Боевые искусства Японии


Боевые искусства Японии
Боевые искусства, а точнее - воинские искусства, по-японски называются "будо" или "будзюцу". С древнейших времен японцы воевали и соревновались в боевых искусствах, поэтому сейчас практически невозможно сказать, какое из древних воинских искусств появилось первым.
Все японские боевые искусства можно разделить на вооруженные и рукопашные. Отдельно выделяется бадзюцу, искусство езды верхом, которое было важнейшей частью искусства самурая, но сейчас практически не практикуется (из-за дороговизны содержания лошадей в японском климате - в Японии травяные луга быстро зарастают бамбуком). В древние же времена искусство ябусамэ - "конная стрельба из лука" - было основой подготовки воинов из богатых семей.
Сумо
Из всех видов японских боевых искусств сумо стоит на особицу. Оно никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание спорта-соревнования и синтоистского обряда. Большая часть из древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до сих пор.
Правила сумо очень просты - для победы достаточно либо заставить противника коснуться ринга-дохё чем-то, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга, огороженного веревкой-симэнава. Обычно исход поединка выясняется за несколько секунд. Сопутствующие же обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только вмаваси - особую набедренную повязку.
В древности считалось, что сражающиеся борцы своим весом "сотрясают" землю и делают ее более плодородной. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен дошли разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Основой этих диет является огромное количество риса.
Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть сумоистов - выходцы из сельских районов страны. Между соревнованиями они живут вместе с тренерами в особых казармах, где царят военные по строгости порядки. Чемпионы сумо становятся кумирами всей страны и ездят на гастроли подобно поп-звездам.
В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми. Дело в том, что, сотрясая землю, борцы не только делают ее плодородной, но и отпугивают злых духов. Поэтому иногда их нанимали для изгнания болезней из богатых домов и даже целых городов.
В Японии проводится шесть ежегодных национальных чемпионатов по сумо - три в Токио (в январе, мае и сентябре) и по одному в Фукуоке (в ноябре), Осаке (в марте) и Нагое (в июле). Каждый из них длится в течение 15 дней.
Самое большое достижение для борца - стать Ёкодзуна - Великим чемпионом. Это звание присваивается пожизненно. Если Ёкодзуна начинает проигрывать, он просто уходит из спорта. За несколько веков существования системы рангов только 65 борцов были удостоены этого звания.
Принципиально важны для сумо честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено.
В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии (в том числе и в России). Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских Игр.
ДзюдзюцуДзюдзюцу - это не единое искусство, а множество школ по всей Японии, практикующих различные виды рукопашного боя. В настоящее время дзюдзюцу чаще встречается в фильмах и сериалах, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) смогли преобразоваться в коммерчески успешные виды спорта.
Корни большинства школ дзюдзюцу уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления  HYPERLINK "http://anime.dvdspecial.ru/Japan/japhis2.shtml" Токугава, когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств.
В сознании японцев дзюдзюцу связано также с понятиями "магия" и "колдовство". Великие воины древности считались также умелыми магами.
Дзюдо
Дзюдо ("мягкий путь") - самое международно признанное из японских боевых искусств. Оно было создано на основе одной из школ дзюдзюцу в конце XIX века мастером Кано Дзигоро. Именно он сформулировал современные правила дзюдо и реформировал систему боя, положив в ее основу захваты и заломы.
Международная федерация дзюдо была создана в 1952 году, а первый Чемпионат мира по дзюдо состоялся в Токио в мае 1956 года. Уже в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских Игр.
КэндоКэндо - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда было важной частью подготовки японского воина, а во времена Токугава стало сердцем этой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый синай и деревянный боккэн), а также защитные доспехи.
В период Мэйдзи кастовое деление было уничтожено, а ношение мечей - запрещено. Исключение было сделано только для офицеров, которые носили примитивные стальные шашки, использовавшиеся только как церемониальное оружие. Преподавание кэндо было запрещено.
В 1895 году, после Японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занялась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа.
Во время оккупации Японии все боевые искусства были запрещены именно как часть идеологии японского национализма. Однако уже в 1952 году была создана Всеяпонская Федерация кэндо, и началось его преобразование в обычный вид спорта, сохранивший, впрочем, множество изначальных церемоний.
Сейчас кэндо не только популярный вид спорта в Японии, но и часть физкультурной программы японских школ.
КюдоСудьба кюдо - искусства стрельбы из лука - во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, оно практиковалось воинами древности, как и кэндо, оно было забыто после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году была создана Всеяпонская Федерация кюдо, и началось его возрождение как популярного вида спорта.
В древние времена использовались луки разного размера. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо - популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы.
Уже упоминавшееся выше ябусамэ в настоящее время - не вид спорта, а разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств.
Каратэ
Каратэдо ("Путь пустой руки") - древнее военное искусство рукопашного боя, возникшее в Китае и оттуда принесенное на остров Окинава. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому у-шу, чем к японским школам дзюдзюцу.
В течение долгого времени Окинава был сначала независимым государством, а потом - отдаленной провинцией, поэтому практикуемые там боевые техники японцев с "главных" островов интересовали мало.
В 1920 годы мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ всю страну, организовав его настоящую "рекламную компанию". С этого времени каратэ стало частью японской культуры боевых искусств.
В 1964 году была создана Всеяпонская Федерация каратэ, и оно широко распространилось за пределы Японии, в том числе и в России.
Айкидо
Айкидо - система боя, созданная мастером по имени Уэсиба Морихэй на основе школы Айки дзюдзюцу направления Дайто. Ее принципиальное отличие от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Айкидо - искусство защиты и использования силы противника против него самого.
По айкидо не проводятся соревновательные чемпионаты. Тем не менее, оно весьма популярно среди женщин и полицейских как искусство самозащиты и быстрого выведения из строя противника.
Как и каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе и в России.
КобудзюцуКобудзюцу - общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием "нестандартного" оружия - шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на острове Окинава - родине каратэ.
Федерация кобудзюцу России существует с 1997 года.
(ссылки http://anime.dvdspecial.ru/Japan/budou.shtml)
2 Дзюдо - история и "начинка"
Дзюдо (от япон. "путь мягкости, путь гибкости") — это вид боевых искусств, рожденный в Японии, технической особенностью которого является ставка на броски, захваты, удушения и другие болевые приемы. Удары по противнику — не изюминка дзюдо.
Своим появлением на белый свет, дзюдо обязано Дзигоро Кано — молодому японскому ученому и педагогу, в 17 лет начавшему приобщение к единоборствам. В начале Кано интересовался джиу-джитсу — другим древним самурайским боевым искусством. Он обучался у авторитетных мастеров, постигая азы и философию этой борьбы. Но конец ХIХ в. в Японии — это время перемен, которые не обошли стороной и самураев, прерогативой обучения которых была именно техника джиу-джитсу. Самураи постепенно утратили былую славу и отошли в тень, а Дзигоро Кано, "вставший на ноги" во всех смыслах этого слова, решил реформировать джиу-джитсу, сделав упор не на технику, а на физическое и духовное самосовершенствование. Набравшись опыта, все тщательно проанализировав, он создал новую систему борьбы, ДЗЮДО. В 1882 г. Кано открывает собственную школу в храме Эйседзи. Позднее эта школа переросла в ныне всемирно известный Институт Кодокан. В 1883 г. Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита. Открытие школы и создание кодекса наряду с планомерным проведением занятий в Кодокане доказывали, что быть дзюдоистом — это в самом деле путь ("до"), главный постулат которого звучит так: «Максимум эффективности, минимум энергии».
Поначалу было тяжело провести четкое различие между джиу-джитсу и дзюдо. Но Кодокан набирал силу и ощущая угрозу со стороны дзюдо, представители джиу-джитсу объявили Кано войну. Соперничество это продлилось недолго — ученики Кодокана доказали свое мастерство и превосходство над школой джиу-джитсу.
Кано и вправду вложил всю душу в распространение дзюдо. Благодаря его деятельному характеру и неиссякающему энтузиазму, дзюдо вышло за пределы Страны Восходящего Солнца далеко на Запад. Начало продвижения дзюдо на Запад было положено Дзигоро Кано 13 сентября 1889 года, когда он отправился в турне по Европе, чтобы ознакомиться с существующей там системой физического воспитания и одновременно поделиться своими идеями относительно дзюдо. К этому времени дзюдо прочно вошло у себя на родине в быт рядовых японцев, став обязательным предметом в школьной программе. Активно действовали школы для военнослужащих, открывались филиалы Кодокана. Джиу-джитсу уступило позиции новой системе единоборства. Но противостояние продолжалось. В течение 1890 года Дзигоро Кано посетил Лион, Париж, Брюссель, Вену, Берлин, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Гаагу, Роттердам и Лондон.
Поскольку дзюдо все прочнее входило в культуру Японии, активность Кано принесла свои плоды: в 1948 г. состоялся чемпионат Японии по дзюдо. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо. Международная Федерация дзюдо, ИДФ (International Judo Federation, IJF) была создана в 1952, а первый чемпионат мира по дзюдо был проведен в Токио в мае 1956. Уже в 1964 г. дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, проводившихся в Токио, и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта. Прочные позиции удерживает женское дзюдо, у истоков которого стоял сам Дзигоро Кано. Он лично принимал экзамен по технике борьбы у своей будущей жены Сумако.
Дзюдо пришло и в Россию, благодаря Ощепкову Василию Сергеевичу, жившему примерно в одно время с Кано. Родившись на Южном Сахалине и затем невольно став подданным императора, он перебрался в Киото — город, неподалеку от которого родился сам Кано. Ощепков пошел по его стопам, обучаясь дзюдо в русской колонии, достигая успехов и затем открыв свою школу во Владивостоке. Находясь за границей, как и Кано, Ощепков анализировал и дополнял арсенал дзюдо приемами из национальных видов рукопашного боя и постепенно выработал систему, которая впоследствии получила название «самбо». В 1962 г. была создана Федерация дзюдо СССР — в год проведения первого чемпионата Европы.
Техника дзюдо базируется на 3-х главных элементах: ката, рандори и сиай.
1.Ката - представляет из себя воображаемый поединок с противником, когда ученик практикует определенную последовательность движений, доводя их до уровня рефлекса. Цель каты — синхронизировать работу тела для того, чтобы четко и слаженно действовать в боевой ситуации.
2.Рандори — это тренировка, на которой ученики отрабатывают друг на друге серии приемов или конкретных технических движений. Цель рандори — приучить себя применять нужную технику в нужном месте в нужный момент времени и с нужной силой.
3.Сиай — соревновательная практика рандори.
Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. В массовом сознании существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) отмечается поясом красного цвета.
3 Кэндо (яп. 剣道 кэндо:?, рус. путь меча) — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владениямечом,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%83" \o "Кэндзюцу" кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.
Название «кэндо» было создано Обществом воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутокукай, 大日本武徳会), которое появилось в 1895 году. Это направление, произошло от древнего «кэн-дзюцу», где «кэн» (яп. 剣) — это меч, «дзюцу» (яп. 術) — искусство, в котором иероглиф «дзюцу» (яп. 術) заменили на иероглиф «До» (яп. 道)- путь. Тем самым, создав систему воспитания, с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах.
Философия
В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.
Под «законами» понимаются три составных , которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесён в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.
Суть трёх законов изложена в принципе «Ки-кэн-тай но ити», что переводится как «Дух, меч и тело — всё едино».
«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.
Подход к тренировкам
Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.
Как проходят тренировки
Это набросок одного занятия кэндо1. Построение
2. Мокусо (медитация)
3. Поклон сэмёну (лицевая сторона додзё), сэнсэю (учителю) и друг другу
4. Начало тренировки. Если вы занимаетесь в доспехах, то по команде надеваете доспехи.
5. Во время тренировки. Все следуют указаниям инструктора.
6. Окончание тренировки. Все выстраиваются в шеренгу и по команде снимают доспехи.
7. Мокусо8. Поклон сэнсэю, сэмёну и друг другу
9. Пара слов от сэнсэя (или инструктора)
10.Перед уходом из помещения поклон
Цели практикованияФормировать разум и тело,
Развивать сильный дух,
Через правильные и строгие тренировки
Стремиться к совершенствованию искусства Кэндо,
Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
Быть искренним с другими,
И всегда совершенствовать себя.
Это позволит каждому:
Любить свое государство и общество,
Делать вклад в развитие культуры.
И продвигать все человечество к миру и процветанию.
(Концепция кэндо была составлена Всеяпонской федерацией кэндо в 1975 г.)
История
Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четырёх столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание головы противника и ритуальное самоубийство  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8D%D0%BF%D0%BF%D1%83%D0%BA%D1%83" \o "Сэппуку" сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%AD%D0%B4%D0%BE" \o "Период Эдо" Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.
В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю (яп. 一刀流 Итто: рю:?, «Школа одного меча»), Муто-рю (яп. 一刀正傳無刀流 Итто: сё:дэн муто: рю:?, «Истинная школа одного меча без лезвия») и Мунэнмусо-Рю HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8" \o "Википедия:Ссылки на источники" [источник не указан 1382 дня]. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».
В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввёл бамбуковые мечи  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B9_(%D0%BC%D0%B5%D1%87)" \o "Синай (меч)" синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.
С реставрацией  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D0%B9%D0%B4%D0%B7%D0%B8" \o "Мэйдзи" Мэйдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 годавозвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.
Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Патриотизм" патриотическинастроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.
После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.
Через пять лет после окончания войны (1950) американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_c%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%BE&action=edit&redlink=1" \o "Всеяпонская Федерация cпортивного кэндо (страница отсутствует)" Всеяпонская Федерация cпортивного кэндо, названная так из дипломатических соображений. Когда через два года запрет на кэндо был снят, из названия Федерации убрали слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.
После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили организации и клубы кэндо из 44-х стран мира.
В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B9_(%D0%BC%D0%B5%D1%87)" \o "Синай (меч)" синай (яп. 竹刀), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Википедия:Японский язык" ?, «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手?, «предплечье»), защиты для туловища до (яп. 胴 до:?, «торс») и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ?, «подол»).
В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.
Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духаВоина.
Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человекелюбовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.
(ссылки http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%BE)
4 КюдоЦель
Кюдо может практиковаться как искусство или способ медитации, но основное большинство занимаются кюдо как спортом, с тренировкой правильности выполнения техники и, следовательно красоты исполнения выстрела, как основной целью. Главный принцип кюдо — сэйся сэйтю (яп. 正射正中 сэйся сэйтю:?, «правильный выстрел, точно в цель») — который означает, что соблюдение нобиай (яп. 伸合?, «процесс растяжения лука») даёт более естественный выстрел, что и приводит к попаданию. В соответствии с этим многие кюдока (яп. 弓道家 кю:до:ка HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Википедия:Японский язык" ?, «идущий по Пути Лука») верят в важность соревнований, экзаменов и любой возможности, которая позволяет совершенствовать свою технику.
ДодзёДодзё (яп. 道場?) для кюдо может различаться по стилю и дизайну в зависимости от школы и страны. В Японии большинство додзё состоят из: входа справа или сзади по направлению стрельбы; основной зоны, выстланной обычно деревом и высотой потолка четыре и более метров; большой промежуточной зоны, обычно, под открытым небом; места для установки цели, матоба (яп. 的場?), по стандарту, на расстоянии 28 метров от края основной зоны; места для судей или зрителей справа по направлению стрельбы; необязательной комнаты для практики стрельбы в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0" \o "Макивара" макивару, возможно просто в части основной зоны.
Материальная часть


Юми

Стрелы


Виды наконечников (ядзири)


Малая мишень: хосимато (слева) и касумимато (справа)


МакивараЮмиОсновная статья:  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BC%D0%B8" \o "Юми" Юми
Юми (яп. 弓 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Википедия:Японский язык" ?) — представляет из себя лук длиной более 2х метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх).
Я
Стрелы (яп. 矢 я?) — традиционно изготавливались из бамбука, с оперением из перьев орла или ястреба. Древко стрел по сей день изготавливается из бамбука, хотя многие кюдока используют стрелы из алюминия и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%BE" \o "Углеволокно" углеволокна. Для оперения используются перья птиц, не находящихся на грани вымирания, например перья индюшек и лебедей. Длина стрел выбирается индивидуально, от середины горла до кончиков пальцев левой руки, выставленной горизонтально в бок, плюс пять и более сантиметров. В зависимости от того, с какой стороны птицы брались перья для оперения, они могут по-разному загибаться и в полёте будут вращать стрелу по или против часовой стрелки. При вращении стрелы по часовой стрелке её называют хая, в противном случае отоя. Стреляют такими стрелами попарно, начиная с хая. Обычно комплект содержит шесть стрел, три хая и три отоя (также может идти специальная стрела макиварая без оперения, для стрельбы в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B4%D0%BE" \l ".D0.BC.D0.B0.D0.BA.D0.B8.D0.B2.D0.B0.D1.80.D0.B0" \o "Кюдо" макивару).
КакэЮгакэ (яп. 弓懸け?) или просто какэ — перчатка на правую руку. Основных типов два — жёсткая и мягкая. Жёсткая какэ имеет жёсткий большой палец со специальным выступом, за который цепляется тетива. Также какэ различаются по количеству пальцев, на которые она надевается. Существует как какэ только на большой палец, так и на все пять пальцев. Однако наибольшее распространение имеют трёх- (мицугакэ) и четырёх- (ёцугакэ) пальцевые какэ, как официально разрешённые Федерацией Кюдо.Ёцугакэ может использоваться с более сильными луками, где, для более сильного хвата, могут использовать не средний палец, а безымянный. Под какэ надевают специальную ситагакэ из хлопка для впитывания пота и защиты руки, количество пальцев ситагакэ соответствует используемой какэ.
МунэатэМунэатэ (яп. 胸当て?, «нагрудник») — защищает грудь от случайного удара тетивой. По-настоящему имеет смысл надевать только женщинам, но бывают и исключения, например при использовании повседневной одежды когда есть риск зацепиться тетивой за её отдельные элементы (пуговицы, застёжки). На более высоких уровнях теряет смысл, так как при правильном выстреле лук проворачивается в руке против часовой стрелки и совсем не задевает грудь.
МатоМато (яп. 的 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Википедия:Японский язык" ?) — мишень. Делится на два типа: омато (яп. 大的 о:мато?, «большая мишень») и комато (яп. 小的?, «малая мишень»). Диаметр омато составляет 158 см (52сун). Устанавливается на расстоянии от 55 до 90 метров. Диаметр комато — 36 см (12 сун). Устанавливается на расстоянии 28 метров. По рисунку комато подразделяется на касумимато (яп. 霞的?) и хосимато (яп. 星的?). Касумимато — мишень с круговой чередующейся черно-белой разметкой, 3 чёрный круга и 3 белых, начиная от центра с белого (7,2 см, 3,6 см, 3,0 см, 1,5 см, 3,0 см, 3,3 см). Хосимато — белая мишень с чёрным кругом в центре (12 см).
МакивараМакивара (яп. 巻藁?, «скатанная солома») — мишень для отработки техники стрельбы. Стрельба в макивару ведётся на расстоянии 1-2 метров.
ЦурумакиЦурумаки (яп. 弦巻?) — катушка с запасной тетивой.
Техника
При стрельбе лук держится в левой руке, а тетива натягивается правой. Варианта для левшей не предусмотрено. Стрельба ведётся из положения левым боком вперёд, параллельно линии выстрела. В отличие от обычной стрельбы из лука в кюдо юми натягивается за ухо. После выстрела юми проворачивается против часовой стрелки и тетива оказывается с наружной стороны левой руки, что также является отличием от стрельбы из обычного лука.
Техника стрельбы детально расписана. Согласно Федерации Кюдо и официальной техники существует восемь основных позиции, хассэцу.
Асибуми — переход в стойку для стрельбы. В начальной позиции стрелок стоит левым боком к цели, ноги вместе, левая рука с луком и правая со стрелой (или двумя стрелами) руки согнуты и уперты в бока, верхняя часть лука находится в десяти сантиметрах от пола, голова смотрит вперед. После этого выполняют движения в одном из двух вариантов.
Голову поворачивают влево к цели, левую ногу сдвигают, не отрывая от пола и не сгибая колен, на половину длины стрелы, носок смотрит на 30° влево от центральной линии тела. Правую ногу, не сгибая, подведя к левой и начинают отводить вправо, носок на 30° вправо. После этого голову возвращают, взгляд направлен в пол примерно на 4 метра вперёд.
Голову поворачивают влево к цели, левую ногу сдвигают, не отрывая от пола и не сгибая колен, на половину длины стрелы, носок смотрит на 30° влево от центральной линии тела. После этого голову возвращают и следя за ногами взглядом отводят правую ногу на половину длины стрелы вправо.
В результате носки должны находиться примерно на расстоянии стрелы и под углом 60° друг от друга раскрываясь вперёд, без отклонения линии ног от линии цели.
Додзукури — приготовления к стрельбе, установка стрелы. Стрелок проверяет позицию и стойку. Лук, повернув тетивой вниз, поднимается вертикально на уровень глаз по месту хвата. Правая рука со стрелой заводится за левую за луком и стрела перехватывается левой рукой. Правой рукой, следя за ней взглядом, задвигают стрелу и крепят на тетиве. Лук, отведя левую руку вперёд, упирают нижним концом над коленом левой ноги. Правую руку упирают в бок.
Югамаэ — проверка тетивы и стрелы, формирование позы для начала стрельбы. Взглядом проводят по тетиве вверх и вниз от точки крепления стрелы к ней сантиметров на десять. Затем, проведя взглядом по стреле, проверяют цель. Так же, проведя взглядом по стреле, голову поворачивают в исходную позицию. Правой рукой перехватывают тетиву, большой палец под стрелой, средний палец перехватывает большой в кольцо, указательный, положив на средний, прижимает стрелу к луку. Стрелу кладут на пальцы левой руки. Руки чуть согнуты, локти в стороны . Плечи опущены.
Утиокоси — подъём лука. Голову поворачивают к цели. Лук поднимают перпендикулярно земле, так, что локти находятся чуть выше глаз. Плечи опущены.
Хикивакэ — натягивание тетивы. Сгибая правую руку только в локте, левую отводят в сторону и выпрямляют. Стрела держится параллельно полу. Плечи опущены.
Кай — полное натяжение. Сохраняя параллельность стрелы полу левую и правую руки разводят в стороны. Правая рука, двигаясь по прямой, заходит за ухо. Левую руку вытягивают в сторону. Плечи опущены.
Ханарэ — выстрел. Чуть повернув правую руку, тетиву, лежащую на выступе какэ, освобождают и тут же отводят от тела вправо горизонтально
Дзансин — равновесие духа. Позиция после выстрела сохраняется некоторое время. Стрелок созерцает результат выстрела.
Не входит в хассэцу.
Юдаоси — дополнительное движение, возврат к началу. Руки упирают в бока, голову поворачивают по центру. В случае, если лук при выстреле не повернулся тетивой наружу, опустив верхний конец на пол, лук поворачивают в исходную позицию. Ноги сдвигают вместе начиная с правой.
Ссылки http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B4%D0%BE
5 Карате́[1] или каратэ́[2] (произносится каратэ[3], от яп. 空手道, МФА [ka'ɽate]; каратэ-до: «путь пустой руки») — боевое искусство, система защиты и нападения без оружия, в котором применяются удары и блоки руками и ногами. В отличие от других единоборств Японии , джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приемов, в каратэ степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками или ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела.[4][5]На начальном этапе каратэ представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня каратэ приобрело куда большую известность благодаря показательным выступлениям, демонстрирующим силу удара каратиста. Так, опытные мастера каратэ могут расколоть кулаком глыбу льда, ударом ноги разнести в щепки брус из сосновой древесины толщиной 15 см, разбить локтем или головой стопки кровельной черепицы[4].
Спортивные соревнования проводятся по двум программам карате:  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8D" \o "Кумитэ" дзию-кумите (свободный спарринг) и ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником)[6].
Содержание
1 Название2 История2.1 XIX век2.2 XX век3 Центры обучения4 Карате и Олимпийские игры5 Организации6 Базовые техники и элементы7 Направления, стили и школы карате8 Известные мастера карате9 Система поясов и степеней10 Карате в искусстве11 См. также12 Литература13 Примечания14 СсылкиНазвание
Термин «каратэ» («китайская рука») был введён в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5" \l "cite_note-Edwart_2009-7" [7]. Впоследствии иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гитин Фунакоси (1868—1957), известный мастер и популяризатор каратэ, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает все, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий каратэ должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на все, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“»[4]. Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» появляется в книге «Каратэ кумитэ», написанной в августе 1905 года Темо Ханасиро. Китайско-японские отношения никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению каратэ считалась политически некорректной[8]. Название «пустая рука» (空手) было утверждено на конференции 1935 года, собравшей мастеров различных стилей окинавского каратэ[9]. Позже появилось и понятие «до» — «дорога», в философском понимании путь, направление, жизненная позиция бойца, суть которой заключается в постоянном совершенствовании тела и духа[4].
История
В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8E%D0%BA%D1%8E_(%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)" \o "Рюкю (государство)" Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII векекоролевство Рюкю было завоёвано самураями княжества  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%86%D1%83%D0%BC%D0%B0_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)" \o "Сацума (княжество)" Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям.
XIX век[
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%82%D1%8D" \o "Тотэ" тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
XX век


КумитэК началу ХХ века каратэ уже входило в обязательную программу подготовки личного состава японской армии, ценность каратэ подтвердила ирусско-японская война[7]. В начале века Гитин Фунакоси с группой единомышленников начал пропаганду каратэ сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 г. Гитин Фунакоси открыл первый публичный клуб каратэ в токийском университете Кэйо HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5" \l "cite_note-Edwart_2009-7" [7]. Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоси, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению каратэ, сам демонстрировал его приемы. В 1936 Фунакоси открыл школу, получившую название Сётокан («дом сосен и волн»), где начал преподавать стиль, названный именем школы. Со временем стиль Сётокан стал классическим стилем каратэ. Для него характерны низкие стойки, короткие и резкие удары, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движение бедер является ключом к правильному выполнению всех приемов. Оборонительное движение одновременно является и контрударом[4].
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83_%D0%A2%D1%91%D0%BA%D0%B8" \o "Мотобу Тёки" Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, вЯпонии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
После военного поражения Японии в 1945 американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства за исключением каратэ, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 была создана Японская ассоциация каратэ (JKA) во главе с Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени каратэ стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта[4].
Со временем каратэ становилось всё более популярным во всём мире, в нём ярче обозначилось разделение на спортивное и традиционное направления. Раскол не обошёл стороной и сёто-кан. Сторонники спортивного направления развития каратэ в 1957 году создали Японскую ассоциацию каратэ. В том же году состоялся и первый Всеяпонский чемпионат по карате[6]. В 1963 году вЧикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному Карате[6].
В СССР в 1978 году Спорткомитет издал ряд приказов о развитии карате. В 1981 году был проведён первый чемпионат СССР по карате. Федерация карате России была создана в 2003 году. По данным на середину 2000-х годов в России действовало около 200 клубов карате, где занималось около 200 тысяч человек[6].
Центры обучения
Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, которое окончательно завершилось после Второй мировой войны.
Карате и Олимпийские игры
Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов[10]. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.Рассматривался вопрос о включении карате в Олимпийскую программу 2012 года (XXX летние Олимпийские игры в Лондоне), но этот вопрос не прошёл голосование в МОК. В конце мая 2013 года на сессии МОК и SportAccord в Санкт-Петербурге прошло голосование Исполкома по выбору 3-х видов спорта для включения в Олимпийскую программу с 2020 года. Каратэ было одним из девяти представленных видов спорта, но по итогам голосования в программу Олимпиады не попало. Тем не менее, каратэ остается включенным в программу двух других крупнейших международных организаций, объединяющих многие виды спорта и считающихся партнерами МОК: SportAccord (бывший GAISF, объединяет многие олимпийские и неолимпийские виды спорта) и IWGA (Международная Ассоциация Всемирных Игр, объединяет только неолимпийские виды).
Организации
Каждый крупный стиль карате имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.
В 1957 г. была создана Всеяпонская федерация каратэ-до, в 1959-м — Европейский союз каратэ, а в 1970-м — Всемирная объединённая организация каратэ. В 1990 году ряд организаций объединились во Всемирную федерацию каратэ[en], которая представляет интересы каратэ в Международном олимпийском комитете В настоящее время во всём мире каратэ занимается более 20 миллионов человек[7]. Чемпионаты мира проводятся с 1970, Европы — с 1971[11].
Базовые техники и элементы


Соревнования по катаТренировка базируется на трёх основных техниках:
кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника.
кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ). По дзию-кумитэ проводятся спортивные соревнования. При этом удары не наносятся в полную силу, а лишь обозначаются. Удары могут наноситься руками или ногами по голове или по корпусу выше пояса. Судьи оценивают тяжесть последствий удара, если он будет нанесён реально. Используется система оценок от одного до трёх баллов: иппон, нихон, санбон. Соревнования проводятся в нескольких весовых категориях[6].
ката (型) — формальные упражнения, бой с невидимым одним или несколькими противниками, бой с тенью. Упражнения выполняются в единой цепочке, движения делятся на атакующие и защитные. По ката проводятся спортивные соревнования как в одиночном, так и в групповом разряде[6].
Четыре элемента ката:
бункай (分解) — анализ, объяснение ката;
оё (応用 о: ё:) — применение;
хэнка (変化) — вариации;
какуси (隠し) — скрытность.
В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.
Направления, стили и школы карате


ТамэсивариСтоит разделять направления, стили и школы карате.
Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать ещё во времена появления карате вЯпонии. Так, в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:
Сётокан (松涛館), основатель Гитин ФунакосиГодзю-рю (剛柔流), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%8F%D0%B3%D0%B8,_%D0%A2%D1%91%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D0%BD" \o "Мияги, Тёдзюн" Тёдзюн Мияги
Вадо-рю (和道流), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%86%D1%83%D0%BA%D0%B0,_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B8" \o "Оцука, Хиронори" Хиронори Оцукой
Сито-рю (糸東流), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B8,_%D0%9A%D1%8D%D0%BD%D0%B2%D0%B0" \o "Мабуни, Кэнва" Кэнва Мабуни
Стили возникают непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате. Наиболее известные стили, кроме четырёх уже названных, приведены ниже.
В 1950-е появилось детище  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%8F%D0%BC%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%83" \o "Ояма, Масутацу" Масутацу Оямы —  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%B9" \o "Кёкусинкай" Кёкусинкай (極真会).
В 1970-80-х возник ещё один уникальный стиль —  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5" \o "Асихара-карате" Асихара-карате, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники исабаки, основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%A5%D0%B8%D0%B4%D1%8D%D1%8E%D0%BA%D0%B8" \o "Асихара Хидэюки" Хидэюки Асихара
Косики (甑空手), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0,_%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B8&action=edit&redlink=1" \o "Хисатака, Кайсо Кори (страница отсутствует)" Кайсо Кори Хисатака
Фудокан (яп. 不動館) — стиль карате, созданный в 1980 году югославским мастером Ильёй Йоргой. Наиболее научно обоснованный с точки зрения медицины стиль карате-до
Дзесинмон (Оперативное карате), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D1%8D%D0%B4%D0%B0_%D0%A5%D0%BE%D1%81%D1%8E" \o "Икэда Хосю" Икэда Хосю, использовалось КГБ СССРПрикладное направление карате и боевых искусств, созданное в конце 70-х. Имеет три основные школы или направления.
Уэти Рю (上地流), основанный Камбуном Уэти на острове Окинава
Кёкусин Будокай (яп.極真武道会), основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%BE%D0%BD_%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3" \o "Йон Блюминг" Йон Блюминг
Конно-дзюку — интеллектуальное карате, возникло в 1999 году, основатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B8" \o "Конно Сатоси" Конно Сатоси
Известные мастера карате
Мастер Тани — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D1%84%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD&action=edit&redlink=1" \o "Кофукан (страница отсутствует)" Кофукан
Фунакоси, Гитин — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD" \o "Сётокан" Сётокан
Накаяма, Масатоси — модификатор  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD" \o "Сётокан" Сётокан
Йорга, Илья — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD" \o "Фудокан" Фудокан
Мияги, Тёдзюн — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D1%8E-%D1%80%D1%8E" \o "Годзю-рю" Годзю-рю
Мацумура, Сокон — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D1%80%D0%B8%D0%BD-%D1%80%D1%8E" \o "Сёрин-рю" Сёрин-рю
Итосу, Анко — один из патриархов современного карате
Сокэ Кубота Такаюки — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%83_%D0%A0%D1%8E" \o "Госоку Рю" Госоку Рю
Исао Итикава — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD" \o "Досинкан" Досинкан-карате,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8" \o "Ханси" ханси
Мотобу ТёкиТадаси ЯмаситаАдзума Такаси — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D0%BE" \o "Кудо" Кудо
Хидэюки Асихара — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5" \o "Асихара-карате" Асихара-карате
Травников, Александр Игоревич — оперативное карате, создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B7%D1%91%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE&action=edit&redlink=1" \o "Дзёсиндо (страница отсутствует)" Дзёсиндо
Оганесян, Артур Эдуардович — единственный россиянин, прошедший тест «сто боёв»[12].
Морио ХигаоннаОцукаИкэдаМасутацу Ояма — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%B9" \o "Кёкусинкай" Кёкусинкай
Йон Блюминг — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%91%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5&action=edit&redlink=1" \o "Кёкусин Будокай Карате (страница отсутствует)" Кёкусин Будокай
Кайсо Кори Хисатака — создатель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%91%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D0%B8-%D1%80%D1%8E_%D0%9A%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8D%D0%B4%D0%BE_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8D&action=edit&redlink=1" \o "Сёриндзи-рю Кэнкокан Каратэдо и косики каратэ (страница отсутствует)" Сёриндзи-рю Кэнкокан Каратэдо и косики каратэ
Михаил Владимирович Крысин — Президент Федерации Косики Каратэ России, 8-й Дан.
Конно Сатоси — создатель Конно-дзюкуСистема поясов и степеней
В карате выделяют ученические степени — « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E_(%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4)" \o "Кю (разряд)" кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.
Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя[6].
Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать рубаху  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8D%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B8" \o "Кэйкоги" ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.
Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-карате жёлтый пояс старше синего. Как правило смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:
Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок, 10 и 9 кю)
Голубой пояс — цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю)
Жёлтый пояс — взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю)
Зелёный пояс — распускающийся цвет, уровень зрелости (4 и 3 кю)
Коричневый пояс — зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю)
Чёрный — полнота, мудрость (Даны)
В старых окинавских школах бытовала система градации из пяти поясов, имеющая более практическое объяснение:
Белый - чисто белый пояс новичка
Жёлтый - ученик продолжительное время отрабатывал основную технику и его пояс становился жёлтым от пота
Красный - ученик допускался до кумитэ и его пояс окрашивался кровью в красный цвет от пропущенных ударов
Коричневый - ученик так долго практиковал кумитэ, что цвет его пояса становился коричневым от запёкшейся крови
Чёрный - ученик так долго занимается каратэ, что цвет его пояса становится чёрным от времени
Карате в искусстве
Кинематограф
«Черный пояс» («Kuro Obi»), Япония, 2007 г.
«Обреченный на одиночество» («Kenka karate kyokushinken»), Япония, 1975 г.
«Воин ветра» (Южная Корея, 2004 г.)
См. также
Удары (карате)ТамэсивариТотэОкинава-тэТансудогодзю-рюСсылки http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5
6 Айкидо (яп. 合気道 айкидо?) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B0,_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%85%D1%8D%D0%B9" \o "Уэсиба, Морихэй" Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.
Айкидо[1] акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встрече силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления и развития «духа» и силы «ки».
Содержание
1 Этимология2 История3 Философия айкидо4 Принципы айкидо5 Оружие в айкидо6 Система рангов в айкидо7 Айкидо Айкикай8 Другие организации айкидо9 Примечания10 Литература11 См. также12 СсылкиЭтимология
Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:
Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония[2].
Ки (яп. 気) — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара» (кит.  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8" \o "Ци" ци);
До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».
«Айки» означает «соединиться с силой; стать одним целым с силой универсальной энергии; стать одним целым с энергией жизненной силы».[3]Совместно все три иероглифа примерно означают «путь к гармонии духа». Морихэй Уэсиба говорил о названии следующее:
Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо — Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.
История


Основатель айкидо Морихэй УэсибаКлючевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — город  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8F%D0%B1%D0%B5" \o "Аябе" Аябе. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE" \o "Оомото" Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D1%91" \o "Додзё" додзё: в своём доме Уэсиба постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.
Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.
В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%8D%D0%B4%D0%B0,_%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%83" \o "Такэда, Сокаку" Сокаку Такэда, у которого он изучал  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%BE-%D1%80%D1%8E_%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%83" \o "Дайто-рю Айки-дзюдзюцу" Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B0,_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%85%D1%8D%D0%B9" \o "Уэсиба, Морихэй" Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.
Постепенно отказываясь от методов тренировок  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%BE-%D1%80%D1%8E" \o "Дайто-рю" Дайто-рю и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D0%B3%D1%8E-%D1%80%D1%8E&action=edit&redlink=1" \o "Ягю-рю (страница отсутствует)" Ягю-рю, в 1922 Уэсиба создаёт своё собственноебудо и называет его Айки-будзюцу (Айкидо).
Философия айкидо
Айкидо не является исключительно боевой системой.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%83-%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%83" \o "Джиу-джитсу" дзю-дзюцу,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8D%D0%BD-%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%83" \o "Кэн-дзюцу" кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо — в противовес традиционному  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D1%83-%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%83&action=edit&redlink=1" \o "Бу-дзюцу (страница отсутствует)" бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит тем же убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE" \o "Оомото" Оомото-кё и синтоистские учения.
О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.
Принципы айкидо
Основная статья: Принципы айкидоСреди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику[источник не указан 1383 дня].
Оружие в айкидо
Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).
Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:
Катана — японский длинный меч. Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8" \o "Миямото Мусаси" Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
Танто — нож длиной до 30 см.
Вакидзаси — короткий меч.
Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE_(%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%85)" \o "Бо (посох)" Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
Нагината — японский аналог  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%B0" \o "Глефа" глефы, часто ошибочно называемой «алебардой».
«Характеристики оружия не настолько точны, как в классических школах. Каждый выберет [себе оружие] в зависимости от физического состояния, хвата и равновесия» — цитата по книге Н. Тамуры.[4][уточнить]
Система рангов в айкидо
Основная статья: Система рангов в айкидоСистема рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E_(%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4)" \o "Кю (разряд)" кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться — например, вреальном айкидо их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0" \o "Айкидока" айкидока должен посещать тренировки в течение 2—6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.
Через год после получения высшей ученической степени (1 кю),  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0" \o "Айкидока" айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан — присуждались только ученикам Уэсибы Морихэя.
Айкидо Айкикай

Hombu dojo, 17-18 Wakamatsu Cho, Shinjuku-ku, Tokyo, 162-0056 Japan
Основная статья: Айкидо АйкикайФонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B0,_%D0%9A%D0%B8%D1%81%D1%81%D1%91%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%83" \o "Уэсиба, Киссёмару" Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.
В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.
Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется всё большей популярностью.
Другие организации айкидо
Основная статья: Стили айкидоОснователь Айкидо говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%BE-%D1%80%D1%8E_%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D1%86%D1%83" \o "Дайто-рю Айки-дзюдзюцу" Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.
Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%BE" \o "Будо" будо, после чего заявляли о создании нового стиля.
Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.
Направления, получившие наибольшее распространение:АйкикайЁсинканСин-син-тоицу АйкидоИвама-рюТомики-РюНисио БудоРеальное айкидоПримечания
↑ Russindragon.org Дух Айкидо: универсальная и индивидуальная KI. Уникальность айкидо↑  HYPERLINK "http://www.warodai.ru/" Big Japanese-Russian Online Dictionary (рус.). — Электронный японско-русский словарь на основе Большого японско-русского словаря (С. В. Неверов, К. А. Попов, Н. А. Сыромятников, Н. И. Фельдман, М. С. Цын, В. М. Константинов, под редакцией академика Н. И. Конрада). Проверено 3 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
↑  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%86%D1%83%D0%B3%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%8D" \o "Мицуги Саотомэ" Мицуги Саотомэ Айкидо и гармония в природе. — София, Гелиос, 1998. — С. 22. — 304 с. — ISBN 9667319342↑ Книга Нобуёси Тамуры «АЙКИДО. Этикет и передача традиции».
Ссылки http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE

Приложенные файлы

  • docx 15872632
    Размер файла: 210 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий