Praktikum_po_sotsiologii_k_seminaru


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Основная задача социологического практикума – отработка навыков анализа социальных явлений: умения в единичном видеть проявление общего, умения видеть социальные явления системно, во взаимосвязи с другими явлениями. Умения сформулировать, аргументировать, защищать свою позицию.
Например, задание: Проанализируйте пенсне, как культурное явление и социальный символ.
Чтобы это сделать подумайте:
В каких культурах оно есть, а в каких его нет?
Какие именно социальные группы носили пенсне?
Чего в нем больше – символического или практического?
Что такое «человек в пенсне» как социальный тип?
Можно ли пенсне считать признаком интеллигентности?
С какими типами одежды пенсне совместимо, а с какими нет?
Пенсне и роговые очки – это одно и тоже или нет с точки зрения социальных групп, носящих их?
***
Задание 1.
Вы руководитель организации, в которой работает 1 тыс. человек. У Вас появились проблемы с «человеческим фактором». Какого социолога Вы пригласите для консультаций: представителя макро или микросоциологической школы? Свой ответ обоснуйте.
Задание 4.
Как вы понимаете следующее суждение?
«Не важно, каковы личные качества промышленника или чиновника, его поведение определяется институциональной структурой» (Р. Миллс)
Задание 6.
Какое социальное значение имел приказ Петра I сбривать русским людям бороды? Для чего это делалось?
Задание 7. Американские ковбои — это просто пастухи.
Почему только американские, а скажем, не испанские или русские пастухи приобрели столь большое символическое значение для западной (а сегодня уже не только для западной) цивилизации?
Почему говорят о ковбойских, а не о пастушеских фильмах?
Рассмотрите роль и место образа ковбоя в западной культуре. Какие ценности он воплощает?
Задание 8. Культура и мусор.
На первый взгляд оба явления никак друг с другом не связаны. Конечно, если на культуру смотреть как на нечто недосягаемо высокое, а на мусор — как на нечто не стоящее внимания. Между тем они — ягоды одного поля.
Подумайте. Мусор — это своего рода символ современного индустриального общества. Отходы промышленности, бытовые отходы, свалки старых вещей. Каких только видов и типов мусора не встретишь на нашей планете. А ведь ничего подобного раньше не было. Мусор в бедных и богатых странах, мусор в городе и в деревне будет одинаков?
Мусор — это артефакт, это культурный комплекс!
Ответьте.
Почему мусор можно назвать артефактом?
Почему мусор правильнее называть культурным комплексом, а не культурной чертой?
Можно ли по характеру мусора судить о характере культуры общества?
Задание 9. Сравните два явления:
а) Кладбище русских эмигрантов Сен-Женевье в Париже. Оно всегда ухоженное и на всех могилках — живые цветы.
б) Типичное кладбище в России (столичное или провинциальное). Оно неопрятное, заросшее, мало напоминающее культурный памятник.
То и другое принадлежат одной нации — этническим русским. Но почему между ними такое различие? Объясните с точки зрения культуры, социальной среды, роли фактора изгнания, социального происхождения и статуса.
Задание 10. Подумайте, ответы аргументируйте
1. Может ли соотношение мужчин и женщин в половозрастной структуре зависеть от структуры производства и социального состава в данном регионе страны?
2. Почему браки между рабочими и браки между служащими заключаются чаще, чем браки между рабочими и служащими?
Задание 11.
Вспомните свои годы обучения в школе. Как бы вы ответили на вопросы?
- В нашем обществе «школа служит ученику», или «ученик служит школы»?
- Является ли современная российская школа «социальным лифтом»?
Какие аргументы вы приведете в защиту своей точки зрения?
Задание 12.
Россия — единственная в мире страна, добровольно совершившая социалистическую революцию и задумавшая строить общество, о котором толком никто из ученых еще не знал. Перед революцией одни политические деятели говорили, что общество не дозрело до нее, а другие утверждали, что оно уже скоро перезреет. При этом те и другие ссылались на уровень развития у нас капитализма.
А как думаете Вы: чем объяснить тот факт, что слабое развитие капитализма в России облегчило свершение революции, но затруднило строительство социализма?
Задание 13. Известно, что практически у любого социального явления обязательно имеется две стороны – положительная и отрицательная. Односторонних явлений не существует. Если вы обнаружили только позитив или только негатив, значит, видите явление односторонне, и что-то упустили.
Например, «хиппи» рассматривались в 60-е годы и у нас и за рубежом преимущественно как негативное явление. Но прошли годы, и выяснилось, что оказывается, именно они пробудили в обществе экологическое сознание, способствовали тому, что мода стала гораздо раскованней, печать правдивее и откровенней и т.д.
А теперь поупражняйтесь в поиске двух сторон у следующих явлений. Они только названы, а вам нужно найти положительную и отрицательную сторону, или несколько сторон.
Коллективизация 30-х годов.
Сталинские репрессии.
Горбачевская перестройка.
Распад СССР.
Утечка «мозгов» на Запад.
Распространение западной культуры в России.
Увеличение числа выходцев из кавказских стран и Средней Азии в Калуге.
Задание 14.
Социологи утверждают, что «человек думает, чувствует и видит мир с точки зрения своей группы». Что это значит? Расшифруйте и приведите примеры
Задание 15.
Известно, что иногда совместная неудача сплачивает социальную группу сильнее, чем совместный успех. Почему? Объясните, пожалуйста.
Задание 16.
Известно, что люди более чувствуют себя ущербно в терминах относительной (сравнивая с другими), а не абсолютной бедности. Почему? Объясните, пожалуйста.
1. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует (АиФ.-1994.-№48). Почему? Объясните проблему с позиций теории социализации.
Задание 17.
Докажите или опровергните следующие положения.
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс освоения социальных норм и культурных норм.
Личность – результат правильно протекающей социализации.
Задание 18.
Аристократы воспитывают детей в системе своих норм и ценностей. Но это нормы узкой группы людей. Можно ли такое воспитание считать социализацией и почему?
Задание 19.
Если принять, что социализация – обучение нормам и ценностям общества, то не следует ли из этого, что обучение нормам и ценностям, которые не являются общими для всех, не есть социализация?
Можно ли быть социализированным, но не воспитанным? 6. Можно ли быть воспитанным, но не социализированным? Можно ли сказать, что бандиты, мошенники и прочие делинквентные группы – это издержки, брак в социализации? Обоснуйте свой ответ.
Задание 20. Многочисленные исследования психологов показывают, что «розги» воспитывают агрессивность: физические наказания учат нас решать проблемы с помощью избиения других. Они приводят к тому, что дети стараются оставаться не пойманными. В 1960 г. американский психолог Л. Эрон изучал 870 восьмилетних детей в пригородах Нью-Йорка и нашел связь между суровостью физических наказаний и агрессивностью детей. Через 22 года часть испытуемых была обследована снова. Агрессивные дети стали агрессивными взрослыми. Их дети также более агрессивны, чем их сверстники.
Можно ли отсюда сделать вывод о том, что многие психологические черты, которые мы раньше считали врожденными, на самом деле являются приобретенными?
Задание 21. Беседуют двое специалистов о путях развития капитализма в России. Они придерживаются противоположных мнений. Вот они:
1. «Надо копировать западные образцы экономики. Всякий раз, когда мы от них отклоняемся, то делаем непоправимые ошибки. Человечество много времени поработало над тем, чтобы обкатать, десятикратно проверить и выбрать лучшие принципы рыночной экономики: приоритет частной собственности, свобода предпринимательства, зашита прав личности, демократия».
«В условиях России невозможен механический перенос западных схем хотя бы уже потому, что она — наполовину западная, наполовину восточная держава. Когда мы переносим готовые схемы, отработанные на чужих культурах, мы не учитываем либо игнорируем специфику своей собственной. Все общества непохожи друг на друга. Где гарантии того, что опыт, успешный в одном из mix, окажется столь же успешным в другом?» Какому мнению вы отдадите предпочтение? Не забудьте аргументировать свою позицию.
Задание 22. Дайте свою трактовку (объяснение) известного выражения: «В России есть культура, но нет цивилизации. В США есть цивилизация, но нет культуры.»

Задание 8. Культура и мусор.
На первый взгляд оба явления никак друг с другом не связаны. Конечно, если на культуру смотреть как на нечто недосягаемо высокое, а на мусор — как на нечто не стоящее внимания. Между тем они — ягоды одного поля.
Подумайте. Мусор — это своего рода символ современного индустриального общества. Отходы промышленности, бытовые отходы, свалки старых вещей. Каких только видов и типов мусора не встретишь на нашей планете. А ведь ничего подобного раньше не было. Мусор в бедных и богатых странах, мусор в городе и в деревне будет одинаков?
Мусор — это артефакт, это культурный комплекс!
Ответьте.
Почему мусор можно назвать артефактом?
Почему мусор правильнее называть культурным комплексом, а не культурной чертой?
Можно ли по характеру мусора судить о характере культуры общества?
Задание 9. Сравните два явления:
а) Кладбище русских эмигрантов Сен-Женевье в Париже. Оно всегда ухоженное и на всех могилках — живые цветы.
б) Типичное кладбище в России (столичное или провинциальное). Оно неопрятное, заросшее, мало напоминающее культурный памятник.
То и другое принадлежат одной нации — этническим русским. Но почему между ними такое различие? Объясните с точки зрения культуры, социальной среды, роли фактора изгнания, социального происхождения и статуса.
Задание 15.
Известно, что иногда совместная неудача сплачивает социальную группу сильнее, чем совместный успех. Почему? Объясните, пожалуйста.
Задание 19.
Если принять, что социализация – обучение нормам и ценностям общества, то не следует ли из этого, что обучение нормам и ценностям, которые не являются общими для всех, не есть социализация?
Можно ли быть социализированным, но не воспитанным? 6. Можно ли быть воспитанным, но не социализированным? Можно ли сказать, что бандиты, мошенники и прочие делинквентные группы – это издержки, брак в социализации? Обоснуйте свой ответ.

Приложенные файлы

  • docx 17464987
    Размер файла: 25 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий