Примеры построения алгоритмов и их реализации н..


Принципы обработки информации компьютером Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования.
Pascal ABC
Паскаль (англ. Pascal) - это язык программирования, имеющий текстовую среду. Является основой многих языков программирования. Преподаётся в школах, техникумах и ВУЗах.
В этом уроке мы обсудим структуру программы, написанной на pascal, основные операторы, типы переменных.
Напишем программу, которая выводит число на экран
Вся программа состоит из:
1) Описание переменных
2) Основной программы:
а) Ввод данных, диалог с пользователем
б) Основной блок - выполнение поставленных задач
в) Вывод данных, диалог с пользователем
В виде алгоритма это получается так:
- Вводим переменные а и б которые являются численными (действительными целыми числами);
- начало программы;
- ввод данных;
- работа программы;
- вывод данных;
- конец программы.

Конец
вывод данных
Работа программы
ввод данных
Начало



Program vvod_i_vivod; var a :integer;beginreadln (a);writeln ('вы ввели число ', a);end.

Первая сторока (Program vvod i vivod;) означает название программы. Мы просто пишем "Program", затем пишем название нашей новой программы, какое сами захотим (я написал vvod i ivod). Ограничением является то, что название должно содержать только английские буквы, цифры или знак "_". После каждой строчки пишется точка с запятой. Во второй строке мы перечисляем переменные, в нашей программе она всего одна - "а". "var" - это служебное слово которое задаёт переменные. Мы просто пишем слово "var", затем переменные которые будут учавствать в нашей программе через запятую, после переменных всегда ставится двоеточие, оно не ставится лишь в некоторых случаях, в каких я расскажу потом, далее идёт вид переменных (integer - целые числа (1,6,48,4859) и real - дробные числа (1,376 или например 8,45) в конце как и в первой строчке пишется точка с запятой. "begin" означает начало (запуск) программы. "readln" означает ввод данных. Во время работы программы нам необходимо будет ввести значение переменной в нашем случае необходимо ввести значение переменной "а". Поскольку у нас переменные вида "integer" мы можем ввести любое целое число. Если программе необходимо ввесто или вывести информацию то используются закруглённые скобки (то что написано в скобках мы увидим на экране во время работы программы). "writeln" - это наоборот вывод данных. В скобках после этой команды мы пишем то, что хотим чтобы показал компьютер. Если хотим, чтобы он показал не просто числа, а какой-нибудь текст, то в скобках мы ставим одинарные кавычки. То что написано в одинарных кавычках будет выведено на экран в чистом виде. Последняя строчка - "end." указывает, на завершение программы в конце всегда ставится точка.

1)Оператор присваивания
Без этого оператора мы не сможем обойтись дальше. Его функция - это присваивания значения переменной.
Допустим x - это переменная, пусть она будет равна 2, в программе это будет выглядеть так:
{ввод данных}
x:=2;
{вывод данных}
2)Операторы сложения, вычитания и умножения
а)Сложение
С помощью данного оператора мы можем сложить два числа, в программе он пишется, как "+" (без кавычек). Допустим у нас есть переменные x, y и z. Мы можем присвоить переменной x значение 4, а переменной у значение 3.
{ввод данных}
x:=4;
y:=3;
z:=x+y;
{вывод данных}
При данном сложении мы получим 7, само собой можно самому придумать другие значения переменным x и y. В таком случае переменная z изменит своё значение на другое.
б)Вычитание
В этом операторе тоже ничего сложного нет, он выполняет вычитание двух чисел. В программе обозначается, как "-" (без кавычек):
{ввод данных}
x:=8;
y:=3;
z:=x-y;
{вывод данных}
Выше мы x присвоили 8, а у присвоили значение 3. В итоге z у нас становится 5.
в)Умножение
Этот оператор умножает два числа друг на друга, обозначается, как "*" (также без кавычек):
{ввод данных}
x:=8;
y:=2;
z:=8*2;
{вывод данных}
Здесь переменная z в следствии умножения приобретёт значение 16.
г) Деление
Простое деление выполняется с помощью оператора вида "/" (без кавычек), он делит одно число на другое. Данный оператор работает только с типом чисел real, который вы уже знаете.
{ввод данных}
x:=22;
y:=5;
x:=x/y;
{вывод данных}
В примере мы x присвоили 4,4. В следствии деления 22(x) на 5(y).

Простейший калькулятор.Давайте попробуем написать простейший калькулятор, который выполняет с нашими двумя числами все действия, которые мы сегодня выучили, сразу.
Program Calc;
var a, b, sum, raz, pro: integer; del: real; //вводим переменныеbegin //начинаем программу  readln (a, b); // вводим в программу два числа  sum:=a+b; // складываем числа  raz:= a-b; // вычитаем  pro:=a*b; // умножаем  del:=a/b; // выполняем простое деление  writeln ('сумма - ', sum); // выводим на экран сумму  writeln ('разность ', raz); // выводим на экран разность  writeln ('произведение ', pro); // выводим на экран произведение  writeln ('деление’, del); // выводим на экран обычное деление  end. //заканчиваем программу 
Оператор условия.
Он работает по принципу: Если (условие), то (команда 1), иначе (команда 2).Слово если выполняет команда IF, слово тогда - then, а иначе - else. 
Раньше мы создавали калькулятор без возможности выбора действий, на основе операторов условий (if, then и else), мы можем составить калькулятор с выбором действий.
Исходник калькулятора для паскаля, который умеет:
- складывать;
- вычитать;
- умножать;
- делить

 Program calc2;
var a, b, sum, raz, pro, n: integer; // Задаём переменные, их типы
del: real;
begin
writeln (' Введите требуемое действие:' ); // Диалог с пользователем
writeln (' 1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - простое деление.');
readln (n); // считывание действия
writeln ('Введите числа для операции');
readln (a, b); // считываем два числа
if n = 1 then begin // Если n = 1 (сложение), то начало д.
sum:=a+b; // складываем числа
writeln ('сумма - ', sum); // выводим сумму
end; //конец д.
if n = 2 then begin // Если n = 2 ( вычитание), то начало д.
raz:= a-b; //вычитаем
writeln ('разность - ', raz); // выводим разность
end; // конец д.
if n = 3 then begin // Если n = 3 (умножение), то начало д.
pro:=a*b; // умножаем
writeln ('произведение - ', pro); // выводим произведение
end; // конец действия.
{Дальше комментарии к оператору if отсутствуют, т.к. они почти теже}
if n = 4 then begin
del:=a/b; // выполняем простое деление
writeln ('простое деление - ', del); // выводим деление
end;


end. //конец программы

Приложенные файлы

  • docx 15907879
    Размер файла: 27 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий