Что представляет собой византийская мозаика


Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как-будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.
Материалы для византийской мозаики. Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.
Происхождение византийской мозаики. История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.
Особенности византийского стиля. Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне. В более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться.  Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.
Брак
Византийцы заключали брак достаточно рано — в 14-15 лет для юношей и 13-14 для девушек. Среди высших слоев могли встречаться и более ранние браки, хотя они осуждалисьцерковью [5]. Встречались такие браки и в неаристократичной среде: известен случай когда архиепископ Иоанн Апокавк был вынужден расторгнуть брак 30-летнего мужчины и шестилетней девочки, которую насильно выдали ее мать и отчим. Браку предшествовала помолвка, проходившая по инициативе родителей невест и часто в очень раннем возрасте. Такая практика имела целью обеспечить интересы родителей будущих мужа и жены, нередкими были браки по расчету. Для сельских жителей и бедных  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B9" \o "Слой" слоевнаселения была важной возможность получить дополнительные рабочие руки. Помолвка сопровождались церковным благословением и заключением договора, который должен регулировать имущественные вопросы, вопросы наследования имущества, мог устанавливать местожительство невест до бракосочетания. Акт помолвки носил официальный характер и находился под контролем государства. В случае расторжения помолвки без серьёзных причин, стороной, которая это осуществила выплачивался штраф государству и неустойка противоположной стороне.
Форма заключения брака долгое время была достаточно простой. В бедных семьях она сопровождалась лишь достаточно простым благословением священника или выражением согласия невестами на брак при нескольких свидетелях. Но с Х-ХI вв. такой способ заключения брака начинает считаться недостаточен и признается только тот брак, который был заключен через венчания и заключения брачного договора.
В обеспеченных семьях, накануне свадьбы рассылались приглашения, а покои новобрачных украшались дорогими тканями, мебелью, различными предметами роскоши. Все гости должны были быть одеты в белое. Когда они собирались в доме невесты, жених приезжал в сопровождении музыкантов. В это время невеста ждала его одета в платье из парчи, голова и лицо были закрыты вуалью. Когда жених подходил к ней, она открывала свое лицо. Иногда это было впервые когда молодожены видели лица друг друга. После этого все отправлялись в церковь, где проходило венчание. По дороге их осыпали лепестками цветов. С XI в. в церкви также подписывалась брачная соглашение и после этого устраивался брачный пир. Во время пира мужчины и женщины имели сидеть за разными столами. Когда наступала ночь гости сопровождали с песнями молодых в спальню, а утром с песнями же будили их. С VII в. появилась традиция согласно которой жених должен дарить своей невесте кольцо и пояс. Хотя в бедных семьях пояс не дарили. Кольцо дарилось, когда молодожены впервые входили в свои покои, и имело плоскую или восьмигранную форму. Если кольцо было восьмигранным, его лицевые части украшались изображениями библейских сюжетов, а центральная часть сценой заключения брака . Особенно пышными были брачные церемонии императоров. Торжества начинались с приезда в Константинополя невесты императора или наследника престола, сразу по которому она должна была посетить монастырь Пиги . После этого происходил прием невесты будущим мужем и отцом. Одним из важнейших обрядов было представление невесты народу, обставлялось очень пышно [9]. Песни для хора, сопровождавшего императорские брачные церемонии писали известнейшие риторы своего времени. Так же, как и при заключении брака другими византийцами императорские торжества завершались пиршеством. Такие празднования могли продолжаться достаточно долго.
Не запрещались, но и не одобрялись повторные браки. Третий брак осуждался, а четвертый был запрещен церковью. Хотя часто такие запреты нарушались в императорской семье, когда по политическим или личным мотивам императоры вступали в несколько браков, даже ценой изменения патриарха. Запрещены были браки лиц, которые были родственниками до шестого, а с XI в. и до седьмого колена, браки между духовными родственниками — крестными родителями и детьми, кумовьями (такие браки приравнивались к кровосмешение. Запрещались или ограничивались браки между христианами и иноверцами и душевнобольными. В более ранний период истории Византии, когда еще значительным было рабство, важную роль играли ограничения на браки между свободными и рабами.
Роль женщины
На представления о роли женщины в византийском обществе большое влияние оказали восточные традиции. Византийская женщина традиционно получала домашнее образование. Она находилась под постоянной опекой мужчин своей семьи, не могла свидетельствовать в суде, быть опекуном, членом ремесленной корпорации, не могла занимать официальные должности. Женщины из высших и средних слоев населения постоянно находились в гинекее, лишь иногда выходя на улицу и при этом всегда прикрывая голову покрывалом. Но, одновременно, начиная с VIII—XI века, византийское законодательство четко подчеркивает равноправие женщины в имущественных отношениях. Приданое оставался в полном распоряжении женщины, его даже нельзя было отобрать за долги мужа. В случае, если жена умирала бездетной, ее муж наследовал четверть приданого, а жена в таком же случае становилась наследницей всего имущества своего мужа.
В семейной жизни отношения между супругами регулировались в основном традициями. На плечи жены ложилось ведения практически всего домашнего хозяйства, часто даже в очень обеспеченных семьях. У низших слоев византийского населения для женщин обычным было выполняли такие работы, как прядение, ткачество и изготовление одежды. Встречались случаи, когда женщины торговали в магазинчиках, особенно тех, которые были ими получены в приданое [11]. Именно женщины составляли большую часть мелких рыночных торговок. Одновременно представительницы высших слоев византийского общества часто управляли поместьями, особенно значительной была такая роль женщины в имениях лиц и полководцев, служивших в отдаленных провинциях империи. В большинстве женских монастырей именно настоятельница управляла их хозяйством и мужчины-экономы были зачастую просто исполнителями.
Захоронение
Сначала захоронения в Византийской империи делались только за пределами городов. Даже некрополь, который был на территории древнего Византия, а потом оказался в пределах Константинополя, был засыпан и застроен. Новый некрополь был создан за пределами стен Константина, хотя вошел в территорию, ограниченную стенами Феодосия. Но даже при этом в пределах стен Константина все равно не создавались захоронения.
В более позднее время кладбища начинают появляться и в пределах городов. В Константинополе это было связано с притоком большого количества нового населения и включением в городские границы всё новых и новых территорий . В других городах такие изменения стали следствием различных других демографических причин: варварскими вторжениями, резким уменьшением количества населения провинциальных городов. Если в ранневизантийский период все захоронения сосредоточивались в некрополе, то вместе с появлением кладбищ в городских пределах появляется и множество индивидуальных захоронений. При захоронении начинают придерживаться дифференциации в зависимости от профессии, характера смерти или имущественного состояния умершего. Богатые люди все чаще для своего погребения основывают новые монастыри и храмы. В это же время можно видеть тенденцию другого характера — кладбища основываются на местах бывших монастырей и других культовых центров. Такой порядок захоронения сохранился до последних времен существования Византии.

Приложенные файлы

  • docx 14835023
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий