Опорный конспект Комедия дель арте

Комедия дель арте. Италия Комедия дель арте (итал. la commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались мет одом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схе му представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’ improvviso (театр импровиза ции) или la commedia degli zanni (комедия дзанни). Возникнув в середи не 16 в., Комедия дель арте унаследо вала реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнав альных действий. Персонажами были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Под "маской" понимается в данном случае не только специальное приспособление, надеваемое на лицо (хотя многие персонажи комедии дель а рте действительно носили такие маски), по и определенный социально-психо логический тип: самонадеянный невежда, разбитной слуга, влюбчивый стари к и т. д. У каждого из этих персонажей был определенный костюм и неизменный набор сценических приемов - характерных выражений, жестов, поз. Актер в ко медии дель арте играл одну и туже роль всю жизнь, одного и того же персонаж а в разных предлагаемых обстоятельствах. Он мог смолоду выходить на сцен у в образе старика Панталоне или до самой старости играть молодого и зад орного Бригеллу. У комедии дель арт е было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с эти м сложились и две группы масок: с еверн ая (венецианск а я ) и ю жн ая (неаполитанск ая ). Стиль исполнения венецианской и неаполитанской к омедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работа ли в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больш е трюков, грубых буффонных шуток. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, ма ска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры. Мужские персонажи Северный (венецианский) квартет масок: - Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венеци анский купец, скупой старик; - Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор прав а; старик; - Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; - Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слу га; Южный (неаполитанский) квартет масок: - Тарталья, судья-заика; - Скарамучча, хвастливый вояка, трус; - Ковьелло, первый дзанни, умный слуга; - Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга; В обоих кв артетах часто прин имали участие: - Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный анало г маски Скарамуччи; - Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни. - Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый; Женские персонажи - Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюбл ённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль; - Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки. По функциональным группам маски можно разделить на три категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи); влюбленные (образы, наиболее близки е героям литератур ной драмы ). ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Назва ние происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько по пулярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обознач ения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бр игелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанн и – это ненасытный аппетит и невежество. В спектакле участвовало, как ми нимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, от личался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто – в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Характерной черто й маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорцион альна глупости персонажа. АРЛЕКИН (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отлич ается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, син его и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арл екина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подо бранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхожд ению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отпр авиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акр обат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озор ник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, П ольпеттино, Несполино, Бертольдино и проч. КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в с ердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нере дко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской прониц ательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобн о своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатк и, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины укра шает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно нак рашено, особенно ярко подведены глаза. Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта . ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукав ами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширо кой круглой тульей. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтом у носить маску нет необходимости. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и п редан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломби не и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация н е столь тонка. Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой о бязан был выглядеть молодо и свежо. БРИГЕЛЛА (Brighella) – еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелл а начинал без копейки, но постепенно накоп ливал деньжа т и обеспечивал себе довольно комфортное существо вание. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла – большой люби тель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции – первобытное вожде ление и алчность – застыли на его зеленой полумаске. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно – солдатом, моряком и даже вором. ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) – неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и д ругих дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными пер сонажами. Основные черты Влюбленных – тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и пол ная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их име на звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Ор ацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин – Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия). Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядн о. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии , влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспр инимается с некоторой долей иронии. ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню на зывали именем актрисы, игравшей эту роль ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) – итальянский аналог русского Петрушки, английского м истера Панча и французского Полишинеля. Типичный представитель неапол итанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Интересно, чт о Пульчинелла – образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитр ецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Имя этого персонажа перевод ится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самы й заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Костюм Пульчинел лы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожан ым ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметны м, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями ( а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть оч ень многие). ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) – одна из самых известных венецианских масок. Панталоне – это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-л ибо женским персонажем (всегда – безрезультатно). Этот образ воплощал н абирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костю ма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его м нимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтяг ивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленьку ю черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а об увью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-кор ичневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и т акие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас поч ти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичност ь. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюб лен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы. КАПИТАН (Il Capitano) – один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит де йствие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципно го вояки – бахвала и искателя приключений. В зависимости от политическо й ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот обр аз - итальянский. Соответственно, менялся и его характер – в разные перио ды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черт ы. Основные его особенности - это агрессивность, безудержное вранье о сво их мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению и желани е казаться щеголем и красавцем. Все это нашло отражение в его костюме, кот орый мог быть разным, однако всегда отличался нелепой вычурностью и ярко стью. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляп у украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с б ольшими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истин ной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает. ДОКТОР (Il Dottore) – маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персо наж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характер изовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливо стью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно про износит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно ос корбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора – это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная акад емическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывал а, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми – их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному. По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозя ином Педролино. СКАРАМУЧЧО (Scaramuccia) - это авантюрист и вояка. В поздних комедиях ча сто совпадал с образом Капитана. Скарамуччо обычно слуга одному из старш их персонажей. Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную ма ску. ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арт е. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьел ло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась. Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона. Происхожден ие: испанец, плохо говорящий на итальянском языке. Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полиц ейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п. Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки. Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика, его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей. ШУТ (Jester, Jolly) – предст авлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого п ерсонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с т ремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы. КОВЬЕЛЛО (итал. Coviello, фр. Covielle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте , первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Представляет южный (или, неаполит анский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Пульчинеллой. Имя маски произошло от Iacoviello, неаполита нского призношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто - так звали одного из с оздателей этой маски. Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних горо дов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте.Занятие: с луга. Костюм: носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые па нталоны и жилет; часто с мечом и палкой для колотушек за поясом; носит шляп у с перьями. Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом; часто носит очки. П оведение: всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; мно го гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре). ЛАЦЦИ вЂ“ это номера буффонады, цирковых трюков, фокусов, которые исполняли дзанни по ходу действия или в паузах. Карло Гоцци (1720– 1806), итальянский драматург. Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им «фьябами». Всего Гоцци сочинил 10 сказок-фьяб, в том числе «Ко роль-олень», «Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Турандот» и «Зеленая п тичка». В основу их сюжетов легли детские сказки; сами пьесы отличаются н еобычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых п ерсонажей-масок. Карло Гольдони ( 1707– 1793), итальянский драматург. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Гольдони избрал драматургию своей профессией и до 1762 регуля рно создавал пьесы для театров Венеции. Его перу принадлежит более 260 прои зведений самых разных жанров – Слуга двух господ, Семья антиквария, Коф ейная, Трактирщица . Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Голь дони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основны х компонентов – импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонаже й. За что Гоцци считал его первейшим врагом и соперником. Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени, ос обенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории те атра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда приш ла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярнос ть, в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции, и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухс от лет, было увеселение публики. ЛИТЕРАТУРА Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962

Приложенные файлы

  • rtf 15095367
    Размер файла: 89 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий