11.2.Общественное движение 1830-1850-х гг.

БЛОК №11.2. Общественное движение 1830-1850-х гг. В XIX в. вопросы развити я страны всегда находились в центре внимания наиболее активных членов о бщества. Они стали предметом оживленных споров и дискуссий как среди лоя льно настроенных к верховной власти, так и среди сторонников революцион но-радикальных социалистических взглядов. (1) Считается, что во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм , л иберализм , революционно-социалистический радикализм (См. таблицу 3 «Основные идейные течения 1830-1850 гг.) Реакцией на выступление декабристов стало нараст ание консервативных настроений в обществе. (2) В это время консерваторы сформул ировали собственную идейную концепцию, идеологом которой был министр н ародного просвещения граф С.С. Уваров . (3) В его теории официальной народности выделялись три основопо лагающих принципа, отличающих Россию от Запада (См. таблицу 1. Правление Николая I (1825-1855 гг.») - православие как осно ва духовной жизни и церковь как опора самодержавия; - самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемл емая для России форма правления; - народность как духовное единение народа с царем. (4) Приверженцами этой теории были историк и Н.М. Карамзин и М.П. Погодин , литераторы Ф.В. Булгарин и М.Н. Загоскин и др. Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция сущест вующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось: - в деятельности в конце 1820-х - 1830-х гг. различных по составу и идей ной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н.В. Станкевича , кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева и др., (13, 14, 15,16) (См. таблицу 4 «Идейные воззрения западников и славянофилов») обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; - в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных теч ений западников и славянофилов ; - в формировании революционно-социалистическом направлени я общественной мысли. (5) Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди ро ссийского дворянства "слепого подражания" Западу. (6) Славянофилы (братья П.В. Киреевский и И.В. Киреевский , И.С. и К.С. Аксаковы , философы Ю.Ф. Самарин и А.С. Хомяков и д р.) защищали идею о великой исторической миссии России. (7) Они ид еализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные до стижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оце нивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественно го устройства России они считали православие, самодержавие и народност ь, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотиз ме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дн и свою актуальность и значимость. (8 ,9 ) В отличие от славянофилов за падники (10) (историки Т.Н. Гр ановский и С.М. Соловьев , литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев , юрист К.Д. Кавелин ) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Р оссия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отс тавание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидир овано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образ овать вместе с Западом "одну общечеловеческую семью". (11) Несмотря на имев шие место разногласия, и западники , и славянофилы лю били Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепос тному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, иници атором которых должна была выступить верховная власть. (12) Разделявший основные идеи западников А.И. Герцен отмечал: "Да, мы бы ли противниками их, но очень странными. У них и у нас запало с ранних лет од но сильное, страстное чувство... безграничной любви к русскому народу, рус скому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотре ли в разные стороны, в то время как сердце билось одно". За свои взгляды пре дставители этих направлений либерального движения подвергались гонен иям со стороны правительства ( 23-27) См. таблицу 5 «Революционные и про светительские кружки 1820-1840 – х гг. ) . (17) На формирование западнической и славян офильской идеологий значительное влияние оказал П.Я. Чаадаев , который первым остро подн ял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П.Я. Чаадаева , Россия - не Запад и не Вост ок. Россия - целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жесто кой критике, он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенци альные силы. (18) Критика крепостничества, царизма, теории официальной народн ости получила отражение в "Философическом письме", опубликованном в 1836 г., за которое П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и отдан под полицейский надзор. (19) Революционеры-демократы ( А.И. Герцен , Н.П . Огарев , В.Г. Белинский ) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступ али против буржуазно-либеральной идеологии. Они развивали идеи утопиче ского социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции. (20) А.И. Герцен сформулировал теорию общи нного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через кр естьянскую общину - готовую ячейку социалистического общества. По мнени ю А.И. Герцена , права каждог о на землю, общинное владение ею и общинное самоуправление есть те начал а, на которых "может развиться будущая Русь". В качестве главных условий по строения социалистического общества в России он считал отмену крепост ного права и ликвидацию самодержавия. (21) В 1840-е г г. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В.Г. Белинский, видевший ее возр ождение "в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждении в р усском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообр азных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности". (22) Заме тную роль в революционном движении в 40-е гг. XIX в. играл кружок М.В. Буташевича-Петрашевского . Члены э того кружка, среди которых были писатели М.Е. Сал тыков , Ф.М. Достоевский , и др., увлекались идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также де кабристов, В.Г. Белинского и А.И. Герцена . Петрашевцы п ропагандировали необходимость уничтожения помещичьего землевладени я и бесплатную передачу земли крестьянам. Как и другие представители рев олюционно-демократического течения, они считали революцию, а не реформи рование "сверху" целесообразным способом социалистического переустрой ства. Петрашевцы выступали за демократию, установление республиканско го правления, политические свободы, ликвидацию национального гнета. В 1849 г. кружок был разгромлен; 21 участни ка приговорили к расстрелу, затем замененному каторгой. Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и о бщества, оппозиционно настроенные представители российской интеллиге нции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России.

Приложенные файлы

  • rtf 14931493
    Размер файла: 46 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий