PZ_17-18_vek

История зарубежной литературы XVII – XVIII веков
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
1. Корнель П. Сид. Гораций
2.Расин Ж. Федра. Андромаха.
3.Мольер. Смешные жеманницы. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Дон Жуан.
4.Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Собака на сене.
5.Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной чаше ласковых ладоней..." , "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).
6.Кальдерон П. Жизнь есть сон.
7.Мильтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.
8.Дефо Д. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.
9.Свифт Дж. Путешествия Гулливера (в 4 частях, без сокращений!).
10.Ричардсон С. Памела, или Вознагражденная добродетель (по хрестоматии). Кларисса Гарлоу, история молодой леди (по хрестоматии).
11.Филдинг Г. История Тома Джонса, Найденыша
12.Томсон Дж. Времена года.
13.Юнг Э. Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии.
14.Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище.
15.Голдсмит О. Покинутая деревня.
16.Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.
17.Бёрнс Р. Стихотворения (Любовь и бедность. Джон Ячменное Зерно. Старая дружба. Шотландская слава. Был честный фермер мой отец. Пробираясь до калитки... Финдлей. Счастливый вдовец. Лучший парень. Горной маргаритке, которую я примял моим плугом. Тэм О'Шентер. Ночлег в пути. Ода шотландскому пудингу "Хаггис". Элегия на смерть моей овцы, которую звали Мэйли. Эпиграммы).
18. Вольтер. Магомет. Кандид. Простодушный
19.Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня.
20.Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза ( по хрестоматии)
21.Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти.
22. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Стихотворения: Немецкая муза. К цветам. К радости. Мужицкая серенада. Боги Греции. Баллады: Кубок. Перчатка. Перстень Поликрата. Порука.
23.Гёте И.-В. Эгмонт. Страдания юного Вертера. Стихотворения: Прекрасная ночь. Смена. Майская песня. Свидание и разлука. На озере. Надпись на книге "Страдания юного Вертера". Ночная песнь странника. Песнь странника в бурю. Прометей. Миньона. Баллады: Лесной царь. Фулльский король. Певец. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л. Пастернака).


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЗ № 1: ТРАГЕДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КЛАССИЦИЗМЕ XVII века
1. Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина:
а) роль античности (авторитет классики; обобщение; правдоподобие; гражданственность);
б) рационализм как основа классицистического мышления и структура текста (принцип расстановки персонажей в "Сиде");
в) идеологическая сущность конфликта в "Сиде" и "Андромахе";
г) дидактическое начало в трагедиях;
2 . Эстетическая теория и творческая практика:
а) осознанные отступления от канона у Корнеля: причины обращения к сюжету о Сиде; эволюция конфликта в "Сиде"; нарушение правил ради художественной необходимости (три единства и правило благопристойности); соотношение темы любви и долга (анализ монолога Родриго в 6 явлении 1 акта, диалога Химены и Эльвиры в 3 явлении 3 акта); динамика диалогов; движение к психологизму;
б) приоритет нравственных проблем личности у Расина; античная идея Рока и диктат страстей; причины отступления от классического сюжета в "Андромахе"; разрешение конфликта и дидактизм в "Андромахе"; роль монологов в структуре трагедий Расина. Дидактическая функция главных героев.

ЛИТЕРАТУРА
1. Корнель П. Сид.
2. Корнель П. Предуведомление и Разбор "Сида" // Театр французского
классицизма. М., 1970. С. 84–96.
3. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 378–384.
4. Расин Ж. Андромаха.
5. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к "Андромахе" // Театр французского классицизма. М., 1970. С. 350–353.
6. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма.
М., 1970. С. 5–18.
7. Обломиевский Д.Д. Корнель // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
8. Обломиевский Д.Д. Расин // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
9. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. № 1. (особ. С. 20).
10.*XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.
11.* Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 425–439.

ПЗ № 2: "ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ" МОЛЬЕРА
1. Жанровая специфика комедии.
2. Роль Мольера в истории комедии:
а) Мольер - создатель "высокой комедии". Эстетика мольеровского театра. Черты "высокой комедии" в "Тартюфе";
б) особенности конфликта и речевое поведение персонажей в комедиях Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан");
3. Художник и власть ("заказные" пьесы Мольера):
а) заказ и его реализация ("Мещанин во дворянстве");
б) идеологическая основа конфликта комедии "Мещанин во дворянстве" и его осмысление современным читателем.
4. Особенности мольеровского дидактизма.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мольер. Тартюф.
2. Мольер. Мещанин во дворянстве.
3. Мольер. Дон Жуан.
4. *Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика) (любое издание).
5. Абрамович Г.Л. Комедия // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1975. С. 256-263.
6. Пинский Л.Е. Комическое // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет.
М.,1989. С. 339–344.
7. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
8. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. № 2.
С. 48–52.
9. *Булгаков М.А. Мольер. М., 1968.
10.*Мольер. Критика "Школы жен" // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 392–405.

ПЗ № 3: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА
1. Лопе де Вега - теоретик (трактат "Новое искусство сочинять комедии
в наше время"):
а) Лопе де Вега и классицизм;
б) требования к драматургии (теория сценической интриги, занимательность действия; демократизм в проблематике, расстановке персонажей, их речевом поведении; "жизнеподобие" в смешении смешного и серьезного). Новая комедия как синтез жанровых форм.
2. Лопе де Вега - практик:
а) многогранность творчества; место комедии в творчестве Лопе де Вега;
б) "Собака на сене" и "Фуэнте Овехуна" как воплощение основных
принципов Лопе - драматурга:
- традиционное и новаторское в конфликте и сюжете;
- традиционное и нетрадиционное в амплуа (герой-любовник, героиня, комический слуга, благородные господа и простолюдины);
г) принципы создания персонажей:
- многогранность персонажей;
- зачатки психологизма и их проявление в речевой характеристике;
- смешение комического и серьезного;
- воплощение теории интриги, заменяющей дидактизм;
д) идеализация действительности как черта ренессансного реализма.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лопе де Вега. Собака на сене.
2. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник).
3. Томашевский Н. Испанский театр Золотого века // Испанский театр. М., 1969. С. 5–19.
4. Плавскин З.И. Лопе де Вега. М.: Л., 1960.
5. Силюнас В. Испанская классическая драма XVI–XVII веков. М., 1995.
6. *Штейн А.Л. Драматургия "Золотого века" // Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.
7. *Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.
8. *Ортега-и-Гассет Х. Два театра // Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994. ПЗ № 1.

ПЗ № 4: ПОЭЗИЯ БАРОККО В ИСПАНИИ XVII ВЕКА
1.Литературная жизнь Испании “Золотого века”.
2.Барокко как художественная система (история и содержание понятия).
3.Специфика испанского барокко и ее воплощение в поэзии Луиса Гонгоры:
а) испанское барокко и христианство (мистицизм, представление о дисгармонии мира, противопоставление духовного и материального);
б) черты барокко в творчестве Луиса Гонгоры (искусственный мир “интеллектуальной поэзии” и средства его создания);
в) “темный” и “ясный” стили – взаимопроникновение барокко и ренессансного реализма.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гонгора Л. Сонеты (“О влага светоносного ручья”, “В хрустальной чаше ласковых ладоней”, “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое” и др.); Летрильи (“Жить бы мне в покое”, “Фортуна” и др.) // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977. Испанская поэзия в русских переводах. М., 1984. Из испанской поэзии XVII века. Л., 1983. Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.
2.Еремина С. Предисловие // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977.
3.Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983. С. 4–36.
4.*Ортега–и–Гассет Х. Гонгора // Ортега–и–Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.

ПЗ № 5: "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА" ДЖ. СВИФТА КАК ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Памфлетное творчество Дж. Свифта и "Путешествия Гулливера"
(преемственность проблематики и художественных приемов).
2. Две точки зрения на жанр "Путешествий Гулливера" ("цикл памфлетов", "роман").
3. Жанровое своеобразие "Путешествий Гулливера" (роман-путешествие и его пародийный, сатирический, утопический и философский аспекты).
4. Фантастика в романе как средство создания модели мира и как основа
пародийности.
5. Сюжетная и смысловая роль Гулливера.
6. Трансформация просветительских идеалов в "Путешествиях Гулливера" :
а) композиция романа как способ воплощения концепции монархии ( I, II и III части);
б) представление об относительности понятий (контраст I и II частей);
в) изображение республиканского устройства (III часть);
г) естественнонаучные воззрения XVIII века и вера в силу разума в
III части;
д) идеи "естественного мира" и "естественного человека" (IV часть);
е) IV часть как итоговое философское обобщение.
7. Способы реализации философской проблематики в каждой из четырех частей "Путешествий Гулливера".
8. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.

ЛИТЕРАТУРА
1. Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера.
2. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
3. Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта. М., 1969.
4. Муравьев В.С. Свифт. М., 1968.
5. *Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев.
М., 1973.
6. *Кеттл А. Введение в историю английского романа (XVIII век). М., 1966.
7. *Англия в памфлете. М., 1987.
8. *Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

ПЗ № 6: ЕДИНСТВО ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
1. Особенности Просвещения во Франции. "Энциклопедизм" и Энциклопедия.
2. Синкретизм мышления французских просветителей. Актуализация философско-художественных жанров.
3. "Философские повести" Вольтера:
а) роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его творчества и многообразие жанров;
б) жанровая специфика "Философских повестей";
в) конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы;
г) сюжет "Кандида" как реализация философской дискуссии;
д) Панглосс и Кандид - две концепции человека.
4. Философский диалог Д. Дидро "Племянник Рамо":
а) эстетические воззрения Дидро;
б) философский диалог "Племянник Рамо": взаимодействие с жанровой традицией диалогов Платона;
в) условность персонажа - "автора";
г) способы характеристики заглавного персонажа;
д) многогранность проблематики.

ЛИТЕРАТУРА
1. Вольтер. Кандид.
2. Дидро. Племянник Рамо.
3. Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1985.
4. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.
5. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 350–351 (о диалогах Платона).
6. *Гордон Л.С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.
9. *Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.
10.*Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
11.* Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

ПЗ № 7. СПЕЦИФИКА НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ДРАМА ЛЕССИНГА «ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ»
1.Особенности немецкого Просвещения. Вопрос о литературном языке и специфике национальной литературы.
2.Идеология немецкого просвещения. Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете и др.
3.Взгляд на искусство и задачи литературы.
4.Особенности немецкого театра.
5.Специфика пьесы Лессинга “Эмилия Галотти”:
а) драма как род литературы и как жанр;
б) три единства;
в) система персонажей;
г) особенности развития характера героя, статика – динамика.


ЛИТЕРАТУРА
1.Лессинг Г.–Э. Эмилия Галотти (драма).
2.Лессинг Г.–Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
3.Фридлендер Г.М. Лессинг. Очерк творчества. М., 1957.
4.Гриб В. Жизнь и творчество Лессинга // Гриб В. Избранные работы. Статьи и лекции по зарубежной литературе. М., 1956. или Лессинг и современность. М., 1981.

ПЗ № 8: РОМАН ГЁТЕ «СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА»
1. Движение «Бури и натиска» как немецкая модификация сентиментализма. Общеевропейские и национально-самобытные черты немецкого сентиментализма
2. Идеи Гёте периода «штюрмерства».
3. Роман «Страдания юного Вертера» как выражение штюрмерских настроений писателя:
а) Критика немецкой действительности в романе.
б) Культ чувства, природы и искусства как черта сентиментализма в романе.
в) Образы простолюдинов как выражение нравственного идеала Гёте периода «штюрмерства».
г) Система образов в романе.
д) Вертер – «мученик мятежный» (А.С. Пушкин) и бунтарский пафос романа.
е) Мастерство психологического анализа.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гёте И.В. Страдания юного Вертера.
2. Манн Т. «Вертер» Гё1те // Манн Т. Собр. соч. в 10-ти тт. М., 1961. Т.10.
3. Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни. Пер. с нем./ Предисл. и общая редакция А. Гугнина. - М., 1987.
4.Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М., 1981.
5.Шевякова Э.Н. «Вертер» и поэтика французского исповедального романа // «Гетевские чтения». М.,1993.
6. Мироненко Л.А. «Вертер» и французская романтическая проза// «Гетевские чтения» М.,1994.
7. Тураев С. В. Судьба первого романа Гете // «Гетевские чтения» М., 1994.
8.Дементьев Э.Г.Французская «вертериана» конца XVIII в.// «Гетевские чтения» М., 1994.
9.Бент М. «Вертер, мученик мятежный». Биография одной книги. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1997.


ПЗ № 9: ТРАГЕДИЯ Ф. ШИЛЛЕРА «КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ»
1. Условия возникновения и идеологические особенности бунтарской драматургии Шиллера.
2. «Коварство и любовь» как «бюргерская трагедия» («мещанская драма») 3.Основной конфликт в пьесе и особенности его развития.
4. Система образов в пьесе: «мир коварства» и «мир любви» в драме. Луиза и Фердинанд; роль второстепенных персонажей в пьесе – президента фон Вальтера, леди Мильфорд, Вурма. Особенности создания образов семьи музыканта Миллера.

ЛИТЕРАТУРА
1.Шиллер Ф. Коварство и любовь.
2.Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. - М., 1984.
3.Лозинская Л. Фридрих Шиллер. - М., 1962 /ЖЗЛ/.
4.Ланштейн П. Жизнь Шиллера. - М., 1984.
5.Шиллер О. Фридрих Шиллер: жизнь и творчество. - М., 1965.
6. Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Приложенные файлы

  • doc 17427838
    Размер файла: 63 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий