Аникин.образность и стиль.


Аникин В.П. «Образность и стиль».
I Теория стиля.1.Теория стиля разработана недостаточно. Характеристика труда В.В.Виноградова «О языке художественной литературы». «Стилистика. Теория поэтической речи» (языковед):
Историческое развитие языка. Его эволюция.
Неделимая система
Угол зрения языковедческий
Фольклор изучался с точки зрения авторства и народности
Характеристика трудов Г.Н.Поспелова(литературовед):
Единство стилистических форм определяется содержанием произведения
Анализ содержания худ.творчестваСлово как идейно-эстетический феномен
Лингвисты оперируют понятиями, а литературоведы образами. Подход Аникина: от образа к стилю. Сходство 2-х подходов: в любом образе подразумевается понятие. Для образа характерно: ощущение, представление, понятие.
Художественный образ:
Сохраняет признаки понятия.
Предмет познания мыслится в целостности с признаками.
Есть целостность, присущая представлению
Пример: описание кобылки из Былины. Творцам было важно сказать, о микулиной кобылке. Захвачена конкретная картина движения.
Отличие ощущения от представления: ощущение- представление отдельных сторон реальности, представление – восприятие целого, отражение предмета в совокупности признаков.
Фантастический образ худ.изображения связывается с реальностью.
Итог: худ.образ возникает как соединение результатов познания реальности на всех ступенях. Структуру образа образуют: ощущение, представление, понятие.(три гносеологических компонента) Их синтез составляет его главную особенность.
Синтез худ.образа( в данном случае к фольклору):
Ощущения проникаются «духовностью». (поэтической мыслью)
Три компонента могут быть в равнозначны/ один из них доминирует больше 2-х других.Перевес одного компонента порождает эмоционально-экспрессивный стиль. Ощущение:А)Например, в рабочих песнях в припеве акцент падает на трудность работы. (припев может повторяться несколько раз.) Для него характерно присутствие наречий (дружно, сильно…), глаголов(взяли, двинули). Эмоции вытесняют всё остальное. Понятийно-смысловые элементы образуют структуру образности. В припевках могли возникать комические ситуации. Иногда. Смех являлся средством возбуждения энергии. Образ зависит от передачи и восприятия эмоций героя.
Б)Колыбельные песни. Часто происходит нанизывание мотива на мотив. Важна передача эмоций.
В)Считалки. Важны созвучия, обретающие значение счета. Эмоциональная игра. На первом месте ощущения.
Преобладает преставление. Стиль картинно-изобразительный.
А) Загадка. (про лягушку) Она создает внешнее представление. Стремление к внешнему восполняется воспроизведение целого. Не характеризует предмет по существенным признакам. Признаки усиливает загадка.
3. Преобладание понятийных элементов. Возникает стиль иносказательности.
А) Пословицы. Смысл выражен посредством образа. На первый план выступает аналогия. Есть пословицы, где иносказательный смысл переплетается с прямым. ( «Не бойся суда, а бойся судьи») Подразумевает свободную область от того, что в ней прямо сказано.
Б) Сказки о животных. Размышления о смысле сказки приводит нас в область понятийного значения, далёкого от конкретности фантастического действия.
В)Легенды. Заговоры. Песни.
Экспериментаторы в области фольклора разрушают структуру образа. Иногда не соблюдают правило трех компонентов. Если слишком много «красок» использует писатель, разрушается структура образа. (например Велимир Хлебников).
Гармонический или полиэкспрессивный стиль. (напр.эпический рассказ.) Необходима теория трех единств, что бы передать худ.образ. Присутствуют экспрессивно-иносказательные параллели. Широкое распространение клишированных приемов. Психологический параллелизм, эпитеты, и всё остальное, присущее «общефольклорному» стилю.
Заключение:
Структура образа порождает стилистическую характерность.
II Качество образности.
3 компонента.Устанавливаем своеобразие стиля каждого жанра в границах его общего типологического сходства со стилями других жанров. По этому признаку схожи колыбельные и плясовые песни. Схожи: композиция, эмоциональное влияние.
Для колыбельной характерно: мягкие, просящие интонации, повторение однотипных фраз, нередко возникают чистые рифмы, тематические детали взяты из домашнего быта, общий сон нисходит на всё живое, тематическая детализация может касаться счастливой будущей жизни ребёнка, запечатление дремного состояния, спокойствия. Жанровая специфика выражается в функциональном значении.
Для плясовых частушек характерно: источник подъема душевных сил, передача неудержимого веселья, многократно используется глагольная повелительная форма, («ходи») Цель сочинения – дать волю иронии.
Жанр: картинно-изобразительного стиля. (Васнецов. Одна из картин запечатлевает детскую прибаутку) Прибаутка подобна раскрашенной игрушке. Художник прибегал в иллюстрациях к насыщенному цвету.
Вывод:
При анализе стиля необходимо исходить из понимания структуры образности. Разные подходы к изучению стиля можно сблизить. Образность поддается лучшему изучению при обращении к первоначальному источнику художественной культуры – фольклору.

Приложенные файлы

  • docx 15839188
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий