№2 Появление первых цивилизаций


№2 Возникновение первых цивилизаций в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Эмпирический, сакральный и догматический характер знания. Достижения народов Древнего Востока в математике, астрономии, химии и медицине.
Появление первых цивилизаций
Возникновение цивилизации является закономерным итогом развития человеческого общества после перехода к производящему хозяйству. Во-первых, земледелие способствовало оседлости населения. Во-вторых, именно производящее хозяйство дало возможность получать достаточные урожаи для того, чтобы часть общества могла не заниматься постоянным физическим трудом для добывания пищи. Возникла возможность расширить сферу деятельности человеческого общества за пределы сельского хозяйства.До сих пор во многом спорной остается проблема самого первого очага зарождения цивилизации. Практически одновременно в нескольких районах земного шара, особенно благоприятных для земледелия, формируется несколько центров. В 4-м тыс. до н.э. появились два первых очага цивилизации: шумерский — в низовьях Тигра и Евфрата (Междуречье) и египетский — в долине Нила. В середине 3-го тыс. до н.э. в Индии и в начале 2-го тыс. до н.э. в Китае самостоятельно формируются цивилизации.Перечисленные выше цивилизации возникали самостоятельно. Их можно назвать первичными в отличие от вторичных, которые создавались уже под влиянием первичных, заимствуя у них земледельческие, технические, металлургические, культурные достижения.Процессы становления первичных цивилизаций шли очень схоже и практически независимо друг от друга или полностью независимо, как это было в Китае. Это позволяет говорить о существовании общих закономерностей становления первых цивилизаций.Цивилизация всегда базируется на развитом производящем хозяйстве, и прежде всего на земледелии, а также на скотоводстве, которые развивались в тесном взаимодействии. Обмен продуктами земледелия и скотоводства значительно увеличивал возможности питания населения.Важный скачок в развитии производительности труда, в том числе и в земледелии, был сделан с началом использования металлов для изготовления орудий труда. Начинается век металла. Бронза появляется в 3-м тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и скоро получает широкое распространение. Железо начинают активно использовать с конца 2-го тыс. до н.э. в Малой Азии. Необходимо отметить, что освоение металлов произошло самостоятельно в нескольких местах, и все первые центры металлургии теснейшим образом связаны с очагами земледелия. Это заставляет видеть взаимосвязь данных процессов.Наблюдения за календарными циклами и использование этих знаний давали возможность наиболее оптимально планировать земледельческие работы, что также способствовало увеличению урожайности.В очагах первоначального высокоразвитого земледелия произошли демографические взрывы. Такой резкий рост населения является одним из необходимых условий перехода к цивилизации. Увеличение производительности труда и повышение урожайности способствовали возникновению групп населения, которые не занимались сельскохозяйственным трудом, но получали часть урожая. Эти группы можно назвать привилегированными. Возникает слой профессиональных воинов, главной обязанностью которых стала защита остального населения. Жрецы организуют отправление культа и наблюдения за календарем.Отдельной группой населения становятся и ремесленники, которые специализируются на изготовлении орудий труда и других предметов потребления. Происходит окончательная специализация профессий: гончары, ткачи, оружейники, ювелиры и т.д.Появление профессионализировавшихся групп населения расширяло возможности общества поступательно развиваться.На этом этапе развития появляются города, в которых сосредоточивается все более развитое ремесло. Их население уже совершенно не связано с земледельческим трудом. Это отличительная черта города. Здесь сосредоточивается управление окружающей территорией. Присутствие власти требует обязательного наличия в городе дворца, военного гарнизона, храма, торговой площади. Для защиты города начинают окружать стенами.Все более сложные формы жизни общества диктуют необходимость единого управления его административной, хозяйственной, военной, религиозной и другой деятельностью. Институты родо-племенного управления окончательно перестают отвечать потребностям коллектива. Начинают формироваться органы государства и государственного управления. В обществе появляется единоличный правитель, власть которого из выборной становится наследственной.Вводится фиксированный налог на каждого подданного, что дает теперь возможность функционировать государству.Место традиционных, устно передаваемых из поколения в поколение обычаев и традиций занимает писаный закон, действие которого распространяется на всех подданных государства.Появление государства с его централизованной системой управления хозяйством и развитой централизованной ирригационной системой еще больше повышает продуктивность земледелия.Сфера учета продуктов или предметов ремесленного производства, а также развитие религиозной жизни общества уже требуют нового вида передачи и хранения информации. Все возникшие первые Цивилизации разработали свои системы письменности.Первые государственные объединения мы называем городами-государствами, так как их власть пока распространялась только на город и его ближайшие окрестности.С дальнейшим развитием возникает тенденция к объединению нескольких городов в более крупные государственные образования. Наступает период империй, которые силой оружия распространяют свою власть на значительные территории. Однако основой их могущества остается стабильная экономика, а не военный грабеж.Все эти общие закономерности становления цивилизаций проявлялись через специфические внешние формы государственного устройства, искусства, традиций. Несмотря на многочисленные различия, своеобразие, хронологическую разницу, можно говорить о единстве путей развития первичных цивилизаций в Египте, Месопотамии, Китае, Индии.Таким образом, о появлении цивилизации можно говорить при наличии нескольких факторов: городов, население которых не занимается сельским хозяйством; социального неравенства и привилегированных групп населения; государства с его аппаратом управления; государственного права и законов; письменности.Исторические формы науки
Древняя преднаука (или пранаука).
Зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока (Вавилон, шумеры, Древний Египет): астрология, доевклидовагеометрия, грамоты, нумерологии.
Особенности древней преднауки: непосредственная связь с практикой; рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый, догматический характер знания.
Процесс вызревания научно-теоретического сознания связывается нами с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от преднауки к науке.
Зарождение научных знаний на Древнем Востоке и их особенности
Существует гипотеза, согласно которой из Древнего Египта пришли основные знания и тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, откуда заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим. Уже в 6-4-м тысячелетии до н. э. цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания – геометрия, анатомия, акустика, музыка, магия и философия – имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.
В 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие. Природно-климатические условия страны, в частности, происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян, стабильный ритм жизнедеятельности страны. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Однако это традиционное, исходящее из социальной природы познания объяснение возникновения той или иной области знания. В контексте же египтологии существует версия, согласно которой основные знания точных наук египтянам были переданы от более древней цивилизации; иногда упоминают об атлантах и Атлантиде, впрочем, подобные исторические свидетельства упираются в тупик, имя которому – легенда.
Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4-м тысячелетием до н. э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать «детством человечества». Напротив, мощь и и знаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своему «древнегреческому чуду» (как именовалась греческая цивилизаиия), знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве.
Известно, что даже знаменитый Пифагор изучал священную математику – науку чисел или всемирных принципов в храмах египетских жрецов. Он даже носил египетскую одежду и пурпурную повязку на лбу. И правильнее было бы говорить о священном знании Древнего Египта, удочерившего Элладу.
По мнению египтолога И. Шмелева, в настоящее время можно определенно сказать, что не греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в совершенстве изучили и овладели секретами, которые заново открывали впоследствии. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,4), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными. Если следовать утверждению, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной деятельностью. В Древнем Вавилоне математика достигла даже несколько большего развития, чем в Египте. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему исчисления, именно от них идёт традиция делить градус на 60 минут и минуту на 60 секунд. Для умножения и деления они составили обширные таблицы, в том числе таблицы степеней некоторых чисел до десятой степени включительно, пригодные одновременно и для отыскания корней. В Древнем Вавилоне умели решать линейные и квадратные уравнения, правильно вычислять площади прямоугольников, треугольников, трапеций, объёмы куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.
При этом мы не найдём у древневосточных математиков самого привычного нам элемента математики – доказательства. Правила вычисления заучивались как догма и передавались от одного поколения писцов к другому. Порукой верности служила вековая практика. При этом точные и приближённые формулы не разделялись, если только приближённая формула удовлетворяла практическим требованиям. Так, на практике формула прямоугольника, весьма приближённая, применялась в Египте для расчёта земельных участков, форма которых обычно бывала близка к прямоугольнику, и в этом случае давала достаточную точность. И в Индии, и в Китае того времени мы обнаруживаем большой арсенал практических знаний, умение проводить громоздкие операции с большими числами, но не находим основного звена математики как науки – доказательства.
Ответ на вопрос, чем же так оригинальна, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская преднаука, найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников.
left0Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книга мёртвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и т.д.Поскольку исследование древней науки не является самоцелью, - нам важно понять корни, динамику структуры, называемой наукой, постольку задачей предпринимаемого анализа является выяснение реальных возможностей древневосточной культуры генерировать науку.
Соотнесение фигурирующего на Древнем Востоке знания с эталоном научного знания показывает следующее.
1. Наиболее развитая по тем временам (до VI в. до н.э.) в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определённые знания.Разливы рек, необходимость количественных оценок затопляемых площадей стимулировали развитие геометрии: активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловили разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т.д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколений к поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако факт наличия знания сам по себе не конструирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?
Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений, непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма:
а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших;
б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога - покровителя профессии, в рамках профессионального объединения людей (цех, каста), в ходе их саморасширения.
Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке генезиса знаний - принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера.2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет собой не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную активность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука была ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений - фазы Луны и т.п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т.д.) деятельность. В то же время в Древней Греции, астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.
3. Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально- политического устройства древневосточных стран. В Китае, например, жесткая стратификация общества, отсутствие демократии, равенства всех перед единым гражданским законом приводили к «естественной иерархии» людей (наместники неба - правители), совершенные мужи - «благородные» - родовая аристократия и государственная бюрократия, родовые общинники - простолюдины). В странах же Ближнего Востока формами государственности были либо откровенная деспотия, либо иерократия, означавшие отсутствие демократических институтов.
Антидемократизм в общественной жизни отражался на жизни интеллектуальной. Право решающего голоса, предпочтение отдавались не рациональной аргументации, а общественному авторитету. В соответствии с этим правым оказывался не свободный гражданин, отстаивающий истину с позиций наличия оснований, а наследственный аристократ, власть имущий. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания, с одной стороны, и принятые в древневосточном обществе механизмы аккумуляции, трансляции знания, - с другой, в конечном счете приводили к с фетишизации. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «ученость», были жрецы, высвобожденные из материального производства и имевшие достаточный образовательный ценз для интеллектуальных занятий. Знание, даже имеющее эмпирико-практическое происхождение, оставалось рационально необоснованным, пребывало в лоне жреческой науки, освященной божественным именем, и превращалось в предмет поклонения, таинство. Так отсутствие демократии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке её нерациональный, догматический характер, превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство.
Решающим условием перехода от преднауки к науке, объективно способствовавшим образованию зачатков структур, приведших к последующему расцвету рациональной мысли, был отказ от особой «логики» мифа, препятствующей оформлению столь фундаментальных принципов научной идеологии, как непротиворечивость, универсальность, инвариантность и т. п. В уме носителя мифологического сознания, которое на ранних стадиях развития также наличествует у ребенка, все сливается в единое целое, все трансформируется во все, в нём не проводится границы между реальным и нереальным, объективным и субъективным, подлинным и мнимым.
Сакральное (от лат. sacrum — священное) — все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Освященное, святое, заветное. Сакральное противостоит светскому, мирскому.
В Древнем Египте получили широкое развитие математические науки. Одним из крупных достижений было открытие десятичной системы счисления. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия — с высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы, скульптурные монументы. На древних папирусах сохранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария.
Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах.
Геометрические знания в 3-2 тыс. до н. э. использовалось при строительстве пирамид и храмов (постройки для богов). Строительным материалом служил камень. Поражает точность подгонки глыб — между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Самая ранняя — пирамида Джосера, построена около 5 тыс. лет назад. Эта пирамида ступенчатая и возвышается как лестница к небу. Однако самая знаменитая и значительная по размерам — пирамида Хеопса. Строили ее сотни тысяч людей около 20 лет. Высота 147 м (сейчас 137 м), площадь около 55 000 м. Строительство пирамид было разорительно для экономики страны, поскольку истощало казну. К началу 1 тыс. до н. э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали использовать тщательно скрытые от глаз подземные гробницы в Долине царей. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды (хотя древние египтяне боготворили и боялись своих царей).
Другим символом египетской культуры является сфинкс — фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже животного. Сфинкс — это таинственный, многозначный образ. Немецкий философ Гегель считал его символом египетского духа — человеческая голова, венчающая тело животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. Интересно, что древнеегипетские боги часто изображались противоположным способом, в виде человеческой фигуры с головой животного.
Велики достижения народов Древнего Востока в накоплении научных знаний. В Месопотамии большого развития достигли математика и астрономия, оказавшие влияние на греческую науку. Шестидесятеричная система счета, созданная в Месопотамии сохранилась до нашего времени в делении круга на 360 градусов, часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Жители Месопотамии были знакомы с медициной, включая хирургические операции. Сохранившиеся документы свидетельствуют о зачатках филологии (шумеро - аккадские словари), истории (списки царей и их деяний), химии, ботаники и фармацевтики (специальные термины и рецепты).
В Древнем Египте также получили значительное развитие математика и астрономия в связи с практической потребностью проведения мелиорационных, ирригационных и строительных работ. Египтяне ввели десятичную систему исчисления, год делили на 365 дней (12 месяцев по 30 дней + 5 дней). В Египте отмечали положение звезд на небесном своде, группировали их в созвездия, использовали солнечные и водяные часы. Развитию анатомии и медицины способствовал египетский обычай мумификации трупов. Египетские врачи умели производить различные хирургические операции. К научно - техническим достижениям древних китайцев принадлежит изобретение способа производства бумаги в I в.н.э. и технологии производства фарфора. В Китае также получили развитие математика и астрономия, здесь впервые появился компас. Высокого уровня в Китае достигла историческая наука, ее крупнейшим представителем был Сыма Цянь, живший в I в.н.э.

Приложенные файлы

  • docx 15897823
    Размер файла: 34 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий