Усуль фикх


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


85


ПРصДМصТ:


ПРصПОДАВАТصЛɖ: Габдуллин Зульфат хазрат

3 КУРС, 2014
-
2015


Усул
ь аль
-
фикх


изучение фикха


Для к
ажд
ого

мусульманин
а изучение тех разделов шариата,
которые
необходимы в его жизни
является


фарз гайн
,
т.к. человек каждое свое дело должен выполнять согласно требованиям
шариата.

Человек не может выполнять какое
-
либо тре
бование
шариата,

сначала не изучив его.
Поэтому получение знаний


фарз.

«
Мухаммад
сгвс

сказал: «Получение знаний



обязательно (
фарз
)

для каждого мусульманина и
мусульманки»



Знания стоят выше намаза. Когда мусульманин получит
знания,

в которых, он испыты
вает
необходимость, получение дополнительных знаний для него является фарз кифая. Например
-

знать 1часть Корана (1 джуз)
-

фарз гайн, знать Коран полностью
-

фарз кифая. Получить
начальное обоазование в медресе
-

фарз гайн, получить высшее религиозное обр
азование
-

фарз
кифая.

Посланник
Аллаh
а
сгвс

сказал: «صсли
Аллаh

пожелал добра для кого
-
либо, Он сделает его
факихом в религии (то есть, человеком, который понимает все тонкости религиозных положений)»


Понятие

фикх



عадисов призывающих к изучению фикха б
ольшое количество. И это показывает, что для
мусульманина знать свою религию является обязательным
-

фарзом.

Языковое значение слова "фикх"
-

понимание, вникание, осмысливание, постижение.

А в шариате "фикх" означает практическ
ое понимание

шариатских норм

(хукмов), выведенн
ых

из тафсыйли доказательств
-

Корана и сунны.

Правовые нормы (хукмы)
-

это нормы, применяемые в практической жизни. Говоря же о
шариатских нормах, перед глазами держат нормы и степени их значимости
-

фарз, ваджиб, суннат.


Понятие "шар
иат" включает в себя все шариатские науки
-

ахляк, гыйбадат (поклонение),
игътикад (акыда) и прочие.


Понятие "фикх" включает в себя:

-

поклонение гыйбадат
ةدبع

-

взаимоотношения мугаммалят
ت�уاعу

-

наказание гукубат
-

تابوвع

и прочее.


Наука фикх в свою

очередь состоит из 3
-
х частей:

1. Усулуль фикх

-

основа фикха. В этой части фикха собраны правила помогающие
выводить нормы права (хукмы фикха). Не зная этих правил человек, может совершить большие
ошибки в фикхе. Поэтому эта наука называется

основой фикха.

2. Ахкамуль фикхия



-

нормы фикха (хукмы фикха).
В этой части фикха
собраны различные правовые нормы. Например, нормы (хукмы) намаза.

3. Кавагидуль фикхия
-


-

правила фикха. В этой части фикха с
обраны правила,
выведенные из аятов и хадисов. Эти правила позволяют людям выйти из сложных ситуаций.



»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


86

Периоды развития науки фикх


Наука фикх зародилась с началом ниспослания откровений Мухаммаду
сгвс
.

Пророк
Аллаh
а
сгвс

разъяснял своим сахабам хукмы, взят
ые из аятов. Они в свою очередь принимали их с легкостью,
т.к. сахабы хорошо знали арабский язык. Кроме всего прочего они были его современниками и
если у них возникали вопросы, то они обращались с ними к Посланнику
Аллаh
а
сгвс

или к кому
-
то
знающему среди

них.

Среди сахабов было много знатоков хукмов шариата, но, несмотря на это хукмы шариата не
собирались в книги. По мере того как мусульманский мир удалялся от эпохи Мухаммада
сгвс
,
начали умирать сахабы, и Ислам стали принимать целые народы, не знающие
арабского языка,
появилась потребность в фисксации науки фикха. Т.к.
Аллаh

повелел совершать дела, следуя
Корану и хадисам. В результате потихоньку начался сбор фикх хукмов. В этой области приложили
свои усилия множество ученых. Среди этих ученых самыми пр
изнанными являются имамы 4
мазхаб
ов. Они
-

имам Абу عанифа, имам Шафигый, имам Малик, имам Ахмад.


1 эпоха
-

эпоха пророка Мухаммада
сгвс


В развитии фикха период жизни Посланника
Аллаh
а занимает самое важное место. В это время
Мухаммаду
сгвс

были ниспосланы

все каноны шариата, и доведены им до сахабов. Во времена
Пророка
сгвс

шариат состоял из 2
-
х частей:

-

нормы (хукмы) шариата ниспосланные в Мекке

-

нормы (хукмы) шариата, ниспосланные в Медине

Мекканские нормы шариата в большинстве своем были связаны с акы
дой и ахляком. В то
время шариатские нормы были в общем виде
-

призыв к благому, удерживание от плохого.

Шариатские нормы, ниспосланные в Медине, в основном были правовыми нормами. Т.к. в
Медине мусульмане создали и поставили на ноги свое первое мусульман
ское государство.

Шариатские нормы ниспосылались Мухаммаду
сгвс

2
-
мя способами.

Первый, это когда нормы ниспосылались в связи каким
-
либо событием. Например, когда
сахабы задавали какой
-
нибудь вопрос Пророку
сгвс
, либо если происходило какое
-
нибудь событие.

В этом случае Посланник
Аллаh
а
сгвс

делал дуа
Аллаh
у и задавал свой вопрос. Позже
Аллаh

Всевышний ниспосылал по этому поводу аят.

Второй, когда нормы приходили без прямой взаимосвязи с каким
-
либо событием.

Не для разрешения каких
-
либо происшествий, вопросо
в, но возможно для построения нового
общества.

В то же время шариатские нормы ниспосылались постепенно, не все единовременно.
Постепенность ниспосылания
проявлялась,

во
-
первых,

во времени (Мухаммад
сгвс

задал вопрос о
кыйбле, ответ пришел только через 16

лет) и во вторых в самих правовых нормах (постепеный
запрет алкоголя).

Также вначале шариатские нормы сначала ниспосылались в общем, а позже ниспосылаются
разъясняющие аяты и хадисы (1 норма
-

читайте намаз, 2 норма
-

читайте намаз с восхода до
захода с
олнца, 3 норма
-

будьте внимательны к намазам средним и т.д.)

Также среди шариатских норм были и такие, которые были заменены ниспосланием новых
аятов (насих и мансух).


2 эпоха
-

эпоха праведных халифов.


Во время жизни Посланника
Аллаh
а
сгвс

шариат был ни
спослан в полном объеме. В эпоху
халифов наука фикха росла, расширялась, т.к. новые страны, народы принимали Ислам. В то же
время возникали новые обстоятельства, происходили новые события, появилась необходимость
вынесения решения в отношении этих вопрос
ов. Факихи искали решения этих вопросов. В
некоторых вопросах они приходили к единому решению, так появился
-

и
д
жмаг
-

единое мнение
ученых
-
факихов.

В некоторых вопросах ученые не смогли придти к единому мнению
-

так появился ихтиляф
-

разногласие.

»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


87

Появлен
ие ихтиляфа можно связать с нижеследующими причинами:

-

некоторые сахабы знали больше хадисов, некоторые меньше. Поэтому они выносили разные
решения

-

сахабы не пришли к единому мнению относительно достоверности хадиса. У некоторых хадис
вызывал доверие, у

некоторых нет.

-

сахабы и факихи по
-
разному понимали аяты и хадисы. Их понимание было связано с тем, где
они жили, их народом и их собственными обычаями. Сахабы в эпоху праведных халифов
старались не спорить и не конфликтовать, они не спешили выносить сво
и решения (фетвы). Т.к.
фетв было мало, то, как следствие и ихтиляфа было мало.


3 эпоха
-

661
-

750 год


В это время Исламский халифат стал еще больше, и как следствие появилось еще больше
спорных вопросов и ситуаций требовавших разрешения.

Ученые стали р
азъезжаться по разным странам, у них появились свои ученики. Уровень знаний
каждого ученого был различным. Поэтому решения и фетвы, выносимые ими, были разными.

Когда ученые разъехались по разным странам возможность собраться и придти к единому
мнению исче
зла.

В то же время ученые давали фетвы исходя из обычаев того места, где они проживали.

В этот период увеличивается количество передатчиков хадисов. Факихи вынося свои решения,
опирались на Коран и хадисы. Коран еще не был собран в единый мусхаф,
а

хадисы
еще не были
объеденены в сборники
. Поэтому количество передатчиков хадисов сильно увеличилось.


Именно в это время появилось 2 школы:

-

школа "ахл аль
-
хадис"


-

школа "ахл ар
-
ра'эй"



Факихи входящие в школу "ахл аль
-
хадис" при вынесении решений опирались на Коран и
сунну. صсли не могли найти там решение, отказывались выносить какое
-
либо решение.

Факихи из школы "ахл ар
-
ра'эй" также при вынесении решений опирались на Коран и сунну.
Однако если не могли найти ответа, о
ни изучали причины ниспослания того или иного решения, и
установив эти причины и цели выносили решение по аналогии
-

использовали разум.

Школа "ахл аль
-
хадис" зародилась в Медине, а школа "ахл ар
-
ра'эй" в Куфе.

События происходимые в Медине не сильно от
личались от эпохи посланника
Аллаh
а
сгвс
,
поэтому там и не возникало необходимости в вынесении принципиально новых решений.
Требовалось использовать разум. В этой эпохе хадисам придавалось большое значение. عадисы
были объединены в сборники.

Имамы 4
мазхаб
о
в представили свой путь
-

учение.


4 эпоха
-

середина 2 века
-

середина 4 века


На этот период пришелся расцвет науки фикха. Имамы мазхабов создали свои школы.

В период правления Габбасидов ученым уделялось множество внимания.
Например,

на службе
халифа ع
аруна Рашида был Абу فсуф в должности верховного сульи
-

кади аль кудат.

Исламское государство расширялось и новые народы, принимающие ислам высказывали свою
потребность в фикхе. Ученые, исследуя традиции и обычаи этих народов, брали те что не
противоречил
и шариату и выносили свои решения.

В этот период хадисы собираются в книги, классифицируются.

Это время стало самым ответственным для ученых.





»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


88

5 эпоха конец 4 века середина 6 века


Этот период считается периодом застоя в фикхе. После появления имамов 4
основных
мазхаб
ов
уже не осталось тех, кто достиг бы уровня муджтахида. Основываясь на трудах этих ученых, была
выстроена наука ставшая основой фикха
-

усулуль
-
фикх.

Из правовых норм оставленных муджтахидами выбирался один хукм. Проверялись далили
остальны
х
мазхаб
ов. Все это проходило только в форме обучения. В это время двери иджтихада
закрываются. В период застоя фикха пишутся комментарии к книгам по фикху. Фетвы
собираются в книги.


Нормы шариата
-

мазхаб

Абу عанифы


В
мазхаб
е Абу عанифы шариатские норм
ы делятся на 8 групп:


1.
ФАРЗ

صсли
Аллаh

Всевышний приказывает что
-
либо и это повеление, приказ
подтверждается Священным Кораном или мутаватир хадисом, т.е. катгый (категорическим)
доказательством, хукм этого деяния будет
фарз
.

Не
исполняющий
-

наказывает
ся, отрицающий
-

является неверующим (кяфир).

Фарз делится на 2 вида:

а) фарз гайн
-

является обязательным для каждого мусульманина
-

намаз, ураза, закят, хадж и
прочее.

б) фарз кифая
-

если будет выполнять, хотя бы одна группа из общины, с остальных эта

обязанность снимается. Например, джаназа намаз, знание Корана наизусть.


2.
ВАДЖИБ

صсли
Аллаh

Всевышний приказывает что
-
либо и это повеление, приказ
подтверждается занни доказательством таким как ахад хадисы, хукм этого деяния
-

ваджиб.

Например, фитр
-
с
адака, курбан, витр намаз и прочее.

Не
исполняющий
-

наказывается, отрицающий
-

не становится неверующим.


3.
СУННАТ


صсли Посланник
Аллаh
а
сгвс

в каком
-
либо деянии проявлял постоянство, хукм этого
дела
-

суннат
.

Суннат делится на 2 вида:

а) суннат муаккада

-

Пророк
Аллаh
а
сгвс

их никогда не оставлял, нап
ример
-

азан, камат, сунны
намазы после фарз намазов, сунна утреннего намаза.

б) обычная сунна
-

были случаи, когда Посланник
Аллаh
а
сгвс

их пропустил, один или два раза,
например,

сунна предвечернего намаза,
есть
-
пить правой рукой, выходить с правой ноги и т.д.

Не
делающий
-

порицается, лишается права заступничества, совершающий
-

будет
вознагражден.


4.
МУСТАعАБ

صсли Мухаммад
сгвс

какое
-
либо дело совершал изредка, хукм этого деяния
-

мустахаб.

Например, нафль г
ыйбадаты
-

духа намаз, пост понедельник
-
четверг.

Не
делающий
-

не порицается, т.к. это делается для дополнительного вознаграждения.


5.
عАРАМ


صсли
Аллаh

Всевышний что
-
либо запретил и этот запрет подтверждается
Священным Кораном или мутаватир хадисом, т.е.
катгый (категорическим) доказательством, хукм
этого деяния будет
-

харам.

Например, есть свинину, употребление алкоголя и т.д.

Отрицающий
-

является невер
у
ющим (кяфир), совершающий
-

грешник, наказывается.


6.
МАКРУع
(макрух тахрими)

صсли
Аллаh

Всевышний
ввел запрет на что
-
нибудь и этот запрет
подтверждается занни
доказательством,

таким как ахад хадисы, хукм этого деяния
-

макрух
тахрими.

»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


89

(Тахрими
-

от слова харам, но нет прямого з
апрета в Коране, з
апрет высказан не прямым
текстом
.
)

Например, курение, спра
влять нужду в реку, перебивание торговли.

Совершающий
-

наказывается, отрицающий
-

не становится неверующим (кяфир).


7.
МУСТАКРАع
(макрух
танзихи
)

صсли Посланник
Аллаh
а
сгвс

призывал отказаться от
совершения чего
-
либо, хукм такого деяния
-

мустакрах танзи
хи.

Например, есть левой рукой, есть без "бисмилля", есть лук
-
чеснок в основе этого халяль, но
идти в мечеть, поев их, порицается. Сюда же можно отнести придти в мечеть (гости) с плохим
запахом изо рта или, наоборот, с сильным ароматом духов.

Совершающий
-

порицается (выговор).


8.
МУБАع

-

дела, которые можно делать, либо не делать.
Например,

есть досыта, спать досыта,
ходить.


عели шариата


Исламский шариат не был ниспослан бесцельно. Он был ниспослан с определенными целями,
ради человечества.

У шариата
есть 3 основны
е

цели:


1. сохранени
е

религии

Аллаh

Всевышний создал человека с основной целью, что тот поклонялся صму.

По этой причине
Аллаh

Всевышний каждому народу отправлял своего пророка, ниспосылал им
свои откровения (вахи), давал наставления.

Ниспо
слав Свою последнюю книгу
-

Священный Коран
-

Аллаh

дал обещание: "Воистину, Мы
ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его"




¯
)
À
C
Ù
V
Z
8

X
=
Ù
9

s
W

W
m
Ù
.
°
G







¯
)
X
T
œ
È
O
V
9
W
D
S
¾
À
°
Ý

S
V
P
:
§
²
¨
9. Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его.

(Ал
ь
-
عиджр, 159)


2. защит
а человека

Ч
тобы он мог соблюсти первую цель поклоняться
Аллаh
у. Под защитой человека
подразумевается следующее:

-

защита разума

-

защита имущества

-

защита души

-

защита чести


3.
защита окружающей среды


Так как

для совершения по
клонения
Аллаh

Всевышний дал нам землю. صсли мы не сможем
сохранить ее, мы не сможем соблюсти 1 и 2 цели.




»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


90

Источники хукмов шариата


В исламском шариате хукмы были выведены, основываясь на 4 источниках:

-

Коран

-

сунна

-

иджмаг

-

кыяс



S
M
{
i
U
'


W
c
W
Û
Ï
°

Š



(

ß
S
Ä
<
W
%

X
Ä
(

S
Ä
È
k
°
»
U





(

S
Ä
È
k
°
»
U

X
T
W
$
S
À
y
ˆ
m
9


r
®

'
T
Ê

X
T
®
p
×
'
)
]


Ô
2
Å
3
=
°
%
(
D
¯

V
Ù
Ø
/
Å
Ê
Õ
Ã
W
s

X
=
V
"
r
¯
Û

Ä
Ô

[

È
P
T
w
j
Ä
m
V
Ù
r
Q

¯
)




»
$
S
À
y
ˆ
m
9


X
T
D
¯
)
Ø
/
Å
Ê
<
Å
.
W
D
S
Ä
=
°
%
Ø
U
É
"




¯

°

×
S
X
k
Ù
9


X
T
­
m
¦
\
)
[


3
\
7
°
9
š
V
l
¸
n
×
m
\
\
À
C
_

Õ
O
U

X
T

Z
c
®
T
Ú
'
V
"
§
®
²
¨
59. О
вы, которые уверовали в то, что ниспослано
Аллаh
ом пророку Мухаммаду
-

да благословит
его
Аллаh

и приветствует,
-

повинуйтесь
Аллаh
у и пророку, а также тем из вас
-

мусульман,
-

которые наделены властью, руководят по справедливости и выполняют шариат
Аллаh
а. صсли же
вы препираетесь о чهм
-
нибудь и возникнет спор между вами, обратитесь к Книге
Аллаh
а и к
Сунне صго пророка, чтобы рассудить это дело и выяснить, кто прав.
Аллаh

ниспослал Своه
Писание и вместе с ним шариат о том, о чهм вы препираетесь, и صго прор
ок разъяснил вам, как
следует жить и решать споры согласно шариату, если верите в
Аллаh
а и в День Суда. Ведь это
-

лучше для вас, потому что вы будете руководствоваться поистине справедливыми законами в
ваших спорах. Это
-

пристойнее для вас, и разрешает с
пор, вводящий в заблуждение.

(Ан
-
Ниса


Женщины, 459)


1 источник
-

Коран


Священный Коран


это
великое
слово Аллаhа В
севышнего
. Он был ниспослан Мухаммаду
сгвс

через Джабраиля
гс

на ясном арабском языке.
Он б
ыл пере
дан

(сахабами)

мутаватир

(достоверным
и
)

хадисами

и собран в один мусхаф. Он начинается сурой Аль
-
Фатиха и
завершается сурой Ан
-
Нас. Он и своей самой короткой сурой заставил людей почувствовать себя
бессильными. Коран


это чудо, используемое в поклонении.
Аллаh

Всевышний дал обещание
сохранить

его вплоть до Судного Дня.

عукмы, в а
ят
ах

Корана можно разделить
на 3 вида:

-

عукмы, связанные с гакыдой

-

عукмы, связанные с ахляком

-

عукмы, связанные с богослу
ж
ением


В Коране
Аллаh

Всевышний испол
ь
зует 3 вида обращения:

-

ко всем людям
-



-

О люди

-

к мусульманам

-

О вы, которые уверовали...

-

к неверующим



О вы, которые не

уверовали
...

Аяты
Корана можно разделить на категоричные (катгый) и
аяты,
оставляющие место

для


разных толкований (
занний
)
.

К категоричным аятам относятся аяты, состоящие из слов, которые несут в себе только одно
единственное значение.

Этим аятам нельзя дать другого смысла.

É
R
X
k
°



s
9


r
¯
7


s
9


X
T
(

T
Á

¯

Õ
B


V
Ù

#
Å
.
6
i
°
P
š
X
T

\
-
Æ
M
Ø
@
°
h
%
V
R
V
}
(

°
%
:
Q
W

Ú

\
B
(

Y
X
T

Å
.
Ö
k
É
]
Ú
'
V
"

\
-
®
M
®
5
¸
R
V
Ù
Ú

X
q
r
¯
Û
«
Û
Ï
°
j




D
¯
)
Ø
/
Å
Ê
=
Å
.
W
D
S
Ä
=
°
%
Ø
U
É
"




¯

°

×
S
X
k
Ù
9


X
T
­
m
¦
\
)
[


(
Õ
i
S
M
Õ

X
j
Ù
9
X
T

\
-
Æ
M
X
5

[
k
W
Ã
¸
R
[
Ý
®
Œ


V
»
]
C
°
h
%
W
Û
Ü
°
=
°
%
Ø
U
À
-
Ù
9


§
«
¨
2. Прелюбодейку и прелюбодея
-

каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладе
вает вами
жалость к ним ради религии
Аллаh
а, если вы веруете в
Аллаh
а и в Последний день. А свидетелями
их наказания пусть будет группа верующих.
( Ан
-
Нур


Свет, 242)




»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


91

К занный аятам относятся аяты
, состоящие из слов, которые несут в себе несколько знач
ений.


Á
0

V
)


V
¼
À
-
Ù
9


X
T
|
¦
Ô
¡
Ž

X
n
W
,
W
c

C
¯
I
¦

Á
Ý

U
'
¯

V
R
V
:

Q

U
2

Ä
à
T
Ä
m
É

3

Y
X
T
r
#
°
V
V
f

C
È
N
P

D
U

]
C
Õ
-
È
)
Ö
3
W
c

W
%
W
,
Q

\
]
Œ



ß
r
¯
Û

C
¯
I
°
%

W
P
×
q
U

D
¯
)

C
Å
.

C
°
%
Ø
U
Ä
c




¯

°

×
S
X
k
Ù
9


X
T
­
m
¦
\
)
[


3

C
Æ
M
È
-
V
9
S
Ä
È
È

X
T
r
,
\
O
U


C
°
F
°
L
j
W
m
¯

r
¯
Û
\
7
°
9
š
V
l
Ø
D
¯
)
(

à
T
À
j

X
q
U


=
U

Q

Õ

¯
)
3

C
È
N
P

X
T
Ä
#
Ø
:
°
%
s
°

Š




C
®
M
×
n
Q

W
Ã
¦

T
Â
o
Ø
È
S

Ú



¯

3
»
$

\
B
­
J
m

°
9
X
T

C
®
M
×
n
Q

W
Ã
¸
R
\
B
X
q
\
j
2
Œ



X
T
Ï
s
c
®
u
W
Ã
Ï
/
Ì
¦
3
\
O
§
«
«

¨
228. Разведенные женщины должны выжидать в течение трех
периодов
. Не дозволено им
скрывать то, что сотворил
Аллаh

в их утро
бах, если они веруют в
Аллаh
а и в Последний день.
Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Согласно
установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше
их по положению.
Аллаh

-

Могущ
ественный, Мудрый.

(Аль
-
Бакара


Корова, 2228)


Слово


Ä
à
T
Ä
m
É



-

имеет несколько значений.

Имам Абу عанифа


использует значение «чистый»
-

тухр

Имам Шафигый значение «месячные»

В обоих
мазхаб
ах ждут 3 срока, только срок определяется
по
-
разному
.


2 исто
чник
-

сунна


Сунна
-

это слова Посланника
Аллаh
а
сгвс
, его дела, его

невысказанные одобрения
, его характер,
манеры и
нравственные качества, переданные сахабами и табигинами от одного к другому и
дошедшие до собирателя хадисов.

عукмы сунны подтвер
ждают

хук
мы Корана. В то же время сунна разъясняет аяты Корана.


3 источник
-


иджмаг


И
джмаг

-

это единодушное

мнение всех муджтахидов



мусульман
, живущих

в од
и
н

период
времени (один век)
после кончины

Пророка Мухаммада
сгвс

относительно

правовой

нормы по
ка
кому
-
либо практическому вопросу
.

Что иджмаг был правильным должны соблюдаться следующие условия:

1. это должно происходить после смерти Мухаммада
сгвс


2. люди, выносящие решение д.б. муджтахидами (единое мнение ученых не является
иджмагом)

3. л
юди, выносящие решение д.б. мусульманами

4. вопрос в отношении которого выносится решение д.б. шариатским вопросом


Согласно ханафистскому
мазхаб
у
:

-

иджмаг, вынесенный муджтахидами сахабами, приравнен в хукме с мутаватир хадисами
11

-

иджмаг, вынесенный

му
джтахидами табигинами и таби
-
табигыйнами
, приравнен в хукме с
машхур хадисами
12

-

иджаг, вынесенный муджтахидами, последующих поколений, приравнен в хукме с ахад
хадисами
13

Иджмаг относится не к столпам религии а к ее ответвлени
ям.










11

Аль
-
иджмаг аль
-
мутаватир (непрерывный иджмаг)

12

Аль
-
иджмаг аль
-
машхур (известный иджмаг)

13

Аль
-
иджмаг аль
-
ахади (одиночный иджмаг)

»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


92

4 источник
-



кыяс


Языковое значение слова «кыяс»
означает сравнение, сопоставление,

аналогия
.

В шариате кыясом называют
религиозное суждение, которое выносится по аналогии с
похожими решениями, изложенными в Коране и
сунне, в отношении вопроса хукм которого
неизвесте
н.

Например, хукм одного факта известен. Водка (вино)


это харам. عукм второго неизвестен


джин тоник. Однако последствие употребления второго такое
же,

как от употребления первого


опъянение.
Следовател
ь
но, хукм первого факта переносится на второй фак
т.



S
M
{
i
U
'


W
c
W
Û
Ï
°

Š



(

ß
S
Ä
<
W
%

X
Ä

\
-


¯
)
Ä
m
Õ
-
V
c
Ù
:


È
n
¦
ƒ
Ù
j
\
-
Ù
9


X
T
½
!

_
¡

)
]


X
T
Ä
1

V
9
Ù
w
)
]


X
T


Õ
B
®
q
Õ
C
°
h
%
«
#
\
-
W
Ã
¨
C

V
¼
Ù
k


9


È
P
S
È
7
°
A
W
*
Õ
B


V
Ù
×
1
Å
3


\
È
V
9
W
D
S
À
U
¯

Ù
Ý
É
"
§
²
«
¨
90. О те, которые уверовали Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, ка
менные
жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны.
Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете.

(Аль
-
Маида


Трапеза, 590)



Перечисленные выше четыре источника являются основными источниками шариата. Кроме
этого к ним
добавляют еще два:

1.

истихсан

Языковое значение


выбор лучшего
. В шариате это означает переход муджтахидов от
явного
к
скрытому кыясу, или переход от общего к
част
ному кыясу.

а) переход от
явного

к скрытому кыясу

Например,

мы знаем что вода,
оставшаяся от питья хищных животных, является наджсом.
Согласно явному кыясу можно вынести решение, что вода, оставшаяся от питья хищных птиц
также является наджсом.

Однако переходя к скрытому кыясу можно сказать животные лакают воду своими языками. А
пти
цы окунают в воду свои клювы и так пьют. Клюв это кость, а кость не является наджсом.
Значит, применяя истихсан
,

можно сказать, что вода, оставшаяся от питья хищных животных
,

является чистой.



б) переход от общего к частному

Например, продавать товар, кот
орого у тебя нет или составлять соглашение о продаже

такой
вещи запрещено. Это общий хукм. Однако применяя истихсан можно сказать что в ремесленной
области можно взять оплату за труд или товар, который будет сделан. Это переход от общего
хукма к частному.


2.




О
бычаи

и традиции

Обычаями (гореф) называют слова и дела, которые люди выполняют по привычке. Их можно
разделить на 2 вида:

а)

джаиз


правильные. Обычаи, которые принимаются. Они не противоречат ни Корану,
ни Сунне.

Например,

каз омэсе

14
, сабантуй.

б)


батыйль


недействительные. Обычаи, которые противоречат шариату.

Например, науруз, кража невесты, «карга боткасы» (воронья каша).






14

Каз омэсе (Каз ΪмΩсе
²

«Гусиные помочи», или «Гусиное перо»)
²

древний татарский праздник, когда та
тарские молодые люди и девушки за
работой (совместным ощипыванием гусей
²

отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить
отношения и создавать семьи.

Начинается с первого дня зимы. И так будут праздновать, пока вся дер
евня не справится с урожаем белого пера.


»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


93


Иджтихад


И
джтих
а
д в языке означает усердствование, большое

старание.


В

шариате
иджтихадом
называют
вынесение шариатских решений (хукмов) с приложением
максимальных

усили
й на основе
тафсыйли


доказательств
-

Корана и сунны.

Правильность иджтихада подтверждается Кораном и сунной.

X
S
É
F
X
T
s
°

Š




i
W
%
X
º
×
q
)
]



#
\
È
\
B
X
T

S
M
n
°
Ù
]

¦
{
š
X
T
X
q

>
m

S
M
Ø
;
U

X
T
(
C
°
%
X
T
«
G
#
Å
.
°
1
š
W
m
\
-


9



#
\
È
\
B

S
M
n
°
Ù
«
Û
Ø
Ü
\
C
Ø
T
\
w
«
Û
Ø
Ü
X
=
Ù
2


(

¦

Ù
Ó
Ä
c

#
Ù
j
Š
9


X
q

S
M

@
9


3

D
¯
)
r
¯
Û
\
7
°
9
š
V
l
:
0

W
c
8
[
4

×
S
V
)
°
L
9
W
D
T
Ä
m
Š
3
[
Ý
W
*
W
c
§
¬
¨
3. Он
-

Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взраст
ил на ней из
разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом
-

знамения для людей
размышляющих. (Ар
-
Рагд
-

Гром , 133)

Посланник
Аллаh
а
сгвс

сказал: “صсли кто
-
то совершит иджтихад и найдет верное решение, он
получит 2 награды


за иджтихад

и за правильное решение. صсли же он ошибется, то получит
награду только за иджтихад
!
»



Иджтихад может совершать только муджтахид.
Муджтахидом

может быть только тот кто
соблюдет следующие требования:


1. муджтахид должен уметь разъяснить языковое и шариат
ское значение всех хукм
-
аятов
Священного Корана.

2. у
словием муджтахиду ставится знание

всех аятов Корана

и умение быстро их найти,
процитировать (знать наизусть)

3. муджтахид должен уметь разъяснить языковое и шариатское значение всех хукм
-
хадисов
.
З
нать иснад (цепочку передатчиков), их биографии, причины произнесения хадиса.

4. знать насих (отменяющий) и мансух (
отмененны
й
, их в Коране 17
) аяты и хадисы.

5. з
нание вопросов, по которым достигнуто иджм
аг

(согласие)

6. знание вопросов по которым со
вершен кыяс и методы совершения кыяса.

7. з
нание арабского языка

(наху (грамматика), сарф (
морфология
), балага

(риторика,
красноречие)
, адаб, гыйл
ь
мул
ь

магани, гыйлмул баян, гарут, асвад и т.д.)

8. знание науки усуль аль
-
фикх

9. знание целей шариата


Идж
тихад не совершается в общеизвестных

вопросах религии
, категоричн
ых нормах шариата.

Он совершается в неизвестных
областях
,
в
вопросах
,

имеющих

слабые доказательства.

Например не совершают иджтихад в вопросе совершения намаза как такогого
,

а совершают
иджт
ихад в одном из ответвлений намаза
.

Не все м
уджтахиды
обладают одиноковыми степенями.

На самой высокой ступени находится
независимый

муджтахид. Он сам, основываясь на
принципах усуль
-
фикха, находит, выносит решение (хукм)

Далее идет муджтахид


мутлак. О
н достигает степени муджтахида в какой
-
то одной области.


صсли муджтахид хочет совершить иджтихад сначала он ищет ответ в Коране, если не найдет
там, то обращается к хадисам. صсли не найдет ответа в хадисах, то ищет в вопросах, по которым
уже совершен иджт
ихад. Затем он обращается к кыясу.

В наше время двери иджтихада открыты, но открыты они только для муджтахидов.









»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


94


Таклид

-

следование


Языковое значение слова «таклид»
-

бусы, ожерелье.

В шариате таклид означает следование муджтахиду.

Такли
д не совершается
в общеизвестных
вопросах.

Например, нет таклида в вопросах
игътикада (веры в
Аллаh
а). В вопросах веры человек должен
сам, размышляя и опираясь на различные доводы, придти к вере.

А вот совершать таклид в области фикха является правильным
. Однако совершать таклид
муджтахиду запрещено


харам. عукм таклида обычного человека или обычного ученого


ваджиб.



W
%
X
T

X
=
Ú

\
y
×
q
U

¦
°
%
\
7
¯

×
6
V


Y
¯
)
<
Y

\
C
®
q
Ü

¨
T
S
}

×
1
®
M
×
n
V
9
¯
)
3
(

ß
S
É

W

Ô

V
Ù

#
Ø
F
U

­
m
Ù
.
°
G




D
¯
)
Ô
2
È
*
<
Å
.

Y
W
D
S
È
+
V
!
Ø
È
V
"
§
­
¬
¨
43. М
ы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. صсли вы не
знаете, то спросите обладателей Напоминания.

(
Ан
-
Нахль

Пчهлы
, 16/43
)


Таклид бывает 2 видов:

1.

джаиз
таклид



правильный. Иначе его называет одобряемый таклид. Это

таклид
обычных мусульман, которые не могут сами совершать иджтихад.

Так как он не может
самостоятельно вынести шариатского решения, он выбирает мнение одного муджтахида и следует
ему.

2.

запрещенный таклид. Он в свою очередь делится на 3 вида:



отвернувш
ись от упомянутого в Коране, следовать за ритуалами, оставшимися от
предков



следование за человеком, о котором неизвестно является ли он муджтахидом или нет



продолжать совершать

таклид после того, как по какому
-
либо вопросу будет
установлено доказательство

и станет ясно, что установленное доказательство
противоречит мнению человек
а, за которым был сделан таклид
.


Совершающий таклид


это обычный человек.
Сюда же относятся и обычные ученые. صсли
человек не достиг степени муджтахида, он должен следовать за му
джтахидом. Обычный человек,
совершающий таклид, должен выбрать один
мазхаб

и следовать ему. Запрещается переходить из
одного
мазхаб
а в другой
.
عукм
следования одному масхабу


ваджиб.

По этой причине
,
выводтся следующее правило
:
«Мой мазхаб прав с вероятно
стью
ошибиться. Другие мазхабы ошибаются с вероятностью быть правыми»




Муфтий


Муфтием называют человека
,

выносящего фетвы.
У муфтия должны присутствовать те же
качества, что и у муджтахида. Муфтий выносит хукмы в отношении событий, которые проис
ходят
в повседневной жизни. Муфтий должен
разбираться в вопросе, о котором выносит фетву,
понимать

психологическое со
с
тояние спрашивающего,
знать
особенности жизни
общества, о
котором выносит фетву, понимать влияние данной фетвы.

В настоящее время слово «м
уфтий» чаще всего используют в отношении ученых знающих
хукмы одного из
мазхаб
ов.









»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


95

عукмы

насих и мансух



н
ас
и
х



языковое значение

стират
ь
, замена, переход из одного состояния в другое
.

В шариате термином “насих” называют
более

поздни
й

шар
иатски
й

довод
,
отменяющий

изначальную

шариатскую
норму.

Более поздний довод называется


н
а
сих

-

отменяющий, а прежняя норма

называется


мансух

-

отменяемый.

Замена одного довода другим исходит только от

Аллаh
а.
Понятия насих и мансух относитс
я и к
хадисам, но и в этом случае Пророк
сгвс

следовал приказам
Аллаh
а.


Пример насих аятов:


1
.
Ан
-
Нахль


Пчелы

16:67

C
°
%
X
T
°
1
š
W
m
\
-
U
2
«
#
k
°
b

=
9


»


X
=
Õ
Ã
)
]


X
T
W
D
T
Å
k
°
b
Ž
*
V
"
È
O
Ø
=
°
%

>
m
[
6
\
y

œ

Ù
w
®
q
X
T

˜
=
_

\
O
2

D
¯
)
r
¯
Û
\
7
°
9
š
V
l
<
R
W
c
8
[
4

×
S
V
)
°
L
9
W
D
S
É

»
)
Ø
È
W
c
§
¯
°
¨

67. Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и
добрый удел. Воистину, в этом
-

знамение для людей размышляющих.

2.
Аль
-
Бакара
-

Корова

2:219


\
7
W

S
É

W

Ô

R
d
¨
¦
W
Ã
­
m
Õ
-
\
b
Ù
9


¯
n
¦
ƒ
Ø
o
\
-
Ù
9


X
T
(
×
#
É



\
-
¯
I
j
°
Ù
·
1
Ù
2
¯
)
¸
n
m
¯
7

2
À
Ì
°
Ý

R
<
W
%
X
T
¥
ˆ


=

°
9


\
-
À
I
À
-
Ù
2
¯
)
X
T
È
n
W
9
Ó
2
U

C
°
%

\
-
¯
I
°
È
Ù
Ý


2
|

W

S
É

W

Ô

R
d
X
T

V
l

W
%
W
D
S
Á
)
°
Ý
=
Ä
c
«
#
É

X
S
Ù
Ý
\
È
Ù
9


2
|

°
9
š
[
k
[
.
À
Û
¯
h
Ü
W
7
Ä
c
Œ



Ä
1
Å
3
V
9
°
0

W
c
)
[


×
1
Á
6


\
È
V
9
W
D
T
Ä
m
Š
3
[
Ý
W
)
V
"

219. Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть
бол
ьшой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем
пользы». Они спрашивают тебя, что они должгы расходовать. Скажи:
«Излишек». Так
Аллаh

разъясняет вам знамения, быть может, вы
поразмыслите

3. Ан
-
Ниса


Женщины


4:43


S
M
{
i
U
'


W
c
W
Û
Ï
°

Š



(

S
Ä
<
W
%

X
Ä

Y
(

S
È

W
m
Ù
)
V
"
Q
Q
4
S
Q

ƒ
¡
9


Ô
2
È
)

U

X
T
3
s
W
m

V
3
À
y
4


/
\
O
(

S
À
-
Q

Ø
È
V
"

W
%
W
D
S
Å
9
S
Á
)
V
"

Y
X
T

˜
7
Ä
<
Ä
B

Y
¯
)
s
­
m
¯


W
Ã
"
#
k
¯
6
\
y
4


/
\
O
(

S
É

¦

W
)
Ù
Ó
V
"
3
D
¯
)
X
T
/
Å
Ê
<
Å
.


\
¬
Ô
p

'
Ø
T
U

4
r
Q
"
W
Ã
"
m
[
Ý
\
y
Ø
T
U

X
Ä


\
B

i
W
P
U

1
Å
3
<
°
h
%
]
C
°
h
%
¦
½
®
Œ


W
Ó
Ù
9


Ø
T
U

Ä
/
Å
Ê
Ô

\
-

V
9
X
Ä


_

°
h
<
9


×
1
Q

V
Ù
(

T
À
i
¦
I
U
%
=
Ä


W
%
(

S
À
-

-
X
k
W
)
V
Ù

;
i
k
°
È
_


;
7
®
J
j
V
»
(

S
À
U
_

Ù
%


V
Ù
×
1
Å
3
°
F
S
Ä
B
Ã
S
¯

×
1
Å
3
c
°
i
Ø
c
U

X
T
2

D
¯
)




W
D

[
.

c
S
Á
Ý
W
Ã

˜
q
S
Á
Ý
[
Î

43. О те, которые уверовали Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными,
пока не станете понимать то, что прои
зносите, и будучи в состоянии
полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь
путником. صсли же вы больны или находитесь в путешествии, если кто
-
либо
из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не
нашли воды
, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки.
Воистину,
Аллаh

-

Снисходительный, Прощающий.

4. Маида


Трапеза

5:90


S
M
{
i
U
'


W
c
W
Û
Ï
°

Š



(

ß
S
Ä
<
W
%

X
Ä

\
-


¯
)
Ä
m
Õ
-
V
c
Ù
:


È
n
¦
ƒ
Ù
j
\
-
Ù
9


X
T
½
!

_
¡

)
]


X
T
Ä
1

V
9
Ù
w
)
]


X
T


Õ
B
®
q
Õ
C
°
h
%
«
#
\
-
W
Ã
¨
C

V
¼
Ù
k


9


È
P
S
È
7
°
A
W
*
Õ
B


V
Ù
×
1
Å
3


\
È
V
9
W
D
S
À
U
¯

Ù
Ý
É
"
§
²
«
¨
90. О те, которые уверовали Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры,
каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из
деяний сатаны. Сторонитесь же ее,
-

быть может, вы преусп
еете.


Мансух аяты

облегчали людям усвоение, принятие шариатских норм. صсли бы аяты
ниспосылались сразу и в категоричном виде это могло привести к сложности выполнения этих
хукмов.
Аллаh

Всевышний, ниспосылая хукмы людям разными способами, этим самым
дока
зывает что они находятся на правильном пути и что они не
сбились с истины.

В наше время мансух аяты и хадисы должны разъясняться людям имамами.





»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


96

عукм и его виды


Слову «хукм» в арабском языке

означает сдерживать, ставить преграду.

В шариате слово
«
хукм
»

означает
решение
появившиеся вследствии

претвор
ения

в жизн
ь
веления Аллаха Всевышнего.


عукм бывает 2 видов:

1) عукм таклифи

-

вмененная норма

2) عукм вадгый
-

установленная норма


Религиозные хукмы по степени

делятся на два вида
:

-

аль
-
газыйма

-

а
р
-
рухс
ат


В языке
«
аль
-
г
аз
ыйма
»

имеет значения
«
основно
й»
,
«
тверд
ый», «неизменный»
.

На хукм
газыйма не влия
ю
т ни сложности,

ни трудности,

ни время зарурата. Он должен выполняться в
любом случае. Например
, фарзы намаза.

صсли же говорить о рухсате,

то в

языке ар
-
р
ухсат означает «облегчение», «позволение».

А в
шариате это хукмы которые могут быть изменены в случае возникновения каких
-
либо сложностей
или трудностей. Например, если человек не может читать намаз, стоя (по болезни) он может
читать его стоя, или путешест
венник может отложить уразу (в Рамазан).


عукм аль
-
вадгый
-

установленный


عукм вадгый


это категоричный хукм
,

установленный Аллахом Всевышним
, который должен
исполняться

человеком.

Он состоит из нескольких частей.

1) гиллет


состояние

2) саба
п



причин
а

3) шарт


условие

4) галямат


признак

5) маниг


препятствие


1. ГИЛЛصТ

Языковое значение


отрицание, изменение. В шариате


состояние
,

изменяющ
е
е
хукм.

Исходя из
«состояния»

выносится хукм.

Например: Мужчина и женщина являются запретными (харам) друг

для друга.
Никах
полностью меняет хукм, и они становятся друг другу дозволенными (халяль)
. Такой гиллет
называется
«полным»
.

Также бывает
«неполный»

гиллет, он изменяет один хукм на другой лишь частично.

Некоторые
препятствия могут помешать немедленному

проявлению нормы (хукм). Когда препятствие будет
устранено,
то хукм изменится полностью.

Например: Купив телефон в рассрочку

его нельзя продать до полного погашения долга.


2. САБАП

имеет два значения


узкое и широкое.



Сабап в широком значении
.
«
Широкий
»

сабап
связывает известный хукм с гиллетом.


Например: совершение намаза


фарз, наступление времени намаза


гиллет.

Опьянение является сабап (причиной)
того что
алкоголь

является запретным (харам)
. Гиллет
(состояние)


то,

что человек пьян.


Сабап в ш
и
рок
ом значении

у
казывает на существование
шариатской

нормы (хукма).


К
аждое состояние (гиллет) является причиной (сабап), однако не каждая причина (сабап)
является состоянием (гиллет).


»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


97

Сабап в узком значении не указывает на существование шариатской нормы
,

он является только
помошником в
определении шариатской нормы (хукма
)
.

Например: наступление времени намаза
является доказательством того что намаз должен быть
совершен.
«Узкий» сабап


это то, что показывает наступление этого времени. Закат солнца
показыв
ает, что наступило время магриб
-
намаза.


Например:
Намаз


фарз. Наступило время зухра


сабап.
Гиллет


наступило время. Признак
этого


солнце прошло зенит.


3. ШАРТ

-

это то, на чем базируется существование
хукма
.

Например:
наличие тахарата не обязывает

нас совершать намаз. Однако намаз обязывает нас
иметь тахарат, т.е. тахарат является шартом намаза.
Наличие двух свидетелей не обязывает
нас
совершать бракосочетание.
Однако никах
не будет признанным
действительным

без наличия двух

свидетелей.


4. ГАЛЯМАТ



при вынесении хукма

галямат всегда берется в расчет.
Степень хукма может
измениться.


Галяматы делятся на 4 вида:


1.
Открытай галямат.
Приход человека на молитву и п
роизнесение такбира


является
открытым признаком вступления человека в намаз.


2.
Услов
ный галямат. Беременность


является условным признаком замужества женщины.


3. Причинный галямат. Наступление времени намаза


является признаком что намаз д.б.
прочитан.


4. Наличие признака
. Восход
солнца является признаком наступления дня (окончание но
чи)



5. МАНИГ


запрещение, препятствие.
Наличие манига
является препятствием к вынесению
хукма. Например: у человека есть деньги и он отдает их в долг
ю. Невозможность вернуть долг
является препятствием


манигом к выплате закята.



Обязанный исполнять н
ормы шариата

Аль
-
мукаллаф


Мукалляф


это

человек,

взявший на себя определенные обязательства. Такой человек
называется


махкум иляйхи. Т.е.
человек,

выполняющий хукмы шариата.

Человек

способный
исполнить

возложенные на него

шариат
ом обязательствадолжен
соответствовать двум условиям:

1.


Р
азумны
й и половозрелый. Т
о есть достаточно развитым и сообразительным,
чтобы осознавать

обязанности.

Уметь видеть и слышать приказы Аллаха.

2.


Д
ееспособны
й.

Т
о есть
обладающий

силой соб
людать
возложенны
е на него
обязанности
.


Аллах Всевышний
возложил обязанности на разумного и половозрелого челоловека,

и

в то

же
самое время
на здорового человека
. صсли же человек обладает ограниченными
возможностями,

то
на него возлагаются ограниченные об
язательства.

»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


98

Права Аллаха

Аллаh одарил человека разумом, дал ему силу, здоровье и у Него есть

права в отношении
человека:

Право 1:
поклоняешься, поклоняйся только Аллаhу.

Право 2:
дополнительная
материальн
ая

нагрузк
а
,

например
фитр
садака.

Право 3:
п
оклонение из
того

что дал Аллаh, например гошер садака
.

Право 4: благодарность Аллаху за пользование данной нам планетой


харадж
.

Право 5:
каффарат


искупление человеком
своих
ошибок
.

Право 6:
наказание
, в качестве искупления

за совершеный грех


худуд.

Право 7: н
еполные

наказания
, например
лишение убийцы наследства
.
Ввиду того, что убийца
не

подвергается физическим страданиям, и речь не идет о каком
-
либо ограничении его свободы,
то

это наказание, то есть лишение наследства, является неполным.

Право 8:
д
у
хо
вное
у
дов
летвор
ение
, т.е.

человек

должен

д
овольствоваться тем чем наделил
Аллах, и быть благодарным за

это
.


عикмат ташриг
. Мудрость шариатских норм (хукмов)



Слово «
хикмат
» часто встречается как в
Коране,

так и в хадисах. Слова хикмат (мудрость) и
хукм (норма) происхо
дят от одного корня.

عикмат значит мудрость, также

слово

«
хикмат
»

приобрело такие значения, как причина, польза, знание истины вещей, поиск истины.

Обычно в
шариате словом «хикмат» обозначают некое
деяние,

совершенное с целью
достижения
определенной

пользы

(маслихат
15
)

То есть
конечным
результаом

каждого «хикмата» должна быть
польза.

Мудрое слово


полезное слово. Мудрость бе
з

пользы, не мудрость.

Вследствие мудрости
шариатская норма о
кончательно подтверждается.

صго доказательство
бывает бесспорным. صсли в

шариатском вопросе возникает противоречие

факихи должны
разрешить эту ситуацию с мудростью. صсли не будет мудрости
, то разногласия будут только расти.




15

МАСЛАعАТ
-

ПОЛɖЗА.

О
значает достижение полезного или устранение вредного. صго отличительной чертой
является всеобщность: для того, чтобы определенная вещь могла считаться маслахатом, имеющим силу, его
особенность
должна быть всеобщей. Личная и частная выгода не может расцениваться как маслахат. При этом
маслахат не должен противоречить Корану, сунне и иджмагу. صсть религиозные и мирские маслихаты. Религиозные
маслахаты
-

это очищение духа, развитие мысли, очищение
души, усиление решительности и воли, улучшение и
воспитание морали путем удаления из разума предрассудков и суеверий.


Мирские можно разделить на 3 вида.

Необходимые (дарури) маслахаты: это маслахаты, оберегающие самого человека, его имущество, разум, ре
лигию,
потомство. Эти пять польз объединены названием аль
-
масkлих ад
-
дарурийа. Для достижения этих пяти
маслахатов установлено большое количество норм. Некоторые из таких норм: возмездие, разграничение,
возмещение из их числа. Например, Аллах, наделив чело
века разумом, сделал возможным обращение к Себе. Для
защиты разума наложен запрет на опьяняющие напитки, а для тех, кто пьет, предусмотрены нормы наказания.


Потребные (хаджи) маслахаты: это маслахаты возникшие в связи с потребностями человека не достигшим
и уровня
необходимости. С целью удовлетворения этих потребностей приняты такие формы договоров, как продажа во
исполнение, исключительная сделка, покупка товара в кредит с уплатой задатка.


Маслахаты улучшения (тахсини): это маслахаты, не связанные с необх
одимостью и потребностью, они стоят за
выбором исключительно прекрасного и самого подходящего, предпочитая отсутствию какой
-
либо нормы ее наличие.
Например, такие, как правила поведения в обществе.


МАНФАГАТ


ВɕГОДА.
Права человека
-

это выгода (манфа
гат)

и его личная польза
.

Например, право получения
долга является финансовым правом и правом людей. Точно так же

стоимость купленного товара или стоимость
насильственно отнятого товара является частным

правом.

Субъекты могут отказаться от такого рода прав. Та
к
как люди имеют свободу выбора в этом

вопросе, они могут действовать по своему усмотрению.

»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


99

В настоящее время непризнаюшие мазхабы далеки от мудрости.
Они применяют шариатские
нормы не для пользы

религии а с другими целями.
Все
норм
ы

предписанные Аллаhом человеку
содержат мудрость. Все созданное Аллахом

создано Им с определенной целью. Но
не
все эти цели
известны нам.


Поэтому

получило

широкое

распространение

фраза
:


Нормы шариата построены

на интересах людей
.


Аллах Всевышний говорит в Коране:

×
1
Å
3
V
9
X
T
r
¯
Û
¥
«

_
¡
»
)
Ù
9


¸
Q
4
S
X
j
\
O
r
®

'
T
Ê
'


W
c
»


W
6
Ù
9
)
]


×
1
Á
6


\
È
V
9
W
D
S
Á
)
Ž
*
V
"
§
»
°
²
¨
179. Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума Быть может, вы будете
богобоязненны.
(Аль
-
Бакара


Корова, 2179)


В нормах шариата есть польза для людей.
По этой причине одной из цел
ей

шариата являтся

защита человека.


Противоречие


Для устранения противор
ечий
ме
ж
ду шариатскими хукмами

..
. встречаясь ... вопросами
необходимо работать над их устранение
м.

Наука изучающая
преи
мущество одного доказатьельства над другим называется



«
тарджих
ва

тагдил
».


صсли из 2
-
х спорных вопросов один будет доказываться
Кораном,

а второй ахад хадисом, то
преимущество всегда у Корана.

صсли противоречие во
зникает между мутаватир хадисом и ахад хадисом, то выше стоит первый.

صсли противоречие возникает среди равнозначных далилей, то выбор делается в пользу
мусульман.

Одной из причин возникновения противоречий может являться
то,

что один из далилей был
отмене
н (мансух).

صсли же преимущество одного далиля над другим не может быть выявлено никоим
образом,

то
будет лучше оставить их оба.

Например,

Абу عанифа
при вынесении решения о чтении Корана
за
имам
ом

взял в качестве
доказательства нижеследующий аят. И согл
а
сно ему «чтения имама достотачно для следующего за
ним»

и не разрешил читать аяты Корана в коллективном намазе.



V
l
¯
)
X
T
o
x
­
m
É

Ä
D

X
Ä
×
m
Á
)
Ù
9


(

S
Ä
È
°
-
W
*
Ô
y


V
Ù
œ
È
O
V
9
(

S
È
)
¦
¡

U

X
T
×
1
Å
3


\
È
V
9
W
D
S
È
+
[
S
×
m
É
"
§
«
«
­
¨
204. Когда читается Коран, то слушайте его и хр
аните молчание, быть может, вас помилуют.

(Аль
-
Аграф


Ограды, 7204)


Другие мазхабы взяли в качестве доказательства другой аят:




D
¯
)
\
7
Ž

X
q
¿
2
Q

Ø
È
W
c
\
7


U

Ä
3
S
Á
)
V
"
4
r
R
7
Ø
j
U

C
°
%
¥

V
?
É

É
2
«
#
Ù
k
Š
9


œ
È
O
[
Ý
Ô
¡
°

X
T
œ
È
O
V
:
É

É
2
X
T
¸
R
[
Ý
®
Œ


V
»
X
T
]
C
°
h
%
W
Û
Ï
°

Š



\
7
\
È
W
%
3
Œ



X
T
Ã
q
°
F
i
V
)
Ä
c

#
Ù
k
Š
9


X
q

S
M

@
9


X
T
3
]
2
¯

W
Æ
D
U

C
Š
9
È
P
S
¾
¡
Ù
V
Ê
%
]
!

W
*
V
Ù
×

Å
3
Ù
k
Q

W
Æ
(
(

T
Ã
Ä
W
m
Ù



V
Ù

W
%
X
n
~
ƒ
X
j
V
"
]
C
°
%
«
D

X
Ä
×
m
Á
)
Ù
9


3
]
1
¯

W
Æ
D
U

Ä
D
S
Å
3
X
k
\
y
2
Å
3
=
°
%
4

\
¬
Ô
p

'

W
D
T
Ä
m
\
\

X
Ä
X
T
W
D
S
È

¯
n
Õ
¸
W
c
r
¯
Û
¨
º
×
q
)
]


W
D
S
Å
Ó
W
*
×
6
W
c
C
°
%
«
#
Õ
²
V
Ù





W
D
T
Ä
m
\
\

X
Ä
X
T
W
D
S
É

°
*

V
)
Ä
c
r
¯
Û
«
#
k
¯
6
\
y




(
»
2
Ô

¯
0




¨
C

X
+
Ø
S
ˆ
m
9


»
2
j
°
O
ˆ
m
9


صсли вы обнаружили в тексте ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами: группа «Мухаммадия 2012
-
2016»

https
://
vk
.
com
/
muhammadiyakazan


100

(

T
Ã
Ä
W
m
Ù



V
Ù

W
%
X
n
~
ƒ
X
j
V
"
È
O
Ø
=
°
%
3
(

S
Ä
.
j
°

U

X
T
Q
Q
4
S
Q

ƒ
¡
9


(

S
É
"

X
Ä
X
T
Q
Q
4
S
[
.

s
9


(

S
Á
»
­
m
Ù

U

X
T





˜
»
×
m
V


;
=
_

\
O
3

W
%
X
T
(

S
Ä
%
°
F
i
V
)
É
"

Å
3
¦

Á
Ý

/
]
Õ
C
°
h
%
8
n
×
m
\
\
È
P
T
À
i
¦
I
U
%
\
i
=
°
Ã




X
S
É
F

<
n
×
m
\
\
]
1
V
À
Õ
Ã
U

X
T

>
m
Õ
B
U

3
(

T
Ä
m
°
Ý
Ù
Ó
W
*
Ô
y


X
T




(

D
¯
)




·
q
S
Á
Ý
[
Î
7
/
Ì
°
O
ˆ
q
§
«
«
¨
20. Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух
третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам
не сосчита
ть этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что
необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по
земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то,
что необрем
енительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху
прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в
виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах
Прощающи
й, Милосердный. (Аль
-
Муззаммиль

Закутавшийся" 73
/
20)


В результате эти 2 аята
оставляются,

и мы смотрим на хадис, Посланник Аллаха
сгвс

сказал:
«Чтение имама достаточно для следующего за ним»
.


Ихт
иляф
,
то ест
ь

противоречие
,

необходим

не для превосходства одного довода перед др
у
гим, а
напротив
ну
жен для того чтобы приложи
ть маскимум стараний чтобы

поставить
во гл
аву

маслахат

(пользу)

шариат
а
.




Приложенные файлы

  • pdf 15905874
    Размер файла: 932 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий