trad_nog


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1

















ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
НОГАЙСКОГО НАРОДА



















РАБОТ
У ВЫПОЛНИЛА

ученица 10 класса А

ДЖЕЛКАЙДАРОВА РАВИЯТ


2










1.

Введение


Далеко не всегда случается, чтобы крупный, широко признанный учѐный
захотел, а главное сумел бы доступно,
с сердечным волнением рассказать о
своѐм родном, единственном в мире народе, причѐм рассказать так, чтобы
представители иных этносов смогли понять и полюбить его. Я не учѐный,
только ученица 9 класса, но с большим интересом хотела бы донести до вас
самобыт
ность, традиции, обычаи моего народа.

Тема моей работы
: «Традиции и обычаи ногайского народа». Она
исследовалась также многими учѐными, такими, как, например, Р. Х. Керейтов,
А. И. Сикалиев, И. Калмыков.




Цель исследования



изучить традиции и о
бычаи ногайского народа.



Реализация указанной цели представляет решение
следующих задач
:



Желание узнать как можно больше о своѐм народе и языке;



Дать характеристику обрядов и традиций;



Выявить влияние языка на духовное развитие.




Значи
мо
ст
ь

работы заключается в том, что она позволит расширить
знания о родном языке; будет способствовать развитию духовного мира,
привитию любви к родному языку.














3




2.
Основная часть

2.1
Формирование обычаев, традиций.



Если вы любите свой народ,

вы поймѐте и другие народы,


которые

любят свою природу,


своѐ искусство, своѐ прошлое.

Д. Лихачѐв


Поистине удивителен мир, удивительны

народы, их история, обряды,
обычаи.

Одни обычаи характеризуют отдельный народ, другие являются общими для
многих.

Кавказ! Кто только не любовался им, народами, живущими здесь. Одни его
воспевали, другие покоряли. Поистине интересно всѐ то, что касается на
родов,
его населяющих.

У подножия горы Кинжал между реками Кума и Суркуль расположено
моѐ село Канглы, где проживает мой народ, ногайцы, с интереснейшей
историей, с древней самобытной культурой.

Ногайцы

-

тюркоязычный народ, проживающий в КЧР, Нефтекумско
м
районе, Дагестане, Турции, Румынии, Нижнем Поволжье, Челябинской области,
Австрии, Болгарии, Голландии.

Несмотря на то, что мы, кумские ногайцы, живѐм
оторвано

от компактно
проживающих ногайцев, стараемся сохранить язык, традиции, обычаи нашего
народа, и
бо, не зная их и не чтя их, невозможно уважать, ценить культуру,
традиции других народов
.

Во
-
первых, я хотела расширить и углубить знания о своѐм народе.

Главный критерий этого желания


узнать как можно больше о своѐм народе и
языке. Ведь молодѐжь, мои св
ерстники, изучают язык всего лишь 6 лет, а наши
родители вовсе не изучали. Отсюда следует, что они не знают ни прошлого, ни
настоящего о своѐм наро












4


2
.
2

Обряды

Народные обычаи и традиции формировались на протяжении всей
истории общества. В каждо
й общественно
-
экономической формации
складывалась своя система обычаев и традиций, которые служили важным
средством формирования духовного облика новых поколений в соответствии с
характером экономических отношений.

Обычаи возникли в эпоху родового строя. О
ни детально
регламентировали общественные отношения внутри рода или племени.
Родоплеменные обычаи определяли, как и в какой последовательности
соблюдать установившиеся нормы и правила поведения.

Традиции возникают в классовом обществе. Если обычаи формирую
т
простые привычки, то традиции формируют сложные установки, определѐнную
направленность поведения.

Обычаи и обряды находятся в органической связи с обрядами. Обряд
выполняет роль средства воспитания эстетических и нравственных качеств.
Обряд рождает колле
ктивность переживания. Многие из народных
праздничных обрядов обязательно включали в себя массовые военизированные
игры молодѐжи, состязания в верховой езде, стрельбе из лука и т. д. В этих
играх участвовали молодые мужчины, юноши, а в некоторых и девушки.

Ныне
эти состязания возрождаются. Примером такого обряда может служить
весенний праздник «Сабантой», который устраивают во многих местах
проживания ногайцев, во всех аулах работники культуры и учителя.

В народных обычаях просматривается передача молодым п
околениям
ценного нравственного опыта, установленного практикой бытовой жизни
народа, системой обычаев. Эта система оказывает громадное влияние на
формирование духовных качеств личности.

Одним из основных обрядов жизненного цикла является свадьба. Свадьба

у ногайцев, как и у других народов Северного Кавказа


это наиболее яркое
празднество в жизни человека, сопровождающее такое важное событие в его
жизни, как вступление в брак, переход в новое семейное состояни
е.

Я знаю современные свадебные обряды. И мне
захотелось узнать, а как
же они проходили раньше. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась

к
книге академика, этнографа, доктора исторических наук Р. Х. Керейтова
«Ногайцы» и узнала, что п
осле всех обрядов в доме невесты, свадебный кортеж
отправлялся

в дом жениха. Родные, гости выходили навстречу. Под музыку и
выстрелы из ружья выносили из арбы закрытую покрывалом невесту, на голову
сыпали
шашу
: пшеницу, ячмень, сладости, деньги. (Пусть жизнь будет сладкой,
как конфета, богатой, как зерно.). Мать жени
ха во время церемонии открывания
лица слегка наступала на ногу невесты со словами: «Батып калсын»
-

«Пусть в
этом доме доживѐт до старости».

Оказывается и в 21 веке ногайцы сохранили из свадебного обряда

старины
очень многое.

Так же я узнала, что ногайцы п
ридавали очень большое значение
5


рождению ребѐнка. Выбор имени играл важную роль.

Это событие происходило
обязательно

в доме отца новорождѐнного. С именем связывалось будущее
ребѐнка. Поэтому к его выбору подходили очень серьѐзно. В доме собирались
умудрѐнн
ые жизнью старики. Первое слово предоставлялось самому
уважаемому из них. Если с его предложением соглашались, имя давалось сразу
же. После этого ребѐнка вносили в комнату, и мулла благословлял имя, читая
молитву. Потом он брал ребѐнка на руки и, вслух про
износя имя, читал молитву.
Голова ребѐнка должна была лежать на его правой руке.
Стариков

угощали,
давший имя получал подарок.

Обряд имянаречения сохранился до сих пор, правда, имя мла
денцу дают
близкие родственники родителей новорождѐнного
.

После наречени
я ребѐнка именем совершали обряд его пеленания или
укладывания в колыбель (бесик той). Ук
ладывая ребѐнка, его привязывал
и

ши
рокими лямками (тарткы). При этом у колен туго перетягивали, а на груди
отпускали, чтобы ребѐнок дышал свободно. Ребѐнок лежал прямо
, кости
развивались нормально, без искривлений, но существует мнение, что колыбель


бесик вела к деформации черепа.

Для предохранения ребѐнка от сглаза к колыбели прикрепляли амулет
«дуа», под подушку клали какой
-
нибудь железный предмет, например,
ножницы
. По обычаю, люльку, после того, как ребѐнок подрастал, не
выбрасывали. Еѐ тщательно хранили в укромном месте и передавали из
поколения в поколение.

Когда ребѐнку исполнялось 40 дней, с него снимали рубашку и надевали
на собаку. Эта рубашка называлась соб
ачьей (ийткоьлек). Существовало
поверье, что ребѐнок после этого будет выносливым и сильным. Молодой отец,
по обычаю, сам ребѐнка на руки не брал, а предлагал своей матери; если же был
в возрасте, то брал на руки, в тѐплую погоду клал на траву, переворачив
ал, а
затем отдавал женщинам.

Годовалому ребѐнку в первый раз брили голову (бас кетеруьв.). Этот
обряд совершал брат матери ребѐнка, а если его не было


другой старший
родственник матери. По этому случаю

устраивали угощение, проводили конные
состязания, с
оревнования силачей и т. п. Совершавший

обряд
брить
я

дарил
ребѐнку жеребѐнка.

Другой пример связан с комплексом верований ногайцев, где заметны
следы культа языческих богов. Не случайно в глубокой древности сложился
культ сил, олицетворяющих воду. Один из

таких обрядов


«Индыр Шопай»
(Индыр


место для хранения урожая.). Обряд совершается мальчиками во
время засухи. Двое ребят, неся в руках чучело, одетое в мужскую одежду,
обращались к «Индыр
-
Шопай»
-

богу дождя с мольбой о дожде. Остальные
ребята шли за
ними. Те, кто нѐс «Индыр
-
Шопай», держа его за руки, стучали им
о землю и пели:

Оп, Оп, Индыр
-
Шопай
!

О Бог, дай нам дождя!

6


Пусть будут урожайными ячмень, пшеница,

Мы просим у Всевыш
него
!



Участники шествия шли по улице и пели эту песню, потом подходили к
каждому дому и хозяева дома как можно обильнее обливали ребят водой, затем
одаривали их продуктами


лепешками
, брынзой, хлебом и т.д.



Еще одной стор
оной традици
й

являлись суеверия. К примеру, одним из
интересных у ногайцев является суеверие, связанное
со счастливыми и
несчастливыми днями недели. Считается, что у каждого человека есть свой
счастливый день, который приносит удачу в задуманном деле. Есть и общие для
всех счастливые дни: понедельник , четверг, пятница. В такие дни принято
кроить, шить новую

одежду, совершать обряд первого укладывания
новорожденного в люльку, отправляться в путь, начинать новое дело.


Наряду с этими днями были и запретные, несчастливые дни. Наиболее
несчастливым считался вторник.



Религиозно
-
магическими обрядами сопровождали
сь многие моменты
хозяйственной деятельности. В случае болезни также прибегали к магическим
средствам, дополняющим, а нередко и заменяющим рациональные средства
народной медицины. У ногайцев наряду с молитвами применялись заговоры,
амулеты в виде ладанок с

зашитым в них «целительным текстом».



Обычаи и традиции

-

это особая сфера усвоения молодыми поколениями
достижений

старшего поколения. Весь процесс такой передачи поддерживается
силой общественного мнения, коллективных, массовых привычек, обычаев и
трад
иций.





















7




2
.
3

Намыс


В ногайской семье в девочках старались воспитать мягкость и
скромность, в мальчиках

-

мужество, ловкость
, силу. И тем и другим
передавались знания норм поведения в семье и обществе.



Центральное

место в нравственном
кредо ногайцев занимает
намыс

.

Это
понятие очень ѐмкое, заключает в себе моральные принципы и критерии
народа. Суть его

-

человечность, совестливость, умение всегда и везде помогать
ближнему, уступать ему, выручать его. Намыс выражается в уважение к
старшим, в гостеприимстве, в почтительном отношении к женщине.



Большое внимание уделялось народному этикету, нарушение его в
лекло за
собой значительные неприятности.



В известной ногай
ской эпической поэме «Шора
-
батыр
» главный ее герой
Шора
обвиняет

Алибия в том, что он по приглашению его отца не сошел с коня,
не зашел домой, не отведал приготовленную пищу. Все это считалось
ос
корблением. Такие элементы поведения естественно, прививались в семье.


























8




2.4 Гостеприимство



Исследуя вопрос о гостеприимстве, моя бабушка мне рассказала о том,
что одной из замечательных черт характера моего народа является
госте
приимство.

-

Дом каждого открыт для гостя. У нас ведь говорят, что «дом без комнаты для
приѐма гостей


плохой дом».


-

Ногаец, если увидит гостя, то обрадуется, словно родственника увидел.
Скажет, что у него сегодня радость, принарядится, как на праздник.

Существует
даже такая ногайская пословица: «Когда приезжает шестилетний гость, то
шестидесятилетний встаѐт и уступает ему место».


-

В доме всегда есть специальная комната, которая ждѐт гостя. Его не
спрашивают, зачем он приехал и надолго ли. Ему подают с
амые вкусные блюда,
исполняют все просьбы гостя. Но для начала его сразу же сажают за стол и
подают традиционный ногайский чай, которому отводится, как в старину, как и
сейчас большое значение.

Особенностью ногайского чая является то, что сначала кипятят
чай в воде,
процеживают, а потом добавляют компоненты: сливки или домашнюю сметану,
чѐрный перец, соль. Подают его в пиалах с сыром, с маслом, с мѐдом. Он
вкусный, калорийный, сытный, придаѐт силы, бодрит, благотворно влияет на
здоровье. Ногаец не может бе
з чая. Для гостя всегда подавали свежий чай.























9


2
.
5

Традиционные праздники


В старину было много традиционных праздников.

Обилием различных
праздников характеризовался м
арт.

Как и у многих народов Востока, у ногайцев
год начинался с
весеннего месяца

-

март

(
навруз
.). В этот месяц в день
весеннего равноденствия
-

куьнделим (21 марта) устраивался Навруз
-
байрам


праздник Нового года. В этот день группа юношей ходила по аулу с ветками
облепихи или терна, на которые были прикреплены подсн
ежники. Юноши
заходили в дома, предлагали подснежники, пели песни, получали подарки. В
этот день пекли различные сладости, резали жертвенных животных, устраивали
игрища. Люди ходили в гости друг к другу. В
преддверии

этого дня женщины

убирали дома, выносил
и вещи, чистили двор, вытряхивали пыль, белили стены,
пол обмазывали глиной, а в юртах со всех сторон приподнимали войлок,
проветривали, в иных случаях вообще ставили юрту на новом месте. Ненужные
старые вещи предавали огню. Если погода позволяла, молодѐжь

за околицей
устраивала качели, здесь организовывали гулянья, жгли костры, вокруг них
плясали.

Как видим, в атрибутике

празднования присутствуют элементы, которые
должны были вызвать желаемый для труженика благополучный год


это ветки
облепихи и терна, пр
икреплѐнные подснежники. Здесь и магия, и приѐм
умилостивления природы. Данный ногайский обычай схож с освящением вербы
у русских.

А вот з
емледельческий праздник Сабантой (буквально праздник плуга)
играл среди праздников главную роль. Это был праздник перв
ой весенней
борозды. Его проводили после встречи Нового
года (Навруза.). Обычно
организовывали после окончания весеннего сева, но иногда и до сева или после
весенней вспашки.

Совет старейшин аула выбирал «хана». Он


глава и распорядитель всего
праздника.
Им становился мудрый и уважаемый старик. Не избирали старика с
редкой бородой, с редкими волосами на голове, ибо из
-
за таких «недостатков»
мог быть неурожай.

На Сабантое проводилась обрядовая вспашка. Еѐ выполнял
хан, а ханий бросала на пахоту семена, пото
м они вдвоѐм поливали землю и
имитировали уже жатву урожая.

На празднике также особую роль играл ряженный в маску козла


теке
(буквально козѐл). Он имел право высмеять жадных баев, лжецов, лентяев. Ещѐ
теке воспевал доброту, скромность, трудолюбие и выпол
нял роль организатора
развлечений, игр.

Сабантой


праздник показа стариками своей мудрости, молодѐжью


силы, удали, мастерства в исполнении песен, танцев. Юноши состязались в
джигитовке, в стрельбе из ружья и лука, соревновались силачи и борцы,
наездники
. Устраивался конно
-
спортивный праздник.

Ногайский Сабантой выступал как аграрный праздник, воспевал весеннюю
полевую работу, силу, здоровье человека. В нѐм переплетались мотивы
10


справедливости, гуманизма, дружбы между народами, несмотря на их религии
.


Каждый год перед Пасхой в пятницу дети выходят прямо классами на Май
-
тобе
(высокий холм), на праздник Тепреш. Отличительным признаком этого
праздника является окрашивание яиц и катание их с горки.

Я долго расспрашивала об этом празднике. Вот что рассказал
а мне
бабушка.

-

Обычай крашения и игры с яйцами является одним из доисламских обычаев
ногайцев. Яйцо, заключающее в себе новую жизнь, представлялось древнему
человеку источником мироздания. Оно широко применяется до сих пор как
символ плодородия.


































11


3.
Возрождение культуры

и

традици
й

ногайского народа

3.1

Введение ногайского языка

3.2

Создание школьного музея


3.3 Кружок «Ногайский фольклор»,


танцевальный коллектив «Родник»


«Неуважение к истор
ии предков



есть первый признак дикости и безнравственности».

А. С. Пушкин


Я думаю, что эти строки подходят моему исследованию
.

В 1989 году
у нас в школе
введено изучение ногайского языка в
о

2
-
9
классах. Вместе с ногайскими детьми родной язык и
зучают дети и других
национальностей. На уроках родного языка
мы
знаком
им
ся с творчеством
ногайских поэтов, писателей, композиторов; разучива
ем

стихи и песни на
родном языке. Для учащихся 10
-
11 классов проводятся занятия по
факультативному курсу «История и

культура ногайского народа». В школе
работает кружок «Ногайский фольклор», где ребята ставят небольшие пьесы,
готовят концертную программу к народным праздникам.

У нас работает созданный силами учащихся, учителей и родителей
"Музей истории села и школы".
Ребята клуба "Поиск" ведут поисковую работу
по истории села и школы; собирают материалы и экспонаты, рассказывающие о
быте и культуре ногайского народа, о ветеранах Великой Отечественной войны,
о знаменитых людях села; проводят экскурсии для учеников школ
ы. Музей


одна из форм краеведческой работы, направленная на формирование чувства
патриотизма у детей. Быть в родстве с культурой и историей своего народа,
своей школы, человечества, чувствовать себя частичкой единого мира,
необходимой для полноценной чел
овеческой жизни


задача музея.

Воспитание любви к истории, обычаям и традициям ногайского народа, а
также уважительное отношение к культуре других народов
-

главное на
занятиях танцевального коллектива "
Родник
" и вокальной группы "Нежность".
На занятия
х танцевального и вокального объединений, которые посещают
ребята разных национальностей, изучаются песни и танцы не только ногайского
народа, но и других народов.

Традиционным в нашей школе стало проведение фестиваля "Кавказ
-

наш общий дом", в прогр
амме которого "Ногайские посиделки", выступления
по темам "История, традиции, обычаи моего народа"
,

демонстрация
национальных костюмов, фольклорно
-
спортивный праздник "Игры и
состязания ногайских батыров не забыты".

Ежегодно
мы готовимся к

праздновани
ю

ве
ликого праздника
-

Курбан
-
байрам
. Мы
ближе узна
ем

историю своего народа, знаком
им
ся с духовной
культурой. На таком празднике есть возможность сопереживать вместе
младшим и старшим, приобщиться к народным традициям, что дает
возможность лучше понять друг д
руга, ведет к культуре мира.

12



К 130
-
летию нашего села в 1996 году по инициативе братьев
Шалтумаевых и поддержке сельской молодежи издана книга
Кирейтова Р.Х.
«Орда пашню пахала на Куме». Благодарные читатели открывают для себя
ранее неизвестные страницы св
оего народа. В каждой семье имеется эта книга.
Она способна помочь воспитать любовь к родной земле, хранить обычаи,
традиции народа, с уважением относится к людям других национальностей и
вероисповеданий.

Конечно же, и мне эта книга помогла в изучении и

раскрытии темы моей исследовательской работы.




































13



ВЫВОДЫ


В настоящее время часто приходится вспоминать об истории и
этнографии народов. Так, наверное, и должно быть. Реалии жизни справедливо
заставляют человека еѐ стороны

взглянуть на себя, интересоваться жизнью
своих предков, истоками родного народа, его местом в мировой цивилизации.
Это естественно. Поэтому вполне понятно, что издаются новые исследования
по истории, культуре народов. Сия участь не обходит и мой народ.

Э
та исследовательская работа дала мне возможность узнать у старожилов,
старейшин, пожилых людей нашего села о таких нормах поведения, обычаях,
которые помогут нам стать добрее, внимательнее, благороднее.
































14



4.
Заключение


Да, но
гайцы были и в прошлом многочисленным, имеющим собственное
государство народом. От былого величия остались исторические свидетельства,
воспоминания.

Только тот, кто знает свои корни, способен с уважением относится к другим
народам.

Каждый народ мечтает жит
ь в мире, согласии, благоденствии, спокойно
сажать сады, строить дома, растить детей.

Так давайте же во имя нашего светлого будущего будем прививать принципы
добрососедства, терпимости и уважения к окружающим людям, созидать, а не
разрушать.

Ведь у всех
нас один общий дом


наша Земля, одно на всех дано нам
небо.





























15





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Керейтов Р.Х. «Ногайцы» 2008г.

Сикалиев А.И. «Айт десенъиз


айтайым» 1988г.

Калмыков И.Б. «Народные игры» 1990г.

Фоменко Н. «Древняя ист
ория ногайцев» Половецкая луна 1994г.

Керейтов Р.Х. «Орда пашню пахала на Куме» 1996г.



































Приложенные файлы

  • pdf 17987270
    Размер файла: 301 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий