84986

Чар льз Диккенс родился 7 февраля 1812 года. Ровно через тридцать лет,7 февраля 1842 года, с амый популярный и в Англии, и в Америке писатель благодарит читающую публику Но вого Света за радушный прием. О многом тогда говорил он в благодарственной речи, однако ни словом не обмолвился о с воем детстве... Когда Чарльзу исполнилось одиннадцать лет, ему пришлось оставить школу и пойти в "ученичество" на фабрику ваксы - наклеивать этикетк и на баночки . То было очень тр удное время. Отца посадили в тюрьму за долги, и самолюбие Чарльза жестоко страдало. Тяжело было сносить постоянный голод. Но хуже всего было ощущение безысходност и. Бедность угрожала невежес твом, крушением надежда Чарльз мечтал стать образ ованным джентльменом и, возможно, поступить в Кембриджский универ ситет. Но разве доступен Кембридж подростку с фабрики ваксы? Неожид анно отец, Джон Диккенс, получил небольшое наследство, уплатил долги, и Чарльза снова отдали в школу. Дирек тор ее был груб, учителя не блистали знаниями, но здесь никакие насущные заботы не давили душу, разве только бремя невыученных уроков, чего с Чарльзом при ег о ненасытной любознательности, просто не могло быть. Окончив школу, честолюбивый и способный, он удачно выбрал профессию - в совершенстве изучил стенографию и, ст ав в бурные 1832 - 1836 годы парламентским репортером, присутствовал на всех поли тических битвах, когда в Англ ии проходила избирательная реформа и был принят "Закон о призрении бедны х"(1834) Репортерская рабо та расковала писательский талант Диккенса. В феврале 1836 он выпускает книгу "Очерки Боза", избрав псевдонимом ласковое прозвище, данное им младшему брату. "Очерки" сразу стали популярны. Читатель узнавал себя и свои х знакомых в пестрой толпе лондонских прохожих, уз навал Лондон - любимый, прекр асный - и страшный город. Диккенс пишет в о сновном о беднейших кварталах Ист - сайда, о простых людях, их повседневных заботах и радостях. Он тонко подмечает одну из зак ономерностей жизни большого капиталистического города - одиночество ч еловека в многолюдной толпе. Прав да, в ряде очерков Диккенс изобраз ил ограниченных и самодовольных буржуа, чей эгоизм прочно изолировал их от окружающих ("Мистер Минс и его двоюродный брат", "Крестины в Блумсбери"). Но чаще он пишет об одиночестве совсем иного характ ера. " Удивит ельно, с каким равнодушием относятся в Лондоне к жи зни и смерти людей. Человек не вызывает ни в ком ни сочувствия , ни вражды, ни даже холодного любопытства; никто, за исключением его самого, им не интересуется. Когда он умирает, нельзя даже сказать, что его забыли, - ведь никто не вс поминал о нем при жизни. В наш ей великой столице существует многочисленный разряд людей, у которых, по - видимому, нет ни одного друг а и до которых, очевидно, никому нет дела" (Мысли о людях"). В своем гениальном первом романе по мере продвижения от главы к главе Ди ккенс обретает своих положительных героев ("пиквикисты"). Положите льными героями станут те люди, которых он силою своего воображения, своего юмора и своей сентиментальности выведет за обычные ра мки буржуазного общества. В "Очерках Боза" впервые появилась и тема детства, ко торой Диккенс не изменит до конца дней - детства гол одного, холодного, бесприютного. В своей первой книге автор еще далек от больших обобщений и вы водов социального характера, но в ней заключены многие темы и образы последующих романов. "Посмертные записки Пиквикского клуба" печатались отдельными выпускам и, выходившими ежемесячно, начиная с 31 марта 1836 года и кончая октябрем 1837 года. По мере поступления новых выпусков отдельные приключения складывались в книгу, и, в конце кон цов, книга оказалась ром аном. Два первых выпуска "Записок", состо ящие из пяти глав, представляют со бой ряд эпизодов, не объедине нных единством сюжетного замысла. В первой главе речь идет о заседании клуб а, на котором Сэмюел Пиквик произносит свою программную р ечь. Всеобщий восторг и одобрение вызывает сделан ное Пиквиком сообщение на тему "Размышления об истоках Хэмстедских пруд ов с присовокуплением некоторых наблюдений по вопросу о Теории Колюшки"; энтузиазм присутствующих вызыва ют и намечаемые перспективы дальнейших изысканий Сэмюела Пиквика, намеренного расширить сферу своих на блюдений и, не ограничиваясь изучением населяющих Хэмстедские пруды рыбок кол юшек, заняться исследованием "людей и нравов". Во второй главе описан первый день путешествия, во время которог о "наблюдатели человеческой природы" вступают в бе седу, а затем в драку с кучеро м, знакомятся с бродячим актером Джинглем и попада ют на благотворительный бал. В третьем и четвертом выпусках повествуется о любовных похожд ениях Тапмена, о спортивных прикл ючениях Уинкля - крикетиста и охотника, о пребывании пиквикистов в поместье мистере Уордля Дингли - Де лле, о погоне за Джинглем,похитивш им сестру Уордля, на которой он воз намерился жениться из - за денег. В "Записках" автора волнует вопрос: Каким должен быть нравственный идеал человека? Образами веселых, жизнерадостных "пиквикистов", добрых и благожелат ельных людей Диккенс отвечает на этот вопрос. Изображая Пиквика и его друзей как людей, воплощающих подлинно человеческие черты, людей, не отравленных буржуазным эгоизмом, Диккенс явно отталкивается от того представления об идеа ле человека, которое было запечат лено в английском романе еще в первой половине 18 века и оказалось чрезвыч айно распространенным в романе 18 века, - от идеала трезвого, рассудочного буржуа, в котором есть "здравый смысл", деловая честность. "Записки Пиквикского клуба" представляют собой развитие и обогащение то й линии, которая еще совсем приглу шенно, слабо выявлялась в "Очерках ". Это романтическая мечта о небурж уазных условиях существования людей, это утопия веселья и радости, доброты и самопожертвования. Впервые Диккенс делает попытки широко и многосторонне вопло тить свое представление об идеале, дать образ положительного героя в действии, выразить свое кредо. Такого положительного героя Диккенс находит прежде всего в мистере П иквике. Смешной и чудаковатый мистер Пиквик вырастает на глазах чита теля: в нем угадывается благородство человека, не мирящегося с какой бы то ни было несправедливостью. Внешний комизм лишь оттеняет благоро дное в Пиквике. Не без основания не однократно сопоставляли его с героем бессмертного романа Сервантеса - с Дон - Кихотом. Подобно "рыцарю печа льного образа", он и смешон, и трогателен в своей непрактичности, в своем стремлении всегда и во всем по ступать, как подсказывает ему сов есть и требует справедливость. По дчас конфликт Пиквика с действительностью приобретает характер почти столь же трагического разлада, ка к и у испанского идальго. Этот конф ликт неизменно характеризует Пиквика как честного, справедливого человека, благожелательного ко всем. Романист не только лишает свое го героя эгоизма и стяжательства, столь характерных для буржуа, и не только прославляет в нем бескорыстие, доброжелательность, ч естность. Доброта и бескорыстие м истера Пиквика поистине безмерны. Они далеко переходят границы разумной доброты достопорядоч ного буржуа. Уже с первых глав романа вырисовывается утопический идеал писателя. Диккенс не стремился предста вить какой - либо проект иного общественного устро йства, его задача была более скромной: он намерен бы л показать идеал человеческих взаимоотношений, ко торые никак не соответствуют моральным нормам сов ременного ему буржуазного общества. Демократичес кий характер идеала Диккенса особенно выразитель но подчеркивается образами Сэма Уэллера и его отца. C эм - это друг и товари щ Пиквика, глубоко преданный ему н е только как слуга, но и человек, испытывающий глубокое у важение к неподкупности, честнос ти, справедливости своего старше го друга и наставника. В образе Сэм а писатель показал многие лучшие черты человека из народа: сметливость, находчивость, душевную отзывчивость, бескорыстие, независи мость духа, неиссякаемую веселос ть. Дух веселья, комизма, проникающий положительные образы Диккенса, его пиквикистский идеал свидете льствует не только о светлом оптимистическом характере романа. Он имеет еще одну существенную функцию. Воплощая в своих любимых героях и в их жизненном кодексе идеал человеческих отношений, Диккенс - художгик боится впасть в дидактику, создать безжизненные, лишенные человеческой привлекательности о бразы. Комические черточки в обра зах Пиквика, обоих Уэллеров, Уордла и других положительных героев позволяют романтисту избежать идеализации, дают возможность очеловечить образы. Жизненно - комические черточки в образах "пиквикистов " снимают налет идеализированности, приземляют, делают их ж ивыми людьми, характерами национ альными, а не абстрактными доброд етелями. Комическое позволяет пи сателю достичь известной га рмонии реального и идеального, ме чты об идеале и жизненной достоверности. В "Записках Пиквикс кого клуба" Диккенс впервые дает развернутое представление о своем идеа ле. Утопическая мечта о человечес ком счастье, о небуржуазных услов иях существования людей пройдет через все творчество Диккенса вплоть д о его последнего оставшего незаконченным романа. У зрелого писателя идеал его обогатится новыми чертам и, на первый план выдвинется челов ек труда. Но тон безудержной веселости будет постепенно ослабевать в романе Диккенса. Оптимистическая вера в лучшее предназначение простого человека, убеждение, что существ ующий античеловеческий уклад жизни(то есть капитализм)обречен рано или поздно на гибель, были непоколеби мыми убеждениями писателя. Посте пенная утрата ряда иллюзий, в част ности веры в сравнительно легкое переубеждение, "перевоспитание" буржуа, наложит отпечаток на тон его более поздних романов. Роман "Оливер Твист" открывает собой ряд социальных романов Диккенса, в центре каждого из которых стоит образ простого человека, чьи жизн и и невзгоды отображают типическую участь людей из народа. Здесь уже в полной мере сказалось глубоко кр итическое отношение автора к буржуазной действительности. Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Сначала жизнь в работном доме, затем в "учении" у гробовщика, наконе ц бегство в Лондон, где Оливер попадает в воровской при тон. Здесь - новая галерея тип ов: демонический содержатель воровского притона Ф еджин, грабитель Сайкс, по - своему трагическая фигура, и, нак онец, проститутка Нэнси, в которой доброе начало все время спорит со злом и ,в итоге, одерживает победу. Уже первые страницы вводят в эмоциональную атмосферу романа: в книге чувствуется едва сдерживаемый гнев писателя, выливающийся в ирон ическое славословие "разумн ой" заботе о бедняках. Вместе с тем писатель не только не скрывает своей горечи, с воей душевной скорби, когда ему приходится изображать страдания детей, но он стремится передать свое чув ство читателю, воззвать к его сердцу, растрогать его. Новорожденный Оливер оказывает ся как вещь занумерованным и приобщенным к множеству таких же, как и он. Перед глазами читателя встают изнуренные, чахлые, вечно голодные дети, ли шенные всех радостей своего возраста, очень многие из которых умирают в самом юном возрасте. Ими может помыкать любой тиран, облеченный властью: и приходский надзиратель Бамбл, и миссис Мэн, жес токая и лицемерная особа, которой поручен присмотр за детьми, и член ы Совета попечителей. Всякая попытка "протеста" жестоко наказывается этими людьми. Так, "с троптивого" Оливера, которого все они считают кандидатом в висельники, за то, что он осмел ился попросить добавки жидкой кашицы, они подвергают одиночному заключению и нещадной порке, а после этого пытаются сбыть с рук сначала трубочисту, а потом гробовщику, хотя им хорошо из вестно, например, что трубочист берет Оливера из - за денежной премии и что на совести этого человека несколько забитых до смерти мальчиков. Сюжетно вторая часть романа - это злоключения юного героя, бежавшего от своего хозяина в Лон дон и попавшего в лапы шайки воров. И скупщик краденного Феджин, и бесчеловечный, жесто кий грабитель Сайкс, и зловещий " джентльмен " Монкс (личная заинтересованность которого в судь бе Оливера раскрывается позднее)безуспешно пытаются заставить мальчик а воровать. Оливер отказывается б ыть орудием в руках закоренелых негодяев. Счастливое стечение обстоятельств позволяет Оливеру избавится от "опеки" грабителей: он находит приют у старого д обряка Браунлоу, а затем - после то го как ворам удается на время вновь захватить Оливера - у Розы Мэйли, дом которой решено было ограбить, а мальчика использовать для проникно вения в запертый дом, и, наконец, у того же Браунлоу, который становится его приемным отцо м. Но роман "Оливер Твист" не только говорил правду о бедственном положении народа, он обличал дурное общественное устройство. Те, кт о наверху, должны позаботиться о б едняках так, как мистер Браунлоу з аботится о бедняге Оливере, утвер ждал Диккенс. Однако люди, наделенные властью, на это не способны, свидетельствует его правдивый талант. Не могут переродится такие черствые эгоисты и корысто любцы, как попечитель работного д ома, " джентль мен в белом жилете", или приходский надзиратель Бамбл. Поэтому "на помощь" Диккенсу - реалисту приходит Диккенс - с казочник. Ведь сказоч ным является сам герой романа. Перед ним бессильны зло, преступление и бесчестие. Чарльз Диккенс, кот орому хорошо известно, как беднос ть, страх и постоянное унижение ур одует человека, сознательно дела ет своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравств енности и чистоты, которые не возможно запятнать, и Добро т оржествует в романе "Оливер Твист" совсем как в сказ ке: злодеи терпят поражение, а честный, милый Оливер обретает благополучие и счасть е. Романтической вере в приро жденное, естественное благородство человека Дикк енс позволил одержать верх над реалистической логикой обстоятельств, которые должны были раз вратить и погубить главного героя. В ряде случаев писателю удается реалистически показать и калечащее воз действие тяжелой жизненной участи на человека и вместе с тем, как тяготятся эти люди тем образом жизни, который они вынуждены вести. Образ проститутки Нэнс и подтверждает это. Противоположность Нэнси - образ Роз. Она олицетворение очаровательной женстве нности, обаяния и преданност и. Но Роз скорее силуэт изящный и прекрасный. Сердце читателя тяготеет б ольше к Нэнси, с ее вспыльчивым, неровным характером, вечно растрепанными волоса ми и грязными чулками. Она - жи вая, настоящая. Это понимал и сам Диккенс. Обр аз "ангелоподобных" героев слишком скучен, бесцветен. Положительный образ приобретает убедительность, когда писатель лишает его налета идеальнос ти, придает ему человеческие слаб ости. Критики часто упрекают Диккенса в одноплановости образов, в утрировке черт героев, в карикатурности отрицательных персонажей. Действительно, рисунок образа раннего Диккенса не отличается сложно стью, диалектичностью. Метафизический подход к образу, стремление резко отделить "добро" от "зла" при водит подчас романиста к созданию сверх добродетельных героинь и демон ических злодеев. Однако именно в "у трированных" образах, в которых си льно сгущены краски, в романтичес ки приподнятой или сатирически подчеркнутой форме передана сущность и зображаемых им явлений. Социальный роман "Оливер Твист" получил высокую оценку В.Г. Белинского, что это "одно из лучших произведений" выдающегося английског о романиста. Еще не завершив "Оливера Твиста",Диккенс уже приступил к работе над роман ом "Жизнь и приключения Николаса Никльби",это произведение стало важным этапом в творчестве писателя: впе рвые было создано многоплановое произведение с четкой сюжетной линией, в основу которого положена истори я жизни и приключений главного героя - молодого человека, чей характер показан под влиянием пережива емых невзгод и испытаний. В предисловии романист писал, что его главная цель состоит в том, что бы "привлечь внимание общества к системе воспитания".Речь о воспитании в едется в двух планах: говорится о с остоянии школьного образования - и с этим связаны главы, посвященны е"учебному заведению" Сквирса, и о школе жизни, которую проходит Ник олас Никльби. Лицом к лицу поставлены в романе Николас - бедный, неопытный, но го рдый юноша, и Ральф, воплощающий жестокость и бесчеловечность б уржуазного мира. Молодой Никльби честен и благороден. Ральф Никльб и подл и низок. История борьбы Нико ласа с Ральфом определяет развитие действия в романе и взаимоотношения персонажей. Борьба Ральфа и Никол аса - это противоборство двух начал - добра и зла, которые находятся в постоянном противодействии. На всех этапах своего творчества Диккен с обращается к этой теме, хотя в ра нних произведениях решает ее в сказочном плане: добро торжествует, зло наказано. Для того, чтобы положительные герои автора все же выш ли победителями в неравной схватке со злыми силами буржуазного обществ а, писатель прибегает к антиреали стическому методу, достаточно тр адиционному в буржуазной литературе: он создает образы особых "добрых капиталистов", которые становятся причиной благополучия е го положительных героев, хотя вся логика романа протестует против таких вымышленных и неправдоподобных фигур. Капиталисты братья Чирибл ь берут Николаса себе в компаньоны, и таким образом его судьба и судьба его семьи оказывается уст роенной. Николас Никльби - активная натура, не склонная мириться с окружающей несправедливостью и в меру своих сил б орющаяся против нее. Характер Ник оласа дан заранее, он не изменяетс я и не развивается как и характер О ливера Твиста. Таков образ идеаль ного героя в ранних произведениях Диккенса. В 40-е гг. создан один из лучших романов Диккенса - "Домби и сын". Работа над ним была начата в Англии летом 1846г., продолжена в Швейцарии и Франции и завершена в апреле 1848г.Роман создавалс я в период наивысшего подъем а чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других европейски х странах. Идейно - художественным центром романа является образ мистера Домби - кр упного английского коммерсанта , возглавляющего фирму "Домби и сын" и ведущего торговые дела. Денежные интересы Домби оказывают влияние на судьбы остальных героев романа, и прежде всего на тех, кто связан с ним родственными узами. "Домби и сын" - таково название фирм ы, но делец Домби показан главным о бразом в сфере семейных отношений; Через них раскрывается характер отношений людей в буржуазном обществе. В этом семействе вс е подчинено суровым и бесчеловечным законам. В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителе й своей воли и безропотных служителей интересам его процветающей фирмы. Домби смотрит на людей только с то чки зрения их пользы для его дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. В его глазах она - лишь "фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело". Отношения между людьми он воспринимает как торговые сделки. Покупает себ е жену - красавицу Эдит. Эдит - арист ократка из обедневшей семьи. Така я жена будет великолепным и полезным украшением дома, а это полезно и для фирмы. Вступая в брак, он н и на минуту не сомневается в благородстве своего поступка, уверен, что за деньги можно купить покорность и преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из дома, и уверенность Домби в несокрушимости его могущества поколеб лена. Домби - эгоист. Он нелюдим. У него нет друзей. Единственное существо на свете, к которому он питает подобие любви, это его сын и наследник фирмы - Поль. Но любовь собственника оказывается опаснее ненав исти. Стремясь как можно скорее пр иобщить мальчика к делам фирмы, он губит ребенка непосильной нагрузкой: маленький Поль попадает сначала к "респектабельной" миссис П ипчин, которая мучит вверенных ей детей, а потом - в руки более утонче нных мучителей - мистера Блимбера и его дочери, обременяющих головы учеников классической премудростью и лишающих детей даже небольших, н езатейливых радостей. Гибель сын а, бегство жены, разорение, в следствие мошенничества Каркера - так судьба наносит неумолимые удары с обственнику и его эгоистической философии. Образ Домби лишен налета мистифицированности, которая чувствовалась в фигурах капиталистов, выведенных в ранних романах Диккенса. Он не вызывает, как, например, Ральф Никльби, ассоциации с человеком, продавшим душу дъяволу. Он не злодей в прямом смысле слова. Он не обманывает, не лицемерит; е му свойственна своео бразная профессиональная честность: обанкротившись, он счи тает своим долгом расплатиться с кредиторами. Он - жертва, как созн ает и показывает Диккенс, уродлив ых социальных условий жизни, жерт ва страсти к наживе, жертва гордос ти, свойственной владельцу торго вой фирмы. Нельзя не заметить, что в романе ав тор отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении героев. Характерам Домби, Какркера, Эдит присуща психологическая сложность. В прежних пр оизведениях этого не было. Образы Ральфа Никльби, Феджина одноплан овы. Характер Домби более сложен. Он жесток, бездушен и холоден, но его чувство к Полю велико и переживания, связанные со смертью мальчика, мучительны. Автор наше л возможным в конце романа "простить" Домби, показав его сложную и многотрудную эволюцию в сторону челове чности. История старого Домби зад умана в плане рождествен ски х ска зок об исправившихся "злодеях - капиталистах", однако перенесена в реальный план. Эволюция старика Домби в своих общих чертах напоминает эв олюцию скряги Скруджа. Однако эта рождественская сказка, превращен ная в роман, более тесно связана с реальными законами жизни. Здесь Д иккенс уже вплотную подходит к созданию "эпоса буржуазного общества". Но старик Домби, прежде чем исправиться, несколько раз и очень больно наказан реальной жизнью. Таким образом, на службе у этой "рождественской сказки" стоит вся реал ьная действительность. Благодаря своему перерождению Домби становится своеобразным героем "романа восп итания". Людям, жизнь которых основана на ф альшивых ценностях, на почит ании богатства, родовитости, резко противопоставлены в романе люд и из народа. Образами семейства ма шиниста Тудла, капитана Каттла, служанки Сьюзен Ниппер и других Д иккенс убеждает читателя, что жиз нь, хоть и далекая от материальног о достатка, но здоровая и честная, - подлинный идеал человеческого существования. Простые люди, как об ычно у Диккенса, неказисты на перв ый взгляд, смешны, чудаковаты. Они застенчивы, нередк о непрактичны, не обладают хватко й домби, каркеров и бегстоков. Но свой нравственный идеал писатель связывает именно с ними. Реализм Диккенса зреет, крепчает в произведениях более поздних. К н им относятся "Холодный дом", "Крошк а Доррит", "Дэвид Копперфилд". "Дэвид Копперфилд" был любимым детище м писателя. Он отличается от други х романов тем, что здесь автор появ ляется перед нами сам, своею собст венной персоной. Этот роман играе т роль первостепенного автобиографического документа. История детства Дэвида обрисована в идиллических тонах. Но в эту идиллию постепенно вторгаются пост оронние силы, которые в конце конц ов ее уничтожают. Счастливая пора детства Дэвида нарушается вторжением в дом мистера и мисс Мардстон. Отчим и его сестра - первые наставники мальчика. Их "уроки" и поучения отр авили его существование под родной крышей. Корыстолюбивые и жестокие люди меньше всего помышляют о благ е ребенка. Домашнее "воспитание" сменяется школьным. Учебное заведение мистера Крикла, именуемое Сэлем - Хуаз",становится местом новых мучений. Разорившийся торговец хмелем, который возглавляет школу, конечно, ничему научить не может Нужно обладать незаурядными способностями, чтобы в мрачной атмосфере Сэлем - Хуаза собрать хот ь какие - то крохи знаний. Настоящей школой для Дэвида стала школа жизни, и подлинные наставники - няня Пегготи, рыбак Пегготи, Хэм и малютка Эмми. Они его верные друзья, у них он находит поддержку. У них обучался он беск орыстию и человечности. Истинным другом Дэвида становится и его бабка - Бэтси Тротвуд. Если первую часть романа можно было бы назвать идиллией, которая постепенно гибнет от соприкосновен ия с действительностью (детство), то во второй части уже сама сурова я действительность становится главной темой романа. Третья и последняя часть "Дэвида Копперфилда" должн а вплотную подвести нас к тому, что есть "сейчас", к "сегодняшнему дню". Поэтому тени, ушедшие в прошлое, все более становятся тенями. Так происходит со всеми, кого автор оставляет за гранью настоящего, в прошлом. Так не происходит только с Агнес, ибо Агнес в ее действительной сущности - н е только друга, сестры, советчицы, но и жены - раскрывается лишь к концу романа. Она принадлежит не к прошлому, а настоящему автора. Поэтому ее характер в романе не до конца раскрыт. Роман примечателен тем, что вперв ые в истории литературы Диккенс изобразил с таким искусством душевный м ир ребенка. Дети в литературе 18 век а были разумными построениями писателей, - это были взрослые люди в миниа тюре. Да и сам Диккенс в свое м изображении детей проделал большую эволюцию. Сказочные девочки его ранних произведений, вроде Нелли или "маркизы", тож е были взрослыми. Оливер Твист или угнетенные дети в "Николасе и Никльби" были охарактеризованы скорее внеш не, с точки зрения событий, происходивших с ними, как юные страдальцы. Сдвиг начинается с "Домби и сына". Здесь события романа проходят перед нами, преломляясь через внутренние переживания ребенка . Но апогея это развитие достигает в “ Дэвиде Копперфилде". Книга написана в форме жизнеописания; передано "движение жизни",которую автор сравнивает с вечно ст руящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и годам зрелости. И характер героя показан в движении, в процессе становления и развития, в его противоречиях и внутренней борьбе. Дэвид Копперфилд проходит тяжелые жизненны е испытания, но но разочаровывает ся в жизни, сохраняет отзывчивост ь сердца и веру в людей. Это роман о становлении личности, формирован ии характера молодого человека, в ступающего в жизнь и находящего свое призвание. Своеобразие позднего творчестве Диккенса проявилось в романе "Большие надежды". Простого, честного и бескорыстного человека не может удовлетворить пустая, хотя и обес печенная жизнь сытого буржуа, кот орая убивает в людях все лучшее и человечное. Деньги, окрашенные кро вью и отмеченные печатью преступления, не могут принести счастья, - к такому убеждению приходит герой романа Филип Диррип, или Пип. Повествование ведется от лица героя. Пип сам рассказывает историю свое й жизни и крушения своих надежд. Бе дный деревенский мальчик - сирота становится благодаря помощи беглого к аторжника состоятельным молодым джентльменом с надеждами на крупное н аследство и обеспеченное существование. Но его ожиданиям не суждено сбыться. Характер Пипа динамичен, он форми руется под влиянием условий жизни, окружающих людей, прои сходящих событий . Вот Пип, маленький, робкий и одинокий мальчик, читая по слогам надписи на могильных плитах деревенского кладбища, впервые задумывается над жизнью. Дружба с кузнецом Джо, его покровительство и ласка скрашивают детство Пипа.Но вот прои сходит его знакомство с мисс Хэвишем, встреча с Эстеллой, - и это заставляет героя по - новому взгляну ть на себя и свою прежнюю жизнь. Он начинает стыдиться своего дома, грубых башмаков, своего невежества. Ему с тановится обидно, что он - "сам ый обыкновенный деревенский мальчик", а его лучший друг Джо - лишь простой кузн ец. У Пипа появляется желание "стать джентльменом". Появление тайного покровителя от крывает путь к осуществлению его желаний. Покровит елем Пипа оказывается бывший каторжник Абель Мэгв ич. Но, становясь джентльменом, делая долги, спасаясь о т кредиторов, завязывая новые зна комства, Пип не становится ни лучше , ни счастливее. Ни одна из надежд не осуществляет ся, ведь главный закон общества дж ентльменов - это закон выгоды. Тема джентльменства и преступности - блестящий художественный прием, определяющий сюжет романа, он используется для сближения и как б ы переплетения мира джентльменов и мира преступников. Диккенс показывает, как общество, преступн ое в своей основе, порождает право нарушителей, калечит людей. Именно так сложилась судьба Абеля Мэ гвича. История его жизни - это исто рия постепенного падения и гибели человека под бременем законов и неспр аведливых порядков, установленн ых лицемерным обществом джентльменов. В истории Мэгвича писатель, наконец, показал, что может произойти с человеком в кап италистическом обществе без тех пресловутых "добрых денег", к которым он так часто прибегал в конце свои х романов, - Мэгвич остался внутренне благородной личностью, но нравственно и физически он обречен на гиб ель. В романе "Большие надежды" обществу джентльменов Диккенс противопостав ляет кузнеца Джо, деревенскую дев очку Бидди, порвавшего со своим се мейством молодого Герберта Покетаэ . Эти образы несут в себе замечательные человеческие качества; в них отразилось стремление рома ниста найти свой идеал в народной среде, в том единении простых людей, о котором мечтает Джо. Становление характера главного героя происходит на протяжении всех эт апов творчества Диккенса. Главны е герои ранних романов обычно представляли собой довольно бледные фигу ры, наделенные, однако, всем и необходимыми атрибутами "идеальности" - тут и бескорыстие, и благородство, и честность, и стойкос ть, и бесстрашие. Таковы в особенности Оливер Твист и Николас Никльб и. В "Домб и и сыне" писатель показывае т персонажей в более реалистическом русле. В этом романе главный герой не идеален. Именно поэтому характер его не статичен, он изменяется; углубляется психологизм. В "Дэвиде Копперфилде" абсолютная "идеальность" главного героя уже неско лько поколеблена: у него появляют ся слабости, сомнения, д аже ошибки. В "Крошке Доррит" и в "Холодном доме" центр тяжести сдвинут в сторону больш их исторических событий и широчайшей социальной тематики, так что здесь вряд ли можно говорить о каком - то едином центральном (и идеально м)герое для каждого романа. Главный герой вновь появляется у Диккенса с возвращением к биографичес кому построению сюжета. Но характ ер его уже успел сильно измениться. Автор рисует героя с момента его обогащения тщеславным, иной раз себялюбивым, малодушным. "Добрые деньги" оказались бесполезными деньгами, и в довершении еще и "страшными деньгами",так что к финалу романа Пип приходит разбитым человеком, отдыхающим душой у чужого семейного очага. В итоге, в конце жизни Диккенс приходит к выводу, что нравственным идеалом в современной ему действите льности может быть только душа ребенка. Только она способна воплотить в себе и все лучшие качества че ловечества.

Приложенные файлы

  • rtf 16673603
    Размер файла: 198 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий