Семинар№2Взаимосвязь языка и мышления, языка и..


Семинар по языкознанию №2.Взаимосвязь языка и мышления, языка и общества.
Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Ощущение -  отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе сощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.
Представление - образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Суждение - умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения  сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры. Отражая глубинную семантику речи (и "языкового мышления" вообще), Суждение в этом смысле, в отличие от высказывания, всегда носит оценочный характер.
Умозаключение - умственное действие, связывающее в ряд "посылок" и "следствий" мысли различного содержания; Умозаключение реализует в плане "внутренней речи" присущие индивидуальному (или общественному) сознанию нормы и типы такой связи, которые и являются в каждом отдельном случае психологической основой умозаключения.
Внутренняя речь - речь, обращённая человеком к самому себе (чаще всего в целях планирования своих действий) и осуществляемая во внутреннем коде, т. е. не реализуемая в звучащей речи.
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.Языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.
Вопрос о характере связи языка и мышления является одной из сторон основного философского вопроса о взаимоотношении материи и сознания. Как он решается в идеалистической и материалистической философии? В идеалистической философии мышления «дух» провозглашается первичным по отношению к материи. Материя вторична, она порождена «духом». Применительно к проблеме связи мышления и языка эта концепция имеет несколько разновидностей. Согласно учению младограмматиков, мышление первично и независимо от языка. Язык – это внешняя оболочка для мыслей, параллельно существующее явление, которое самой мысли не передает, а служит лишь физическим средством для привлечения внимания собеседника. Крайней формой субъективного идеализма в языкознании является логический позитивизм в учении Луи Ельмслева, который признает единственной реальностью даже не мышление в целом, а лишь структуру отношений, выявляющуюся в языковой системе. Целый ряд учений исходит из концепций вульгарного материализма. Их создатели стоят на почве наблюдаемых фактов языка и не ищут за ними выражаемых мыслительных категорий. Таким является, например, учение Леонарда Блумфильда, основанное на бихевиоризме. Язык в этом учении понимается как набор сигналов и реакций на голод, жажду и другие физиологические стимулы организма. Мышление как особый феномен в существовании и деятельности человека отрицается, сводится к условным рефлексам животного. В концепции этого типа проблемы связи языка и мышления не существует. С позиций диалектического материализма мышление вторично, оно является свойством высокоорганизованной материи. Это положение лежит в основе диалектико-материалистического определения мышления. Итак, мышление – это работа человеческого мозга, направленная на отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений. Идеальность мышления состоит в том, что оно производно, вторично по отношению к материи. Однако оно существует и имеет материальную основу, что делается вполне очевидным благодаря языку. Как уже упоминалось, язык – вторичная открытая знаковая система особого рода, служащая а) для общения людей; б) для формирования и выражения их мыслей и чувств; в) для интеграции или дифференциации той или иной общности. Основываясь на этих функциях языка, можно сформулировать следующее определение: язык – это вторичная открытая знаковая система особого рода, служащая важнейшим средством общения людей, средством выражения их чувств и мыслей. В систему языка входит знание правил перехода от материальных звуковых сигналов к мыслительным образам и обратно. Сама по себе материальная сторона речевых знаков без такого знания не заключает в себе никакого мыслительного образа. Напечатанный на неизвестном языке газетный лист остается просто бумагой, испещренной черными линиями и завитками. О чем свидетельствует этот факт? О каком отношении языка и мышления он говорит? Он служит подтверждением той точки зрения, согласно которой язык и мышление едины, взаимосвязаны настолько, что существовать друг без друга не могут. Однако может ли это служить достаточным аргументом в пользу того, что язык и мышление тождественны? Что они не имеют хотя бы относительной автономности? Что они не имеют своей специфики? Ответы на эти вопросы даются весьма неоднозначные. Для их осмысления необходимо обратиться к фактам различных наук. Какую же роль играет язык в системе мышления? Действительно ли мышление невозможно без него, и если да, то почему?
Учение младограмматиков о языке и мышлении.
Возникновение школы младограмматиков относится к последней трети XIX в.
Сторонники нового направления выступили с резкой критикой взглядов старшего
поколения языковедов, и за свой молодой задор получили шутливое название
«младограмматиков», которое стало обозначением целого направления.
Становление младограмматического направления связано с именами такихлингвистов, как Август Лескин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Герман
Остгоф (1847-1909), Герман Пауль (1846-1921), Бертольд Дельбрюк (1842-1922)
и др. Эти ученые были связаны с Лейпцигским университетом, поэтому
младограмматиков называют также Лейпцигской школой языкознания. К этому
течению примкнули языковеды других стран: французский языковед Мишель
Бреаль (1832-1915), датские исследователи Карл Вернер (1846-1896) и
Вильгельм Томсен (1842-1927), итальянский ученый Грациадио Асколи (1829-1907), американский языковед Вильям Уитни (1827-1894), лингвисты Казанскойи Московской школ во главе с И.А. Бодуэном де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатовым.Поэтому в широком смысле младограмматизм охватывает всех, кто в основном
разделял новую методологию и практику сравнительно-историческогоисследования.
Манифестом младограмматиков стало предисловие К.Бругмана и Г.Остгофа кпервому тому непериодического издания «Морфологические исследования»
(1878). Принципы младограмматического исследования отражены в книге Г.
Пауля «Принципы истории языка» (1880), в работе Б.Дельбрюка «Введение визучение индоевропейских языков» (1880), в шеститомном издании К. Бругманаи Б. Дельбрюка «Основы сравнительной грамматики индогерманских языков»
(1886-1900), в «Грамматике древне-болгарского (церковнославянского) языка»
(1909) А.Лескина. В наиболее полном и последовательном виде концепция
младограмматиков сформулирована в «Принципах истории языка» Г. Пауля, эту
книгу называют иногда энциклопедией младограмматизма.
Логический позитивизм.
Ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в. Л. п. претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в. (см. ПАРАДИГМА): роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации и формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание. Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами на том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке, - это относилось к таким основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода, бытие, субстанция, дух, материя.
Вульгарный материализм.
Вульгарный материализм (нем. Vulgärmaterialismus) — название, под которым известно философское течение в рамках материализма середины XIX в. Название принадлежит Фридриху Энгельсу. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами, так как они упрощали, с его точки зрения, материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей («мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь»; «нет мысли без фосфора»), отвергали необходимость разработки философии как науки. Человеческая личность объяснялась ими также физиологически («Человек есть то, что он ест» — Молешотт). Для общественной мысли этих авторов (особенно Бюхнера) характерен социальный дарвинизм. Вульгарный материализм популяризировал достижения естествознания и атеизм.
2. Взаимодействие языка с разными типами мышления.
Научная разработка связь языка и мышления стало возможным после учения русского филолога Павлова о двух сигнальных системах в основе первой системы лежит чувственно наглядное восприятие – мышление чувственное животным (эта форма мышления проявляется в поведении направленное на удовлетворение физиологических потребностей. Выделяют единицы этого мышления: ощущение в результате воздействия внешенего мира. Логический строй мышления правила оперирование понятиями и суждениями которые являются общечеловеческими. Основу языка составляет грамматический случай, правила слообразования, построение предложений, необходимое для … мыслей. Эти правила разнообразны в языках. Единство языка и мышления проявляется в том что мысль связанна не с определенным языком, язык является средством общения.
Этапы речемыслительного процесса.
Отражение – констатация, фиксирование через речь явлений объективного мира и внутреннего мира субъекта. Пример: «Я набираю на клавиатуре компьютера текст доклада о мышлении». Отражение осуществляется органами чувств и его результат одновременно или позднее вербализуется (выражается словесно).
Воспоминание – мыслительный процесс, в результате которого воспроизводится отражение, состоявшееся в прошлом. Пример: «Сегодня утром я видела, как на улице шел снег».
Репродукция – процесс воспроизведения интеллектуальных, культурных, духовных знаний, полученных субъектом речемыслительной деятельности в прошлом через книги, живопись, музыку, через других лиц. Пример: «Недавно в город приезжал Путин». Я как речемыслительный субъект не видела Путина своими глазами, приезд Путина не подтвержден моим собственным чувственным опытом. Но я слышала в новостях и читала в газетах о его приезде, обсуждала визит президента с друзьями. Воспроизведение такой опосредованной информации и будет репродукцией. Отражение, воспоминание, репродукция могут осложняться мыслительным процессом интерпретации. Интерпретация – субъективное понимание отраженного, вспомнившегося, репродуцируемого, содержащее также личностную оценку.
Рефлексия – свободное ассоциирование объектов, явлений, состояний, событий, концептов. Чаще всего рефлексия встречается в стихотворных произведениях.
В конкретных текстах чаще всего совмещаются разные типы речемыслительной деятельности.
4. Содержание понятия «внутренняя речь».
Внутренняя речь – это речь непроизносимая, незвучащая, речь “про себя”, обращенная субъектом к самому себе (ср.: внешняя речь). Внутренняя речь может отличаться от внешней лаконичностью, отрывистостью, эллиптическим характером грамматических конструкций II Т. Д.
Основные свойства внутренней речи.
 Лишена фонации, то есть произнесения звуков; она предикативна (опускаются подлежащие, и речь сводится к одним сказуемым); это сокращенная речь — речь без слов.  Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.
5. Речевые зоны головного мозга и их функциональная специализация.
В 1909 году Корбиниан Бродман выделил 52 участка коры головного мозга, отличающиеся по своему строению и функциям. Ниже перечислены важнейшие из них:
1. Чувствительная зона коры (в постцентральной извилине) воспринимает импульсы от тактильных, температурных и болевых рецепторов кожи, а также от проприорецепторов противоположной половины тела.
2. Двигательная зона коры (в предцентральной извилине) содержит в 5 слое коры пирамидные клетки Беца, от которых идут импульсы произвольных движений к скелетным мышцам противоположной половины тела.
3. Премоторная зона (в основании средней лобной извилины) обеспечивает сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону.
4. Праксическая зона (в надкраевой извилине) обеспечивает сложные целенаправленные движения практической деятельности и профессиональных двигательных навыков. Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии).
5. Центр проприоцептивного гнозиса (в верхней теменной дольке) обеспечивает восприятие импульсов проприорецепторов, контролирует ощущения тела и его частей как целостного образования.
6. Центр чтения (в верхней теменной дольке, вблизи затылочной доли) контролирует восприятие написанного текста.
7. Слуховая зона коры (в верхней височной извилине) воспринимает информацию от рецепторов органа слуха.
8. Слуховой центр речи, центр Вернике (в основании верхней височной извилины). Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии).
9. Слуховой центр пения (в верхней височной извилине). Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии).
10. Двигательный центр устной речи, центр Брока (в основании нижней лобной извилины) контролирует произвольные сокращения мышц, участвующих в речеобразовании. Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии).
11. Двигательный центр письменной речи (в основании средней лобной извилины) обеспечивает произвольные движения, связанные с написанием букв и других знаков. Зона асимметрична (у правшей – в левом, а у левшей – в правом полушарии).
12. Стереогностическая зона (в угловой извилине) контролирует узнавание предметов на ощупь (стереогноз).
13. Зрительная зона коры (в затылочной доле) воспринимает информацию от рецепторов органа зрения.
14. Зрительный центр речи (в угловой извилине) контролирует движение губ и мимику говорящего оппонента, тесно связан с другими сенсорными и моторными речевыми центрами. Речевые центры асимметричные, непарные и связаны с рабочей рукой.
6. Единство и особенности языка и мышления.
Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.
Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенные различия.
Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:- мышление предоставляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;- мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;- в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;- мышление определяет уровень языковой культуры;- обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объема понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.).С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:- язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.
7. Общественная сущность языка. Социальные факторы в развитии системы языка.
Общественная функция языка проявляется в том, что он подвержен влиянию социальных факторов это влияние наиболее заметно в фонетической истории языка. В результате влияния соц. Факторов на синтаксис появляются новые словосочетания. Наиболее сильному влиянию социума подвержен словарный запас. Переход слов в пассивный запас, появление неологизмов. О связях языка и общества свидетельствует стилистическая дифференциация языка: зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности языка и от потребности общества. Разные функциональные системы используются в науке делопроизводства. Реакция общества на язык проявляется в социальной дифференциации. Язык объясняется неоднородностью общества. Территориальные и социальные диалекты являются коррективной независимой от воли отдельных представителей не исключается влияние общества (государства) на язык. Способствующая более эффективному функционированию языка (усовершенствование орфографии, пунктуации).
8. Познавательная функция языка.
Когнитивная функция – помогает осуществлять синтез и анализ представляемого. Овладевая языком человек овладевает моровоззрением.
Понятие о языковой картине мира и ее основные свойства.
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой.
Своеобразие – языковая картина мира разнообразна у каждого народа мира, но не смотря на разнообразие язык имееот общие черты у разных народов мира.
Языковая картина мира меняется с развитием общества и получением новых знаний.
Язык направляет познание.

Приложенные файлы

  • docx 15865314
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий