28. Власть и культура в СССР (1920-1930-е годы)…

Вопросы: 1.Каковы были глав ные задачи большевиков в 1920-е гг. в области культуры? 2.Сколько основных задач стояло перед государством в культурной жизни в н. 1920-х гг.? 3.Каковы характерные черты государства в области народного образования в 1920-е гг.? 4.Каковы были взаимоотношения большевиков и церкви в 1920-е гг.? 5.Как звали патриарха, возглавившего церковь в 1918 г.? 6.Кто в 1920-е гг. закрепил за собой монополию на духовную жизнь общества? 7.Какую деятельность осуществлял Главлит? 8.Чем знаменит «философский пароход»? 9.Кто возглавлял наркомат просвещения в 1920-е гг.? 10.Когда был принят декрет «О ликвидации безграмотности»? 11.Каково количество неграмотного населения страны к 1917 г.? 12.Кто стал председателем общества «Долой неграмотность»? 13.Что вводилось Положением о единой трудовой школе РСФСР? 14.Каковы были новые правила в вузах, введенные в 1918 г.? 15.Какие были ликвидированы факультеты в 1921 г.? 16.Когда АН СССР стала высшим научным учреждение страны? 17.Кто возглавил ВАСХНИЛ сразу после ее создания? 18.Кто являлся конструктором первого советского истребителя? 19.Какой ученый теоретически обосновал учение о биосфере? 20.К какому направлению культуры относится объединение «Серапионовы бра тья»? 21.Какой из театров, созданных в Советской России, был первым в мире? 22.Кто являлся режиссером фильма «Броненосец Потемкин»? 23.Какие направления процветают в изобразительном искусстве в 1920-е гг.? 24.Кто являлся автором картины «Тачанка»? 25.Какой стиль в архитектуре начал зарождаться в 1920-е гг.? 26.Какое направление преобладало в скульптуре в 1920-е гг.? БЛОК №16.5. Культура (1) Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач (2,3) (См. таблицу 6 «Культурная жизнь в 20-е гг.») Первая задача заключалась в установлении идеолого-па ртийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования с оциалистической культуры. (4) Большевики провозгласили себя ате истами и, в соответствии с военной терминологией, вели наступление на ре лигию по всему фронту с использованием административно-репрессивных м ер. В 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы. Нача лись массовое закрытие храмов, аресты и уничтожение священнослужителе й. Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъя ты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы п ротив иерархов Русской православной церкви. (5,6) Патриарх Тихон был арестован. Усилилась антирелигиозная проп аганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Коммунистическа я партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества. (7), (8) В 1922 г. был создан Главлит как специ альный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г . из страны были высланы 160 крупных ученых: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др., так как они не приняли Советской власти. Эта акц ия вошла в историю как "философский пароход". (9) Руководство большинством отрасле й культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (Наркомп росом) во главе с А.В. Луначарским п од общим контролем ЦК большевистской партии. Второй главной задачей большевиков был подъем общего культурного (преж де всего образовательного) уровня населения. (10,11) Большое значение в первые годы Со ветской власти придавалось народному образованию и особенно ликвидаци и неграмотности. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными. В декаб ре 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РС ФСР", согласно которому все население в возрасте от восьми до 50 лет обязан о было обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийск ая чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась с озданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. (12) В 1923 г. было образовано массовое общество "До лой неграмотность", председателем которого стал один из руководителей С оветского государства М.И. Калинин . (13) Основы строительства новой советс кой школы были определены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим По ложение о единой трудовой школе РСФСР. Вводилось обязательное бесплатн ое 9-летнее обучение по двум ступеням: с восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс). Но на практике реализовать это не удалось. В 1921 г. школа вт орой ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. сост авил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй). Серьезное внимание уделялось профессиональному обучению: существовал и школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ШКМ (школы крестьянской молоде жи), тоже в объеме семилетки. (14) Перестройке подверглась и высшая школа. В 1918 г. были введены новые правила в вузах, предусматривавшие максим альную доступность и бесплатность обучения. При поступлении не требова лось сдавать экзамены и предъявлять документы о среднем образовании. За числялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян. В 1919 г. при вузах были организованы рабфаки для ликвидации пробелов в школьных знаниях и подготовки к учебе в высшей школе. В 1921 г. было введено новое положение о вы сших учебных заведениях, согласно которому упразднялась автономия вуз ов, и вводилось правление через структуры Наркомпроса. (15) Ликвидировались историко-филологические и ю ридические факультеты, они заменялись факультетами общественных наук. Все это и предопределило невысокий качественный уровень образования. Научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных пот рясений. С 1920-х гг. он стал восстанавливаться. Росла численность научных ра ботников. К 1927 г. их насчитывалось 25 тыс. человек, т.е. в два раза больше, чем до революции. (16) В 1925 г. состоялось празднование 200-лет ия Академии наук. Она была признана высшим научным учреждением страны и переименована в Академию наук СССР. (17) Для развития аграрной науки в 1928 г. б ыла создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавил выд ающийся ученый Н.И. Вавилов . (18) Заметные достижения в 1920-е гг. имели авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечес твенных тракторов. В 1927 г. прошли испытания первого легкового автомобиля НАМИ-1. (См.иллюстрацию №1 «Первые советские автомобили НАМИ-1») В конструкторском бюро А.Н. Туполева был разработан самолет-моноплан АНТ -1. Появился первый советский истребитель И-1 (конструктор Н.Н. Поликарпов). (19) В СССР продолжали трудиться выдаю щиеся ученые с мировыми именами. И.П. Павлов в 1925 г. стал руководителем Физи ологического института Академии наук СССР, В.И. Верн адский в 1926 г. теоретически обосновал свое учение о биос фере. Художественную культуру большевики рассматривали как средство идеоло гического воздействия на массы, поэтому стремились контролировать тво рческие процессы. Но все-таки в 1920-е гг. еще сохранялся определенный художе ственный плюрализм в рамках революционного романтизма и коммунистичес ких идеалов. Более 150 писателей заявили о себе в эти годы, наиболее известными из них ст али В.А. Каверин, А.А. Фадеев, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и др. (20) Возникали литературные объединен ия: "Серапионовы братья" (М. Зощенко, Вс. Иванов, М. Слонимский, В. Каверин, 1920-1928), " Левый фронт искусства" (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); "Российская ассоциация пр олетарских писателей" (куда вошло большинство писателей, 1925- 1928). (21) Интенсивно развивался театр. Появ илось большое количество новых театров: первый в мире Детский театр (1921) по д руководством Н. Сац; 3-я студия МХАТ (с 1926 г. - театр им. Вахтангова); Театр рево люции (1922, ныне - им. В. Маяковского); Центральный театр рабочей молодежи (1927, ны не - Ленком). В 1920-е гг. появились первые советские пьесы: "Шторм" В. Биль-Белоце рковского, "Любовь Яровая" К. Тренева, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, которые бы ли написаны в реалистической традиции. Прочное место в репертуаре театр ов занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехо в, М. Горький). (22) Кинематограф осваивал, прежде все го, историко-революционные темы в жанре немого кино. С.М. Эйзенштейном был и сняты "Броненосец "Потемкин"" (1925) и "Октябрь" (1927), В. Пудовкиным - "Мать" (1926) и "Пото мок Чингисхана" (1929). Фильмы этих выдающихся режиссеров стали классикой от ечественного кино. (23) В изобразительном искусстве в это т период наблюдается рассвет плакатного жанра, который по форме наиболе е соответствовал данному периоду и являлся изобразительным инструмент ом для агитации. Наиболее известен плакат того времени "Ты записался доб ровольцем" (1920) Д.С. Моора. (24) Бывшие художники-передвижники объ единились в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Они стрем ились подать свое искусство в формах, доступных широким массам. Наиболее известны картины Б.В. Иогансона "Рабфак идет" (1928) и М.Б. Грекова "Тачанка" (1923). (См.иллюстрацию №2 «Картины художников Б.В. Иогансона и М.Б.Грекова») Группа ОСТ (Общество станковистов) ставило своей задачей воплощение в об разах взаимоотношений человека и производства. Их новаторство выразил ось в произведениях А. Дейнеки "На стройке новых цехов" (1926), Ю. Пименова "Даеш ь тяжелую индустрию" (1927). Группы "Четыре искусства" и ОМХ (Общество московск их художников) объединяли мастеров старшего поколения, отличавшихся др уг от друга своей творческой манерой. В них входили К. Петров-Водкин, В. Фав орский, А. Лентулов, Р. Фальк, П. Кончаловский и др., стремившиеся в рамках пр ежних авангардистских представлений осмыслить революционную действи тельность. (25) В архитектуре 1920-х гг. начал зарождат ься новый стиль - советский конструктивизм , в основе которого лежала не художественная композиция, а констру кция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья А., Л. и В. Весни ны, осуществлявшие коллективные проекты (например, здание универмага в М оскве на Красной Пресне, 1927). Своего расцвета конструктивизм достиг в 1930-е гг . (26) Скульптура в значительной степени соответствовала плану монументальной пропаганды. Были заложены и открыты десятки памятников К. Марксу, Ф. Энгельсу, В.И. Ленину , французски м революционерам и т.п. Завершение многочисленных скульптурных работ бы ло приурочено к 10-летию Октябрьской революции: "Булыжник - орудие пролетар иата" (скульптор Н. Шадр, 1927), "Октябрь" (скульптор А. Матвеев, 1927), "Крестьянка" (ску льптор В. Мухина, 1927). Вопросы: 1.Каковы характерные чер ты советской культуры периода 30-х гг.? 2.Когда была проведена реорганизация органов управления культурой в пер иод становления Советского государства? 3.Кто являлся наркомом просвещения в 1920-е гг.? 4.Что понимается под термином «ликбез»? 5.В каком году в общеобразовательной школе был завершен переход к обязат ельному четырехлетнему образованию 6.До какого года существовали социальные ограничения при приеме в вузы? 7.На что была ориентирована наука в 1920-1930-е гг. ? 8.Когда началась трансляция первых телепередач ? 9.Кто такой И. Тамм? 10.Какое печатное издание вышло в свет в 1938 г.? 11.В каком году вышло постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-ху дожественных организаций"? 12.Кто стал во главе Союза писателей в 1934 г.? 13.Кем являлся В. Мейерхольд? 14.Какой появился первый звуковой фильм? 15.Какой стиль господствовал в архитектуре до конца 1930-х гг.? 16.Когда был построен Мавзолей Ленина? 17.Кто был архитектором Мавзолея Ленина? 18.Кто написал картину «Ленин в Смольном»? БЛОК №17. 5. Советская культура (1) Форсиро ванная модернизация советского общества оказала значительное влияние на культуру (См. таблицу 8 «Советская культура в 1930 - е г г.»). Установление режима личной власти И.В. Сталина и формирование тоталитарной сис темы привело к унификации культурных процессов, отказу от революционно го многообразия жанров и форм 1920-х гг., ужесточению контроля над духовной с ферой жизни, репрессиям в отношении деятелей культуры. (2), (3) В 1930-е гг. была проведена реорганиз ация органов управления культурой. Если раньше большая часть управленч еских функций была сосредоточена в Наркомпросе, то после отставки в 1929 г. А.В. Луначарского произошли серье зные изменения. Были созданы новые органы отраслевого управления: Всесо юзный комитет по делам искусств, Всесоюзный комитет по делам высшей школ ы. В ведении Наркомпроса осталась только система просвещения. (4) Народное образование продолжало решение задач по ликвидации неграмотности. На рубеже 1920-1930-х гг. энтузиазм индустриализации и коллективизации охватил и сферу образования. Был объявлен "всесоюзный культпоход за грамотностью". Были проведены пер епись неграмотного населения и запись добровольцев в культармии. Ценой колоссального труда к концу 1930-х гг. в принципе удалось решить эту проблем у. По данным переписи 1939 г., доля грамотных составила 87,4%. (5) В общеобразовательной школе к 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехлетнему образованию. Нача лось расширение среднего образования. В городах школы-семилетки реорга низовывались в десятилетки. Были переработаны учебные программы. С 1934 г. в новь стали преподавать отечественную историю и географию. (6) Высшая школа выполняла задачу под готовки кадров для народного хозяйства. В десятки раз возросло по сравне нию с дореволюционным периодом количество вузов и число студентов. С 1935 г. были отменены социальные ограничения при приеме в вузы. В целом в 1930-е гг. в ысшая школа занималась формированием советской технической и гуманита рной интеллигенции. (7) Наука была ориентирована на обесп ечение потребностей социалистического строительства. К середине 1930-х гг. завершился процесс советизации Академии наук. Над работой ученых был ус тановлен идеологический контроль, вводился новый устав, восстанавлива лись ученые степени и звания, отмененные в 1918 г., и сама Академия была перев едена из Ленинграда в Москву. В научную сферу внедрялось планирование. Огромный размах приобрели гео логические и географические исследования. Были открыты залежи полезны х ископаемых: нефти между Волгой и Уралом, каменного угля в Подмосковье и Кузбассе. (8) Неоспоримые успехи были достигну ты в развитии индустриально-научного потенциала страны. В 1931 г. началась т рансляция первых телевизионных передач из Москвы. В 1935 г. вступила в действие первая линия метрополитена в М оскве. В конце 1930-х гг. были созданы новые образцы военной техники: танки Т-34 и KB, истребитель И-153 и др. (9) Мировые открытия были сделаны в об ласти физики (например, открытие электронов И. Тамм ом и И.Франком ). (10) Общественные науки испытывали же сткий прессинг Краткого курса ВКП(б), изданного в 1938 г. Он стал идеолого-мет одологическим ориентиром, за рамки которого выходить было нельзя. (См.иллюстрацию №1 «Краткий курс истории ВКП(б)») (11) В художественной культуре ускоре нными темпами насаждались единообразие и унификация в русле большевис тской идейно-классовой направленности. Определяющим стало постановлен ие ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных орга низаций", на основании которого ликвидировались различные художествен ные объединения и создавались единые творческие союзы. (12) В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзны й съезд писателей, создавший Союз писателей во главе с М. Горьким . Основополагающим методом в литер атуре был признан только социалистический реализм , распространенный на все области художественного тво рчества. (13) В 1936-1938 гг. по инициативе партийного р уководства была развернута кампания борьбы против формализма и натура лизма в искусстве. Подверглись опале и репрессиям деятели искусства В. Мейерхольд , В. Татлин, А. Лентулов , А. Родченко и др. На театральной сцене в 1930-е гг. доминировала советская пьеса. В историю теа тра в этот период вошла "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского. Массов ым стало открытие детских театров. (14) Революционные изменения произош ли в кинематографе: появилось звуковое кино. Первым таким фильмом стала " Путевка в жизнь" (режиссер Н. Экк, 1931). Главной темой в кино стали жизнь советс ких людей, их участие в революции ("Депутат Балтики" И. Хейфеца ), индустриализации ("Комсомольск" С. Герасимова ) и коллективизации ("Тракторист ы" И. Пырьева ). (15) В архитектуре до конца 1930-х гг. госпо дствовал конструктивизм . По проект ам братьев Весниных были построены Дворец культуры ЗИЛа (1934) и Днепрогэс (1932). В этот период появились административное здание на Охотном ряду (прое кт архитектора В. Лангмана, 1936, сейчас там располагается Государственная Дума РФ), гостиница "Москва" на Манежной площади (проект архитекторов Саве льева, Стапрана и Щусева, 1935) и др. (16), (17) Плодотворно работал выдающийся архитектор А.В. Щусев (1873- 1949). По его п роектам построены Мавзолей Ленина (1930), Москворецкий мост (1938) и др. (См.иллюстрацию №2 «2.Памятники архитектуры») (18) В живописи одним из создателей лен инианы стал И. Бродский , написавш ий картину "Ленин в Смольном" (1930). В изобразительном искусстве преобладала историко-революционная тематика. Ведущим художником социалистическог о реализма в 1930-е гг. был Б. Иогансон , его кисти принадлежат картины "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральско м заводе" (1937). В скульптуре символом времени стал монумент "Рабочий и колхозница" (1937) В. Мухиной .

Приложенные файлы

  • rtf 16666152
    Размер файла: 100 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий