Старый добрый Нюренберг.

I (История развития военно-исторической миниатюры). Глава 3.

СТАРЫЙ - ДОБРЫЙ НЮРЕНБЕРГ ИЛИ ТРАДИЦИОННАЯ НЮРЕНБЕРГСКАЯ ОЛОВЯННАЯ МИНИАТЮРА АНТИЧНОГО ПЕРИОДА
В МУЗЕЯХ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛАХ
ФЕДЕРАТИВНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ.

На Юге Швабии, на месте дислокации римского конного подразделения ауксилариев «Ala II Flavia Milliaria», расположен музей - Limes museum Aalen. Его директором является большой энтузиаст и прекрасный организатор знаменитых военно – исторических фестивалей, господин Зауцборн. Во время первого выезда «Санкт – Петербургской общественной организации «Десятый легион» на римский военно-исторический фестиваль в городе Алене, это событие произошло в Сентябре 1998г.. Наш скромный выезд благодаря поддержке руководителя группы военно – исторической реконструкции «Восьмого легиона» - Александра Циммерманна, нам удалость побывать во многих музеях и выставочных залах Германии и отснять большое количество видео и фотоматериала. Особым знаком расположения к энтузиастам реконструкторами и миниатюристам прибывшим из далекой России было предоставление нам особых условий, в том числе и для научной работы в области военно – исторической миниатюры. В завершении пребывания на фестивале, нам было дано эксклюзивное интервью самого директора музея, который провел показательную экскурсию, где подробно рассказал, какие сложности возникают во время подготовки военно – исторического фестиваля и показал все экспозиции солдатиков. Итак, данный музей расположен в двухэтажном здании со стеклянной крышей в форме купола с огромным внутренним колодцем, на мансарде здания расположен даже небольшой римский садик с фонтаном. При входе в музей мы увидели модель ману-баллисту в масштабе 1 / 2 , а на первом этаже, помимо археологических находок, были представлены модели боевой и осадной техники римлян: онагр (малая катапульта), скорпион (малая баллиста), турес / turres (осадная башня полевого типа). Напротив главного входа размещался отдельный макет римского строительного крана, скорее всего действующая модель в масштабе 1/5. На втором этаже музея мы увидели только один стенд с оловянной миниатюрой. Он изображал имперский легион на марше с полным боевым расписанием и материальным оснащением. В последствии мы увидели, что оловянная миниатюра была представлена в специально оборудованном зале, где при соответствующем освещении в хронологическом порядке были расположены диорамы, которые схематично представляли римскую армию, как на полях сражений, так и в мирное время. Данный тип диорам использует прекрасно выполненные макеты зданий и элементы природного ландшафта. Итак, перечислим представленные композиции:
1. Итоговое сражение 256 г. до н.э. Первой Пунической войны. Здесь представлено трагическое поражение республиканских легионов легендарного консула Атилия Регула в северной Африке, давайте в вкратце вспомним по тексту нашей статьи великие вехи римской истории по мере востребованности по всему тексту данной статьи. Карфаген терпел поражение в первой войне с Римской республикой. Отчаявшиеся карфагеняне пригласили спартанского военачальника Ксантиппа для подготовки своей армии. Его умелое руководство произвело на карфагенян такое впечатление, что они поручили ему командование всей армией города. Закончив военное обучение карфагенских войск, он вывел их навстречу римлянам и решительно провел генеральное сражение. Ксантипп выстроил в центре фалангу скорее всего сариссафорную и 100 боевых слонов, а на флангах разместил 4000 конницы, где на правом фланге находился элитный отряд священной кавалерии Карфагена. Сотня слонов нарушила римский манипулярный строй, а идущая за слонами фаланга легко оттеснила к морю смешавшиеся ряды легионеров. Тем временем легкая нумидийская конница, по предварительному сговору или подкупу, оставила фланги римлян без прикрытия, а затем атаковала легионы с тыла. С поля боя отступило в укрепленный лагерь более 2000 человек, а пятьсот солдат с консулом Регулом попало в плен. Авторы диорамы одновременно показывают все фазы хорошо известного военным историкам сражения. Данный методический приём широко используется в экспозициях многих музеев, в частности в Санкт – Петербургском ГМАВВСе (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 500 шт).
2. Римский постоялый двор, расположенный на границе лимеса. Внешний вид выставочной экспозиции: Через всю композицию проходит римская мощеная дорога, по которой двигаются римские войска, торговцы, и варвары переселенцы. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 100 шт).
С середины I века нашей эры в Германии на определенных, наиболее опасных направлениях, где возможна внезапная атака варваров, начали возводить простые оборонительные сооружения, с использованием местных строительных материалов. Первоначально возводили ров и вал по стандартному римскому образцу. С течением времени достраивали частокол, а за валом проводили грунтовую дорогу. Закончив строительство, легионы передавали лимес под охрану вспомогательным войскам. Во время правления императора Адриана (117-138г. н.э.) империя не вела наступательных войн и планомерно переходила к стратегической обороне на протяжении всех своих границ. Лимес в Германии простирался на 550 километров от Рейна до Дуная, прикрывая богатую провинцию Галлию от набегов воинственных германских племен: тенктеров, свевов, аламанов, ютунгов. Строили и поддерживали укрепления в должном порядке солдаты 5 германских легионов: I Minervia, XXII Primigenia, VIII Augusta, XIV Gemina. Лимес в Верхней Германии состоял из деревянного палисада, за которым находился ров и оборонительный земляной вал. На расстоянии 500 метров друг от друга находились трехэтажные каменные сторожевые башни, на которых дежурили воины вспомогательных ауксилий. Наряд башни состоял из 2-3 или 5 солдат, которые вели наблюдение, и поддерживали постоянную связь с помощью выше перечисленных сигналов. Скорее всего, для охраны лимеса, патрулирования, а так же на ночь, около башен выставлялись дежурные собаки с I – II н. э.- мастиффы, а в III – начале IV н. э.- ротвейлер. Сзади укреплений проходила мощеная дорога для переброски войск.
3. Торговый германский обоз в сопровождении воинов, подходящий к кпп лимеса. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 50 шт). В этот относительно мирный период успешно развивалась римско-германская торговля, что вполне естественно в периоды мира. Варвары продавали римским купцам рабов, скот, шкуры, меха, янтарь. Покупали же, в основном предметы роскоши, домашней утвари и оружие. Многие германцы в частности батавы служили ауксилариями в римской армии или просто наёмниками в других армиях противников римлян. Римская цивилизация оказала большое влияние на историческое развитие германцев.
4. Засада самнитов и окружение римских республиканских легионов в Кавдинском ущелье 321 г. до н.э.
Довольно не удачная попытка по нашему мнению показать развитие боя в динамике. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 300 шт). Это поражение стало следствием отсутствия у римлян тактической разведки. Самниты перекрыли выход из ущелья деревьями и массивными валунами. В результате чего римская походная колонна остановилась, и позади легионов горцы произвели искусственный обвал. На флангах боевых римских порядков заняла боевые позиции легкая пехота самнитов, римляне предприняли попытку прорыва, но безуспешно.
5. Макет римской пограничной крепости на лимесе расположенной сейчас на окраине романизированного городка Saalburg. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 100 шт). На макете представлена двухарочная воротная башня, возле которой идет подготовка по организации лагеря для римского легиона. Вдали обозначен римский имперский легион в походном порядке, во главе которого идет аквилифер и другие вексиларии - значконосцы. Вдоль этой границы римляне воздвигли ряд крупных базовых лагерей, до поры до времени самых боеспособных в империи. Ведь на боеспособность влияет враг, особенно такой не предсказуемый и сильный как германцы. Эти города стали центрами романизации: колония Агриппина (Кельн), Могонциакум (Майнц), Аугуста Винделикум (Аугсбург), Регина Кастра (Регинсбург), Виндобона (Вена).
6. Строительство римскими легионерами около маленького гражданского городка в зоне римского лимеса. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 70 шт). Римский лимес играл своеобразную роль «железного занавеса». Кроме того, он имел большое значение в процессе романизации провинций. Лимес является прообразом современной пограничной полосы. В последнее время в некоторых странах получила распространение наука - лимесология, изучающая оборонительные сооружения эпохи Римской империи. Это диорама, безусловно, отражает процесс романизации и влияние сети дорог на появление новых поселений романизированного поселения провинций. Лимес в Германии состоял из каменной стены высотой около трех метров и встроенных в нее стандартных римских сторожевых башен. На всем протяжении лимеса располагались кастлы, удаленные друг от друга на несколько километров. Укреплений, построенных в I веке н.э., насчитывалось около 70. Впоследствии, во II веке н.э., было построено еще 37 , и они были выдвинуты вперед, от первой линии на 10 - 20 километров. Тем самым, обогнав инженерную мысль средневековья, была создана оперативная глубина, что являлось существенным достижением оборонительной полевой фортификации древности. Такая стационарная система служила опорой для мобильных различных структур. По дорогам вдоль лимеса мчались гонцы. Разведке, собиравшей сведения визуально или устно, придавалось большое значение. Сбор данных, путем непосредственного наблюдения, производился из многих источников. Римское командование использовало карты, донесения караулов лимесных башен, в отдельных случаях, в отдаленные приделы посылали разведчиков поодиночке или в составе патрульных групп. Офицеры использовали устную речь, своего рода «звуковую разведку». Они расспрашивали торговцев и местных старейшин, с которыми поддерживали отношения. Так что оборонительная зона, где находились приграничные римские контингенты, была относительно обширной. Эта полоса охватывала центральную ось территории – дорогу и другие военные устройства – второстепенные пути, крепости, дозорные, отдаленные за лимесные укрепления и сами башни. При случае она опиралась на реку или «оборонительную линию».
7. Вилла Рустика, расположенная около дороги, идущей от кпп римского лимеса. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 20 шт). Прекрасно отображает хозяйство римской виллы, основанное на дешевом рабском труде. На стенде представлено огромное число построек и растительного антуража. Все выполнено в «плоской нюренбергской манере», то есть без природных материалов. Хотя безусловно природные материалы выглядят более реалистично, но они ломки и более подвержены старению, что требует дополнительных затрат на их ремонт, а кусты и деревья отлитые из олова не старятся и более надежны при перевозке экспонатов.
8. Бой на границе римского лимеса. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 300 шт). Около одной из милевых башен, между германскими племенами и римскими ауксилариями. Уже во время принципата Августа после поражения легионов в Тевтобургском лесу в 9 г. н.э., многие римляне с тревогой следили за постоянно увеличивающимся населением германских племен. Переселение на Восток для многих германских племен стало не возможно, так как там жили не менее воинственные племена славян, а природные и климатические условия были значительно хуже. Поэтому они чувствовали вполне осознанное тяготение к богатым римским территориям, закрытым римским «железным занавесом» – лимесом. В явном взаимодействии с внешними событиями во внутренней жизни самих германцев происходило, мощное национальное движение, безусловно, вызванное римской военной и торговой экспансией, но можно четко определить, что германские племена начинают вступать в большие федерации или племенные союзы.
9. Контрольно- пропускной пункт границы римского лимеса. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 300 шт, использованы макеты зданий и весьма сложного рельефа местности). Это самая большая и удачная диорама композиции, это центральная диорама изображает: варварский мир германцев: охота, выпас скота и земледелие на фоне сурового девственного леса. Цивилизованный римский мир расположен за каменной стеной: каменные дома, высокий уровень сельского хозяйства и ремесел. Лимес надежно защищал границу империи вплоть до 260 года н.э., когда воинственные германцы смогли прорвать его, благодаря негативным процессам, разлагавшим Римскую Империю и легионную военную машину изнутри.
Обзорную экскурсию мы завершили у кассы музея, где на витрине красовался набор сборной лимесной башни ценой 19,50 DM., выполненной из плотного картона и тонкой листовой фанеры. Интересен факт использования музеем Алена костюмированной игры детей - дети и подростки переодевались в реконструируемые одежды и делали стилизованные римские прически. Они разыгрывали простые сценки из римской жизни под присмотром и руководством отдельного сотрудника музея. Наш вопрос: «Проводятся ли показательные игры с участием солдатиков?» поставил директора музея в тупик. Он ответил: «Солдатики хороши лишь за стеклом, при правильно поставленном свете и хорошей вентиляции. Они должны быть подальше от детских рук и, кроме того, плоский нюренбергский солдатик, должен быть представлен (развернут) к посетителю наиболее выгодным образом или весь замысел диорамы будет потерян». Следующий музей, который мы рассмотрим, расположен в городе Saalburg. Именно здесь, около раскопок римской кастеллы, зародилась идея проведения римских военно – исторических праздников у истоков которых стоял германский император Вильгельм II (1888 – 1918 гг.). В 1897 году на месте раскопок состоялся первый костюмированный праздник, посвященный военной романо – германской истории. Мы посетили музей и центральную библиотеку центра военно – исторических исследований римской реконструкции расположенный при музее. Крепость полностью реконструирована, включая весь комплекс зданий, вспомогательных построек даже хлебопекарня когорты гарнизона и укреплений башни, стены, валы и рвы. Но, осмотрев весь музей мы обнаружили только одну диораму, изображающую лимес с высоты птичьего полета в масштабе 1: 1000. и одну диораму, выполненную с помощью оловянной миниатюры. Около двухарочных крепостных ворот кастелла изображалась торговая рыночная площадь, где располагались лавки, мастерские и у домов бойко шла торговля. На макете, расположенном за стеклом с соответствующей подсветкой, располагались модели домов и около 70 различных фигур, как военного, так и гражданского населения. Отдельно был представлен макет комплекса римской термы в вертикальном разрезе. В данном макете использовались объемные фигуры выполненные, скорее всего из пластики посетителей бани. Не смотря на огромное количество археологических находок военно – бытового плана, оловянной миниатюры мы больше не встретили. Это связано с определенной линией развития, которую выбирает руководство музея и приоритетным направлением научной работы, которую проводит государственный музей крепости Заальбурга. Во время беседы с работниками научно исследовательского центра лимесалогии, мы поняли, что первоочередной задачей является изучение археологических находок и соответственно их классификация. Безусловно, наибольшее впечатление производили реконструированные постройки укреплений, среди которых проводятся ежегодные военно – исторические праздники и съемки научно популярных фильмов. Реконструктивная группа «Десятого Сокрушительного легиона», совместно с Александром Циммерманом приняли участие в съемках научно популярного фильма о лимесе, где широко была представлена военно – историческая реконструкция, совмещенная с игровым кино. Посещение данного музея произвело на нас сильное впечатление. Немцы изучают римскую историю даже более тщательно, чем свою собственную и вкладывают огромные денежные средства в реконструируемые археологические памятники. Возникает закономерный вопрос - на сколько данная тенденция связь выставочной экспозиции и наличие оловянной миниатюры в музеях выставочных залах Германии связана со специализацией музея и его владельцем соответственно - правовым видом собственности? На данный вопрос нам поможет ответить наше следующее посещение. Это Центральный Римский Музей Федеративной Республики Германии - города Майнца (Maeinz).
Сразу хочется оговориться, что по законам Федеративной Республики Германии, все местные археологические находки хранятся в областных музеях немецких земель. Они не свозятся в главные музеи страны, как у нас в России, где эти находки пылятся в спецхранах и закрытых фондах, недоступные простым исследователям и туристам. В Германии существуют другие правила: археологические находки выставляются все без исключения в своих федеральных землях, для привлечения туристов и научных работников. Разрешен свободный допуск иностранных исследователей, даже предварительно не заявленных наш пример - яркая тому иллюстрация на места раскопок. Музей города Майнца порадовал нас огромным числом экспонатов римской военной истории и ювелирных предметов от украшений до бытовой посуды, алтарей и предметов, связанных с религиозными римскими культами. В государственных музеях Германии можно снимать экспонаты бесплатно и открыто, в отличии от музеев Италии или Франции. Обойдя весь третий этаж, где расположена римская экспозиция I – III века н.э., мы к нашему глубокому сожалению не нашли ни одной диорамы с выставленной оловянной миниатюрой. Завершив целенаправленный осмотр экспозиции, мы направились в музей римского речного судна, который является филиалом Центрального римского музея города Майнца и расположен в этом же городе. Это отдельное здание, специально построенное для выставочных экспозиций римских речных судов военного типа, располагавшихся военной базой на Рейне на постоянной основе. Рейнская военная флотилия насчитывала около сотни судов, которые строились легионерами и располагались прямо у кастеллы на берегу реки, это приблизительно в 30 метрах от стены укреплений. Реконструируемые типы судов представлены в полном объеме, как в моделях различного масштаба, так и в натуральную величину.
Представленные на экспозиции суда делились на три класса:
патрульно – боевые (с расположенной на носу метательной машиной скорпионом);
транспортно – десантные (плоскодонные);
тяжелые транспортные суда речного – морского типа.
Соответственно, такими же типами судов была, скорее всего представлена и Дунайская римская военная флотилия. Завершив осмотр огромного единого выставочного зала площадью около 100м 2, мы не обнаружили ни одного оловянного солдатика, не смотря на то, что моделей кораблей, мы насчитали около десятка. Проведя беседу с одним из руководителей музея и поинтересовавшись: «Почему на моделях боевых кораблей не представлен экипаж?». Мы получили недвусмысленный ответ: «Здесь все серьезно, в полный рост так сказать, а солдатики это вчерашний день и не более того». Да безусловно, прекрасно, если государственная программа финансирования позволяет строить крепости и корабли в натуральную величину. Огорчает то, что место стойкому оловянному солдатику на таких экспозициях не отводиться.
Далее нашей целью стало посещение частного музея, вила Рустика (Rustika), владельцем которого является несколько частных совладельцев. Раскопки и реконструкция римского постоялого двора начались ещё в 1979 году. На момент нашего посещения было реконструировано и отстроено ровно половина всех построек. Прямо на входе у кассы музея мы увидели традиционных нюренбергских оловянных солдатиков, которые продавались без покраски обработанное литьё по средней цене 22 DM. - за пешего воина античной эпохи, и 24 DM. - за всадника. Цельно – литая композиция, состоящая из нескольких фигур - например: повозка с быками в сопровождении погонщика стоила от 50 / 53 DM. На территории музея один раз в два-три года проводятся военно – исторические фестивали. Правда, они носят более цивильную направленность, где представляются ремесла и быт римской армии. В центральном зале экспозиции нам сразу бросились в глаза цельно литые бронзовые фигурки домашних римских богов - манов покровителей семьи живущей в этом доме расположенные на алтаре. Можно сделать предположение, что коллекционирование бронзовых и терракотовых фигурок в римских семьях со средним достатком было довольно распространено. Пройдя в следующий зал, мы были приятно поражены большим количеством композиций и диорам, представленных в специально оборудованной комнате с вытяжной вентиляцией и направленным светом. Дадим краткую характеристику некоторым из них:
Временный римский мост через Рейн, построенный на сваях. За основу взят принцип инженерного устройства свай придуманный Г. Ю. Цезарем. Мост такого типа возводился, как правило, за десять дней. По мосту марширует римская центурия а на встречу ей двигается германская телега. (Н. 30 мм. приблизительное число фигур в композиции – 110 шт).
Постоялый римский двор, точная копия реконструируемой вилы Рустики. На диораме она представлена полностью, что позволяет просителю точно представить её внешний вид и расположение на местности, среди садов, виноградников и пасущихся стад мелкого и крупного рогатого скота. (Н. 30 мм. Приблизительное число фигур в композиции – 30 шт).
Трех этажная лимесная сторожевая башня. Башня представлена в вертикальном разрезе. На ней дежурит наряд из трех ауксилариев, занятых своими повседневными делами.
Далее представлены небольшие композиции это допрос германского пленного разведчика у ворот кастеллы крепости Заальбурга, римским нарядом во главе с центурионом.
Отдельно выдвинутая за линию границы лимеса четырехэтажная дозорная башня, усиленная обшивкой из бревен и обнесенная рвом, около которой остановился конный римский патруль ауксилариев или разведчиков - метаторес. Около башни происходит собрание командиров, проводиться рекогносцировка.
Быт римских легионеров в постоянном гарнизоне одной из кастелл. Здесь изображены мастерские мануфактуры римского гарнизона: слесарная, ткацкие станки, кузнеца. Больше в данном музее мы не обнаружили оловянной миниатюры, но раскопки на территории археологического заповедника продолжаются и, с появлением новых помещений, появятся и новые диорамы. Побывав на месте раскопок и осмотрев реконструируемый малый храм Меркурию, мы завершили осмотр музея.

ВЫВОД отдельно представленный в рамке: Безусловно, музеи Федеративной Республики Германии довольно широко используют традиционную нюренбергскую оловянную миниатюру. Но главным образом это происходит в малых областных музеях западных земель как в государственных, так и в частных. При этом, чем меньше музей по размерам и финансированию, тем в большей степени используется оловянная миниатюра. Интересен факт широкого использования групп военно–исторической реконструкции в плане проведения фестивалей и различных военно–исторических шоу для привлечения туристов, что существенно повышает цены на билеты, где простой посетитель, платит за билет 50 DM., а юридическое лицо с аккредитацией 150 DM. По материалам рекламного приглашения Forderverein Saalburg E. V. 1998 года. Не смотря на отдельные успешные попытки применения элементов военно – исторической ролевой игры, отдельных сражений с использованием военно-исторической миниатюры не проводится и, скорее всего, проводится, не будет.

24. 03. 2009 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Питер Коннолли «ГРЕЦИЯ И РИМ». Энциклопедия военной истории. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков. / Перевод с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. ЭКСМО – ПРЕСС / 2000.
Рекламно-обзорная программа музея / Limes museum Aalen.
Рекламное приглашение Forderverein Saalburg E. V. 1998 года.
Рекламно-обзорная программа музея / Romerkastell Saaiburg. Saalburgmuseum 1996.
Программа праздника посвященная столетию музея / 100 jahre Saaiburg.
Видео – материалы. Romertage Aalen Video – Film uber das groste «Romerfest» in Europa / Treffpunkt.
Телевизионные материалы: Limes 1998. SWR Limes museum.
Theiss Konrand. «Der romiche Limes in Deutschland» / Archaologie in deutschland Sonderheft 1992 / Theiss Verlang. Gmbh & Cо. Stuttgart 1992.
Компьютерный диск Multimedia CD – ROM / Der Limes. Eine antike Grenzee.
Неусыхин А.И. / Общественный строй древних германцев /. Государственная публичная историческая библиотека России. Москва 2001 г.
ЯН ЛЕ БОЕК / Римская армия эпохи ранней империи. / Москва РОССПЭН 2001 год.
А. В. Козленко. «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ» / Полководцы, битвы, оружие /. Минск «Беларусь» 2001 год.
К. С. Носов. Осадная техника Античности и Средневековья. Серия / Военно – историческая библиотека. / С.-Петербург, «Издательство «ПОЛИГОН»» - 2003 год.



15

Приложенные файлы

  • doc 16673938
    Размер файла: 78 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий