8.материя как философская категория


Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них (объективно).Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками. Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи, и “обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы”Универсальными свойствами материи являются:несотворимость и неуничтожимостьвечность существования во времени и бесконечность в пространствематерии всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие детерминированность всех явлений причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условийотражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышленияУниверсальные законы существования и развития материи:Закон единства и борьбы противоположностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицанияСуть философского понимания материи состоит в выделении такого ее всеобщего, универсального свойства, как объективность существования. Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место в пространстве. Относительно устойчивая совокупность определенных материальных образований, имеющих общую природу и представляющих определенную ступень в развитии материи от низшего к высшему, называется видом материи. До недавнего времени было распространено деление материи на два вида: вещество и поле. Совокупность различных видов материи, в пределах которой они объединяются господствующим типом связей и взаимодействий, образует системно-структурный уровень материи. Весь материальный мир делится на три системы: неживая природа, живая природа и общество. В неживой природе выделяются субмик-роэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный уровни, уровень макроскопических тел разной величины, геологический и космический уровень, охватывающий звезды, планеты, системы планет и объединяющие их метагалактики. Живая природа представлена такими уровнями, как молекулярный и клеточный, уровни микроорганизмов, тканей и органов, организмов в целом и колоний организмов, видов и популяций, биогеоценозов и всей биосферы, т.е. области распространения жизни на Земле. Общество имеет следующие уровни: индивид, семья, коллектив, социальные группы; племена, расы, национальности, нации; государство, союзы государств, общество в целом.28 Движение как способ существования материи.Материалистическая философия утверждает, что движение есть способ существования материи, что нельзя мыслить материю без движения и, наоборот, движение без материи. Как неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи движение абсолютно. Но, имея в виду, что движение вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, можно говорить об относительности движения. Таким образом, движение есть единство абсолютного и относительного. Из относительности движения вытекает понимание покоя как момента движения. Понятием "покой" фиксируются устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в равновесии. Все законы сохранения являются яркими примерами устойчивых, равновесных состояний связи и взаимодействия соответствующих сторон. Покой всегда относителен, обрести абсолютный покой, с точки зрения материализма, значит, признать, что движение привнесено в материю извне Богом, Разумом и т.п. Систематизация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все они связаны с определенными уровнями структурной организации материи и каждой из них присущ свой материальный носитель. Имеет место тенденция, которая отрицает качественное своеобразие высшей формы движения материи и сводит ее к низшей. Такая тенденция получила название редукционизма. Одной из его разновидностей является механицизм, который все явления мира объясняет, исходя из законов такой всеобщей и универсальной формы движения материи, как механическая. Терминами "физи-кализм", "биологизм", "психологизм", "социологизм" обозначаются соответствующие ситуации искажения соотношений между формами движения материи. Редукционизму противостоит другая тенденция, которая абсолютизирует качественное своеобразие высшей формы движения материи и каждую форму рассматривает как абсолютно автономный процесс. Например, витализм для объяснения специфических свойств биологической формы движения материи с неизбежностью обращается к так называемым "жизненным силам", ибо отрицает взаимодействие биологической формы с химической и физической формами движения материи. Между высшими и низшими формами движения материи имеет место генетическая связь. Это означает, что высшие формы возникают из низших, и закономерности, характеризующие высшие формы движения материи, могут быть поняты на базе соответствующих законов низших форм. При этом высшая форма движения обладает по отношению к своим исходным основам относительной самостоятельностью, своеобразием. Например, биологические явления обладают свойствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления отличаются от биологических.

Приложенные файлы

  • docx 16744135
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий