когда узнает новые сведения о животном. На мой взгляд, такое это неприемлемо в современном обществе. Я убеждена, что в ситуации, произошедшей на площади, поведение Очумелова должно быть регулироваться именно «законами нравственности».
2) В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» чиновники рассматривают свои должности лишь как хороший способ жить без забот. Они даже не пытаются скрывать своё безделье, безответственность, взяточничество. Именно такой способ существования высмеивает Н. В. Гоголь. Писатель убежден в том, что названные пороки общества следует искоренять.
3) Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Так, в поэме А. Т. Твардовского «За далью даль» есть строки: «Я жил, я был. За всё на свете я отвечаю головой!. Именно эти слова должны стать отражением жизненной позиции современной молодежи. Только тогда можно будет избавиться от «самого распространенного в нашей жизни стереотипа» – стереотипа безответственности.
4) Часто бывает, что, личность, изменяющая ход времени, истории, остается не понятой, не оцененной этим временем. Вспомним, с каким трудом проводились петровские преобразования, как неоднозначно воспринимался царь-реформатор. Однако Петр Первый нашел в себе силы и веру, чтобы довести начатое дело до конца. И сейчас почти никто не сомневается в необходимости совершенных им перемен.
5) В поэме А. С. Пушкина «Полтава» перед читателями предстает образ Петра I, причем для автора важна не только историческая личность реформатора, но и его победы во благо Отчизны. Великому полководцу, обладавшему по-настоящему сильным, неординарным характером, удалось одержать победу в Полтавской битве. А.С. Пушкин отмечает личное участие Петра в сражении, ведь тем самым он воодушевлял армию своим примером. Всё это помогает читателю представить образ истинного полководца, по праву занимающего особое место в истории России.
6) В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает, что непререкаемым авторитетом у солдат пользуется М. И. Кутузов. Он хорошо понимает и знает то, что волнует народ. Кутузов даже внешне напоминает простых солдат. Поэтому армия любит и уважает своего главнокомандующего, ведь, в отличие от Наполеона, Михаил Иларионович искренне жалеет тех, кто гибнет в сражениях с французами. Именно поэтому Кутузов заслужил уважение своих соотечественников.
7) Непростые взаимоотношения «частного» человека и государства не раз становились предметом художественного анализа в русской литературе. В рассказе Солженицына « Матренин двор» этот конфликт скрыт благодаря душевной силе главной героини. На ее жизнь выпало много бед, однако ей удалось сохранить в себе истинную душу, несмотря на вопиющее бесправие и издевательское пренебрежение к простому человеку во властных структурах, с которыми ей пришлось столкнуться на своем жизненном пути.
8) В XIX веке к теме взаимодействия личности и власти обращается А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» и создает символический образ памятника Петру 1, олицетворяющего самодержавие, бессмысленную и жестокую силу. Конфликт в поэме не показан открыто, а лишь происходит в воображении бедного чиновника Евгения. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье, хотя бунт одиночки безумен и бессмыслен.
9) Символико-метафорическими образами романа Е.Замятина «Мы» являются Человек и Единое государство. В жанре антиутопии автор развенчивает миф об идеальной жизни личности в отлаженном механизме государства: власть вмешивается в «строение» личности, подчиняет ее себе, превращая в винтик системы.
10) Следует помнить, что отъезд из России для многих деятелей науки и культуры был не столько сознательным шагом, сколько актом гонения свободы слова со стороны государственной власти. Так вынужден был покинуть Родину А.И.Солженицын. Но все его мысли, его сердце всегда оставались верны своему Отечеству. Я думаю, что слова Байрона: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может», – в полной мере отражают гражданскую позицию многих вынужденных эмигрантов.
11) Ярким примером, подтверждающим моё мнение, является история жизни советской актрисы Татьяны Самойловой, знакомой зрителям по ролям в таких фильмах, как «Летят журавли», «Анна Каренина». Знаменитая в годы СССР артистка спустя десятилетия исчезла с экрана телевизора. Люди забыли об актрисе, она оказалась совершенно одинока, несмотря на то что в прежние годы Татьяна Самойлова была известна всей стране и принесла мировую известность советскому кино.
Телевидение
Оценка роли телевидения в жизни современных людей вызывает массу вопросов и дает неоднозначные ответы на них. Помимо определенного положительного влияния СМИ на жизнь современного общества – расширения кругозора человека, формирования сопричастности творящейся здесь и сейчас истории – в публицистике существуют и противоположные мнения: телевидение формирует пассивность, «усредняет» интеллектуальный потенциал социума. В книге В.Саппака «Телевидение и мы», которую журналист построил как четыре беседы с читателем о месте телевидения в обществе, находим интересные рассуждения о плюсах и минусах влияния СМИ на личность. Вывод, к которому приходит публицист, для него очевиден: сколько бы противники «голубого экрана» ни убеждали во вреде данного явления, общество сделало свой выбор, и телевидение стало знаком времени, неотъемлемой его частью, его величайшим успехом, но и, возможно, большой проблемой.
Именно о негативных последствиях засилия телевидения в нашей жизни, его разрушительном влиянии на психику человека пишет психолог Л. В. Трубицына в статье «Средства массовой информации и психологическая травма». Пассивное восприятие информации и невозможность вмешаться в происходящее может привести современного зрителя к глубокой душевной травме. Этот факт следует учитывать всем тем, кто работает над созданием телевизионных программ, так как в погоне за яркой картинкой, эмоциональным комментарием, в стремлении шокировать людей ужасом от происходящих катастроф журналисты забывают о психике зрителя.

Приложенные файлы

  • docx 18048123
    Размер файла: 58 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий