PRAKTIChESKIE_ZANYaTIYa_PO_VVEDENIYu_V_LITERATUROVEDENIE_VOPROSY_K_EKZAMENU

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие №1

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
Каковы основные признаки художественной литературы?
Какие научные дисциплины входят в состав литературоведения?
Что изучает теория литературы; история литературы, литературная критика?
Каковы функции вспомогательных литературоведческих дисциплин?
Какие этапы прошло становление литературоведения в России?
Каковы основные пособия по курсу «Литературоведение»?

Работаем с научной литературой
Ознакомьтесь со статьями Д.С. Лихачёва «Об общественной ответственности литературоведения» и «Ещё раз о точности литературоведения» // Лихачёв Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 23 – 26; С. 27 – 30. Выделите основную мысль каждой статьи и аргументы, приведённые автором для подтверждения своей точки зрения.

Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, прозаического или драматического фрагмента из произведения любимого автора (по выбору студента).

Литература
Основная:
Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец и др. М.: Высшая школа, 2004.
Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.А.Н. Николюкин. М., 2001.
Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2001.

Дополнительная:
Павлова Л.В. Романова И.В. Неочевидные структуры текста. Применение программных комплексов для нужд филологического анализа текста. Смоленск: Свиток, 2015.
Романова И.В. О Смоленской филологической школе // Русская филология. Учёный записки СГПУ. Т.9. Смоленск: СГПУ, 2004


Практическое занятие №2
ТЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
Что такое тема; тематика?
Что вы знаете о минимальных, укрупнённых, сюжетных темах?
Какие темы называют «вечными» (определение и примеры)?
Каково значение терминов «контекст», «подтекст», «затекст» (приведите примеры)?
Какова связь контекста, подтекста и затекста с тематикой?

Работаем с научной литературой
Реконструируйте ход исследования В.С. Баевским тематики стихотворения М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» на основании статьи: Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.

Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».

Задания для самостоятельной работы
Проведите тематический анализ: 1) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белее парус одинокий»: выделите минимальные темы (обратите внимание на повтор некоторых слов), объедините минимальные темы в укрупненные, сформируйте сюжетную тему; обратитесь к затексту и контексту; поищите подтекст и т.д. 2) рассказа А.П. Чехова «Тоска»: выделите «вечные» темы (при необходимости обращайтесь к минимальным темам), сформируйте сюжетную тему, обратите внимание на эпиграф и т.д.

Литература
Основная:
Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000

Дополнительная:
Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987; Чудаков А.П. А.П. Чехов. М.: Просвещение, 1987


Практическое занятие №3
СЮЖЕТ И ФАБУЛА

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Что такое мотив, какова его структура?
2. Какие мотивы называют свободными, а какие – связанными? Приведите примеры.
3. Что такое сюжет? фабула?
4. Каковы основные элементы фабульной композиции (дайте определение и приведите и примеры)?

Работаем с научной литературой
Прочитайте статью Б.М. Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя». Какой приём построения повествования выделяет исследователь как ключевой? Каковы аргументы?

Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова «Пестель, Поэт и Анна» или стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»)

Задания для самостоятельной работы
Проанализируйте композицию одного рассказа С.Д. Довлатова «На что жалуетесь, сержант?» из цикла «Зона».

Литература
Основная:
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 (или любое другое издание).
Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.

Дополнительная:
Баевский В.С. Борис Пастернак. Жизнь и творчество в самом кратком изложении // Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006.
Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых» / пер. с анг. СПб., 1997.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Романова И.В. Проза Довлатова в свете карнавальной поэтики: «Зона» // Русская филология: Учёные записки СГПУ. Т.7. Смоленск: СГПУ, 2003.



Практическое занятие №4
СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
Что такое художественный образ?
Какова специфика словесного художественного образа?
Дайте определение и приведите примеры различных типов образа человека в художественном тексте.
Дайте определение и приведите примеры следующих образов: портрет, интерьер, обобщенный образ.
Дайте определение и приведите примеры урбанистического образа, пейзажа, условного образа.
Как формируется система образов в произведении?

Работаем с научной литературой
Прочитайте статью Ю.М. Лотмана «О Хлестакове» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 293 – 324. Какова, по мнению исследователя, смысловая доминанта образа Хлестакова?

Читаем наизусть
Подготовьте выразительное чтение стихотворения Н. Гумилёва «Жираф» (книга «Романтические цветы. Стихи 1903 – 1907 гг.»). Выделите основную оппозицию системы образов, определите смысл названия.

Задания для самостоятельной работы
Сделайте образный анализ одного из рассказов И. Бунина: «Чистый понедельник» (из цикла «Тёмные аллеи») или «Господин из Сан-Франциско».

Литература
Основная:
Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 293 – 324.

Дополнительная:
Баевский В.С. Библейские темы, мотивы и образы в «Цыганах» Пушкина // Русская филология. Учёные записки СГПУ. Т.2. Смоленск: СГПУ, 1996.
Ермоленко Г.Н. Художественное время и пространство в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская филология. Учёные записки СГПУ. Т.4. Смоленск: СГПУ, 1999.
Марусова И.В. Образ Пугачёва в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006.
Павлова Л.В. «У каждого за плечами звери»: символика животных в лирике Вячеслава Иванова. Смоленск, 2004.
Романова И.В. Пять ликов «Гамлета»: роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская филология: Учёные записки СГУ. Т.1. Смоленск: Траст-Имаком, 2004.


Практическое занятие №5-6
ОБРАЗЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1) Каково значение и структура тропа?
2) Уместны ли тропы в публицистическом тексте?
3) Что такое метафора? метонимия? сравнение? эпитет? перифраз? гипербола? литота? оксюморон? катахреза? (определении и примеры)
4) Какие выделяются риторические фигуры, каковы их функции в тексте?
5) Дайте определение и приведите примеры не менее 6 синтаксических фигур

Работаем с научной литературой
Ознакомьтесь с книгой Э.М. Береговской «Живая риторика» (СПб.: Люмьер, 2011). Напишите отзыв о книге.

Читаем наизусть (по выбору)
Прочитайте наизусть самостоятельно подобранное стихотворение, в тексте которого реализовано не менее 5 тропов.

Задания для самостоятельной работы
Проведите исследование на тему «Выразительные языковые средства в творчестве участников литературного объединения “Персона”»

Литература
Основная:
Береговской Э.М. Живая риторика. СПб.: Люмьер, 2011.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. (можно другое издание)
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. (любое издание)
Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
Дополнительная:
Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М., 1986;
Романова И.В. Синтаксический перенос и синтаксическое развертывание в поэзии И. Бродского1970-х гг.// Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006.


Практическое занятие №7-8
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
2. Охарактеризуйте системы русского литературного стихосложения.
3. Охарактеризуйте такие аспекты стихотворной речи, как метрика и ритмика.
4. Как определить стихотворный размер текста? Подберите примеры силлабо-тонических и тонических размеров.
5. Что такое рифма, каковы ее основные классификации (примеры)?
6. Что изучает строфика? Приведите примеры основных строф в русской поэзии (дистих, катрен, октава, одическая строфа, онегинская строфа и др.)
7. Охарактеризуйте такой аспект стихотворной речи, как фоника (определение, существующие точки зрения на звуковую организацию текста, примеры).

Работаем с научной литературой
Познакомьтесь с одним из пособий для изучения русского стихосложения: Богомолов Н.А. Краткое введение в стиховедение. Москва, 2004; Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях М.: Фортуна, 2001; Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988; Шенгели Г.А. Техника стиха. М., 1960. Можно ли при помощи пособий научиться а) анализировать б) понимать, в) писать стихи?

Читаем наизусть (по выбору)
Стихотворение одного из участников литературной студии «Персона»

Задания для самостоятельной работы
Проанализируйте особенности стихосложения одного из участников литературного объединения «Персона» (не менее 5 текстов).
Литература
Основная:
Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях М.: Фортуна, 2001.
Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
Шенгели Г.А. Техника стиха. М., 1960.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970 (можно другое издание).

Дополнительная:
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 2000 (в книге обширная библиография).
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Вып.1. Тарту, 1989.
Павлова Л.В., Романова И.В. и др. Смоленская поэтическая школа: новое поколение // Русская филология. Учёные записки СГПУ. Т.3. Смоленск: СГПУ, 1997.

Практическое занятие №9-10
ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ
Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):
1. Каковы характерные черты эпоса как литературного рода?
2. Назовите, дайте определение, приведите примеры эпических жанров: эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, роман-эпопея.
3. Каковы характерные черты лирики как литературного рода?
4. Назовите, дайте определение, приведите примеры лирических жанров: ода, сатира, дума, послание, элегия, идиллия, мадригал, эпиграмма, эпитафия.
5. Охарактеризуйте лиро-эпические жанры: поэма, баллада.
6. Каковы характерные черты драмы как литературного рода?
7. Назовите, дайте определение, приведите примеры драматических жанров: комедия, трагедия, драма.

Работаем с научной литературой
Ознакомьтесь с Разделом IV «Тип произведения» (темы 21– 34) книги: Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / автор-составитель Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Tamar/ Выделите то новое, что узнали благодаря этой работе о родах и жанрах (например, понятие неканонического жанра и т п.)

Читаем наизусть (по выбору)
Драматический монолог действующего лица одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Задания для самостоятельной работы.
Составить Словарь терминов по теме «Литературные роды и жанры» (не менее 20 терминов).

Литература
Основная:
Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. URL: http://mmbakhtin.narod.ru/eposrom.html
Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).
Гинзбург Л. О лирике. М., 1999. (можно другое издание).
Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Дополнительная:
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр.  М., 1968.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 2001.
Поспелов Г.Н. Лирика.  М., 1976.
Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2.  М., 1964.
Шкловский В.Б. О теории прозы. (любое издание).


Практическое занятие № 11
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ, ШКОЛЫ

Обсуждаем
Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам) и задания:

1. Охарактеризуйте понятие «большой стиль эпохи», приведите примеры.
2. Чем большой стиль эпохи отличается от литературного направления?
3. Назовите в хронологической последовательности литературные направления в России.
4. Дайте определение понятия «литературное течение», приведите примеры.
5. Дайте определение понятия «литературная школа», приведите примеры.

Работаем с научной литературой

Прочитайте работу: Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. URL: http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_01015.shtml Объясните смысл понятий: «старшая» и «младшая» линии литературного процесса.

Читаем наизусть (по выбору). Подготовьте чтение наизусть стихотворения поэта, соответствующего следующему определению: а) представитель русского модернизма, акмеист, участник «Цеха поэтов» или б) представитель русского авангарда, футурист, участник «Центрифуги».

Задания для самостоятельной работы.
Составьте Словарь терминов по теме «Литературные направления, течения и школы» (не менее 20 терминов).

Литература

Основная:
Западов В.А. Литературные направления. – СПб., 1996.
Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
Методология анализа литературного процесса. – М.. 1989.
Русская литература XX в.: Направления и течения. – Екатеринбург, 1998.

Дополнительная:
Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932: в 3-х т. СПб., 1996.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв.: Эпохи и стили. М., 1973.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Поэтика натурализма.  Тверь, 1996
Серман И.Э. Русский классицизм. Л., 1973.
Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979.
Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М., 2000.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Литературный процесс. Курс лекций по введению в литературоведение. Учебно-методическое пособие.  СПб., 2003.


























ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Текущий контроль над работой студентов осуществляется в форме опроса на практических занятиях, контрольных работ, а также выборочной проверки самостоятельных работ (в ходе семестра).
В течение семестра студенты готовят портфолио, которое входит в систему оценочных средств 1 семестра.

Составление портфолио

Один из способов, который поможет организовать систематическую самостоятельную работу, – портфолио («портфель»). Портфолио заполняется в течение семестра и не является дополнительной нагрузкой, поскольку основная часть его материалов – это задания, которые в любом случае необходимо выполнять, готовясь к семинарским занятиям и экзамену.

Что следует включить в портфолио по литературоведению?
1. Конспекты лекций.
2. Материалы, подготовленные к семинарским занятиям: а) тезисы ответов на вопросы, указанные в плане; б) анализ произведений; в) конспекты научных статей; г) вопросы, возникшие при подготовке к семинарским занятиям; д) словарь литературоведческих терминов.
3. Тексты своих докладов и сообщений.
4. Контрольные тесты с полученной оценкой.
5. Отзыв о лекциях и семинарских занятиях (можно дать в свободной форме или составить таблицу с тремя графами: «Плюс», «Минус», «Мои предложения»).
6. Характеристика своей работы (можно воспользоваться рубриками: 1) знание художественных текстов, 2) знание наизусть стихотворений и их выразительное чтение, 3) умение анализировать произведение, 4) работа на лекциях; 5) работа на семинарах, 6) чтение дополнительной литературы, 7) работа над докладами, рефератами и т.п., 8) помощь товарищам в процессе обучения. Оценивая свои знания, можно использовать шкалу «отлично – хорошо – удовлетворительно – неудовлетворительно». При этом необходимо прокомментировать оценку (например, объяснить причины плохой подготовки к занятиям, возникновения трудностей при анализе произведений и т.д.).
7. Материалы, собранные при посещении литературоведческих конференций, заседаний Филологического семинара или изучении литературоведческих исследований, не вошедших в планы семинарских занятий (тезисы, вопросы, впечатления).

В конце учебного семестра, за неделю до начала экзаменационной сессии, портфолио необходимо сдать преподавателю. От того, во сколько баллов буду оценены собранные материалы, зависит, в какой форме автор «портфолио» будет сдавать экзамен.
100 баллов и выше – освобождение от сдачи экзамена по экзаменационным билетам
От 80 до 100 баллов – один теоретический вопрос экзаменационного билета и чтение наизусть.
От 60 до 80 баллов – все вопросы экзаменационного билета.
Менее 60 баллов – кроме ответа на все вопросы экзаменационного билета, студент получит дополнительные задания (тот или иной вид анализа художественного текста) В такой же форме будут сдавать экзамен и студенты, не составлявшие портфолио.


Вид работы
Баллы

1.
Титульный лист; четко составленное оглавление (с указанием страниц); соответствие содержания оглавлению
3 балла

2.
Грамотность
5 баллов

3.
Аккуратность
5 баллов

4.
Конспекты всех лекций
По 2 балла
за конспект

5.
Конспекты научных статей, указанных в планах семинарских занятий
По 3 балла
за конспект

6.
Конспекты литературоведческих статей и монографий, изученных самостоятельно, помимо семинарских занятий
По 4 балла
за конспект

7.
Анализ произведений, подготовленный для семинарских занятий
По 4 балла за каждый

8.
Письменные ответы на задания-карточки, контрольные тексты
3 балла

9.
Доклады и сообщения
По 4 балла за каждый

10.
Наблюдения и «заметки на полях», возникающие при чтении художественных текстов, научных статей и монографий
4 балла

11.
Посещение конференций и Филологического семинар (укажите тему и дату проведения)
По 3 балла за каждое посещение

12.
Отзыв о лекциях и семинарских занятиях

2 балла

13.
Характеристика своей работы
3 балла


Вопросы для самопроверки

Литературоведение в ряду других гуманитарных наук.
История литературы, теория литературы, вопрос о статусе литературной критики.
Текстология, палеография, библиография, источниковедение, археография, историография.
Структура литературного произведения.
Содержание и форма в литературе.
Разные подходы к пониманию структуры художественного произведения.
Разные понимания категории образ.
Типология литературных образов.
Вопрос о взаимосвязи категорий «герой», «характер», «тип».
Топосы, архетипы и мифологемы в литературе.
Тема как объективная основа содержания произведения.
Литературный язык и его функциональные стили.
Специфика использования лексики в художественной речи.
Понятие «чужой речи», формы цитирования в литературном произведении.
Стих и проза как основные виды художественной речи.
Понятие рифмы. Смыслообразующая, организующая функции рифмы.
Различные виды рифм.
Строфа как ритмическая единица стихотворной речи.
Виды строфики. Твердые строфические формы.
Силлабическая система стихосложения.
Реформа В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Силлабо-тоническая система стихосложения.
Понятия сильной и слабой позиций, метра, ритма и размера в русской силлабо-тонической системе.
Распространение дольника, тактовика, акцентного стиха.
Воздействие стиха на прозу и влияние прозы на стих.
Эстетическая роль тропов.
Понятие стилистической фигуры. Основные виды фигур на разных уровнях текста.
Понятие композиции.
Пространство и время художественного произведения.
Композиционные приемы.
Внесюжетные средства композиции.
Значение описаний, отступлений, вставных конструкций, речи персонажей.
Сюжет как событийный способ организации содержания. Различные взгляды на сюжет и фабулу.
Категория «мотив». Виды и функции мотива в структуре произведения.
Вопрос о происхождении эпоса, лирики и драмы. Различные понимания категории «жанр». Функции жанров.
Сущность эпического рода. История эпических жанров (сказка, басня, эпопея, поэма).
Основные признаки лирического рода и формы выражения авторского сознания в лирике.
Основные признаки драматического рода. Влияние характера конфликта на пафос драматического произведения.
Толкования категории «литературный процесс». Понятие литературного течения, направления, школы.
Понятие художественного стиля, индивидуального стиля.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Система литературоведческих дисциплин.
Предмет и задачи теории литературы. Основные монографии и пособия по данному курсу.
Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
Художественная литература: определение и основные признаки.
Тематика художественного текста.
Понятия контекста, подтекста и затекста; их связь с тематикой.
Понятие мотива; мотивы свободные и связанные. Сюжет и фабула.
Элементы фабульной композиции.
Понятие художественного образа. История учений об образе. Специфика словесного художественного образа.
Типы сложных словесных образов: образ человека (герой, персонаж и др.).
Типы сложных словесных образов: портрет, пейзаж, интерьер, урбанистический образ, обобщенный образ, условный образ.
Художественное пространство; понятие топоса, локуса.
Художественное время. Понятие хронотопа.
Стихотворная речь и прозаическая.
Основные аспекты стихотворной речи: метрика и ритмика.
Основные аспекты стихотворной речи: строфика.
Основные аспекты стихотворной речи: рифма.
Основные аспекты стихотворной речи: фоника.
Системы русского литературного стихосложения: силлабическая система.
Системы русского литературного стихосложения: силлабо-тоническая система.
Системы русского литературного стихосложения: тоническая система.
Понятие тропа; его структура.
Виды тропов: сравнение, метафора, метонимия.
Виды тропов: эпитет, перифраз, ирония, гипербола, литота.
Синтаксические фигуры и риторические обороты.
Эпос (общая характеристика).
Эпические жанры (эпическая поэма; роман, повесть и т.д.)
Лирика (общая характеристика).
Лирические жанры (ода, элегия, баллада и т.д.)
Драма (общая характеристика).
Драматические жанры (комедия, трагедия и т.д.)
Жанры современной публицистики (очерк, репортаж, эссе, реклама и т. д).
Большой стиль эпохи. Литературные направления.
Литературные течения. Литературные школы.

Помимо ответа на теоретический вопрос студент на экзамене выполняет практическое задание.










ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Учебники и учебные пособия
Академические школы в русском литературоведении. – М., 1975.
Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.
Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.
Николаев П., Курилов А., Гришунин А. История русского литературоведения. – М., 1980.
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. – М., 2006.
Теория литературы. В 2-х тт. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: Историческая поэтика / Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. – М., 2004.
Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998
Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

Хрестоматии
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004; либо Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. М., 1999.
Хрестоматия по теории литературы. – М., 1982.

Словари, энциклопедии.
Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. – М., 2004.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.
Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М.; Л., 1962-1978.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. М., 1996
Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.
Терминология современного зарубежного литературоведения (Страны Западной Европы и США). – М., 1992.
Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь-справочник). – Тверь, 1991.

Работы общего характера
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000
Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: Учеб. пособие для вузов. М., 2000
Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций /Под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. СПб., 1996
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие для вузов. М., 1999
Тынянов Ю.Н. Поэтика. Литература. Кино. – М., 1977.
Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Пер. с англ. М., 1978
Шкловский В.Б. О теории прозы. – Любое издание.
Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

Дополнительная

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – нач. ХХ века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. – М., 1997.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1979.
Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.
Григорьев В.П. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. – М., 1979.
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. – М., 1988.
Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. – М., 1996.
Западов В.А. Литературные направления. – СПб., 1996.
Зырянов О.В. Принципы анализа поэтического текста. – Екатеринбург, 2000.
Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.
Косиков Г. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). – М., 1998.
Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – М., 1981.
Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1975.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
Осипов Б.И. Русские стиховые системы. – Омск, 2005.
Потебня А.A.Эстетика и поэтика. – М., 1976.
Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. – М., 1970.
Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. – М., 1982.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1996.
Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. – Л., 1964.
Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.
Успенский Б. Поэтика композиции. – М., 1996.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения: в 2 т. – М., 2002.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1958.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – Л., 1972.
Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.
Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. – М., 2000.
Эткинд Е.Г. Материя стиха. – М., 1999.
Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985.
Ярхо В.Н. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы. – М., 2006.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека Гумер // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Русский гуманитарный Интернет-университет // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Фундаментальная электронная библиотека // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: "Классика" // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека Imwerden [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная полнотекстовая Библиотека Ихтика // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека гуманитарные науки // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека книг серии Жизнь замечательных людей // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная гуманитарная библиотека // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ruthenia. Кафедра русской литературы Тартуского университета // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский филологический портал // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Научная электронная библиотека // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека редких книг DjVu // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека Библиотекарь.ру // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проект ACADEMIA на ТВ // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Это литературное объединение создано при кафедре истории и теории литературы в 1992 году. Издается альманах «Персона», выходят авторские книги, участники «Персоны» публикуются в областных и центральных изданиях, регулярно организуются литературные вечера и чтения. На одном из практических занятий по стиховедению проводится встреча с авторами «Персоны» и обсуждение их произведений.
 Портфолио, сданные позже указанного срока, не рассматриваются.
 Если нет пропусков лекций и семинарских занятий
 Баллы выставляются, если анализ сделан подробно и последовательно
 Неудовлетворительные оценки за этот вид работы баллов не приносят









13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4зђ Заголовок 5зђ Заголовок 6зђ Заголовок 7зђ Заголовок 815

Приложенные файлы

  • doc 17894224
    Размер файла: 160 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий