KONTROL_NAYa_2_TERMINY_ANTIChNOST_NOVOE_VREMYa

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
(17_21_25 баллов)


Письменные работы должны быть представлены в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1,5.

Выбор варианта работ осуществляется по первой букве фамилии согласно таблицам:
Таблица 1.
АВ
ГЕ
ЁЗ
ИЛ
МО

Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5


Таблица 2.
ПС
ТФ
ХЧ
ШЭ
ЮЯ

Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10



ЧАСТЬ 1. Работа по терминологии

1. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Задание: Из предложенных фраз, в которых сформулированы фундаментальные философские идеи, необходимо выписать термины и дать их краткое определение. Затем из предлагаемых вариантов (А и В) выбрать тот, который соответствует смыслу рассматриваемой фразы.

«Монотеистический статус Бога, давший основание креационистской версии происхождения мира».


А (+)
В (–)

Понимание Бога с позиции «единобо-жия», как Личности и Творца, позволило обосновать религиозную концепцию сотворения мира и человека Богом.
Понимание Бога как единственной первоосновы мирозданья дало основание считать Бога, растворенным во всем мирозданье.




2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Выделить и раскрыть смысл ключевых понятий фразы:

Монотеизм – учение о едином персонифицированном Боге, Боге-Личности, Боге-Творце.
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Сравнить приведенные в таблице формулировки с точки зрения их соответствия указанному в словаре значению:

А (+) смысл фразы полностью совпадает со значениями терминов «монотеизм» и «креационизм»;

В(-) смысл фразы не соответствует значениям слов: понятие «монотеизм» перепутано с понятием «монизм» (единая первооснова), понятие «креационизм» перепутано с понятием «пантеизм» (слияние Бога с миром).


3. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Из предложенных фраз, в которых сформулированы фундаментальные философские идеи, необходимо выписать термины и дать их краткое определение. Затем из предлагаемых вариантов (А и В) выбрать тот, который соответствует смыслу рассматриваемой фразы, обосновав свой выбор.
Вариант 1
1. «Диалектическое представление о бытии, в рамках которого допускается идея его субстанциального устройства».

А
В

Речь идет о противоположных точках зрения на понимание мироустройства в его чувственно-воспринимаемом выражении, что позволяет одновременно при-знавать наличие единой фун-даментальной первоосновы бытия.

Понимание объективной реальности как находящейся в постоянном развитии допускает наличие в нем фундаментальной неизменной перво-основы, связывающей всё его многообразие в целостное единство.



2. «Категория субстанции как выражение плюралис-тического взгляда на бытие, которое позволило переосмыслить основное положение монизма».

А
В

Понимание объективной реально-сти как состоящей из множества первооснов позволяет отвергнуть представление о том, что в ее основе находится только одна первопричина.

Идея о мире, находящемся в постоянном развитии опровергает представление о его статичности и неизменности.


3. «Пантеистическое обоснование натурфилософских идей, на основе которого были опровергнуты монотеистические установки схоластической философии».

А
В

Построение философской картины мира, опирающееся на познание природной реальности, основано на признании слияния Бога и природы, что позволило отказаться от идеи Бога как Личности и Творца, характерной для позднего этапа развития философии средневековья.
Представление о слиянии Бога и материального мира позволило переосмыслить точку зрения, согласно которой в основе бытия –– только духовное первоначало, способное существовать самостоятельно вне материальных вещей.

Вариант 2
1. «Понимание субстанции, рассмотренное в рамках идеалистического взгляда на бытие, позволяет обосновать идею агностицизма».

А
В

В основе мира –– духовное первоначало, находящееся за пре-делами человеческого сознания, в силу чего достоверное познание возможностями человеческого разу-ма оказывается невозможным.
Представление об идеальном устрой-стве бытия за пределами матери-альной реальности, которое является недостижимым в реально-практи-ческом мире.


2. «Теоцентрическое мировоззрение этого философа по сути метафизично, тем не менее, его онтология содержит элементы диалектики».

А
В

В данной философской концеп-ции утверждается непознава-емость сущности Бога, тем не менее, понимание устройства сотворенного им мира доступно при условии его рационально-логического осмысления в философском споре.
Мировоззрение философа основано на признании неизменной абсолютной, центральной силы мирозданья –– Бога, однако сотворенный им мир на всех уровнях находится в изменчивости и развитии.



3. «Категория субстанции, обоснованная в дуалистической трактовке, позволила переосмыслить монистическое толкование основного вопроса философии».

А
В

Здесь рассмотрено понятие перво-основы в ее двойственном истол-ковании с точки зрения возмож-ности ее постижения: она доступна для понимания только при помощи разума, но не постижима органами чувств.
Первопричинами мироустройства являются две равноправные первоосновы (духовная и материальная), а это значит, отвечая на вопрос: «что первично –– материя или сознание?» нельзя утверждать, что первичной является только одна первооснова.



Вариант 3
1. «Категория субстанции, рассмотренная в рамках дуалистического взгляда на бытие, в конечном счете, приводит к идеализму».

А
В

Представление о таком устрой-стве мира, в котором две перво-основы выражают единство и борьбу противоположностей, в результате чего одна из них (духовная) становится доминирующей.
Речь идет о таком понимании бытия, которое имеет в своей первопричине две равноправные первоосновы (духовную и материальную), что при последовательном рассуждении приводит к пониманию превосходства духовного первоначала над материальным.


2. «Материалистическое понимание субстанции позволяет расширить гносеологические возможности мыслителей».

А
В

В процессе познания реальности человеку необходимо использовать идеальные модели в качестве основы для построения теорий с целью наиболее эффективного достижения практических целей.

Если в основе мироустройства лежит материя как его причина, то ее свойство быть чувственно-восприни-маемой, позволяет выстраивать процесс познания на достоверности, очевидности и проверяемости всех явлений окружающей действитель-ности.


3. «Преодоление креационистской версии сотворения мира, основанное на пантеистическом переосмыслении Бога, позволило расширить гносеологические горизонты эпохи».
А
В

Понимание того, что природный мир не сотворен Богом-Личностью, находящимся за его пределами, а слит с Богом воедино, способ-ствовало развитию новых методов познания.
Переход от многобожия к единобожию способствовал появлению религиозной философии и теологии как самостоятельной области, задачей которой стало постижение божес-твенной сущности.



Вариант 4
1. «Категория субстанции как выражение монистического взгляда на бытие в ее материалистическом истолковании»
А
В

Единым первоначалом объектив-ной реальности является материя.

Бог в устройстве мирозданья раство-рен в материи, приобретая качество ее внутреннюей сущности.


2. «Антропоцентрическое мировоззрение этого философа по сути еще метафизично, тем не менее, его гносеология содержит элементы диалектического мышления».
А
В

Мировоззрение этого философа основано на признании самодо-статочной, но неизменной при-роды человека, но всё же в процессе познания человеческое сознание способно осмыслить изменчивость, многообразие и противоречивость мира в их единстве и взаимосвязях.
Человек –– центр мирозданья и главный предмет философии. При этом познавательные возможности человека двойственны: органами чувств он улавливает лишь поверхностные явления, а глубинную сущность вещей он способен постичь только разумом.


3. «Решение проблемы бытия в его гносеологическом аспекте позволяет обосновать позицию агностицизма».

А
В

Речь идет о способах и методах познания мира, понимаемых как доступных человеческому соз-нанию.
Мир не познаваем.




Вариант 5
1. «Метафизическое представление о бытии, на основе которого выстраиваются идеи, противоречащее диалектическому пониманию мира».

А
В

Мир в своей основе статичен, неизменен, что противоположно пониманию объективной реаль-ности как постоянно изменчивой, развивающейся на основе взаимо-действия противоположностей.
Если мир понимать как недоступный для познания его глубинных перво-сущностных основ, то это будет противоречить взглядам о возмож-ности познать его логически-рациональным путем (например в споре, диалоге).


2. «Идеалистическое понимание сознания в гносеологическом аспекте».

А
В

Речь идет об использовании идеалов в процессе человеческого мышления для построения объективной картины познава-емой реальности.

Здесь имеется в виду признание первичности внесубъектного духов-ного начала над материальным в процессе познавательной деятель-ности.



3. «Онтологический и этический аспекты теодицеи».

А
В

Оправдание статуса Бога как Абсолюта и Добра при наличии в мире зла, представленное в двух точках зрения: зло встроено в структуру мирозданья самим Творцом для его развития; зло есть результат грехопадения человека.
Здесь отражены разделы науки о богопознании, описывающие его божественное сотворение, этапы развития и конечные цели, а также грехопадение человека и возможности его спасения.



ЧАСТЬ 2. Работа по Античной философии:
три периода развития

ВАРИАНТ 1
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, в и их смысл в контексте приведенного фрагмент,. поясняя идеи и положения философа (школы).

Текст 1
«Космологически-натурфилософская трактовка бытия осуществляется этим философом с наивно-материалистических позиций. Однако субстанциальное основание бытия, предложенное философом, является попыткой выразить не только идею его единства, но и идею полноты и всеохватности многообразия мира, а также идею нейтральности первоосновы по отношению ко всем материальным стихиям, чего с его точки зрения не хватало у предшественника. Для этого, по мысли данного философа, в наибольшей степени подходит понятие : «» (укажите понятие ,которое использовал философ).

Текст 2
«Дороже истины ничего быть не может, даже хорошие взаимоотношения между людьми, тем более между философами, полагал этот мыслитель. Поэтому стержнем его философской концепции стала критика идей собственного учителя. Свою задачу философ увидел в необходимости доказать несостоятельность объективно-идеалистического понимания вещей и их познания, что привело его к утверждению о том, что бытие и его существование имеют свои собственные причины. Кроме того, с именем этого философа связано введение в философский оборот таких понятий как «субстанция», «материя», «форма». Также философом проделана огромная работа по систематизации всего философского наследия».

Текст 3
«Даже признав, что суждения людей достойны большого доверия, чем суждения неразумных животных, должно признать, что телесные и моральные различия, несомненно существуют между людьми, требуют в этом случае воздержания от суждений о природе самих вещей. Одна и та же пища, принимаемая различными людьми, оказывает на них различное действие. В области психической главным доказательством всестороннего и даже безграничного различия в мыслительных способностях людей оказываются разногласия и споры, происходящие между философами, как вообще о вещах, так и особенно о том, что следует выбирать, и что отклонять».
атараксия, эпохе

Античная философия: три периода развития
ВАРИАНТ 2
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, и их смысл в контексте приведенного фрагмент, поясняя идеи и положения философа (школы).

Текст 1
«Исходным пунктом рассуждений этого философа является положение о тождестве бытия и мышления. На основе чего мыслитель обосновывает воззрения, явившиеся фундаментом для развития метафизики. Так как существует, с его точки зрения, лишь то, что может быть помыслено, то он объявляет несуществующим то, что для сторонников диалектического понимания мира, составляет суть бытия. Последователем этого философа были разработаны специальные «иллюстрации», призванные логически красноречиво подтвердить положения учителя».

Текст 2
«Всё, что с тобой происходит, ты должен переносить как происходящее по твоему собственному желанию. Поэтому ты должен желать, как бы зная, что всё происходит по воле Бога В душе мудрецов находится совершенный законИстинный закон является правовой причиной, согласующейся с природой. Он всеобще применим, неизменен и вечен. Он призывает к исполнению долга через свои требования и предотвращает неправильные действия с помощью своих запретов Мы не можем быть соблюдены от его соблюдения сенатом или народом Не может быть одних законов для Рима, других – для Афин, или одних законов сейчас и других в будущем, но есть только единственный вечный и неизменный закон, имеющий силу для всех народов и племенНеповинующийся закону бежит от самого себя и отрицает свою человеческую природу».
атараксия, апатия

Текст 3
«Объективно-идеалистическая концепция этого философа, положила начало целому направлению. Она охватывает широкий спектр вопросов онтологического, гносеологического и социальных аспектов. Однако построение социальной концепции основывается у этого философа на этических категориях, истолкованных идеалистически, в силу чего сама концепция является утопичной. Жанр, в котором философ излагал свои воззрения, носит диалоговый характер. Главным героем и выразителем позиции автора в этих произведениях стал его учитель ».


Античная философия: три периода развития
ВАРИАНТ 3
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, их смысл в контексте приведенного фрагмента, поясняя идеи и положения философа (школы).
Текст 1
«Этот философ является автором концепции антропологической этики, именуемой также этическим рационализмом, пришедшей на смену космологической натурфилософии его предшественников. Этот мыслитель обосновал возможность преодоления распространявшихся релятивистских идей. Используя интеллектуальные приемы (диалектику, иронию, майевтику), он видел своей задачей необходимость достижения общезначимых духовных ценностей. С именем этого философа связаны два очень известных изречения. Одно из них было произнесено еще Фалесом, но для описываемого мыслителя стало руководством к действию. Второе выразило своеобразный итог его философских поисков».

Текст 2
«В основе мира, по мысли этого философа, находятся вполне определенные идеальные структуры. В силу этого всё бытие «разворачивается» из них, обретая чувственно-воспринимаемые формы, но подчинясь тем закономерностям и соразмерности, которые заложены в этих идеальных структурах. Хотя автор этих воззрений был мыслителем религиозно-мистической направленности, в наши дни он известен, как представитель точной науки».

Текст 3
«Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное. А мысль, постигнув пределы и конечную цель плоти и рассеяв страхи перед вечностью, этим самым приводит к совершенной жизни и в бесконечном времени не нуждается. При этом мысль ни наслаждений не чуждается, ни при исходе из жизни не ведет себя так, будто ей чего-то не хватало для счастья То же самое убеждение, которое дает нам безбоязненность относительно того, что ничто страшное не бывает вечным и долговременным, усмотрело и то, что безопасность, даже в нашем ограниченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно осуществляется ».
атараксия, гедонэ



Античная философия: три периода развития
ВАРИАНТ 4
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, и их смысл в контексте приведенного фрагмента, поясняя идеи и положения философа (школы).

Текст 1
«Только человек наделяет вещи существованием, полагал этот философ, а потому нет никого объективно данного общезначимого бытия. Релятивизм этого философа разделили его сторонники, распространив подобный подход на различные сферы осмысления действительности, изменив тем самым в целом статус знания в греческой философской мысли. Кроме того, их идеи существенным образом повлияли на развитие определенных наук. Именно с деятельность этих философов связывают такую черту греческой философии как античный антропоцентризм».

Текст 2
«Если и существует в мире нечто постоянное, неизменное, то оно действует в неявной, скрытой форме, полагал этот мыслитель. То же, что доступно нашему восприятию, обладает как раз противоположными характеристиками. В силу этого положения данный философ был ярым противником взглядов, называемых позднее «метафизические». Его же взгляды о неком взаимодействии сил, проявляющихся в бытии, об их влиянии на все процессы, происходящие в мире, легли в основу оформившейся позднее теории развития».

Текст 3
«Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько ты их бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты топил свои дни во сне и наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор занимался Если будешь так жить, ждет тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение благ; осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть Не желай, чтобы всё происходило как ты хочешь, но желай, чтобы всё происходило, как всё происходит, и будет тебе хорошо в жизни ».
атараксия, апатия

Античная философия: три периода развития
ВАРИАНТ 5
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, в и их смысл в контексте приведенного фрагмента. поясняя идеи и положения философа (школы).
Текст 1
«Свою философскую задачу этот мыслитель увидел в необходимости выразить наличие и сосуществование в бытии того, что у его предшественников вызывало противоположные, однозначные утверждения. По его мысли бытие организовано механическим образом, без всякого целеполагания, в нем действуют определенное число неких сил, а также разнообразные комбинации составляющих бытия, в чем, с его точки зрения и проявляется реальное сосуществование неизменного и изменчивости в бытии. Взгляды этого философа подготовили более стройную и более известную концепцию атомистического материализма, возникшую несколько позднее».
Текст 2
«Для этого философа оказалось привлекательным парменидовское неизменное, единое бытие. Однако по его мысли, небытие тоже должно существовать. И он в своей концепции находит место и неделимому бытию (определенным образом трансформировав его), и небытию, которое выполняет очень важную роль в устройстве мирозданья. Субстанция, предложенная философом, отразила все перечисленные идеи и определила концепцию, ставшую очень популярной. Кроме того, этот философ высказал взгляды, определившие вполне четкую философскую позицию, отразившую основной вопрос философии».
Текст 3
«Одинаковые вещи могут вызывать неодинаковые образы. Различия в главнейших частях тела и, особенно, в тех которые даны природой для ощущения и суждения, могут производить сильную борьбу представлений. Не могут, например, получать одинаковые осязательные ощущения и черепахообразные животные, и животные, имеющие обнаженное мясо; и снабженные иглами, и оперенные, и чешуйчатые. Приятное для одних кажется неприятным и даже губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, причиняют ему боль и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что проглатывают их. Но если одни и те же предметы кажутся неодинаковыми в зависимости от различия между живыми существами, которые их воспринимают, то мы можем говорить только о том, каким кажется предмет, и должны воздерживаться от суждений о том, каков он по своей природе».
атараксия, эпохе
Античная философия: три периода развития
ВАРИАНТ 6
Определите период, школу, либо соответствующее имя философа.
Укажите направление, соответствующее данному философу (школе; раскройте его суть; обоснуйте принадлежность этого философа (школы) к данному направлению, указав ключевые идеи в концепции философа (школы), отражающие это направление.
Объясните значение подчеркнутых терминов и выражений, и их смысл в контексте приведенного фрагмента. поясняя идеи и положения философа (школы).
Текст 1
«Этот философ является автором концепции антропологической этики, именуемой также этическим рационализмом, пришедшей на смену космологической натурфилософии его предшественников. Этот мыслитель обосновал возможность преодоления распространявшихся релятивистских идей. Используя интеллектуальные приемы (диалектику, иронию, майевтику), он видел своей задачей необходимость достижения общезначимых духовных ценностей. С именем этого философа связаны два очень известных изречения. Одно из них было произнесено еще Фалесом, но для описываемого мыслителя стало руководством к действию. Второе выразило своеобразный итог его философских поисков».
Текст 2
«Если и существует в мире нечто постоянное, неизменное, то оно действует в неявной, скрытой форме, полагал этот мыслитель. То же, что доступно нашему восприятию, обладает как раз противоположными характеристиками. В силу этого положения данный философ был ярым противником взглядов, называемых позднее «метафизические». Его же взгляды о неком взаимодействии сил, проявляющихся в бытии, об их влиянии на все процессы, происходящие в мире, легли в основу оформившейся позднее теории развития».

Текст 3
«Душа обращена к высшему началу, созерцает высшее начало и действует по закону этого высшего начала. С другой, она частично погружается в порядок мировой жизни, является бессознательным активным началом, осуществляет первообразец на материи. Находясь на грани божественного Единого и естественного множественного, Душа в силу природной необходимости соприкасается с обоими. Но и погружаясь в чувственный мир, она остается вечным и божественным началом, созерцающим высшее. Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Существенное единство Души проявляется в способности людей сочувствовать друг другу, радоваться чужой радостью и печалиться чужой печалью.
атараксия, аскеза

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Определить эпоху. Словосочетание «легли в основу», указывает на период зарождения философского знания, значит, это Античность.
Определить период. Слово Космос, описание его устройства указывает на черту античной философии «космоцентризм», характерную для ее раннего периода. Именно в этот период происходит формирование первых представлений о неизменности и изменчивости бытия.
Определить философа. Утверждение о том, что мир постоянно развивается, состоит из противоположностей принадлежало Гераклиту. Именно он был основателем диалектики и противником идеи о неизменности мира, характерной для философов-метафизиков этого же периода. Именно Гераклит являлся представителем раннего периода Античной философии


. ОПОРНЫЙ МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Т.1 Философия Античности
Черты: космоцентризм, натурфилософия, антропоцентризм.
Периоды, представители и направления:
Ранний период (космоцентризм, натурфилософия). Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) – наивные материалисты; Элейская школа (Ксенофак, Парменид, Зенон) – основатели метафизики; Гераклит – основатель диалектики; Пифагорейская школа (Пифагор) – заложены основы идеализма; Анаксагор и Эмпедокл – механистические материалисты.
Классический период (антропоцентризм). Демокрит (атомистический материализм), Софисты (релятивизм), Сократ (этический рационализм), Платон (объективный идеализм), Аристотель (систематизация философского знания).
Поздний (греко-римский) период (этическая проблематика). Эпикурейская школа, школа стоиков, школа скептиков, школа неоплатоников.

Т.2 Философия Средневековья
Черты: теоцентризм, монотеизм.
Периоды, представители и направления: Августин (патристика), Фома Аквинский (схоластика);

Т.3 Философия Возрождения
Черты: гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия, пантеизм
Представители и направления: Н.Кузанский (мистический пантеизм), Дж.Бруно (натуралистический пантеизм)

Т.4 Философия Нового времени
Черты: антропоцентризм, рационализм и эмпиризм
Прдставители и направления: Ф.Бэкон (эмпиризм), Р.Декарт (рационализм), Т.Гоббс (эмпиризм), Дж. Локк (сенсуализм), Б.Спиноза (рационализм), Лейбниц (рационализм), Д.Беркли (субъективный идеализм). Д.Юм (агностицизм), Ж.-Ж. Руссо (французское просвещение), П.Гольбах (французский материализм).

Т.5.1. Немецкая классическая философия
Представители и направления: И.Кант (идеализм, агностицизм), Г.В.Ф. Гегель (объективный идеализм), Л.Фейербах (антропологический материализм)

Т.5.2. Философия марксизма
Представители и направления: К.Маркс, ф. Энгельс (диалектический и исторический материализм)

Т.6. Современная философия Запада: неклассическая философия
Представители и направления: Ф. Ницше (идеализм, иррационализм, переосмысление классической идеалистической философии), З.Фрейд (психоанализ).




ЧАСТЬ 3.Философия Нового времени

ВАРИАНТ 1
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
« Начала, какие я предлагаю в этой книге, суть самые истинные начала, с помощью которых можно достичь высшей ступени мудростиДва основания достаточны для подтверждения этого: первое, что начала эти весьма ясны, и второе, что из них можно вывести все остальное А что они (начала) вполне явны, легко показать, во-первых, из того способа, каким эти начала отыскиваются: именно должно бросить всё, в чем мне мог представиться случай хоть сколько-нибудь усомниться Итак, должно понять, что для того, кто стал бы сомневаться во всем, невозможно, однако, усомниться, что он сам существует, в то время, как сомневается; кто так рассуждает и не может сомневаться в самом себе, хотя сомневается во всем остальном, не представляет собою того, что мы называем нашим телом, а есть то, что мы именуем нашею душою или сознанием. Существование такого сознания я принял за первое начало»

ТЕКСТ 2
«Такая общая власть, которая была способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно, путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставлять делать других в целях сохранения общего мира и безопасности.

ТЕКСТ 3
«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия.., так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди, исключительно при помощи своих природных способностей, могут достигнуть всего своего знания Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место.., и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится всё более и более заметным Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения».



Философия Нового времени
ВАРИАНТ 2
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
«Знание и могущество совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению заблуждений.., чем отыскания истины. Поэтому она более вредна, чем полезна Познание, которое мы обычно применяем в познании природы, мы будем называть предвосхищением природы, потому что оно поспешно и незрело. Познание же, которое должным образом извлекает из вещей, мы будем называть истолкованием природы Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, но тот способ использования опыта, который теперь люди применяют, слеп и неразумен они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало продвигаются вперед»

ТЕКСТ 2
« В обширном нашем мире всё происходит математически, то есть безошибочно, так что, если бы кто-нибудь сумел в достаточной мере проникнуть в более составные части вещей и к тому же обладал достаточно памятью и разумением для того, чтобы учесть все обстоятельства и не оставлять ничего без внимания, то он был бы пророком и видел бы будущее в настоящем, как в зеркале. Ведь точно так же, как мы можем утверждать, что цветы и животные сформированы уже в семени, точно так же мы можем сказать, что весь будущий мир уже задан в мире современном, так что никакое обстоятельство извне не может ему помешать, ибо вне мира не существует ничего. Эта безошибочность предопределенности может служить нам успокоением души. »

ТЕКСТ 3
«Ничего подобного тому, что философы называют материальной субстанцией, не существует Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню Отсюда следует, что когда я вижу, осязаю, испытываю вкус, я убежден, что вишня существует или является реальной; её реальность не есть нечто отвлеченное от этих ощущений Не сомневаюсь даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами которых касаюсь своими руками. Единственная вещь, существование которой я отвергаю, - это то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Разумеется, атеистам будет недоставать этого пустого красивого слова как опоры их безбожности»

Философия Нового времени
ВАРИАНТ 3
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
«Идея причинности должна происходить от какого-нибудь отношения между объектами, и отношение это мы должны теперь постараться открыть Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу бильярдный шар, двигающийся по направлению к другому, привычка немедленно влечет мой ум к обычно имеющему место действию, и предвосхищает то, что я затем увижу, заставляя меня воображать второй шар в движении Силы, которые действуют на тела не известны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям. И на каком же основании должны мы думать , что одни и те же силы всегда будут сочетаться с одними и теми же качествами?..
Что касается доказательства истинности христианской религии, то они являются еще более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств.»

ТЕКСТ 2
«Я замечаю двоякое неравенство в человеческом роде: одно естественное или физическое, установленное природой (различия в возрасте, здоровье и т.д.), другое же может быть названо нравственным или политическим Неравенство усиливается и растет в зависимости развития наших способностей и успехов человеческого ума Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства.., роскошь, развращенность и рабство во все времена становились возмездием за наше надменное стремление выйти из счастливого невежества, на которое нас обрекла вечная Мудрость Народы! Знайте раз навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук ребенка опасное оружие. Все скрываемые от вас знания являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых её благодеяний. Люди испорчены, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастье рождаться учеными.»

ТЕКСТ 3
«Истинной является лишь одна субстанция И иная субстанция, чем бог, не может ни быть, ни быть понятой Атрибутами единой субстанции являются мышление и распространенность, или природа, но они не ограничены лишь мышлением и распространенностью; субстанция имеет бесконечное число атрибутов, которые в единичных (конечных) вещах проявляют себя как модусы. То, что характеризуется этими модусами, имеет в отличие от субстанции и ее атрибутов существование, покоящееся на внешней причине, которой свойственны не только конечность, но и изменение и движение Человек же – модус особого вида, так как для него характерна распространенность, как для других тел, но ему присуще и мышление, из чего вытекает, что свобода для человека – это единство воли и разума; размеры же его реальной свободы определяются ступенью разумного познания.»



Философия Нового времени

ВАРИАНТ 4
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия.., так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди, исключительно при помощи своих природных способностей, могут достигнуть всего своего знания Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место.., и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится всё более и более заметным Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения».

ТЕКСТ 2
« Начала, какие я предлагаю в этой книге, суть самые истинные начала, с помощью которых можно достичь высшей ступени мудростиДва основания достаточны для подтверждения этого: первое, что начала эти весьма ясны, и второе, что из них можно вывести все остальное А что они (начала) вполне явны, легко показать, во-первых, из того способа, каким эти начала отыскиваются: именно должно бросить всё, в чем мне мог представиться случай хоть сколько-нибудь усомниться Итак, должно понять, что для того, кто стал бы сомневаться во всем, невозможно, однако, усомниться, что он сам существует, в то время, как сомневается; кто так рассуждает и не может сомневаться в самом себе, хотя сомневается во всем остальном, не представляет собою того, что мы называем нашим телом, а есть то, что мы именуем нашею душою или сознанием. Существование такого сознания я принял за первое начало»

ТЕКСТ 2
«Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Её совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам неизвестны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин
Поднимемся же над облаками предрассудков. Выйдем из окружающего нас густого тумана Будем остерегаться разгула воображения, особенно религии, ибо она противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание»



Философия Нового времени
ВАРИАНТ 5
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
«Знание и могущество совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению заблуждений.., чем отыскания истины. Поэтому она более вредна, чем полезна Познание, которое мы обычно применяем в познании природы, мы будем называть предвосхищением природы, потому что оно поспешно и незрело. Познание же, которое должным образом извлекает из вещей, мы будем называть истолкованием природы Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, но тот способ использования опыта, который теперь люди применяют, слеп и неразумен они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало продвигаются вперед»
ТЕКСТ 1
«Ничего подобного тому, что философы называют материальной субстанцией, не существует Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню Отсюда следует, что когда я вижу, осязаю, испытываю вкус, я убежден, что вишня существует или является реальной; её реальность не есть нечто отвлеченное от этих ощущений Не сомневаюсь даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами которых касаюсь своими руками. Единственная вещь, существование которой я отвергаю, - это то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Разумеется, атеистам будет недоставать этого пустого красивого слова как опоры их безбожности»

ТЕКСТ 1
«Истинной является лишь одна субстанция И иная субстанция, чем бог, не может ни быть, ни быть понятой Атрибутами единой субстанции являются мышление и распространенность, или природа, но они не ограничены лишь мышлением и распространенностью; субстанция имеет бесконечное число атрибутов, которые в единичных (конечных) вещах проявляют себя как модусы. То, что характеризуется этими модусами, имеет в отличие от субстанции и ее атрибутов существование, покоящееся на внешней причине, которой свойственны не только конечность, но и изменение и движение Человек же – модус особого вида, так как для него характерна распространенность, как для других тел, но ему присуще и мышление, из чего вытекает, что свобода для человека – это единство воли и разума; размеры же его реальной свободы определяются ступенью разумного познания.»


Философия Нового времени
ВАРИАНТ 6
Определите имя философа – автора приведенного фрагмента текста.
Укажите, представителем какого именно направления он является; дайте определение направления, укажите в каких идеях философа выражается это направление.
Приведите из текста конкретные цитаты: формулировки, позволившие определить имя философа, выражающие его основные идеи; раскройте смысл этих формулировок.

ТЕКСТ 1
«Идея причинности должна происходить от какого-нибудь отношения между объектами, и отношение это мы должны теперь постараться открыть Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу бильярдный шар, двигающийся по направлению к другому, привычка немедленно влечет мой ум к обычно имеющему место действию, и предвосхищает то, что я затем увижу, заставляя меня воображать второй шар в движении Силы, которые действуют на тела не известны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям. И на каком же основании должны мы думать , что одни и те же силы всегда будут сочетаться с одними и теми же качествами?..
Что касается доказательства истинности христианской религии, то они являются еще более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств.»

ТЕКСТ 2
«Такая общая власть, которая была способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно, путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставлять делать других в целях сохранения общего мира и безопасности.

ТЕКСТ 2
«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия.., так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди, исключительно при помощи своих природных способностей, могут достигнуть всего своего знания Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место.., и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится всё более и более заметным Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения».









13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 1µђ Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 17637174
    Размер файла: 168 kB Загрузок: 8

Добавить комментарий