АННОТАЦИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О ДНЕПРЕ


«Волгоградский Институт Искусств им. П.А. Серебрякова»
ПУК «Кафедра дирижирования»
АННОТАЦИЯ
Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского
«Песня о Днепре»
Выполнила: студент I курса
специальности
«Хоровое дирижирование»
Береснева Анна Александровна
Преподаватель:
Жарков О.В.
Волгоград, 2010
Содержание
1. Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста……стр.3-8 2. История создания, общий анализ содержания, идея и сюжет произведения
стр.8-9
3. Музыкально-теоретический анализ…………………………………...стр.9-11
4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………….стр.11-12
5. Исполнительский анализ………………………………………………... стр.13
6. Основные дирижёрские задачи и трудности…………………………....стр.14
2
Текст произведения:
У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы, и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли.
Враг напал на нас, мы с Днепра ушли,
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течёшь вдали,
И волна твоя, как слеза.
Из твоих стремнин ворог воду пьёт,
Захлебнётся он той водой!
Славный час настал – мы идём вперёд
И увидимся вновь с тобой.
1. Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста
Марк Григо́рьевич Фра́дкин (4 мая 1914, Витебск — 4 апреля 1990, Москва) — советский композитор, автор многих популярных в середине XX столетия песен и музыки к кинофильмам.
3
Марк Григорьевич Фрадкин родился 4 мая 1914 года в Витебске в семье врачей Григория Константиновича Фрадкина и Евгении Мироновны Шагаловой. В детстве Фрадкин более всего увлекался техникой и после окончания школы он поступил в городской политехникум. Музыкальный талант будущего композитора проявился далеко не сразу. После окончания техникума молодой специалист был направлен на крупную швейную фабрику «Знамя индустриализации» инженером по технике безопасности, где проработал 2 года, а затем поступил в 3-й Белорусский театр актёром. В 1934 году приехал в Ленинград, где поступил на второй курс театрального института, там же начались его первые композиторские пробы. В1937 году после окончания института Фрадкин работал в Минском ТЮЗе и параллельно учился в консерватории в классе профессораНиколая Ильича Аладова (1890—1972). В 1939 году М.Фрадкин был призван в армию, в стрелковый полк в Виннице, где быстро организовал самодеятельный ансамбль. Во время войны дирижировал ансамблем Киевского военного округа; примерно в то же время началось его сотрудничество с поэтом Евгением Долматовским. В 1944 году Фрадкин был принят в Союз композиторов и стал работать в Москве.
Марк Фрадкин — автор музыки более чем к 50 кинофильмам. Много выступал с авторскими концертами. Заслуги композитора отмечены Государственной премией (1979) и званием Народный артист СССР (1985). Скончался Марк Григорьевич 4 апреля1990 года.
Творчество
Главная область творчества М.Фрадкина – песня (более 200). Тематика его песен весьма разнообразна: любовь, война, романтика странствий и многое другое. Не изменяя себе, композитор умел вслушиваться в звуковую атмосферу времени.
4
Первая же его песня («Песня о Днепре» на стихи Е.Долматовского) принесла ему широкую известность, долгую дружбу и сотрудничество с поэтом. Последовавшие за ней «Случайный вальс» и «Брянская улица» (обе на стихи Е.Долматовского) стали маленькими шедеврами и вошли в золотой фонд советской песенной классики. Песни композитора прочно вошли в репертуар З.Рождественской, К.Шульженко, В.Трошина, М.Бернеса, М.Кристалинской, Л.Зыкиной (песня «Течет Волга» на стихи Л.Ошанина на долгие годы стала ее «визитной карточкой»). С новыми поколениями М.Фрадкину удавалось говорить на близком им языке, постоянно обогащая свою палитру новыми выразительными средствами. В 70-е годы он сотрудничает с ВИА «Самоцветы» (песня «Увезу тебя я в тундру» на стихи М.Пляцковского), ВИА «Пламя» («Красный конь» на стихи М.Пляцковского; «Где мой дом родной?» на стихи М.Боброва).
Известные песни
«Песня о Днепре», «Случайный вальс», «Брянская улица», «К нам в Саратов», «Ожидание», «Берёзы», «Мы жили по соседству», «За фабричной заставой», «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят», «Прощайте, голуби», «Течёт Волга», «За того парня», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «Морзянка», «Красный конь», «Где мой дом родной?»Музыка к кинофильмам
«Добровольцы» (1958), «Простая история» (1960), «Течёт Волга» (1962), «Человек с другой стороны» (1970), «За облаками — небо» (1973), «HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B" \o "Юркины рассветы"Юркины рассветы» (1974), «Там, за горизонтом» (1975), «Отцы и деды» (1982), «Твоё мирное небо» (1984).
5
Евге́ний Аро́нович Долмато́вский (22 апреля (5 мая) 1915, Москва — 10 сентября1994, Москва) — русский советский поэт. Автор слов многих известных советских песен.
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Е. А. Долматовский родился 22 апреля (5 мая) 1915 года в Москве в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского (1880, Ростов — 1939, Москва). В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В1932—1934 работал на строительстве московского метро. В 1937 закончилЛитературный институт. Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934.
Отец Евгения арестован 28 марта 1938, приговорён и расстрелян ВКВС 20 февраля1939 (обвинение — участие в контрреволюционной организации). Прах захоронен на территории Донского монастыря Москвы. Реабилитирован 18 декабря 1954.
С 1939 по 1945 Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА. В августе 1941 попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в поэме "Пропал без вести" и в воспоминаниях "Было. Записки поэта". Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»). Член ВКП(б) с1941.
Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Офицерский вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» М. Г. Фрадкина, «Сормовская лирическая» Б. А. Мокроусова, «Моя любимая» М. И. Блантера, «Любимый город» и "Лизавета" Н. В. Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», "Александр Пархоменко", «Встреча на Эльбе»).
6
Е. А. Долматовский умер 10 сентября 1994. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Основные произведения
Поэзия
Лирика (1934, сборник стихов); День (1935, сборник стихов); Феликс Дзержинский (1938, поэма); Дальневосточные стихи (1939, цикл стихотворений); Московские рассветы (1941, цикл стихотворений); Степная тетрадь (1943, цикл стихотворений); Вера в победу (1944, цикл стихотворений); Письма издалека (1945, цикл стихотворений); Одна судьба (1942—1946, поэтическая трилогия); Слово о завтрашнем дне (1949, цикл стихотворений); Песнь о лесах (1949, текст оратории); Сталинградские стихи (1952, цикл стихотворений); Добровольцы (1956, роман в стихах); Последний поцелуй (1967, поэма); Верность (1970, цикл баллад); Руки Гевары (1972, поэма); Чили в сердце (1973, поэма); Побег (1974, поэма); Хождение в Рязань (1975, поэма); Письма сына (1977, поэма); У деревни «Богатырь» (1981, поэма). Проза
Зелёная брама. Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979—1989).
Литературная критика
Из жизни поэзии (1965); Молодым поэтам (1981).
7
ФильмографияАвтор песен
1939 — Истребители — «Любимый город» ,1941 — Морской ястреб — «Уходит от берега «Ястреб морской», 1949 — Встреча на Эльбе, 1954 — Мы с вами где-то встречались… — «Песня Ларисы» , 1957 — Екатерина Воронина — «Здесь у нас на Волге», 1958 — На дорогах войны — «Песня о Севастополе», 1958 — Добровольцы — «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят…», 1963 — Мечте навстречу, 1964 — Армия трясогузки, 1971 — Молодые.
Литературная основа сценария (часть текста фильма).
1958 — Добровольцы — «Добровольцы», роман в стихах.
2. История создания, общий анализ содержания, идея и сюжет произведения
«Песня о Днепре» написана для солиста и мужского хора с сопровождением.
«Песня о Днепре» была создана поздней осенью 1941 года. Автор поэтического текста Евгений Долматовский только что вышел из окружения. Он прошел через всю Украину оккупированную фашистами, переправлялся ночью через Днепр на дырявом челне. Долматовский писал в своих воспоминаниях: «Горькие слова «Ой, Днепро, Днепро» жили здесь, у берегов древней реки, в голосах женщин, в коротких и строгих переговорах партизан. Я уже не мог расстаться с этими словами, больше похожими на выдох, на стон. И понес их дальше на восток, к линии фронта…». Когда Долматовский вышел из окружения, он был направлен в Урюпинск, где проходили проверку все, кто оказался в окружении. Вскоре были написаны стихи о Днепре. Неожиданно поэт узнал, что рядом размещен ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, где есть собственный композитор Марк Фрадкин. Так состоялась первая встреча поэта и композитора. Марк Фрадкин перед войной служил в ансамбле песни и пляски Киевского военного округа, там в Киеве его и застала война.
8
Вместе с ансамблем прошел он весь тяжелый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Тема песни и сами стихи взволновали начинающего композитора. Два дня авторы работали над песней. Вскоре песня стала необыкновенно популярной. Песня рассказывает о горьких переживаниях тех, кто, сражаясь, оставляет родную землю врагу. Никого не могли оставить равнодушными слова: «Будет славный день, мы пойдем вперед». Это стало клятвой. Песня звала воинов к стойкости, к мужеству, вливала в них решимость освободить родную землю, места, где «любили мы и росли». С ней воины освобождали Киев в 1943 году, форсировали Днепр. Только вместо слов «Будет славный час, мы пойдем вперед» солдаты пели: «Славный час настал—мы идем вперед». Песня вливала силы в души бойцов, возбуждала лютую ненависть к фашистским захватчикам, звала на подвиг во имя скорейшего освобождения многострадальной украинской и белорусской земли. Музыкальная тема песни звучит у многих обелисков и памятников героям Великой Отечественной войны на Украине.
3. Музыкально-теоретический анализ
3.1. Форма произведения – куплетная. Каждый куплет – период с дополнением (повтор двух последних строчек) исполнение которого поручено солисту, а затем хору (см. пр. №1).
3.2. Анализ мелодии.
Мелодия сначала звучит у солиста-баса, затем у первого тенора (в хоре).
Движение мелодии волнообразное, часто используются скачки на широкие интервалы. Несколько раз варьируется тема первой фразы. Постоянно повторяется ритмический рисунок 
Мелодия написана в миноре. Кульминация куплета находится в третьем предложении (в дополнении к периоду) (см. пр. №1).
9
Пример №1


3.3. Склад изложения – гомофонно-гармонический, аккордовый. Он помогает передать героику произведения, призыв к защите своей Родины.
3.4. Ладотональный план.
Тональность произведения – c-moll.
3.5. Гармония.
М. Фрадкин использует аккорды: t, D43, t6, D, III53, s, D, t, D, VI53-t, D, t, t2, VI53, D, t, D, VI53, t, D7, t (см. пр. №1).
3.6. Метроритм.
Метр – строгий, простой, двухдольный.
Ритм – неравномерный, синкопированный, маршеобразный.
Чтобы передать героический характер произведения, широту Днепра композитор использует пунктирный ритм , внутритактовую синкопу.
3.7. Роль аккомпанемента.
Во вступлении используется тема мелодии, оно является тональной и темповой настройкой для хора.
Образно-эмоциональный строй аккомпанемента героический, мощный, широкий. Для передачи характера произведения используются аккорды в широком расположении, удвоение тоники в басу, пунктирный ритм, четвертные паузы, арпеджио. В партии фортепиано мы слышим поступь (8-9 такты).
10
Партия фортепиано вносит разноритмический характер:
1) дублирование; 2) самостоятельная функция аккомпанемента (см. пр. №1).
4. Вокально-хоровой анализ
4.1. Тип и вид хора.
Произведение написано для солиста и четырёхголосного мужского хора с сопровождением.
4.2. Ансамбль хора и солиста, хора и сопровождения.
Хор + солист + фортепиано
1) Динамический – солист р + фортепиано рр.
2) Ритмический – хор - пунктирный, синкопированный ритм + фортепиано – дублирование.
3) Темповой – Хор + солист + фортепиано – одинаковый темп.
4.3. Диапазон.
Диапазон хора СОЛЬ – соль2Диапазон TI соль1 – соль2
Диапазон TII соль1 – ми2
Диапазон БI до – ля
Диапазон БII СОЛЬ - ля
Тесситура хоровых партий удобная.
11
4.4.Звуковедение – legato (первое предложение). Характер текста, насыщение фортепианной фактуры ведёт к появлению marcato (2 предложение).
Особенно сильно marcato проявляется в последнем куплете когда происходит кульминация всего произведения.
4.5. Хоровое дыхание и его характер.
Дыхание – общее, по фразам.
По характеру дыхание глубокое (у солиста), резкое и быстрое (у хора), что обуславливается характером произведения.
4.6. Атака звука.
Атака звука – твёрдая. Звук при этом твёрдый, яркий, энергичный, резкий.
4.7. Интонационные трудности
Скачки на широкие интервалы. У басов продолжительное исполнение партии на одном звуке. Очень важно, чтобы хор пел в «высокой позиции» звука, т. е. не занижал его, а наоборот стремился спеть выше (см. пр. №1).4.8. Дикция.
Дикционными сложностями являются: окончания на «т», «д», «ч», «з», (лоз, круч, могуч, летят, вперёд, над, пьёт); сочетания согласных звуков («над тобой», «как гроза», «мы с Днепра ушли», «из твоих стремнин», «вновь с тобой»); звук «р» (прибрежных, Днепро, «смертный бой гремел, как гроза»).12
5.Исполнительский анализ
5.1. Темп.
Темп – широко (largo), в кульминации всего произведения (третий куплет) используется ritenuto и снимаемая фермата. Для выразительного исполнения произведения необходимо использовать агогику, т.е. временное отклонение от первоначального темпа. Использование агогики позволяет выразительно передавать настроение и смысл произведения.
2 куплет исполняется немного быстрее, чтобы показать движение, волнение чувств, развитие произведения: «Враг напал на нас, мы с Днепра ушли, Смертный бой гремел, как гроза…»
5.2. Динамика.
В произведении используются все возможные динамические оттенки от р (у солиста в начале произведения) до ff (у хора в кульминации произведения).
С каждым новым куплетом динамика возрастает, развивается и к концу
третьего куплета достигает наивысшей точки. Такую динамику обуславливает текст произведения (см. пр. №1).
5.3. Фразировка.
Каждая фраза начинается из-за такта и стремится к первой доле. Композитор полностью следует за поэтическим текстом, фразировка стихотворных и музыкальных строф совпадает (см. пр. №1).
13
6. Основные дирижёрские задачи и трудности
6.1. Вокально-хоровые трудности.
Скачки на широкие интервалы (ч5, м7, м6), У басов продолжительное исполнение партии на одном звуке (см. пр. №1).
Очень важно, чтобы хор пел в «высокой позиции» звука, т. е. не занижал его, а наоборот стремился спеть выше.
6.2. Ритмические трудности.
Пунктирный, синкопированный ритм.
6.3. Исполнительские трудности.
Необходимо следить за динамикой, фразировкой произведения, чтобы соблюсти героику, мощь, широту Днепра, замысел авторов.
Следить за темпом произведения, чтобы не потерять его характер.
14

Приложенные файлы

  • docx 16149052
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 10

Добавить комментарий