23_2_nomer


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Газета Виртуального государства в Интернете Адыгэ Хэку (Черкесия)
В последние годы мы часто говорим и вспоминаем это
слово - уважение. Значимость этого слова на Кавказе очень
велико, особенно у адыгов. Но давайте проследим, каким
стало отношение к старшим и окружающим. Любое лекар
даже без медицинского образования. Но как часто мы, в
оправдание своей несостоятельности готовы признать свои
ошибки, доказываем свою правоту требованием уважения к
себе и своему слову, и чаще всего начинаем вспоминать кто
Если мужчина 30-50 лет посылает 10-летнего соседского
мальчишку за бутылкой водки, а мальчик отказался, нару
шает ли он этим отказом хабзэ и можно ли его обвинить в
неуважении? И тут начинают вспоминать слова хабзэ, ады
гагъэ, емык1у, хьэйнапэ и т. д. Но самое интересное, то, что
в каждом ауле, в каждой семье и уже у каждого отдельно взя
не правда ли? И снова принцип лекаря. В нужном ли месте
и в нужное ли время мы применяем это лекарство? Помним
ли мы, знаем ли мы в полном объеме значение и важность
этих слов? Можем ли мы разделить четко и ясно, что входит
Несомненно, то, что в каждом из этих понятий основопо
лагающим является уважение. Но такое, казалось бы, про
стое понятие стало настолько размытым, что дать точное
определение этому слову сегодняшним языком и примера
ми стало трудно. Кто виноват в этом? Сосед-пьяница или
мальчик? Проблемы отцов и детей присутствуют и в нашем
вейших проблем, о чем и писал Иван Сергеевич Тургенев в
своем романе «Отцы и дети». Но существовала ли такая про
блема у адыгов в «золотое время»? Кто может привести при
мер конфликта «отцов и детей» во времена нартов, в 16-19 вв.
Это доказывает то, что мы находимся в непривычной для нас
среде, что мы лишены той естественной среды, создававшей
ся веками мудростью наших предков. На нас воздействуют
стихийным «телевизионным» развращением. Любое дерево,
если его пересадить, болеет в начале. Но какие плоды будет
давать дерево, выращенное в чуждой ему среде? И зачем пе
Опять же, встаёт вопрос, почему мы и наша культура пре
терпели изменения в отрицательную сторону? Кто виноват?
«Старшие» или «младшие»? Ведь перелом произошел в те
времена, когда телевизоры были не в каждой семье, да и по
литика была другая. Так почему мы не смогли сохранить
и пронести самое важное для нашего народа - хабзэ (ц1ы
хугъэ, акъыл, л1ыгъэ, напэ, пщ1э), когда его смогли про
нести и сохранить и в более страшные времена? Возьмите
Русско-Кавказскую войну, ВОВ, а сегодня мы разве воюем?
Тогда, быть может, они не смогли пронести и донести за
знать этих понятий? Ответ один - нет преемственности бо
лее в нашем народе... Но так ли это? Разве дети не повторя
ют то, что происходит в семье? Адыги говорили: «посадив
тыкву, не жди кукурузы». Да, конечно, сегодня легче жить
вообще без всяких правил, а хабзэ требует в первую оче
Я задал множество вопросов, а толком не ответил ни на
один. Но кто должен отвечать на них? Быть может, наста
ло время каждому из нас самому себе задать эти вопросы
и честно ответить на них? Боюсь, что все эти вопросы со
льются в один, и этот вопрос прозвучит так: «Кто я? Могу
ли я называть себя адыгом? Что я вообще знаю об адыгах,
о себе?» Весь мир и наши соседи по Кавказу стали все чаще
и чаще задавать другой вопрос: «Адыги? А кто это?» А все
потому, что мы не используем богатства нашего народа,
которые накопили своей мудростью, отвагой и поступка
ми. Мы не уважаем свой народ, то есть самих себя. Наше
поколение не пополняет эти богатства. Хочу процитиро
вать Дубровина: «Самые смелые и прославленные наезд
ники держатся скромно и вежливо, они готовы первые
замолчать в споре, уступить место, но на действительное
оскорбление они отвечают с быстротой молнии, без кри
А как бы сегодня написали о нас? «НЕ держатся скром
но и вежливо, они НЕ готовы первые замолчать в споре,
НЕ уступят место, но на действительное оскорбление они
Я задаю вопрос каждому из Вас: «Устраивает Вас это?»
Себе я задаю вопрос: «Неужели у нас не хватит мужества,
не осталось любви к своему народу, неужели мы не смо
жем изменить себя и нынешнюю ситуацию, и вернуться
на тропу наших отцов? Неужели эта тропа заросла навсег
Тхьэмадэ Виртуальной Черкесии
Руслан ТЕШЕВ
К сожалению, в течение длительного
времени наблюдается заметное снижение
качества и восприятия адыгской культу
ры, которая утрачивает свойственную ей
красоту и гармонию, величавую сдержан
ность и благородство. От того, каким будет
морально-нравственное воспитание, глуби
на знаний о своей истории и культуре под
растающего поколения зависит будущее
нашего этноса. В традиционных обществах,
каковыми являются кабардинцы и балкар
цы, где взаимоотношения людей строятся
на основе народных традиций и обычаев,
важнейшим компонентом народной педа
гогики является пример (щапхъэ). Особое
внимание должно уделяться национальной
истории, в ней достаточно ярких страниц
и положительного ресурса, на основе кото
рых возможно формирование граждански
активного и высоконравственного человека
- патриота. Это и примеры из древней исто
рии, и из периода Русско-кавказской войны,
Великой Отечественной войны, Грузино-
абхазской войны. Надо признать наличие в
прошлом совершенной системы народной
педагогики, фундаментом которой слу
жили не страх и наказание, а убеждение и
привлекательный пример. О том, какое зна
чение наши предки придавали нравствен
ности человека, говорит адыгская народная
пословица: «Ум не имеет цены, а воспитан
ность пределов». У адыгов основой народ
ной педагогики являлись адыгагъэ и хабзэ,
при этом охватывающее все стороны жизни
общества адыгство отождествлялось с «че
ловечностью», а хабзэ являлось этикетно-
ритуальным сводом правил поведения в
Шаукат Муфти писал: «Именно они, пра
вила хабзэ, учат мужеству, терпению, бес
страшию и многим добродетелям. Ради них
молодые люди рисковали своей жизнью,
лишали себя сна и довольствовались малым
количеством еды и питья. Они никогда не
садились и не курили в присутствии стар
ших, никогда не начинали разговор первы
ми. Черкесы никогда не ссорились с жен
щиной, не произносили бранных слов, не
беспокоили соседей. Без соблюдения этих
правил не мыслилась сама жизнь. Человек
не должен был быть жадным, не имел права
не сдержать обещания, присваивать чужие
деньги или выказывать трусость. Он не дол
жен пренебрегать своими обязанностями
по отношению к родителям, оставлять себе
Уже в начале 19 века наш просветитель
Шора Ногма считал конечной целью исто
рии развитие просвещения через нрав
ственность и культуру. «Дети воспитыва
ются очень разумно. Ребенка никогда не
бьют и даже не ругают», - свидетельствовал
Лапинский. Первое, что слышал новорож
денный, это колыбельная песня, сложен
ная в его честь, в которой воспевались слава
его предков, достоинства родителей, затем
описания его будущих подвигов и деянии.
В беседах в кунацкой, куда специально до
пускалась молодежь, в походах, в народных
песнях они находили те ориентиры, на ко
торых воспитывалось очередное поколение,
вызывавшее восхищение иноплеменников
своими личными качествами, культи
вировавшее уважение, честь, человеч
ность. Живой пример всегда стоял перед
глазами, отец для ребёнка был непре
рекаемым авторитетом в нравственно-
поведенческом плане. В свою очередь
вся жизнь старших объективно была
подчинена взращиванию достойных
продолжателей утонченных традиции
и возвышенного образа жизни, недаром
наш народ говорил: «Растящий ребенка
платит цену - жизнь». Она рождалась не
в изоляции и не в кабинетах, а в реаль
ной повседневности. «Лета у них выше
звания. Молодой человек самого высоко
го происхождения обязан вставать перед
каждым стариком, не спрашивая его
имени, уступать ему место, не садить
ся без его позволения, молчать перед
ним, кратко и почтительно отвечать на
его вопросы. Каждая услуга, оказанная
седине, ставится молодому человеку в
честь», - писали о наших предках совре
менники, а побывавший на Кавказе и
живший среди черкесов в начале 19 века
Р. Скасси отмечал: «Все мужчины с воз
раста 13-15 лет и до старости приучены
носить оружие. Храбрость у них первая
добродетель. Воспитание детей все на
правлено к тому, чтобы внушить им ве
личайшую храбрость, воздержанность,
повиновение родителям и почтение к
старикам». Адыгское общество предъявляло
повышенные требования к каждому своему
соплеменнику и именно народное мнение
и народная слава являлись одними из глав
ных побудительных причин и стимулов к
достойной и яркой жизни. Еще в 15 веке Дж.
Интериано писал: «Они, (адыги), держаться
того мнения, что никто не должен считать
ся благородным, если о нем имеются слухи,
что он когда либо занимался недостойным
делом, хотя бы он был самого древнего,
даже царского рода». Детально разработан
ные приемы и средства воспитания, учиты
вающие половозрастные особенности детей
и молодежи, базирующиеся на принципах
адыгагъэ, основным содержанием которой
является человечность, давали возможность
взрастить достойных сынов и дочерей своего
Отечества. Просветитель 19 века А.Г.Кешев
писал об адыгах: «Племя это может быть на
звано по справедливости творцом и первым
распространителем духа рыцарства среди
прочих кавказских народов. Им проникну
Автор 1 половины 19 века Сталь отме
чал: «Молодость мужчины, его красота и
богатство ничего не значат в глазах чер
кешенки, если ищущий ее руки не имеет
храбрости, красноречия и громкого име
ни». Постоянная работа над своим телом
и духовно-нравственное развитие,
дившее с постоянным участием старшего
поколения, всего общества, имели своим
результатом гармоничную личность, спо
собную адекватно воспринять действи
тельность и ответить на вызовы времени.
«Не дай зарасти тропе отца своего и не покидай старого родственника», - говорили наши предки. Худо
жественно выражаясь, дорога, проложенная отцами и опыт старого родственника, то есть предшеству
ющих поколений, являлись теми средствами, которые позволяли самосохраниться и развиваться нашему
народу.
В частности, в адыгских семьях отно
шение к девочкам было более вниматель
ным, чем к мальчикам, их даже баловали,
на них не повышали голоса, их приучали
к мягкости, терпению, стыдливости, забот
ливости и чуткости, в них ценили острый
ум, женскую скромность, достоинство и
честь. Особенно различия в воспитании
девочек и мальчиков усиливались к 9-10
годам, когда девочки надевали корсеты,
которые носились до замужества. Общеиз
вестен факт наличия в музее кунсткамере
Санкт-Петербурга двух адыгских корсе
тов объемами 48 и 52 см. соответственно.
Для наглядности приведу описание
черкешенки автора 19 века: «Красота жен
ского пола, издавна прославляемая, в пол
ной мере заслуживает приписываемую ей
похвалу. Кто хочет в наше время иметь
понятие об изяществе красоты, кто хочет
видеть воплощенный идеал красоты клас
сической, тот должен видеть черкешенку.
Живые, полные огня черные глаза; грече
ское очертание; очаровательная белизна
лица, оттененная живым румянцем, носик
несколько продолговатый, но без горби
ны, ротик с алыми губками; темно-русые
волосы, разбросанные по плечам ; полная
высокая грудь; стройный стан, маленькие
ножки - вот очерк красавицы». Послуша
ем еще одно описание, данное исследо
вателем Клапротом: «В общем, черкесов
можно назвать красивой нацией; особенно
красиво выделяются мужчины своим вы
соким ростом и красивым сложением, так
как они делают все возможное, чтобы со
хранить свою стройную талию. Они обыч
но среднего роста, очень сильные, муску
листые, но не жирные. Их плечи и грудь
широки, таз всегда очень узкий; обычно
у них каштановые волосы и карие глаза,
удлиненная голова и узкий прямой нос».
Такими предстают в описаниях современ
ников наши славные предки. «Наша мо
лодежь дурно воспитана, она любит ро
скошь, она насмехается над начальством и
нисколько не уважает стариков. Наши ны
нешние дети стали тиранами, они не вста
ют, когда в комнату входит пожилой чело
век, перечат своим родителям. Попросту
говоря, они стали очень плохие». И еще
одна: «Эта молодежь растлена до глуби
ны души, коварна и нерадива. Она никог
да не будет походить на молодежь былых
времен. Молодое поколение сегодняшне
го дня не сумеет сохранить нашу культу
ру». Первая фраза принадлежит Сократу
(5 век до н. э.), вторая цитата написана на
глиняном горшке 3000-летней давности,
найденной при раскопках Древнего Вави
лона. Я уверен, что подобные выражения
не прозвучат в отношении нас, молодого
поколения, потому что у нас есть славное
прошлое и есть перспективы на будущее.
Необходимо понимание того, что толь
ко общие, целеустремлённые и глубокие
действия всего общества способны воспи
тать высоконравственную и жизненно ак
тивную молодежь, которая в свою очередь
Каждый народ во все времена чтит сво
их героев. Наш народ не исключение, мы
воспитывались всегда на примерах своих
ярких самобытных героев, но... так по
лучилось в силу обстоятельств, что в по
следние годы мы плохо помнили героев
Русско-Кавказской войны, самоотвержен
но защищавших свою древнюю священ
Не все герои пока еще, к сожалению,
нами установлены, но тех, которые уже
доподлинно известны, следует знать всем
и гордиться ими как национальными ге
роями. В этом нам поможет, в частности,
статья П. Аутлева «Герои народной вой
Керуко Шамук Шупако, на сторону
которого становилось много ополченцев,
узнав с предпринимаемых им на действия
русских ответных мерах. Шурухуко Ту
гуз в зарубежных публикациях сравни
вавшийся со средневековым английским
Ричардом 1-м Львиное Сердце; Хадуко
Мансур, который пользовался большим
— Среди абадзехов: их признанные
вожди в ратных делах Хаткоко Сальмен,
Неджуль Едигей, силач богатырь Аутлев
Тхайшау, который с поля боя выносил
одновременно тела четырех раненых или
— Среди шапсугов: рыцари Джамболет
и Мэлгош, Шеретлуко Казбек (или Тугу
зуко Казбеч), вошедший в литературу с
титулом «Льва Кавказа» или «Льва черке
сов», его брат Батчерий и двое его сыно
— Среди бесленейцев: Айтек Каноков,
Казбек Канукошко (Великий Каноко), го
воривший так: «Мы можем гордиться по
бедой, одержанной над превосходящим
нас по числу и вооруженным пушками
противником, если его разгромим и обра
В созвездии предводителей были ке
миргоевцы: Безруков Асланбеч, Береслан
Алхасов, Джанчерий Керкануков и дру
— Среди бжедугов: Очэпщ Плъыжьыр
(Очэпщ Красный), Шумылэкъо Оздэмыр
— Среди убыхов: Берзег Догомуков
Хадж, прозванный черкесским Джорджем
Вашингтоном (вождь американцев в вой
Это далеко не полный перечень героев,
достойных памяти и почтения. В после
дующих номерах газеты мы будем писать
Адыги за свою многовековую историю
вынуждены были множество раз защищать
свою свободу и независимость с оружием
в руках. Поэтому, неудивительно, что хо
рошее развитие у черкесов получила и во
енная медицина, в частности, военная хи
рургия. Множество ранений, получаемых
в сражениях, в том числе и огнестрельного
характера, требовали от черкесов глубоких
У адыгов были искусные лекари - шэхэх
(извлекатели пуль), которые с большим ма
стерством извлекали пули из самых тяже
лых ранений. Не менее искусными были и
О кавказских хирургах и костоправах
Н.И. Пирогов писал: «Азиатские врачи на
Кавказе излечивали совершенно такие на
ружные повреждения (преимущественно
следствия огнестрельных ран), которые, по
мнению наших врачей, требовали отнятия
членов (ампутации), это факт, подтверж
даемый многими наблюдениями; извест
но на всем Кавказе и то, что отнятие чле
нов, вырезывание раздробленных костей
никогда не предпринимается азиатскими
врачами; из кровавых операций, произ
водимых ими для лечения наружных по
вреждений, известны только вырезывание
Любопытно отметить, что известный хи
рург, имея ввиду, по всей вероятности, об
ряды, подобные адыгским капшам (кIапш,
щIэпщакIуэ), говорит, что «искусственная
бессонница, так же, как и удаление оружия
из комнаты больного, кажется более дела
При извлечении пули из тела обычно
исполнялись специальные песни «Шэхэх
уэрэд». Это были, в основном, героиче
ские песни и пшыналъэ (эпические поэмы
о нартских богатырях, сопровождаемые
инструментальной музыкой). Исполнение
песен о нартах Сосруко, Бадыноко, Батра
зе, о народных героях Андемиркане, Шо
лохе, Сунчалее и др., отвлекало внимание
раненого, давало возможность перенести
любую боль, не показывая присутствую
щим своих страданий. Так же, известны
случаи, когда девушка перед раненым,
во время операции, исполняла танец на
пальцах ног. Можно себе представить, ка
кую это невыносимую боль причиняло де
вушке. Но она ни словом, ни выражением
лица не выдавала боли. Естественно, что
мужчина не мог, видя как сильна духом и,
как мужественно держится девушка, выка
Для местного лечения огнестрельных
ран широко применялись различные тра
вы, облепиховое масло (его уникальные за
живляющие свойства доказаны современ
Адыги проводили дренаж (выведение из
раны гноя или жидкости) раны с помощью
конского волоса, в то время как в русской
армии для предотвращения попадания
гноя в кровь просто накладывали тугую по
вязку. Это приводило к нагноению раны.
Пирогов оценил адыгский метод лечения
и, с легкой руки отца военной хирургии
этот метод стал широко использоваться в
лечебной практике. Что интересно, адыги
предварительно этот самый волос кипя
тили, хотя в годы Русско-Кавказской вой
ны не было понятия об антисептике. Эти
данные получены от заведующего курсом
травматологии, ортопедии и военной хи
рургии медицинского факультета КБГУ
Интересно также отметить следующий
малоизвестный факт. Н. И. Пирогов, пер
вым применивший гипсовую повязку в
1854 г. для иммобилизации конечностей,
позаимствовал принцип обездвиживания
места перелома у адыгов. Так, адыги ис
пользовали для этих целей муку (хьэжыгъэ)
и содержимое куриных яиц (джэдыкIэпс).
Эти составные части смешивали в нужных
пропорциях, а затем погружали в эту смесь
куски ткани, которые впоследствии накла
дывали на место перелома. Полученная
повязка затвердевала и надежно фиксиро
вала конечность, способствуя заживлению
места перелома и образованию костной
мозоли под повязкой. Пирогов, будучи в
Крыму отметил подобные фиксирующие
свойства гипса, который был в изобилии
в этой местности в силу наличия здесь за
лежей известняка (СаСО3). В итоге он и
применил первым гипсовую повязку для
В литературе описывается интересный
факт. Один адыг из Кабарды (к сожале
нию, его имя не дошло до нас) сломав
ногу, пригласил горского лекаря. Тот нало
жил ему повязку из вышеуказанной смеси
(джэдыкIэпс + хьэжыгъэ). Через несколько
недель врач пришел проверить состояние
больного и снял ему повязку. Оказалось,
что конечность срослась неправильно. Ле
карь сообщил об этом больному и отме
тил, что возможно он будет хромать. Не
долго думая, кабардинец ударил ногой по
краю кровати, тем самым, сломав ее снова,
а затем обратился к лекарю со следующи
ми словами: «Наложи повязку заново, да
так, чтобы все срослось правильно, и я не
1. Пирогов Н.И. Начала общей военно-полевой
хирургии, взятые из наблюдений военно-
госпитальной практики и воспоминаний о Крым
ской войне и Кавказской экспедиции. Москва, 1941
2. Пирогов Н.И. Труды по экспериментальной, опе
ративной и военно-полевой хирургии (1847-1859) Т
3. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу
4. Попов П. И. Лечение ран у кавкаказских гор
цев.// Военно-медицинский журнал.1855 г., 1.
5. Тхагапсова Г.Г. Народная медицина адыгов. Май
На нем запечатлено свидетельство того, что на данной местно
сти адыги непрерывно проживают по меньшей мере полторы
28 октября на 69 году жизни ушел из жизни выдающийся
адыгский драматург, писатель, художник, гл. редактор журнала
«Iуащхьэмахуэ» Борис Утижев. За свою жизнь он внес немалую
лепту в развитие адыгской куль туры и литературы, и вписал круп
ными буквами свое имя в историю адыгов и в наши сердца.
Ахърэт нэху Тхьэм къырит!
27 октября скоропостижно скнчался великий исполнитель
старинных народных песен Пчегатлук Мадин. Истинный Адыг
который посвятил свою жизнь не только народному исполне
нию песен но так же изготовлению настоящих кинжалов, се
ребряных газырей и тд. По истине золотые руки были у это
человека.
Мы скорбим об этой утрате для всего народаи для всех
Адыгов живущих в мире. Тхьэм ахьрэт къырит.
ШаИЛв ХРОВЖК:
Сегодня адыгская музыка становится все
более и более популярной. Не может не
радовать тот факт, что адыгская молодежь
становится ближе к своей родной культу
ре. Я помню, что несколько лет назад адыг
скую музыку слушали только представи
тели старшего поколения, в то время как
молодёжь предпочитала слушать зарубеж
Сегодня мы познакомимся с исполните
Хусейн родился и вырос в селении Ка
рагач, Прохладненского района КБР. По
сле окончания школы, получил средне-
профессиональное экономическое и
высшее юридическое образование. В шко
ле учился на отлично, участвовал и побеж
дал на республиканских олимпиадах. Стал
известен благодаря таким песням как «Са
таней», «Сигу укъокI», «Уы зи мазэщ, уы зи
дыгъэщ» и др. У Хусейна нет законченно
го музыкального образования, в 1985-86 гг.
брал частные уроки вокала у Олега Грабо
Сегодня Хусейн согласился ответить на
В каком возрасте вы начали вы
Хусейн Ш.:
Выступал, сколько себя пом
ню. Начиная ещё с детского сада, когда
мне было 3-4 года. Первая песня, которую
я спел - «Мы едем, едем, едем в далекие
края». Всегда участвовал в различных ре
Когда вы почувствовали себя по
Хусейн Ш.:
В 2000-м году песня «Сата
ней» стала очень известной. Она входила в
мой первый альбом. Я думаю, моя попу
лярность началась именно с этой песни. А
первый клип был на композицию «Сигу
А сколько альбомов вы уже выпу
Хусейн Ш.:
Уже выпущено 5 альбомов.
Это «Лъагъуныгъэрэ гуфIэгъуэрэ фиIыну»
в 2000-м году, «Фи гъащIэр дахэну» в 2003-м,
«Си уэрэдым и макъамэ» в 2005-м, «Сигу
укъокI» в 2006-м, и пятый альбом вышел в
прошлом году со всеми песнями в формате
Хусейн Ш.:
Сейчас совместно с ансам
блем народной музыки «Адыгэ» (адыгэ
джэгуакIуэ гуп), которая была образована
в июне текущего года, работаем над новым
альбомом. Эту группу я собрал сам. В ее
состав вошли Гендугов Заурбек, Кертиева
По всему видно, что вам близка
Хусейн Ш.:
Да. Я думаю, что каждому
человеку должна быть близка и важна его
культура. Я восхищаюсь красотой нашего
языка, его богатством, многогранностью и
глубиной адыгской музыки. Имен
но поэтому я выбрал путь адыгского
народного певца. Мне не представ
ляется жизнь без адыгской музыки.
И название нашей группы говорит
о том, что в каждом из нас живет
душа адыга, в нас течет адыгская
кровь. Мы патриоты своей родины
и своего народа. Очень позитивно
относимся ко всему, что связано с
адыгством. В свободное время мы
собираемся вместе и поем старин
ные адыгские народные песни.
Меня связывают тёплые дружеские
отношения с Зарамуком Кардангу
шевым, который внес неоценимый
вклад в развитие адыгской культу
ры. Он для меня большой автори
тет, я всегда с ним советуюсь в во
Что вы думаете об адыг
Хусейн Ш.:
Нужно отметить тот
факт, что сейчас молодежь боль
ше стала слушать национальные
песни, интересоваться адыгской
культурой. Если сравнить нынеш
нюю ситуацию с тем, что было лет
10 назад, то позитивные изменения
на лицо. Я стараюсь, по мере воз
можности, посещать Адыгэ джэгу в
Нальчике. Приятно видеть, что на
таких мероприятиях очень много
молодёжи. Сейчас уже возобновили про
ведение свадеб по древне-адыгским тради
циям, в адыгской национальной одежде.
Везде можно увидеть адыгские флаги. Мо
лодые ребята носят футболки с адыгской
Что можете пожелать газете «Хэ
Хусейн Ш.:
Желаю читателям красоты
жизни, какая была у адыгов. Не забывайте,
что мы адыги! Газете желаю процветания,
востребованности и меньше печальных
Бзэр псэщи, арыншэу лъэпкъыр
гъащIэншэщ. Апхуэдэ гупсысэ зимыIэ
«Адыгэ Хэку (Черкесия)» виртуальнэ къэ
ралыгъуэм «щыпсэухэм» зэрыхэмытыр
наIуэ тхуэхъуа нэужь, «адыгэбзэм къэкIуэн
имыIэу» зылъытэхэм яхуэгъэзауэ жэуап
Лъэпкъыр къызэтегъэнэнымкIэ щыIэр
зы Iэмалщ ар и бзэр ихъумэнырщ. НобэкIэ
ди анэдэлъхубзэм дызэрыхуейуэ гулъы
тэ щIагъуэ игъуэткъым, ар дахэ-дахэу
зымыщIэу къытхэтыр мащIэкъым, еджапIэ
куэдми хъарзынэу щрагъэджкъым, ауэ ар
щхьэусыгъуэкъым бзэм и мыхьэнэр, абы
и уасэр ди зэманым нэхъ лъахъшэ хъуауэ
жыпIэну. Адыгэбзэм и пщIэр лъагэщ икIи
ар сыт щыгъуи ди беягъ нэхъыщхьэу къы
зэрызэтенэнум фIэщхъуныгъэ ин худиIэмэ
А Iуэхум ди виртуальнэ къэралыгъуэм
щыщхэм хуаIэ еплъыкIэр, адыгэбзэм теу
хуауэ ятхахэр щIэпплъыкIыжмэ, зы гупсы
сэ къыхэпхыфынущ: «Адыгэбзэм дыхуейщ
икIи арыншэу лъэпкъым зиужьынукъ
Пэжу адыгэ щIэблэм бзэр зымыгъэ
шэрыуэфхэр мымащIэу яхэтщ. Ар езы
щIалэхэми, пщащэхэми яущэхукъым. Ауэ
абы къыдэкIуэу, адыгэбзэм тыншу зэрыри
мыпсалъэфыр емыкIушхуэу я щхьэ хуалъ
агъужу, ар зэрызагъэщIэжынум хущIэкъуу
Уи лъэпкъым и бзэр умыщIэжыным
емыкIу зэрыпылъыр хэти къыгурыIуэмэ
фIыщ. Арами, и анэдэлъхубзэр щIимыщIэм
щхьэусыгъуэ хуэхъуам куэд елъытащ.
Сабийху цIыхум хузэхэмыгъэкIынкIи
мэхъу бзэм и мыхьэнэ щыпкъэр. Ар уна
гъуэм, еджапIэм щызэхимыхмэ дэнэ
деж щызэригъэщIэнур? ИужькIэ бзэм
«кIэлъыIэбэжу» ар зригъэщIэжыну
хуежьакIэ гугъуехь димылъагъуу хъунукъ
ым. Аращи, бзэр унагъуэм илъыныр нэхъ
апэщ. Абы зы тIэкIукIэ ди япэ итахэр емы
гупсысами нобэрей щIэблэм а щыуагъэм
къытримыгъэзэжу къыкIэлъыкIуэ щIэблэр
адыгэбзэм щIипIыкIмэ бзэм и къэкIуэнур
Хэт атIэ щIэблэр? Дэращ! Дэращ зи
IэмыщIэ илъыр лIыщIыгъуэ куэд къы
зэпызыча, ди адэжьхэр зэрызэхъуэхъуу
щыта адыгэбзэ дахэр тхъумэныр! Ар
къызыгурыIуэхэр куэду къытхэтщ, ауэ
Адыгэбзэм и мыхьэнэр щIэблэм
къызэрыгурыIуэм фыхэдгъэгъуазэмэ, да
уэми, наIуэ фхуэхъунущ узыщыгугъын,
лъэпкъым и пщэдейр зи IэмыщIэ иплъхьэн
Адыгэу зызыбжыж дэтхэнэми и бзэр
ищIэн, ар фIыуэ илъагъун хуейщ. Щхьэу
сыгъуэ зэхуэмыдэхэр къыхэкIыу уи бзэр
умыщIэжу хъуами, ар щызэбгъэщIэжыфын
зэман, дауэми, къыхэпхыфынущ. Уи быныр
лъэпкъ хабзэм дауэ зэрыщэпIпIыкIынур
Адыгэ, зэгъащIэ Дунейм тет нэгъуэщI
бзэхэри, щIэныгъэр сыт щыгъуи сэ
бэпщ. Ауэ нэхъыщхьэр аращи, Тхьэш
хуэм къыпIуилъхьа анэдэлъхубзэр
фIыуэ лъагъу, ар гъэлъапIэ. Хамэбзэ
псалъэкIэ къэбгъэлъэгъуэфынукъымэ
гур зэщIэзыIэт гуфIэгъуэр, ар уи бзэкIэ
Адыгэхэ!!! Уи бзэр бзууэ бутIыпщамэ,
Iэлъылъати къэубыдыж, ар уи щIэблэм
Ди Адыгэбзэр - Ди Адыгэпсэщ. Ар
Сэ адыгэбзэр си анэдэлъхубзэу щымыт
ми зэзгъэщIэну сыхуейщ. Сыту жыпIэмэ
хуабжьу сигу ирохь адыгэ уэрэдхэр, ахэр
Сы Адыгэщ! Си бзэр - адыгэбзэщ!!! Сэ
абы сыропсалъэ, сэ абы сырогупсысэ, сэ
Тибзэ тыухъумэн фай! Тэ шIу ты
мылъэгъумэ зыми шIу ылъэгъущтэп.
Сэ сызыфаер, гъогум сырыкIо хъумэ са
быи, нахьыжъи, нахьыкIи тибзэ дахэмкIэ
гущыIэхэу, къызблэкIынхэу ары. Тибзэ ты
рыпагэу, тырыгушхэу, тыадыг тIошъуынэу
джыри бэрэ дунаим тытетынэу сыфай. Ти
Iэмал имыIэу ди бзэр тхъумэн ху
ейщ, ар дгъэкIуэд хъунукъым ик1и
зэрытхузыфIэкIкIэ дегугъун хуейщ
зыфIэдгъэувэжыну, дэтхэнэ зы адыгэми
ищIэу щытыну. Адыгэбзэр умыщIэу адыгэ
Ауэ, тIэк1у вгъэщIагъуэну къыщIэкIынщ
иджыпсту жысIынур: бзэм елэжьыныракъ
ым япэ изгъэщыр иджыпсту. ЦIыхур уIэгъэ
ящIа нэужь занщIэу зыгуадэжкъым, шэ
къыхамыхыжау. Дэ япэ дыдэу шэр къыхэт
хыжын хуейщ. ИтIанэщ уIэгъэр щызыгуэд
«Адыгэ Хэку (Черкесия)» виртуальнэ
къэралыгъуэм «щыпсэу» щIэблэм бзэм
теухуауэ ягур ягъэкIуэдкъым, ар къызэры
зэтенэнум хуэлэжьэну хьэзырхэщ. Фэри
абыкIэ хэлъхьэныгъэ фщIыфынущ, ди
щIэджыкIакIуэ лъапIэхэ! Япэрауэ фызэхуэ
зэмэ адыгэбзэкIэ фIэхъус зэфх, унагъуэм
адыгэбзэкIэ фыщыпсалъэ, быным адыгэб
В последнее время адыгская молодежь
стала понимать, что мы должны сохра
нить свою самобытность, если не хотим
исчезнуть как этнос. «Кто забыл свое про
шлое, тот не достоин будущего» - гласит
известная мудрость. И реальные шаги
к возрождению адыгского самосозна
ния, поднятию национального духа уже
предприняты в трех республиках - Ады
гее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-
Черкесии. Например, проведение адыгэ
джэгу, адыгских молодежных «хьэщIэщ»,
выход в свет журнала «Псынэ», который
заслуживает самых лестных отзывов, и мо
лодежной газеты «Хэкурэ Хабзэрэ» вирту
ального государства в Интернете «Адыгэ
Наша молодежь проводит Адыгэ джэгу,
преследуя важные цели. Все это делается
для общения, объединения самой же мо
лодежи. Джэгу проходит красиво, ярко,
высокоорганизованно, как и полагается
культурному мероприятию. Джэгу пере
даёт эстетику адыгства. Посредством это
го воспитывают молодое поколение, не
получившее в своих семьях должного вос
питания в духе адыгэ хабзэ. Ведь адыгский
танец - это благородство, стать, умение ве
сти себя в обществе, как в самом танце, так
и в кругу. Сейчас в адыгских танцах стали
появляться элементы, которые не позво
лительны для адыгов. К примеру, юноша
проявляет неуважение к партнерше, тол
кнув её, прикасаясь к ней, делая резкие
движения, выкрикивая, что недопустимо в
адыгэ джэгу. Так, мы утрачиваем адыгство.
Может быть в полной мере нельзя возро
дить адыгские традиции и жить по адыгэ
хабзэ, но надо приобщаться, и приобщать
других к таким мероприятиям, так как
это безусловно является сплачивающим
фактором. На наш взгляд, приобщение к
адыгской культуре пробуждает наше са
мосознание и заставляет нас задуматься
о будущем, о своем образе жизни и пове
дении. Тем самым, наш народ сохранится
как самобытная часть мирового сообще
ства, мировой культуры, так как иденти
фикация этноса со всеми ему присущими
особенностями происходит именно через
культуру. Поэтому мы просто не имеем
Народ, оторвавшийся от своей культу
Некоторые молодые ребята говорят:
«Что мы сможем сделать?». Возникает та
кое чувство, что сейчас потомки адыгов
не хотят знать истории своего народа, сле
довать традициям, знать родной язык, го
ворить на нём. И такого рода негативные
настроения не могут действовать на умы
благоприятно. Мы были уверены, а сейчас
точно знаем, что большая часть молодежи
неравнодушна к таким проблемам. При
этом мы пассивны, и в нас надо разбудить
патриотизм. Это можно сделать через про
ведение адыгэ джэгу. Это не просто празд
ничное действо, не просто танцы. Это про
В жизни адыгского народа танцы игра
ли огромную роль. Они вселяли бодрость
духа в каждого. В танцах адыгов заложен
глубокий философский смысл. В адыг
ском танце можно увидеть всю красоту
мужчины и женщины, красоту их отно
шений, мужество, благородство, гордость
за себя и за свой народ, уважение к себе и
Не может не радовать тот факт, что
просторы Интернета стерли территори
альные границы, и теперь мы можем на
ходить контакт с адыгами со всего зем
ного шара, делиться знаниями, идеями,
а также новостями адыгского мира. Мы
нашли много точек соприкосновения,
поднимаются множество интересных во
просов и обсуждаются пути их решения.
Посредством всего этого мы сплачиваемся
вокруг адыгэ хабзэ. А это значит, что мы
достойно будем представлять адыгскую
молодёжь. Среди нашей молодежи много
умных, творчески мыслящих, перспектив
ных и неравнодушных к проблемам свое
го народа людей, от которых и зависит бу
Адыгэ джэгу проводится с целью развития
черкесской (адыгской) танцевальной культу
ры и возрождения норм адыгэ хабзэ. На адыгэ
джэгу представлены танцы абхазо-адыгских
народов, в том числе всех этнографических
групп исторической Черкесии, включая черке
При проведении адыгэ джэгу соблюдаются сле
1. На джэгу исполняется только абхазо-
адыгская музыка, включая музыку черкесов
2. Танцующие должны быть одеты с соблю
дением норм адыгэ хабзэ. Девушки не должны
танцевать в брюках, парни не должны танце
3. Присутствующие обязательно должны хло
пать в ладоши, подбадривая танцующих. Они
должны воздержаться от курения, семечек,
4. Парни становятся с левой стороны от му
зыкантов, девушки - с правой. Напротив му
5. Распорядителем джэгу является хьэтиякIуэ.
Он открывает игрище, руководит порядком
его проведения, выводит танцоров в круг и за
водит их после танца. У девушек аналогичные
6. ХьэтиякIуэ объявляет о начале игрища и
открывает его троекратным сигналом обря
7. ХьэтиякIуэ и пщащэ дэш стоят в центре
круга с музыкальным инструментом, кото
8. При танцах в кругу должна находиться
только одна пара, за исключением массового
9. На танец парни выходят только по указа
нию хьэтиякIуэ. Девушек на танец выводит
Пщащэ дэш. Перед началом танца парень и де
вушка, выйдя в круг, обходят друг
10. В танце парень должен дер
жать руку в кулаке или в полу
кулаке. Не допускается танце
вать, выставляя оттопыренные
пальцы. Девушка не должна под
нимать руки выше плеч. Парень
и девушка по окончании танца
расходятся лицом друг к другу
и становятся на свои места. Их
провожают на место хьэтиякIуэ
11. В случае нарушения порядка
хьэтиякIуэ может остановить
12. Адыгэ джэгу завершается мас
совым сакральным танцем удж.
После уджа никаких танцев быть
Проведение танцев по правилам при
даст благородство и аристократизм любо
му мероприятию. Пусть это свадьба или
совсем не значительное радостное собы
Газета «Хэкурэ Хабзэрэ» является проектом виртуального госурадства адыгов в Интернете «Адыгэ Хэку
(Черкесия)».
Газета издается на спонсорские деньги.
Тираж: 999 экз. Газета распространяется бесплатно
Сайт виртуального государства:
Над номером работали:
Подготовка материала:
Тешев Р., Шомахов Р., Шомахов А.,
Кемиргоев М., Шурдым Ж., Шомахова К., Хутова А.
Верстка и дизайн:
Шомахов А.
Информационная поддержка:
Гучетль А., Шеуджен Т., Шурдым М., Апеков Б., Орджонока М.
Гл.редактор:
Шомахов А.
В прошлом номере нашей газеты мы
опубликовали статью про самоназвание и
иноназвание адыгского (черкесского) на
рода. Значение и происхождение инона
звания объяснить достаточно просто. Оно
обычно имеет перевод с языка народа, ко
торый дает это название. В нашем случае,
этноним «черкес» получен от татар во вре
мя татаро-монголького нашествия. Терри
тория, занимаемая на тот момент адыгами,
простиралась от Тамани вдоль восточного
берега Черного моря до реки Лабы, вклю
чала всю центральную часть Северного
Кавказа до Каспийского побережья. Та
ким образом, адыгские земли отрезали
путь татар к дальнейшему продвижению
на юг. В связи с этим, татары назвали наш
народ «черкесами», что в переводе с тюрк
ского означает «отрезающий путь». Так же
не сложно объяснить иноназвания других
народов. Намного сложнее определить
В современной науке существует целый
ряд гипотез о происхождении этнонима
«адыгэ». Например, выдвигается идея о
том, что «ад» на древне-адыгском имел
значение «человек». И соответственно,
во множественном числе это звучало бы
«адыхэ», что постепенно трансформиро
валось в «Адыгэ». В пользу данной версии
говорит тот факт, что у древних народов
не было понятия «национальность», в
их представлении существовали только
определения «мы» и «они». В связи с этим,
многие народы называли себя на своем
родном языке «люди» или «человеки», а
другим народам давали другое наимено
вание. Усомниться в данной гипотезе за
ставляет бездоказательность утверждения
о том, что «ад» в древности означал «че
ловек». Напротив, существует такое мне
ние, что в древности человека называли не
«ц1ыху», как в наши дни, а «хьэ». Напри
мер, Бэр Хьикмэт в своей книге «Адыгэб
зэ (макъыбзэ)» пишет следующее: «Ады
гэбзэм «хьэ»-р зэрзыхэтыкIэмрэ, зыхэту
щыт псалъэхэм ущыгъуазэу щытмэ, цIыху
мыхьэнэкIэрэу «хьэ» псалъэр зэрмымащIэр
болъагъур.» (В адыгском языке, если знать
как используется в сочетании с иными зву
ками звук «хьэ», знать в каких словах ис
пользуется этот звук, можно заметить что
«хьэ» не редко используется со смыслом
«человек»). Отсюда, к примеру, происхо
дит слово «хьэщIэ» («гость», дословно «но
вый человек»). Исходя из этого, гипотеза
о значении этнонима «адыгэ» как «люди»
или «человеки» нам кажется не достаточ
Другая гипотеза говорит о том, что эт
ноним «адыгэ» трансформировался от
«атэхэ» («отцы»). Мы не будем заострять
внимание на этой гипотезе, так как не по
нятно почему и исходя из чего какой-то
народ может назвать себя народом «от
цов». Это притом, что в течение длитель
ного времени среди адыгов бытовал ма
Следующую гипотезу о том, что «адыгэ»
происходит от обращения народа к солн
цу: «А, Дыгъэ!» («О, Солнце!») обосновыва
ют тем, что адыги были когда-то язычни
ками и, поклоняясь солнцу, обращались к
нему: «А, Дыгъэ!». Исходя из этого, народ
начал себя именовать «адыгэ», вкладывая
в это слово смысл «люди солнца». Дан
ная гипотеза абсурдна, так как сейчас уже
установлено, что адыги не были в древно
сти язычниками и не поклонялись солнцу
(см. статью К.Шогенова «Религия страны
адыгов»). В единственном летописном
древне-историческом памятнике адыгов
«Нартхэр» не прослеживается языческая
религия, тем более поклонение солнцу.
Нас даже удивляет тот факт, что гипоте
за о происхождении этнонима «Адыгэ» от
«А, Дыгъэ!» могла проникнуть в научный
Следующая гипотеза принадлежит
Шоре Ногмову, и гласит что «адыгэ» про
исходит от древнего самоназвания «ан
тыхэ». В своей фундаментальной работе
«История атыхейского народа» он утверж
дает, что древние племена, населявшие
территорию восточного Причерноморья,
и называвшиеся Антами, были протоадыг
скими. Данная теория находит как своих
сторонников (Сафарби Бейтуганов), так и
противников (Адиль-Гирей Кешев). Офи
циальной наукой считается, что анты -
это конгломерат славянских народов, чей
В пользу данной теории говорит тот
факт, что единственное упоминание об
антах в археологических материалах да
тируется 3-м веком н.э. и найден в районе
Причерноморья, где жили предки адыгов.
Но заставляет усомниться то, что в древних
источниках упоминание об антах принад
лежат перу византийцев и греков. Причем,
отмечается, что это союз различных пле
мен. Это нас наталкивает на мысль о том,
что «анты» это не самоназвание какого-то
народа, а иноназвание целого ряда народ
ностей с общей культурой и схожим язы
ком. В истории человечества крайне редко
бывало такое явление, чтобы иноназвание
народа принималось им как самоназва
ние. Такое может быть только при значи
тельной или полной ассимиляции. Так же
фундаментальная наука не говорит о при
надлежности антов к предкам современ
ных адыгов. Следует отметить, что многие
историки критически относятся к работе
Шоры Ногмова «История Атыхейского
народа», находят в ней множество несоот
ветствий реальности. Сам источник в этом
случае не может быть принят как бесспор
О происхождении этнонима «Адыгэ» у
нас есть иной взгляд, отличный от приня
тых гипотез. Сейчас уже установлено язы
ковое родство адыгов с хаттами, прожи
вавшими некогда на территории древней
Анатолии. Устойчивая фраза-вопрос: «Уэ
уы хэт?» («ты кто?») предположительно
идет от фразы «Уэ уы хьэт?» («ты хатт?»).
Это говорит о том, что хатты не называли
себя адыгами, они называли себя «Хьэт».
Во множественном числе это будет звучать
как «хьэтхэ». Трансформация этнонима
«Адыгэ» могла пойти по следующей цепи:
Глухой звук «хь» в начале слова мог со
временем перестать произноситься, затем
и вовсе исчезнуть. Пример - имя Helena в
европейских языках в русском превраща
ется в Елену. По законам словообразова
ния, вероятней исчезновение глухого зву
ка «хь» в начале слова, нежели звонкого
«н» в середине слова, как это происходит
по теории Ногмова. Если послушать говор
современных западных адыгов, то можно
заметить что часто они выговаривают не
«адыгэ» с длинным «ы», а «адгэ», т.е. очень
короткий, едва уловимый звук «ы». Как
видно, «атхэ» созвучно с «адгэ». Восточ
ный же говор продлевает звук «ы» и про
износится как «адыгэ». Таким образом,
«атхэ» мог очень просто перейти в «аты
хэ». Если обратить внимание на название
вышеупомянутой книги Шоры Ногмова,
становится очевидным, что адыги в древ
ности называли себя «атыхэ». Со временем
произошло огрубление говора, и «атыхэ»

Приложенные файлы

  • pdf 17994338
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий