Список художественной и научной литературы по Р..

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ


Романтическая элегия

К. Батюшков: «Надежда», «На развалинах замка в Швеции», «Воспоминание», «Мщение», «Мой гений», «Тень друга», «Выздоровление»;
В. Жуковский: «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Воспоминание», «На кончину ее величества королевы Виртембергской», «К мимопролетевшему знакомому гению», «Невыразимое», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель», «Утешение в слезах»;
П. Вяземский: «Первый снег», «Ты светлая звезда», «Я пережил (и многое,и многих», «Сознание», «Смерть жатву жизни косит, косит»
Е. Баратынский: «Дало две доли провидение», «Желанье счастия в меня вдохнули боги», «О счастии с младенчества тоскуя», «Признание», «Оправдание», «Разуверение», «В глуши лесов счастлив один», «Последняя смерть», «Последний поэт», «Недоносок», «Осень», «Пироскаф»;
А. Пушкин: «Погасло дневное светило», «Ненастный день потух», К*** (Я помню чудное мгновенье), «Под небом голубым страны своей родной», «К морю», «Дар напрасный, дар случайный», Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Воспоминание» (1828), «Элегия» (1830), «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил».

Романтическая баллада

В. А. Жуковский: «Людмила», «Светлана», «Кассандра», «Адельстан», «Ивиковы журавли», «Варвик», «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди», «Ахилл», «Эолова арфа», «Мщение», «Гаральд», «Рыбак». «Рыцарь Тогенбург», «Лесной царь», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Суд божий над епископом», «Алонзо»

Дружеское послание

П. Вяземский: «Толстому», «Послание к Тургеневу с пирогом», «К партизану-поэту («Анакреон под дуломаном») и др.
А. Пушкин: «Из письма к Вульфу», «Послание Дельвигу (Прими сей череп, Дельвиг)», «Из письма к Вяземскому», «И. И. Пущину», «Д. В. Давыдову» и др.;
В. Жуковский: «К Тургеневу, в ответ на стихи, посланные им вместо письма», «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину. Послание», «К портрету Батюшкова» и др.;
Е. Баратынский: «К Кюхельбекеру», «Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти», «Н. И. Гнедичу («Нет! В одиночестве душой изнемогая»)», «Богдановичу», «Д. Давыдову», «Н. М. Языкову», «Князю Петру Андреевичу Вяземскому».

Романтическая поэма

В. А. Жуковский: «Шильонский узник»;
К. Ф. Рылеев: «Войнаровский»;
Е. А. Баратынский: «Эда», «Бал» (2 поэмы 2-х разных авторов на выбор).

Русская романтическая повесть

Повести А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, О. Сомова, А. Погорельского, Н. Полевого (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

А.С. Грибоедов

«Горе от ума».

А. С. Пушкин:

Стихотворения: Сожженное письмо, 19 октября (1825 г.), Дружба, Признание (1826 г.), Три ключа, Поэт, Воспоминание (1828 г.), Ты и вы, «Дар напрасный, дар случайный», Утопленник, Поэт и толпа, Приметы, «Зима. Что делать нам в деревне», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», Циклоп, «Что в имени тебе моем?», «Когда в объятия мои», Мадонна, Бесы, «Безумных лет угасшее веселье», Ответ анониму, Заклинание, Герой, Эхо, Гусар, Осень (Отрывок), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», «Вновь я посетил», Из Пиндемонти («Не дорого ценю я громкие права»), «Отцы пустынники и жены непорочны».
Романтические поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан».
Стихотворные повести: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Медный всадник».
Роман в стихах «Евгений Онегин».
Драматургия: «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» (на выбор).
Проза: «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Египетские ночи».



М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: Благодарю!, 1831-го июня 11 дня, Небо и звезды, Ангел, Мой Демон, «Нет, я не Байрон, я другой», «Поцелуями прежде считал», «Я жить хочу! хочу печали», Русалка, Молитва («В минуту жизни трудную»), Дума, Не верь себе, «Как часто, пестрою толпою окружен», И скучно и грустно, «Есть речи – значенье», «Журналист, читатель и писатель», Благодарность, Отчего, Валерик, Завещание, Оправдание, Договор, Сон («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Они любили друг друга так долго и нежно», Тамара, Листок, «Выхожу один я на дорогу», Морская царевна, Пророк, «Нет, не тебя так пылко я люблю».
Романтические поэмы: «Мцыри», «Демон».
Иронические поэмы: «Сашка», «Сказка для детей».
Драматургия: «Маскарад».
Проза: «Герой нашего времени».


Н.В. Гоголь

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
Миргород»: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
«Петербургские повести»: «Нос»», «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Драматургия: «Ревизор», «Женитьба», «Игроки».
Поэма «Мертвые души» (1,2 том).
Духовная проза: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Размышления о божественной литургии».


Гончаров И.А.
Романы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Статьи «Лучше поздно, чем никогда», «Намерения, идеи и задачи романа “Обрыв”», «Предисловие к роману “Обрыв”».

Тургенев И.С.
«Записки охотника».
Повести: «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Поездка в Полесье», «Дневник лишнего человека», «Призраки», «Клара Милич (После смерти)», «Песнь торжествующей любви» (5 на выбор).
Романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» (два романа на выбор).
«Стихотворения в прозе».
Статья «Гамлет и Дон Кихот».



Учебники, хрестоматии


История всемирной литературы: В 9-ти т. – М., 1989-91. – Т. 6,7 История русской литературы второй половины XIX века. Поэзия: практикум: хрестоматия / ред. сост.: Н. Н. Старыгина. – М., 2000. – 438 с. История русской литературы XIX в.: 1840-1860-е гг. Под ред. В. Аношкиной, Л. Громовой. – М., 1998. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. – М., 1997. Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX в.: Учеб. пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература». – М., 1989.


Научная литература
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. – СПб., 1994.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Русские поэты XIX века. – М., 1982.
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968.
Романтизм
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Школа гармонической точности»).
Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. об элегии, дружеском послании).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. – М., 2001.
О русском романтизме. – Л., 1978.
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. – Томск, 1985 (гл. о балладах).

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: Комментарий Л.М. Лотман и С.А. Фомичева. – СПб., 1996.
Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». – М., 1980.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.
Виролайнен М.Н., Беляк Н.В. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Виролайнен М.Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. – СПб., 2003.
Гаспаров Б.М. Поэтический стиль Пушкина. – СПб., 1990.
Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – Л., 1987.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Поэзия действительности»).
Дебрецени Пол. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. – СПб., 1996.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. – Л., 1983.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – М., 1983.
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.
Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. – Л., 1999.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., 1987.
Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
Худошина Э.И. Жанр стихотворной повести в творчестве А.С. Пушкина. – Новосибирск, 1987.
Чудаков А.П. К поэтике пушкинской прозы // Чудаков А.П. Слово вещь – мир: От Пушкина до Толстого. – М., 1992.
Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В мире стихотворного романа. – М., 1999.
Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.
Шмид Вольф. Проза как поэзия: Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. – СПб., 1998.
Шмид Вольф. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». – СПб., 1996.

М.Ю. Лермонтов

Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990.
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени». – М., 1973.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Поэзия личности»).
Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. – 1983. – № 2.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.; Л., 1964.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976 (гл. 6).
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982.
Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б.М. О литературе. – М., 1987.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.; Л., 1961.


Н.В. Гоголь
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.
Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
Гоголь: история и современность. – М., 1985. – 496 с.
Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.
Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).
Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1987.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» Гоголя и мировая традиция // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.
Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.
Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.
Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.
Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.
Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.


И.А. Гончаров
Ермолаева Н.Л. Иван Александрович Гончаров. – Иваново, 1997. И.А.Гончаров. Новые материалы и исследования / Отв. ред. С.А.Макашин, Т.Г.Динесман/. – М., 2000. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. – М., 1970. Краснощекова Е.А. Мир творчества. – СПб, 1997. Лощиц Ю.М. Гончаров. – М., 1986. Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. – Владикавказ, 1985. Мельник В.И. Этический идеал И.А. Гончарова, – Киев, 1991. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. – М.,1992. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. – М.,1996. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. – СПб.,1994. Пиксанов Н.И. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. – Л.,1968. Писарев Д.И. Писемский. Тургенев и Гончаров, Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. Постнов О.Г. Эстетический идеал И.А.Гончарова. – Новосибирск, 1994. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова - романиста. – М.;Л.,1962. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л.,1991. Сердюкова О.И. Гончаров-романист. – Самара, 1994. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». – М.,1990. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров: 1862-1891. – М.,1950. Щеблыкина Л.И. Не три романа, а один. – Пенза, 1997.

И.С. Тургенев

Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. – Л.,1977. Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х гг. – Л., 1983. Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.; Л., 1963. Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.;Л.,1962. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). – Свердловск, 1989. Гражис К. Тургенев и романтизм. О сочетании реалистического и романтического образного отражения. – Казань, 1966. Григорьев А. А. Тургенев и его деятельность // Литературная критика. – М., 1967. Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Вопросы генезиса. – Л.,1980. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. – Тула,1977. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева - романиста. – Тула,1972. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. – Орел,1994. Курлянская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. – М.: Просвещение, 1980.
Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М.,1977. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.,1982. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. 1988. – С.186-200. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М.,1987. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). – Л., 1982. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л.,1975. Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева: 1867-1871 гг. – Л.,1980. Муратов А.Б. Тургенев - новеллист: 1870-1880 -е гг. – Л.,1985. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. – М.,1965. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. – М.,1983. Пустовойт П.Г. Тургенев-художник слова. – М.,1987. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. – Красноярск, 1988. Творчество И.С.Тургенева. – Орел, 1991. Типология повествования в прозе И.С.Тургенева. – Чебоксары, 1993. Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин». – М..1968. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. – М.,1969. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.,1979. Якушин Н.И. И.С.Тургенев в жизни и творчестве. – М., 1998.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ /ЗАЧЕТУ

Романтическая модель мира. Личность и конфликт в романтизме.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-28.
Манн Ю. В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – С. 27-36.
Эткинд Е. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. – М., 1998.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985. (глава 1-я).


Категория «невыразимого» в понимании романтиков.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 22-28.
Манн Ю. В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – С. 27-36.
Эткинд Е. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 вв. – М., 1998.


«Беззаконный жанр»: русская романтическая баллада – балладное двоемирие, герой, конфликт, эстетика фантастического

Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978.
Маркович В.М. Балладный мир Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
Немзер А.С. Время и баллады Жуковского // «Свой подвиг свершив» - М., 1987.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. – Томск, 1985 (глава о балладах).
М. Цветаева. Два лесных царя // Марина Цветаева. Об искусстве. М., 1991 или : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Плачевной музы глас» (Д. Сумароков): эволюция жанра элегии
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: "Элегическая школа". Спб., 1994.
Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. об элегии, дружеском послании).
Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лермонтовская энциклопедия  / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) М.: Сов. Энцикл., 1981 (см. «элегия») или: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973. 
Фризман Л.Г. Три элегии // Искусство слова. М., 1973. 

Жанр дружеского послания: образы автора и адресата послания, «домашняя» семантика, стилевая и композиционная свобода.
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» / РАН. Ин-т рус. лит. СПб.: Наука, 1994. 240 с.
Вацуро В.Э. Продолжение спора (О стихотворениях Пушкина «На Александра I» и «Ты и я») // Звезда (СПб.). 1999. № 6. С.142–159.
Виролайнен М.Н. Две чаши (Мотив пира в дружеском послании 1810-х гг.) //
Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижн. Новгород, 1994. 464 с.
Кузнецов П.В. Жанр послания в русской лирике 1800-х – 1810-х гг: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2001. 21 с.
Магомедова Д.М. Идиллический мир в жанрах послания и элегии // Болдинские чтения. Нижн. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1999. С.5–12.
Маркин А.В. Дружеское послание 1780–1820-хх гг. и традиции Анакреона и Горация в русской литературе // Модификации художественных
систем в историко-литературном процессе. Свердловск: УрГУ, 1990. С.18–26.
Поплавская И.А. Послание в творчестве поэтов пушкинского круга // Проблемы метода и жанра: сб. ст. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1994. Вып. 18. С.84–102.
Рябий И.Г. Жанр дружеского послания в лирике Е.А.Баратынского // Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской
литературе конца XVIII – начала XIX в. М.: МОПИ, 1988. С.64–72.
Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе / АН СССР; изд. подг. И.М.Семенко. М.: Наука, 1977а. С.433–492. (Лит. памятники).
Чубукова Е.В. Жанр послания в творчестве Пушкина-лицеиста // Рус. лит. 1984. № 1. С.198–209.

Русская романтическая поэма: тип героя, сюжет и конфликт, стиль повествования (на материале романтических поэм Пушкина, Жуковского, Рылеева – на выбор.)
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – Гл. 2-3.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 2-3.

Проза русских романтиков (повести А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, О. Сомова, А. Погорельского, Н. Полевого – на выбор).
История романтизма в русской литературе (1825-1840). – М., 1979. – Гл. 2.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 7.
Сахаров В. Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках. – М., 1984. – С. 152-254.

Драматургическое новаторство Грибоедова: конфликт, жанр, система персонажей, мотивы, проблема ума в комедии, соотношение образов Чацкого и Репетилова, функция образа Софьи, мотив глухоты в комедии.
Гончаров И.А. Мильон терзаний. Люб. Изд.
История русской драматургии XVIII – первой половины XIX века. – Л., 1982.
Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии Грибоедова «Горе от ума» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.
Маранцман В.Г. «горе от ума» А.С. Грибоедова. – 2-е изд. – М., 1974.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. – СПб., 2001.
Финк Э.Л. Вечно живая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература и общечеловеческие ценности. – Самара, 1996.



Пушкин: грани человеческой личности. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина.
Абрам Терц (А. Синявский). Прогулки с Пушкиным. – СПб., 1993.
Вересаев В. Загадочный Пушкин. – М., 1996.
Гершензон М. Мудрость Пушкина. – Томск, 1997.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., 1983.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Гаспаров Б.М. Поэтический стиль Пушкина. – СПб., 1990.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл. «Поэзия действительности»).
Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – Л., 1970.
Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. – Горький, 1985 (гл. об элегии, дружеском послании).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
Красухин Г.Г. Покой и воля: Некоторые проблемы пушкинского творчества. – М., 1987.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. – М., 1987.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. – М., 1983.
Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. – М., 1981.
Сквозников В.Д. Лирика Пушкина. – М., 1974.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.
Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. – М., 1980.


«Евгений Онегин» как «роман в стихах». Специфика жанра. Автор-творец, автор-повествователь и автор-персонаж в романе. Лирические отступления и их функция. «Онегин» как 2роман о героях» «роман об авторе» и «роман о романе» (Ю.М. Лотман)

Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. – М., 1990, или та же работа в издании: Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999. – С. 17-46.
Грехнев В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина “Евгений Онегин” // Там же. – С.100-109.
Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения “Евгения Онегина” // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.30-106.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – М., 1983.
Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. – Л., 1999.
Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.
Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб, 1999. (Гл. I, III).
Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В мире стихотворного романа. – М., 1999.
Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. – Горький, 1982.


«Проста» или «сложна» пушкинская проза? Где искать «мысли» в пушкинской прозе?

Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974. (гл. «Пушкин и Белкин»; «Повествование в прозе», «Повести Белкина»).
Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. – М., 1989.
Дебрецени Пол. Блудная дочь. Подход Пушкина к прозе. – СПб., 1996 (гл. 1, 2, 3).
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., 1987.
Чудаков А.П. К поэтике пушкинской прозы // Чудаков А.П. Слово вещь – мир: От Пушкина до Толстого. – М., 1992.
Шмид В. Проза как поэзия.- СПб., 1998. С. 61-140.

Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме» Пушкина.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974. – С.186-206.
Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. – М., 1980.
Ласский Ю. Выигрыши и проигрыши инженера Германна, майора Ковалева и художника Чарткова // Литературная учеба. – 1982. – № 1. – С.136-144.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. – С. 136-164.
Чхаидзе Л.В. О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме». В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. – Т. III. – Изд. АН СССР. – Л., 1960. – С. 455460.

Южные поэмы Пушкина. Байронизм Пушкина.

«Медный всадник». Соотношение «человек» - «власть» - «стихия» в конфликте поэмы. Моти оживающей статуи в поэме.

«Борис Годунов». Трагедия русской истории, власти и народа. Смысл финальной ремарки.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: Комментарий Л.М. Лотман и С.А. Фомичева. – СПб., 1996.

Экзистенциальная проблематика «Маленьких трагедий».
Виролайнен М.Н., Беляк Н.В. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Виролайнен М.Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. – СПб., 2003.

«Шуточные» стихотворные повести Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне»).

«Игра» и «игрок» в драме Лермонтова «Маскарад».

История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. – Л., 1982. – С. 368-401.
Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. – Л., 1988. – С. 122-135.
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Манн Ю.В. Игровые моменты в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т.36. – № 1.
Манн Ю.В. Русская литература 19 века: Эпоха романтизма. – М., 2001. – Гл. 11.

«Человеческое» и «сверхчеловеческое» в герое поэзии Лермонтова. Мотивы избранничества, одиночества, сна, смерти в поэзии автора. Поэзия Лермонтова как «поэзия личности» (Л.Я. Гинзбург).

Айхенвальд Ю. Лермонтов // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1996.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974 (гл.: «Поэзия личности»).
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.;Л., 1964.
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976 (гл. 6).
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982.
Мережковский Д.С. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. В тихом омуте. – М., 1991.
Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 263-273.

«Герой нашего времени: двойное время, композиция романа. Загадочен ли Печорин?

Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопросы литературы. – 1983. – № 2.
Ермакова Н.А. Функция игры в структуре «Героя нашего времени» // Молодая филология – 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1998.
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени». – М., 1973.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.
Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982 (или та же статья в другом издании: Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – Том 40. – 1981. – № 4).
Мережковский Д.С. Лермонтов поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Карнавальный мир «Вечеров»
Анненский И. Проблемы гоголевского юмора («Нос», «Портрет») // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.
Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988 (гл. 3; § 3,4).
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.

Фантастика Н. Гоголя: явная – завуалированная – нефантастическая.

Анненский И. Проблемы гоголевского юмора («Нос», «Портрет») // Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Гончаров С.А. Гоголь в религиозно-мистическом аспекте. – СПб., 1997.
Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1998 (раздел «Гоголь»).
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988 (гл. 3; § 3,4).
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. – М., 1992.

Проблема искусства в «Петербургских повестях» Гоголя.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.
Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С.235-348.
Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.
Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

Драматургия Гоголя («Ревизор», «Женитьба», «Игроки» - на выбор). «миражная интрига» в комедиях.

История эстетической мысли. – Т.3. – М.,1986. – С. 344-361.
Купреянова Е.Н. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Русская литература. – 1979. – № 4, или: История русской литературы. В 4-х т. – Т. 1. – Л., 1982. – С.548-564.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. – С.218-235.
Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.275-304.
Манн Ю.В. Комедия Н. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. С.170-267.
Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" // Анализ драматургического произведения. Л., 1988.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1972. – С. 214-268.
Скатов Н.Н. И.А. Хлестаков – и другие // Гоголь: история и современность. М., 1985. С.281-292.


«Мертвые души» Гоголя. Замысел, специфика жанра. Художественная символика в поэме Гоголя. Роль лирических отступлений и вставных фрагментов (предыстории героев, «Повесть о капитане Копейкине»). Мотив дороги, образная система, детализация.

Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры.– Волгоград, 1991.
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб., 1997.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988. - С. 251-260.
Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.
Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. – М., 1988. – С. 267-320.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.

Духовная проза Гоголя: исповедальное и проповедническое, автор как духовный наставник и духовный ученик.

Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. – М., 1989. – С.156-173.
Гоголь Н.В. Духовная проза. – М., 1992 (Предисловие В. Воропаева).
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб., 1997.
Гончаров С.А. Творчество Н.В. Гоголя и традиции учительной культуры. – СПб., 1992.
Марголис Ю.Д. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Основные вехи истории восприятия. – СПб., 1998.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995. – С.37-45.

Поэтика повестей Тургенева. Символический и реалистический пласты повестей И. С. Тургенева. Роль воспоминания. Трагизм индивидуального существования. Вечные темы.
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979. Дубовиков А.Н. Повести и рассказы И.С. Тургенева (1844-1854) // Тургенев И.С. – ПСС. – М.;Л., 1960-1968. – Т. 5. – С. 522-541. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.,Л.,1962. Гей Н.К. Время и пространство в структуре повествования // Контекст. – М.,1975. – С.213-228. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1971, или: Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. – Ижевск, 1977. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х гг. – Тула, 1977. Маркович В.М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы // Русская литература. – 1984. – № 3. Матюшеко Л.И. О соотношении жанра повести и романа в творчестве И.С. Тургенева. –М.,1971. Мурагов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 гг. – Л., 1980. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство / ШГЭ. – М.,1978. – Т.9. – Стлб. 772 - 779. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика: повествование – предметный мир – сюжет // И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987. – С.240-266. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – М.,1979. Цилевич Л. Об аспектах исследования сюжета // Вопросы сюжетосложения. – Рига,1978.
Поэтика романов Тургенева. Человек в романах И. С. Тургенева. Особенности главных героев. Драматизм соотношения индивидуального и общего. Ключевые мотивы.

Курляндская Г.Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х гг. – Тула, 1977. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула,1972. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л.,1975. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. – Красноярск, 1988. – С.147-188. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика: повествование – предметный мир – сюжет // Чудаков А.П. И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987. – С. 240-266. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. – М., 1969. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – М.,1979 (гл. 2: «Народ, герои и позиция автора»; гл. 5: «Авторские характеристики и образные отношения»).

Система ценностей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Особенности образной системы.

Батюто А. Тургенев-романист. – Л., 1977. Бердяев Н. Русская идея (Русский нигилизм) // Вопросы философии. – 1990. – № 2. – С.87-92, или // Русская литература. – 1990. – № 2, или: О России и русской философской культуре. – М.,1990. – С.156-164. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.,1988. – С.325-349. Манн Ю.В. Базаров и другие // Новый мир. – 1968. – № 10. – С.235-256. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е гг.). – Л. 1982. – С. 109-207. Маркович В.М. О проблематике романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Известия АН СССР. Серия «Литература и язык». – 1970. – Вып. 6. – С.495-508. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л.,1975. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. – М., 1989. – Т.1. – С.458-543. (Из кн.: И. С. Тургенев. Гл. «Отцы и дети» / «Базаров»).

Своеобразие «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

3ельдхейн - Деак Ж. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. К проблеме жанра // Вопросы литературы. – 1990. – № 2. – С. 188-193. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. – Кемерово, 1983. Однодворская Л. О «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева как о поэтическом цикле. – Краснодар, 1979. Озеров Л. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева // Мастерство русских классиков. – М.,1969. Озеров Л. Необходимость прекрасного. – М.,1983. Шаталов С.Е. Структурно-жанровое своеобразие «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева // Проблемы поэтики Тургенева. – М., 1969.

Русская идея и русская действительность в романе И.А. Гончарова «Обломов»: архетип национального бытия в романе, Обломов и Штольц – два типа культуры и миропонимания. Мотив сна. Авторская позиция в романе.

Анненский И. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. – Л., 1979 . – С.251 -271.
Бердяев Н. Русская идея (гл. №1. «Определение русского национального типа. Восток. Запад. Противоположности русской души» и гл. № 2. «Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России, Чаадаев») // Вопросы философии. – 1990. – №1 или // Русская литература. – 1990. – №2.
Гейро Л.С. Роман Гончарова «Обломов» // И.А. Гончаров «Обломов». – Л., Наука, 1987 (серия «Литературные памятники»)
Кантор В. Долгий навык к сну: Размышления о романе Гончарова «Обломов» // Вопросы литературы. – 1989. – №1. – С.149-185.
Кантор В. Имя роковое (Духовное наследие Чаадаева и русская культура // Вопросы литературы). – № 3. – С. 62-85.
Мельник В.И. Философские мотивы в романе Гончарова «Обломов» (К вопросу о соотношении социального и нравственного в романе) // Русская литература. – 1982. – №3.
Мельник В.И. Эстетический идеал И.А. Гончарова. – Киев,1991.
Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров-романист и художник. – М., 1992.
Овсянико - Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. – М.,1989 (гл. «Обломов», «Обломовщина», «Штольц»).
Соловьев В.С. Три речи в память Ф. Достоевского // Соловьев В.С. Литературная критика. – М.,1990.
Тирген П. Обломов как человек-обломок // Русская литература. – 1990. – №3.


15

Приложенные файлы

  • doc 15871699
    Размер файла: 122 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий