Метод. ук. Философия Заочники

33 Савенко А. Г., К озловская В. А. Эл ектронное пособие «Задачи и упр ажнения по философии» г . Красноярск 2001 ОБЩИЕ МЕ ТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ Философия я вляется особой областью знания, существенно отл и чающейся от других учебных дисциплин. Прежде всего это прояв ляется в предмете философии, где сочетаются черты науки и мировоззрения. В определении предмета философии существуют трудности. Предмет фил о софии изменяется в ходе исторического развити я, в связи с чем изменяются и разв и ваются предста в ления о нем. Поэтому среди философов ведутся споры о предмете философи и, предлагаются ра з ные его трактовки. В отечеств енной литературе на и более распростран е ны следующие определения: · предмет философии – всеобщие законы движен ия и развития природы, общества, мышления; · предмет философии – всеобщие начала сущего ; · предмет философии – всеобщее в отношениях человека и мира. В настоящее время последнее определение предмета философии наиболее употребитель но. Современная философия антропоцентрична. Предмет философии – не отд ельные явления, не единичное, а всео б щее, не мир с ам по себе, а человек и его взаимоотношения с миром. В результате философи ей формируется предельно обобщенная картина мира, человека в этом мире и его отношения к миру. Комплекс проб лем и задач, решаемых философией, достаточно велик, так как отношение чел овека к миру многообразно. Центральные философски е разделы – о н тология и гносеология. Онтология – фил о софское учение о бытии, его формах (мат е риальное бытие и бытие со з на ния, природное и социальное бытие, бытие человека и т.д.) и наиб о лее общих характеристиках. Гносеология (теория познания) иссл едует процесс познания в его целостности. Познавательное отношение к ми ру предполаг а ет выяснение того, что есть наше познание, можем ли мы п о знать мир, в котором ж и вем, как происходит познание и имее т ли оно границы. Философская проблематика не исчерпывается онтологией и гносеологией. Человек – деятельное существо, а это значит, что он до л жен знать, как надо действовать. Методология как ра здел филос о фии вырабатывает представления о всео бщих методах (путях) познания и преобр а зования чел овека и мира, в котором он живет. Человек в своей деятельности орие н тируется на некоторые ценности. Философия пом о гает оценить все существующее, выяснить, что есть б лаго, выбрать ид е ал, критически пересматривает вес ь духовный опыт человечества. Философия имеет свой язык, оперирует категориями, т.е. наиболее общими по нятиями, отражающими существенные стороны действ ител ь ности. Синтетичес кий характер философского знания делает необход и мым тесное сотрудничество философии с науками о природе, чел овеке, его психике и мышлении. Таким образ ом, философия как учебная дисциплина вводится с ц е лью форм и рования устойчивого фунда мента теоретического мирово з зрения. Чтобы дост ичь этой цели, студенту нужно решить следующие у чебные задачи: · ознакомиться с основными проблемами, над ко торыми раб о тали фил о софск ие шко лы; · выяснить, как эти проб лемы решаются современной филос о фией; · научиться критически воспринимать философ ские положения; · овладеть навыками ведения философских диск уссий; · применять полученные теоретические знания к анализу действительн о сти, восприятию дисциплин по специальности. КУРС ФИЛ ОСОФИИ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩУЮ СТРУКТУРУ: 1. Вв едение. Философия, ее проблемы и функции. 2. История философской мысли. 3. Основные проблемы философии. В ходе изучения философии пр едусматривается чтение лекций обзорного х а ракт ера, проведение семинарских занятий, выполнение и защита контрольной ра б о ты, сдача курсового экзамена . План-программа обзорных лекций по философии Тематический план л екций № Тема Кол-во часов 1 Философия, ее проблемы и функции 2 2 Эволюция западноевро пейской философии 2 3 Проблемы бытия 2 4 Сознание и познание 2 Всего 8 Программа дисциплины «Философия» Тема № 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И ФУНКЦИИ 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы Сущность ми ровоззрения, его элементы. Обыденное и теоретич е ское мирово з зрение. Мироощущение и миропонимание. Исторические типы мировоззрения. Миф как тип мировоззре ния. Сущность религиозн о го мировоззрения. Фило софия как те о ретическая основа мировоззрения. 1.2. Предмет, проблемы, структура и функции филосо фии Сущность и с пецифика философского знания и познания. Предмет филос о фии. Основные проблемы философии. Структура философии. Онтол огия – учение о бытии. Гносеология – учение о познании. Метод о логия – учение о всеобщих методах познания и д ействия. Философские науки. Функции философии: мировоззренческая, метод ологическая, гн о сеологическая, аксиологическа я, критическая, практическая. Основной вопрос философии, его разные пост ановки и интерпретации. Матери а лизм и идеализм. Агностицизм. Философские методы познания. Диале к тика и метафизика. Тем а № 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 2.1. Античная ф илософия Становление древнегреческой философии, ее космоцентрический х арактер. Милетская школа о первоосновах бытия. Линия Демокрита и линия П латона. Энци к лопедический характер философии Ари стотеля. Становление античной диалектики (Гераклит). Философия эллинизм а о человеке и смысле его жизни. 2.2. Средне вековая философия Теоцентричес кий характер средневековой философии. Учение о Боге и мире как второй ре альности. Креационизм. Сотворение человека. Проблема души и тела в челов еке. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Среднев е ковая схоластика. 2.3. Философи я эпохи Возрождения Антропоцентр ический характер философии Возрождения. Гуманизм филос о фии Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Пант е изм. 2.4. Философи я Нового времени Ориентация на науку в философии Нового времени. Выдвижение в центр пр о блем теории познания. Классический характер философии Н о вого времени. Филос о фия Прос вещения XVII - XVIII вв. Характерные ос о бенности английского и француз ск о го материализма XVII - XVIII вв. Мех а нистический и метафизический материализм. Д е изм. Атеизм францу з ских мате риалистов. Классическ ая немецкая философия. Гносеологические проблемы в филос о фии И. Канта. Агностицизм И. Канта. Фил ософия Гегеля – верш и на диалектического идеал изма. Противоречия системы и метода в фил о софии Гегеля. Антропологич е ский материализм Л. Фейербаха. 2.5. Марксистская философия Предпосылк и возникновения марксистской философии. Разработка матери а листической диалектики. Материалистическое понимание ист о рии. Проблемы чел о века в философии марксизма. Учение о коммунизме . 2.6. Некласси ческая западная философия XIX – XX вв. Отличия некл ассической философии от классической. Позитивизм, его истор и ческие формы. Прагматизм. Герменевтика. Ф илософия жизни. Экзистенциализм. Ф и лософское осмы сление кризисных ситуаций XX в. Тема № 3. ЭВ ОЛЮЦИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Развитие русской философии в XI - XVII вв. Ф илософия Просвещения XVIII в. М. В. Ломоносов , энциклопедический характер его материализма. А. Н. Радищев о челов е ке, его смертности и бессмертии, душе. Западн и чество и славянофильство в русской философии с ередины XIX в. Мат е риализм А. И. Герцена и Н. Т. Чернышевского. Ф и лософия всеединства В. С. Соловьева. Русский космизм. Тема № 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ 4.1. Бытие, ег о основные формы Бытие как фил ософская категория. Формы бытия. Проблема су б станц ии в ф и лософии. Философское понимание материи. Дви жение – атрибут материи. Простра н ство и время – ф ормы бытия материи. 4.2. Социальн ая форма движения Общественное бытие, его специфика. Структура общественного бытия. Общ е ство и природа, этапы их взаимодействия. Экологические и демог рафические пр о блемы современности. Философский а спект но о сферы. 4.3. Бытие ч еловека Человек как единство биологи ческого и социального. Обществе н ная сущность ч еловека. Человек, индивид, личность. Биологизаторские и социологизаторс кие ко н цепции человека. Антропосоциогенез. Проблема смысла человеческого бытия. Тема № 5. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕН ИЕ О РАЗВИТИИ Диалектика и метафизика – д ва противоположных подхода к разв и тию. Ист о рические формы диалектики. Принципы, законы и к атегории диалектики. Закон еди н ства и борьбы пр отивоположностей. Закон вз а имного перехода кол ичественных и к а чественных изменений. Закон о т рицания отрицания. Тема № 6. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ 6.1 . Сознание Отражение ма терии, его формы. Сознание как высшая, социальная форма о т ражения. Сознание и мозг. Сущность идеального. Обществе н ная природа сознания. Самосознание. Язык и мышлени е. Функции со з нания. Сознание индивида и сознание о бщества. 6.2. Проблем а познаваемости мира Оптимизм, агн остицизм и скептицизм о познаваемости мира. П о знание как особый вид деятельности. Субъект и объе кт познания. Чувс т венное и рациональное познание, их формы. Проблема истины. Объе к тивность истины. Аб солютная и отн о сительная истины. Тем а № 7. ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Сущность об щества. Общество как система, его основные сферы. Проблема определяющих факторов в развитии общества и основные т е чени я в ее решении (н а турализм, идеализм, материализм , теория мн о гофакторности общественного разв и тия). Общество и природа, их взаимосвязь. Роль природной среды и народонасел е ния в жизни общества. Экологическая и демографи ческая проблемы современности и пути их решения. Общество как саморазвивающаяся система. Движущие силы разв и тия общес т ва. Роль народных масс и личности в истории. Направленность общественного развития. Понятие общественного прогрес са. Критерии общественного прогресса. Понятие культуры, ее структура и функции. Закономерности функциониров а ния культуры. Понятие цив илизации, его связь и различие с понятием культуры. Типы цив и лизации. Современная общепланетарная цивилизация, ее пробл емы и противоречия. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ Целью напис ания контрольной работы является формирование н а выков сам о стоятельного изучения фи лософской литературы, умения четко выражать суть фил о софских проблем, аргументировано излагать основные положен ия темы, в диалог о вой форме освоить мировоззрен ческие установки основных философских систем. Выполнение контрол ь ной работы является важной ступенью в подготов ке экзамена по философии, так как восемь заданий контрольной работы охва тывают важне й шие проблемы всего курса философи и. В электронном пособии «Задачи и упражнения по философии» ст у дентам представлены десять вариантов контрольных работ, но контрольная работа каждым пишется только по одному варианту. В ариант контрольной работы студенты определяют самосто я тельно, в соответствии с порядковым номером своей зачетной к нижки (от 1 до 10). Например, порядковый номер зачетн ой книжки – 1, значит, ко н трольная работа пишетс я по первому вариа н ту, порядковый номер з а четной книжки – 0, значит, по 10 варианту и т. д. Преподав а тель пр а вильность выбора варианта контрольной работы также будет определять по номеру зачетной книжки студента. К контрольной работе выдвигаются следующие требования: · при изложении ответов на задания контрольно й работы нео б ходимо ра с кры ть суть основных философских категорий, связанных с проблематикой зада ний; · контрольные задания переписать полностью, б ез сокращения; · при цитировании первоисточников указывать все его выхо д ные данные (фа милию авторов или составителей, название произвед е ния, место и год издания работы, страницы); · контрольная работа оформляется в обычных шк ольных те т радях в рук о писн ом виде либо на листах бумаги формата А4 машин о пис ным или рукописным способом. На титульном листе ко нтрольной р а боты указываются следующие свед е ния: название вуза; дисциплина, по которой пишется контрольная работа (контрол ь ная работа по филос о фии); номер варианта контрольной работы; фамилия, имя и о т чество студент а; шифр группы (название специальности); · работа представляется в деканат за месяц до начала сессии, защищае т ся устно в ходе собеседова ния. При написан ии контрольной работы студентам помогут следующие методич е ские рекомендации. 1. Необходимо определить, к какому разделу философии относится задание. В курс е философии, как в разработке ее программы , так и при составлении заданий контрольной работы, выделены три раздела: вв е дение (тема «Философия, ее пр о блемы и функции»), история филосо ф ской мы сли и основные общетеоретические проблемы философии. Первое задание ( иногда два первых задания) дано п о введению, второе и третье задания (иногда и четвертое) – по истории фило софии, остальные задания – по общетеоретическим проблемам философии. 2. Вводную тему «Философия, ее проблемы и функции» необход и мо изучить доскона льно по учебникам, так как в ней раскрываются осн о вополагающие понятия фи лософии (материализм, идеализм, агност и цизм, диале ктика, метафизика и др.), без твердого знания которых нел ь зя выполнить не только первое задание, но и зад а ния по истории и те о рии филос офии. 3 . При решении задач по истории философии рекоменд уется вначале опред е лить, какой исторический т ип философии раскрывает анал и зируемый вопрос. Для этого надо разобраться в выделении основных и с торических типов философии, а именно: древней философии (древнекитайской, древнеиндийской и античной), сре д невековой философии, философии Возрождения, фи лософии Нового времени, ма р ксистской философии и западной философии X I X – XX вв., а также четко предста в лять временные рамки их с уществования. В целях помощи студенту в заданиях, н а ряду с именем философа, обязательно указывается, в какое время жил этот фил о соф, в какой стране он работал и пр. После определения, какой исторический тип философии характ еризует задание, для его р е шения можно обращать ся к чтению и осмыслению соответствующего раздела учебника. 4. При решении заданий по общетеоретическим проблемам ф и л о софии вначале надо определить, какую конкретно фи лософскую пр о блему они раскрывают (бытие, материя, диалектика, сознание, познание, человек, личность, общество и т. д.). Свой инт уитивный выбор позиции обязательно подвергайте проверке рационал ь но-логическими доказ а тельс твами, непременно обращайтесь к учебнику. Философия – самая абстрактна я из всех учебных дисциплин, и Ваш обыденный опыт и обыде н ное знание помогут при решении заданной контрольной работы о чень мало. Фил о софия – это ядро теоретического ми ровоззрения, она связана с рационально-понятийным отражением действит ельности. Без спец и альной подготовки, без изуч е ния учебника, разобраться в ее проблемах невозмож но. 5. В случае за труднения или сомнения можно обратиться к «Ф и лосо фскому энциклопедическому словарю» (М.: Совет. энциклопедия. 1989), где обязат ельно найдете необходимый материал для раскрытия философских понятий, проблем, т е чений, школ, имен. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант 1 Задание 1 Какое из тр ёх предложений является философским? Аргументиру й те, почему? 1. Энергия нио ткуда не появляется и никуда не исчезает, а с о храня ется и превращается в другие её виды. 2. Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай её, ищи и н а ходи отв е ты на главные вопросы своей жиз ни. 3. Делай по утрам зарядку. Задани е 2 «Приучай се бя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отн о шения. Ведь всё хорошее и дурное заключается в ощущении, а сме рть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, д е лает смертнос ть жизни услад и тельной.… Когда мы существуем, см ерть ещё не пр и сутствует, а когда смерть присутс твует, тогда мы не существуем…» (Антология м и ров ой философии. В 4-х т.-Т.1.-Ч.1. С.355-356). Кому принадлежит это суждение? С какой этической школой анти ч ной фил о софии оно связ ано? Задание 3 К. Маркс пис ал: «На совести Фейербаха большой грех в том отн о шении, что он третировал диалектику Гегеля, как «мёртвую собаку». Какая особенность материализма Фейербаха отражена в этом в ы сказывании? Задание 4 Какое опред еление бытия вы считаете правильным? Бытие – э то… · вселенная; · материя; · природа и общество; · вся совокупная объективная и субъективная р еальность; · окружающая нас действ ительность. Задание 5 В послесловии ко второму изд анию первого тома “Капитала” К.Маркс характ е ри зует противоположность своего диалектического м е тода диалектике Гегеля: “Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевс к о го, но является его прямой противоположность ю. Для Гегеля процесс мышления, к о торый он превра щает даже под именем идеи в с а мостоятельный суб ъект, есть дем и ург действительного, которое сос та в ляет лишь его внешнее проявление. У меня, же н аоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в чел овеч е скую гол о ву и прео бразованное в ней.” (Маркс К. Капитал. – Маркс К., Э нгельс Ф. – Соч.– Т.23.- С.21.). Как Вы понимаете противоположность марксистской и гегелевской диалект ики? Какие исторические формы диалектики они выражают? Задание 6 В данном пе речне укажите формы чувственного познания и абс т рактного мышления: 1. Восприятие. 2. Раздражимость. 3. Представление. 4. Понятие. 5. Суждение. 6. Воображение. 7. Память. 8. Умозаключение. 9. Рефлекс. 10. Интуиция. Формы чувственного познания и абстрактного (логического) мы ш ления кратко охарактеризуйте. Задание 7 Знаменитый русский учёный XX в. И. П. Павлов писал: «Ког да я д у маю о Фре й де и о се бе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать же лезнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики. Разн и ца состои т, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессо з нательного, а мы добр а л ись уже до света” . В чём разница подходов И.П. Павлова и З. Фрейда в обосновании соотношения с ознания и бессознательного в психике человека? Что я в ляется определяющим м о ментом психи ки человека? Задание 8 Э. Фромм, изв естный неофрейдист, в ответе на вопрос: «Человек – волк или овца?» – пише т, что и сегодня многие из нас приходят к закл ю че нию, что человек от природы является существом злым и деструкти в ным, что он напоминает убийцу, к о торого от любимого занятия может удерживать только страх пе ред более сильным убийцей. Прав ли Э. Фромм? Какую сторону в природе человека как родового существа о н абсолютизирует? Вари ант 2 Задани е 1 Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского фил о с офа XVII в.: “Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения фил о софии, совершенно сом к нули глаза и не заботятся открыть их”. Что даёт человеку изучение философии? В каких функциях фил о софии проя в ляется роль философии в жизни общества? Задание 2 Согла сно Эпик уру, древнегреческому философу III – IV вв . до н.э., наслаждение – это высшее благо, удовольствие – добро. Каждый чел о век стремится искать у д о вольствие и избежать страданий. «Поэтому и об ъявляем наслаждение началом и ц е лью блаженной жизни», – заявил Эпикур. Какое назва ние получило это течение в этике, в чём его суть? Задание 3 “Новая фило софия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ X 1X в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включ ая и прир о ду как базис человека, в единственный, универсальный и высший пре д мет философии…” Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую н о вую разн о видность материализма раз работал Фейербах, её достоинства и недостатки. Задание 4 А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относител ь ности, сказал: ”Сущность такова: раньше считали, что если бы к аким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пр о странство и время остались бы. С о гла сно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время”. Какие концепции пространства и времени здесь охарактеризованы? В чём их суть? Какой из них отдаётся предпочтение сегодня? Задание 5 Знаменитый древнегреческий философ Гераклит ( VI – V в в. до н.э.) учил: “Х о лодное – теплеет, тёплое – холоднеет, сухое ув лажняется”. Какой философский метод познания и действия нашёл здесь отр а жение и в чём его суть? Основателем какого закона диалектик и является Гераклит и в чём суть этого закона? Задани е 6 Какое из пр иведенных ниже определений истины считается “кла с сическим”? 1. Истина – это то, что инту итивно ясно и самоочевидно. 2. Истина – это соответствие знаний дейст вительности. 3. Истина – это то, что подтверждается опыт ом. 4. Истина – это знание, экономно и просто оп исывающее опыт. 5. Истина – это конвенция, соглашение межд у учёными. Зад ание 7 Какое о пределение понятия “личность” Вы считаете наиб олее пр а вильным? Ли чность – это… 1. зрелый человек; 2. выдающийся историч еский деятель; 3. человек, обладающий совокупностью соци альных качеств, обеспечива ю щих его гражданскую активность, способность справляться с окружа ющей средой, иметь в обществе права и обязанности; 4. человеческий индивид со всей совокупнос тью биологических, социальных и психологических качеств. Зада ние 8 Укажит е определяющий критерий общественного прогресса: 1. Уровень развития про изводительных сил. 2. Степень развития свободы и демократии. 3. Создание правового государства. 4. Уровень развития духовной культуры обще ства. 5. Уровень развития общественной морали. 6. Индивидуальное счастье человека. 7. Сам человек, его положение в социальной д еятельности, те во з можности, которые ему предостав ляет общество для развития. Вариант 3 Зад ание 1 Какой ф илософский метод познания характеризует Ф. Энгельс как привычку “рассм атривать вещи и процессы природы в их обособленн о сти, вне их великой св я зи, и в силу это го не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно и з менчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мёр твыми”. Когда, в каком историческом типе философии возникает этот фил о софский м е тод? Задание 2 Францу зский мыслитель, гуманист Мишель Монтень в XVI в. писал: “Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает ; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле”. По его же мнению, философия является “высшей добродет елью”. “Душа, вместившая в себя философию, не може т не з а разить своим здоровьем и тело “. Как Вы оцениваете такую позицию М. Монтеня по отношению к ф и лософии? Какие аргументы о роли философии в обществе можете п р и вести? Задание 3 Опреде лите, к какой исторической эпохе, какому историческому типу филос о фии относятся приведённые интерпретации спец ифики природы. Какие главные ос о бенности этих и сторических эпох они отображают? 1. Природа – это органичес кая часть космоса. Часто природа считалась одушевлённой. 2. Природа создана Богом по его собственно му проекту. В и е рархии Бог – человек – природа пос ледним звеном является природа. 3. Природа – это сила, которая противостои т человеку. Разум человека должен полностью подчинить её себе, покорить. 4. Природа – это стихия, которая благодаря сознательной де я тельности человека должна стать царством господства разума, ноосф е рой. ( В. И. Вернад ский, Т. де Шарден). Зад ание 4 “Движе ние – это усилие, с помощью которого какое-нибудь тело и з меняет или стремится изменить своё местоположение” (П. Гольб ах, XVIII в.). Будет ли это определение движения материи философским? В к а ком истор и ческом типе философии оно возникло и почему? Может ли быть применимо в н а с тоящее время? Задание 5 В перио дической системе Д. И. Менделеева при увеличении кол и чества эле к тронов изменяются свойс тва атомов. Однако через опред е лённый период св ойства атомов возобновляются. Объясните это на основе одного из законов диалектики. Кратко сформулиру йте суть данного закона через его основные категории. Задание 6 Существ овала природа, но ещё не было человека, существовала ли объекти в ная истина? Дав ответ на этот вопрос, о пределите, что понимается под объективной ист и но й . Задание 7 Установите, каким концеп циям смысла жизни соответствуют следующие при н ци пы: 1. Живи наслаждаясь. 2. Из всего извлекай пользу. 3. Следуй своему идеалу и предначе р танному долгу. 4. Будь смиренен, живи во иску п ление грехов. 5. Счастье – вот подлинное предназн а чение человек а! 6. Цель оправдывает средства. а) Эвдемонизм. б) Утилитаризм. в) Прагматизм. г) Гедонизм. д) Этика долга. е) Аскетизм. Задание 8 Какая и з позиций, с Вашей точки зрения, наиболее верно даёт о т вет на вопрос о роли народных масс как движущих силах истории? Арг у ментиру йте свой ответ. 1. Народ, народные массы – решающая сила истории на всех этапах её развития. 2. Народ – реальная, а в благоприятных усло виях и решающая сила ист о рии. 3. Участие народа в общественной жизни несё т только беды о б ществу, культуре. Вариант 4 Зад ание 1 Испанск ий философ Хосе Ортега-и-Гассет, споря с теми, кто пыт а ется от им е ни науки потеснить филос офию, писал: “Сегодня, после того как философы с краской мучительного сты да сносили презрения учёных, бросавшим им в лицо, что филос о фия не наука, нам – по крайней мере, мне – нравится в ответ на это оскорбление з а являть: да, философия не наука , ибо она нечто большее”. Как Вы оцениваете такую позицию? Каково, на Ваш вз гляд, соотн о шение ф и лос офии и науки и значение философии как “нечто большего” для современной н а у ки? Задание 2 Дайте о ценку следующего положения Дж. Беркли (XVIII в.): “Мне кажется с о вершенно непонятным то, что говорят об абсолютном сущес т вовании не мыслящих вещей безотносительно к то му, являются ли они воспринимаемыми или нет. Сущес т вовать – значит быть воспринима е мы м, и совершенно исключено, чтобы они имели какое-л ибо существ о вание вне мысли или мыслящей вещи (с ущества), которые их восприн и мают”. Суть какого направления в решении основного вопроса философии здесь о т ражена? В чём оно состоит? Задание 3 Средневековье справедливо называют « эпохой веры » . Почему философы этой э похи были религиозными мыслителями? Аргументируйте свой отве т. Задание 4 Английский философ конца XVII – начала XVIII вв. Дж. Толанд так характер и зует движение материи: “Движение есть существе нное свойс т во материи… столь же неотделимо от е ё природы, сколь неотделимы от неё непроницаемость и протяж е ние”. (Английские материалисты XVIII в. Т.1. – М., 1967. С. 152). Дайте о ценку его взгляда на движение материи и саму материю. Задание 5 Ка кой закон диалектики выражает правило Ленца? “Увелич ивающийся магнитный поток сквозь замкнутый контур инд у цирует в нём ток, собственный поток которого стремится умень шить внешний. Уменьшающи й ся же магнитный поток индуцирует в контуре ток такого направления, собственный поток которог о пытается увеличить внешний”. Кратко сформулируйте суть данного закона диалектики через его основны е к а тегории. Задание 6 Дайте о ценку нередко бытующей точке зрения на сознание, согла с но которой сознание присуще и высшим животным, однако самый в ыс о кий уровень сознания имеет человек. Согласн о ее сознание человека о т личается от сознания в ысших ж и вотных только большей глубиной, больше й способностью к труду и т. д. Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания. Задание 7 Выделит е суждения, выражающие, с Вашей точки зрения, суть а г ностицизма: 1. Человек в принципе не способен познать объективный мир. 2. Мир в принципе познаваем. 3. Все знания о мире не являются достоверны ми. 4. Человек не способен познать мир так, как о н существует на самом деле. 5. Нашим ощущениям нельзя доверять. 6. В мире существуют вещи, которые человек м ожет познать. Задание 8 Какая и з позиций, с Вашей точки зрения, наиболее верно даёт о т вет на вопрос о роли выдающейся личности в истории? Аргументи руйте свой ответ. 1. Личность играет реша ющую роль в истории. 2. Личность не играет и не должна пытаться и грать какую-то р е шающую роль в истории. 3. Решающая роль в истории принадлежит наро ду, а личность лишь влияет положительно или отрицательно на ход истории. 4. Личность в течение определённого времен и, в отдельных, о г раниченных местом и временем обст оятельствах может играть реша ю щую роль в истории. Вариант 5 Зад ание 1 Какую ф ункцию философии обосновывал К. Маркс в “Тезисах о Фейербахе”: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”? (Маркс К. Тезисы о Фе й ербахе. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. З. С. 4). Задание 2 По слов ам Г. В. Плеханова, “Гегель называл … точку зрения тех мыслителей, которые, не умея понять процессы развития явлений, поневоле представляют их с е бе и другим как застывшие, бессвязные, не сп о собные перейти одно в другое. Этой точке зрения он противопоставлял ту …, которая изучает явления именно в их разв и тии и, следовательно, в их взаимной связи”. Вместо точек впишите название двух философских методов позн а ния и дейс т вия, которые определяет здесь Гегель, немецкий философ XVIII - XIX вв. Задание 3 Платон учился у Сократа, Аристотель 20 лет был учеником Платона (до смерти последн его), Александр Македонский учился у Аристотеля. Уче ником (цей) какого философа античности хотели бы быть Вы? Поч е му? Задание 4 Укажите основные черты материализма Нового времени (англи й ского и фра н цузского материализма XVII - XVIII вв.): 1. Диалектический матер иализм. 2. Деизм. 3. Эмпиризм (сенсуализм). 4. Реализм. 5. Рационализм. 6. Метафизический материализм. 7. Механистический материализм. 8. Атеизм. 9. Дуализм. Дайте их к раткую характеристику. Задание 5 “Абсолю тное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущнос ти без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и ина че называется длительностью”. “Абсолютное пространство по самой своей сущнос ти безотнос и тельно к чему-либо внешнему остаёт ся одинаковым и неподвижным”. Кому из великих учёных Нового времени принадлежат данные о п ределения пространства и времени? Какая концепция простран ства и времени здесь выражена? В чём её суть? Задание 6 Укажите известные Вам исторические формы диалектики и их осн о вателей: 1. Негативная диалектика. 2. Идеалистическая диалектика. 3. Материалистическая диале к тика. 4. Наивная, стихийная диалект и ка. а) Гераклит, Плато н, Арист о тель. б) Кант, Гегель. в) Адорно, Маркузе. г) Маркс, Ленин. Зад ание 7 Из прив едённых определений следует: а) выбрать то, что характеризует заблуждение; б) назвать гносеологические понятия, выражающие суть каждого из остальн ых положений. 1. Заблужд ение – неполное, неточное знание о предмете, кот о р ое отраж а ет его в известных пределах, границах. 2. Заблуждение – это преднамеренное возведение заведомо неправил ь ных представлений о предмете в истину. 3. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие знаний предмету, искажённое отражение действительности. 4. Заблуждение – это осознанная или неосознанная неправда, передача ло жного знания как истинного или истинного знания как ложн о го. Зад ание 8 Какое о пределение понятия “человек”, с Вашей точки зрения, на и более полно раскрывает его природу? Че ловек – это… · индивид с присущей ему генетической програм мой; · субъект познания, трудовой деятельности, об щения, управл е ния; · животное, способное изготавливать орудия тр уда; · биопсихосоциальное существо, способное мыс лить, говорить и трудит ь ся; · общественное животное, способное мыслить. Вариант 6 Зад ание 1 Проана лизируйте приведённые ниже высказывания о предмете философии. Какие из них, на Ваш взгляд, более корректны и соответствует современному пон и манию предмета философии? 1. Филосо фия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт). 2. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, обще ства, человеческого мышления (Ф. Энгельс). 3. Предмет философии – логический анализ языка науки (Л. Ви т генштейн). 4. Философия – это теоретическа я система взглядов на человека и его место в мире. 5. Философия есть учение о с ущности бытия, универсальных з а конах взаимодейст вия основных его форм и всеобщих началах челов е чес кой жизнеде я тельности; 6. Философия – это область поисковой деятельности различных наук. Задание 2 Какой фило софский метод выражен в высказываниях древнегреч е ского мат е риалиста Гераклита( VI – V вв. до н. э .): 1. Всё течёт, в сё меняется. 2. В одну и ту же реку дважды не войти. 3. Даже солнце каждый раз новое. В чём суть это го философского метода? Задание 3 Укажите хар актерные черты философии средневековья: 1. Космоцентризм. 2. Схоластика. 3. Софистика. 4. Теоцентризм. 5. Диалектика. 6. Креационизм. 7. Примат веры над знанием. 8. Примат знания над верой. 9. Догматизм. 10. Гуманизм. Кратко охарактеризуйте их. Задани е 4 Крупнейший ученый и философ XX в. В. И. Вернадский писа л: “Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свобо дной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом ег о представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становит ся мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, стан овится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего че ловечества как единого целого”. Как называется это учение В. И. Вернадского о взаимоотношении общества и природы, в чём его суть? Как соотносится данное положение В. И. Вернадского с с е годняшней экологической ситуацией? Задание 5 Являются ли материей следующие явления: 1. Фотон. 2. Вакуум. 3. Информация. 4. Угрызения совести. 5. Пространство и время. Аргументир уйте ответ. Задание 6 Какое напра вление в теории познания выражает следующее выск а зывание: “Нет ничего в разуме, чего бы первоначально не содер жалось в чувствах”. Дайте его о ценку и анализ. Задание 7 Бытует мнен ие на уровне здравого смысла: “Сколько людей, стол ь ко и истин”. Имеется в виду, что у каждого человека – своя исти на. Дайте оценк у такому пониманию истины. Задание 8 “Общий резу льтат, к которому я пришёл ..., может быть кратко сформулирован следующим о бразом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определ ённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производстве н ные отношения, которые соо т ветствуют определённой ступени развития их матер и альных производ и тельн ых сил. Совокупность этих производственных отношений с о ставляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвыш а ется юридическая и политичес кая надстройка и которому соотве т ствуют опреде лё н ные формы общественного сознания. Способ пр ои з водства материальной жизни обусловливает с оциальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание лю дей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие опред е ляет их сознание”. (Маркс К. Предисловие. К критик е политической экономии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6– 7). На основе данного высказывания К. Маркса проанализируйте, в чём новизна марксистской философии в объяснении общества с точки зр е ния основного вопроса философии по сравнению с прежними фил ос о фами, как материалистами, так и идеалистами? К акое название получ и ло это объяснение общества ? Вар иант 7 Задани е 1 Что та кое мифологическое мировоззрение? Это… 1. миропонимание; 2. специфическое конкретно-образное и синк ретическое мир о воззрение; 3. рассказы о прошлом; 4. мировоззрение, в основе которого лежит в ера в сверхъестес т венное. Задани е 2 Выразите и кр атко отразите сущность основных разделов философии. 1. Онтология – это учение о… 2. 3. 4. 5. и т.д. Задание 3 Укажите наи более характерные черты неопозитивизма: 1. Эмпиризм. 2. Рационализм. 3. Интерес к анализу обыденного языка. 4. Интерес к анализу языка науки. 5. Интерес к проблемам логики. 6. Интерес к мировоззренческим проблемам ф илософии. 7. Мировоззренческий нигилизм. 8. Художественный способ философствовани я. 9. Антропоцентризм. Задани е 4 Укажите, ка кое из данных определений материи соответствует с о временному материализму: 1. Материя – это всё то, что не является сознанием. 2. Материя – абстракция, не имеющая под соб ой реального о с нования. 3. Материя – это постоянная возможность о щущений. 4. Материя – это объективная реальность, с уществующая нез а висимо от человеческого сознани я и отображаемая им. 5. Материя – это всё, что обладает массой и энергией. Задани е 5 Какой из ос новных законов диалектики нашёл отражение в стих о творении Н. Дроздова: Всё, что про тивоположно, Друг без друга невозможно. Если б не было печали, Счастья б мы не замечали. И, друзья мои, поверьте, Что бы там ни говорили, Если б не было бы смерти, Так бы жизнь мы не любили… Кратко сфор мулируйте суть данного закона диалектики через его основные к а тегории. Задание 6 Потерпевши й описывает грабителя: “Это был мужчина небольшого роста, в чёрной шляпе и синих джинсах”. Ответьте: а) Сколько п онятий использовано в этом высказывании? Перечи с лите их. б) Формой какой познавательной способности человека является понятие? в) Какую форму мысли представляет приведенное высказывание в целом? Задание 7 Дайте анали з следующих суждений о сущности человека: · человек есть животное, сознание и поведение которого св о дятся к ф и зиол огическим реакциям на раздражители; · человек – существо, сотворённое и управляе мое богом, его сущность раскрывается через связь с богом; · человек – иррациональное существо, его сущ ность – в своб о де сущес т в ования в себе и для себя; · человек – сознательное существо, приспосаб ливающееся к среде для достижения успеха; · человек – продукт и субъект деятельности, е го сущность предстаёт как совокупность общественных отношений. Задани е 8 Какая конце пция направленности исторического процесса является, с Вашей точки зре ния, наиболее правильной? 1. Общество с развитием цив илизации деградирует, в нём царит регресс. 2. Исторический процесс подвержен цикличн ости, в нём пост о янно прои с хо дят общественные круговороты. 3. Исторический процесс характеризует тол ько общественный прогресс как непрерывное восходящее развитие. 4. В обществе имеет место не только прогрес с, но и регресс, кр у говые дв и же ния, но определяющим является прогресс. Вар иант 8 Задани е 1 Какие из пе речисленных функций, с Вашей точки зрения, свойс т венны фил о софии? 1. Познавательная. 2. Коммуникативная. 3. Методологическая. 4. Мировоззренческая. 5. Информативная. 6. Критическая. 7. Ценностная (аксиологическая). 8. Технологическая. 9. Практическая. Расположите их в порядке важности. Задание 2 В труде “О г раде Божьем” Августин ( IV – V вв.) писал: “Времён не было бы, если бы не б ыло творения, которое изменило нечто некоторым движением. Нет никакого с омнения, что мир сотворён не во времени, а вместе со временем”. Суть какого философского учения выражена здесь? Какой истор и ческий тип философии оно характеризует? Задание 3 У немецкого философа XX века К. Ясперса основной фило софской категорией является смерть. Ясперс заявлял: “Философствовать – это значит учиться умирать”. У другого немецкого философа этого же направления М. Хайдегг е ра основная философская категория – страх. Сог ласно Хайдеггеру, су щ ность человека – в сущ е ствовании во страхе. У французского философа А. Камю основная философская катег о рия – сам о убийство. Он писал: “Реши ть – стоит или не стоит жизнь того, чтобы прожить, значит ответить на фунд аментальный вопрос филос о фии”. Представителями какого течения западной философии XX века все они явл я ются и в чём основная идея и новизна этого течения? Задание 4 Какое, с Ваш ей точки зрения, определение понятия “сознание” я в ляется на и более правильным и точным ? Созна ние – это … · космическое явление; · свойство мозга отражать объективную реальн ость; · свойство, присущее всем живым организмам; · свойство человеческого мозга целенаправле нно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственны х или логич е ских образах; · свойство мозга формировать понятия, суждени я и умозакл ю чения. Задани е 5 Укажите: а) о бщие для пространства и времени свойства; б) свойства, специфические только для пространства: 1. объективность; 2. одномерность; 3. трёхмерность; 4. протяжённость; 5. бесконечность; 6. симметричность; 7. объём; 8. всеобщность; 9. прерывность; 10. длительность; 11. однородность; 12. изотропность. Задание 6 В данном пер ечне укажите законы диалектики: 1. закон всемирного тяготе ния; 2. закон единства и борьбы противоположнос тей; 3. закон отрицания отрицания; 4. закон инерции; 5. закон сохранения и превращения энергии; 6. закон взаимного перехода количественны х и качественных изменений; 7. закон коммутативности; 8. закон цикличности. Кратко изложи те суть законов диалектики. Задание 7 Перечислит е свойства человека, характеризующие его как предст а вителя рода “человек” ( Homo sapiens ). 1. Чувствител ьность. 2. Разумность. 3. Раздражимость. 4. Возбудимость. 5. Социальная активность. 6. Рефлективность. 7. Уникальность. 8. Целостность. 9. Интуиция. 10. Способност ь создавать орудия труда. Задание 8 Как Вы оцени ваете положение, согласно которому определяющими факторами общественн ой жизни являются естественный отбор, борьба за существование и в ы живание наиболее приспособленных. Какая позиц ия здесь нашла отражение: а) материализ м, б) идеализм, в) натурализм, г) технологический детерминизм. Вариант 9 Задани е 1 Какие позиц ии (материалистическую, объективно идеалистическую, субъекти в но идеалистическую) отстаивают спорящие персо нажи? Арг у ментируйте, почему. Первый: «Нас окружают чувственно воспринимаемые материал ь ные вещи, к о торые я могу увидеть, потр огать, понюхать, лизнуть, но я никогда не сталкивался с самостоятельными понятиями и образами, к о торые не относились бы к вещам и не были бы их отражением. Поэтому я не допускаю, что мысли или идеи могут предш е ствовать вещам, сущ е ствовать без них, а тем более до них». Второй: «Если даже такую простую вещь, как ваш костюм или кре с ло должен был кто-то создать, то не мог же сам собой возникнут ь такой сложный и организова н ный мир, как тот, чт о находится вокруг нас. Если для создания костюма и кресла должна быть мы сль портного и столяра, то для создания мира нужна была предш е ствующая ему мысль, во много раз более сложная и грандиозна я, чем мысль портн о го или столяра». Третий: «Ведь слово «материя» – это тоже лишь просто название для огром н о го скопления ощущений, о которых мы привыкли д умать, что они являются отражен и ем вещей. Я же ут верждаю, что никаких вещей нет, мы просто привыкли говорить о вещах, на сам ом же деле есть тол ь ко мое мышление, есть только мое «Я» с прис у щими ему ощущениями. Материальны й мир нам лишь кажется, это лишь определе н ный спо соб говорить о наших ощущениях». Задание 2 Средневеко вой схоласт Фома Аквинский писал: «Есть какие-то и с тины о Боге, которые превосходят всякую способность человеч еского рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и един. Однако есть к а кие-то истины, которые может достичь и естестве нный рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т.п.; эти и с тины о Боге наглядно доказали и философы, ведом ые светом естественного рассу д ка…» Определите, как Ф. Аквинский решает проблему соотношения веры и знания? Задание 3 Н. А. Бердяев, проанализировав историю русской мысли, сделал следующий обобщающий вы вод: «…в России вынашивалась идея бра т ства люде й и народов. Это русская идея. Но поскольку эта идея утверд и лась в отрыве от христианства, к о тор ое было ее истоком, в нее входил яд, и это сказалось на двойственности комм у низма, на переплетении в нем правды и лжи. Эта дв ойственность была уже у Бели н ского. У Нечаева и Т качева началось преобладание отрицательного над положител ь ным» (Русская идея. // Вопр. филос, 1990. №1. С. 144). В чем прав Н.А. Бердяев в своей оценке коммунизма? Ваша оценка историч е ской роли коммунистического учения. Задание 4 Укажите: а) общие для пр остранства и времени свойства; б) свойства, специфические только для времени: 1. объективность; 2. одномерность; 3. трехмерность; 4. протяженность; 5. необратимость; 6. бесконечность; 7. всеобщность; 8. прерывность; 9. однородность; 10. изотропность; 11. длительность. Задание 5 Какой из осн овных законов диалектики и какая категория, раскр ы вающая его, просматриваются в древнеиндийском афоризме: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказ а тельствам, ни слишком гневливым. Упрямство отта лкивает, мягкость в ы зывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера д е лает сме шным, неверие ведет к пороку»? Кратко сфор мулируйте суть данного закона диалектики через его основные к а тегории. Задание 6 Какое опре деление бессознательного Вы считаете правильным? Бесс ознательное – это… · идеальное; · все, что не осознается человеком; • явлени я, состояния и процессы психики человека, оказывающие влияние на его пов едение, но не осознаваемые им; · рефлекторные действия; · интуитивные действия. Раскройте основные проявления бессознательного в психике человека. Задание 7 Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженны х в следующих положениях. В каких историч е ских т ипах философии они возникли? 1. В познании решающую роль играют чувства. В раз уме нет н и чего, чего первоначально не было бы в чувс твах. 2. В познании решающую роль играет разум, показа ниям орг а нов чувств доверять нельзя. 3. В познании решающую роль играют бессознател ьные, неподконтрол ь ные разуму (противоразумные) фа кторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озар е ние и т .д.). Задание 8 Из концепци й, выражающих специфику российской цивилизации, выберите ту, которая отв ечает Вашим представлениям, и аргументиру й те. М ожете предложить и свой вариант ответа. 1. Россия – безусловно, евр опейская страна. 2. Россия – азиатская страна. 3. Россия – евроазиатская страна, в ней осу ществлен синтез е в ропейского и азиатского начал. 4. Россия – «большое общество», она колебл ется между Евр о пой и Азией и не имеет цивилизацион ной определенности. Вар иант 10 Задани е 1 Что та кое религиозное мировоззрение? Это… 1. эмоциональный опыт чело века; 2. вера в Бога; 3. вера в существование сверхъестественно го и его госпо д ствующую роль в жизни людей; 4. отношения любви между людьми. Задание 2 Объясните и звестную мысль древнегреческого философа ( V -IV вв. до н. э.) Платона: «Идеи пребывают в природе как бы в виде обр азцов, прочие же вещи схо д ны с ними и суть их подо бия, сама причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им». Родоначаль ником какого философского направления является Платон? Суть какой разн овидности данного философского направления отражена в этом высказ ы вании Платона? Задание 3 Укажите наи более характерные черты экзистенциализма (течения западной философии XX века): 1. Интерес к проблеме време ни. 2. Интерес к проблеме человека. 3. Рационализм. 4. Прагматизм. 5. Трагизм. 6. Отождествление свободы и существования. 7. Интерес к человеку в «пограничных ситуац иях». 8. Иррационализм. Задание 4 Среди переч исленных свойств укажите те, которые являются атр и бутами м а терии: 1. Протяженность. 2. Длительность. 3. Движение. 4. Пространство. 5. Вещественность. 6. Время. 7. Теплопроводность. 8. Однородность. 9. Сознание. 10. Бесконечность. 11. Изотропность. 12. Развитие. Задание 5 Дайте оценк у точке зрения социобиологии, согласно которой сознание – пор о ждение живой природы и присуще всем живым орган измам. Задание 6 Учение фран цузских материалистов эпохи Просвещения об опр е деляющей роли социальной среды в формировании личности Ф. М. Достоевский считал ош и бочным. Аргументируя сво ю позицию, он писал: «Делая человека ответственным, христианство тем сам ым пр и знает свободу его. Делая же человека завис ящим от к а ждой ошибки в устройстве общественно м, учение о среде доводит человека до с о вершенно й безличности, до совершенного освобождения от всякого нравс т венного личного долга, от всякой самодеятельно сти, доводит до ме р зейшего рабства, какое только можно вообразить. Ведь этак табаку зах о чется, а д енег нет – так убить друг о го, чтобы достать табаку». (Дневник писателя: Избранные стран ицы. М., 1989. С. 47). Согласны ли Вы с критикой Ф. М. Достоевского роли социальной среды в фо р мировании человека? На каких позициях в пониман ии су щ ности человека стоит сам автор? Задание 7 Марксизм, в первые в философии разработавший материалистич е ское пон и мание истории, основными, о пределяющими в жизни общества считает производс т венные отношения. Из вышеназв анных выделите все элементы производственных (экономических) отношени й: 1. Отношения технологические 2. Отношения собственности. 3. Отношения идеологические. 4. Отношения распределения. 5. Отношения потребления. 6. Отношения управления. 7. Отношения обмена. 8. Отношения разделения труда. Задание 8 Какое из выс казываний наиболее точно отражает отношения общ е ства и пр и роды проанализируйте их. 1. Между прир одой и обществом как двумя формами объективной реальности существует е динство и различие. 2. В обществе нет иных законов, кроме тех, которые существуют в природе. 3. Общество – сущность, принципиально отличная от природы и не зависящая в своих де йствиях от ее объективных законов. Прокомментируйте данные высказывания, аргументируйте свой выбор. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОС Ы ПО ФИЛОСОФИИ 1. Мировоззре ние, его структура, исторические типы (мифолог и чес кое, р е лигиозное и философское), их особенности. 2. Философия как мировоззрение и наука, ее происхождение, предмет, структура и функции. 3. Основной вопрос философии, его две стороны. М атериализм и идеа лизм – основные философ ские направления. 4. Методы в фи лософии. Диалектика и метафизика, их истор и ческие фо р мы. 5. Исторические типы философии. Особенности античной фил о софии, ее космоцентрический характер, 6. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности. 7. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возр ождения. 8 Философия Нового времени, ее отличительные характеристики. Осо бенности французского и английского материализма XVII– XVIII вв. 9. Немецкая классическая философия. Значение философии Г е геля и Фейербаха. 10. Особенности и значение марксистской фи лософии. Историч е ские суд ь бы марксизма. 11. Неклассическая западная философия XX века, ее особенн о сти, пробл е мы и течения, 12. Русская философия, этапы ее развития и гл авные особенн о сти русской философии X 1 X - начала XX вв. 13. Бытие и формы его проявления. Философско е учение о мат е рии, осно в ные э тапы его развития. 14. Философское учение о движении материи, п ространстве и времени. . 15. Сознание, его проис хождение, сущность и основные свойства 16. Оптимизм, скептицизм и агностицизм о возможности позн а ваемости м и ра. 17. Единство чувственного и рационального в познании, их фо р мы. 18. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение. 19. Диалектика абсолютной и относи тельной истины. 20. Понятие практики и ее роль в познании. Практика как основнрой и всеобщий критерии истины. 21. Законы диалектики (закон единства и борьбы противополо ж ностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изм е нений и закон отрицания отрица ния). 22. Происхождение человека . Природные, биол огические и соц и альные предпосылки антропогенез а. 23. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социал ь ного в человеке. 24. Общество как система, ее основные сферы. Проблема опр е деляющих факторов в развитии общест ва и основные течения в ее р е шении (натура лизм, иде а лизм, материализм). 25. Общество и природа, их взаимосвязь. Эколо гические и дем о графичес кие проблемы современнос ти, 26. Общественное сознание, его структура и основные элементы. 27. Движущие силы развития общес тва. Роль народных масс и личности в истории. 28. Направленность в истории. Общественный прогресс и его кр и терии. 29. Философское понятие культуры, ее структура, закономерности развития и функции. 30. Понятие цивилизации, ее типы. Основные проблемы и прот и воречия с о временной цивилизации. ТЕСТЫ по философии Из предложенных ниже вариантов о тветов выбрать правильный о т вет (или правильные от веты) 1. Философия объясняет мир с помощ ью: А. Мифологических образов. В. Рациональной аргументации. С. Догматов религии. D. Свидетельства веры. 2. Онтология – это наука о… А. Бытии. В. Мышлении. С. Сознании. D. Религии. 3 . По Демокриту, бытие – это… А. Бытие атомов. В. Познаваемое чувствами, а не разумом. С. Единое. D. Познаваемое в понятии. 4. Каково библейское понимани е места человека в мире? А. Человек - одно из равных друг д ругу существ, созданных Богом. В. Человек - это худшее из тварей, созданных Богом. С. Человек – это повелитель всего того, что было создано до него Богом. D. Человек – одно из равных друг другу существ, созданных Богом. 5. Какое положение характеризует такое направление средневек о вой филос о фии как р еализм? А. Сущность вещи не обладает подл инной реальностью В. Сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи. С. Подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не общие пон я тия. D. Общие понят ия суть только имена и образуются нашим умом. 6. Какие положения характеризуют такое направление средневек о вой фил о софии как номинализм? А. Универсалии существуют вне и до всякой вещи. В. Подлинной реальностью обладают единичные вещи, а общие понятия суть только имена и образуются только нашим умом. С. Подлинной ре альностью обладают только общие понятия (или универс а лии). D. Подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия. 7. Какой вопрос является основны м для философии? А Вопрос об эволюции живого мира. В. Вопрос о сотворении мира Богом. С. Вопрос об отношении мышления к бытию. D. Вопрос о материи. 8. Каков главный императив Сократа? А. “Познай самого себя ”. В. “Не следуй установленным правилам”. С. “ Узнай как можно больше” D. “Не ошибайся”. 9. Первых греческих философов (досократико в) прежде всего интересов а ла проблема: А. Первонача ла космоса. В. Человека. С. Радикального сомнения в истинном знании. D. Построения идеального государства. 10. Откуда происходит название эп охи “Возрождение”? Эпоха пол у чила такое название п о следующим причинам: А. Поскольку в эту эпоху действит ельно возрождается античное представление о человеке. В. Поскольку эта эпоха осознает себя как возрождени е многоликой античной философии и культуры в целом. С. Термин «Возрождение» - это ошибка культурологов. D. Поскольку происходит возрождение древнегреческих форм государственной власти в Италии. 11. Каково отношение идеи и вещи у Платона? А. Идея – общее понятие, которое существует до вещи. ве В. Вещи – это инобытие идеи, ее воплощение. С. Идея тождественна вещи. D. Идея – отражение вещи. 12. Как Гегель назвал свою философскую систему? А. Абсолютный идеализм. В. Субъективный идеализм. С. Спиритуализм. D. Исторический материализм. 13. Каково основное понятие теории познания у И. Канта? А. Идея. В. Категорический императив. С. Вещь в себе. D. Субстанция. 14. Каков основной принцип категории всеединства в русской фил о софии XIX – XX вв.? А. Все едино в человеческом сознании. В. Все есть Бог. С. Все едино в Боге. D. Бог и мир един. 15. Каково центральное понятие течения славянофильства в ру с ской филос о фии? А. Абсолютный дух. В. Благодать. С. Всеединство. D. Соборность. 16. Что является исходным понятием гегелевской системы? А. Абсолютная идея. В. Абсолютный субъект. С. Высшая субстанция. D. «Я». 17. Кто ввел в философию понятие «воля к власти»? А. А. Шопенгауэр. В. К. Маркс. С. Ф. Ницше. D. С. Кьеркегор. 18. Как в философии материализма определяется сознание? А. Осознанное бытие. В. Функция человеческого мозга. С. Продукт высокоорганизованной материи. D. Проявление абсолютного духа. 19. Религия – это… А. Название секты. В. Определенное мировоззрение и культовые действия, основа н ные на вере в сверхъестественный Абсолют. С. Феномен первобытной культуры. D. Социальный институт. 20. Махизм (или эмпириокрицитизм) – это… А. Вторая стадия позитивизма. В. Еще одно названия позитивизма. С. То же, что и позитивизм. D. Особое философское направление. 21. В основе общественного развития у К. Маркса и Ф. Энгельса лежит: А. Мировой дух. В. Человеческое сознание. С. Воля Бога. D. Материальное производство. 22. Центральной проблемой философии Нового времени XY 11 века является проблема: А. Бытия. В. Соотношение материального и идеального. С. Метода научного познания. D. Человека. 23. Начальным этапом средневековой философии является: А. Рационализм. В. Схоластика. С. Патристика. D. Томизм 24. Кем является Демокрит? А. Основоположником объективного идеализма. В. Творцом атомистической теории строения мира. С. Создателем объективного идеализма. D. Основателем скептической школы. 25. В основе европейской средневековой философии лежало: А. Христианство. В. Ислам. С. Иудаизм. D. Язычество. 26. Философия – это… А. Вольное рассуждение на житейские темы. В. Система наиболее общих теоретических представлений о мире и места в н ем человека.. С. Научное исследование окружающей действительности. D. Критика религиозных представлений. 27. Деизм - это учение, согласно которому … А. Бог является единственной причиной всего сущего. В. Бог не является создателем объективного мира. С. Бог и природа есть тождественные понятия. D. Бог, сотворив мир, больше не участвует в его развитии. 28. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название: А. Абсолютный идеализм. В. Субъективный идеализм. С. Диалектический и исторический материализм. D. Агностицизм. 29. Учение о сотворении мира Богом носит название: А. Теоцентризм. В. Субстанциализм. С. Теодицея. D. Креационизм. 30. Учение о всеобщей связи и развитии называется: А. Эпистемологией. В. Аксиологией. С. Диалектикой. D. Метафизикой. 31. Методы философского познания – это А. Анализ и синтез. В. Индукция и дедукция. С. Описание и сравнение. D. Диалектика и метафизика. 32. В основе общественного развития согласно материалистич е скому поним а нию истории, лежит: А. Воля великой личности. В. Политическая доктрина. С. Способ производства. D. Система ценностей. 33. Предмет труда – это… А. То, на что направлена человеческая деятельность. В. Научно-технические достижения. С. То же, что и орудия труда. D. Люди с их трудовыми умениями и навыками. 34. Протяженность и структурность материи характеризуется пон я тием: А. Развитие. В. Пространство. С. Движение. D. Сознание. 35. Разделом философской науки , изучающим проблемы человека, является: А. Философская антропология. В. Антропологизм. С. Антропоморфизм. D. Антропософия. 36. Субстанция - это… А. Предельное основание, первооснова мира. В. То же, что и бытие. С. Элементарное материальное образование. D. То же, что и материя. 37. Философское направление, выводяшее познание из чувстве н ных воспр и ятий, это… А. Эмпиризм. В. Сенсуализм. С. Материализм. D. Натурализм. 38. Гносеология – это учение о… А. Ценностях. В. Бытии. С. Познании. D. Человеке. 39. Существование и развитие общества с позиций материализма определяе т ся: А. Общественным договором. В. Материальным производством. С. Географическими факторами. D. Духовными факторами. 40. Критерием истинности знания является: А. Правильность логического мышления. В. Полезность знания. С. Практика. D. Показания органов чувств. 41. Эмпиризм выводит все познание из: А. Из чувственного опыта. В. Иррациональных факторов. С. Абстрактных рассуждений. D. Чувственных восприятий. 42 Укажите верное положение в определении сущности человек. А. Человек и его поведение определяются биологическими закон о мерн о стями. В. Человек – это социальное существо и биологическ ие факторы не влияют на его поведение. С. Решающее влияние на поведение человека оказываю т инстин к ты. D. Человек прежде всего социальное существо, но на его повед е ние оказыв а ют влияние и биологические фа кторы. 43. Материя есть философская категория для обозначения: А. Атомов. В. Вещества. С. Субстанции. D. Объективной реальности. 44. Что такое истина? А. Это результат соглашения между учеными. В. Это реальное существование явлений. С. Это соотве тствие мысли той реальности, которую она отражает. D. Это – правда. 45. Обоснование какого взгляда характерно для натура листической модели общества? А. Природная среда – необходимое существование людей. В. Природная среда может ускорять или замедлять прогресс общ е ства. С. Природная среда всецело определяет экономику, общественный строй, кул ьтуру, и мораль живущего в ней народа. D. Законы развития общества отличны от законов природы. 46. Какое из философских течений отрицает познаваемо сть мира таким, каков он есть? А. Материализм. В. Субъективный идеализм. С. Агностицизм. D. Объективный идеализм. 47. Какая из перечисленных проблем является философской? А. Возможны ли небелковые формы жизни? В. Как решить продовольственную проблему человечества? С. В чем смысл человеческого существования? D. В чем сущность гравитации? 48. К какой модели общества можно отнести суждение материал и ста Л. Фе й ербаха: «Периоды человечества о тличаются один от другого лишь переменами в р е лиги и…?» А. Материалистической. В. Идеалистической . С. Натуралистической. D. Технологической. 49. К какому понятию относится следущее определение «Историч е ский тип общества, основывающийся на определенном способе про и з водства»? А. Цивилизация. В. Политическая надстройка. С. Общественно – экономическая формация. D. Государство. 50. Какие из перечисленных ниже явлений относятся к обществе н ному бытию с точки зрения материализма? А. Мораль. В. Техника. С. Производительные силы и производственные отношения. D. Географическая среда. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М. : ТЕИС, 1996. 504 с. 2. Гладков А.П., Морозов В.Н., Конюшенко В.Ф. Фил ософия: Ал ь бом схем. – Екатеринбург, 1995. 3. Немировская Л.З. Философия. Учеб. пособие. – М., 1996. 4. Основы философии. Учеб. пособие для вузов /Рук. Автор. колл. и отв. ред. Е. Е. Попов. – М. : Гум . изд. центр «Владос». – 1997. – 320 с. 5. Очерки социальной философии. Учеб. пособ ие для вузов /В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др. – М.: Наука, 1994.- 206 с. 6. Крапивенский С.Э. Социальная философия: У чеб. пособие для студен тов гуманитарных и эконом. факультетов. 2-е изд., – Волг о град: Комитет по печати. 1995.- 325 с. 7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Учеб. п особие для в у зов. – М.: Центр. 1996.- 272 с. 8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 1998.- 816 с. 9. Социальная философия: Учеб. пособие для в узов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М. : Куль тура и спорт. ЮНИТИ. 1995.- 240 с. 10. Философия: Курс лекций: Учеб пособие для студентов вузов /Научн. р у ковод. авт. колл. В.Л. Калашн иков. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с. 11. Философия: Учеб. пособие /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М. : Юрист. 1996.- 512 с. 12. Философия: Учебник для вузов. – Ростов-н а-Дону: Феникс, 1995. – 576 с. 13. Философия: Часть 1. История философии /Под ред. В.И. К и рилова. – М.: Юрист.1996.- 304 с. 14. Философия. Часть 11. Основные проблемы Философии /Под. ред. В.И. Кирилова. – М.: Юрист, 1997.- 320 с. 15. Философский эциклопедический словарь. – М. : Сов. энци кл о педия. 1989.- 816 с. 16. История философии: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Волков и др. Под р ед. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова, – М. : «Издат ельство ПРИОР», 1997. – 464 с. 17. Чуешев В.И. Введение в современную философию: Учеб. п о собие. - М.: НТООО Тетра Системс, 1997.- 128 с. 18. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к совр е менности. Учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е, дополненное. – М.: ФА ИР-ПРЕСС, 2000. 608 с. 19. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академич е ский пр оспект, Раритет, 2001. – 880 с. 20. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гард а рика, 2000. – 488 с. 21. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для в узов. Изд. 4-е перераб. и доп. – М.: Издательско-книгото рговый дом «Лотос», 2001 – 344 с. 22. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Мамджян К. Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М , 1999 с. 23. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В. Н. Лаврине н ко, проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 584 с. ДОПОЛН ИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в русскую философию: Учеб. пособие. – М. : Инте р пракс, 1995.- 304 с. 2. Горский А.П. Учение Маркса об обществе: Кр итический ан а лиз. – М. : Наука, 1994. 174 с. З. Замаляев А.Ф . Курс истории философии. М. : Изд-во Магистр, 1996.- 352 с. 4. Западноевропейская и. американская философия XX века: Учеб. пос о бие дл я вузов. – Орел, 1995. 5. История зарубежной современной философ ии: компаратив и стский по д ход . – Отв. ред. М.Я Корнеев. – С-Петербург: «Лань'; 1997.- 478 с. 6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая фило софия второй п о ловины XVII – начала XIX в. – М. : Высш. шк., 1989.- 480 с. 7. Кузнецов В.Н.. Мировский, В.В., Грязнов, А.Ф. За падноевр о пейская ф и лософия XVIII – М.: Высш. шк. , 1989.- 398 с. 8. Лосев А.Ф. История античной философии в ко нспективном и з ложении, – М.: Мысль. 1989.- 204 с. 9. Новиков А.И. История русской философии Х-Х Х веков. – С-Петербург : «Лань». 1998.- 320 с. 10. Основы философии. От классики к современ ности. – Учеб. п о соби е для вузов. М.: ФАИР-ПРОГРЕСС. 1998.- 576 с. 11. Рассел Б. История Западной философии: В 2 т. Т. 1 /Подгот. т екста В.В. Целищева, – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.- 464 с. 12. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2 /Подгот. т екста В.В, Целищева. – Новосибирск: Изд-во Но восиб. ун-та, 1994.-400 с. 13 .Реале Д. . Антисери Д. Западная фил ософия от истоков до наших дней. – Т. 1.3.3. -М.: Петрополис. 1994-1995. 14 .Современная философия: Словарь и хрестом атия. – Ростов-на-Дону: Ф е никс. 1995.- 511 с. 15. Философия XX в ека: Учеб. пособие. – М. : ЦИНО об-ва «Знание» России, 1997.- 288 с. 16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бе с смертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М. : Политиздат. 1991. – 464 с. 17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бе с смертии. XIX век. – М. : Республика. 1995.- 528 с.

Приложенные файлы

  • rtf 14835910
    Размер файла: 516 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий