ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕ..

Министерство образования РФ
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оренбургский государственный педагогический университет
Факультет повышения квалификации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ПРЕДМЕТУ
 
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила: старший преподаватель
Е. В. Михеева
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2007
 
Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования
 
 
План
Актуальные проблемы становления экологической субкультуры.
Ребенок в экологической субкультуре.
Основные понятия: экология, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мышление, экоцентризм, экологическая субкультура.
 
Тезаурус:
 
Понятие
Определение

Экология
- наука, исследующая среду обитания живых существ, отношения между ними и законы функционирования экосистем.

Экологическое образование
- приобретение человеком экологических знаний, умений и навыков.

Экологическое воспитание
- усвоение человеком экологических знаний, а также особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию. В отличие от обучения предполагает не только интеллектуальный аспект, но и моральный.

Экологическая культура
- знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработка чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Экологическое сознание
- совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.

Экологическое мышление
- мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т.е. мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность.

Экоцентризм
 
- мировоззренческий взгляд, фиксирующий то, что все виды дикой природы и экосистемы являются морально значимыми и требуют большей моральной заботы, чем отдельные особи.

Экологическая субкультура
- качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях по отношению к природе, к окружающему миру и окружающим людям, к своему здоровью (физическому, психическому, нравственному, эмоциональному); быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни.

 
 
Содержание лекции:
 
1. Актуальные проблемы становления экологической субкультуры
В последние годы прошлого века шли поиски и исследования специалистов в области экологического образования – шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (С.В.Алексеев, С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасова, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.
Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности (С.Н. Николаева).
Главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей (И.Д.Зверева, И.Т.Суравегина). Процесс становления экологической культуры изучался всесторонне (теоретически и экспериментально). Экологическая культура была определена как часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности (В.А.Игнатова).
Однако существующие в современном общественном сознании взгляды на характер отношений общества и природы не только не соответствуют потребности в сохранении среды обитания человечества, но и являются одной из причин экологического кризиса. Вследствие этого, в имеющейся обширной теоретической литературе по данной проблематике наблюдаются некоторые недоработки.
Так, отсутствуют работы, в которых ставился бы вопрос о необходимости прийти к тому или иному решению основного вопроса восприятия человеком себя как части природы, «благоговении перед жизнью», активной деятельности по сохранению разнообразия живого, признании самодостаточности природы.
За последние 20-25 лет были сформулированы методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.
Однако, психолого-педагогические исследования (Е. Б. Амирова, Н. С. Дежникова, А. А. Калмыков, В. А. Ясвин и др.) показывают, что уже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками и приемами природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение – связь между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем развития отношения личности к природе. Школьники же прекрасно видят противоречие между тем, что им говорят на уроках и тем, что происходит на деле. Усвоенные экологические нормы не становятся личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Да, молодое поколение знает основные законы природы; понимает необходимость считаться с этими законами и руководствоваться ими в деятельности, но, оказавшись вне значимого для него социума, в «не экологической» субкультуре (имеется в виду субкультура как социальное образование), стремление к оптимальности природопользования зачастую пропадает, пропадает и чувство ответственности к природе, окружающей человека среде, здоровью своему и других людей.
В настоящее время назрела необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе, которое явится основой обоснованных с точки зрения законов экологии поступков, поведения и деятельности человека, действий, экологически сообразных социоприродной среде, что, в свою очередь будет способствовать становление экологической субкультуры подрастающего поколения.
В существующих исследовательских работах не вскрывается основное противоречие между проявлением отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т.д.) и формированием глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т.д.). Не анализируется суть основного противоречия экологического образования, которая заключается в переходе от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку как стилю жизни.
В работах, посвященных анализу развития личностно-социально-значимого отношения человека к природе, процесс становления отношений человека и природы в качестве элементов внутренней культуры личности рассматривается поверхностно. А ведь именно в этом аспекте уровень экологического сознания, уровень культуры это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.
Уровень экологической культуры зависит от наличия экологических субкультур в обществе и включенности человека в ту или иную экологическую субкультуру. Отсутствие экологической субкультуры населения приводит к тому, что экоцентрическое сознание формируется только «внешне», но внутренние, личностно-социально-значимые нравственно-ценностные установки продолжают носить антропоцентрический характер.
Прежде чем говорить об экологической субкультуре следует определиться, что следует понимать под этим понятием. Это необходимо сделать потому, что на сегодняшний день само понятие «субкультура» имеет несколько разных трактовок. Субкультура – это самобытность человека, которая не растворяется в общей культуре, но и не безразлична к ее существованию. А общая культура, в свою очередь, не безразлична к реализации самобытной культуры человека. Хотя любой человек овладевает прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивая социальный опыт предшественников, но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.
Понятие «субкультура» в научной литературе трактуется еще и так: «1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию... В ряде случаев... группы поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе... развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы, хотя и не противостоящие культуре как целому, но все же имеющие существенные особенности... ».
Таким образом, мы можем обобщить, что, во-первых, субкультура есть форма позитивно-творческой, позитивно-созидательной связи человека со своим внутренним миром, с другими людьми, с окружающим миром; она имеет внутреннюю установку на достижение высших ценностей, на подсознательном уровне устремлена к идеалу; во-вторых – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [3,236].
Экологическая субкультура – понятие новое в современной теории и методике экологического образования, рассматриваемое как одно из звеньев общей экологической культуры, как та ее составляющая, которая формирует внутренний мир личности, пропускается через собственное «Я» и оформляется с учетом индивидуального видения каждого отдельного человека.
При этом, в рамках экологической субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой экологической культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но не обязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной экологической культуры, поскольку первые оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры.
Человек, состоящий в экологической субкультуре, обладает планетарным экоцентрическим сознанием, считает себя и каждое другое проявление жизни на Земле частью общей для всех Вселенной (мыслит глобально); ответственно относится к природе, к людям и окружающей среде из личностно-социально-значимых нравственно-ценностных побуждений; никогда не позволяет не только загрязнения внешней среды, но и загрязнения своего внутреннего мира, собственной духовной памяти и сознания (действовать локально начиная с себя).
При рассмотрении проблемы становления экологической субкультуры молодого поколения необходимо помнить о том, что каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя. Поэтому одна из задач экологического образования состоит в том, чтобы направить выбор субкультуры детьми и молодежью в нужное русло, то есть, чтобы субкультура носила экологический характер и, имея свой обязательный набор характерных черт, все же не шла вразрез с традиционной экологической культурой .
Специального рассмотрения требуют вопросы становления экологической субкультуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей личности. Из-за безжалостного отношения к природе люди стали терять нравственно-духовные качества, являющиеся основой гармонично развитой личности. Выход из сложившейся ситуации – становление экологической субкультуры молодого поколения, которое невозможно без понимания окружающей природы и бережного отношения к ней.
При успешном становлении экологической субкультуры на каждом отдельном возрастном этапе и в рамках различных социокультурных базовых систем (детская субкультура, молодежная субкультура, субкультура педагогов, ученых и т. д.), а также при преемственной взаимосвязи между данными этапами и системами, резко возрастет общая экологическая культура населения, так как каждая субкультура, в отличии от базовой культуры, в которую первая включена и является ее составной частью, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры.
 
2. Ребенок в экологической субкультуре
Актуальность проблемы становления экологической субкультуры детей дошкольного возраста обусловлена тем, что чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира могут быть успешно решены только при условии повышения экологической культуры общества в целом и становления экологической субкультуры подрастающего поколения.
Нас, во-первых, интересует субкультура детская – все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми, во-вторых, субкультура экологическая как одно из проявлений «экологической культуры вообще», которое охватывает собой сферу отношений человека к природе. Речь идет не о любых отношениях, а о тех и в той мере, в которых и в какой мере представлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы. И, в-третьих, становление экологической субкультуры детей дошкольного возраста.
Субкультура – это относительно целостное явление, которое включает в себя: ряд ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфические увлечения, вкусы и способы времяпровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социокультурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности субкультуры в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и условиями жизни ее носителей.
Детство выступает не только «потребителем» культурного опыта взрослых, но и способно к рождению своей субкультуры. Субкультура детей несет в себе собственную систему детской этики, мифологии и эзотерики, в которой фиксируются уже освоенные детьми жизненные ценности. Они закрепляются в «неписанных» законах дворовых игр, традициях честного поведения, справедливого разрешения споров, правилах и ритуалах дружбы и др.
Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития и об экологической субкультуре можно говорить лишь условно. Тем не менее, уже в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Детская субкультура, конечно же, не противостоит целостной национальной культуре, но имеет все же существенные особенности.
Ценностные ориентации носителей экологической субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером данной субкультуры, возрастными, и иными специфическими потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей. В экологической субкультуре детей складыватся начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Такимм образом формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Однако становление экологической субкультуры детей возможно при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами являются носителями экологической субкультуры, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения в нем. Поэтому говоря об экологической субкультуре детей мы имеем в виду и тех взрослых, которые окружают ребенка.
Ценностные ориентации экологической субкультуры детей таковы:

· Понимание природы рождается впервые как чувство, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.

· Природа – это могучий древний источник знаний о мире и человеке.

· Начиная с раннего возраста ребенок должен привыкнуть оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего (Камшилов М. М.).
Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи ценностных ориентаций экологической субкультуры, которые влияют на субъективное отношение к миру природы, на самосознание и самоопределение в нем, на выбор предпочитаемых способов поведения и деятельности в природе.
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений в экологической субкультуре детей не имеют существенного различия по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы не противоречат общественным, а дополняют и трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей экологической субкультуры. Экологический характер субкультуры охватывает практически всю жизнь ее носителей; нормы регулируют поведение, взаимодействие с природой и взаимоотношения друг с другом и с окружающим социумом. Мы выделили следующие особенности нормативной регуляции:

· эмоциональная отзывчивость на красоту природы;

· бережное, заботливое, гуманное отношение к природе;

· устойчивое познавательное отношение к природе;

· нетерпимое отношение к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.
В каждой субкультуре существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для него жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т. п. Применительно к экологической субкультуре детей мы предполагаем, что в ней не должно быть жесткой статусной структуры, но тем не менее предлагаем выделять такие градации: родители детей как носители общей экологической культуры, сотрудники ДОУ как носители детской экологической субкультуры, воспитатель как источник научных и практических знаний, ценностных ориентаций, пример поведения и деятельности, дети в роли дежурных, наблюдателей, зеленого патруля, туристов, артистов, художников и т. д.
Носителей определенной субкультуры отличает набор предпочитаемых ими источников информации. Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей. Применительно к экологической субкультуре детей мы рекомендуем использовать такие источники информации как каналы межличностной коммуникации, художественные произведения, научно-популярные журналы, передачи радио и телевидения, произведения искусства, рассчитанные на носителей данной субкультуры.
В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни. Мы рекомендуем организацию интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов в самостоятельной деятельности детей и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, походы, общение и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по экологическому воспитанию.
Жаргон – своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Применительно к детской субкультуре мы считаем нецелесообразным использование жаргона и рекомендуем употреблять в речи и знакомить детей с терминами экологического, ботанического, биологического, астрономического и другого характера.
В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Мы считаем, что в становлении экологической субкультуры детей важную роль играет русский национальный фольклор, так как вся многогранная русская культура теснейшим образом «переплетена» с природой. Большинство исследователей сходятся на том, что «экологическая культура» – это часть общечеловеческой культурной традиции, она тесно взаимосвязана с развитием цивилизации и человеческого общества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, А. П. Печко и др.) Также исследователи едины в том, что «спасти нашу планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием и владеющая народными природоохранными традициями». Фольклор поэтизирует русскую природу – и реки могучие, и степи раздольные, и поля широкие – и этим воспитывает любовь к ним. В произведениях фольклора создан образ русской земли. В этом выражается патриотизм тех, кто сложил былины и песни, т. е. патриотизм народа.
 
Литература
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416с.
Барышникова, Б.Г. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов /Б.Г. Барышникова //Педагогический вестник. - 2003. - №1. - С.425.
Борейко, В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. - Киев: Киевский культурно-экологический центр, 2003. - 96с.
Гагарин, А.В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности /А.В. Гагарин //Вестник ОГУ, 2004. - №1. - С.33-37.
Дерябо, С.Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов /С.Д. Дерябо //Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С.45-59.
6.     Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 480с.
7.     Зебзеева, В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» /В.А.Зебзеева //Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С.75-79.
8.     Зебзеева, В.А. Становление экологической субкультуры детства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения /В.А. Зебзеева //Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII преподавательской научно-практической конференции. Т.8. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2007. - 368с.
Зебзеева, В.А. Человек культуры: коллективная монография /В.В. Князева [и др.]; науч. ред. В.В. Князева; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. Книга 3: Воспитательное пространство. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 300с. Глава 5: Эколого-гуманистическое образование: на пути к человеку культуры. - С.127-161.
Зебзеева, В.А. Экологическая депривация и пути её устранения /В.А.Зебзеева //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С.6-10.
Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим /Т. Зерщикова, Т. Ярошевич //Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.3-8.
Клепиков, В.Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина – Добро – Красота» П.С. Клепиков //Педагогика. - 2006.- №2.- С.???
Колесин, И.Д. Феномен субкультуры: моделирование, возможности управления //Изв. РАН. ТиСу. 1997. - №4. - С.156.
Лавриченко, В. Формирование экологической культуры /В.Лавриченко //Педагогика. - 2004. - №3. - С.43-46.
Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы /М.Д. Маханева – М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
Надольная, Т.П. Экологическое воспитание дошкольников в рамках Образовательной системы «Школа 2100» /Т.П. Надольная //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С.6-9.
Назарова, Л.Д. Экология души: позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3. - С.26-40.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях /авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007. -286с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15

Приложенные файлы

  • doc 15880335
    Размер файла: 95 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий