Актуальные проблемы медиевистики


Актуальные проблемы медиевистики
Шишкин Владимир Владимирович (кафедра истории средних веков – История Франции позднего средневековья). Занятия по вторникам с 18-00 до 21-10 (2 пары) – лекции и практические занятия. Занятия будут проходить до конца марта (26 марта).
Задание на вторник (3 марта). На практические занятия принести книгу или статью (не меньше чем 1 печатный лист) по вашему направлению. Выпущена не позднее 2010 г. (после 2010 г.). За занятия будут выставляться баллы, которые будут учитываться при экзаменах.
Введение. Новая историческая наука (Франция)
Актуальные проблемы медиевистики – достаточно сложное понятие, особенно в последние 20-30 лет, когда случилась настоящая историографическая революция (профессор Вальдштейн написал в 1964 г. монографию «История средних веков»). После его труда ничего в нашей историографии средних веков ничего не появилось, разве что в 1980-е гг. появилась монография Е.В.Гудновой «Историография средних веков» (1985 г.), которая написана с классических марксистко-ленинских позиций, не несёт никакой важной информации, она идеологизирована (чем отличалась московская школа медиевистики). В 2014 г. вышла книга по медиевистике в Москве о событиях в мире и в России («нынче в медиевистики непроходимое криволесье диссертаций»).
Новая историческая наука (Франция) стала основной позицией не только французской, но и европейской школы медиевистики. Если наших медиевистов мы не всегда видим и слышим (за исключением Данилова, который возглавлял кафедру истории средних веков и был Министром образования СССР в 1960-е гг.), во Франции ситуация иная. Там медиевисты (с Огюстена Кьюри в 19 в.) были министрами и председателями правительства, возглавляли университеты и библиотеки, эта традиция появилась с 20 века, они определяют общественное мнение во многом. Выступления медиевистов читаются и обсуждаются в первую очередь. У нас практически нет журналов массового тиража по медиевистики, во Франции таких журналов много (3/4 популярных статей написаны известными людьми). Отечественная школа медиевистики развивается на не таком уровне, как в Европе по ряду причин (в том числе и из-за финансирования). П.Г.Уваров – член академии наук, единственная известная личность в русской медиевистике. Марк Блок и Люсьен Фебро – отцы основатели школы анналов, историки классические, хотя они произвели настоящую революцию в исторической науке (их труды регулярно переиздаются, во Франции это настоящее явление). В настоящее время не один французский исследователь не обходит стороной их. У Марка Блока две известные книги – «Феодальное общество» и «Короли чудотворцы», которые довольно неплохо переведены на ряд языков, в том числе и русский. Марк Блок погиб во время немецкой оккупации Франции, он был самый знаменитый носитель памяти и генетического кода Франции, немцы намеренно его расстреляли за участие в движении сопротивлении. Блок и Фебро стремились не просто восстановить картину истории, они хотели посмотреть на то, чем отличались люди других эпох от современной (много факторов: рост, мысли, чувства, положение и т.д.). Они доказали, что люди жили совершенно иначе, чем сейчас. «История Франции» одна из интереснейших в истории Европы в целом, понятие «человеческая антропология» - часть истории поведения человека, ввели именно два этих учёных. Ими же был введён термин «ментальности» или истории ментальности. У Фебро есть работа «Реформа 16 в.», он выявил своей книге, что когда началась реформация, то европейское сознание было уже совершенно потрясённым (гугеноты и католики), главный вопрос – почему французы 100 лет спустя после войны с Англией начали убивать друг друга без разбора. Автор пришёл к выводу, что в тот момент уже была открыта Америка, и люди стали понимать, что мир больше, он конечен (его можно переплыть) и Земля круглая. В головах у средних буржуа меняется сознание, цены выросли в 4-6 раз, появилось резкое социальное расслоение. И наконец, когда началась реформа церкви, то почва была подготовлена. Это был конец средневековья, конец жизни человека (а средний возраст жизни 30-33 года), сознание человека начинает расщепляться. На почве страха появляется деструктивное сознание. К концу религиозных войн получается следующее – религиозный конфликт перерождается в гражданский (чисто политический). Конфликт заканчивается только тогда, когда хотят этого обе стороны.
В СССР школа анналов была воспринята очень положительно, с 1950-е по 1990-е гг. была очень тесная связь между историками советскими и историками школы анналов. Анналисты, начиная с 1950-х гг., увлеклись экономической историей, а вернее человеком в экономических отношениях. А в СССР история промышленности, крестьянства и классов были основными темами, поэтому были такие тесные обмены между двумя странами. Позитивизм (от которого как раз отреклись анналисты) воспринимался в СССР как продолжение буржуазной науки. Ролан Нье и Бродель были продолжателями дела школы анналов. Последний написал монографию «Материальная цивилизация, экономика и капитализм в 15-17 вв.», фундаментальное, классическое исследование, после него никто за такой пласт не брался. В 1968 г. Александра Люблинская попала в эпицентр событий студенческой революции 1968 г., когда студенты захватили Сорбонну. Люблинская в своём отчёте о командировке она написала такое, что ему присвоили гриф «секретно». Пишет она интересные вещи, французская профессура была правой по политическим взглядам (сторонники Шарля де Голля, голлисты). Французские профессора начали охранять библиотеку Сорбонны, чтобы её не разграбили во время студенческой революции. Автор книги «Материальная цивилизация» начинается с исследования климатических условий с 15 до 17 вв., доказал, что это время достаточно холодное время (во Франции тогда знали, что такое снежные холодные зимы) и на основе этого вывел следующую теорию: люди приспособились к определённым условия, он показал какие продукты питания можно было питаться в разное время года и т.д.
Третье поколение анналистов – это 1960-1970-е гг. Жорж Дюби, Робер Мандру и Жак Ле Гофф (первый историк Франции). Ле Гофф исчисляет средневековье со времён Христа (а не с 475 г.) и заканчивает временами Великой Французской революции. Бюргьер (наш современник) является ещё одним представителем школы анналов. Жак Ле Гофф очень популярный историк, все его книги переведены на русский язык. Последняя книга «Время истории» (она обо всех процессах в исторической науке в наше время), сейчас уже не принято отождествлять себя с какой-то исторической школой. Ле Гофф не придавал никогда значение тому, что сейчас так популярно, например, историю права (он считал, что этим должен заниматься правовед). Историк – это человек, который должен отделять зёрна от плевел. Историю права Ле Гофф называл «пугалом для огорода», «эта одна из территорий, где историку суждено быть побеждённым старыми бесами». В Швеции, Финляндии, Норвегии и некоторых других странах часто в книжных магазинах нет ничего по всеобщей истории, как правило только национальная история. В России, конечно, ситуация иная, есть отдел французской, испанской, немецкой истории и других наук. До 1990 г. доля цитируемых советских историков на Западе была 25-30 %, сейчас менее 1 %.
К школе анналов примыкает ещё один американский историк Эрнст Контарович «Два тела короля» (1958 г.) – самое популярное произведение, издано в России в 2014 г. Автор родился в Германии (еврей по национальности), эмигрировал и остался в США. Он исследует трактаты английских и французских юристов и доказывает, что у классического средневекового короля было два тела (смертное человеческое тело и вечное политическое тело). Второе тело – сакральное, т.е. церковь как мистическое тело Христа, король – священник. Автор доказал, что к королю относились как к существу наделённого неземной силой (после миропомазания). Сакральное начало рушиться в 18 в., когда появилось просвещение, возрождение и т.д.
У Робера Мандру несколько интересных книг, пожалуй, самая важная «Колдуны и судьи» (не переведена на русский язык). Он показал следующую вещь – каким образом осуществлялась секуляризация массового сознания начиная с 17 в., т.е. прежде всего в головах, мыслях и трудах европейских интеллектуалов (например, Эразм Роттердамский) родилась гениальная идея – отказ от преследования колдунов и ведьм. В современности у последователей французской истории есть много трудов по истории гомосексуализма и человеческих отношений. Сегодня книгу Мандру активно критикуют, считают, что у него слишком прямолинейный взгляд, но при всём при том, нет никаких доказательств в поддержку данной критики.
Концепция Анри Бюргьера. Он представитель школы анналов, наш современник, занимается историей семьи и историей исторической науки (историограф). Он впервые сформулировал следующую мысль: «давайте выйдем из министерских кабинетов, университетских библиотек, парламентов и займёмся наблюдением социальных групп, структур, одним словом спустимся к глубинам жизни». Он называл себя представителем истории антропологического направления, написал книгу «Историческая антропология», которая неоднократно переиздавалась. Бюргьер остановился в своей работе на нескольких моментах:
1. История питания. Довольно сложная тема – мантузианские ножницы, т.е. питание зависело от количества населения поделённого на количество ресурсов (в самом широком смысле этого слова, природа и производство). Бюргьер показал, что это не всегда так, были отмечены отдельные продукты питания, которые завозились с Востока. Уровень жизни и требования потребителей. Он внимательно исследовал столы высших и низших классов. Низшие классы никогда не использовали соусы и подливы в своих блюдах при приготовлении, он доказал, что использование соусов – это привилегия аристократии. Бюргьер отдельно рассматривал историю хлеба – чёрный хлеб полезный, но его употребляли в пищу бедные люди. Среди аристократии было много болезней, ввиду того, что ели много белого хлеба (очень калорийный). За столом не принято было молчать, это касается конечно аристократии и королевской семьи, выступали музыканты. В бедных семьях (буржуа и крестьяне) часто за столом не разговаривали, молча пропускали письма. В 19 в. появилась традиция разговаривать за столом, и она дошла до наших дней. О таких вещах, никто не задумывался.
2. История тела. Жак Ле Гофф и Анри Бюргьер ставят вопрос «почему собственно говоря в средние века люди были гораздо меньшего роста, чем в 19 в. или сейчас?». Традиционная история даёт следующие подходы: нехватка питания, эпидемии, тяжкий труд. История болезней теснейшим образом связана с историей тела, ведь болезни напрямую связаны с гигиеной, а в средние века люди мало мылись. В средние века были болезни, которые проходили эпидемиями и уходили навсегда (например, чума). Ещё одной страшной болезнью была проказа, которая вытеснила чуму (лекарство от проказы нашли лишь в 1944 г.). Массовый психоз исчезает вместе с приходом массового общества: эффективность, бережливость, внимание к своему здоровью и деньгам. Индустриальное общество – предполагает возникновение отдельных групп рабочих, похожих друг на друга (ткачи, рабочие угольных копий и т.д.). Стыд в нашем современном понятии появляется в 17-18 вв., когда появляется любви к детям, когда появляется понятие позднего брака (после 20). Впервые стыд возник в привилегированных сословиях, и как следствие этого возникают изменения в одежде, когда у дам появляются кринолины, а мужчины уже не могли видеть даму в непотребном виде.
3. История сексуального поведения. В этой связи он говорит про рождаемость, начиная с 16-17 вв., ослабляется внимание церкви к каждому человеку, появляются контрацептивы. Если у католиков рождается много детей, у протестантов активно применяются противозачаточные средства. У последних и появляется понятие брак по расчёту и поздний брак.
Концепция Жака Ле Гоффа. Историками давались самые разные определения слову «феодализм»: форма производства, тип военной организации, эпоха и т.д. Ле Гофф говорит о том, что, пользуясь антропологией и этнографией, можно сделать вывод о том, что феодализм – это служение одного человека другому, одного класса другому и т.д. Он обращается к трудам Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Труд должен приносить благоденствие и радость, труд – это не обязанность, через которую человек входит в рай, это возможность достичь успеха и счастья. Французские монархи считали, что ничего нельзя быть должным перед подданными при жизни, так считал Жак Ле Гофф. Он также обращает внимание на ментальность, оно придумано впервые англичанами во время Ренессанса, все английские философы использовали его. Во французском языке слово появилось благодаря Вольтеру. Какие источники нужно использовать, для того, чтобы восстановить картину ментальности в определённый период? Агеографическая литература (там открываются основные структуры времени, взаимодействие человеческого и сверхъестественного), церковные расследования, уставы, литературные источники (ненарративные источники как считает Ле Гофф практически не использовались). У Ле Гоффа есть любимое выражение: «нужно везде искать духовный полюс». Тема одиночества и аскезы воплощается в виде монастыря, храбрость и любовь воплощается в виде замка, т.е. во времена средневековья были некоторые институты – школа, университет, замок, монастырь, трактир и т.д.
Немецкие источники и подходы к медиевистике
Рольф Штрандель – известные немецкий медиевист, работает с 1970-х гг. Несколько подходов в истории, хотя бы потому, что немецкая историография не похожа ни на англо-саксонскую, ни на французскую. Французы очень плохо знают английский и немецкий языки, особенно последний и как следствие редко ездят на конференции. Немецкая историография: внимание к конкретному тексту и источнику в целом. Немцы разбирают текст по буквам, порой слово не вставишь в немецкое исследование. Штрандель взял один из самых известных средневековых текстов «Деяния римлян», и это очень хорошо, так как текст не очень распространённый. Он впервые сказал, что это средневековый бестселлер, долго не рассматривался как исторический источник. Немецкие семьи не хотели расставаться с библиотеками и деньгами в период позднего средневековья. В 15-17 вв. связь человека с книгой по мнению Штранделя была близкой (интимной). Он исследовал людей разных социальных групп (монахи, крестьяне, буржуа) и пришёл к мнению, что общества или сообщества людей, которые себя идентифицируют являются наиболее интегрированными и устойчивыми, наиболее стабильными. Это могут быть цехи (например, цехи парфюмеров во Франции с 13 по 18 век), в которых работали целые семьи. Сообщества, которые себя не идентифицировали – агрессивны. Он приводит пример как в средние века относились к внебрачным детям. В среде третьего сословия их называли «постанами или ублюдками» и они не обладали никакими правами по сравнению с законнорожденными детьми. В отдельных городских общинах таких незаконнорожденных детей изгоняли из городов. В аристократических семьях незаконные дети признавались, их воспитывали вместе с родными детьми и давали хорошее образование. Но аристократические слои были социально защищённым сословием. Незаконные дети даже в аристократических семьях незаконнорожденные дети не наследовали большую часть наследства и не претендовали на корону.
Петер Динцельбахер - ныне действующий немецкий историк, представитель школы исторической антропологии, автор множества книг и статей по средневековой Германии и в частности, одна из самых знаменитых книг - о средневековой ментальности. Вся немецкая историография построена на немецких средневековых источников и никаких более (своеобразие). Многие немцы учились в Париже, но немецкая историография своеобразна. Историческая ментальность - это сочетание способов и содержания мышления и восприятия, которые являются определяющими для данного коллектива в данное время. Ментальность всегда выражается в действиях, ментальность - это процесс. Под содержанием мышления и восприятия он понимает базовые культурные ценности: политические, экономические, культурные и религиозные. Он останавливается на семье и обществе в средние века, пишет о том, что для человека средневековья было чрезвычайно важным быть включенным в определенное сообщество. До 13-14 вв. не было практически портретов, во Франции - это середина 14 века. Высокое средневековье - это открытие индивидуума, особое внимание к человеческой персоне. Средневековое общество - это общество мужчин, понятие придворная дама появляется к концу 14 века (Англия и Франция). Индивидуализм проявляется в резких отличиях в одежде, которые обязывали носить определенное сословие. В позднее средневековье появилась четкая привязка к роду, человек подписывал документы своим и родовым именами. До 15 века не было женских подписей в массовом порядке. Женщины все подписывались именами своего мужа, отца, господина, только Анна Ярославна подписывалась по-своему.
Следующая позиция - это сексуальность и любовь (хотяэта прерогатива французов). Половая сфера была резко ограничена церковью в средние века, церковь осуждала совокупление с женщиной, даже для зачатия детей. Вместе с тем католическая доктрина не принимала никакие аборты и контрацептивов, поэтому семьи были большими. Церковь культивировала чувство стыда и вины в сексуальных отношениях (не было слов эроса и секса). Слово «любовь» со времен Римской империи означало совокупление, женщина рассматривалась как объект для того, чтобы продолжить род. Однако в 11-12 веке происходят определенные сдвиги, начинается активное распространение монастырей, монашеской жизни и возникает понятие «любовь к Богу», и как следствие понятие «любви» в светском обществе. Религиозность - понятие очень неоднородное, были многочисленные нехристианские вероисповедания (магия, колдовство). Изображали очень часто Бога-Воинствующего не только в искусстве, но и на обложках книг.
В 14-15 вв. усиливается глубина религиозности, усиливается культ Девы Марии. Появляются многие еретические секты, люди начинают думать и обсуждать. В конце средних веков неожиданно начинает проявляться арифметичность религиозности.
Следующий момент - душа и тело. В средние века очень противопоставляли душу и тело, самый главный текст - это тексты Франциска «тело - это враг души, смирение плоти - спасение во имя других людей». Мощи обладают чудодейственной силой, если человек впал в ересь, то даже после смерти его надо выкопать и сжечь. Распространяются пытки, ее воспринимали как то, что требует тело, так как оно сильно отличается от души. С этим связан обычай клеймение воров, рабов, проституток, ведьм. Душа изображалась в виде маленького голого человека, в виде бестелесного человека. Обычай хоронить на кладбище у церкви началось с 11 века. К концу 15 века душа становится бестелесной.
Следующий пункт - болезни. Болезнь воспринималась как подарок, событие в жизни христианина, тело человека должно очиститься. Каждая болезнь свидетельствовала о том, что человек должен изменить свою жизнь, если Господь дарует исцеление. Болезнь воспринималась как наказание за грехи. Колумбовские моряки привезли в Европу сифилис, который воспринимался как кара за грехи человека. В средние века активно развивается медицина - открываются больницы в городах и при монастырях.
Старость и возраст: детство-зрелость-старость (анналисты), детство не рассматривалось как определенный возраст, дети считались маленькими взрослыми, практически ими мало кто занимался. В Германии старый человек ассоциировался с мудростью (она позволяла давать советы молодым и их оценивать), во Франции такого не было. Германия - это Родина богаделен (дома престарелых), во Франции они появились значительно позже.
Смерть и отношение к ней. Здесь Динцельбахер следует французскому автору Арьесу «Представление о смерти в разные времена» (анналист). Рай описывается так: там есть пение ангелов и птиц. Ад описывается подробно, долго и в красках. Плохая смерть: самоубийство, смерть при родах, казнь унизительным образом. Такого человека нужно было сжечь после смерти, иначе он будет вредить всем живым, так как его душа никогда не выйдет из чистилища. Смерть нужно встретить достойно, возникает понятие «смертная мука». Иными словами человек должен успеть произнести слова: «в руки Твои Господи». Появилось такое явление как «пляска смерти» (мистерии) - это презрение к смерти. Появилась попытка купить или выкупить свои грехи (индульгенции), именно в Германии началось протестантские движения. Уже в 16 веке отвергается идея чистилища, уходят сами собой формы экзотированного поведения.
Радость, печаль и счастье. Церковь запрещала смех, это дьявольское побуждение. Одновременно нельзя придаваться уныние. Любовь не может существовать без смеха. Женглеры, цирковые артисты, трубадуры - это люди самой низкой касты, цирковые представления не приветствовалось, классический цирк и театр появились в 15 веке в Италии. К этому времени относятся и народные карнавалы. В средние века не было выражение «счастье» и «семейное счастье» (только с 16 века), главное счастье - это единение с Богом.
Работа и праздник. До середины средневековья слово работа вообще не употреблялось до 13 века. Дело в том, что работа воспринималась как тяжкая обязанность, как воздаяние Господу Богу. Этот труд был следствием человеческого грехопадения (Господь заставил Адама пахать, а Еву прясть после грехопадения). В эпоху каролингов (8-9 вв.) устанавливается четкое деление на современные недели с понедельника по воскресенье. Примерно в начале 9 века появляется воскресный день (день, который ты посвящает молитве и общению с Богом). День делился по звону колоколов. Механические часы появляются в немецких городах в 15 веке. В Германии церковь и монастыри не узурпировали время и пространство, это была прерогатива городских властей.

Тенденции в медиевистике 1980-1990-х гг.
В период 1980-2000-х гг. история как наука испытывала на себе тяжёлые переломы (происходит натиск на историю). История во Франции – это не наука, это искусство, это синтез науки, культуры и искусства в привычном нам понимании. История стала сжиматься, и продолжает это делать по сегодняшний день, так как появились новые науки, которые стали вытеснять историю (социология, лингвистика, этнология). История попыталась применить тактику стратегии присвоения – историки стали исследовать математические методы в исторических исследованиях, история ментальности и т.д. Философия история была поставлена в смысл существования, одним словом философы стали играть первостепенную роль. Это привело к тому, что появились три момента сути кризиса социальной истории, которую вменяют нам философы:
1. Историки отказываются от глобальной истории, от её проекта, которая призвана охватить все этажи социальной целостности, все структура. История превратилась во фрески (дробиться на отдельные темы).
2. Отказ от территориального объекта исследования. Отказ от целых совокупностей стран и их исследования. Ссылались на советскую науку, которая выпустила многотомную историю Франции, Италии, СССР.
3. Историки отказываются от понимания социального класса. Уже нет истории в делении как в средние века (духовенство, крестьянство, буржуа).
Постромернисты считали, что «история – это искусство, череда интеллектуальных управжнений». Отцом основателем данной концепции был Клод Васстас. Источник или текст у каждого свой, он отказался использовать историю как науку. Настоящий всплеск лингвистических исследований. Микроистория, история повседневности, - главные тенденции истории 1980-1990-х гг. Помимо этого медиевисты продолжают свои исследования в области религиозной антропологии, истории почитания икон и святых, продолжает работать школа анналов. Арон Гуревич – историк-медиевист, один из основателей подобного направления в России. Школа анналов продолжает развиваться и в Германии. Современные направления:
Историографическая лингвистика пожалуй один из самых ярких явлений современности (Умберто Эко).
Историческая социология. (Норберт Элнас). История институтов. Поиск законов и исторических закономерностей общего и всеобщего в историческом процессе.
Историческая демография (Ливи Багге) – «Демографическая история Европы».
Историческая герменевтика – традиция использования текстов Священного Писания (Германия). «История – это результат действия на сознание людей, она воспроизводит сознательные образы». История – это аналитика.
Гендерная история сформировалась в 1970-х гг., но получила распространение в 1990-2000-х гг. Гендерная история связана с историей феминизма, очень актуальное направление в современной медиевистике.
Новая политическая история – смесь старого подхода классической историографии с политической антропологией и геополитикой вместе взятых. Это изучение истории государственных учреждений, религии и политики. Целое направление во Франции – история городов. История бургундского двора.
Новая биографическая история. Персональная история людей. Главные задачи: поддержать традицию историографии до 21 века и написать историю человечества (колоссальная задача по масштабу).

Приложенные файлы

  • docx 15926248
    Размер файла: 35 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий