Истоки и традиции музыкального образования и пр..


Истоки и традиции музыкального образования и просвещения в Беларуси
1.Назвать основные исторические этапы становления музыкального образования и просвещения в Беларуси.2.Раскрыть содержание каждого исторического этапа.
3.Охарактеризовать деятельность братских школ и училищ, Гродненской музыкальной школы, школы В. Стефановича, пансионатов.
4.Выделить период становления системы музыкального образования и просвещения в Беларуси после 1917 года.
Ответы:
1. Средние века (13-14 вв): Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского. Главными источниками письменности были церкви и монастыри.
Конец 16 века – Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1596 год – Брестская уния). Завершение процесса формирования белорусской народности.
1772 год - Белорусские земли в составе Российской империи.
19 век – открытие музыкальных школ, пансионатов, музыкальных кружков и обществ.
Период после 1917 года – формирование системы специального музыкального образования в Беларуси.
2. Организация первоначальных форм музыкального образования связана с деятельностью церквей и монастырей, которые были главными источниками письменности. В школах при монастырях воспитывались церковные певчие. Старейшие храмы и соборы Беларуси: Софийский собор (2 половина 11 века) и Спасо - Ефросиниевская церковь в Полоцке; Благовещенская церковь в Витебске; Каложская церковь в Гродно (12 век).
В 16 веке в основном завершился процесс формирования белорусской народности, возникло книгопечатание, открываются школы. Ф. Скорина считал обязательным знание семи «свободных наук»: грамматики, логики, риторики, арифметики, музыки, геометрии, астрономии. Во второй половине 17 века в Беларуси для обучения музыке пользовались «Мусикийской грамматикой» украинского композитора и теоретика Н. Дилецкого.
Отличительной чертой музыкальной культуры 18 века в Беларуси стало развитие в музыке светского содержания. Главной средой, в которой развивалась светская музыка, были крепостные театры и музыкальные школы при них.
Новый этап в развитии форм и методов музыкального обучения связан с организацией в 19 веке первых специальных музыкальных учреждений.
Развиваются новые формы светского музицирования, возникает интерес к белорусской народной песне, делаются первые попытки её профессиональной обработки и концертного исполнения.
В 40-х годах 19 века в Минске открывается музыкальная школа Викентия Стефановича, пансионаты (Монтегради, Цеханской и др.); открываются музыкальные кружки и общества, целью которых было эстетическое воспитание, просвещение, профессиональное образование. В 1890 году в Минске открывается городской театр.
3. Во второй половине 16 века возникают братские школы и училища. Здесь изучались греческий, латынь, славянские языки (украинский, белорусский, польский), а также семь свободных наук (грамматика, логика, риторика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Школы были общесословными. Преподавание музыки было известно под названием «царкоуныя спевы», проводилось по учебникам на основе линейной нотной грамоты.
Во второй половине 18 века по инициативе городского магистрата была открыта Гродненская музыкальная школа (школа Антония Тизенгауза). В школе кроме общеобразовательных дисциплин приобретали навыки игры на инструментах симфонического оркестра, клавикорде, проводились уроки пения, теории музыки, композиции. Рабочий день учеников длился с 6 утра до 7 вечера с перерывом на один час. Учились там дети крестьян и мещан. Школа просуществовала до 1780 года.
Сохранились документальные свидетельства о существовании в 40-х годах 19 века школы Викентия Стефановича, которая готовила музыкантов для работы в оркестре. Учились в ней только мальчики.
Значительную роль в распространении музыкальных знаний в первой половине 19 века сыграли пансионаты – закрытые общеобразовательные учебные заведения, где большое внимание уделялось музыкальному воспитанию. В пансионате М. Монтегради преподавала дочь В. Дунина – Марцинкевича Камила Марцинкевич, талантливая пианистка, которая впоследствии за свою революционную деятельность была выслана из Минска. В пансионате Доминика Стефановича получил первые музыкальные навыки Станислав Манюшко.
4. После Октябрьской революции 1917 года развитие культуры в Белоруссии шло в 4-х направлениях:
- организация сети самодеятельных кружков, студий;
- введение преподавания музыки как общеобразовательный предмет в общеобразовательную школу;
- концертно-просветительская деятельность профессионалов и любителей;
- формирование системы специального музыкального образования, для подготовки музыкантов-профессионалов.
Первыми профессиональными учебными заведениями были народные консерватории, где преподавались только музыкальные предметы и занимались люди разного возраста.
1918 - открылась первая народная консерватория в Витебске. Там преподавали Н. Дубасов (ученик А. Рубинштейна), теоретик и композитор М. Анцев (ученик Римского – Корсакова), М. Малько.
1919 - Гомельская и Минская народные консерватории.
1921 – Бобруйская народная консерватория.
1924 – в Минске открывается музыкальный техникум.
1922 – Витебский музыкальный техникум.
1926 - музыкальная школа нового качества, в которой занимаются дети с 7 лет, на базе которой в 1947 году создаётся средняя специальная музыкальная школа при Белгосконсерватории.
В 30-е годы центрами культуры по-прежнему остаются музыкальные учебные заведения. Открываются музыкальные училища в Гомеле и Могилеве – 1937 год.
Важным этапов в развитии культуры и подготовки высокопрофессиональных кадров стало открытие в 1932 году Белорусской государственной консерватории.
В 1939 году Западная Беларусь входит в БССР. В том же году в Бресте открывается музыкальная школа и училище.
1933 – Белорусский государственный театр оперы и балета.
1937 – Белорусская государственная филармония.

Приложенные файлы

  • docx 16761484
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий