MIF O RUSSKOM KAGANATE


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

УДК
-

81`1

Миф о русском каганате

Федченко Олег Дмитриевич

Брянск, Россия


Аннотация

Статья посвящена анализу

упоминания

народа рос
в трактате ©Бертинские аннналыª
.
Автором представлена версия, согласно которой происхождение послов связано с
Самбийским полуостровом, объяснены причины и обстоятельства, способствовавшие
историчес
кому эпизоду
.
Выводы в статье коррелируют с
утверждением

о происхождении
Рюрика и руси с юго
-
восточного побережья Балтийского моря
.

Ключевые слова
:

Русь,
хакан
, Киев
, Самбия, Свеония.


Как часто бывает, начало нового дела в будущем вызывает много вопросов и создает
много загадок. Тем более, когда это дело касается политических и государственных
процессов. Множество интересных нюансов породило рождение русского государства. Если
с середин
ы
IX

века общая канва определена, то ранний период задает ряд загадок. Одной из
дискутируемых проблем стала версия о существовании Русского каганата. Основой для
рождения гипотезы послужили ©Бертинские анналыª
.

В древнем документе
по

год
у

839
указано
: ©С
ними [послами] он [Феофил] прислал
ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (g ns) их, называются рос (Rhos) и
что король (r x) их, именуемый хаканом (chacan s), направил их к нему, как они уверяли,
ради дружбы... Тщательно расследовав [цель
] их прибытия, император [Людовик] узнал, что
они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами
дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить,
явились ли они с честными намерен
иями или нетª [1;
2
, с. 454].


Упоминание народа рос (Rhos) и его короля, именуем
ого

хаканом (chacan s),
позволило ряду исследователей построить теории об участии или существенном влиянии
хазарской традиции на первые шаги русской государственности.
С другой

стороны, как
оппоненты такой концепции убеждены, что это есть ©историографический фантомª,
выстроенный на одном лишь упоминании титула ©хаканª [
3
, с. 132].

Впрочем, еще в
XIX

веке
безперспективность норманистского и хазарского решения проблемы высказал
а
кадемик А.

А.

Куник
: ©©…Мы все же не можем с уверенностью принять ни того, что в
Chacanus

скрывается северное имя: Гакон
, ни подозревать в нем тюркский титул: хаганª

[1
7
,
с.
8
4].

Но именно значение титула поможе
т нам в изучении загадочных рос
ов.
Предполагая,
что Рюрик пришел
из прусских земель (территория современной Калининградской области)
[4, с.
49
], попытаемся рассмотреть нашу ситуацию в балтской языковой среде.

Вероятно
,
в

©Бертинских аннал
ах
ª озвуч
ено

лишь похожее на ©
хак
анª слово
-

Cha
c
anus,
поскольку запись производилась со слов послов. В дальнейшем византийцами в
письме императору Людовику I было отражено как Χακάνος. Между тем, в греческом
изложении для оригинального титула использовали Χαγάνος.
При этом, в послании
Людовика II от 871 года

уже отражено как Chagan m
, а хазары
-

Gazanorum
. Таким образом,
не исключено, что в
первоначальном варианте

имеет место передача

созвучного слова.

Можно предположить
,
что
послы представили своего
вождя именем
Cucan
, которое
греки и записали как Χακάνος
.
С
лово встречается в прусском языке и имеет не вполне
выясненное значение
. Основное понятие
cucan

относят к

цвету

brun
-
rudai
-
коричневый,
бурый,
рыжий

[
5
, том 2, с. 294
-
295].
Другим направлением ©цветовойª э
тимологи
и

данного
термина связывают

с

золото
м

(
auksinis),
светить

(švi sti),
красно
-
коричневый

(rudas).
Между тем
, в системе цветообозначения индо
-
европейскому корню
*rudh
-

соответствуют
солнце, огонь, золото, кровь, железо

[
6
, с. 349
-
351], кроме того
коричневый

может
соотноситься с
тотемными животными

-

медведем

[
6
, с. 342],
волком

[
7
, том
4
, с. 250].
Кроме
того, в индо
-
европейской традиции
rud
-

ассоциируется с понятием
воин
,
властитель

[
8
, с.
210
-
211].

С другой стороны, В. Мажюлис видит связь
cucan

с индо
-
европейским корнем
-
,
-

-

светить,
сиять, блестеть, яркий, светлый

[
5
, том 2, с. 295]. Там же автор отмечает и
вариативность
k
/
c
/
ch
, что допускает возможность звучания (с учетом
u

o
) ©кхоканª
.

Еще представляет интерес пассаж В. Н. Топорова, который предположил, что в случае
с
cucan
мы имеем

©не частый, но характерный пример связи прусского языка с германскими
и италийскими языкамиª [7, том 4, с. 250]. В этой связи можно вспомнить утверждение
автора ©Сказания о князьях Владимирскихª: ©Они (
новгородцы


примечание автора
) пошли
в Прусскую земл
ю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского
рода Августа
-
царяª [
9
, с. 342].

О приходе в Пруссию и Литву римского князя Палемона
рассказывает и М. Стрыйковский:
©
В то время один римский князь, [на]реченный Палемон
,
который Нерону был кровным [родичем], собрался с женой, со своими детьми, со своими
подданными и со всем скарбом, а с ним было около пятисот [человек] римской шляхты,
также
с женами и со всеми [их людьми]… А между той шляхтой было четыре дома: первый
из
герба Китавраса Дорспрунг; другие из герба Колюмнов Проспер Цезарин и Урсин Юлиан
(
Руси Ульянус)

и Гектор из герба Розыª [
10
, книга 2, глава 7] (кстати, приход римлянина в
Прибалтику с родичами и дружиной очень напоминают призвание Рюрика новгородцами).

Т
аким образом, термин Cha
c
an s, встречаемый в ©Бертинских анналахª, определяет
титул ©короляª народа рос (Rhos), как Светл
ый и т. п.
. Созвучие терминов позволило
летописцам (в том числе, и славянским) в текстах указывать более знакомый титул
©
хакан/хаган/
каган
ª. Между тем, традиция именовать князя светлым в период становления
русского государства сохранялась некоторое время. Подобные формулировки мы встречаем
и в арабских источниках, описывающих славян,
например,

в книге персидского автора
середины XI века Абд ал
-
Хай Гардизи ©Краса повествованийª: ©Их глава носит корону, и все
они почитают его и повинуются ему, и первый из их глав зовется свиет
-
маликª [
11
, с. 342].
С

ростом политических амбиций лидеров Русского г
осударства атрибут
князя
©
светлый
ª
был заменен на ©
великий
ª
.

Можно обратить внимание и на исторический аспект появления послов сначала в
Византии, затем


у Людовика. Как отмечает известный российский археолог В. Кулаков,
примерно в 830
-
е годы прекратилось

поступление диргема на Балтику, где основными
потребителями драгоценных монет были Самбия, Готланд и Рюген
[
12, с. 191
]
.

Далее ученый
предполагает, что ©скорее всего, располагавшая многочисленной дружиной
-

Самбия
-

дала в
начале второй половины IX в. воо
руженный контингент для стабилизации общественного
положения и, соответственно, торговых путей на прилегающих к восточной оконечности
Балтики земляхª.
И
менно с 860
-
х годов
наблюдается новый наплыв диргем

на балтийское
побережье. Не исключено, что в этом же контексте
в 839 году
появились и послы, миссия
которых состояла в выяснении причин упадка торговли и определение задач для
возобновления коммерческих отношений с южными партнерами. Похожую ситуацию мы
в
стречаем в
VI

века, когда сам
бийцы отправили послов с янтарными дарами

к Теодориху
Великому.

При этом,
как отмечает Хеннинг, не исключено, что в древнем обществе эстиев
существовал некий объединяющий властный элемент, который мог не только инициировать
дип
ломатическую миссию, но и контролировать торговые пути [13, с. 157].

Как видим, самбийцы были прагматичными в торговле, поэтому успешно вели дела со
многими, в том числе и со свеонами

[14]
. Кроме того,
они были удачливы и в военном
противостоянии с данам
и.
Возможно,
от этого впоследствии на Руси варягами считали не
только воинов, но и торговцев [15, том 1, с. 66
-
67]. Не исключено, что такая позиция
позволила Людовику заподозрить в послах разведчиков из народа свеев и задержать до
выяснения всех обстоятель
ств (чем завершилось дело, хронист не сообщил).

С другой стороны, франкские хронисты отмечали, что свеоны


это жител
и

острово
в
Балтийского моря (
подобно

тем
варяг
ам, которые

сидели по морю Варяжскому). Такое
мнение
бытовало

со времен

от Эйнхард
а

до Адама Бременского: ©…обитают в Свеонии, так
как вся тамошняя страна состоит из островов; Эйнхард пишет: "Северный берег и все
острова Балтийского моря населяют даны и свеоны, которых вместе у нас называют
нортманнами"; Многочисленны острова этого залив
а, всеми ими владеют даны и свеоны, и
лишь некоторые принадлежат склавам... за ними (островами королевства данов
-

прим.
автора) лежат и другие острова, последние подчиняются власти свеоновª [16, книга
I
, 28;
книга
II
, 16; книга IV, 16].

В то же время дале
е
в своем трактате ©Деяния архиепископов
Гамбургской церквиª
Адам Бременский отмечает, что ©третий остров именуют
Семландом…ª

[16, книга IV, 18].

Можно предположить, что Самбию воспринимали как один
из островов в Балтийском море, считая ее жителей одним из

народов свеонов.

Таким образом
,

можно сделать вывод, что никакого ©русского каганата
ª не
существовало, по крайне мере
,

в ©Бертинских анналахª об этом административном
образовании речь не ведется. Послы, посетившие Византию и Людовика
I
, представляли
народ

рос (
Rhos
), который проживал в районе Самбийского полуострова.


Библиографический список

1. Бертинские анналы. 835

861. Восточная литература.
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Annales_Bertiani/text2.phtml

2.
Полный

латинский

текст

Annales Bertiniani // Monumenta Germaniae historica.
https
://
books
.
google
.
ru
/
books
?
id
=
H
-
QCgb
_
epqMC
&
pg
=
PA
434&
lpg
=
PA
434&
dq
=
Venerunt
+
etiam
+
legati
+
Grecorum
+
a
+
Theophilo
+
im
peratore
+
directi
,+
Theodosius
+
videlicet
+
Calcedonensis
+
+
episcopus
&
source
=
bl
&
ots
=
XKYDOVVAxP
&
sig
=
rlQKs
6
SAKCi
3
sImD
1
e
-
EGYpoNVM
&
hl
=
ru
&
sa
=
X
&
ved
=0
CDMQ
6
AEwBGoVChMIn
92
L
68
TlyAIV
4_
NyCh
14
DwdO
#
v
=
onepage
&
q
=
Venerunt
%20
etiam
%20
legati
%20
Grecorum
%20
a
%20
Theophilo
%20
imperatore
%20
di
recti
%2
C
%20
Theodosius
%20
videlicet
%20
Calcedonensis
%20
%20
episcopus
&
f
=
fals
e

3. Петрухин В. Я. ©Русский каганатª, скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и
стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы.

1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье.


М., 2001.

4.
Федченко О. Д. Русь, варяги и ©Баварский географª // Вопросы исторической науки:
материалы V Междунар
одной научной

конференции



Казань: Бук, 2017.


С. 45
-
53.

5. Maži lis V. Prūsų albos

timologijos žodynas. Vilni s: Mo slas, Mo slo ir nci lop dijų
leidykla, T. 1

4, 1988
-
1997.

6. Норманская Ю. В. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних
индоевропейских языках / Ю. В. Норманская. М.: ЗАО ©C&Кª, 2005

7. Топоров В. Н. Прусский
язык. Словарь. М.: Издательство "Наука", 1975

1990. Т. 1

5.

8. Валянтас С. Двусоставные антропонимы


реликты поэзии балтов // Балто
-
славянские
исследования. XVI.


М.: Индрик, 2004.


С. 201

224.

9
. Сказание о князьях Владимирских. Перевод Л. А. Дмитриева
.
http://www.portal
-
slovo.ru/history/39078.php

10
. Стрыйковский М. Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси // Восточная
литература.
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text2.htm

11.
Темушев С. Н.

Проблема локализации ©Русского каганатаª IX века //
Русское
средневековье. Сборник статей в честь профессора Юрия Георгиевича Алексеева.
-

М.:
Древлехранилище,
2012. с. 213
-
232

http://statehistory.ru/4758/Problema
-
lokalizatsii
-
Russkogo
-
kaganata
-
IX
-
veka/

12.
Кулаков В.И.

Погребальный обряд пруссов в эпоху раннего средневеков
ья //
Исследования в области балто
-
славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М.,
1990.


13. Скворцов К. Н., Хохлов А. Н. Погребение всадника конца V


первой половины VI в. из
могильника Шоссейное Калининградской области (предварительное сообщение)

// Краткие
сообщения Института археологии.
-

М.: Институт археологии Российской академии наук,
2014, № 232, с. 151
-
159

14.
"Semba",
Encyclopedia Lituanica
, Simas S ži dėlis, d. (1970
-
1978), vol. V, Boston,
s: J ozas Kapoči s, pp. 107

108

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%8
6%D1%8B

15. Этимологический словарь русского языка. Составил А. Преображенский.


М.: Тип. Г.

Лисснера и Д. Собко, 1910

1914.

16. Адам Бременский. ©Деяния архиепископов Гамбургской церквиª. Древняя литература
http://www.drevlit.ru/texts/a/a_adam_brem.php

17.
Куник А. А. ©Замечанияª [на M. Погодин. Г. Гедеонов и его система]. Записки
Императорской Академии наук, 6, прилож. N° 2, 1864. С.73
-
84.


Приложенные файлы

  • pdf 17785506
    Размер файла: 268 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий